Содержание
Введение 2
1 Исходные данные для расчетов 4
2 Определение трудоемкости участка 7
3 Определение потребного количестварабочих мест 8
4 Определение численности на участке 11
5 Расчет годового фонда ЗП работающихна участке 14
6 Определение себестоимости и оптовойцены изделия 19
7 Технико-экономические показателиучастка 25
8 Теоретический раздел: цена иценообразование 26
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Введение
Современныймировой экономический порядок длительное время воспринимался как сложный,хрупкий баланс различных сил и течений, неустойчивое равновесие центробежных ицентростремительных тенденций. Но в последнее десятилетие хозяйство в масштабепланеты всё более предстаёт как неделимый, целостный организм с формирующимсяединым механизмом функционирования. В противоборстве разноплановых и разнонаправленныхпроцессов, в столкновении национальных интересов с глобальными вызовамисовременности, через многообразие хозяйственных структур и экономическоговзаимодействия пробивает дорогу тенденция к формированию новой, более высокойпо уровню мировой экономической общности. Общей заботой являютсятопливно-энергетическое, а также сырьевое обеспечение стран. Требует скорейшегоразрешения и продовольственный вопрос: он злободневен пока для многих стран. Вэтом ряду стоят проблемы голода, нищеты, борьба с эпидемиями, со страшнымиболезнями века (раком, ишемией, СПИДом).
Большиепроблемы существуют и на рынке труда: проблемы занятости, рост массовойбезработицы волнует большинство развитых и развивающихся стран. В общем кругепроблем выделяется вопрос об охране прав человека в современном мире, обосвобождении его от чрезмерного государственного контроля. Глобальные проблемызатрагивают самые разные стороны жизни человеческого общества (мировую политикуи экономику, межгосударственные и межнациональные отношения, космические имировые условия существования людей, массовое сознание людей), а потому требуюткомплексного подхода и всестороннего изучения. Мировое сообщество способнорешить глобальные проблемы, лишь объединив усилия и ресурсы. Отсюда возникаетнеобходимость глобальной перестройки сложившейся системы отношений –политических и экономических.
На современномэтапе развития цивилизации широко признаются значимость и ценность человеческихресурсов. Поэтому протекающие на планете демографические процессы заслуживаютсамого пристального внимания и исследования. Нарастающая напряжённость в этойсфере, прежде всего, связывается с так называемым «демографическим взрывом»,достаточно чётко проявляющимся уже с середины 20 века и ставшим одной изхарактерных черт современной эпохи. Об интенсивности этого процесса свидетельствуютследующие статистические данные, опубликованные экспертами ООН. Онииллюстрируют динамику прироста мирового населения за последние 1,5 столетия:Так, число жителей планеты лишь к середине прошлого века впервые достигломиллиардной отметки, а согласно новым оценкам в 2000г. население стран мираувеличилось до 6,03 млрд. человек (к 2015г. – до 7,47 млрд. человек).Следовательно, только во второй половине 20 века численность населения планетывозрастёт более чем вдвое. Столь высокие темпы его роста оказывалисьневозможными на протяжении многих тысячелетий всего предыдущего развития. Приэтом следует учитывать, что свыше 80% современного и ещё большая доляперспективного прироста мирового населения (в отличие от прошлых периодов)приходится на развивающиеся страны. Так, в конце 20 века примерно 60% мировогонаселения проживает в Азии; почти 12% — в Африке; 8% в Латинской Америке; 6,3%- в Северной Америке; 6,2 – в регионе Западной Европы; 2,6 – в России и только1% — в Австралии и Океании. Сложный комплекс проблемвозникает на стыке взаимоотношений общества, человека и природы. Глобальныепроблемы оказывают существенное влияние на структуру и механизм общественноговоспроизводства; формируют новый эколого-экономический облик воспроизводства;влияют на биологические и социальные аспекты воспроизводства не только рабочейсилы, но и человеческой популяции в целом.
Одной изтаких проблем является ликвидация нищеты, голода, болезней, безработицы инеграмотности, которые охватывают огромные зоны современного мира. В настоящеевремя на Земле больше голодающих, чем когда-либо в истории человечества. Увеличиваетсячисло людей, живущих в лачугах и трущобах. Отсталость слабо развитых страносложняется демографическими процессами. Растёт несоответствие между численностьюнаселения планеты и ресурсами. Человечество сейчас насчитывает около 6 млрд.человек. В следующем столетии население Земли увеличится до 8-14 млрд. человек.Причём более 90% прироста придётся на наиболее бедные страны. Происходитдальнейшая концентрация населения в перенаселённых городах. Необходимоувеличение финансовых ресурсов на развитие жилищного строительства,медицинского обслуживания, обеспечение продовольствием и энергией. Пока же темпроста населения обгоняет темпы увеличения ресурсов.
Средиосновных проявлений кризисных ситуаций, охвативших, прежде всего, развитуюзону, а затем и развивающиеся страны, выделяется деградация почв, обезлесение,нехватка воды для ирригации и бытовых нужд, загрязнение воздушногопространства. За 30 лет «зелёная революция» привела к увеличению производства зернав 2,5 раза. Тем не менее, с 1984г. существенного прироста зерновых ненаблюдается, происходит замедление роста урожайности и сбора зерновых культур вряде зернопроизводящих стран. Обусловлено это не только отсутствием новыхтехнологий для увеличения производства зерновых культур, но и с истощениемпочвы — гумуса. Природа создаёт один сантиметр чернозёма примерно за 300 лет, ачеловечество эксплуатирует это богатство со скоростью одного сантиметра в 3года, омертвляя землю засолением почвы, химией. Нерациональное использование земельногофонда в сельских районах привело к тому, что эрозия почв приняла угрожающиеразмеры. Сейчас около 23 млрд. т. почвы ежегодно теряется с пашен. Присохранении этой тенденции уже к концу текущего столетия произойдёт потеря до1/5 естественно орошаемых посевных площадей в развивающейся зоне.
1 Исходные данные длярасчетов
Расход основныхматериалов на изделие Таблица 1№ п/п
Наименование
материала Единица измерения Цена за ед. в руб.
Вес
заготовки в кг
Вес
детали в кг 1 Сталь 20 кг 11 7,2 5,1 2 Латунь кг 116 0,32 0,22 3 Припой ПОС-61 кг 460 0,15 0,15 4 Гетинакс кг 70 0,16 0,15 5 Канифоль кг 81 0,12 0,12 6 Провод монтажный м 3 16,5 16,5
Примечание:
Цена 1 кг отходов черныхметаллов 2,5 руб.
Цена 1 кг отходов цветныхметаллов 50,0 руб.
Расход покупныхполуфабрикатов и комплектующих Таблица 2№ п/п Наименование Вид или шифр Цена 1 шт. в руб. Количество шт. 1 Резистор НЛТ-0,25 2,8 30 2 Резистор МЛТ-0,5 2,6 7 3 Резистор МЛТ-2 3,5 5 4 Конденсатор К-50-30А 44,0 5 5 Конденсатор КС-3М-150 20,0 10 6 Диод Д220А 10,0 6 7 Индикатор МН-3 105,0 2 8 Индикатор МН-11 600,0 1 9 Линия задержки ЛЗТ 400,0 1 10 Тумблер ТП1-2 35,0 3 11 Транзистор П40А 12,0 6 12 Транзистор МП26Б 24,0 3 13 Трансформатор ОЛ25 200,0 3 14 Патрон 60,0 3
Технологический процесссборки прибора (устройства) Таблица 3№ п/п Технологические операции Разряд работы Оборудование Нормы времени в часах 1 Установка элементов на плату II Монтажный стол 3 2 Распайка элементов III Монтажный стол 6 3 Монтаж схемы V Монтажный стол 13,8 4 Сборка устройства IV Сборочный стол 5 5 Настройка V Регулировочный стол 24,5 6 Испытание VI Испытательный стол 12
Прочие данные для расчетаТаблица 4№ п/п Показатели 1 Годовая программа (тыс. шт.) 2,0 2 Режим работы участка (число смен) 1 3 Планируемые потери рабочего времени для оборудования (в процентах) 3 4 Планируемый коэффициент выполнения норм 1,25 5 Доплата до часового фонда заработной платы (в процентах к прямому фонду заработной платы) 20 6 Доплаты до дневного фонда заработной платы (в процентах к часовому фонду заработной платы) 4 7 Доплаты до месячного фонда заработной зарплаты (в процентах к дневному фонду заработной платы) 8 8 Транспортно-заготовительные расходы 6 9 Дополнительная заработная плата производственных рабочих 15 10 Начисления соцстраху с заработной платы производственных рабочих 7 11
Цеховые расходы по цехам:
механические
сборочные
180
95 12 Общезаводские расходы 65 13 Внепроизводственные расходы 2 14 Плановые накопления 18
Тарифные ставкипромышленно-производственных рабочих вводятся с 01.01.2003 г. Таблица 5Виды работ Шифр Разряды 1 2 3 4 5 6 7 8 Тарифные коэффициенты 1,0 1,09 1,2 1,3 1,51 1,61 1,7 1,8 сдельщики На остальных работах 35 час 7,27 7,92 8,72 9,45 10,98 11,70 12,36 13,09 день 58,16 63,39 69,79 75,61 87,82 93,64 98,87 104,69 с/мес 1200 1308 1440 1560 1812 1932 2040 2160 повременщики На остальных работах 43 час 7,96 8,68 9,55 10,35 12,02 12,82 13,53 14,33 день 63,68 69,41 76,42 82,78 96,16 102,52 108,26 114,62 с/мес 1313 1431 1576 1707 1983 2114 2232 2363
2 Определениетрудоемкости участка
Этот расчет производитсяпо каждой операции техпроцесса по формуле:
/>,
где /> – трудоемкость по i операции;
/> – годовая программа;
/> – норма времени наоперации;
/> – коэффициент выполнениянорм.
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Расчет годовойтрудоемкости участка производится по формуле:
/>
/>
3 Определение потребногоколичества рабочих мест
Расчет производится покаждой операции, если они выполняются на разных рабочих местах.
/>,
где />– количество рабочих мест по каждой операции;
/>– действительный (полезный) фонд времени работырабочего места.
/>,
где /> – номинальный фонд времени(1993 ч.);
/> – коэффициентиспользования оборудования.
/>,
где/> – планируемый процент потерьвремени для ремонта.
/>
/>
/> принимаем 3
/> принимаем 5
/> принимаем 12
/> принимаем 5
/> принимаем 21
/> принимаем 10
Коэффициент загрузкирабочего места определяется по формуле:
/>,
где/> – принятое количестворабочих мест по i операции.
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Средний коэффициентзагрузки места определяется по формуле:
/>
/>
Данные расчетов заносятсяв таблицу:
Таблица 1Показатели Монтажный стол Сборочный стол Регулировочный стол Испытательный стол Всего Всего нормо-часов по программе 45600 10000 49000 24000 257200
Планируемый коэффициент выполнения норм (Квн) 1,25
Нормо-часы участка с учетом Квн 36480 8000 39200 19200 102880 Полезный фонд времени (рабочего места) в году 1933
Количество рабочих мест:
расчетное
принятое
18,9
20
4,1
5
20,3
21
9,9
10
53,2
56 Коэффициент загрузки 0,92% 0,82% 0,97% 0,99% 0,925%
4 Определение численностина участке
Расчет численностиосновных производственных рабочих производится по формуле:
/>,
где/> – эффективный фонд времениработы одного рабочего.
/>,
где/> – явочный фонд времени.
/>,
где/> – количество рабочих дней в году;
/> – количество дней очередных, дополнительных,декретных отпусков и отпусков по учебе;
/> – количество дней невыходов на работу по уважительнымпричинам (болезни, выполнение общественных и государственных обязанностей).
/>
/>
/>
/>
/>Элементы фонда времени % Количество часов Номинальный фонд времени в год – 1993
Невыходы (ежедневные):
отпуск очередной и дополнительный
отпуск учащимся
болезни
выполнение общественных и государственных обязанностей
прочее
6,5
0,4
1,8
0,5
1
130
8
36
10
20 Явочный фонд времени – 1789 Внутренние потери времени 1 18 Эффективный фонд времени – 1771
Фонд времени одного рабочегоТаблица 2
/> принимаем 2 чел.
/> принимаем 5 чел.
/> принимаем 12 чел.
/> принимаем 4 чел.
/> принимаем 21 чел.
/> принимаем 10 чел.
/>
/> чел.
/>
/> принимаем 5 чел.
/>
/> принимаем 6 чел.
Численностьвспомогательных рабочих участка Таблица 3
Профессия
рабочих Количество В том числе и по разрядам I II III IV Слесарь 1 1 Электрик 2 2 Распределитель 2 2 Итого 5 3 2
Штатное расписание ИТРТаблица 4Должность Число ИТР Месячный оклад Старший мастер 2 5000 Мастер 2 6000 Сменный мастер 2 5500 Итого 6 16500
Своднаяведомость работающих на участке
Таблица 5Категория работающих Количество человек Удельный вес в общей численности работающих, % Основные производственные рабочие 54 83,08 ИТР 6 9,23 Вспомогательные рабочие 5 7,69 Итого 65 100
5 Расчет годового фондаЗП работающих на участке
Расчет заработной платыосновных рабочих
Расчет основнойзаработной платы рабочим производится по формуле:
/>,
где/> – расценка сдельная.
Расценки определяются покаждой операции техпроцесса:
/>
1 бригада – 27 человека:
Определяем расценку наустановку элементов на плату:
/>
Определяем расценку на распайкуэлементов:
/>
Определяем расценку намонтаж схемы:
/>
Заработная плата дляпервой бригады составляет:
/>
2 бригада – 27 человека:
Определяем расценку насборку устройства:
/>
Определяем расценку нанастройку:
/>
Определяем расценку наиспытания:
/>
Заработная плата длявторой бригады составляет:
/>
Определяем общуюзаработную плату по формуле:
/>
/>
Сводная ведомостьрасценок по операциям изготовления прибора
Таблица 6Бригада Операция Разряд
Часовая
тарифная ставка Норма времени в часах Расценка в рублях 1 Установка элементов на плату II 7,92 3 23,76 Распайка элементов III 8,72 6 52,32 Монтаж схемы V 10,98 13,8 151,524 2 Сборка устройства IV 9,45 5 47,25 Настройка изделия V 10,98 24,5 269,01 Испытание изделия VI 11,70 12 140,4 Итого: 64,3 684,264
Доплата из фондазаработной платы рабочим участка устанавливается за выполнение и перевыполнениеплана, за бездефектное изготовление продукции в размере 25–40 % от основнойзаработной платы.
/>,
где/> – размер премии в рублях;
/> – процент премии.
/>
/>
/>
Согласно Положения неосвобожденный бригадир получает доплату за руководство бригадой. Процентдоплаты зависит от численности бригады. Доплата определяется по формуле:
/>,
где/> – процент доплаты за руководствобригадой;
/> – часовая тарифная ставкабригадира.
/>
/>
Прямой фондзаработной платы бригады определяется по формуле:
/>
/>
/>
/>
Размер дополнительногофонда составляет 10–16 % от основной заработной платы рабочих:
/>,
/> – процент дополнительного фондазаработной платы бригады.
/>
/>
/>
Годовой фонд заработнойплаты получаем по формуле:
/>
/>
/>
/>
Среднемесячная заработнаяплата определяется по формуле:
/>,
где /> – численность рабочих.
/>
/>
/>
/>
Расчет фонда заработнойплаты вспомогательных рабочих, ИТР
Расчет прямого фондазаработной платы вспомогательных рабочих:
/>
Для слесаря 2 разряда: />
Для электрика 2 разряда: />
Для распределителя 3разряда: />
/>
Расчет дополнительногофонда заработной платы вспомогательных рабочих:
/>,
где/> – процент дополнительногофонда заработной платы вспомогательных рабочих.
Для слесаря 2 разряда: />
Для электрика 2 разряда: />
Для распределителя 3разряда: />
/>
Расчетгодового фонда заработной платы вспомогательных рабочих:
/>
Для слесаря 2 разряда: />
Для электрика 2 разряда: />
Для распределителя 3 разряд/>
/>
Определяемсреднемесячную заработную плату вспомогательных рабочих:
/>
Для слесаря 2 разряда: />
Для электрика 2 разряда: />
Для распределителя 3разряда: />
/>
/>
Расчет фонда заработной платы ИТРпроизводится умножением месячного оклада на количество и 12 месяцев:
/>,
где /> – месячный оклад.
/>
Ведомость годового фондазаработной платы работающих на участке
Таб 7
Категория
работающих Фонд заработной платы на год Основной Дополнительный Всего Производственные рабочие
/>руб
/>руб. 2127052,874руб.
Вспомогательные
рабочие
/>руб.
/>руб. 77598,163руб. ИТР
/> руб. –
/> руб. Итого 2390738,874руб 209912,136руб. 2600651,037руб.
6 Определениесебестоимости и оптовой цены изделия
Расчет статей калькуляции
Расчет стоимости основныхматериалов
Таблица 8
Наименование
материала
Единица
измерения
Цена за
единицу, руб. Норма расхода Сумма, руб. Сталь 20 кг 11 7,2 5,1 Латунь кг 116 0,32 0,22 Припой ПОС-61 кг 460 0,15 0,15 Гетинакс кг 70 0,16 0,15 Канифоль кг 81 0,12 0,12 Провод монтажный м 3 16,5 16,5
Стоимость основныхматериалов определяется по формуле:
/>,
где /> – масса заготовки;
/> – масса отходов;
/> – цена материала;
/> – цена отходов.
Сталь 20: />
Латунь: />
Припой ПОС-61: />
Гетинакс: />
Канифоль: />
Провод монтажный: />
/>
Расчет стоимости покупныхкомплектующих изделий Таблица 9Наименование Вид или шифр Цена 1 шт. в руб. Норма расхода в шт. Сумма в руб. Резистор МЛТ-0,25 2,8 30 64,4 Резистор МЛТ-0,5 2,6 7 15,6 Резистор МЛТ-2 3,5 5 31,5 Конденсатор К-50-30А 44,0 5 176 Конденсатор КС-3М-150 20,0 10 200 Диод Д220А 10,0 6 30 Индикатор МН-3 105,0 2 105 Индикатор МН-11 600,0 1 2400 Линия задержки ЛЗТ 400,0 1 400 Тумблер ТП1-2 35,0 3 105 Транзистор П40А 12,0 6 36 Транзистор МП26Б 24,0 3 120 Трансформатор ОЛ25 200,0 3 400 Патрон 60,0 3 240 Итого 4323,5
Стоимостьвспомогательных материалов принимается в размере 2 % от стоимостикомплектующих:
/>
Расчет основнойзаработной платы производственных рабочих:
/>
Расчет основнойзаработной платы производственных рабочих:
/>
Расчет отчислений насоциальное страхование:
/>,
где/> – процент отчислений насоциальное страхование.
/>
Расчеттранспортно-заготовительных расходов:
/>,
где/> – процент транспортно-заготовительных расходов.
/>
Расчет цеховых расходовсборочного цеха:
/>,
где/> – процент цеховых расходов базового предприятия
/>
Сумма затрат по всемстатьям составит цеховую себестоимость изготовления прибора (устройства):
/>
/>
Расчет общезаводскихрасходов:
/>,
где/> – процент общезаводских расходов.
/>
Расчет производственнойсебестоимости:
/>
/>
Расчет внепроизводственныхрасходов:
/>
где/> – процент внепроизводственных расходов.
/>
Определяем полнуюсебестоимость:
/>
/>
Расчет прибыли и оптовойцены
Расчет оптовой цены:
/>,
где/> – плановые накопления (прибыль).
/>
/>
/>
Определение нормативачистой продукции
Ведомость нормативачистой продукции на прибор Таблица 10Статьи затрат Сумма, руб. Заработная плата основная и дополнительная производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование
/> Заработная плата основная и дополнительная вспомогательных рабочих, ИТР
/> Нормативная прибыль
/> Итого
/>,
где/> – норматив чистой продукции;
/> – заработная плата производственных рабочих сотчислениями на социальное страхование по плановой калькуляции:
/>
/>
/> – коэффициент,характеризующий отношение заработной платы персонала по обслуживанию иуправлению производством к заработной плате производственных рабочих (1,34);
/> – нормативная прибыль:
/>,
где35% – нормативрентабельности.
/>
/>
Определить нормативнуючистую продукцию и на ее основе производительность труда:
/>
/>
/>
/>
/>
Калькуляция себестоимостиприбора
Таблица 11Статьи затрат Сумма, руб. Удельный вес, % по заводу по проекту Основные материалы 218,49 2,8 Комплектующие 4323,5 54,6 Вспомогательные материалы 86,47 1,09 Основная заработная плата
/> 11,5 Дополнительная заработная плата
/> 1,3 Отчисления на соцстрахование
/> 3,2
Транспортно-заготовительные
расходы 277,7 3,5 Цеховые расходы
/> 11,5
Итого:
Цеховая себестоимость 7200
/> 90,15 Общезаводские расходы
/> 7,88
Итого:
Производственная себестоимость
/> 98,04 Внепроизводственные расходы
/> 1,96
Итого:
Полная себестоимость
/> 100
Расчет годовой экономииот снижения себестоимости прибора
/>
/>
Процент снижениясебестоимости детали:
/>
/>
7 Технико-экономическиепоказатели участка
Технико-экономическиепоказатели участка
Таблица 12Показатель Единица измерения Величина показателя Абсолютные показатели Годовой выпуск прибора шт. 2000 Норматив чистой продукции руб.
/> Количество рабочих мест шт. 54 Численность работающих чел. 65 Численность основных рабочих чел. 54 Общий годовой фонд заработной платы участка руб. 2600651,037
Годовой фонд заработной платы
производственных рабочих руб. 2127052,874 Относительные показатели Производительность труда одного работающего руб./чел.
/>
Среднемесячная заработная плата основных
рабочих руб.
/>
Среднемесячная заработная плата
вспомогательных рабочих Руб.
/> Процент снижения цеховой себестоимости % 0,84
Годовая экономия от снижения цеховой
себестоимости руб. 121210
8 Государственноерегулирование рыночной экономики
Введение
1. Государственное регулирование экономики. Моделивзаимоотношений экономики и государства
1.1Два ведущих методологических подхода
1.2 Функциональные экономические системы – объекты государственногорегулирования
2. Методы государственного экономического регулирования.
2.1 Общегосударственное планирование — один из методоврегулирования экономики
2.2 Экономические функции правительства
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема государственного вмешательства в экономику,независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная, онаявляется, по моему мнению, основной для любого государства.
В развитии рыночной экономики проявляется множество важныхзакономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системыимеет тенденцию к постоянному усложнению. В процессе развития рыночныхотношений во взаимодействие вступает все большее число экономических явлений.Порой это связано с немалыми издержками, однако главный итог происходящихпроцессов — рост результативности рыночного механизма.
Рынок как институт представляет самонастраивающуюся,саморегулируемую систему. Однако типичная для рыночной системы экспансия приводитк тому, что порой не успевают сложиться механизм, который может предупреждать ограницах, в рамках которых необходимо соблюдение макроэкономическогоравновесия. Например, мировой экономики кризис 1929-1933гг. стал для всейрыночной системы важным уроком, подтверждающим необходимость государственногорегулирования рыночной экономики. В современных условиях такое регулированиеосуществляется через разработку и реализацию экономической политики.
Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучиенации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономическогостроя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственногорегулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.
1 Государственное регулирование экономики. Моделивзаимоотношений экономики и государства
Огромная роль государства и способность егорегулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики иполитики, от разработки экономической политики. Государство представляет собойстержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционируетсуществование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы иорганизует формы общественной жизни, образуя основу институциональнойиерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленностиповедения человека, отделив общий интерес от частного.
Поэтому возникновение и существование государстваявляется не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным изначимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера егоэкономической деятельности. Более того, экономическая политика государствастановится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.«Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимуюруку» конкуренции, о которой писал А.Смит.
В науке идея бесконтрольной экономики, сводящаясяк тому, что рынки нужно предоставить самим себе, все больше уступаем местотеории государственного регулирования рыночной экономики. В последнее времядоля государства в валовом национальном продукте промышленно развитых странувеличивается, удвоившись с 60-х годов. Государство все больше подключается кделовым проектам и помогает предпринимателям накопить капитал. Такая стратегиядала успешные результаты в Японии, Корее, государствах Юго-Восточной Азии имногих других странах.
В силу этих обстоятельств государство становитсяпредметом изучения экономической теории. Причем надо заметить, что долгоевремя происходило отождествление экономической роли государства с самойполитической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попыткисвести экономическую теорию к экономической политике.
1.1 Два ведущих методологических подхода
Исторически сложились два ведущихметодологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран:кейнсианская школа(теория государственного регулированияхозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчас консервативныхдоктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.
Оба этих теоретических течения имеют общиеосновы. Они рассматриваются государством как субъект экономической системы,обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведенияэкономической политики, направленной на достижение стратегических целейобщества.
Различия между концепциями сводятся киспользуемым методам государственного воздействия вплоть до полного его отрицания.Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишьроль «ночного сторожа», не вмешиваясь и экономические процессы.
Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представителисчитают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функцийгосударства (правительства).Любое неравновесное воздействие должно бытьзарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекториюравновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот илииной сегмент рынка
Следует отметить, что в вопросах государственногорегулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на триосновных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.
Левое кейнсианствоищет выход изпротиворечий современной экономики путем увеличения расходов государства наобщественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальноестрахование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходовфермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих. Консервативноенаправление кейнсианстваделает ставку на государственное регулированиеэкономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативнойструктуры экономики.
Неоклассическая школаи ее представителиполагают, что путём эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательствагосударства в определение уровня доходов различных слоев населения, координациюинвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры и т.д.
Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимостьгосударственного регулирования экономического роста?
Государство призвано корректировать тенедостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативныестороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защиты окружающейсреды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всемучеловечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируютсяпотенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулыдля производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируетсяправо на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитиефундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не напроизводство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех,кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионнымии инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность засоздание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательскихфирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства.Государство должно направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективныхпотребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг.Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежитзаботиться об инвалидах, о детях, стариках, малоимущих, регулировать рыноктруда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешнейполитике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.
1.2 Функциональные экономические системы –объекты государственного регулирования.
В любом национальном образовании рыночнаяэкономика развивается как определенная функциональная экономическая система(ФЭС) со сложившимися количественными и качественными характеристиками. Поддержаниемих или приведением в соответствие наряду с саморегуляцией занимаетсягосударство (правительство) через определенные функции.
Под ФЭС в рамках целостной экономики понимаютсядинамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность всех структурныхэлементов которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия нанациональном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией,товарами, технологией, различными формами капитала, рабочей силой и др. Ониотличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования,социальной защиты и др.), которые представляют собой саморегулирующиесяорганизации.
Функциональные экономические системы поддерживаютравновесие относительно определенных заданных макроэкономических параметров.Так, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5% ВВП,объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов поимпорту товаров как минимум в течение трех месяцев, отношение текущих платежейпо обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% годовых доходов отэкспорта, критический уровень безработицы не должен превышать 15—20% общегочисла трудоспособного населения и т.д.
Несмотря на относительность приведенных вышепараметров, их поддержание на определенных уровнях с помощью государственногоуровня в экономических системах сохраняет равновесие на внутреннем рынке и обеспечиваетустойчивость и динамизм экономического роста.
Функциональные экономические системы включаютсистемы формирования конкурентной среды, регулирование уровня денежной массы вобращении, поддержание уровня внутренних цен, защиту отечественных производителейот иностранной конкуренции, защиту окружающей среды, поддержание оптимальногоуровня безработицы и многое другое. Все они в совокупности образуют функциигосударства по регулированию рыночной экономики, по поддержанию устойчивогороста.
Одним из основных элементов ФЭС в рыночнойэкономике является система формирования конкурентной среды, которая создает иподдерживает оптимальные условия для частного предпринимательства идобросовестной конкуренции. Эта же система обеспечивает защиту мелких исредних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий,а также регулирует деятельность естественных монополий.
2Методы государственногоэкономического регулирования
Государство, осуществляя регулированиесоциально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов,которые меняются в зависимости от экономических задач, материальныхвозможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западныхтеорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальныхмоделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственногорегулирования.
Рассмотрим универсальные средствагосударственного регулирования, применяемые в последнее время. Общепринятоделение методов государственного регулирования на правовые, административные,экономические, прямые, косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлениигосударством правил «экономической игры» для фирм — производителей ипотребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и правасобственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимныеобязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование, включают меры по регулированию,контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системыадминистративных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения)осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой,валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мерограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды,социальной защиты населения.
Экономические методы предполагают воздействиена характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национальногообразования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степеньконцентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий,использование факторов экономического роста.
С этой целью используются бюджетная и фискальнаяполитика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование ипланирование.
Финансовая политика предполагает использованиебюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономическихи социальных целей.
Денежно-кредитная политика предполагаетиспользование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементырыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.
Высшей формой государственного регулированияявляются программирование, прогнозирование и планирование.
Их применение связано с усложнением хозяйственныхсвязей и необходимостью использования комплексных методов в достижениикратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программявляются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальныеусловия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные,целевые, чрезвычайные.
Наиболее распространены общенациональныепрограммы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации,послекризисной стабилизации экономики.
В условиях рыночной экономики применяетсяпланирование экономики по довольно продолжительному горизонту — 4—5 лет.Такиепланы разрабатываются департаментами Франции, правительствами Японии, Китая,Южной Кореи. Они отличаются от планов командно- административной экономики, неимеют распределительного характера. Это индикативные планы, т.е. планыцелевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечениисо стороны государства.
Прямые методы регулирования базируются навластно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействиюна функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методовпрямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансированиясекторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающихдотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондовобщенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Цельютаких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественнонеобходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффектауказанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реальногосоотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослаблениябалансирующей функции рынка.
Прямое воздействие на экономику государствоосуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства.Оно может идти по двум направлениям:или развитие государственного предпринимательства, или субсидированиепредприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких ималорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность,железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Крометого, для обеспечения высокого уровня развития экономики государствоосуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапенаучно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведениенаучных исследований. Государственное предпринимательство развивается в техобластях, где применение других форм собственности может принести отрицательныепоследствия.
Таким образом, экономическая политикаправительства — это определенная регламентация норм и правил поведенияхозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
1. Кредитная политика включает:нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковскогопроцента; проведение операций на валютном рынке.
2. Бюджетная политика охватывает:регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок;выпуск государственных внутренних хозяйств;
поддержку и регламентирование государственногопредпринимательства.
3. Фискальная политика предполагает:регулирование налогового обложения имущества граждан; введение муниципальныхналогов.
4. Социальная политика включает:регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий,пособий по безработице и т.д.
5. Внешнеэкономическая политика означает:законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;
использование иностранных займов, инвестиций ивалютных ограничений.
2.1 Общегосударственное планирование — один изметодов регулирования экономики
В командно-административной экономикегосударственное планирование являлось основным методом регулирующеговоздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Оноспособствовало господствующей государственной собственности и распространялосьна распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ.Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила кразрастанию планирующих распределительно-снабженческих структур, ростуиздержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытомизбытке производимого продукта. Более того, план как юридический закон распределенияпревращался в тормоз НТП, инноваций, роста производительности труда. Россия какглавное государство использования плана отставала от развитых стран по общемууровню экономического роста, производительности общественного труда, производствуконечного продукта на душу населения. Поэтому с началом реформированияэкономики и перевода ее на рыночные связи и отношения государственные органыотказались от использования планирования как метода регулирования глобальныхсвязей и равновесного экономического роста на отдаленный горизонт.
В науке господствующее положение заняли позициитех авторов, которые полностью отрицают возможность использования централизованногои индикативного планирования не только в переходной, но и в развитой рыночнойэкономике.
С ростом обобществления и концентрациипроизводства, усложнением связей, достигающих значения многократных,государство уже не в состоянии поддержать равновесие функциональной экономическойсистемы и достаточно высокие темпы ее развития только посредствоммакроэкономического инструментария, т.е. бюджетного, налогового,денежно-кредитного регулирования. Это инструменты краткосрочного действия. Онииспользуются в основном для нивелировки, устранения отклонений от прогнозныхили планируемых показателей экономического роста и нарушения пропорций, обеспечивающихэто развитие.
Полагаем, что положение целиком относится и кфункционированию российской экономической системы, когда она развивается ужене в режиме централизованного планирования, а в условиях развитойинфраструктуры постиндустриального общества.
Проявление планомерности и организацияпланирования не только объективно необходимы, но и возможны в рыночнойэкономике. Чемобусловлена эта возможность?
Во-первых, увеличением вовлеченного в реальноепроизводство колоссального ресурсного и производственного потенциала. Эторесурсы государственного и частного секторов экономики. При этомправительственные доходы и расходы оказывают всевозрастающее влияние наиспользование ресурсов частного сектора, вовлекая его во взаимосвязанныйоборот.
Во-вторых, государство через финансово-промышленныегруппы (ФПГ), крупные корпорации оказывает реальное воздействие надеятельность обособленных производителей и принимает меры к достижениюсогласованности в их деятельности как во внешней торговле, так и в проведенииотраслевой и кредитной политики.
В-третьих, усиление взаимосвязи, зависимости и контролядостигается за счет использования информационных систем, электронно-вычислительнойтехники, системы Интернета и т.д.
В-четвертых, в современных национальных образованияхрастет солидарность и социальное согласие различных слоев и групп населения(госорганов, частного бизнеса, профсоюзов и др.), преследующие единую цель- стабильное развитие экономики и рост благосостояния.
2.2 Экономические функциисовременного государства многообразны и сложны. Можно выделитьосновополагающие группы выполняемых государством экономических функций:
1. Поддержка функционирования рыночной системыобеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренциичерез антимонопольное законодательство.
2. Перераспределение дохода и богатства,корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национальногопродукта, стабилизации экономики посредством контроля за уровнем занятости и инфляции.
3. Ограничение действия некоторых элементоврыночного механизма. Так, ограничение использования рыночных элементов наблюдаетсяв сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании иоб охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системеобслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжении и т.д.
Ограничения применяются и в сфере совокупногопотребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования имедицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечиваютфункционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроляс учетом рыночных и общественных интересов.
4. Достижение и сохранение национальныхконкурентных преимуществ в мировой экономике.
5. В последнее время во многих странах широкоиспользуется функция общественного выбора в принятии правительственных решений,которая определяет, что покупать правительству, как производить товары, длякого предназначаются государственные расходы, на кого распространяются льготыи т.д. По своему экономическому содержанию функция общественного выбораосновывается на главных экономико-политических задачах государства.
Эти функции государства осуществляютсяпосредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихсяотраслях на мировом рынке.
Заключение
Экономика любой страны представляет собой сложную экономическую систему,которая обладает множеством особенностей и отличительных черт. На сегодня вмировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, которыесущественно отличаются друг от друга и имеют многообразные формы (модели)проявления. Но любая экономическая система представляет собой совокупность всехэкономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственностина экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущихей формах организации и способах регулирования хозяйственной деятельности навсех уровнях управления.
Государство призвано корректировать тенедостатки, которые присущи рыночному механизму. Государство берет на себяответственность за создание относительно равных условий для взаимногосоперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, дляограничения монополизированного производства. Государство должно направлятьэкономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создаватьпроизводство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономическойжизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, о детях,стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращениюбезработицы.
Государство следит затем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не былиущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп,отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулированиенаправлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающейсреды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Список литературы
1. Курс экономики: Учебник – 2-е изд.,доп. / под. ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М, 1999 г.
2. Вводный курс по экономической теории:Учебник для лицеев/ Под общ. ред. Акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997 г. – 368 с.
3. Экономическая теория: Учебник / под.общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: Инфра-М, 2007 г. – 672 с.
4. Под общей редакцией профессора А. С.Пелиха. Основы предпринимательства. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.
5. «Мировая экономика»учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям инаправлениям В.К. Ломакин, М.: ЮНИТИ, 1998