Формированиеи распределение прибыли
Прибыль как экономическаякатегория представляет собой денежное выражение стоимости реализованногочистого дохода, основную форму денежных накоплений хозяйствующих субъектов. Онахарактеризует финансовый результат предпринимательской деятельностипредприятия, является показателем, наиболее полно отражающим эффективностьпроизводства, объем и качество проданной продукции, уровень ее себестоимости,состояние производительности труда.
Прибыль — один из основныхисточников финансовых ресурсов предприятий, формирования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.
Прибыль какконечный финансовый результат деятельности хозяйствующих субъектов формируетсяв результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так иотрицательным значением. В ее составе учитывается прибыль от всех видовдеятельности предприятия:
• прибыль отпродажи продукции, товаров, работ и услуг нетоварного характера;
• прибыль отпродажи прочей продукции, основных фондов, другого имущества и нематериальныхактивов;
• прибыль отопераций с ценными бумагами и валютными ценностями;
• прибыль отфинансовых операций;
• прибыль(убытки) от внереализационных операций.
Основнойсоставной частью прибыли предприятия является прибыль от продажи товарнойпродукции. Она определяется в виде разницы между выручкой (без акцизов, налогана добавленную стоимость и экспертных тарифов) и себестоимостью проданнойпродукции и услуг.
На величинуприбыли от продажи товарной продукции влияют как факторы, не зависящие отдеятельности предприятия (изменение государственных регулируемых цен, природныеи транспортные условия и т.д.), так и факторы, находящиеся в компетенциипредприятий.
В составефакторов, влияющих на величину прибыли от продажи товарной продукции инаходящихся в компетенции предприятия являются:
— изменениеобъема производства и продажи продукции. Чем больше объем продажи продукции,тем, в конечном счете, больше прибыли получит предприятие, и наоборот.
— изменениеуровня себестоимости продукции. Связь между величиной прибыли и уровнемсебестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продаваемой продукции,определяемая уровнем затрат на ее производство и продажу, тем выше прибыль, инаоборот.
— уровеньприменяемых цен.
Прибыль какважнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
— оценочную;
— стимулирующую;
— хозрасчетную.
Оценочнаяфункция прибылипроявляется в том, что прибыль используется в качестве основного критерияэкономической эффективности производства и использования основныхпроизводственных фондов..
Стимулирующаяфункция прибылипроявляется в том, что она является источником материального поощренияработников, расширения производства и решения социальных проблем напредприятиях, а также источником уплаты прямых налогов в бюджет.
Хозрасчетнаяфункция прибылипроявляется в том, что предусматривает не только покрытие своих расходов своимидоходами, но и получение накоплений (прибыли) для стимулирования работников ирешения других вопросов.
Абсолютнаявеличина прибыли весьма важна, когда речь идет о финансовых ресурсах, которыемогут быть использованы предприятиями, обществом. Однако для характеристикиэффективности хозяйствования предприятия этого абсолютного показателянедостаточно. Следовательно, чтобы оценить результаты хозяйствования, егоэффективность, эффективность использования слагаемых процесса производства, спомощью которых получена прибыль, ее сумму следует отнести к соответствующимпоказателям. В итоге мы получим показатель эффективности, или просторентабельности.
Рентабельность- этоотносительный показатель интенсивности производства, характеризующий уровеньприбыльности (окупаемости) соответствующих слагаемых процесса производства илисовокупных затрат предприятия. В практике хозяйствования исчисляются следующиепоказатели рентабельности:
•рентабельность продукции;
•рентабельность производства;
•рентабельность производственных фондов;
•рентабельность вложения в предприятие.
Рентабельностьпродукции можно рассчитать по всей проданной продукции и по отдельным ее видам.Рентабельность всей проданной продукции рассчитывается как отношение прибыли,полученной от продажи всей продукции, к ее себестоимости. Для этого можноиспользовать следующую формулу:
Р = (П/С)100%
где Р — уровень рентабельности продукции, %;
П — прибыль,полученная от продажи всей продукции, грн.;
С — себестоимость всей проданной продукции, грн.
Рентабельностьпроизводства определяется как отношение итоговой (балансовой) прибыли ксебестоимости проданной продукции, товаров, работ и услуг.
Р = Балансовая прибыль /Себестоимость проданной продукции
Рентабельностьпроданной продукции можно рассчитать и как отношение прибыли к выручке(обороту) от реализации продукции. В данном случае уровень рентабельности будетпоказывать, сколько получено прибыли (в процентах или копейках) на одну гривнюпроданной продукции в оценке по ценам продажи.
Рентабельностьпроизводственных фондов рассчитывается как отношение итоговой (балансовой)прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов иматериальных оборотных активов. Данный показатель рентабельности можнорассчитать по формуле
/>
где Р — уровень рентабельности, %;
П — итоговая(балансовая) прибыль, грн.;
Ф0 — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, грн.;
Со — среднегодовая стоимость нормируемых материальных оборотных активов, грн.
В данномслучае рассчитанный уровень рентабельности будет характеризовать эффективностьиспользования основных производственных фондов и материальных оборотныхактивов, т.е. сколько прибыли получено на единицу стоимости данных фондов.
Рентабельностьвложений в предприятие в общем виде определяется по стоимости всего имущества,имеющегося в распоряжении предприятия. Определение этого показателяпроизводится делением итоговой (балансовой) прибыли на среднегодовую величинуобщего итога баланса.
Р = Балансовая прибыль/Итогбаланса
Рентабельностьсобственных вложений определяется как отношение чистой прибыли к среднегодовойсумме собственных средств, рассчитываемой по балансу (без инвестиций инезавершенного строительства).
Р = Чистая прибыль /Среднегодовая сумма собственных средств
Данный показательпозволяет определить эффективность использования инвестированных собственникамисредств в предприятие и узнать, сколько копеек чистой прибыли «заработал»каждый рубль собственных средств.
Рентабельностьдолгосрочных финансовых вложений (вложений в акции и другие ценные бумаги,вложений в виде долевого участия в других предприятиях) предприятийрассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия вдругих предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений.
Планированиеприбыли
Планированиеприбыли является составной частью финансового планирования и важнейшим участкомфинансово-экономической работы на предприятиях. Планирование прибылипроизводится раздельно по всем видам деятельности предприятия:
— от продажитоварной продукции;
— от продажипрочей продукции и услуг нетоварного характера;
— от продажиосновных фондов, другого имущества и нематериальных активов;
— отнереализационных доходов и расходов.
Основнымметодом планирования прибыли от продажи товарной продукции являются методпрямого счета и аналитический метод.
Прибыль потоварному выпуску продукции планируется на основе сметы затрат на производствои продажу продукции и ее стоимости в действующих ценах продажи без НДС, акцизов
Птп =(Втп*Ц)-(Втп*С),
где Птп –прибыль по планируемому выпуску товарной продукции
Втп – выпусктоварной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении
Ц – цена заединицу продукции без НДС, акцизов
С –себестоимость единицы товарной продукции
Прибыль отпродаваемой продукции в планируемом периоде рассчитывается по следующейформуле:
Прп =Пон+Ппп-Пок
где Прп –прибыль от продажи продукции в планируемом периоде
Пон – прибыльв остатках продукции, не проданной на начало планируемого периода
Ппп – прибыльпо товарной продукции, предусматриваемой к выпуску в планируемом периоде
Пок – прибыльв остатках продукции, которая не будет продана в планируемом периоде
Даннаяметодика расчета прибыли применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемойпродукции. В условиях выпуска большого ассортимента продукции и необходимостипланирования прибыли на год и большую перспективу ее расчет на соответствующийплановый период производится аналитическим методом. При этом методе прибыльрассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, апо всей товарной продукции на основании ее себестоимости и базовой (ожидаемой)рентабельности. Расчет можно произвести по формуле
/>Рб=(По/Стп)*100%
где Рб — базовая (ожидаемая) рентабельность;
П0 — ожидаемая сумма прибыли за отчетный базисный год;
Стп — себестоимость товарной продукции базисного года.
Расчетприбыли по товарной продукции на основании базовой рентабельности можнопроизвести по формуле
Пп = Тс/бх Рб,
где Пп — прибыль по товарной продукции планируемого года;
Тс/б — объем товарной продукции в оценке по себестоимости базового периода;
Рб — базовая (ожидаемая) рентабельность, %.
Для определенияобшей суммы прибыли от продажи продукции к прибыли от продажи товарнойпродукции прибавляется (вычитается) изменение прибыли в нереализованныхостатках готовой продукции на начало и конец планируемого года.
Дляопределения итоговой (общей) суммы прибыли по предприятию к сумме прибыли отпродажи продукции прибавляют прибыль от продажи услуг, основных фондов инематериальных активов, прибыль от операций с ценными бумагами и валютнымиценностями, от сдачи имущества в аренду и др., а также учитываютвнереализационные доходы и расходы. При этом прибыль по указанным операциямпланируется, как правило, на основании прогнозов в решении тех или иныхопераций. Прибыль (убытки) от внереализационных доходов и расходовопределяется, как правило, на осноне анализа их за прошлые годы.
Кроме расчетаприбыли методом прямого счета и аналитическим методом существует еще и такназываемый метод совмещенного расчета. В нем совмещаются элементы расчетаприбыли первого и второго способов. А именно, стоимость товарной продукции вценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяются методомпрямого счета, а влияние на плановую сумму прибыли изменения себестоимости,качества, ассортимента, цен и других факторов устанавливается с помощьюаналитического метода.
Расчети распределение прибыли предприятия
Прибыль — конечный финансовыйрезультат деятельности хозяйствующего субъекта. Она синтезирует в себефинансовые результаты работы предприятия от различных сфер деятельности:
•операционной (основной);
• прочейоперационной;
• финансовойи инвестиционной
•внереализационных операций.
Основнойсоставной частью прибыли предприятия является прибыль от продажи продукции,работ, услуг — валовая прибыль.
Валоваяприбыль представляетсобой разницу между чистым доходом (выручкой) от реализации продукции (товаров,работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг).При этом чистым доходом (выручкой) от реализации считается суммаденежных средств, поступивших предприятию от продажи (отпуска) продукции(товаров, работ, услуг) по ценам реализации без налога на добавленнуюстоимость, акцизного сбора, других налогов, предоставленных скидок и др.
Себестоимостьреализованной продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме текущиезатраты предприятия по производству реализованной продукции, (работ, услуг).
Валоваяприбыль является одним из слагаемых, необходимых для определения результата(прибыли) от операционной деятельности.
Прибыль отоперационной (основной) деятельности определяется как сумма валовой прибыли и прочихоперационных доходов за вычетом административных расходов, расходов на сбытпродукции и прочих операционных расходов.
При этом всостав прочих операционных доходов включают:
• доход отоперационной аренды активов;
• доход от операционныхкурсовых разниц;
• стоимостьвозмещения ранее списанных активов;
• доход отреализации оборотных активов и др,
В составадминистративных расходов включаются общехозяйственные затраты, связанные суправлением и обслуживанием производства: основная и дополнительная заработнаяплата управленческого (руководящего) персонала с отчислениями на социальноестрахование; расходы на служебные командировки аппарата управленияпредприятием; расходы на содержание основных средств, прочих материальных необоротныхактивов общехозяйственного назначения (амортизация, ремонт, отопление,освещение, водоснабжение и т.д.); расходы на услуги связи и т.д.
В составрасходов на сбыт продукции включаются:
• расходы,связанные с реализацией продукции (товаров, работ, услуг);
• расходы насодержание подразделений, занимающихся сбытом продукции;
• расходы нарекламу продукции;
• расходы наупаковочные материалы;
• расходы наоплату труда продавцов;
• расходы натранспортировку готовой продукции и др.
В составпрочих операционных затрат включают:
•себестоимость реализованных производственных запасов;
•сомнительные (безнадежные) долги;
• убытки отуценки запасов и от операционных курсовых разниц;
• признанныеэкономические санкции;
• отчислениядля обеспечения будущих операционных расходов;
• прочиерасходы.
Прибыль отоперационной деятельности учитывается при определении прибыли отпроизводственно-финансовой (обыкновенной) деятельности предприятия.
Прибыль отпроизводственно-финансовой (обыкновенной) деятельности предприятия определяется каксумма прибыли от операционной деятельности, доходов от участия в капитале,финансовых и прочих доходов за вычетом расходов, связанных с участием вкапитале, финансовых и прочих расходов.
В составепрочих финансовых доходов учитываются дивиденды, проценты и другие доходы,полученные от финансовых инвестиций.
В составпрочих доходов включают:
• доход отреализации финансовых инвестиций и необоротных активов;
• доход отнеоперационных курсовых разниц и другие доходы, возникающие в процессе обычнойдеятельности предприятия, но не связанные с его операционной деятельностью.
В составефинансовых расходов учитываются расходы на уплату процентов за пользованиекредитами, полученными по облигациям, выпущенным по финансовой аренде, и другиерасходы предприятия, связанные с привлечением заемного капитала.
В составезатрат, связанных с участием в капитале, учитываются убытки, причиненныеинвестициями в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия.
В составпрочих расходов включают:
•себестоимость реализованных финансовых инвестиций, необоротных активов,имущественных комплексов;
• убытки отнеоперационных курсовых разниц;
• убытки отуценки финансовых инвестиций и необоротных активов;
• прочиерасходы, возникающие в процессе обычной деятельности, но не связанные соперационной деятельностью предприятия.
Результат(прибыль, убыток) от производственно-финансовой (обыкновенной) деятельности — основное слагаемое для определения итоговой прибыли (убытка) предприятия.
Итоговаяприбыль предприятия представляет собой сумму прибыли от производственно-финансовой(обыкновенной) деятельности, скорректированную на внереализационные доходы ирасходы.
При этом всоставе внереализационных доходов учитывают:
• страховоевозмещение, полученное за потерянное имущество от стихийного бедствия, пожара,техногенных аварий;
• средства,полученные в порядке возмещения потерь от стихийных бедствий;
• прочиевнереализационные доходы.
В составвнереализационных расходов включают:
•невозмещенные убытки от гибели имущества в результате стихийных бедствий,пожаров, техногенных аварий;
• расходы намероприятия по предупреждению стихийных бедствий;
• убытки отдругих внереализационных операций.
Общая схемаформирования итоговой прибыли предприятия представлена на рис. 2.
Итоговая прибыльхозяйствующего субъекта подлежит распределению. При ее распределении должнообеспечиваться как формирование доходов государства, так и покрытиепотребностей предприятий по расширению производства, материальномустимулированию работников и решению социальных вопросов.
Основныепринципы распределения прибыли предприятий в рыночных условиях хозяйствования:
•распределение прибыли между государством и предприятием как хозяйствующимсубъектом должно производиться с учетом интересов государства в формировании насоответствующем уровне бюджетов и заинтересованности предприятий встимулировании их деятельности;
• изъятиесоответствующей части прибыли государством в бюджет в виде налогов должнопроизводиться по твердым невысоким ставкам;
• прибыль,оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта; должна распределяться по егоусмотрению с направлением ее в соответствующих частях на накопление ипотребление.
Исходя изэтого, полученная хозяйствующим субъектом прибыль используется, в первуюочередь, на уплату в бюджет установленных законами Украины налогов и платежей — налога на прибыль, рассчитанного в соответствии с Законом Украины «Оналогообложении прибыли предприятий», а также других платежей в бюджет, которыеуплачиваются за счет прибыли.
Оставшаясяпосле этого прибыль считается чистой прибыльюпредприятия,которая распределяется по его усмотрению. Предприятие оставшуюся у него чистуюприбыль может направлять на выплату собственникам дивидендов, на пополнениеуставного фонда (капитала), на создание и пополнение резервного фонда(капитала) и на другие цели. Часть прибыли может оставаться нераспределенной.При этом порядок распределения и использования прибыли на предприятиификсируется в его уставе и устанавливается положением, разработаннымсоответствующими службами предприятия и утвержденным его руководителем.