/>/>/>/>МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА
Кафедра экономики
Курсовая работа
на тему: Развитие малого бизнеса вАлтайском крае
Выполнил: ст-т гр. САПР-92
Доровских А.
Проверил: Степашин К.Н.
БАРНАУЛ 2002
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………4
1. Малый бизнес и его роль вэкономике
1.1. Понятие«Малый бизнес»………………………………………………………………5
1.2. Правовыеосновы………………………………………………………………………..6
1.2.1. Создание малых предприятий…………………………………………………...6
1.2.2.Ликвидация и реорганизация малого предприятия…………………………….8
1.2.3.Управление предприятием………………………………………………………..8
1.2.4.Хозяйственная и иная деятельность предприятия……………………………....9
1.3.Характерные особенности малых предприятий……………………………………….10
1.4. Роль малогобизнеса в экономике……………………………………………………. 21
2. Малый бизнес в экономикеРоссии
2.1. Проблемыстановления малого бизнеса в России……………………………………25
2.2. Особая рольмалого бизнеса в экономике России …………………………………...28
3. Состояние малого бизнесав Алтайском крае………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………………………36Список литературы……………………………………………………………………………..37Введение
В последнее время в Россиисозрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупныхмонополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим неменее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первыйвзгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновьобразовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связямигосударственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньгивкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, чторуководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, гденикто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятиирешений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране,к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции,научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования,постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо датьсвободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать Россиинеобходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, средуконкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чегострадало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Кто же сейчас можетподдержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого исреднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появлениебольшого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест. Малым предприятиемлегче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и этопринесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенноважно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов РоссийскойФедерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появлениемалого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции наотечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапахразвития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, какполитической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которыеобладали огромными капиталами.
1. Малый бизнес иего роль в экономике
1.1. Понятие «Малый бизнес»
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – этопредпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономикипри определенных установленных законами, государственными органами или другимипредставительными организациями критериях, конституционирующих сущность этогопонятия.
Как показывает мировая практика, основным критериальнымпоказателем, на основе которого предприятия различных организационно правовыхформ относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первуюочередь средняя численность работников, занятых за отчетный период напредприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность,осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое однимсобственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которыхпредприятия относятся к малому бизнесу является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общеечисло показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малогопредпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемымикритериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странахопределяющим критерием является численность работников за отчетный период.
В российской практикесуществование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот периодк числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее числоежегодно занятых не превышало 100 чел.
Под субъектами малого бизнеса стали пониматьсякоммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ,субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иныхфондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическимлицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которыхсредняя численность работников за отчетный период на превышает предельныхуровней:
в промышленности – 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения –30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видовдеятельности – 50 человек.
В Федеральном Законе «О государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаютсятакже физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица.
1.2. Правовые основы
Основыправовой базы при создании, развитии и государственном регулировании малыхпредприятий определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральнымзаконом “О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации” (июнь 1995 г.) и федеральным законом “Об упрощенной системеналогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”(декабрь 1995 г.). Государственный комитет Российской Федерации по развитию иподдержке малого предпринимательства, созданный в 1995 году как федеральныйорган исполнительной власти, координирует проведение государственной политики всфере развития малого предпринимательства и создания целостнойфедерально-региональной и муниципальной систем его поддержки. Основнымсредством проведени государственной политики являются целевые федеральныепрограммы государственной поддержки малого предпринимательства. К настоящемувремени разработаны 3 федеральных программы: 1994-1995 гг.; 1996-1997 гг. и1998-1999 гг. Правовые основы деятельности малых предприятий в РоссийскойФедерации будут описаны в следующих пунктах.1.2.1. Создание малых предприятий
Нормативной базой для создания и ликвидации МП являетсязакон РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации” Предприятие может быть учреждено либо по решению собственникаимущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллективагосударственного или муниципального предприятия в случаях и порядке,предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результатевыделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одногоили нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующихобязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результатепринудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательствомРФ.
Учредительными документами предприятия являются уставпредприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставепредприятия определяются организационно правовая форма предприятия, егоназвание, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли иобразования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном имуниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формысобственности, в имуществе которого доля государства или местного Советасоставляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовымколлективом.
Предприятие считается утвержденным и приобретает праваюридического лица со дня его государственной регистрации.
Государственная регистрация предприятия, независимо отего организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по местуучреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия вмесячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, вМинистерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельностьнезарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные отдеятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются вместный бюджет.
Для регистрации предприятия учредитель представляетследующие документы:
- заявление учредителя,
- устав предприятия,
- решение о создании предприятия или договоручредителей,
- свидетельство об уплате государственной пошлины.
Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятиядолжно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявленияучредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины.О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати непозднее чем в недельный срок со дня регистрации.
Отказ в государственной регистрации предприятия возможенв случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а такженесоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказв регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решенииотказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрациипредприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель можетвзыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа врегистрации предприятия.1.2.2. Ликвидация и реорганизация малого предприятия
Прекращение деятельностипредприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации(слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в инуюорганизационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятияпроизводится по решению собственника или органа, уполномоченного создаватьтакие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.
Предприятия ликвидируются в случаях:
- признания банкротом,
- принятия решения о запрете деятельности предприятияиз-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если впредусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или неизменен вид деятельности,
- признания судом недействительными учредительныхдокументов и решения о создании предприятия,
- по другим основаниям, предусмотренным законодательнымиактами РФ и входящих в его состав республик.
Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационнойкомиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным иморганом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация можетпроводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидацияпредприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательствомРФ.1.2.3.Управление предприятием.
Управление предприятием осуществляется учредителемявляющийся высшим органом предприятия – юридического лица. (вариант: на случай,когда учредителей несколько — высшим органом управления предприятием июридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решенияединогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти изпредприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончанииоперационного года ( возможны и другие варианты решения ).
Вариант: для осуществления текущего руководствадеятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия,действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от именипредприятия его высшим органом.
С приглашенным директором заключается контракт (трудовойдоговор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель,действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросыдеятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности,представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжаетсяимуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числетрудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру иштатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для всехработников указания.
Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц,участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора,решает простым большинством голосов вопрос о заключении коллективного договора,и о содержании этого договора и вопросы, связанные с выкупом предприятия исогласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включаязаместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений,мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются надолжность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указатьдолжность назначение, на которое производится с согласия высшего органа илисамим высшим органом предприятия).1.2.4. Хозяйственная и иная деятельностьпредприятия
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность,определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директорпредприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяетпорядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда,распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных днейи отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующимзаконодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иноеобязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасныеусловия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.
Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсыреализовывать свою продукцию и услуги любым не противоречащим законодательствуспособом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправеоткрывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все видырасчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельноосуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии сзаконодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет всоответствующем банке. Высший орган (вариант: директор) предприятия определяетперечень сведений, составляющих коммерческую тайну.
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов идругих платежей в бюджет(чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение.Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистойприбыли (вариант: часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемомучредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственностьчленам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибылимежду работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия(вариант: совместным решением учредителя и трудового коллектива). Переданнаячлену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате ему или может ссогласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средствапредприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты,размер которых определяется решением трудового коллектива(вариант: советапредприятия), утвержденным органом предприятия (вариант: Положением, утвержденнымсовместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшегооргана предприятии). В случае прекращения трудовых отношений вклад ипричитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционногогода.
1.3. Характерные особенности малых предприятий
1. Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре.
Главным преимуществом МП в условиях современного рынкаявляется намного более гибкая, чем у КП, реакция на быстро меняющийся спрос:умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленноймобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает изкраткого упоминания особенностей МП: оно не связано обширной производственнойпрограммой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом,требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствамиперед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроитьсвою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша», иманипулировать ценами на свою продукцию; перед ними вряд ли встанет проблемаорганизованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощьюпрофсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.
Кроме того, малое производство, как правило, более экономично.У МП, по сравнению с КП, короче сроки капитального строительства, для ихсоздания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средству них в 2—2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Этипредприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование ипроизводственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят наадминистративно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкостипроцедуры управления.
Преимущества маневренности и экономичности становятсяособенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации.Наиболее жизнеспособные МП, как правило, узко специализированы и Именно в такомкачестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемыйкомпонент, в существовании которого крайне заинтересован крупный бизнес.
Почему же именно теперь все эти свойства малого бизнесаоказались столь широко востребованными? Внешними факторами, изменившими влучшую сторону рыночный статус МП, послужили компьютерная революция 70-х гг. имировой энергетический кризис. Они вызвали переход производственных системведущих промышленных стран на новую технологическую базу,
С появлением качественно новой техники, основанной нашироком применении микросхем, стало возможным за счет резкого ускоренияпереналадки оборудования перейти к выпуску продукции небольшими сериями,непрерывно обновляя ее номенклатуру. Для КП становится более выгоднымпередавать МП часть заказов на мелкосерийную продукцию, специальные модули илизавершающие операции по сборке. Используя лизинг, малые специализированныепредприятия быстро обзавелись современным оборудованием. На основесубконтрактов многие из них получили доступ к технической документации, рабочимчертежам, производственным ресурсам КП. Будучи заинтересованными в «привязке»зарекомендовавших себя субпоставщиков, КП конструируют и проектируют для нихновые изделия, помогают улучшать технологию производства, совершенствовать методыконтроля за качеством продукции и т. п.
Перестраиваться стали и сами КП. Мотив «экономиина масштабах», т. е. укрупнение производства, бывший для них главным втечение десятилетий, отошел на задний план. Сверхконцентрация во многих случаяхдостигла пределов экономической целесообразности и стала давать обратный эффект— усиление неуправляемости, инертности, бюрократизации, отставание оттребований рынка и технического прогресса, падение производительности труда.Энергоемкость крупного производства обернулась огромным ростом издержек,убытками и задолженностью. Поэтому с 70-х гг. крупное производство в ведущихстранах Запада, а сегодня уже и в России, вступило в фазу массовойреорганизации — выделения специализированных звеньев и участков в небольшиефирмы, самостоятельные в коммерческом отношении (т. е. вступающие в рыночнуюконкуренцию на свой страх и риск), но так или иначе ассоциированные с головнымпредприятием.
Многосторонняя кооперация небольших и совсем мелких специализированныхпредприятий, имеющих самое разное происхождение и различныйхозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного производства.Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы — субподряда впромышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видовобслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятиябыстрого питания и т. д.), совместного выхода на внешние рынки, венчурногобизнеса и т.п. Благодаря возможностям кооперации малый бизнес пользуетсярыночными преимуществами на основе детального знания своей клиентуры, близостик дифференцированным рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий,обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости не слишкоминтересуют крупный бизнес. К ним относится большая часть производствапотребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесьотличается стабильностью, технология производства еще не отработана, чтосоздает для МП многочисленные рыночные «ниши».
Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительскогоспроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередкоиндивидуальные запросы. покупателей (работа на заказ). Во многом его развитиепредопределено глубокими изменениями, происходящими всовременной культурной среде. Если несколько десятилетийназад залогом успешного сбыта товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь —новизна,оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденцииприсущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством иразнообразием сервиса.
Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциацияпроизводства и потребления. Значительная часть МП создается для освоенияресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортныхтарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства илиспроса.
2.Инновационная роль малого предпринимательства.
Инновационная роль малого бизнеса часто реализуется в кооперации с КП.Помимо производственной кооперации, о которой говорилось выше, существуетаналогичное разделение труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оноосуществляется небольшими наукоемкими предприятиями — венчурными МП, которыезанимаются поиском принципиально новых продуктов и процессов, работая вусловиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя доработку ипробное освоение научно-технических новшеств, не требующих крупных икапитальных затрат.
Кооперация в сфере НИОКР позволяет КП значительно сократить периодразработки принципиально новых видов продукции (нередко с 10—15 до 4 лет) иувеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Экономически онавысокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фирмами в США производится вчетыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на КП, а затраты наодного инженера или исследователя — вдвое ниже. Поэтому венчурноепредпринимательство получает широкое распространение. Концерн «Дженералэлектрикс», например, связан с более чем 200 независимымиисследовательскими фирмами, фактически целиком работающими на его потребности.Частный сектор инвестирует в малые инновационные предприятия огромныесредства: ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в3—4 млрд
долл., совокупные инвестиции венчурных фондов Великобритании, ФРГ, Франциии Италии составляют более чем 3,5 млрд ЭКЮ.
Однако определенная часть МП пытается вести самостоятельнуюинвестиционную деятельность, в чем ей оказывает поддержку государство. Есликрупный капитал занимается поиском и стимулированием отдельных перспективныхв коммерческом отношении малых инновационных форм, то государство поддерживаетинновационную деятельность сектора МП как такового. В США федеральное правительствофинансирует 35% расходов МП на НИОКР в форме налоговых льгот и черезгосударственные контракты, а на уровне штатов и органов местного самоуправлениядействуют программы, увязывающие поддержку инновационных МП с конкретныминуждами этих территорий. Значительное число МП осуществляет инновации в формеобновления технологии, менеджмента, организации труда и номенклатурыпродукции. В этом плане государственная помощь также играет большую роль. Онавыражается в содействии различным способам передачи технологии, прежде всего вформе участия в создании соответствующей инфраструктуры — бизнес-инкубаторов итехнопарков (предоставление земельных участков, налоговые льготы и т. п.).Целью является «выращивание» технически передовых предприятий,которые в перспективе смогут осуществить диффузию новейших технологий во всесферы национальной экономики. Тем самым удается частично компенсироватьхарактерную для МП нехватку финансовых средств, необходимых для проведениянаучных исследований и разработок.
3. Особенности целеполагания.
В рыночных условиях различия между крупными и малымипредприятиями в вопросах целеполагания определяются тем, что первые формируютрыночную конъюнктуру, а вторые подстраивают-ся'под нее. У небольших фирмотсутствуют детальные стратегические планы. По мнению предпринимателей,достаточно и ориентировочных оценок основных параметров деятельности, поэтомудаже важнейшие решения зачастую принимаются ситуативно.
Неразвитость стратегического мышления наиболее болезненно сказывается впервые годы существования МП, когда на деле проверяется необходимостьпредлагаемых им товаров и услуг. Если МП нашло свою нишу, в дальнейшем из-за еелокальности надо лишь поддерживать стационарный режим функционирования наоснове стандартных оперативных решений. Потребность в стратегическом плане появляется,если малый бизнес решил перешагнуть порог, отделяющий его от среднего.
Ограниченныйвременной горизонт управленческих решений МП в ситуации неустойчивой рыночнойконъюнктуры переходного периода имеет определенные преимущества по сравнениюсо стратегическим планированием крупного предприятия. Когда успех бизнеса вбольшей мере обусловлен регулирующим воздействием государства (или отсутствиемтакового воздействия), чем внутрифирменными факторами, стратегический планразвития, разрабатываемый в скользящем режиме и включающий средне- и краткосрочныепрограммы, может оказаться неэффективным в силу своей неизбежной жесткости.Позволяя надежно диагностировать, контролировать конъюнктуру в условияхстабильности, такой порядок управления, присущий большому бизнесу, плохоприспособлен к необходимости быстрой адаптации в случае постоянно меняющейсявнешней среды. Напротив, оперативный режим управления МП, указывающийвозможность существования, развития фирмы, главным образом с благоприятнойвнешней обстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малогобизнеса в переходной экономике управленческой структуры, привлеченияспециалистов. Упрощенный менеджмент создает МП определенное преимущество,проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям иусловиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации. Выделениеуправленческих функций происходит на МП за счет персонификации их в узком кругулиц и начинается, с учетно-бухгалтерской. Это объясняется запутанностью,усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостью
зачастую вестивторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей-индивидуалов,платящих низкие налоги, имеющих упрощенную форму отчетности, нет жалоб насложность бухгалтерской работы и желания, объединившись, нанять профессиональногобухгалтера.
Основные решения почти всегда руководитель МП принимает единолично.Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так как времяна их обсуждение и согласование сведено к минимуму.Выполняется то, чтозадумано, решения не искажаются при их «трансляции». В случае удачиавторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшее руководство.
Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках можетобернуться барьером для развития бизнеса. При таком порядке управлениязначительно возрастает роль предпринимателя, его врожденных качеств, профессиональныхзнаний, субъективных установок. Не будет преувеличением сказать, что количествостабильно функционирующих МП не может превышать, число людей, способных ксамостоятельной предпринимательской деятельности.
Единоначалие имеет и негативные последствия, причем даже в режимеоперативного управления предприятием. Не подконтрольность руководителяпровоцирует ошибочные решения. Совершенные промахи, подрывая его авторитет,снижают «управляемость» работников, а в конечном счете — внутреннийпотенциал бизнеса.Еще опаснее авторитарный менеджмент, когда речь идето принятии стратегических решений. Именно поэтому с увеличением масштабовбизнеса, горизонтов внутрифирменного планирования происходит усложнениеструктуры управления предприятием, размежевание прав собственности и контроля.В целом российские МП в вопросах целеполагания соответствуют рыночномустандарту. Из-за неразвитости рыночных отношений, нестабильности внешней средыпод этот стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. У малых, средних икрупных предприятий сегодня есть общие проблемы, «разведенные» вситуации благоприятной экономической и политической конъюнктуры. Это сказываетсяна структуре, порядке разработки и реализации целей предприятия. Подчасвозможность предвидеть и моделировать будущее в большей степени определяется немасштабом бизнеса, а его отраслевой принадлежностью. Даже небольшие торговыефирмы могут успешнее планировать деятельность на перспективу, чем средние, ато и крупные производственные предприятия.
4.Особенности менеджмента.
Простотаорганизационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя вовсех делах фирмы — одни из наиболее ярких отличий российского МП от крупного.Специфика менеджмента малой фирмы заключается в том, что руководитель может ивынужден принять на себя решение большинства проблем. Возможность концентрациивласти определяется самим масштабом бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала,объем производства невелик, число партнеров ограничено, небольшой штатсотрудников позволяет всех держать в поле зрения. Наряду с этим МП несвойственно, да и не нужно, принимать нестандартные управленческие решения,кардинально меняющее ситуацию внутри фирмы и вне ее. Следовательно, и нетпотребности в управленцах — специалистах высокого класса. Для руководства МПдостаточно средней квалификации в сочетании с доступностью информации,консультационных услуг.
Руководитель МП должен принять на себя всю полноту ответственности, таккак услуги, профессионалов-управленцев стоят дорого… Выгода; которую можетдать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратамина его содержание. Лишь когда фирма ориентирована на рост, на преодолениебарьеров входа в группу предприятий, более крупного бизнеса, требования к управлениювозрастают, появляется необходимость усилить руководство за счет созданияболее сложной структуры.
5.Особенности финансирования деятельности.
Одно из,главных отличий «МП от крупного предприятия — порядок финансирования,предполагающий использование в первую
очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личныхсредств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для МПсуществует еще один источник — банковский кредит, предоставляемый какнепосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечениемспециализированных программ, специализированных финансовых структур, приподдержке государства.
В сегодняшних российских условиях, как свидетельствуютрезультаты всех опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнегофинансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем этавозможность меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части МП,носит застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование МПсведено к минимуму. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечькраткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшаявеличина запрашиваемых ссуд и — отсутствие гарантий их возврата.Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования,требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остаетсярискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность,привлекая средства извне. Прежде всего, это касается производства с егоотносительно меньшей ликвидностью.
Рассматривая особенность МП, заключающуюся в преимущественномиспользовании внутренних источников финансирования, следует иметь в видунегативные последствия этого процесса как для отдельных фирм, так и для секторамалого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления,трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даженаиболее успешным МП попасть в разряд средних.
Недостаток собственных средств, принципиально невосполнимыйв рамках отдельного МП, в сочетании с невозможностью привлечь внешнеефинансирование нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерныйпример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок,но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масштабов.Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустели из-задеградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернув нерентабельныепроизводства, они не в силах „содержать себя“ за счет оставшихсяприбыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнить образовавшийсявакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался от крупного в процессереструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован входе развития рыночной экономики, но требует финансовой подпитки извне, причемв относительно сжатые сроки, пока сохраняются конкурентные преимуществасвободного рыночного пространства.
Другой пример. МП освоило выпуск продукции, чья конкурентоспособность навнутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствованиетехнических параметров. Существующие на фирме технические разработки позволяютподдержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийся бизнес,потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого /требуется достаточносерьезное (по масштабам МП) единовременное финансовое вливание, отдача откоторого в будущем возместит все затраты.
И еще один случай. Он типичен для инновационного предпринимательства.Если МП опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило, оностанет прибыльным, когда замкнется цепь: разработка — организация производства— сбыт. Чтобы „раскрутить“ такой бизнес, необходимо соответствующеестартовое финансирование. В ситуации, когда стартовый капитал формируетсяисключительно за счет личных средств предпринимателей, научные разработки,требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малогопредпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновационныеМП доводят разработки до пробных образцов и контрольных испытаний. В случаеудачи их внедрением занимаются крупные фирмы. Другая возможность — привлечениевенчурного капитала.
Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамкивнутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход междузаработной платой и инвестициями. На МП этот процесс, как и многие другие,упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично распоряжаетсядоходами. Другой вариант — ускорение оборота денежных средств — доступенглавным образом МП непроизводственной сферы. Руководители производственныхфирм „размывают“ профильную деятельность, занимаясь торговлей,посредничеством. Но относительное финансовое благополучие предприятияоборачивается потерей времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара.Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве,поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее.
Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для МП безвмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздачебюджетных средств всем желающим. К тому же Совершенно необязательно (и даже снароднохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросломалое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно развитыхстран, стартовая финансовая поддержка — лучшее условие для расширения масштабовмалого предпринимательства. Привлечение внешнего капитала к финансированиюперспективного бизнеса — залог поддержания оптимальной структуры экономики,эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задачакак за счет прямой финансовой помощи государства, так и путем созданиямеханизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления нафинансирование МП.
6.Особенности трудовых отношений.
В рыночной экономикедля МП по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда наединицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним инизким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержатьконкурентоспособность, МП вынуждены, с од-
ной стороны, экономить на оплате труда, а с другой — интенсифицироватьтруд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются струдностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненнымминусом для развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степеньвовлеченности работников в дела предприятия; создавая для этого особый типвнутрифирменных взаимоотношений — отношений членов большой семьи.
Рыночная специфика решения кадровых вопросов присуща и российским МП переходногопериода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя дефицит трудовыхресурсов руководители МП отмечают' значительно чаще, чем директора крупныхпредприятий, его основная причина—не более низкая зарплата работников, а повышенныетребования к трудоотдаче. По мнению предпринимателей, трудно найти того, ктостремится работать интенсивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а неполучать. Это очевидное наследство плановой уравниловки не по карману небольшойфирме. Имея ограниченные источники финансирования, МП не в состоянии содержать»лишних людей".
Руководители МП четко сознают, что успех дела во многом определяетсявзаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель—работник, так и междуработниками. От Степени мотивированности работников к труду зависитвозможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия.Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы —установить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с нимв представлении работников отождествляются как. победы, так и поражения.Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой,появляется реальный шанс «переплавить» живой труд в фактор ростабизнеса.
Тесныеличностные отношения, руководителя МП и работников возможны, так как структурауправления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуальныестимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектрширок: от угрозы лишиться работы, постоянного заработка до возможности самореализации,вовлеченности в план предприятия. Гораздо устойчивее те МП, где материальнаязаинтересованность сочетается с профессиональной, где работники рассчитываютна перспективу.
Дружеские отношения между работниками также необходимы для МП сихспецификой вынужденного совмещения обязанностей. Наиболее жизнеспособны из нихте, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Неконфликтныевнутренние отношения — реальность большинства МП: коллективы небольшие,изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей работы.Большинство работают постоянно. Это принцип руководителей: не брать временныхработников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело.
В целом в представлениибольшинства предпринимателей внутрифирменные отношения ассоциируются со стереотипом«большой семьи», где глава — руководитель фирмы. В большой дружнойсемье не должно быть места сепаратизму. Так считают предприниматели и крайненегативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконтролируемыеобъединения работников, формальные или неформальные, есть лишь на техпредприятиях, руководители которых сумели использовать их в своих интересах.Например, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспективбизнеса, тем самым усиливая вовлеченность всего коллектива, поднимая уровеньего мотивированное. Или отдавая на откуп СТК принятие непопулярных решений —перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.
Реализоватьпринцип «большой семьи» несложно, так как дореформенный стереотипработника (а стереотипы поведения устойчивее условий, их порождающих) предполагалколлективизм, готовность к безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручке. Проблемазаключается в том, что непременным атрибутом семейных отношений в коллективесчиталась комфортная обстановка, где первое место занимало общение поинтересам, а не трудовая деятельность.
Уровеньмотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на МП даетвозможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе,прийти к выводу: «никто мне не должен». Оптимальная ситуация, когдаработник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с ростом престижафирмы.
Тесные отношения руководителей с работниками подразумеваютнеобходимость соблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплатетруда.
7. Особенности налоговой политики государства по отношению кдеятельности малого предприятия.
Важнейший инструмент государственного воздействия напредпринимательство в рыночной экономике — налоговая политика, выполняющаядве основных функции: фискальную, связанную с необходимостьюформирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую,направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующихсубъектов. В российской экономике государство прежде всего реализуетфискальную функцию.
С 1992 г. во всех опросах представителей малого бизнесав целом и его различных групп проблема налогообложения прочно занимает первоеместо. Налоги, сужающие финансовые возможности фирмы, — это болевая точка предпринимателейи в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнесасостоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непосильнымналоговым бременем. Для российских предпринимателей налоги — это«государственный рэкет», поскольку, собирая их, государствонеудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители МП такжеподвергают критике налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взиманияналогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.
Так, в результатах проведенного опроса 180 предпринимателейотмечается как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменениесоответствующих законов и нормативных актов, нечеткость формулировок,сложность восприятия инструкций и нормативных документов, а особенно порочнаяпрактика введения их «задним числом». Обращалось
внимание назависимое положение МП во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, работникикоторой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленностизаконодательства в пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения.Некоторые предприниматели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к маломубизнесу.
Эта характеристика относилась собственно к периоду становления налоговойсистемы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к нейприспосабливаясь, вынуждены были нести сопутствующие издержки. Для начинающихпредпринимателей преодоление названных проблем организационно-информационногоплана всегда представляет организационные трудности.
Материалы интервью показывают, что предприниматели, хотя и рассматриваютналоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, выработали путиадаптации, уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравнением оценокостроты налогового бремени и экономического положения МП, данных ихруководителями. Оказалось, что в 1994 г. предприниматели, отметившие остротуналогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое положениесвоих МП. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже ненаблюдалось. Эти же интервью показали, что примерно с начала 1995 г. предпринимателипереместили основное острие своей критики на налоговую систему в целом.
Негативные оценкиразных сторон налоговой системы были получены по трем важнейшим аспектам:механизм налогообложения (сюда включены нестабильность налоговой политики,сложность и нечеткость правил и процедур налогообложения, количество видовналогов); собственно величина налогов; институциональный аспект (он включаетвопросы, информационного обеспечения, организации работы налоговых служб,взаимоотношения с налоговыми ведомствами и отдельными чиновниками).
Что касается селективной функции налоговой политики,то, как известно, малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль,которые распространяются
на МП в первые годы работы, а также в приоритетных видахдеятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30%МП. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В тоже время налоговые льготы всегда лидируют в перечне предпочитаемыхруководителями мер государственной поддержки малого бизнеса: за эту мерувысказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимостиот экономического положения предприятий. В опросе по региональным программамподдержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налоговотметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предпринимательпосчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего МП, тогдакак каждый второй придерживался противоположного мнения.
1.4. Роль малогобизнеса в экономике
Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечиваетнеобходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию икооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, онспособен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере,но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, — создавать атмосферуконкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду идух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль взанятости, производстве отдельных товаров, исследовательских инаучно-производственных разработках.
О том, что малые предприятия способны в больших масштабахобеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелкихфирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы.В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциаласосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругупродукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных напротяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную рольнебольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологическихнововведений.
Доля технологических нововведений в США и Германии
в 80-х годах в %
мелкие средние крупные
фирмы фирмы фирмы
США 35% 15% 50%
Германия 26% 11% 63%
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснитьследующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело ктому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому илирискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы такжеохотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпускепринципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий сустоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся какможно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок,проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрениярасширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активностимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения(вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмамималого и среднего предпринимательства.
Отношение нововведений к затратам на научные исследованияи разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследитьпуть изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко онооказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однакопоследующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми дляэтого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить вниманиена то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка ирасширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количествасубъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более иболее широких слоев населения к системе предпринимательства и деловогоадминистрирования. Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких исредних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
Фактически они теряют свою независимость и превращаются вотдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитываетих как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекаютузкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали иузлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электроннойпромышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелкихпредприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Дляхозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны ивыгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Ихпроизводственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителеймонополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии(хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произволсудьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция кобъединению мелких предприятий на основе специализации и кооперациипроизводства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большиеобъемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологическогоуровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями имонополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведяожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянноразвиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существоватьнадо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобыприбыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительногопотребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупнымипредприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах поремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так какмонополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этомнаправлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само посебе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержанияпрестижа крупной фирмы.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районахзападноевропейских стран — это основа всей их социальной и экономической жизнии решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается болеевысокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяютпотребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местныхисточников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличиваютразмеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другиеважные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятиймалого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах — неслучайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, ипотребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил итехнологий.
2. Малый бизнес вэкономике России 2.1. Проблемы становления малого бизнеса вРоссии
Конечно же, наивно предполагать, что для страны такихмасштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он можетстать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупныхпромышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли исферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонти техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги;бытовое обслуживание населения. Во-вторых — торгово-закупочные операции, атакже посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимыхв России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечитьослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства исферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот секторэкономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстрореагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиесяниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, являетсяосновным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальнуюбазу проводимых реформ.
Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурныйрост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято вмалом частном бизнесе менее 1 млн. чел.
В 1996 году в России проводилась массовая Программа поподдержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанныхправительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансированияПрограммы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основнымисточником финансирования Программы планировались 5 процентов средств,получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности,что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональныхинвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектамиРоссийской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихсяфинансовых институтов — фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Длявыполнения Программы были привлечены также средства банков и международныхфинансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической иконсультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходованиясредств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционнойдеятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест иформирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительнуючасть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малымпредприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малогопредпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственнойдеятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности,отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствоваввкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточнойторговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаровдля торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, атакже товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя отналогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности дляобогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании представлениео предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе — как о спекулянте.
Потеря административного управления, экономический хаос изаконодательная неразбериха привели к тому, что законопослушныепредприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались вчрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налогии подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкогомеханизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса,затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальныхресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Этопривело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно наторгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доляпредприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимаетдоминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий,зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаровнародного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихсяторгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где раньше преобладалинаучно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такойкооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата запомещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала — все этозатрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основныеусилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий — низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятийвследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностьполучения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы.Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материальногопроизводства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехваткаспециализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия намалый бизнес — непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит ктому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнесаоказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременнымусловием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малыепредприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильнойгосударственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первуюочередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видовпродукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковскогокредитования, создания информационно-консультативных и научно-техническихцентров, развития системы страхования, организации материально-техническогоснабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства,разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема формирования финансовой базыстановления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставленыопределенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая внашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономическиопасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современнымимировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение«убивает» в России малое предпринимательство (многочисленные налоги ипоборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направлениесовершенствования налоговой системы — усиление стимулирующей роли налогов вразвитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов наинвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на периодстановления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимостьдифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профилядеятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболееважных, приоритетных отраслей.
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколькоадминистративной является бюрократия нашего государственного аппарата. Этапроблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа непредусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации.На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений вподдержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек,желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то,чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местногосамоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первыешаги на пути к становлению своего предприятия.
2.2. Особая роль малого бизнеса в экономике России
Качественные характеристики малого предприятия (МП) врыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях.Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в специфическуюроль мало-г6 бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую исоциальную значимость. Они — основа сильных и слабых сторон малого бизнеса.Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономикивыражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малогопредпринимательства — «оживать» в период общего экономического спада,«принимать на себя» решение многих социальных и экономическихпроблем.
Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных данных: результатовопросов предпринимателей, статистических показателей. Следует, однако,помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточноуспешные, по крайней мере реально функционирующие, фирмы. Это те МП, которыепрошли испытание временем, нашли свою нишу, способы удержать, даже расширитьрынок сбыта. Именно такие предприятия, по имеющейся информации, достаточноустойчиво стоят на ногах. Но с 1994 г. их количество не растет, напротив, ононесколько уменьшилось. Очевидно, барьеры входа в малый бизнес стали слишкомвысоки, начать предпринимательскую деятельность стало значительно сложнее, чемподдерживать стационарный режим уже запущенного дела. Процесс формированиярациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная доля всеххозяйствующих субъектов и подавляющая — всех занятых, застопорился.
Функционирующие МП демонстрируют хорошую способность адаптироваться квнешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. По данныммониторинга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмыплохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.
Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доляпросроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем укрупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практическивообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеютпросроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малыепредприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной занятости,постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по заработнойплате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.
Для работников малый, бизнес — возможность избавитьсяот прежнего стереотипного отношения к труду как к затрате времени, а неэнергии, сил. Для руководителей — это школа рыночного предпринимательства. УМП-лидеров формируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферахдеятельности. У крупных предприятий успех в большей мере определяетсяотраслевой принадлежностью, а не рыночно-ориентированными решениями.
Малый бизнес активно формирует систему хозяйственныхсвязей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чему крупных, особенно с потребителями (продавцами), им лучше удается удержатьрынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает винтеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеровзаинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями аналогичнойпродукции. Очевидна ориентация на серьезное освоение рынка. Вместе с тембольшинство развивающихся МП не стремится перешагнуть формальный порог,отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4% предприятийвсерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних фирм, выделенияотдельных производств в самостоятельные предприятия. Тем самым тормозитсярасширение среднего бизнеса, формирование рациональной структуры экономики.Нельзя исключить, что данная ситуация — отчасти следствие льгот,предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью создание условий,способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный режимфункционирования МП становится своего рода барьером на пути конкретногодинамично развивающегося бизнеса. Снять это противоречие можно, создав среду,благоприятную для предпринимательской деятельности любых масштабов.
Качественные характеристики российского малого предприятия.Используемые количественные критерии определения типа предприятия — этооперационный инструмент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений,прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малыхзадавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малыхпредприятий. Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы,относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран.Специфика МП в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферахжизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска,кадровая политика. Эти характеристики предопределяют как преимущества, так инедостатки: предприятий относительно небольшого размера по сравнению с болеекрупным бизнесом в контексте решения конкретных управленческих задач. Ихнедостатки — объективная основа возникновения барьеров для развития малогобизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или
вызванныхпереходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственнойподдержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных неразвитостьюрыночных отношений в нашей стране.
Помимо преимуществ, у МП имеются и уязвимые места.Главное для них — малая величина индивидуального капитала. Для подавляющегобольшинства МП основным источником стартового капитала или пополнения средств,уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточноуспешного ведения деловых операций появляется возможность использоватьбанковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с МП,потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты КП, и сопряжены с гораздобольшим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент,чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа ккоммерческому кредиту порождают у многих МП хроническую нехватку оборотногокапитала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовоеположение МП особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от КП,они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек напотребителей.
Вследствие названных причин отличительной чертоймалого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся вмассовом разорении МП, «вымывании», вытеснении их из производства впроцессе жёсткого «естественного отбора» в условиях рыночнойконкуренции.По данным Администрации по делам малого бизнеса США, почтикаждая четвертая вновь созданная малая фирма терпит банкротство уже на первомгоду своей деятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет. Правда,разорение как утрата капитала происходит лишь в 20% случаев: американскоезаконодательство стимулирует «добровольное банкротство» МП:— обменили продажу ими своих акций для приобретения более выгодного бизнеса.
Американский рынок отличается повышеннойтребовательностью к начинающему предпринимателю. В других странах малый бизнесимеет больший шанс на выживание. Так, в Великобритании к концу четвертого годадеятельности на рынке удерживаются около 40% МП. Однако и здесь для выживанияфирмы критическим считается первый год, в течение которого разоряется половина всехсоздаваемых новых предприятий. В странах ЕС в среднем 7 из 10 новых МП выживаютв течение первых трех лет своей деятельности.
3. Состояние малого бизнеса в Алтайском крае
Специалисты Российского центра экономических и финансовых исследований иразработок пришли к выводу, что в России легче всего открыть малый бизнес вАлтайском крае. Данное исследование проводилось по заказу Министерстваэкономического развития Правительства РФ и Всемирного банка. Его цель — выявитьсуществующие административные барьеры в деятельности малых предприятий(регистрация, получение лицензий, многочисленные контрольные проверки).
В опросе приняли участие 100 малых предприятий и оказалось, что в Россиибыстрее всего можно пройти все формальности при организации собственногобизнеса в Алтайском крае — в среднем за 30 дней. Кстати, предприниматели изМосквы и Хабаровского края тратят на это в четыре раза больше времени — 120дней. Кроме того, Минэкономразвития интересовало выполнение на местахфедерального закона «О защите прав предпринимателей при проведениигосударственного контроля». Оказалось, что в среднем одно малоепредприятие проверяли пять раз, в Алтайском крае этот показатель — 3,8.
Ниже приведены данные на июнь 2002-го года о ходе выполнения закона«О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае».
На малыхпредприятиях трудится около 95 тысяч человек, более 97 тысяч работает ворганизационно-правовой форме индивидуальных предпринимателей. Если к нимдобавить около 30 тысяч работающих в фермерских хозяйствах, то общаячисленность работников, занятых в сфере малого предпринимательства, достигает220 тысяч человек.
Таким образом, малый бизнес, если учитывать членов семей, занятых в нем,обеспечивает жизнь до четверти населения края. Это подтверждают и цифры,характеризующие вклад малого предпринимательства в бюджеты всех уровней. Так в1996 году на долю малого предпринимательства приходилось около 6 % налогов идругих платежей в бюджеты всех уровней на территории края; в 1999 году – 11,2%, а в 2000– уже 20,4 %. Таким образом, каждый пятый рубль в бюджете отсубъектов малого предпринимательства.
Несмотря на то, что, на протяжении ряда последних лет условия для малогопредпринимательства остаются сложными, ситуация, судя по некоторым показателям2000 года, начинает меняться. По итогам конца прошлого и начала текущего годанаблюдается некоторый рост таких показателей как число малых предприятий — на13%, общее количество занятых в сфере малого предпринимательства — на 2%,поступление налогов и других платежей от субъектов малого предпринимательства — в 2,4 раза, причем поступление от «физических лиц» — в 3,4 раза.
Выпуск товаров иуслуг малыми предприятиями края в фактических ценах составил в 2000 году — 4428 млн. рублей, в 1999 году — 3 867 млн. рублей. Малыми предприятиями краяотгружено товаров в фактических ценах в 2000 году на сумму 11 963 млн. руб., в1999 году — 9 157 млн. руб. Объём платных услуг, оказанных населению малымипредприятиями в 2000 году составил 265 млн. руб., в 1999 году – 186 265 млн.руб.
Практически все ключевые статьи закона «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Алтайском крае», определяющие организациюгосударственной поддержки малого предпринимательства в крае, выполняются. Такполностью выполняются: статьи, определяющие компетенцию представительной иисполнительной власти края; статья о наличии в структуре администрации комитетапо поддержке предпринимательства; статья о порядке разработки и структурекраевой Программы поддержки малого предпринимательства; статьи о наличии вбюджете края отдельной строки, предусматривающей финансирование Программы, и осхеме этого финансирования.
Как сообщилпредседатель краевого комитета по предпринимательству Владимир Чепель, запрошедшие с момента принятия закона годы изменилось выполнение статьи о краевойКомиссии по развитию предпринимательства. В законе она прописана какведомственная, и ее состав утверждается председателем комитета. Последние тригода она утверждается главой администрации края и имеет характермежведомственной.
Частично выполняется глава по регистрации и учету субъектов малогопредпринимательства. В ней выполняются статьи о порядке регистрации и невыполняются статьи о ведении реестра субъектов малого предпринимательства.Проблема ведения реестра не была решена на федеральном уровне. Определенный вГражданском кодексе уполномоченный орган — Минюст – к этой работе так и неприступил. В ближайшем будущем эта проблема в стране, по-видимому, будет решенапо-другому.
Не выполняются:статья о предоставлении льгот для звеньев краевой инфраструктуры поддержкималого предпринимательства; статья о резервировании определенной долигосударственного заказа для субъектов малого предпринимательства. Они участвуютв общем конкурсе; а также статья об определении при формировании пакетовзаказов доли, размещаемой на конкурсной основе у субъектов малогопредпринимательства.
По мнению В. Чепеля, положения, составляющие основу данного закона, неутратили своей актуальности, являются востребованными и соответствуют восновном реалиям сегодняшнего дня. Вместе с тем появились некоторые новыеобстоятельства, которые могли бы найти отражение в законе, например,взаимоотношения с объединениями предпринимателей, организация проверокгосударственными контролирующими структурами, организация работы намуниципальном уровне. Но принимать закон в новой редакции в ближайшее времянецелесообразно, поскольку на федеральном уровне началась работа по серьезномуизменению нормативной базы для малого предпринимательства — от закона орегистрации до новой редакции федерального Закона «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации». По оценке В.Чепеля, на краевом уровне можно будет принять такой закон через 1-1.5 года.
15 марта текущего года прошел 5-й съезд предпринимателей Алтая. Сприветственным словом к собравшимся обратился губернатор края АлександрСуриков. По словам губернатора, предпринимательство призвано обеспечиватьдостижение широкого спектра целей, решение важнейших социально-экономическихзадач в Алтайском крае. В качестве примера он привел такой факт, что в развитыхэкономических странах 60% трудоспособного населения занято в сфере бизнеса.Выступавший подчеркнул, что первостепенной задачей государства, администрацииявляется работа по укреплению сферы предпринимательства. А.Суриков сообщил, чтоадминистрация края с целью поддержки предпринимательства проводит развитиепрямого диалога предпринимателей и власти; упорядочение инфраструктуры,обеспечивающей функционирование сферы бизнеса; упорядочивание работыконтролирующих органов. Из действий, непосредственно помогающихпредпринимательству, А.Суриков назвал: создание и поддержку оптовых рынков;расширение кредитования; работу в отношении банковских ставок, которые тяжелыдля предпринимателей, поэтому, по словам А.Сурикова, «нужны льготы, дажеза счет бюджета».
Также он подчеркнул, что движение навстречу предпринимательства есть навсех уровнях: в администрации края создан общественный Совет попредпринимательству, первый зам. губернатора занимается вопросами малого исреднего предпринимательства. Выступавший отметил, что сейчас главной задачейявляется устранение административных барьеров. Один из них — многочисленностьпроверок бизнесменов контролирующими органами, что провоцирует наличие теневойстороны в работе контролеров.
Губернаторзаверил собравшихся, что «все ваши серьезные предложения будутпроработаны, и приняты решения в вашу поддержку, так как без малого и среднегопредпринимательства невозможно решение многих социально-экономическихпроблем».
Исполнительныйдиректор Алтайского Союза предпринимателей Валерий Кондратюк на этой встреческазал, что в крае пока только 10-12% доходов поступает в бюджет от сферымалого и среднего бизнеса. Самой важной проблемой, по словам выступавшего,являются налоги. Налогообложение регулируется противоречивыми законами,допускающими произвольную трактовку; иногда законы противоречат и здравомусмыслу. Таким образом, если субъект честно уплачивает все налоги, ему грозитразорение. В. Кондратюк подчеркнул, что пока в крае не существует механизмавоздействия со стороны предпринимателей на законодательную систему, поэтому«надо объединяться в Союзы и сообща решать вопросы». Выступавшийназвал потенциал малого и среднего бизнеса на Алтае огромным. Так, в Рубцовскеэта сфера обеспечивает 40% поступлений в бюджет, и 224 тысячи человек, занятыхв сфере предпринимательства в крае, не требуют от государства ни льгот, нипособий, а обеспечивают сами свою жизнь.
В. Кондратюкобратил особое внимание собравшихся на то, что «недостаточно толькоплатить налоги и помогать инвалидам. Нам следует самим формироватьположительный образ предпринимателя совместно со средствами массовойинформации, нужно работать над своим имиджем».
Заключение
Таким образом можно прийти к следующим выводам.
Развитие рыночных отношений в экономике России невозможнобез развития малого бизнеса. Это объясняется тем, что малое предпринимательствоимеет свои особенности, одна из которых – возможность быстрого реагирования наизменения конъюнктуры рынка, открытие новых видов товаров и услуг, а отсюдавозможность в короткие сроки окупать капитал, переключая его с одногопроизводства на другое, внедряясь в новые сферы деятельности.
Другая особенность малых предприятий – издержкипроизводства и обращения, которые, как правило, выше, чем у крупных. Малыепредприятия нуждаются, особенно на начальном этапе в льготах при создании ифункционировании и других мерах государственной поддержки.
Малое предпринимательство в России является не тольконеобходимым звеном в создании рыночной экономики, но и наиболее существеннымэлементом в социальном преобразовании общества, так как в значительной степенислужит созданию среднего класса, обеспечивающего политическую стабильность идемократическое развитие общества. Список литературыБрюк Р. Калинкин Е.В. и др. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2001. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА – М, 1997. Пелих А.С. Шепеленко Г.И. Малые предприятия. – Ростов н/Д: Экспертное бюро. Гардарика, 1996. Попов В.М. Мяпунов С.И. Практика малого бизнеса. – М.: Издательство «Гном и Д» 2001. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. " Российский экономический журнал",1993. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. «Деньги и кредит», 1992, N 1. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.11.98. www.dnsk.ru www.sibir.rian.ru www.amitel.ru