Реферат по предмету "Экономика"


Разработка теоретических основ переходной экономики Китая и их региональный аспект

Содержание
 
Введение
1. Суть и системный анализ переходности
2. Переходная экономика: пространственное измерение
3. Общественное значение региональных исследований
Выводы
Литература

Введение
Важным вопросом анализапроблематики переходной экономики в Китае являетсяопределение ее места и функций в пространственной плоскости, в частности винтенсивных процессах регионализации, которые трансформируются как внутрипостсоциалистических азиатских стран, так и в их взаимодействии с ближайшимокружением. Эти страны находятся в процессе крупномасштабных изменений, к томуже длительное время – на траектории устойчивого роста. Несмотря на то, что севроцентристской точки зрения переход имеет заранее определенную конечную цель –рыночную экономику, политическое руководство таких стран, как Китай, начавреформы три десятилетия тому назад, ищет другие, альтернативныевосточноевропейскому, пути. При этом Китай воздерживается от полнойлиберализации экономики и практически в любых вопросах избегает «шоковойтерапии» старой системы. Таким образом, в Китае переходность понимают как однуиз фундаментальных черт мировой экономики.
В работе определено место и функции переходной экономики Китая впространственной плоскости. Посредством теоретического и методологическогоинструментария фундаментальнойэкономической теории и ряда прикладных экономических наук отражено общественное значение региональныхисследований в Китае в контексте реформы его экономической системы.

1. Суть и системный анализ переходности
Китайская Народная Республика как страна, которая находится на переходномэтапе развития, имеет экономическую систему с типичными, специфическими имасштабными трансформационными чертами,втом числе и в региональном развитии. Переходность ее экономикиопределяется с помощью теоретического и методологического инструментарияфундаментальной экономической теории и ряда прикладных экономических (преждевсего – переходной экономики, региональной экономики и экономической истории) игеографических (социально-экономической географии) наук. То есть используютсянаиболее продуктивная «трансграничная», или, другими словами, «междисциплинарная»,методология и производные от нее методики. Теория переходной экономики какприкладная экономическая наука развивается в рамках официально признанной в КНРнауки «экономики развития».
Ее основоположником считается известный китайский экономист, выпускникГарварда, профессор Уханьского университета Чжан Пейган. Он первым отметил, чтоконтуры теории переходной экономики четко проступили только в конце 1980-х – начале90-х годов и поэтому она не была известна классикам экономической теории.Теория переходной экономики начала активно развиваться лишь с 1990-х годовблагодаря усилиям как западных, так и китайских ученых.
На сегодняшний день переходная экономика является объектом исследованийво многих институтах и университетах Китая, где созданы научные школы или, покрайней мере, творческие группы ученых. Об активном развитии исследований вобласти переходной экономики свидетельствует значительное количество докторскихдиссертаций, защищенных в конце 1990-х – начале 2000-х годов, и соответствующихпубликаций.
Практически все исследователи, анализируя явления переходности в мировойэкономике, а ее суть – на примере Китая, объединяют макро- и микроэкономическийанализ, отраслевой и региональный разрез проблематики, ее внешнюю инациональную составляющие. Подобный инструментарий широко используется как вкитайских, так и в западных исследованиях переходной экономики КНР. Это даетвозможность определить, насколько страна продвинулась на пути трансформациисвоей структуры и как она противостоит вызовам глобализации мирового хозяйствав пространственном, региональном контексте.
В Китае исследования переходной экономики значительно активизировалисьв связи с необходимостью не только реформировать экономическую систему страны,но и реализовать собственную стратегию. Развитие таких исследований вызвалитакже потребности в индикативном планировании и перспективном прогнозировании(начиная с девятой пятилетки (1996–2000 гг.) и в контексте разработкисредне- и долгосрочных программ развития страны – соответственно, до 2010 и 2050 г.).Этому способствуют новые вызовы глобализации экономических процессов, которыезатронули Китай, особенно во время и после финансово-экономического кризисаконца 1990-х годов. Китай убедился, что совершенная рыночная структурахозяйства во многих странах мира, в том числе в новых индустриальных странах(Республике Корея, Сингапуре, Гонконге, Тайване), обеспечила стабильностьнациональных экономик в период этого кризиса. Так, Сингапур и Гонконгэффективно противостояли кризисным атакам и в дальнейшем удерживали очень высокийрейтинг конкурентоспособности экономики, занимая, соответственно, 2-ю и 3-юпозиции мирового рейтинга.
Что касается постиндустриальных стран, то они практически избежаликризиса конца 1990-х годов. С учетом этого опыта должное внимание в Китаеуделялось и уделяется антикризисному менеджменту в контексте дальнейшегодвижения к постиндустриальному обществу.
Китай одним из первых (хотя и в других, отличных от постсоциалистическихстран, условиях) стал на путь такого перехода, сохраняя при этом поэтапность,определенный темп реформ и стабильный, продолжительный рост экономики. Речьидет, прежде всего, о синтезе новых форм государственного регулирования смеханизмами свободной рыночной конкуренции, которые, в свою очередь,содействуют созданию качественно нового технологического общества и развитиюнаукоемкой рыночной экономики.
В одном из совместных китайско-российских исследований проблем переходнойэкономики выявлены следующие отличия опыта посткоммунистических стран ВосточнойЕвропы от опыта Китая:
– китайская модель переходности базируется на постепенности идлительности процесса перехода, тогда как восточноевропейская – на его шоковомхарактере;
– экономика восточноевропейских стран индустриализирована,тогда как в Китае процесс индустриализации не завершен;
– в восточноевропейских странах политические реформыпредшествовали процессам экономической трансформации, тогда как в Китаеэкономическая реформа началась раньше политической.
В ходе исследований переходного периода в Китае также тщательноизучается история пути развитых стран к постиндустриальному обществу. То естьсущественным признаком переходного периода является движение Китая как отпланово-централизован ной к рыночно-ориентированной, так и от аграрной киндустриальной и постиндустриальной экономике.
Достижения китайских специалистов в изучении экономик переходногопериода можно обобщить следующим образом.
Почти во всех известных автору исследованиях под переходной экономикойученые единогласно понимают процесс перехода от командно-административной к рыночнойэкономике и от индустриального к постиндустриальному обществу. В то же времяони только в единичных случаях обращаются к дилемме капитализма и социализма,оставляя это поле политэкономам и партийным теоретикам. Очевидно, что наукапереходной экономики появилась самое меньшее на полтора десятилетия позднееначала собственно экономических реформ, которые сперва «опекали» другиеэкономические науки, прежде всего политэкономия, в рамках которых и велисьдискуссии о капитализме или социализме. Следовательно, содержанием переходнойэкономики стал не столько переход от одного общественно-экономического строя кдругому, сколько практическое превращение ключевых составляющих системысоциально-экономических отношений на современном этапе развития страны в условияхглобальной конкуренции. Ведь исследуются вопросы эффективности реализацииотношений собственности, технологической и инновационной трансформациипроизводства, разделения, реализации и потребления, расширенноговоспроизводства, построения территориально-функциональной структуры, разработкистратегии экономического развития, институтов права и т.д.
Тяжело осуществить и соответствующую периодизацию самой переходности,поскольку ни один из механизмов координации намерений хозяйствующих субъектовне является доминирующим: централизованное планирование в Китае уже недействует, а рыночный механизм еще не работает в полной мере. Таким образом,становление переходной экономики неизбежно связано с некоторыми поляминеопределенности, которые требуют исследований. Сравнение уже существующихмоделей перехода к рынку с реалиями хозяйственной жизни в Китае вызвалодлительную и широкую дискуссию среди китайских ученых. Главный вопрос – насколькоэти модели отвечают китайским реалиям.
Экономисты КНР взвешенно и осторожно относятся к вопросам примененияили неприемлемости достижений зарубежных ученых (Я. Корнай, Дж. Сакса,Э. Фромма, россиян Е. Гайдара, Н. Афанасьева и украинцев А. Филлипенко,М. Павловского) в области теории переходности, настаивая на том, что на ихразработки влияли прежде всего конкретные условия их стран. Хотя в Китаепризнается, что фундаментальные труды этих ученых легли в основуорганизационных, экономических, правовых и социальных аспектов переходнойэкономики.
Китайские ученые, положив начало исследованию переходного периода,достаточно быстро осознали, что социально-экономическое пространство переходныхэкономик состоит из элементов новой и старой экономических систем (некогдаподчеркнуто антагонистичных). То есть различные уклады экономики (с доминированиемразных типов собственности, воспроизводства, распределения ресурсов и т.д.)некоторое время были механически объединены под влиянием внеэкономических иэкономических (прежде всего технико-экономических) факторов. Они сразу заметилии то, что временные темпы переходных процессов значительно быстрее постоянных.В Китае в настоящее время, на протяжении традиционных пятилетних и годовых плановразвития, качественных экономических перемен происходит больше, чем напротяжении аналогичных временных отрезков дореформенного периода. Более того,переход не всегда носит линейный характер, поскольку в процессе экономическихизменений наблюдаются как прогресс новой системы, так и попытки иными,олигархично-бюрократическими, действиями обеспечить «второе дыхание» старой.
Более высокая степень научной разработки была достигнута по такойтематике, как социально-экономические характеристики переходного процесса иосновные фундаментальные тенденции переходной экономики. Для этого былиосновательно проанализированы особенности социально-экономических процессов впереходном обществе, определены и системно исследованы фундаментальныетенденции переходной экономики.
Так, было признано, что детерминанту отмеченных процессов в переходномобществе составляют внеэкономические факторы развития, а собственноэкономические – выступают рамками действия властей. Следовательно, изменения вэкономике носят объективный характер, но проводятся средствами внутреннейполитики.
Гораздо меньше внимания в Китае уделяют политическому влиянию натемпы экономического роста, стагнации или регресса в экономике, на характервоспроизводства, степень развития рынка, применение моделей приватизации. Такимобразом, по большей части осознанно не учитывают (а порой игнорируют) влияниетаких факторов, как борьба социальных и политических сил, внутренние игеополитические конфликты, социокультурные и идеологические споры. Поэтомуаприори неустойчивый характер переходных экономик, на который влияютпротиворечия между старым и новым, а также давят внеэкономические факторы,находится на периферии известных нам исследований.
В условиях нестабильного развития, неоднородности экономическогопространства, расхождений в развитии регионов и его нелинейного характерабудущее переходных экономик может быть поливариантным. Так, в восточноевропейскихстранах существовали и существуют перспективы превращения в постиндустриальныеэкономики. У стран СНГ могут быть аналогичные перспективы, но вполне вероятны иальтернативы деградации, усиления зависимости от «мировых лидеров», консервацииотсталой системы хозяйствования, превращения ее в модель экономики, характернуюдля развивающихся стран.
Постсоциалистические страны Азии стояли перед выбором: сохранить «социалистическую»оболочку и примат общественной собственно либеральный образец, основанный насвободном рынке и частной собственности, имплементацию которого необходимоначинать с «шоковой терапии». Содействие или противодействие движению в том илиином направлении в силу вариативности переходных экономик определяется не столькосуществующим «потенциалом переходности», сколько действием внеэкономическихфакторов, с одной стороны, и силой инерции прошлого в динамике политическихсистем – с другой.
В отдельных работах даже говорится о дальнейшей (как естественной,медленной, так и искусственной, ускоренной) эволюции социализма, о генезисеотношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современнойрыночной экономики, основанной на частной собственности), о тенденциисоциализации (увеличения роли общественных – групповых, общенациональных иинтернациональных ценностей в экономической политике) и гуманизацииобщественно-экономической жизни как фундаментальной предпосылке любыхсовременных трансформационных процессов. Естественно, что при таких условияхохватить весь спектр вопросов, связанных с переходной экономикой, невозможно,поэтому следует определять ключевые направления дальнейшего поиска. Ждетрешения такая дилемма: существуют ли общие закономерности перехода к рыночнойэкономике или каждая из постсоциалистических стран должна искать свой путь кстановлению новых социально-экономических отношений; как должны проводитьсяреформы – постепенно или в сжатые временные сроки? В то же время исследованы глобальное(в мировой экономике), региональное (в национальной экономике без внутреннихграниц) и трансграничное (между соседними государствами) пространствопереходных процессов, общецивилизационный (во времени) процесс социализации игуманизации, который стал наиболее интенсивным на рубеже тысячелетий.
Исходя из опыта развитых стран считается неизбежным переход к обществу,где материальное производство быстро вытесняется созданием нематериальных, вчастности культурных, ценностей и разнообразных, прежде всего с высокойдобавленной стоимостью, услуг (финансовых, банковских, страховых и т.д.).Главным ресурсом в данном случае является творческий, инновационный потенциалэкономики и общества.
В условиях перехода к постиндустриальной экономике изменяются традиционныеподходы к ее характеристике. Так, в постиндустриальном обществе экономическоеразвитие возможно без экстенсивного механического роста макроэкономическихпоказателей. Более того, развитие информационной сферы обусловливаетотносительную независимость экономического роста и инвестиционной активности.
По мнению целого ряда исследователей, переход от производства материальныхблаг к производству услуг приведет к существенному уменьшению потребностей всырье и энергии и переориентирует производства на новые технологии. Китай врядли откажется от трудоемкого производства, но будет активно переводить его всферу услуг, освобождаясь от экологического и ресурсного груза индустриальногоразвития. Кроме того, технологический прогресс делает достижение материальногодостатка все более доступным, а подъем жизненного уровня населения, в своюочередь, устанавливает такие стандарты, когда материальные мотивы уступают (несразу, но в течение длительного времени) место творческим.
При этом имеется в виду, что формирование в развитых странах чертпостиндустриального общества привело к значительному укреплению их позиций вмировой экономике и опережению стран с индустриальным типом экономики.Уменьшение до недавнего времени их потребностей в сырье вызвало кризисныеявления в странах, строивших собственную хозяйственную стратегию развития наэкспорте именно сырья.
Главным ресурсом в хозяйстве нового типа должны стать интеллектуальныйкапитал, способность общества к нововведениям и инновациям на основе развитияинформационных технологий и ассоциированных с ними отраслей промышленности, тоесть информационный сектор экономики. Ведь во все большем числе странскладываются условия для лавинообразного спроса на новые информационныепродукты. В этом случае в хозяйстве производится ресурс, для которогохарактерна (в отличие от материалоемкой продукции) способность квоспроизводству и для которого не существует ограничений спроса на внешних ивнутреннем рынках. Таким способом решаются стратегические для каждой страныпроблемы занятости и экономического роста без пропорционального увеличения затрати материалов.
В китайской экономической науке и исследованияхгосударственно-партийных аналитических центров все активнее обсуждаются идругие, по их мнению более характерные для Китая в будущем, черты переходногообщества и экономики, которые сводятся к следующему:
– в индустриальном обществе важнейшим фактором экономическогороста является уровень инвестиционной активности, что и демонстрирует Китай напротяжении последних 30 лет. При этом в КНР прислушиваются к позиции ЕС, чтотакая индустриальная страна, как Китай, вынуждена в интересах обеспеченияхозяйственного роста, который имеет догоняющий характер, идти путемсамоограничения в потреблении, несоблюдения экологических и социальныхтребований, правил безопасности и условий труда, государственноговмешательства;
– опыт индустриального (тем более – доиндустриального)общества доказал, что простое производство той или иной продукции уже не можетгарантировать национальной экономике не только сохранения существующих позицийна мировом рынке, но и достигнутых ранее результатов. Для Китая становится всеболее актуальным переход от производства и экспорта энерго- ресурсо- итрудоемких товаров к производству не только услуг, но и наукоемких продуктов,произведенных в условиях соблюдения стандартов энергосбережения и экономииресурсов;
– кризис индустриального уклада, проявившийся в конце 1990-хгодов, обусловил обострение противоречий между постиндустриальным сообществом идругими частями мира. Сложились условия для обострения в развивающихся странахсоциальных отношений, а в наиболее бедных – социального, экологического иэпидемиологического кризисов;
– на протяжении переходного периода ухудшились отношенияпостиндустриальных стран с теми государствами, где усиливался кризис догоняющегоразвития. Вследствие этого агрессивность и непредсказуемость правящих режимов,вспышки религиозного или этнического экстремизма имеют тенденцию к росту. Внастоящее время Китаю удается избегать копирования догоняющей модели,разрабатывая собственную.
 
2. Переходная экономика: пространственноеизмерение
Теория переходной экономики имеет выраженное пространственное измерение,ведь, независимо от формации, уклада или уровня развития производительных сил ичеловеческого потенциала, трансформационные процессы происходят в рамках определенногогеоэкономического и цивилизационного пространства.
В любой экономике, особенно в развитой, важную роль играют ее территориальныепараметры, в основном уровень развития регионов, их дифференциация, ходрегиональной политики, экономическое районирование, темпы и направлениярегионального развития. Необходимо отметить, что место региональнойэкономической теории в контексте теории переходности постепенно приобретаетнаучное признание и находит собственную нишу. В фундаментальной работе «Исследованиепо теории переходной экономики» (2006) определено место в переходной экономикетаких объектов научного поиска, как расхождения в развитии регионов, политикацентра и местной власти в регионах, процессы урбанизации и землепользования вгородах, свободное движение рабочей силы между регионами. То есть приблизительночетверть вопросов теории переходной экономики имеют региональное измерение.
Однако следует учитывать, что регионалистика Китая, находясь в1950–1980-х годах в русле идей марксистской экономической теории (учение отерриториальном разделении труда и специализированных районах, теориясравнительных преимуществ и т.д.), развивалась в рамках плановой экономики подсильным влиянием достижений региональной экономики и экономической географииСоветского Союза. В то же время у руководства и ряда ведущих экономистов странысуществовала твердая уверенность в невозможности безоговорочного копированияиностранного опыта из-за наличия исторически и цивилизационно обусловленнойкитайской специфики. И сейчас считается, что современные региональныеисследования полностью удовлетворяет теоретическая база науки, заложенная всоответствующих работах Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, которые отнесены к числуосновоположников современной науки региональной экономики.
В теоретическом наследии первого лидера нового Китая Мао Цзэдуначаще всего упоминается статья «О десяти важнейших взаимоотношениях» (1956), гдеосвещена макроэкономическая сторона региональной политики Китая того времени(отношения между приморскими и внутренними районами страны, между центром ирайонами, между самими районами, между регионами с ханьским и неханьскимнаселением).
Утверждается, что и Дэн Сяопин привнес новое в региональную экономикуКитая как в теоретическом, так и в практическом плане. Такие его положения, как«разрешить» части регионов получить большую, чем другие, прибыль, улучшитьжизнь первыми и т.д., рассматриваются как важный теоретический вклад и смелая,преодолевающая существующие исторические рамки «великая стратегия». В то жевремя Дэн Сяопин предусматривал, что регионы, в которых обеспечено опережающеепо сравнению с остальными территориями развитие, обязаны обеспечить подъемотсталых регионов, чтобы достичь «общего процветания».
Будучи уверенным в способности социализма с китайской спецификойиспользовать свои преимущества для создания гармоничной структуры региональногохозяйства, Дэн Сяопин в соответствии с принципом «вся страна – шахматная доска»обосновал необходимость использования для этого ресурсов (в том числе путемприменения инструментов фискальной политики) относительно развитых восточныхрегионов для освоения центральных и западных. При этом им была предложенамодель макрорегулирования и макроконтроля, обеспечивающая перераспределениересурсов для преодоления неравномерного развития регионов. Затрагивался вопросотносительно использования возможностей центра для проведения рациональнойполитики в отсталых регионах путем внесения корректив в экономическоерайонирование, развития производственной сферы, транспорта и строительства.
Имея теоретико-методологическую поддержку высоких официальныхинстанций и богатый опыт регионального строительства (как позитивный, так инегативный), региональная экономика Китая обнаружила способность к динамичномуразвитию. Его первая «волна» приходится на вторую половину 1980-х – начало 1990-хгодов, когда был проведен анализ (и строгая, но обоснованная критика)региональной политики в дореформенный период и после изучения и обобщениясоответствующих западных теорий и региональной экономики «позднего» СССР быласоздана собственная теоретическая база.
В Китае авторами наиболее показательных для первой волны исследованийконца 1980-х годов считают Ли Инина, ЧеньДуншена, Чжан Ваньцина, Чжоу Цие, ЧеньБидина, Ян Кайчуна и др. Вторую волну исследований второй половины 1990-х – начала2000-х годов олицетворяют работы Лю Шучена, Лю Цзайсина, Цзао Ченлиня, АньФусеня и др. Вторая волна образовалась благодаря широкому подключению к «процессуукрепления теоретической основы», заложенной представителями первой волны,достаточно молодых, но уже получивших образование на Западе представителейновой генерации ученых.
Длительное время считалось, что в отечественной экономическойнауке несовершенный понятийный аппарат, например, теоретически не обоснованопонятие «регион», которое иногда рассматривается:
– как составная часть «национальной экономики» – экономикирегионов;
– как пространственная основа, на которой в производствепроисходят изменения в прибыльности и себестоимости;
– как географическая среда, в которой возникла и развиваетсяторговля. Поэтому в региональной экономике пока еще используется понятие «регион»так, как оно сформировалось в экономической географии.
Изменяется и методология исследований. Чжен Куйцзе и Ли Шуцзун побольшей части используют природно-ресурсний подход, Цзя Фенхе применяет инструменты моделирования, Лю Цзайсин– количественного и сравнительного анализа. Круг научных школ, которыеразрабатывают и имплементируют в научных исследованиях новые методическиеподходы в региональной экономике, постепенно расширяется.
Однако в целом в региональной науке Китая ощущается дефицит современныхметодов исследований, поскольку в основном используется элементный способ итолько в незначительной мере – другие методы, например линейное или нелинейноепрограммирование. При этом исследователями признается, что разработкапредложений в отрасли региональной политики должна основываться на должнойтеоретической базе.
Интенсивное же изучение достижений других мировых школ началосьсравнительно недавно. Однако регионалистика, хотя и развивалась в определеннойобособленности от отмеченных школ, но де-факто все же опиралась на ихдостижения. В китайских исследованиях чувствуется влияние и теориипромышленного «штандорта» А. Вебера, и институционализма, и теории «полюсов роста» Ф. Перри, ициклов индустриального развития Й. Шумпетера, а также теории размещенияпромышленности на макроэкономическом уровне (на основе принципа общегоравновесия территориальной структуры промышленности) А. Леша.
Заслужили позитивной оценки и достижения регионалистов времен «позднего»СССР, такие как теория территориально-производственных комплексов, концепцияэнергопроизводственных циклов и т.д. В КНР были известны и достиженияукраинской школы регионалистики периода как УССР, так и независимой Украины.Это способствовало осознанию научными кругами КНР того, что в региональнойэкономике главную роль играет прежде всего «восточная» научная школа (к которойотносятся региональная экономика и экономическая география постсоциалистическихевропейских стран), а не «западная». По мнению китайских ученых, «восточная» школачетко придерживается позиций региональной экономики и экономической географии,среди наибольших достижений которых называют исследования проблем региональнойполитики, регионального развития, понятий экономического района, методов имоделей экономического районирования и регионального производства в ихвзаимодействии и совокупности.
Вместо этого «западная» школа по большей части стоит на позициях гуманитарнойгеографии, концентрируя внимание на вопросах регионального развития всоциальном и культурном контексте. Однако эти две школы имеют и нечто общее: всвоем развитии они прошли путь от изучения естественных условий и их влияния наразвитие регионов к исследованиям их структуры и функций, выйдя, таким образом,за рамки собственно географической науки. Поэтому в КНР продолжают изучатьдостижения «западной» школы прежде всего в сфере локализации, полюсов роста,соотношения «ядро – периферия», «инновация – диффузия» и т.д.
Следует отметить, что практически в каждой публикации по теоретическими методологическим основам региональной экономики отмечаются невозможностьмеханического использования достижений обеих школ в практике освоения иразвития Китая и необходимость разработки соответствующей теории с «китайскойспецификой». Некоторые экономисты убеждены, что в индустриальном обществе рольгеографического фактора (в том числе определения границ между экономическимирайонами, которые обусловлены естественными факторами) минимальна, посколькуоснову экономического районирования составляет административно-территориальнаяструктура. В связи с этим задачи развития и освоения регионов стоят, преждевсего, перед провинциальными правительствами или администрациями других территориальныхединиц, входящих в состав провинций (в условиях Китая – муниципалитетов,уездов, волостей и поселков). Именно регионам должны принадлежать функцииуправления региональным хозяйством, а также финансовая и программнаядеятельность, нормотворчество в региональной политике. По их мнению, развитиерегиональной экономики в границах провинций отвечает ее конкретнымзакономерностям, более того, может служить объектом теоретических исследованийв области региональной экономики и экономической географии.
Отмеченное, на наш взгляд, отображает слабость теоретической базырегионалистики и в известной мере содержит рудимент времен господства в Китаекомандно-административной системы ведения хозяйства и наук, которые ееобслуживали. Зато бесспорным достижением другой группы экономистов являетсяпонимание ими того, что главную задачу региональной экономики составляетисследование закономерностей экономического развития регионов в масштабах всейстраны и в трансграничном измерении.
В настоящее время все больше исследователей постепенно преодолеваютбезоговорочное восприятие теории локализации. Школа фактически уже непридерживается такого постулата, как ограниченность местонахожденияопределенными границами. Утверждая, что местонахождение является неограниченнымпространством, они допускают, что при этом должны учитываться не толькоэлементы его территориальной структуры (точки, линии и площади), но и ихвнешнее окружение.
Таким образом, фактически речь идет об отходе от традиционной, принятойна Западе, концепции локализации (аграрной, промышленной и др.) какпространства, имеющего границы. Исходя из того, что факторы производствапостоянно находятся в движении, китайские специалисты допускают, что такиеявления, как расхождения в развитии экономики регионов, межрегиональноеразделение труда и торговля, региональная политика, и являются признакамипереходности, существования «переходных поясов» в развитии Китая.
Сказанное означает переход от изучения экономики с позиций локализации(местонахождения) к изучению региона путем анализа его макроэкономической,трансграничной сути. Они уверены, что если локализовать производство лишь вмикроэкономическом масштабе, исходя из прибыльности предприятий, то во многихслучаях можно не воспользоваться преимуществами эффективности в масштабахмакрорегиона. В имплементации задач региональной политики это может привестиили к углублению межрегиональных расхождений, или к стагнации, или кперемещению капитала и рабочей силы из менее развитых районов в более развитые,или к обострению состояния бедности в них, а также к другим экономическим илисоциальным последствиям.
В этом контексте они считают, что в ходе интеграции мировой экономикисфера исследований региональной экономики не может все время замыкаться внациональных рамках, а тем более – на микроэкономическом уровне (компания,предприятие). По их мнению, такие мощные международные экономическиеобразования, как ЕС, НАФТА, АТЕС, АСЕАН, выходят за пределы национальных границ, образуямакрорегионы транснациональной интеграции. Становясь предметом исследованиярегиональной экономики, эта наука приобретает интеграционные черты, которыепостоянно усиливаются.
Исходя из этой, в настоящее время признанной и известной в Китаетеоретической наработки, экономисты настаивают на специфическом характеререгиональной экономики Китая, связывая ее развитие в течение последнихдесятилетий с политикой реформ и открытости. Это проявляется в упорядочивании иреализации потенциала и центра, и регионов, предоставлении последнимзначительных полномочий, а некоторым из них – возможности «разбогатеть первыми»,стремительно развиваться ради того, чтобы в дальнейшем обеспечивать ускоренноеразвитие других регионов.
Поражают темпы расширения исследований в сфере расхождений в развитиирегионов и спектр выработанных рекомендаций. Так, ряд исследователей (ФаньЦзяньюн и др.) только за 2–3 года практически «с нуля» разработалипринципиально новые подходы к региональной политике государства, которыезаключаются в следующем.
Во-первых, установлено, что расхождения между регионами растут, посколькусуществуют «ножницы цен» между продукцией добывающей промышленности, энергетикии сельского хозяйства и продукцией обрабатывающей промышленности и сферы услуг,потому следует постепенно пересматривать ценовую политику и приниматьсоответствующие решения о размещении производства.
Во-вторых, обнаружена связь между несбалансированным развитием регионови координацией их развития. На основе такой связи высказываются утверждения овозможности урегулирования несбалансированности путем скоординированногоиспользования преимуществ каждого из них, в частности, более полногозадействования самых эффективных факторов производства, поощрения наращиванияимеющихся преимуществ. В конце концов, предлагается, избегая в регионах «слепого»дублирования производства, выбирать для каждого из них наиболее оптимальныйнабор отмеченных факторов, выстраивая таким образом его собственный путьразвития.
В-третьих, установлена связь между ростом расхождений в развитии регионовсо структурой собственно производства. Многими специалистами дан сравнительныйанализ структуры производства в приморских и внутренних районах (взяты отдельноэкономические пояса как крупнейшие территориально-экономические образования ипровинции – наивысшие территориально-административные единицы). Так, врезультате анализа данных статистики установлено, что с точки зрения теории вряде внутренних провинций структура производства является наиболее оптимальнойи передовой. Однако во внутренних провинциях объем ВВП на душу населениянамного уступает этому показателю любой из приморских провинций. Это далоэкономистам основание для вывода о том, что структура производства не можетслужить главным критерием расхождений и единственным инструментом их преодоления.
В-четвертых, изучив вопрос эффективности регионального распределенияцентрализованных капиталовложений в дореформенное время и в начале реформы,такие исследователи, как Ча Фан, пришли к выводу о том, что их объемы,механически распределенные между регионами, не могут быть фактором расхожденийв региональном развитии. По их убеждению, возможность более свободногомежрегионального перемещения факторов производства может обеспечитьэффективность использования выделенных средств и равенство доступа к ним.
В-пятых,китайскими экономистами заполнены существенные пробелы в регио-налистикеотносительно основного фактора производства – рабочей силы. Определено, чторанее работа проводилась главным образом по вопросам увеличения темпов приростанаселения и объемов производства на душу населения, результаты которойопределенным образом отображали состояние в регионах, но не рассматривались какинструмент, с помощью которого власть могла влиять на их развитие.
В настоящее время рядом экономистов проведена работа по проблемамчеловеческого капитала, качества рабочей силы и ее перемещения. Так, установлено,что повышение качества рабочей силы выгодно для регионов и опосредствованновлияет на их развитие. Отдельные исследования проведены по вопросамнеоднозначного, если не противоречивого, влияния перемещения рабочей силы междурегионами, которое стало возможно благодаря экономической реформе. Установлено,что для отдельного региона это влияние имеет как позитивные (ослаблениедавления избыточной рабочей силы на рынок труда региона), так и негативные(периодическое возникновение в регионе дефицита рабочих определеннойквалификации, вывоз сбережений, миграция рабочей силы с определенными трудовыминавыками и технологическим опытом за пределы региона) последствия.
Однако с точки зрения национальных интересов перемещение рабочейсилы между регионами имеет по меньшей мере двойной эффект. Во-первых,положителен «эффект распространения», когда рабочая сила и технологии, которымиона владеет, направляются в менее развитые районы, способствуя (послеадаптации) преодолению технологических расхождений с более развитыми.Во-вторых, возникает позитивный «эффект концентрации», который появляется приусловии мультипликации экономической активности в промышленных, сервисных илибизнесовых центрах, где полнее используются возможности передачи технологий,накопления капитала, выбора специалистов, обеспечения надлежащего качестварабочей силы, использования преимуществ конкуренции между субъектамипредпринимательской деятельности. Несмотря на достигнутые результаты, передучеными и политиками Китая стоят задачи дальнейшего совершенствованиятеоретической основы региональной экономики, которая бы отвечала китайскимусловиям. Определяя специфику региональной экономики Китая, отечественныеэкономисты предполагают, что она длительное время будет развиваться вмакроэкономическом ключе, что вызвано, в частности, курсом на ускоренноеразвитие. В то же время в региональной политике развитых стран большее вниманиеуделяется ее конкретным, в том числе типичным, микроэкономическим аспектам, сакцентом на принципе равенства регионов и субъектов хозяйствования.
Таким образом, перед китайской микроэкономикой стоят масштабныезадачи, в частности, по проблематике, связанной с местом расположенияпредприятия, выбором места для размещения объектов общего пользования, а такжес влиянием рыночных факторов на городской и сельский рынки труда, сземлепользованием в городах, с маятниковой миграцией рабочих (город – пригород –село).
Явления переходности в китайской экономике в целом, как и в еерегиональном сегменте, отображаются в политической плоскости, в частности, вотношениях между центром и регионами. В контексте развития теории переходнойэкономики, перехода от централизованной административно-командной моделирегионального управления к постепенной децентрализации управления, бюджетнымотношениям произошли соответствующие изменения и в понимании сути отношениймежду центром и регионами. В научной литературе под центром понимались, впервую очередь, исполнитель и носитель его функций – центральное правительство.Центр – комплексное понятие, имеющее и пространственную, и экономическую, иполитическую основы. Длительное время роль центра рассматривалась как явлениеидеологического порядка. Центральное правительство – это уполномоченный обществомглавный орган, который пользуется его доверием, авторитетом, ценится им.
В настоящее время исследователи склоняются к тому, что регион, периферия– это хоть и местная, все же власть, местное правительство, но отныне – еще ичасть территории всего государства, это «кирпичик» территориальной организациивсего общества и экономики.
По сути, местное правительство – политический орган, действующийот имени государства, который осуществляет в конкретном районе функции политическогоменеджмента, управления экономикой, культурой, образованием, защитой окружающейсреды, повседневной жизнью местного населения и т.д.
Переходный характер регионального развития в Китае и усиление ролицентра в его оптимизации составляют одну из главных проблем экономическойреформы. Не следует забывать, что внедрение семейного подряда в самом началереформирования имело региональное измерение, поскольку началось с отдаленных ибедных районов и только впоследствии распространилось по всей территориистраны.
С тех пор экспериментальный подход в экономической науке, которыйзаменил нормативный метод, присущий дореформенному времени, начал основыватьсяна анализе новаций в отдельных регионах, например, специальных экономическихзонах. И только со временем, в случае достижения положительных результатов,соответствующие рыночные механизмы и инструменты распространялись (сначаласелективно) на другие регионы, а в перспективе – на всю страну. Исходя изэтого, правительство Китая видит возможность экономического роста лишь приусловии сбалансированного развития отношений между центром и регионами30.Значительно выросло и практическое влияние органов региональной власти, чему взначительной мере способствовала начатая в 1980-х годах политика «питания изразных тарелок», которая предоставила местным правительствам более широкиеправа в распределении ресурсов, управлении предприятиями.
3. Общественное значение региональныхисследований
Исследования по переходной и региональной проблематике занимаютзаметное место среди всех экономических наработок. В соответствии с Индексомцитирования общественных наук Китая (CSSCI) среди наиболее актуальных («горячих») тем экономическихисследований рассмотренные вопросы экономического роста и экономическогоразвития, структуры производства и структурной политики в переходный периодзанимают 3-е и 4-е места (19,76% объема всех публикаций КНР на экономическуютематику), а региональная проблематика -5-е место (5,38%).
Актуальность отмеченных исследований отражает их востребованностьобществом и государством. Мощным стимулирующим фактором активизациирегиональной экономики стала сама реформа. С одной стороны, ее потребностиобусловили широкое участие экономистов в разработке стратегии развитиярегионов, изменения в районировании и административно-территориальном делении,землепользовании, градостроении, освоении новых районов, решении других сложныхзадач макроэкономической политики. Кроме того, в ответ на все новые и новыепотребности практики отечественные школы региональной экономики включаются вразработку путей и методов решения противоречий и проблем, проявившихся впереходный период, среди которых: конкуренция между регионами, рост разрыва вих развитии, столкновение интересов регионов, слабость государства вурегулировании межрегиональных противоречий, падение эффективностииспользования ресурсов. С другой стороны, связь между экономической теорией ипрактикой перестройки общества и экономики КНР обусловливает потребность в дальнейшемсовершенствовании теоретического инструментария региональной экономики иблизкой к ней экономической географии. Если раньше наука полностью зависела откурса на построение плановой экономики, то теперь она призвана выполнять «социальныйзаказ» в условиях перехода к рыночной экономике.
Впрочем, соответствующий переход именно в региональной экономикеКитая происходит достаточно сложно. Ведь из-за идеологических факторов онаразвивалась в некоторой изоляции от признанных в мире теорий и концепций (кромеразработанных в СССР). Только реформа дала возможность применить наивысшиедостижения мировой науки и одновременно искать собственный путь развития,разрабатывая соответствующие китайским условиям модели, гармонизируя их смировыми достижениями. В настоящее время такие сферы регионалистики, какрегиональная политика, экономическое районирование, региональное управление,уверенно вошли в практику планирования и прогнозирования. Региональноепланирование превратилось в важный компонент планов развития народногохозяйства КНР. Таким образом региональная экономическая наука стала теснеесвязана с теорией и практикой хозяйственного строительства в Китае.
Следует учитывать, что деятельность экономистов, например ихучастие в разработке концепции и в реализации развития западных районов Китая,направляется соответствующими решениями партийных органов, прежде всего съездовКПК и пленумов ЦК. В последнее время ученые активно вовлекаются внепосредственную разработку не только планов, но и региональных программэкономического развития (в расчете на пятилетнюю перспективу они по традицииназываются пятилетками, в настоящее время идет одиннадцатая пятилетка),обеспечивая сопровождение их реализации на всех этапах.
Многочисленные коллективы непосредственно заняты в таких масштабныхпроектах, как освоение западных районов, строительство китайской части «трансконтинентальногоевразийского моста», разработка схем обще китайского и региональногорайонирования, регионального управления, новых принципов миграционной (впределах страны), национальной и социальной политики, которые имеют важныеэкономические и социальные цели. В текущей региональной политике государствапрослеживается влияние осуществленного специалистами макроэкономическогоанализа основных тенденций реальной ситуации в развитии китайских регионов, атакже их предложений по вопросам стратегии регионального развития в условияхрыночной экономики и влияния на нее процессов региональной интеграции и в конечномсчете – глобализации.
Напереходном этапе развертывание исследований в области региональной экономикисопровождалось значительным укреплением их институциональной базы как вакадемических учреждениях, так и в университетах. Коллективыисследователей-регионалистов опираются не только на возможности организаций, нои на методическую и организационную базы ассоциаций регионального развития,региональной экономики, которые являются не только полуофициальными группами,вокруг которых объединяются ученые и практики-регионалисты, но и своеобразнойсетью с организационными, финансовыми и издательскими возможностями и дажемаркетингом и службой поиска заказчиков исследований. Ведущими институциями,которые занимаются перспективными и прикладными исследованиями в областирегиональной экономики, являются учреждения Академии общественных наук Китая, атакже Пекинская и Шанхайская академии общественных наук.
Если во всекитайской академии региональные исследования проводятсяв теоретическом ключе и по проблемному принципу, то региональные академии взялина себя функции коллективного анализа развития конкретных макрорегионов.Например, макрорегиону дельты реки Янцзы посвящены исследования нескольких школрегиональной экономики, образованных в Шанхайской академии общественных наук(руководители Чжоу Веньлинь, Чень Вей, Лин Яочу), в Фуданьском (Чжоу Веньлинь),Цзяотунском (ГаоЛуси, ЧеньХунминь, Ло Шоугуй), Хуадунском педагогическом (ЦзенГан, Сюй Чанле, Лю Цзюньде), Тунцзиском (Чжан Дуншань) иФинансово-экономическом (Чжао Сяолей) университетах (все расположены в Шанхае).
Моделирование и имплементация моделей региональной экономическойполитики превратились в важный объект академических и прикладных исследований ив других региональных научных группах. Благодаря широкому подходу к тематикерегиональных исследований научными работниками исследуются процессытранснациональной и трансграничной экономической интеграции, которые вближайшем будущем будут составлять едва ли не главный тренд развития экономикикак на национальном, так и на региональном (прежде всего КИТАЙ – АСЕАН)уровнях. В дальнейшем на первый план выходят задачи научно-практического «сопровождения»комплексного развития регионального хозяйства, отработка вопросов егоспециализации, экономического районирования и межрайонного разделения труда.Важную роль играет разработка перспективных прогнозных моделей региональногоразвития страны, которые не только находятся в центре внимания государственныхинститутов, но и представляют интерес для зарубежных экономистов.

Выводы
 
Интерес, который существует в мире к китайским моделям, неслучаен, поскольку Китай начал общий процесс экономических реформ на 10–12 летраньше стран Центральной, Восточной Европы и Центральной Азии. К тому жеактивный процесс разработки моделей будет продолжаться, поскольку переход какмакро-, так и микроэкономики КНР на рыночные рельсы не завершен. По мнениюевропейских и американских экспертов, экономика Китая, несмотря на длительный иустойчивый экономический рост, еще не в полной мере отвечает рыночнымкритериям. Тем не менее, хотя переход на рыночные принципы хозяйствованияокончательно не завершен, представленные выше научные достижения в целомобеспечивают этот процесс.

Литература
1. Чжан Пейган. Прогресс в экономике развития и содержание ее переходности.«Китайский ежеквартальник» 1995, т. 21, №3, с. 67.
2. Пань Лісун. Теория переходной экономики и экономическое развитие. Пекін, 2006, с. 36.
3. Сборник диссертаций по экономике современного Китая. Сямень, 2001,с. 198.
4. Загоруйко Ю. Рейтингконкурентоспроможності: двигун прогресу чи ярмарок марнославства? «Дзеркалотижня» №45 (573) від 19 листопада 2005 р.
5. Седнє в В.В. Українсько-китайськівідносини: надбання, проблеми, перспективи. www.wukelan.kiev.M/ramon/mon_zh/magazine/5/statti/sednev.shtrnl.
6. Чен Еньфу, Ли Синь. Сравнительные исследования переходной экономики в Китаеи Восточной Европе. «Экономическая реформа» №12, 2002, с. 38.
7. Ван Ченьчжун. О некоторых вопросах исследований теории переходнойэкономики. Пекин, 2006, с. 67.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.