--PAGE_BREAK-- замедленно. По мере того как
происходит расчет с инвесторами, кредиторами и потребителями [3, 71].
[pic]
1.2 Динамика изменения прибыли и рентабельности на исследуемом предприятии
Для характеристики предприятия потребуется достаточная и достоверная
информация, характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обусловливает
необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления
непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками
информации служат:
o финансовая отчетность предприятия;
o данные бухгалтерского учета предприятия;
o внеучетная информация.
Важнейшими источниками информации служат баланс с объяснительной
запиской к нему, а также форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» с
соответствующими справками, расшифровками к нему.
Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает
предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают [8, 67].
Технико-экономические показатели работы предприятия за три года:
1999, 2000, 2001 гг., приведены в таблице 1 (см. приложение 1).
Проведем их сравнительный анализ за этот период.
Основным видом деятельности общества в отчетном периоде была –
производственная. Потребителями продукции были Минобороны,
самолетостроительные и ремонтные предприятия России и других стран.
Основные показатели деятельности общества по объему производства
товарной продукции, производительности труда и средней заработной плате за
отчетный и предшествующий ему годы (1999 г., 2000 г., 2001 г.) показали
наличие некоторых изменений.
Численность персонала за 1999-2001 гг. сократилась на 53 человека,
причем 31 из них промышленно-производственный рабочие. Годовой фонде оплаты
труда возрос на 17 968 тыс.руб., так что среднемесячная заработная плата
одного работающего за этот период возросла с 1 118 руб. до 4 077 руб., т.е.
увеличилась на 2 959 руб. или на 7,8% (с учетом инфляции). Учитывая, что
темпы роста инфляции за эти годы (1999, 2000, 2001) были ниже, чем темпы
роста заработной платы, реальная заработная плата, т.е. ее покупательная
способность, также повысилась.
Производительность труда возросла на 47%. Выросла и выручка от
реализации с 1999 г. по 2001 г. на 55 751 тыс.руб., что в процентном
соотношении составляет 5,1% (с учетом инфляции). Затраты на 1 рубль
выпускаемой продукции изменялись обратно пропорционально количеству этой
продукции, и постепенно уменьшались с 107 до 60 коп. Но убыточности
производства не допускалось.
В 2001 г. затраты на 1 руб. товарной продукции составили 60 коп.
Прибыль в действовавших ценах получена на сумму 26 535 тыс.руб., а ее
балансовая величина составила 118 351 тыс.руб.
Себестоимость продукции увеличилась на 51 555 тыс.руб. или на 1,8% (с
учетом инфляции). Рентабельность производства возросла на 22%.
Оценка рентабельности основана на анализе чистой прибыли предприятия
и расчете следующих коэффициентов с использованием формы №2 «Отчет о
прибылях и убытках»: чистая рентабельность, чистая рентабельность
собственного капитала, рентабельность реализованной продукции. Расчеты
показателей рентабельности приведены в таблице 2.
Данные таблицы 2 позволяют сделать следующие выводы. В 2001г. прибыль
предприятие возросла на 6064 тыс.руб. Предприятие в целом несколько лучше
стало использовать свое имущество. С каждого рубля средств, сложенных в его
совокупные активы, в 2001г. получено прибыли на 1,9 коп. больше, чем в
1999г. снизилась и эффективность использования оборотных средств: вместо
41,7 коп. прибыли, получаемой с рубля текущих активов в 1999г., отдача с
каждого рубля средств, вложенных в текущие активы в 2001г., составила 41,2
коп. На 0,3% возросла в 2001г. рентабельность собственного капитала.
Таблица 2
Показатели рентабельности
|Показатели |На конец |На |На конец|Отклонение |
| |1999г. |конец |2001г. | |
| | |2000г. | | |
|Чистая прибыль |21198 |18593 |27262 |6064 |
|Чистая рентабельность |17,3 |12,1 |19,2 |1,9 |
|предприятия, % | | | | |
|Чистая рентабельность |41,7 |23,9 |41,2 |-0,5 |
|текущих активов | | | | |
|Чистая рентабельность |21,7 |14,9 |21,9 |0,3 |
|собственного капитала, % | | | | |
|Рентабельность |93,8 |150,9 |159,8 |66,0 |
|реализованной продукции, | | | | |
|% | | | | |
|Рентабельность продаж |70,5 |28,6 |33,1 |-37,4 |
Особый интерес для анализа представляет динамика показателя
рентабельности реализованной продукции. На каждый рубль реализованной
продукции предприятие в 2001г. получило на 66 коп. больше прибыли.
1.2.1. Виды рентабельности
Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением
балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных
фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле
[pic] (1.1)
|где |Р — уровень рентабельности, %; |
| |П — прибыль; |
| |[pic]—среднегодовая стоимость основных производственных фондов; |
| |[pic] — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств. |
Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой
прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных
фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком.
Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из
их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным
платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не
отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся
предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.
Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от
фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой
промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности
по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на
предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы
прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и
нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.
Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой
прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей,
процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от
реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т.
п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности
объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных
производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым''
предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.
При анализе работы объединений, предприятий, особенно при
планировании к оценке рентабельности изделиям, важное значение имеет
рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной
себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных
видов продукции производится по формуле:
[pic] (1.2)
|где |Р — уровень рентабельности, %; |
| |О — оптовая цена предприятия на изделие; |
| |С — полная себестоимость изделия. |
Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат
живого и овеществленного труда на производство продукции.
В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности
рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом
стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов,
полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована
формула:
[pic] (1.3)
|где |[pic]— расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом |
| |материальных затрат; |
| |[pic]— производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности; |
| |[pic]— норматив рентабельности к производственным фондам; |
С-М — себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных
затрат.
Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в
обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в
себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их
колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими
возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.
При определении норматива расчетной рентабельности к себестоимости
продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат
исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только
прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости продукции
вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие
изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и
энергия на технологические цели» [16, 108].
Основные пути роста рентабельности производства — развитие наиболее
прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий,
повышение удельного веса специализированного производства, применение
современные методов организации производства и труда в соответствии с
требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения
новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда,
снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима
экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и
повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего
труда [4, 53].
1.2.2. Система показателей рентабельности
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и
эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность
предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами
участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной
среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при
проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния
предприятия. При анализе производства показатели рентабельности
используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие
группы:
1) показатели рентабельности капитала (активов),
2) показатели рентабельности продукции;
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных
средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение
прибыли к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее
важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал
(собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный
(собственный) капитал:
[pic]
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям
характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для
повышения доходности: долгосрочных кредитов и продолжение
--PAGE_BREAK-- других заемных средств.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все
участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия
интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала);
потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал;
собственников и учредителей — доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным
зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:
[pic][pic] (1.4)
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов,
рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь,
заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения
рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к
ускорению оборота активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности:
[pic] (1.5)
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала
зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота
совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала
Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния
различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости
следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала
повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного
капитала.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и
рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности
предприятий. Например:
[pic]
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного
([pic]) и отчетного ([pic]) периодов. Например, рентабельность продукции по
прибыли от реализации:
[pic]; (1.6)
[pic]; (1.7)
или:
[pic]; (1.8)
[pic]; (1.9)
[pic], (1.10)
где — [pic] -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
[pic]- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного
периодов;
[pic]- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного
периодов;
[pic]- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с
базисным периодом.
Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по
методу цепных подстановок):
[pic] (1.11)
Соответственно влияние изменения себестоимости составит:
[pic] (1.12)
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в
отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;
[pic] (1.13)
Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично
первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый
приток денежных средств.
ЧПДС -чистый приток денежных средств
[pic]
Данные показатели дают представление о степени возможности
предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными
средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока.
Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств,
широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она
приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие
платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия
[1, 49].
1.2.3. Анализ рентабельности предприятия
Показатели рентабельности и эффективности использования имущества
характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как
отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат.
Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа
позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной
бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является
результирующей ее ценой.
Рентабельность оборота, характеризует эффективность операционной
(производственно-хозяйственной) деятельности предприятия. Она призвана
оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована
для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как
отношение операционного дохода к валовой выручке.
Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от
отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен
при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в
динамике или по сравнению с плановыми показателями.
Формирование показателя рентабельности продаж показано на рис 3:
Рис. 3. Формирование показателя рентабельности продаж
Рентабельность собственного капитала — самый значимый показатель в
деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования
имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя
собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете
принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль,
которая будет образом распределена между владельцами (акционерами)
предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой
стоимости собственного капитала.
Следовательно, для повышения эффективности вложении можно действовать
в двух основных направлениях:
• Увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и
рентабельности продаж.
• Уменьшение собственного капитала — эффективное управление текущими
активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.
В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот
или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного
капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов
(например, депозит) с учетом фактора риска [13, 48].
Для того чтобы понять, как и за счет чего формируется итоговый
показатель рентабельности собственного капитала следует рассмотреть ряд
промежуточных показателей:
Рентабельность чистых активов — показатель эффективности операционной
деятельности предприятия. Рассчитывается как отношение операционного дохода
к среднегодовой величине чистых активов где:
Чистые активы = Собственный капитал + Кредиты (долго – и
краткосрочные)
С другой стороны рентабельность чистых активов формируется за счет их
оборачиваемости и рентабельности продаж:
(Операционная прибыль / Объем продаж) * (Объем продаж/Чистые активы)
= (Операционная прибыль / Чистые активы)
Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности
финансового рычага:
Финансовый рычаг- соотношение собственных и заемных средств в
структуре чистых активов характеризует влияние кредитования на
эффективность деятельности предприятия. Основной критерий оценки
эффективности финансового рычага - ставка банковского кредита. Если
кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то
увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного
капитала, и наоборот.
Значение финансового рычага показывает на сколько увеличится /
уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении /
уменьшении рентабельности чистых активов.
Финансовый рычаг рассчитывается по следующей формуле: = Чистые
активы / Собственный капитал
Используя приведенные выше показатели мы можем получить следующую
формулу:
Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов * Финансовый
рычаг = (Операционный доход / Объем продаж) * (Объем продаж / Чистые
активы) * (Чистые активы / Собственный капитал) = (Операционный доход /
Собственный капитал)
Теперь для получения окончательной формулы рентабельности
собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители
фигурировала чистая прибыль.
(Операционный доход/ Собственный капитал)*
(((ОД-I)*(I-Т))/ОД)=Рентабельность собственного капитала,
|где |ОД — операционный доход; |
| |I — сумма процентов по кредитам; |
| |Т — ставка налога на прибыль |
Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь не
учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат
из отчета о прибылях и убытках.
Схематично формирование показателя рентабельности собственного
капитала показано на рисунке 4.
|Поправка на | | | | | | |
|кредиты и налоги | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
|Финансовый рычаг | | | | | | |
| | | | | | |Рентабельность |
| | | | | | |собственного капитала |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
|Оборачиваемость | | | | | | |
|чистых активов | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | |Рентабельность | | | |
| | | |чистых активов | | | |
| | | | | | | |
|Рентабельность | | | | | | |
|продаж | | | | | | |
| | | | | | | |
Рис.4 Схема формирования показатели рентабельности собственного
капитала
Основными факторами, формирующими частные показатели и через них
влияющими на рентабельность собственного капитала являются:
Факторы операционной деятельности:
• рентабельность продаж;
• оборачиваемость чистых активов.
Факторы финансовой деятельности:
• финансовой рычаг;
• проценты и налоги.
Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без
исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника
формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине
актинов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только
эффективности собственного капитала).
Коэффициент реинвестирования прибыли - характеризует дивидендную
политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остающуюся на предприятии,
и, следовательно, служащий дальнейшему его развитию. Рассчитывается как
отношение чистой нераспределенной прибыли (реинвестированной прибыли) к
чистой прибыли предприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK-- Иногда, для сравнения реинвестированной прибыли с собственным
капиталом используют другую формулу этого показателя:
Кг = Реинвестированная прибыль / Собственный капитал на начало
периода
Непосредственно для акционеров компании будут предоставлять интерес
следующие показатели рентабельности предприятия:
Доходность акционерного капитала - объем распределяемой между
акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 тенге акционерного
капитала.
Чистая прибыль на акцию - величина чистой прибыли, полученной
предприятием, приходящаяся на одну акцию.
Дивиденд на акцию - прибыль распределяемая между акционерами,
приходящаяся на одну акцию.
Финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из
них может вызвать ухудшение других, например:
• привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность
собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:
• повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины
оборотных активов и, следовательно, ухудшает ликвидность;
• привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от
краткосрочного кредитования - ликвидность улучшается за счет падения
долгосрочной устойчивости.
В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности
подразумевает большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую
устойчивость) [5, 63].
1.2.4. Факторный анализ показателей рентабельности
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние
вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень
организации производства и управления; структура капитала и его
источников; степень использования производственных ресурсов; объем,
качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость
изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.
Методология факторного анализа показателей рентабельности
предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем
качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и
повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа
общей рентабельности (рентабельности активов) можно использовать -трех- или
пятифакторную модель.
Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию
продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к
амортизации основных средств. Для практического применения модели к
затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и
полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых
сторонними организациями или не основными подразделениями предприятия),
топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оплату труда следует дополнить
отчислениями на социальные нужды. Кроме того, отдельным элементом следует
учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными
видами затрат.
В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:
[pic] (1.14)
|где| |
|R |- рентабельность активов (капитала); |
|Р |- прибыль от реализации; |
|К |- средняя за период стоимость активов; |
|F |- средняя за период стоимость вне оборотных активов; |
|Е |- средние остатки оборотных активов; |
|[pi|- затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости; |
|c] | |
|[pi|- зарплатоемкость продукции; |
|c] | |
|[pi|- материалоемкость продукции; |
|c] | |
|[pi|- амортизациеемкость продукции; |
|c] | |
|[pi|- фондоемкость продукции по внеоборотным активам; |
|c] | |
|[pi|- фондоемкость продукции по оборотным активам (коэффициент |
|c] |закрепления оборотных активов). |
Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем
выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем
ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим
элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния
отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных
подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний.
1.2.5. Трехфакторная модель анализа рентабельности
[pic], (1.15)
где [pic] — прибыль продукции
[pic]; (1.16)
[pic]- фондоемкость ( капиталоемкость) продукции по основному капиталу:
[pic]; (1.17)
[pic]- оборачиваемость оборотных активов (капиталоемкость по оборотному
капиталу):
[pic]. (1.18)
В данной модели фактор оборачиваемости оборотных активов отражается
величиной [pic], обратной среднему числу оборотов [2, 57].
1.2.6. Методы повышения рентабельности корпораций. Пути ликвидации
убыточности и малорентабельности
Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность
поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в
факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы
выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние
внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и
ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции,
прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в
тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь
этих показателей можно отразить следующим образом:
|Объем продукции|= |Объем продукции в |[| |
|в стоимостном | |физических единицах (q) |p|Цена единицы продукции |
|выражение (N) | | |i|(Ц) |
| | | |c| |
| | | |]| |
|Затраты на |= |Объем использованных | |Цена единицы ресурса (С) |
|производство в | |ресурсов (в натуральном | | |
|денежном | |выражение)(z) |[| |
|выражение(S) | | |p| |
| | | |i| |
| | | |c| |
| | | |]| |
|Доходность |= |Производительность |[|Возмещение затрат в цене |
|(N/S) | |ресурсов (q/z) |p|продукта (Ц/С) |
| | | |i| |
| | | |c| |
| | | |]| |
|Прибыль (N-S) |= |Объем продукции в |-|Затраты на производство в|
| | |стоимостном выражении | |денежном выражении |
| | |(q[pic]Ц) | |(z[pic]C) |
Доходность производства продукции рассматривается как произведение
коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен
единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют
финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно
характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой
продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет
роста цен на ресурсы).
Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то
появиться возможность обычным методами факторного анализа дать
количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности
на доходность предприятия и прибыль.
Имеем:
[pic] (1.19)
или в развернутом виде:
[pic], (1.20)
где J- индекс роста соответствующего показателя;
1;0- означают, что показатели исчислены за отчетный и базисный
периоды соответственно.
Влияние изменения промышленной производительности на доходность
определяется методом цепных подстановок:
[pic], (1.21)
Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой
производительности:
[pic] (1.22)
В целом общее изменения доходности за период балансируется с
факторными отклонениями:
[pic]. (1.23)
Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за
изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль
внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из
условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции
за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не
сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора
цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным
образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением
промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение
материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин,
оборудования и т. д.)
Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его
производственной деятельностью) является анализ безубыточности. Целью
анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:
. Какой объем продаж следует обеспечить, чтобы не нести убытков?
. На сколько можно снизить цены при увеличении объема, чтобы прибыль
осталась на прежне уровне?
. Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно
производить продукцию и т.д.
Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений
финансового анализа предприятия. Кроме того, его применение необходимо
также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии,
установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет
рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских
предприятий [15, 214].
Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа
применительно к деятельности российских предприятий:
1. Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно
погасить краткосрочные обязательства.
2. Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить
долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных
вложений.
3. Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом.
4. Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности.
5. Анализ эффективности использования имущества.
6. Оценка рискованности деятельности предприятия.
7. Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых
условий деятельности.
Вывод по главе
Анализ системы основополагающих финансовых показателей производства
применительно к объекту исследования показал, что основным видом
деятельности общества в отчетном периоде была – производственная.
Потребителями продукции были Минобороны, самолетостроительные продолжение
--PAGE_BREAK--и ремонтные
предприятия России и других стран.
Основные показатели деятельности общества по объему производства
товарной продукции, производительности труда и средней заработной плате за
отчетный и предшествующий ему годы (1999 г., 2000 г., 2001 г.) показали
наличие некоторых изменений.
Численность персонала за 1999-2001 гг. сократилась на 53 человека,
причем 31 из них промышленно-производственный рабочие. Годовой фонде оплаты
труда возрос на 17 968 тыс.руб., так что среднемесячная заработная плата
одного работающего за этот период возросла с 1 118 руб. до 4 077 руб., т.е.
увеличилась на 2 959 руб. или на 7,8% (с учетом инфляции). Учитывая, что
темпы роста инфляции за эти годы (1999, 2000, 2001) были ниже, чем темпы
роста заработной платы, реальная заработная плата, т.е. ее покупательная
способность, также повысилась.
Производительность труда возросла на 47%. Выросла и выручка от
реализации с 1999 г. по 2001 г. на 55 751 тыс.руб., что в процентном
соотношении составляет 5,1% (с учетом инфляции). Затраты на 1 рубль
выпускаемой продукции изменялись обратно пропорционально количеству этой
продукции, и постепенно уменьшались с 107 до 60 коп. Но убыточности
производства не допускалось.
В 2001 г. затраты на 1 руб. товарной продукции составили 60 коп.
Прибыль в действовавших ценах получена на сумму 26 535 тыс.руб., а ее
балансовая величина составила 118 351 тыс.руб.
Себестоимость продукции увеличилась на 51 555 тыс.руб. или на 1,8% (с
учетом инфляции). Рентабельность производства возросла на 22%.
В 2001г. прибыль предприятие возросла на 6064 тыс.руб. Предприятие в
целом несколько лучше стало использовать свое имущество. С каждого рубля
средств, сложенных в его совокупные активы, в 2001г. получено прибыли на
1,9 коп. больше, чем в 1999г. снизилась и эффективность использования
оборотных средств: вместо 41,7 коп. прибыли, получаемой с рубля текущих
активов в 1999г., отдача с каждого рубля средств, вложенных в текущие
активы в 2001г., составила 41,2 коп. На 0,3% возросла в 2001г.
рентабельность собственного капитала.
Особый интерес для анализа представляет динамика показателя
рентабельности реализованной продукции. На каждый рубль реализованной
продукции предприятие в 2001г. получило на 66 коп. больше прибыли.
структура имущества характеризуется наибольшим удельным весом
долгосрочных активов (59% в 1999 г. и 54% в 2001 г.)
В структуре источников имущества предприятия преобладает собственный
капитал, при этом к концу года его доля возросла с 80% до 87%.
Следовательно этому на 7% сократилась доля заемных средств.
Ликвидность предприятия характеризуется тем, что его текущие активы
хотя и покрывают его краткосрочные обязательства, величина коэффициента
покрытия к концу года даже увеличивается (с 2,10 до 3,66). Это связано с
увеличением текущих активов и сокращением краткосрочных обязательств.
По сравнению с 1999 г. на предприятии несколько замедлилась
оборачиваемость активов: на 0,72 дня увеличился период оборота текущих
активов, на 0,36 дней – период оборота совокупного оборотного капитала. В
целом период оборота уменьшился на 399 дней.
Замедление оборачиваемости активов предприятия отрицательно сказалось
на эффективности использования имущества: по сравнению с 1999 г. на 0,5%
снизилась отдача с каждого рубля средств, вложенных в текущие активы,
снизилась рентабельность продаж. В 2001 г. предприятие получало с каждой
штуки реализованной продукции на 37 коп. меньше, чем в 1999 г.
В целом финансовое положение предприятие можно охарактеризовать, как
устойчивое. Но ему в срочном порядке необходимо избавиться от «балласта»
залежалых запасов, а также ускорить расчеты с покупателями и заказчиками.
Нужно также повысить оборачиваемость оборотных активов так, чтобы они
приносили больше прибыли предприятию.
Глава II. Оценка факторов, влияющих на
эффективность производства
2.1 Характеристика и общее исследование нового
товарного направления
Анализ финансового состояния ОАО «2 МПЗ», показал, что оборотные
активы предприятия обладают низкой оборачиваемостью.
Таким образом, назрела необходимость предпринять решительные шаги по
увеличению объема прибыли, которую предприятие могло бы получать с каждого
рубль, вложенного в оборотные средства.
Было рассмотрено несколько вариантов действий, способствующих
повышению оборачиваемости активов.
В виду того, что производственные мощности, которыми располагает
предприятие, не всегда используется достаточно полно, а некоторые цехи и
подавно простаивают, наиболее предпочтительным кажутся мероприятия,
направленные на повышение уровня использования производственного
оборудования.
К этому следует добавить также и тот факт, что предприятие фактически
работает по укороченному трудовому графику (3-4 дня в неделю), что в свою
очередь свидетельствует о неполной занятости производственных рабочих и
простоях в их работе.
На первый взгляд наиболее очевидным представляется расширение
производства, которое повлекло бы за собой увеличение объемов сбыта,
повышение производительности труда и наиболее полное использование
производственных мощностей предприятия.
Но, как показал финансовый анализ, представленный в первой главе
настоящей работы, предприятие уже имеет в своих резервах достаточное
количество нереализованной продукции, которая залеживается на складе.
Поэтому дополнительное расширение производства было бы неразумным, т.к. оно
способствовало бы лишь накоплению запасов продукции, а прибыль от данного
мероприятия увеличилась бы на незначительную величину (а то и вовсе
сократилась бы).
В данной ситуации единственно верным вариантом является
диверсификация производства, т.е. производство новой продукции на базе
существующего производственного оборудования.
На выбор нового направления деятельности предприятия оказал
существенное влияние следующий аспект.
Перечень продукции, выпускаемой предприятием, в подавляющем
большинстве (78%) производится для одного потребителя – Министерства
обороны, на которое приходится 56% задолженности.
В результате получение предприятием полного объема прибыли
откладывается на неопределенный срок, что в свою очередь заставляет
предприятие увеличивать объем собственной кредиторской задолженности перед
поставщиками, бюджетом, фондом оплаты труда.
Подобная ситуация негативно сказывается на финансовой устойчивости
предприятия, т.к. средства находящиеся в дебиторской задолженности занижают
ликвидность активов и уменьшают оборачиваемость оборотных средств.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что сотрудничество
с государственными организациями, с экономической точки зрения, является
крайне ненадежным и даже не выгодным [16, 41].
Поэтому необходимо разработать новое товарное направление, которое
было бы полностью независимым от бюджетных организаций и ориентировалось
бы, главным образом, на население.
Таким направлением может быть производство оконных и дверных блоков
из ПВХ.
Отделом маркетинга был проведен предварительный анализ, направленный
на изучение потребностей рынка. Он выявил наличие ниши и реальную
потребность покупателей в данном виде товара.
Согласно данным проведенного анализа, в Москве работают не менее 52
фирм, занимающихся изготовлением оконных и дверных блоков из ПВХ. Но они не
успевают полностью удовлетворять запросам рынка окон, спрос на данную
продукцию постоянно растет и насыщения не происходит. Таким образом, ОАО «2
МПЗ» может занять соответствующую нишу среди изготовителей оконных и
дверных блоков из ПВХ.
Наличие постоянного спроса и пустующей ниши обусловило необходимость
дальнейших более детальных исследований аспектов проекта.
Общая характеристика окон из ПВХ.
На сегодняшний день оконные и дверные блоки из ПВХ занимают
лидирующее положение в странах западной Европы. Достаточно сказать, что их
доля составляет в Германии 43,2%, во Франции 41,1%, а так же и в России они
находят все большее распространение.
Это связано прежде с их уникальными параметрами, такими как:
. высокая степень теплоизоляции;
. хорошая звукоизоляция;
. ветронепроницаемость;
. отсутствие ломкости при низких температурах;
. оптическая привлекательность;
. ударопрочность;
. коррозийная стойкость;
. отсутствие необходимости технического обслуживания;
. простота монтирования.
Благодаря приведенным выше характеристикам, окна из ПВХ обладают
высоким спросом на потребительском рынке.
2.1.1. Анализ производственной базы
Для производства оконных блоков (с расчетом на выпуск 20-25 изделий
за восьмичасовой рабочий день) необходима производственная площадь размером
в 200 кв.м. Для производства стеклопакетов (50-60 изделий за восьмичасовой
рабочий день) – 150-200 кв.м. Нужно также место под склад – около 100 кв.м.
Таким образом общая площадь производственного участка составит порядка 500
кв.м.
Для этих целей можно использовать помещения двух пустующих цехов.
Помещение производственного участка потребует незначительного
дополнительного ремонта (переоборудование рабочих мест, устройство
дополнительного освещения, вентиляции).
2.1.2. Анализ коммерческих предложений по изготовлению оконных и
дверных блоков из ПВХ
Для выбора потенциального поставщика оборудования, комплектующих и
материалов, необходимых для производства оконных и дверных блоков, был
проведен анализ коммерческих предложений, полученных от различных фирм.
Данные этого анализа представлены в таблице 3 (см. приложение 2).
Согласно приведенной таблице 4 (см. приложение 2) наименьшие
капитальные вложения требуются при покупке оборудования в фирме «SORESCO».
Не смотря на это, существуют значительные отрицательные конструктивные
решения изготовленных окон выше названной фирмы. Применяемый профиль ПВХ
двухкамерный, имеющий минимальный спрос в Москве. Профиль не целиком
армированный, а только в местах поперечного крепления. Готовый оконный блок
выглядит тяжеловесно из-за утолщенного профиля (габаритами профиля ПВХ
компенсируется отсутствие стальной арматуры).
Предпочтительней выглядит фирма «ACTUAL». Однако фирма
специализируется в изготовлении оборудования и соответственно не имеет
опыта на рынке изготовления и установки оконных и дверных блоков из ПВХ.
Фирма «ПРОМА» предлагает относительно дешевое оборудование, в то же
время стоимость комплектующих высока, что приводит к увеличению
себестоимости продукции. К отрицательным показателям можно также отнести
отсутствие в комплекте оборудование ручного инструмента и нескольких
необходимых станков.
Фирма «TRYBA» имеет наиболее выгодное соотношение цены оборудования к
цене комплектующих, а также огромный опыт не только по изготовлению, но и
установке оконных и дверных блоков из ПВХ. Разработка новых уплотнителей
позволяет гарантировать работу в течение 15 лет без их замены. Профиль из
ПВХ трехкамерный со стальной арматурой.
Из ходя из выше сказанного все дальнейшие расчеты будут вестись
базируясь на коммерческом предложении фирмы «TRYBA» Франция.
2.1.3. Организационный план
Для реализации программы выпуска оконных и дверных блоков из ПВХ
требуется создание самостоятельного производства со следующим штатом
сотрудников. продолжение
--PAGE_BREAK--