--PAGE_BREAK--
1.3.Что такое третий сектор
В решении ключевых задач формирования гражданского общества и важнейших социальных проблем значительную роль играют негосударственные некоммерческие организации, которые образуют так называемый третий сектор.
Почему третий сектор? В странах, где признается частная собственность, и существует или формируется рыночная экономика, все множество юридических лиц принято подразделять на три сектора.
Первый сектор объединяет государственные и муниципальные организации, то есть организации, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Второй сектор — частные коммерческие организации, то есть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности.
Третий сектор — частные некоммерческие организации. Первым отличительным признаком этих организаций является то, что они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль среди своих участников. Второй отличительный признак — имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности.
Эти три сектора называют соответственно Государственным, Коммерческим и Некоммерческим. Следует иметь в виду, что российское законодательство делит все множество юридических лиц на два больших класса: коммерческие и некоммерческие организации. Среди тех и других могут быть государственные, муниципальные и частные. То есть, множество коммерческих организаций шире, чем Второй сектор, а множество некоммерческих организаций — соответственно шире, чем Третий сектор.
Некоммерческие организации могут существовать в разных организационно-правовых формах. Это может быть потребительский кооператив, общественная или религиозная организация (объединение), фонд, учреждение, автономная некоммерческая организация и другие. В свою очередь учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. Государственные и муниципальные учреждения относятся к Первому из выделенных выше секторов. А вот частные учреждения, то есть учреждения, имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности, а принадлежит гражданам или юридическим лицам, и другие формы некоммерческих организаций составляют Третий сектор.
1.4.Уставные цели некоммерческих организаций(НКО)
Основным признаком некоммерческой организации в соответствии с законодательством РФ является отсутствие у нее целей извлечения и распределения прибыли. По Гражданскому кодексу некоммерческими признаются те организации(юридические лица), которые не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Рассмотрим вопросы о целях НКО, как они решаются в других законодательных актах.
Конституция РФ.
Согласно ст.13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Федеральный закон РФ “Об общественных объединениях”.
Закон отмечает, что общественные объединения могут создаваться для защиты общих интересов и достижения общих целей их членов, а также для содействия реализации прав и законных интересов граждан.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ “О НКО”.
Закон устанавливает, что НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”. Закон определяет, что благотворительная деятельность осуществляется в целях:
· социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы ;
· подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев и оказания помощи пострадавшим ;
· содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов ;
· содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе ;
· содействия защите материнства, детства и отцовства ;
· содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности ;
· содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни ;
· охраны окружающей среды и защиты животных ;
· охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Закон не признает в качестве благотворительных целей использование денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержку политических партий, движений групп и кампаний.
1.5.Теоретические предпосылки развития третьего сектора в России
Особенности социально-экономических процессов, протекающих в сегодняшней России, предоставляют возможность взглянуть на проблемы формирования и функционирования третьего сектора с позиции, которая в западной теоретической традиции не нашла, в силу ряда причин, достаточного числа сторонников и приверженцев. Представляется вполне естественным, что различные социальные системы вырабатывали разные теоретические языки своего самоописания, которые, по этим причинам, оказались далеко не так универсальны, как это предполагалось в процессе их создания.
Третий сектор — это особый общественный институт, образуемый совокупностью негосударственных и некоммерческих организаций, которые своей деятельностью обеспечивают, некую часть социального воспроизводства.
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, что понимается в данном контексте под социальным воспроизводством. Начиная приблизительно с середины предшествующего десятилетия в России стал складываться теоретический подход, в рамках которого предпринята попытка разработать комплекс проблем, связанных со спецификой сферы социального воспроизводства по сравнению со сферой материального производства, производства вещей, продукта .
В рамках этого подхода социальное воспроизводство представляет собой всю ту сферу жизнедеятельности общества, где происходит поддержание, восстановление и развитие возможностей и способностей человека как природного (биологического) и социального существа. Иными словами -это сфера, которая обеспечивает приобретение и сохранение тех человеческих качеств, которые позволяют людям адекватно выполнять требования, которые предъявляет им общество.
Сфера социального воспроизводства как развитая и организованная в масштабах всего общества сторона его целостной жизнедеятельности является одним из двух важнейших подразделений общественного производства взятого в целом. Другое подразделение — собственно производство материально-вещественных условий существования общества, реализующееся в товарной форме. Оба эти подразделения в современных обществах объективно находятся в сложных и не вполне равноправных взаимоотношениях.
Так, с одной стороны, именно в сфере материального производства создаются условия и предпосылки для самого существования сферы социального воспроизводства. Последняя функционирует и может функционировать только за счет части стоимости, произведенной в материальном производстве. Но, с другой стороны, именно в сфере материального производства происходит основной процесс использования и потребления человека как продукта социального воспроизводства. И успешность, продуктивность товарного производства зависит главным образом от того, какими свойствами и качествами сумела наделить человека сфера социального воспроизводства. Но это лишь в конечном счете. А в действительности существует отчетливая тенденция, в соответствии с которой материальное производство (в чьих бы руках оно ни находилось) всегда стремится недовозместить услуги и труд, осуществленный в воспроизводственной сфере, и направить, таким образом, сэкономленные средства на свои внутренние нужды.
В условиях государственно-социалистической системы это явление получило название «остаточного принципа» финансирования социальной сферы. Попытки изучения его природы носили случайный характер. Достаточно развернутого научного осмысления данного явления в ту пору не требовалось. Казалось, что обозначив его негативный смысл, совсем нетрудно выработать рецепты, т. е. найти виноватых. В научных кругах до сих пор сохраняются рецидивы подобного отношения к данной проблеме .
В индустриальных обществах было выработано и опробовано множество различных механизмов, призванных устанавливать относительное равновесие в отношениях между этими подсистемами. Теоретически возможны две основные полярные модели существования социального воспроизводства и, одновременно, два способа разрешения извечного противоречия между ними относительно доли, подлежащей возвращению человеку в качестве средств его существования и развития.
В соответствии с первой, проблема воспроизводства есть личная проблема каждого индивида. Заработная плата или доход — это результат его умения продать себя наиболее выгодным образом. Умение получить столько, сколько ты стоишь, дает свободу и в сфере воспроизводства. Человек получает возможность индивидуализировать условия для восстановления своих физических сил, приобретения дополнительных знаний и навыков, вообще всей сферы своего существования, поскольку его деньги дают ему возможность свободного выбора. Но он же и отвечает сполна за все свои неудачи. Это грубо обозначенная жестко-либеральная и, конечно, утопическая модель.
В соответствии со второй, проблема воспроизводства решается за счет всеобщей социализации (обобществления) средств всех субъектов общества, из которых доля, направляемая на нужды воспроизводства, определяется в плановом порядке «по всеобщему согласию». Данная модель может быть обозначена как социалистически-этатистская.
Очевидно, что ни одна из этих моделей в реальности никогда не осуществлялась, но они всегда оказывали серьезное идеологическое воздействие на процесс формирования конкретных национальных систем социального воспроизводства. Поэтому действительные системы, сложившиеся в современных индустриальных обществах, конечно же, совершенно не похожи на эти утопии, но всегда имеют некоторый вектор, склоняющий их к одному или другому полюсу.
Как бы то ни было, но проблема недовоспроизводства социальной сферы существует постоянно (при любой сложившейся в данном обществе модели) в силу, как уже было сказано, изначально неравноправного положения двух видов производств. Большинство конфликтов и кризисов общесоциального характера, обусловливается постепенным накоплением и обострением претензий именно в сфере отношений между данными видами производств (или представляющими их классами, как кому больше нравится). Однако, вопреки господствовавшей у нас долгое время концепции классового конфликта как движущей силы истории, потребность в сотрудничестве и в согласии — более фундаментальное свойство социальной системы.
Иными словами помимо официального уровня социального воспроизводства в обществе всегда существует некоторая область неофициальных отношений, выполняющих те же самые функции, но не имеющая возможности или желания заявить о себе как о реальном и значимом феномене жизни. Она стремится исправить то, что с точки зрения индивида кажется несправедливым. Это область, в которой зачастую осуществляется перераспределение значительных средств, находящихся в распоряжении отдельных членов сообщества. Они направляются на разные нужды воспроизводства по таким личным каналам, как семейные, родственные, дружеские связи и отношения, или в соответствии с более общими соображениями, морального, религиозного, национально-общинного и иного характера. И при этом весьма важно то, что в этом перераспределении утрачивается значимость стартовой принадлежности индивидов, и оно постепенно приобретает межстартовое направление, формируя и укрепляя общественную солидарность.
Однако, с течением времени, эта неофициальная форма перераспределения начинает приобретать вполне институциональные черты. Она начинает внутренне дифференцироваться, специализироваться и объединяться, вырабатывать собственные правила, обрастать профессиональной инфраструктурой и заявлять о себе как о гражданском институте, действующем независимо и наряду с учреждениями государства и рынка.
Сегодня для большинства развитых стран он представляет собой такой общественный институт, который сформировал механизмы социального взаимодействия, способные разрешать обозначенное выше противоречие наименее конфликтным образом. Эти механизмы приобрели соответствующую легитимацию, были возведены в степень социально одобряемых и поддерживаемых. Для них были сформированы такие экономические условия, которые позволяют им выполнять принятые на себя функции наравне и в сотрудничестве с государственными и экономическими структурами. Это институт, посредством которого все три стороны (государство, предприниматель и рядовой человек) оказываются связанными системой отношений, позволяющей решать вопросы воспроизводства совместно на основе гибкой системы договоренностей. Она отличается с одной стороны от государственных норм-предписаний, а с другой и от договорно-эквивалентного принципа, характерного для отношений внутри коммерческого сектора.
Реальные формы существования третьего сектора в разных странах являются, с нашей точки зрения, итогом разрешения длительных противоречий и компромиссов между государством, рыночными субъектами и самими гражданами по поводу их доли ответственности и меры участия в социальном воспроизводстве.
При таком подходе можно утверждать, что третий сектор как сфера, где осуществляется негосударственное и нерыночное (коммерческое) социальное воспроизводство, представляет собой общественный институт, который начал формироваться в последнее столетие в странах западной цивилизации для того, чтобы уравновешивать отношения между двумя основными производственными подсистемами общества на более или менее эквивалентных, партнерских основах. При этом он стремится соединить достоинства государственной и рыночной форм организации социального воспроизводства и минимизировать некоторые присущие им негативные эффекты.
С экономической точки зрения третий сектор это посредник между двумя важнейшими подразделениями общественного производства -материально-вещественным (товарным) и социально-воспроизводственным (товарным лишь отчасти). Однако его посредническая роль отнюдь не нейтральна. Он безусловно защищает и отстаивает интересы социально-воспроизводственной подсистемы. В то же время его участники, как правило, в равной степени принадлежат обоим видам производств.
С институциональной точки зрения третий сектор это посредник между рынком и государством. Общественный институт, который действует по своим правилам, не являющимся ни административными, ни рыночными. Однако, и в данном случае, гражданский статус участников подразумевает одинаковую их правоспособность, как в административно-политической, так и в экономической сферах.
Подобное положение третьего сектора позволяет ему справляться с целым комплексом таких сложнейших социальных задач, как:
· привлечение дополнительных ресурсов общества в сферу социального воспроизводства, при помощи иных, помимо налоговых, механизмов и дополнительных источников их аккумуляции;
· мобилизация имеющихся ресурсов на более адекватных с общественной точки зрения принципах и направлениях их распределения;
· воздействие на оперативное перераспределение средств в соответствии с меняющейся социальной ситуацией и возникновением новых проблем;
· реализация новаторских социальных программ, т. е. программ, которые еще не имеют общепризнанного статуса и всеобщей поддержки. Выполнение этой задачи способствует развитию и совершенствованию самой системы и качества социального воспроизводства. При этом, зачастую, осуществление подобных программ производится без мобилизации дополнительных общественных средств, за счет собственных моральных и интеллектуальных ресурсов и использования уже имеющейся инфраструктуры.
Все это вместе способствует большей гибкости всей системы социального воспроизводства, повышает ее чувствительность к изменяющимся условиям и обстоятельствам, ограничивает тенденцию чрезмерной поляризации жизненных горизонтов для различных людей, обеспечивает достижение общественного согласия.
Третий сектор как сфера, где происходит компенсация негативных последствий исключительно государственной или исключительно рыночной форм организации социального воспроизводства, в некоторой степени существует всегда, в любом обществе, при любом типе государства и экономического строя. Другое дело, что в общественных системах, в которых само отношение между рынком и государством носит неравномерный характер (т. е. когда одна из сторон приобретает гипертрофированное значение), его возможности и функции более ограничены.
Если использовать такой подход, то и в России функционирование третьего сектора в его нынешних формах является результатом разрешения определенных социальных противоречий между государством, рыночными субъектами и самими гражданами. При этом характеристика этих противоречий и способов их разрешения и обусловливает специфику того, что фактически представляет собой сегодняшний третий сектор.
В условиях советской экономической системы фактически преобладал второй из отмеченных тип организации социального воспроизводства. Государство монополизировало эту сферу, несмотря на номинальное существование сектора общественных организаций.
В советской идеологии общественные организации рассматривались как часть административной системы общества. Главной функцией общественных организаций и объединений граждан считалось обеспечение участия населения в управлении обществом. При этом зачастую самые массовые, централизованные общественные организации именовались «школой коммунизма» для трудящихся, для молодежи, для колхозного крестьянства и т. п. В действительности членство в таких организациях выполняло функции демонстрации лояльности к господствующему режиму и ритуально-символической причастности каждого к делам государства. Общественные организации являлись элементами государства, а не элементами гражданского общества. Право на все то, чем они располагали, было фактически в руках государства.
В настоящее время административной системы в ее прежнем виде не существует, однако ее следы продолжают напоминать о себе в деятельности ряда социальных институтов. В том числе сохранились и некоторые представления о функциях общественных организаций и их месте в структуре общества.
В то же время процесс трансформации российского общества сопровождается изменением роли государства и переносом центра тяжести многих воспроизводственных задач преимущественно на возрастающую активность и ответственность самих граждан, их хозяйственных, политических и иных организаций и объединений.
Кризис в экономической и политической сферах обостряет старые и способствует появлению новых социальных проблем. Государство сегодня уже отказалось от многих функций патронажа или выполняет их по-иному, хотя потребность в социозащитной деятельности сохраняется и даже расширяется. Очевидно, что система государственной социальной защиты объективно неспособна справиться с решением огромного комплекса накопившихся и постоянно возникающих новых проблем и выполнением безмерно расширяющегося объема функций, обусловленных вхождением в рынок. Кто-то должен взять на себя эти функции, однако их распределение между государством и обществом до сих пор остается неопределенным.
Новые негосударственные, ранее неизвестные, гражданские институты возникают в нашем обществе не столько в качестве естественного результата социально-экономического реформирования, сколько в качестве спонтанной реакции населения на ситуацию переходного периода.
При этом наиболее сложным и трудоемким является процесс формирования низовых, территориальных институтов социальной защиты, образуемых по инициативе и с участием самих граждан, т. е. того, что мы называем благотворительными организациями. Мотивы создания таких организаций и способы, которыми они пытаются решать свои задачи, наиболее оперативно и полно высвечивают основные проблемы и противоречия нынешнего переходного периода. Уровень развития и способы функционирования новых инициатив социальной защиты является индикатором успешности перехода к гражданским (в противовес только административно-государственным) методам социальной защиты населения.
--PAGE_BREAK--
2.3.1.Привлечение добровольцев
Важнейшим отличительным признаком добровольчества является социальная значимость работы, которую делают добровольцы.
Добровольчество — это возможность человеку почувствовать себя гражданином. Ведь глобальные изменения в окружающей нас жизни могут начаться с малого поступка.
Сегодня добровольчество сравнительно новая идея, неоднозначно воспринимаемая в обществе. Это уникальная для человека возможность совместить удовлетворение своих личных и социальных потребностей.
Для чего общественная организация старается привлечь в работу добровольцев? Чем добровольцы помогают организации помимо выполнения конкретной работы? Важно, что общественная поддержка положительно влияет на имидж организации, подчеркивает ее социальную значимость. С привлечением добровольцев решается часть финансовых проблем организации, увеличивается круг общения, организация получает новые интеллектуальные ресурсы, профессиональные и консультационные услуги, новые материальные ресурсы. Также появляются новые постоянные члены и сотрудники организации из числа добровольцев. Большое преимущество заключается в том, что привлекается внимание общественности к проблемам, которые решает организация и в некоторой степени решаются социальные проблемы(например, привлекая молодежь, происходит профилактика подростковой преступности).
Теперь рассмотрим вопрос, который непонятен многим, — почему же люди приходят в общественную организацию, хотят работать в качестве добровольцев?
Мотивация — то, что толкает нас совершить какое-либо действие в соответствии с возникшей потребностью. Благодаря влиянию мотиваций, один человек тратит огромное количество времени и сил на самоутверждение, а другой на личное самосохранение. Мотивации располагаются в иерархической значимости.
Пирамида Маслоу устроена по следующему принципу :
наиболее сильные мотивы, которые руководят действиями человека, находятся в ее основании. Например, если человеку не хватает воздуха, он готов рисковать жизнью. И вопросы личного престижа в этот момент его не волнуют. Но по мере удовлетворения очередной потребности на первый план выходит следующая. На формирование потребностей и движение мотивов человека большое влияние оказывает социальная среда, в которой он находится.
В иерархии мотивов Маслоу существует такой фактор как самовыражение. Одним из аспектов самовыражения является альтруизм. Альтруизм широко распространен в добровольческой деятельности. Особенно он характерен для людей старшего возраста, обладающих богатым жизненным опытом. Они могут видеть в нем смысл своей жизни. Но процесс урбанизации замещает этот мотив другими, направленными на достижение в первую очередь личного благополучия.
У молодежи одной из ведущих потребностей является потребность социализации. Также очень сильны мотивы, связанные с получением новых навыков, рекомендаций для приема на оплачиваемую работу, т.к. работодатели предпочитают принимать людей, уже имеющих какой-либо трудовой опыт.
Вот некоторые мотивы, побудившие людей участвовать в работе общественных организаций на добровольной основе :
· быть социально полезным 34.9%
· способствовать изменениям в обществе 19.6%
· самореализация 14.2%
· поиск единомышленников 14.2%
· из чувства долга за полученную в прошлом помощь 7.4%
· интересно провести досуг 5.8%
· решить собственные проблемы 3.9%
Набор добровольцев достаточно ответственный шаг. Набор происходит в три этапа: планирование, информирование и отбор. Планирование включает в себя анализ потребности в добровольцах, определение и описание фронта конкретной работы, анализ требуемых характеристик добровольца в соответствии с заявленной работой, определение стратегии и тактики набора, определение времени, необходимого на процесс набора, назначение ответственных за каждый участок работы. Информирование проходит через средства массовой информации, работа с целевой аудиторией, работа с населением, работа с организациями. Отбор осуществляется посредством собеседования, наблюдением, анкетированием. С каждым человеком, прошедшим этап отбора, заключается договор (Приложение 1).
2.3.2.Межрегиональный семинар «Развитие добровольческого движения в Сибири»
5-7 ноября 1997года Сибирским Центром Поддержки Общественных Инициатив в Новосибирске был организован межрегиональный семинар «Развитие добровольчества в Сибири». Цель его заключалась в создании реальных планов по развитию добровольчества в крупных городах Сибири и Забайкалья. Участники семинара представляли НКО, имеющие опыт с добровольцами и проведении акций с привлечением добровольцев. В качестве ведущего выступал вице-президент фонда «Points of Light», президент IAVE (International Association Volunteer Effort) — Кенн Аллен.
При подведении итогов семинара выявились актуальность и своевременность обсуждавшихся проблем. Развитие ситуации в Сибири показывает, что некоммерческие организации уже обладают необходимыми базовыми знаниями и контактами, позволяющими проводить им свою политику. Но пока все это находится на начальном этапе развития. Происходит некий дисбаланс в развитии третьего сектора.
Поэтому есть необходимость выработки стратегии развития организаций, ориентированных на привлечение человеческих ресурсов.
В результате были разработаны проекты программ по взаимодействию местной администрации и бизнеса с добровольческими центрами, вовлечению других секторов в добровольческую деятельность — созданию программ по корпоративному добровольчеству. Дальнейшее взаимодействие между участниками семинара будет происходить посредством общего информационного поля, включающего в себя стабильный обмен текущей информацией о имеющихся ресурсах. Также были намечены шаги по развитию добровольчества в Сибирском регионе, такие как регулярное информирование о событиях в других городах, проведение четырех круглых столов «Добровольчество — элемент социального партнерства между секторами общества», проведение летом 1998 в Новосибирске конференции добровольцев Сибири и Забайкалья.
Информация об этом семинаре была опубликована в газете «Некоммерческий мир» №19, 1997 г.
В Иркутске добровольческое движение координирует МБФ «Возрождение Земли Сибирской», который планирует в мае 1998 г. начать работу по созданию добровольческого центра. Пока же привлечение добровольцев происходит с помощью листовок .
2.3.3. Добровольческий центр.
Основная цель добровольческого центра — увеличение гражданской активности, что в свою очередь является фундаментом построения гражданского общества. Традиционная роль добровольческого центра заключается в том, чтобы агитировать и подбирать добровольцев и распределять их по общественным организациям, где есть потребность в добровольческой помощи, а также проводить обучение и давать консультации по вопросам их более эффективного вовлечения в работу.
На Западе добровольческие центры играют руководящую роль в решении местных важных социальных проблем, осуществляют по поддержке работодателей как бизнеса, так и государства. Но там очень высоко развито общественное сознание по поводу важности добровольчества, что происходит через рекламную кампанию, поощрительные и ознакомительные мероприятия, сотрудничество с массмедиа. У нас в стране в общем и в Иркутской области в частности, ситуация несколько иная, о чем говорится в главе 3.1.
Добровольческие центры в стратегическом плане должен стать лидерами в решении острых проблем, стоящих перед обществом. В связи с этим организацией «Points of Light» в 1995г. был разработан проект VC 2000 (Volunteer Centre 2000). Общей задачей VC 2000 является формирование каждого добровольческого центра к 2000 году как Центра, фокусирующего усилия местной общественности на разрешении проблем, с которыми она сталкивается. В США таким Центром выбран добровольческий центр Ориндж Каунти, НКО, основанная в 1958 г.
Результаты этого проекта заключаются в следующем: VC 2000 обеспечит предпринимателей, школы, общественные группы оперативными интерактивными связями, которые определяют способность добровольческих ячеек выполнять свои функции. Успех проекта будет измеряться активной гражданской позицией людей, чувствующих персональную ответственность за здоровье и будущее общества.
Фонд «Points of Light» с 1991 г. и добровольческий центр Ориндж Каунти, Калифорния с 1994 г. активно работают с добровольческим центром «Московский Дом Милосердия», помогая развитию добровольчества в России.
В Иркутске же добровольческое движение только развиваться, в связи с чем планируется создание добровольческого центра.
2.3.4.Организация работы добровольческого центра
Добровольческий центр выполняет следующие функции:
· анализирует ситуацию по развитию добровольчества в городе;
· выявляет проблемы, решение которых требует участия добровольцев;
· проводит просветительскую деятельность;
· инициирует и создает рекламу;
· создает открытые базы данных добровольцев и работодателей;
· проводит широкомасштабные акции для привлечения внимания к решению социально значимых проблем;
· привлекает добровольцев из местного сообщества;
· организует обучение добровольцев;
· осуществляет обратную связь с организациями, работающими с добровольцами и проводит оценку добровольческих программ;
· организует мероприятия, повышающие имидж добровольцев.
Первое, что необходимо сделать, создавая добровольческий центр — это проанализировать среду, в которой будет работать центр.
Вырисовывается несколько групп, которые очень плотно входят в окружающее добровольческий центр пространство. Эти группы, в той или иной степени, готовы к сотрудничеству с ним.
В местной администрации к работе с добровольческими организациями и добровольцами наиболее готовы отделы и управления, которые занимаются социальной защитой, образованием, природоохранными мероприятиями. Они могут предоставлять вакансий для добровольцев, финансовые и материальные ресурсы. Например, в Агентство Добровольной Помощи СЦПОИ, регулярно раздаются звонки из районных отделов социальной защиты с просьбой о помощи. Например, требовались люди на личном автотранспорте для доставки пожилых людей, имеющих трудности с передвижением, на лечебные процедуры в больницу.
В этом случае было бы эффективней привлечь для решения поставленной проблемы, например, общество автолюбителей, объяснив полезность данной работы для сообщества.
Различные образовательные учреждения готовы к созданию образовательных программ, рассказывающих о добровольчестве или обучающих добровольцев конкретным навыкам.
Добровольчество — хороший способ социализации молодежи, ее вовлечения в социально полезную деятельность. Добровольческие программы могут занять место не только во внеклассной воспитательной работе в школах, но и в организации различного рода практик, а особенно для студентов. Студенты юрфака могут принимать заявки на юридическую консультацию, а подготовившись, через какой-то промежуток времени давать ответы. Студенты факультета бизнеса могут провести маркетинговое исследование для продукции, которую выпускают инвалиды. Такая практика не только даст прямую пользу получателю услуги и добровольцу, но и оставит у молодых людей, пока еще студентов, опыт социально полезной деятельности. Благодаря наличию этого опыта социальной востребованности, студент получает некоторую модель собственной профессиональной социально ориентированной деятельности.
Добровольческая деятельность в различных организациях может послужить хорошим способом поддержки профессиональной квалификации во время поиска оплачиваемой работы через центры занятости населения. Это может оказаться точкой соприкосновения между добровольческим центром, имеющим информацию о вакансиях в некоммерческом секторе и службой занятости, в которую обращаются, ищущие работу. Также, через службы занятости идет организация оплачиваемых общественных работ. Это могут быть работы по благоустройству, уборке территории. В некоторых случаях, добровольческий центр мог бы взять на себя функцию организатора этой работы и привлечения к ней добровольцев, но с обязательным условием превышения объема выполняемых работ над объемом, отпущенных на ее оплату средств. Финансовые ресурсы могут быть израсходованы на организацию и проведение этого проекта через добровольческий центр. При организации подобных проектов следует обязательно проинформировать добровольцев о том, что за их труд они мог ли бы получить деньги через службы занятости. Интересными могут совместные ярмарки вакансий, для желающих быть добровольцами и для безработных.
Во внешнем окружении добровольческого центра важное место занимают представители бизнеса. Прежде всего — это финансирование добровольческих проектов и административных расходов центра. Но не только деньгами могут помочь представители бизнеса. Бизнесмен может быть добровольцем. Участвуя в добровольчестве, представители бизнеса не только выполняют работу, но и, относясь к социально значимой группе с которой многие стараются брать пример, повышают тем самым имидж добровольческой деятельности.
В свою очередь, добровольческий центр может оказать пользу для поддерживающей его компании через развитие элементов ее корпоративной культуры. Участвуя в добровольческих акциях, сотрудники могут проявить чувство социальной включенности, повысить самооценку, укрепить командный дух.
Проанализировав окружение, определив потенциальные потребности в добровольческом труде, необходимо решить кадровые вопросы и обозначить структуру центра(Приложение 2).
Сотрудниками добровольческого центра могут быть как добровольцы, так и оплачиваемый персонал. Это позволит избежать многих трудностей во взаимоотношениях как с добровольцами, так и внешним окружением. Поэтому оплачиваемые сотрудники центра должны делать какую-либо социально значимую работу на добровольческой основе.
К оплачиваемому персоналу могут относиться: руководитель, бухгалтер, специалист. Остальные сотруднике в офисе могут быть добровольцами.
Для руководителя и специалиста необходимы знания в области управления и социальной психологии. Необходимо умение планировать и управлять различными проектами, знание психологии межличностных взаимоотношений, развития мотиваций, различных групповых процессов.
Структура добровольческого центра может строиться по схеме, отражающей не только административные связи, но и функциональные направления работы(Приложение 3).
Добровольческие программы могут развиваться по различным направлениям, но для того что бы они были более эффективны, необходимо по возможности соблюдать принцип объединения.
Принцип объединения заключается в следующем: добровольческие программы легче проводить с людьми живущими, обучающимися или работающими в одном месте. Если создать своеобразную сеть своих представителей в крупнейших образовательных и производственных структурах, будет гораздо легче привлекать людей к участию в добровольческой деятельности. Это вызвано тем, что ваши представители будут обладать информацией о процессах, которые идут внутри их организации. Они будут знать мотивы конкретных людей, знать что им необходимо, как эти люди смогут удовлетворить свои потребности, участвуя в добровольческой деятельности.
Подобный принцип используется и в развитии добровольческих инициатив по месту жительства. С одной стороны, люди могут самоорганизовываться для улучшения жизни в месте их проживания, а с другой, их можно пригласить участвовать в добровольческих программах, которые проходят вблизи от их дома. Организационными звеньями здесь могут выступать не только домовые комитеты и ЖЭУ, но и преподаватели школ, работающие как с детьми, так и с их родителями.
Иногда, возникает момент, когда часть людей, обратившихся в центр, не может выбрать для себя подходящие добровольческие вакансии. К сожалению, возникают трудности подобного рода. В этом случае, можно попробовать собрать этих людей вместе и провести с ними деловую игру по разработке проекта, в котором они могли бы принять участие в качестве добровольцев. В некоторых случаях игровой проект перерастает в реальный. Подобное происходит часто с людьми, потребностью которых является определенная социальная востребованность. Чаще всего это — молодежь. Начав самостоятельно определять проблему, которую они будут разрешать, эти люди уже начинают удовлетворять свои мотивации. Роль добровольческого центра в данном случае — это объединить социально активных людей и создать условия для разрешения определенной социально значимой проблемы.
Деятельность добровольческого центра, если она нацелена на успешность, должна вписываться в городскую жизнь, должна стать ее обязательным атрибутом. Подобной ее должен сделать активный подход в воплощении программ и и продвижение ваших результатов через СМИ. Необходимо рассказывать о каждом проекте, пропагандировать добровольцев, привлекать к ним внимание. Это следует делать для того, что бы люди “привыкали” к идеи добровольчества. Чтобы оно стало необходимым требованием и критерием успешности представителя общества.
--PAGE_BREAK--
3.Информационная поддержка добровольческого движения
3.1.Актуальность и постановка задачи информационной поддержки
добровольческого движения
Как было показано в главе 2, важная роль в формировании гражданского общества принадлежит добровольческому движению. Это обусловлено тем, что построение гражданского общества полностью зависит от общественного самосознония. Вести просветительскую работу, информировать граждан об их правах и обязанностях, организовывать инициативных людей, желающих принести пользу обществу как таковому или оказать помощь в ней нуждающимся: все это и есть добровольческое движение.
Одной из проблем зарождающегося добровольческого движения в Иркутской области является привлечение добровольцев и распределение вакансий на общественную работу, предложенную некоммерческим организациями в связи с проведением определенных акций. Таким образом, возникает задача информационной поддержки добровольческого движения на территории Иркутской области.
Культурный центр ИрГТУ выступил с инициативой помочь в решении проблемы привлечения добровольцев из числа студентов и сотрудников Университета. Этому также может способствовать введение элективной дисциплины, знакомящей студентовс третьим сектором на 3 курсе ИрГТУ. В этой связи представляется целесообразным создание и ведение «Базы данных добровольцев и вакансий» в культурном центре ИрГТУ. В результате анализа информации была определена необходимость создания информационной базы, состоящей из 4-х баз данных: «Добровольцы», «Вакансии», «Литература», «Благотворительные Фонды».
Структура данных
1.База данных «Добровольцы»
Поле
Тип
Описание
Фамилия
Текстовый
Имя
Текстовый
Отчество
Текстовый
Дата рождения
Дата
Профессия
Текстовый
Место работы
Текстовый
События
Мемо
Характеристика добровольца
Адрес
Текстовый
Телефон
Численный
Общественный Интерес
Текстовый
Род деятельности
2.База данных «Благотворительные фонды»
Поле
Тип
Название
Текстовый
Общественный интерес
Текстовый
Условия выдачи гранта
Мемо
Адрес
Текстовый
3. База данных «Вакансии»
Поле
Тип
Описание
Организация
Текстовый
Акция
Текстовый
Общественный Интерес
Текстовый
Род деятельности
Дата проведения акции
Текстовый
Объем работ
Мемо
Количество вакансий
Численный
Адрес
Текстовый
Телефон
Текстовый
4.База данных «Литература»
Поле
Тип
Название
Текстовый
Автор
Текстовый
Издательство
Текстовый
Год издания
Текстовый
Количество страниц
Текстовый
Адрес библиотеки
Текстовый
Информация поступает из некоммерческих организаций, культурного центра.
Входные данные: требования по запросу.
Выходные данные: отчеты по запросу.
Решение задачи должно включать в себя :
· сбор информации;
· ввод данных;
· редактирование данных;
· поиск данных;
· осуществление запрсов по общественному интересу вакансий
· и добровольцев, добровольцев по профессии;
· генерация отчетов.
3.2.Требования к техническому обеспечению, операционной среде и среде реализации
Выбор операционной среды осуществляется с точки зрения сложности решаемой задачи. Для удовлетворения требований поставленной задачи, технических возможностей и, учитывая распространенность и открытость, была выбрана среда Windows 95.
Для реализации была выбрана среда разработки Delphi 3.0.
Создание программ в Delphi 3.0. базируется на объектно-ориентированной технологии. Структурной единицей визуального программирования является компонент, представляющий собой разновидность объекта, который можно перенести в приложение из специальной палитры компонентов. Компонент содержит методы-обработчики событий. Компоненты бывают визуальные и невизуальные. Первые предназначены для организации интерфейса с пользователем. Невизуальные компоненты отвечают за доступ к системным драйверам баз данных, таймерам, протоколам DDE, OLE и др.
Delphi 3.0 представляет собой уникальную систему разработки, в которой технология высокопроизводительной оптимизирующей компиляции сочетается с визуальными средствами разработки и масштабируемым процессором баз данных. Это позволяет создавать эффективные приложения Windows, работающие с базами данных. Для таких приложений в Delphi 3.0 используется объектно-ориентированный подход, что обеспечивает неограниченную расширяемость и масштабируемость. Большим преимуществом приложений, разрабатываемых в среде Delphi 3.0, стала доступность использования как реляционного, так и навигационного программирования при работе с данными. Такую возможность предоставляет ядро процессора Borland Database Engine (BDE). Работа с данными в Delphi 3.0 осуществляется через BDE, которое обеспечивает непосредственную связь с локальными базами данных и используется при организации доступа к удаленным серверам. В основе BDE лежит технология Integrated Database API (IDAPI). Через BDE и драйверы Borland SQL Links приложение может связываться с SQL-серверами. В то же время, BDE поддерживает и интерфейс Open Database Connectivity (ODBC), что позволяет получить доступ не только к любому удаленному серверу баз данных, для которого имеется драйвер ODBC, но и к любому источнику структурированных данных.
Компьютер должен обладать следующей минимальной конфигурацией:
· процессор 80486 ;
· 16 МВ оперативной памяти;
· монитор SVGA;
· мышь.
Операционная система: Windows 95 (Windows NT).
3.3.Реализация задачи
Разработанный программный продукт реализует следующие возможности: просмотр и редактирование данных, генерация отчетов, сортировка по указанному полю, запрос пользователя.
Графический пользовательский интерфейс включает в себя основное меню вида:
· Таблицы
· Запросы
· Помощъ
Пункт меню «Таблицы» имеет следующие подпункты :
· Вакансии
· Добровольцы
· Литература
· Фонды
Пункт меню «Запросы» имеет следующие подпункты :
· Выбор по профессии
· Выбор вакансий по интересу
· Выбор добровольцев по интересу
Пункт меню «Помощь» имеет следующие подпункты :
· О программе
· Руководство пользователя
При работе с таблицами, запросами предусмотрена возможность создания отчетов и вывод их на печать (Приложение 3).Кнопка «Отчет» появляется в нижней части экрана при запуске программы.
При разработке программного продукта реализована функция ограничения доступа (при запуске необходимо ввести пароль). Такая функция представляется целесообразной, т.к. в база данных «Добровольцы» содержит адреса и телефоны людей, желающих принять участие в деятельности общественных организаций. Защита сведений частного характера продиктована моральными и этическими соображениями.
4.Безопасность жизнедеятельности при работе с ПЭВМ
4.1Анализ опасных и вредных производственных факторов
При работе с персональным компьютером может проявиться ряд вредных факторов и опасностей, к числу которых относятся:
· неблагоприятные климатические условия
· недостаточная освещенность рабочего места
повышенный уровень электромагнитных и электростатических полей
· переутомление работающих
· опасность поражения электрическим током
· опасность возникновения пожара
Для предотвращения возникновения перечисленных опасностей необходимо соблюдать меры безопасности при работе с персональным компьютером.
4.2.Меры безопасности при работе с ПК
4.2.1.Соблюдение безопасных климатических условий
Параметры микроклимата включают:
· температурный режим
· относительная влажность воздуха
· скорость движения воздуха
Температура и скорость движения воздуха. Для поддержание соответствующего температурного режима рабочие помещения должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией.
Влажность воздуха. Для повышения влажности воздуха в помещениях следует применять увлажнители воздуха, заправляемые дистиллированной или прокипяченной питьевой, водой.
Для обеспечения безопасных климатических условий в помещениях, где работа на ПЭВМ является основной, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата (см. таблицу 1).
таблица 1
Оптимальные нормы микроклимата для помещений с ПЭВМ
Период
Года
Категория
работ
Температура
воздуха, гр.С
не более
Относительная
влажность воздуха
Скорость
движения
воздуха, м
/
с
Холодный
Легкая-1а
22-24
40-60
0,1
Легкая-1б
21-23
40-60
0,1
Теплый
Легкая-1а
23-25
40-60
0,1
Легкая-1б
22-24
40-60
0,2
таблица 2
Уровни ионизации воздуха помещений при работе на ПЭВМ.
Уровни
Число ионов в 1 см3 воздуха
n+
n-
Минимально необходимые
400
600
Оптимальные
1500 — 3000
3000 – 5000
Максимально допустимые
50000
50000
4.2.2. Освещенность помещений
Помещения с ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.
Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не1 ниже1.2%в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже1.5%на остальной территории.
Рабочие места пользователей ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева .
Не допускается расположение рабочих мест пользователей в подвальных помещениях. В случаях производственной необходимости, эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения может проводиться только по согласованию с органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. Допускается применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).
Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть300-500лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300лк.
Следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более200 кд/ кв.м.
Следует ограничивать отраженную блесткость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.)за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения, при этом яркость бликов на экране мониторов не должна превышать40 кд/кв.м и яркость потолка, при применении системы отраженного освещения, не должна превышать200кд/кв.м.
Показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в производственных помещениях должен быть не более20,показатель дискомфорта в административно-общественных помещениях не более40.
Следует ограничивать неравномерность распределения яркости в поле зрения пользователя, при этом соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать3:1,5:1,а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования10:1. .
В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.
Общее освещение следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении мониторов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю.
Для освещения помещений с ПЭВМ следует применять светильники серии ЛП036 с зеркализованными решетками, укомплектованные высокочастотными пускорегулирующими аппаратами (ВЧПРА). Допускается применять светильники серииЛП036без ВЧ ПРА только в модификации «Кососвет», также светильники прямого света- П, преимущественно прямого света-Н, преимущественно отраженного света -В.Применение светильников без рассеивателей, и экранирующих решеток не допускается.
Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от50до90градусов с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более200кд/кв.м, защитный угол светильников должен быть не менее40градусов.
Светильники местного освещения должны иметь не просвечивающий отражатель с защитным углом не менее40градусов.
Коэффициент запаса (Кз) для осветительных установок общего освещения должен приниматься равным1.4.
Коэффициент пульсации не должен превышать5%,что должно обеспечиваться применением газоразрядных ламп в светильников общего и местного освещения с высокочастотными пускорегулирующими аппаратами (ВЧ ПРА) для любых типов светильников.
При отсутствии светильников с ВЧПРА, лампы многоламповых светильников или рядом расположенные светильники общего освещения следует включать на разные фазы трехфазной сети.
Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп. продолжение
--PAGE_BREAK--