Реферат по предмету "Экономика"


РАО ЕЭС России . Модель естественной монополии

--PAGE_BREAK--
1.1 Электроэнергетика

1.2 Структура РАО ЕЭС России

         Схема управления Российского акционерного общества единой-энергосистемы смотреть в приложении. (стр. 30 )

1.3 Реформы 1992—1996гг.

   Акционирование и частичная приватизация предприятий в российской электроэнергетике начались в 1992 г. До начала реализации планов по акционированию предприятий российской электроэнергетики была проведена предварительная реструктуризация этой отрасли, необходимость которой была связана с особенностями существовавшей системы электроснабжения страны с её неравномерным размещением генерирующих мощностей и зависимостью большинства российских регионов от межсистемных перетоков электроэнергии и мощности. При отсутствии отлаженной системы межрегиональной оптовой торговли электроэнергией и неготовности федеральных органов власти осуществлять эффективное регулирование рынка межсистемных перетоков, отсутствии необходимой законодательной и нормативной базы такая неравномерность могла привести к монополизму энергоизбыточных регионов и дезорганизации межсистемных перетоков. Результатом поиска быстрого решения проблем сохранения работоспособности отрасли в этих условиях стало сосредоточение всех отраслевых управленческих функций в рамках единой холдинговой компании, контролирующей электроэнергетику всей страны, и перевод в режим оптовой торговли крупнейших генерирующих мощностей страны, вывод этих мощностей и межсистемных сетей из состава региональных энергоснабжающих организаций, «Российского акционерного общества (РАО) энергетики и электрификации «ЕЭС России» (учреждено в декабре 1992 г.)    В составе РАО «ЕЭС России» предполагалось сосредоточить отраслевые объекты межсистемного значения: все крупные тепловые (мощностью от 1000 мВт и выше) и гидравлические станции (мощностью от 300 мВт и выше), имеющие общую мощность 95 000 мВт (около половины всей установленной мощности в стране), системообразующую высоковольтную сеть, а также центральное и объединенные диспетчерские управления и другие отраслевые предприятия и организации. Все эти структурные подразделения становились дочерними компаниями с передачей РАО 100% их акционерного капитала. Кроме того, в уставной капитал РАО передавалось 49% акций каждого из региональных акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-энерго), создаваемых на базе имущества бывших региональных производственных объединений энергетики и электрификации, после изъятия из них крупных станций и сетевых объектов. Для сохранения государственного контроля над отраслью государство закрепило за собой контрольный пакет обыкновенных акций РАО (51%) сроком на 3 года (в 1996 г. этот срок был продлен еще на 3 года).

  Частично реформированная холдинговая структура решила главную задачу отрасли в условиях перехода от централизованного планирования к рыночным отношениям: она обеспечила устойчивое и достаточно надежное снабжение потребителей электрической и тепловой энергией в условиях практически полного отказа от государственного финансирования и высокой инфляции, сменившейся острым кризисом неплатежей. Одновременно такая организация электроэнергетики содействовала интеграции регионов страны и социальной поддержке населения. Были сохранены технологические предпосылки и созданы благоприятные структурные предпосылки для развития конкурентного федерального оптового рынка электроэнергии.

   Наряду с процессами реструктуризации электроэнергетики были заложены организационные основы для формирования системы государственного регулирования электроэнергетики с разграничением полномочий между федеральным и региональным уровнями. Начиная с 1991 г. появились региональные энергетические комиссии, сформированные в каждой области (республике, крае) при исполнительных органах власти для регулирования потребительских тарифов на тепловую и электрическую энергию, поставляемую местными энергоснабжающими организациями. Позднее для выполнения функций регулирования цен на рынке межсистемных перетоков и рассмотрения возникающих в регионах разногласий по тарифам была создана Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), работавшая на представительской основе.

Нерешенные задачи реформирования к  началу 1997 г. Реструктуризация и развитие конкуренции.

  

      Частично проведенная реструктуризация электроэнергетики и замедление процессов развития конкуренции не позволили реализовать экономические преимущества ФОРЭМ. Созданная система оптовой торговли осталась полностью регулируемой ФЭК России, которая устанавливает индивидуальные тарифы для каждой электростанции ФОРЭМ с учетом ее потребности в покрытии планируемых затрат и получении прибыли, а также тарифы на поставки электроэнергии с ФОРЭМ. В пределах каждого периода регулирования тарифы оставались неизменными и не отражали изменений текущих условий производства и спроса на электроэнергию.                         Масштабы оптовой торговли на ФОРЭМ остались довольно ограниченными, что стало результатом неполной реализации указа Президента Г* 923.                      В условиях избытка генерирующих мощностей вместо отбора лучших мощностей и вывода из эксплуатации неэффективных мощностей произошло нерациональное распределение нагрузки между всеми производителями электроэнергии.

   Вытеснение бартерными операциями нормальных схем денежных расчетов за поставленную электроэнергию сильно усложнило и повысило затраты на функционирование расчетной системы ФОРЭМ. Непрозрачность механизма платежей и отчетности на ФОРЭМ затруднило контроль за проведением расчетов между участниками оптовой торговли, что не могло не отразиться на снижении доверия к оптовому рынку и заинтересованности производителей и покупателей электроэнергии участвовать в такой оптовой торговле.

Регулирование цен.

  Ценовое регулирование электроэнергетики, основанное на чисто затратных принципах (при ограниченных возможностях ФЭК России и региональных энергетических комиссий по проверке этих затрат), не стимулировало к эффективной работе предприятия отрасли, а возникающие в связи с этим дополнительные затраты перекладывались на потребителей электроэнергии.

Контроль за инвестициями.

    Постановлением Правительства Российской Федерации Г' 48 от 29 января 1:992 г. для финансирования капиталовложений в электроэнергетику было разрешено образование целевых инвестиционных фондов, расходы из которых относились на себестоимость продукции (услуг). С незначительными изменениями этот порядок финансирования был сохранен до конца 1996 г., постановлениями Правительства Российской Федерации Г» 513 от 29 июня 1993 г. и Г 140 от 13 февраля 1996 г. Однако из-за отсутствия должного контроля со стороны государства не было обеспечено использование инвестиционных средств предприятиями отрасли рациональным образом и только по прямому назначению. В результате за последние годы неоправданно разрослось число новых инвестиционных проектов, имеющих сомнительную эффективность и не обеспеченных финансовыми источниками.

   Отчисления в инвестиционные фонды, увеличивая уровень тарифов на электрическую и тепловую энергию, ухудшали ситуацию с платежами потребителей, что не позволяло в полной мере аккумулировать планируемые инвестиционные ресурсы.

Участие представителей государства в акционерном управлении.

   Не была выработана концепция участия государства в акционерном управлении, определяющая в чем заключаются имущественные и иные интересы государства в этой отрасли, а также механизмы их представления и защиты. В число представителей государства в совете директоров РАО «ЕЭС России» входил Президент РАО «ЕЭС России», а почти все представители субъектов РФ и акционеров в этом органе управления являлись одновременно генеральными директорами АО-энерго. В результате государство, являющееся самым крупным владельцем акций РАО «ЕЭС России», практически полностью потеряло возможности осуществлять внутренний акционерный контроль за работой аппарата управления этого акционерного общества.

 Программа 1997 г.

   С целью создания структурных предпосылок для развития конкуренции намечены следующие меры по реструктуризации:

     -Создание независимой организации — оператора оптового рынка;

     -Создание на базе тепловых электростанций РАО «ЕЭС России» ряда генерирующих компаний, каждая из которых не будет занимать монопольное положение ни в одной из зон оптового рынка;

   -ГЭС, выполняющие общесистемные функции, сохранятся в составе        «ЕЭС России». Тарифы на электрическую энергию и мощности, поставляемые этими ГЭС на оптовый рынок, будут регулироваться Федеральной энергетической комиссией Российской Федераций.

   В сфере государственного регулирования намечены следующие шаги.

    1.   Завершить формирование федеральных и региональных органов регулирования сферы естественной монополии в электроэнергетике.

    2.   Разработать и утвердить комплекс нормативно-правовых документов по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, которые должны обеспечить:

     — Включение в тарифы всех обоснованных производственных затрат регулируемых организаций электроэнергетики и получение обоснованной прибыли на используемый капитал;

     — Дифференциацию тарифов для различных групп потребителей и регионов Российской Федерации, в наибольшей мере отражающую различие издержек в энергоснабжении;

     — Поэтапное прекращение перекрестного субсидирования;

     введение тарифов на транспортировку электрической и тепловой энергии.

   Структурную реформу предполагается осуществлять в три этапа. Подготовительные этапы рассчитаны на 1997 и 1998 гг., а к 2000 г. предусмотрены:

     -  Переход к конкуренции электростанций по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;

     — Расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок;

      — Участие в оптовом рынке ТЭЦ в составе региональных акционерных общества энергетики и электрификации;

     — Прекращение регулирования цен на электроэнергию, формируемых на слоговом рынке, развитие контрактных отношений на оптовом рынке;

     — Формирование окончательной структуры энергетических компаний,  которая будет соответствовать условиям конкуренции.
Оценка первых результатов и задачи дальнейшего реформирования.

Реструктуризация и развитие конкуренции.
  Была проделана определенная работа по упорядочению внутрихозяйственной структуры РАО “ЕЭС России” и установлению контроля за его финансовыми потоками.

   Вместе с тем не разработаны обоснования и планы формирования генерирующих компаний, работа по формированию независимого оператора оптового рынка началась только в марте 1998 г. Выполнение задач по реструктуризации и развитию конкуренции усугубляется следующими обстоятельствами:

   РАО “ЕЭС России”, не перестроившее свою внутреннюю корпоративную структуру в соответствии с новыми задачами, не имеет внутренней мотивации и достаточного кадрового потенциала для проведения широкомасштабной реформы;

-Нет четкого распределения ответственности за реализацию плана реформ отрасли и необходимого взаимодействия федеральных органов исполнительной власти;

-Нет диалога и поиска компромиссных решений с субъектами Российской Федерации;

-Участие самих энергетиков в реформировании отрасли весьма ограничено, на ключевых постах в отрасли пока очень мало подготовленных и ориентированных на реформы руководителей;

-Смысл и принятые решения по реформированию электроэнергетики плохо объясняются и освещаются в средствах массовой информации.
Ценообразование.
    Среди нерешенных проблем ценообразования на оптовом рынке электроэнергии в 1997 г. следующие.
1.    Не оптимальность плановых балансов электрической энергии и мощности.
Отсутствие связи между планируемыми потоками электроэнергии и мощности, положенными в основу расчета тарифов, и реальными режимами работы субъектов ФОРЭМ и станций АО-энерго, влечет за собой  ряд негативных следствий:

-Не обеспечивается минимизация расходов потребителей на покупку электроэнергии;

-Использование цен, рассчитанных на основе планового баланса электрической   энергии и мощности ФОРЭМ, не может гарантировать, что финансовые средства, полученные электростанциями (или АО-энерго), соответствуют их расчетной потребности в финансовых средствах, установленной в процессе регулирования тарифов;

-Отсутствие механизмов учета отклонений плановых и фактических режимов работы оптового рынка электроэнергии в процессе очередного пересмотра тарифов сохраняет весь экономический эффект “дооптимизации”  исходного неоптимального баланса в отрасли и не стимулирует  использование для расчетов оптовых тарифов оптимального планового баланса электрической энергии.
2. Неполный переход на двухставочные тарифы.
    В условиях существующей организации оптовой торговли электроэнергией, когда АО-энерго сохраняют в своем составе генерирующие мощности, чрезвычайно важно, чтобы отпускной тариф с оптового рынка был двухставочным  с раздельными ставками оплаты за электрическую энергию и мощность, поскольку одноставочный  тариф не обеспечивает правильных ценовых сигналов для загрузки собственных мощностей АО-энерго.

 
   Попытка ФЭК России ввести такие двухставочные тарифы в 1997 г. не удалось. Из-за заметного покупной электроэнергии с оптового рынка от этой схемы ценообразования пришлось отказаться в энергозоне Сибири. Для других энергозон (Центра, Северо-Запада, Юга, Волги и Урала) были сохранены двухставочные тарифы, но им была предложена альтернатива – использовать одноставочные тарифы на электроэнергию, дифференцированные по зонам времени суток, отпускаемые с ФОРЭМ.
     Введение такой альтернативной схемы ценообразования на ФОРЭМ трудно признать продуманным решением по следующим причинам:

     Оплата электроэнергии и мощности, получаемых с оптового рынка, по прежнему, не дает правильных экономических сигналов АО-энерго для загрузки собственных мощностей. Наоборот она стимулирует загрузку даже самых дорогих мощностей АО-энерго: ставка оплаты, установленная для периода максимумам нагрузки, дороже конденсационной выработки на станциях  АО-энерго.

     Высокая зональная ставка для периода максимума нагрузки является сильным стимулом для покупателей уйти из этой зоны графика нагрузки, что в условиях статичной схемы ценообразования будет вести к хронической нехватке финансовых средств на оптовом рынке (через единую ставку оплачиваются постоянные расходы, которые электростанции ФОРЭМ несут вне зависимости от того, производят они электроэнергию или нет);

      Одновременное и несогласованное использование двух схем ценообразования также затрудняет обеспечение финансовой сбалансированности на оптовом рынке.

3.   Перекрестное субсидирование между энергозонами ФОРЭМ.

  Сохраняется выравнивание тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ, в пределах трех энергозон, вместо ранее выделявшихся семи энергозон. Выравнивание отпускных тарифов с ФОРЭМ в пределах европейской части России и Урала ведет фактически к перекрестному субсидированию издержек на поставки электроэнергии (мощности) потребителям одних территорий России за счет потребителей других территорий. В наименее выгодном положении оказываются в этой ситуации потребители энергозоны Урала.

4.   Оплата избыточной (невостребованной) мощности.

   Одним из факторов, удорожающих стоимость электроэнергии в Стране, является наличие больших резервов избыточных генерирующих мощностей, стоимость содержания которых, в отличие от других отраслей, продолжает предъявляться потребителям электроэнергии путем включения этих расходов в регулируемые тарифы. ФЭК России совместно с РАО «ЕЭС России» не нашли пока решение этой сложной проблемы. Ситуация еще усугубляется тем, что наименее Эффективные избыточные мощности находятся в АО-энерго и не попадают под «юрисдикцию» Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.

Улучшение платежей.

  Ни одно из принятых до сих пор решений не позволило кардинально решить проблему неплатежей, сократить объемы бартера в электроэнергетике. Особенно остро эта проблема стоит для электростанций, работающих на оптовом рынке, которые удалены от потребителей, не имеют постоянной привязки к потребителям определенных регионов и стоят последними в платежной цепочке. Это является в настоящее время одной из самых серьезных проблем развития оптового рынка электроэнергии и создания условий конкуренции.
 Реструктуризация РАО «ЕЭС России» за последний период времени.

  В соответствии с решением Совета директоров РАО «ЕЭС России» от 10 декабря 1999 года, Председателю Правления РАО «ЕЭС России» было поручено к марту 2000 года представить на рассмотрение Совета Директоров проект Концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России». Для разработки Концепции была создана рабочая группа, привлечены независимые консультанты, имеющие опыт реформирования энергетических компаний. Подготовленный проект Концепции в марте 2000 года был представлен на Совете директоров, затем начался процесс ее доработки и совершенствования.

   В прошедшем году проект Концепции обсуждался на встречах с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания России, в Совете Федерации Федерального Собрания России, на совещании глав исполнительной власти Уральского региона, дважды на заседании Координационного совета по ТЭК Межрегиональной Ассоциации «Сибирское Соглашение», на заседании Ассоциации «Черноземье», на совещании Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, на совещании с главами исполнительной и законодательной власти в Приволжском федеральном округе, на совещании с главами исполнительной власти в Сибирском федеральном округе, в Российской академии наук, во Всероссийском электропрофсоюзе и в ряде других организаций.

  Доработанный с учетом замечаний и предложений заинтересованных организаций проект Концепции реструктуризации был рассмотрен 11 июля 2000 года рабочей группой, созданной по поручению Правительства. На правительственном совещании было принято решение о необходимости разработки государственной программы структурных реформ в электроэнергетике, с использованием материалов Концепции РАО «ЕЭС России» как составной части Энергетической стратегии России. Была также отмечена необходимость подготовки нормативно-правовой базы, обеспечивающей реформирование электроэнергетики.

  Основными задачами по реформированию РАО «ЕЭС России» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 1072 “План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы” (от 26 июля 2000 года) являются:

     — Решение проблемы неплатежей в электроэнергетике;                                  — Обеспечение полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий электроэнергетики;                                                — Создание условий для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечивающих полную компенсацию обоснованных затрат, постепенное доведение цен и тарифов до уровня самофинансирования, уменьшение перекрестного субсидирования;          — Развитие единой федеральной сетевой инфраструктуры;                          

-Участие в формировании технологической инфраструктуры рынка электроэнергии;                                                                                                        -Обеспечение условий для не дискриминационного доступа независимых производителей на рынок электроэнергии.

    Каждая из перечисленных мер сопровождается разработкой и реализацией программы действий в соответствии с задачами по реформированию холдинга.

   На Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ 17 октября 2000 г. была отмечена необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике.

   Вопросы об основных направлениях и принципах структурных реформ в электроэнергетике рассматривались на совещаниях у Председателя Правительства России М.Касьянова с участием РАО «ЕЭС России» 21 ноября и 6 декабря 2000 года. Представители РАО «ЕЭС России» также участвовали в дискуссиях, проходивших в Центре стратегических разработок. В ходе этих дискуссий были рассмотрены вопросы о текущем состоянии электроэнергетики и проблемы развития отрасли, в том числе обсуждался рыночный вариант реформирования электроэнергетики.

  Инвестиционная группа Секретариата Энергетической Хартии Европы на заседании 14 ноября 2000 г. в Брюсселе поддержала концептуальные рыночные подходы к реформированию российской электроэнергетической отрасли.

   На заседании Правительства Российской Федерации 15 декабря 2000 года, были рассмотрены предложения Минэнерго России, Минатома России, государственного концерна “Роэнергоатом” по реформированию электроэнергетики. Принят за основу для дальнейшей проработки проект основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации, предложенные Минэкономразвития России. На заседании было отмечено, что имеющиеся генерирующие мощности к 2003-2004 годам не смогут удовлетворять растущие потребности экономики в электроэнергии. Констатировалась также необходимость привлечения частных инвестиций в электроэнергетику, проведения структурных преобразований отрасли.

    На совещании Президиума Госсовета РФ “О путях реформирования и развития электроэнергетики России” в конце декабря 2000 года было принято решение о создании рабочей группы президиума Госсовета по вопросам реформирования электроэнергетики под руководством губернатора Томской области В.М. Кресса. В рабочую группу вошли представители отраслевых министерств и ведомств, регионов, научных организаций, менеджмента и акционеров РАО «ЕЭС России». Группе поручено обсудить варианты реформирования электроэнергетики и подготовить доклад Президенту и Правительству Российской Федерации о единой государственной концепции реформирования.

Управление реформой в РАО «ЕЭС России».

   На основании приказа Председателя Правления РАО «ЕЭС России» “О системе управления реформированием РАО «ЕЭС России» в октябре 2000 года создана Комиссия по вопросам реформирования. В Комиссию вошли заместители Председателя Правления и члены Правления РАО «ЕЭС России». Обеспечение работы Комиссии возложено на Департамент корпоративной стратегии.

   В проекте по подготовке реформирования РАО «ЕЭС России» заняты специалисты, работающие как в РАО «ЕЭС России», так и в представительствах, дочерних и зависимых обществах. Консультационные услуги оказывают ведущие консалтинговые организации, в том числе юридическая фирма “Cameron McKenna” и инвестиционный банк “JP Morgan”.

   На заседаниях Комиссии заслушиваются программы проектных групп, созданных по основным направлениям реформирования. (Генерирующие компании, Системный оператор, Единая федеральная сеть, Администратор торговой системы, Научно-проектный комплекс, Организация розничного и оптового сбыта).

   Еженедельно проектные группы проводят открытые семинары.                    В РАО «ЕЭС России» поставлена также задача осуществления подготовительного этапа преобразований региональных энергетических компаний, основной целью этапа является повышение степени готовности компаний к работе в условиях конкурентного рынка электроэнергии. В рамках этой работы обеспечивается разработка учетной политики, проводится реструктуризация кредиторской и дебиторской задолженностей, кадровый аудит.

   Таким образом, в РАО «ЕЭС России» построена система, обеспечивающая решение задач по реформированию РАО «ЕЭС России», содержащихся в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2002 годы.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Етика та естетика
Реферат Шуберт
Реферат О сложной судьбе неоклассической теории
Реферат Анализ феномена культуры в философских воззрениях
Реферат Системный анализ.Покупка коммуникатора. МИЭМ С-5х
Реферат Анализ потребительского кредитования банка на примере отделения Сбербанка РФ 2356 г. Анжеро-С
Реферат Технология производства варёных колбас
Реферат Моделирование напряженно-деформированного состояния деталей при дорновании
Реферат Субхи, Мустафа
Реферат Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих при проведении игр и пари
Реферат Mummification Essay Research Paper Mummification is the
Реферат Котлер "Основы маркетинга"
Реферат Манипулятивные характеры
Реферат Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Башкортостан как объект управления
Реферат Основные технологические процессы на разрезе Томусинский