Реферат по предмету "Экономика"


Предпринимательский и ссудный капитал предприятия

--PAGE_BREAK--
 

При этом на начало первого периода склад был пуст.

 

Проведем сравнительный анализ расчета себестоимости и прибыли в каждом месяце с помощью двух сравниваемых методов. В таблице 2 представлены результаты расчета согласно методу прямых издержек.

Табл. 2. Расчет прибыли по методу прямых издержек

В таблице 3 аналогичные расчеты проведены с помощью метода поглощенных затрат.

Табл. 3. Расчет прибыли по методу поглощенных затрат

Принципиальное различие между расчетными схемами достаточно очевидно из приведенных в таблицах данных. Следует отметить, что в соответствии с обеими схемами суммарная величина прибыли за полугодие одинакова и составляет 660 тыс. руб. Следовательно, в общем итоге предприятие ничего не теряет и ничего не выигрывает.

Основные особенности метода поглощенных затрат:
в основном используется для внешней отчетности. основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость, по видам продукции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции. предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные. запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости. так как косвенные расходы распределяются по видам продукции согласно определенной базе, которая зафиксирована в приказе об учетной политике, а абсолютно корректное распределение невозможно, то всегда существует искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции. В результате и цены на эти виды продукции как правило получаются необоснованными, что обычно ведет к подрыву конкурентоспособности продукции.
Данный метод учета хорошо использовать в тех случаях, когда:

·         на предприятии производится только один продукт или несколько продуктов, но в небольшом объеме;

·         сумма общепроизводственных затрат существенно меняется от периода к периоду;

·         имеются долгосрочные контракты на выполнение определенного объема работ.

Основные особенности метода прямых издержек состоят в следующем:
независимо от учетной политики, принятой на предприятии, этот метод необходим в управленческом учете. метод основывается на учете конкретных производственных затрат. постоянные издержки всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции. предполагает разбиение затрат на постоянные и переменные и, следовательно, дает возможность проводить анализ безубыточности. запасы готовой продукции на складе оцениваются только по переменным затратам. дает возможность более гибкого ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается и уменьшается вероятность затоваривания продукции на складе.
Кроме того, метод прямых затрат дает возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, и, соответственно, возможность планировать цены и скидки на определенный объем продаж.

Концептуальные основы управления затратами

Концепция (от лат. conceptio— понимание, систе­ма) — это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководя­щая идея их освещения, ведущий замысел, конструктив­ный принцип той или иной деятельности. В такой тео­ретической и практической области знания, как управ­ление затратами основными базовыми концепциями являются:

♦       концепция затратообразующих факторов;

♦       концепция добавленной стоимости;

♦       концепция цепочки ценностей;

♦       концепция альтернативности затрат;

♦       концепция трансакционных издержек;

♦       концепция ABC;

♦       концепция стратегического позиционирования.

Концепция затратообразующих факторов являет­ся традиционной для большинства видов предпринима­тельской деятельности. Форму концепции эта практика обрела в 80-х годах XXстолетия в работах Шерера (Scherer, 1980), Остера (Oster, 1982), Каплана (Kaplan, 1982. 1987), Дикина и Махера (Deakin& Maher, 1984), Портера (Porter, 1985), Купера (Cooper, 1986) и Риле (Riley, 1987). В основе концепции функциональные (опе­рационные) и структурные затратообразующие факто­ры.

Функциональные (операционные) факторы связа­ны со способностью компании успешно функциониро­вать. В числе функциональных факторов все виды внут­рифирменных ресурсов (мощностей) и эффективность их использования, а также вовлеченность рабочей силы в процесс постоянного усовершенствования, комплекс­ное управление качеством, рациональность планирования, конфигурация проекта (расчета), использование связей с поставщиками и/или заказчиками в контексте цепоч­ки затрат фирмы.

В числе структурных факторов — масштаб деятельности и объем инвестиций, горизонтальная и вертикальная интеграция, технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат, сложность, обусловлен­ная широтой ассортимента изделий и услуг. Каждый из этих факторов подразумевает выбор компании, управляющей себестоимостью. При некоторых допущениях возмож­но определение влияния на затраты каждого такого фактора. Структурные факторы не соизмеряются пропорционально с показателями деятельности компании, т.е. для каждого из структурных факторов «больше» не всегда означает «лучше». Например, масштаб деятельности наряду с экономией может при определенных обстоятельствах превратиться в собственную противоположность.

Итак, концепция затратообразующих факторов с включением в число таковых структурных факторов, как теоретическая основа управления затратами, была сфор­мулирована на Западе в 80-х годах XXстолетия. Следует отметить, что в этот же пери­од (1985 г.) в России была проанализирована зави­симость поведения затрат от структурных факторов применительно к бытовым услу­гам. Таким образом, движение экономической мысли развивалось в этом случае в одном направлении как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях, несмот­ря на принципиальные различия в социально-экономических системах того периода.

До настоящего времени в практической области как на Западе, так и в России, рассматривается главным образом зависимость поведения затрат от функциональных (операционных) факторов. Это во многом объясняется консервативностью учетных систем, формирующих информационную базу управления затратами, и привержен­ностью аналитиков к традиционным методам финансовых оценок.

Очевидно, что структурные затратообразующие факторы влияют на общий уро­вень затрат не столько в учетном бухгалтерском, сколько в экономическом смысле. Эффект оптимизации в данном случае достигается не в результате изменения состава затрат, а за счет рационализации использования внутрихозяйственных ресурсов, по­вышения их оборачиваемости.

Концепция добавленной стоимости также широко распространена в западной теории и практике. Наряду с изложенной выше концепцией она представляет совре­менную традиционную парадигму управления затратами. В рамках концепции добав­ленной стоимости составляющие затрат рассматриваются на всех стадиях добавления стоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией соб­ственной продукции, работ и услуг. Ключевым моментом такого подхода к управле­нию затратами является максимизация разницы (добавленной стоимости) между за­купками и реализацией, соответственно из сферы внимания аналитиков выпадает большая часть материальных затрат, что немаловажно для материалоемких отраслей.

Думается, что такой подход суживает сферу влияния операционных расходов на затраты, и аналитические оценки с этих позиций вряд ли могут быть исчерпывающи­ми в материалоемких видах деятельности. Что же касается нематериалоемких работ и услуг, то подход к анализу поведения затрат с позиции концепции добавленной сто­имости может быть вполне оправданным.

Концепция цепочки ценностей впервые была сформулирована Портером (Porter, 1985). Концепция исходит из необходимости выхода за пределы фирмы для эффек­тивного управления затратами и переносит акцент в анализе затрат на процессы, происходящие за пределами фирмы. По мнению авторауправление затратами на основе добавленной стоимости

♦       с одной стороны,, начинается слишком поздно и не позволяет использовать в своих интересах связи с поставщиками, так как многие управленческие ре­шения могут быть сведены на «нет» из-за их несогласованности  с цепочкой ценностей поставщиков;

♦       с другой стороны, заканчивается слишком рано и опускает все возможности использования связей с клиентами, так как для успешного позиционирова­ния на рынке необходимо учитывать не только собственные затраты, но и затраты потребителя после покупки товара или получения услуги.

Концепция цепочки ценностей, таким образом, основывается на расширитель­ном подходе к формированию и управлению затратами и предлагает учитывать затратообразующие механизмы по всей цепочке ценностей в рамках согласованного набо­ра видов деятельности, начиная от исходных источников сырья и заканчивая готовой продукцией или услугами, полученными конечными пользователями.

В этой концепции имеется очевидное рациональное зерно, однако, предлагаемые в ней подходы к управлению затратами труднореализуемы в отечественной хозяйственной среде из-за отсутствия необходимой информации.

Концепция альтернативности затрат, или затрат упущенных возможностей, ос­новывается на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравне­ния альтернативных затрат, и практическая реализация всякого управленческого ре­шения в этом случае связана с отказом от какого-то альтернативного варианта.

 

 

Действие данной концепции распространяется:

♦       на текущие операционные затраты, например осуществить доставку собствен­ным транспортом или воспользоваться услугами специализированных струк­тур;

♦       на принятие финансовых решений текущего характера, например в отноше­нии управления дебиторской задолженностью: дебиторская задолженность равносильна омертвлению оборотных средств; альтернативой этому могло бы быть депонирование средств в банке и получение процентов по депозитам или приобретение краткосрочных финансовых активов; однако многие ком­пании вынуждены поддерживать определенный уровень дебиторской задол­женности, предоставляя покупателям право рассрочки платежей и стимули­руя ускорение оплаты за товары, работы и услуги, проданные в кредит, цено­выми скидками для поддержания своего сбытового рынка;

♦       на организацию внутрифирменного управления, в частности на создание си­стемы управленческого контроля; любая система контроля связана с затрата­ми, которых в принципе можно избежать; с другой стороны отсутствие си­стематизированного контроля может привести к гораздо большим потерям;

♦   на принятие и проведение инвестиционных решений, например при оценке вариантов возможного вложения капитала.

Альтернативные затраты, называемые также ценой шанса, или ценой упущен­ных возможностей, представляют собой сумму экономии (прирост дохода), которую могла бы получить компания, если бы избрала иной вариант использования ресурсов.

Концепция трансакционных издержек. Концептуально трансакционные издер­жки вызревали в 30-х годах XXстолетия в рамках «нового институционализма». В качестве самостоятельной темы проблематика трансакционных издержек заявляет о себе в 60-70-х годах в США и Западной Европе и связана в первую очередь с именами двух экономистов — Р.Коуза и О.Уильямсона.

В отечественной экономической литературе эта проблема затрагивается главным образом с 90-х годов XXстолетия. Во второй половине 90-х годов в работах таких авторов, как В. Кокорев, Р. Капелюшников, В. Курченков и В. Радаев проблема­тика трансакционных издержек рассматривается системно, а затраты, имеющие при­роду трансакционных издержек, трактуются как экономическая категория. Причем если первоначально трансакционные издержки затрагивались в экономических ис­следованиях, посвященных предпринимательству, косвенно, поскольку не замечать их было просто невозможно, то в последние годы они все чаще выступают в качестве самостоятельного предмета исследований.

Концептуальным зерном концепции является тот факт, что в любой экономике есть два вида издержек:

♦       производственные (операционные);

♦       трансакционные.

Базовой единицей в теории трансакционных издержек признается акт экономи­ческого взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается пре­дельно широко и используется для обозначения обмена товарами, юридическими обязательствами, сделками краткосрочного и долговременного характера, требующи­ми детального документального оформления и предполагающими простое взаимопо­нимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимо­действие, получили название трансакционных издержек.

В современных условиях при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия. Причем это справедливо как при вступлении организации в контакт с внешними субъектами рыночных отношений, так и внутри организации, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур также не свободно от трений и потерь. Трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информа­ции, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением кон­трактов и принуждения к их выполнению.

К трансакционным издержкам относят:

Издержки поиска информации. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации. Поиск может вестись на обеих сторонах рынка — как продавцами, так и покупателями. Например, на рынке труда работодатели дают объявления об имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят тестирование и отбор кандидатов и т.д. В свою очередь соискатели рабочих мест опрашивают друзей и родственников, становятся на учет в агентства занятости, рассылают резюме, обзванивают или посещают заинтересовав­шие их фирмы. На товарных рынках производители затрачивают немалые средства на изучение потребительского спроса, маркетинг, рекламу, а потребители — на изучение рекламных проспектов, посещение магазинов, стояние в очередях.

Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных согла­шений являются мощным источником этих издержек.

Издержки измерения. Любой продукт или услуга — это комплекс характерис­тик. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться интуицией (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Оценка качеств товара или услуги может осуществляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования желательно, чтобы измерение производилось однажды и чтобы его брал на себя тот, кто способен делать это с меньшими издержками. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий това­ров по образцам и т.д.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.