Реферат по предмету "Экономика"


Прибыль и источники её формирования

--PAGE_BREAK--Глава II. Анализ прибыли и рентабельности (на примере ОАО “ Владивостокский Хлебокомбинат”).   2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО “Владивостокский Хлебокомбинат”
Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:

— исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный” анализ);

— исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный” анализ).

Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица:
Таблица 2.1. Финансовые результаты деятельности ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат»

Показатель

9 мес. 2000 г., тыс. руб.

9 мес.1999 г., тыс. руб.

2000г.  к  1999 г., %

Выручка от реализации (без НДС)

17852679

16115794

110,78

Полная себестоимость продукции

16622938

14721995

112,91

Прибыль от реализации ТП

1229741

1393799

88,23

Сальдо доходов и расходов от операционных и внереализационных операций

-329905

5958

55 раз

Балансовая прибыль

899836

1399757

64,29

Налог на прибыль

314880

489501

71,60

Чистая прибыль

584956

910256

60,61

Нераспределенная прибыль

85725

430095

19,93



Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 1999 года за 9 месяцев 2000 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%).

Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия.

Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2000 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 1999 году — 99,57%.  При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности.  Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли.  К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.

Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2.2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.
Таблица 2.2. Данные для расчетов факторов, влияющих на прибыль.



Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:
а)  Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на Владивостокском хлебокомбинате, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется, прежде всего, изменениями отпускных цен на продукцию.  Данное влияние рассчитывается следующим образом:
D
P1=N10-N1
D
P1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.
Эта дополнительная прибыль получена, в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции.  Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.
б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).
D
P
2
=
P

*
K
1
-
P



где, K1 — коэффициент роста объема продукции:K1=S10/S0   
D
P2=1393799-1393799=-217587 тыс. руб.

Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило  -217587 тыс. руб.
в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.
D
P3=P0*(K2-K1)

гдеK2=N10 / N0.

D
P3=1393799*(-)=5,84 тыс. руб.
Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.
г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью.  В данном случае это влияние составило:
D
P4=S10-S0.

D
P4=12423729-166229388=-4199209
тыс
.
руб
.

Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат на Владивостокском хлебокомбинате.
Таблица 2.3. Структура себестоимости на ОАО " Владивостокский  Хлебокомбинат"

Показатель

9 мес. 1999 г., тыс. руб.

9 мес. 2000 г., тыс. руб.

Динамика, %

Мат. затраты

9521670

10170260

106,81

Затраты на  оплату труда

673294

703033

114,42

Прочие прямые затраты

4171392

5286333

126,73

Накладные расходы

355633

463311

130,28

Итого

14721995

16622938

112,91

Как видно из таблицы 2.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д.  Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д.  Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, — необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.
д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.
D
P5=S0*K2-S10.

D
P5=14721995*0?8438931-12423729=60 (
тыс
.
руб
.).

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — D
P6.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:
D
P
а
=
P
1
-
P

.

где P1  и P0— прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно; D
Pа— общее изменение прибыли от реализации товарной продукции.
D
Pа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).

или:

D
Pб=

где D
Pi— изменение прибыли за счетi-го фактора.
D
Pб==4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).

Небольшое отклонение между D
Pаи D
Pбобъясняется влиянием фактора D
P6— его величина равна 1,2 тыс. руб.

Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:
Таблица 2.4. Факторы, воздействующие на прибыль.

Фактор

Абсолютная величина тыс. руб.

Удельный вес, %

D
P1

4252671,000

49,05000

D
P2

217587,000

2,51000

D
P3

5,854

0,00006

D
P4

4199209,000

48,44000

D
P5

60,000

0,00670

D
P6

1,200

0,00001

Абсолютная сумма отклонений

8669534,050

100,00000



Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.

Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Владивостокском хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых Владивостокским хлебокомбинатом,  регулируется Правительством  РФ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам.  А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.

Анализ рентабельности на Владивостокском хлебокомбинате будет строится исходя из двух систем показателей:  рентабельности продукции;  рентабельности предприятия.

а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период.  С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

Пусть К0и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно.  Тогда в соответствие с методикой из 1.2:
K0=;
K1=.

Изменение рентабельности (D
K) равно 6,89-8,65=1,76%.

Влияние фактора изменения цены на продукцию:
D
KN=.

Влияние фактора изменения себестоимости:
D
KS
=



D
K
=
D
KN
+
D
KS
= 8,89+(-10,65)=-1,76%

Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.  Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.
б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок.  В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.

В основе модели лежит соотношение:
R=;

где:   R — рентабельность предприятия;

      P — прибыль от реализации продукции;

      K — капитал предприятия (стоимость активов – оборотных средств и основных фондов).
С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид:
R=;

где:   F — основные производственные фонды предприятия;

      E — оборотные средства предприятия;

      — рентабельность продукции;

      —          фондоемкость продукции;

      —  оборачиваемость продукции.
Факторный анализ будет строится в таблице 2.5.
Таблица 2.5. Расчеты по факторному анализу рентабельности Владивостокского Хлебокомбината

Показатель

Условные

обозначения

1999 г.

2000 г.

1

2

3

4

Выручка от реализации, тыс. руб.

N


16115794

17852679

Основные производственные фонды, тыс. руб.

F


7696698

7499012

Оборотные средства, тыс. руб.

E


2987397

3852474

Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

C


14721995

16622338

Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.

P


1393799

1229741

Рентабельность предприятия



0,1305

0,1083









Расчеты для трехфакторной модели:







1. Прибыльность продукции

P
/
N


0,0865

0,0689

2. Фондоемкость продукции

F
/
N


0,4776

0,4200

3. Оборачиваемость оборотных средств

E
/
N


0,1854

0,2158



Таблица 2.6.  Расчет отклонений

Показатель

Условные

обозначения

Отклонения



1

2

3

4





абсолют.

гр.4-гр.3

относит.

гр.5/гр.3 *100%

Выручка от реализации, тыс. руб.



1736885

10,78%

ОПФ, тыс. руб.



-197686

-2,57%

Оборотные средства, тыс. руб.



865077

28,96%

Себестоимость, тыс. руб.



1900343

12,91%

Прибыль от реализации ТП



164058

-11,77%

Рентабельность капитала



-0,0222

-17,01%

Прибыльность продукции



-0,0176

-20,35%

Фондоемкость



-0,0576

-12,06%

Оборачиваемость



0,0304

16,40%



Показатели, сведенные в таблицах 2.5. и 2.6. предназначены для дальнейшего использования в факторном анализе рентабельности предприятия.

Из таблицы 2.6. видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (D
R) составил -0,0222 или -2,22%.  Рассмотрим, какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.
1. Влияние фактора рентабельности продукции

а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов остались на уровне базисных:

        

.
б) выделяем влияние фактора прибыльности продукции:

2. Влияние фактора изменения фондоемкости:
а)
б)
3. Влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:
а)

б) выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:

Итак, суммарное влияние факторов:

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы:
n    общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано, прежде всего, значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);

n    некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.
    продолжение
--PAGE_BREAK--




















2.2. Анализ распределения и использования прибыли



Прибыль, помимо других, призвана выполнять стимулирующую функцию.  Ее суть в том, что прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

Сегодня частные, коллективные, акционерные, иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, и не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов.  Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоря­жении после уплаты налогов, не должна снижать его заинте­ресованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой дея­тельности.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия послеуплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взы­скиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые вне­бюджетные фонды. За счет чистой прибыли можно выплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например налог на перепродажу автомобилей, ВТ и ПК, штрафы, санкции и др.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формиро­вания фондов и резервов предприятия для финансирования по­требностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не ус­танавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует на­правление прибыли на капитальные вложения производствен­ного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатыва­ется соответствующими подразделениями экономических служб иутверждается руководящим органом предприятия. В соответ­ствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специ­ального назначения: фонды накопления (фонд развития произ­водства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает рас­ходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благо­творительные цели.

К  расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, мо­дернизации оборудования, затраты, связанные с техническим пе­ревооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним; планируются затраты на проведение природо­охранных мероприятий и др.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, на­ходящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздорови­тельных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовре­менные поощрения за выполнение особо важных производствен­ных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи ра­бочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работ­никам  по удорожанию стоимости питания в столовых, буфетах пред

приятия в связи с повышением цен и др.

 Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на   две части: Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая харак­теризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, ис­пользовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и мо­жет быть использован в последующие годы для покрытия воз­можных убытков, финансирования различных затрат.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности.  Поэтому при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв.  Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков, резервный фонд может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости пред­приятия, о наличии источника для последующего развития. 

Направления использования прибыли на ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат» указаны в таблице 2.7.

Таблица 2.7. Направления использования прибыли на ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат»



2000 г., тыс. руб.

1999 г., тыс. руб.

Динамика, %

Балансовая прибыль

899836

1399757

64,29

Налог на прибыль

314880

489501

64,43

Отвлеченные средства

499231

480161

13,27

Нераспределенная прибыль

85725

430095

22,16



Анализ данных таблицы 2.7. показывает, что произошло снижение практически по всем показателям.  Столь значительное уменьшение нераспределенной прибыли объясняется снижением балансовой прибыли и некоторым ростом отвлеченных средств.  В данную статью на ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат» включаются платежи в бюджет за счет чистой прибыли; отчисления на благотворительные цели; штрафные санкции и расходы по возмещению ущерба в результате несоблюдения требований по охране окружающей среды от загрязнений; отчисления на образование фонда потребления.
Таблица 2.8. Структура отвлеченных средств на ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат»



Таким образом, используемая прибыль практически вся направляется на потребление, а также на выплаты бюджету налогов, исчисляемых из чистой прибыли. Это объясняется, прежде всего, тяжелым финансово-экономическим положением предприятия, что подтверждается и тем фактом, что фонд накопления формируется лишь за счет амортизационных отчислений, что не позволяет проводить предприятию инвестиционную политику в плане расширения производства.

Неудовлетворительным следует признать и тот факт, что на ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат» не формируется резервный фонд.  Значение последнего, особенно в сегодняшних условиях, чрезвычайно велико, и отсутствие такого фонда влечет повышенную рискованность хозяйствования.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава III. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии. 3.1. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики
Признание того факта, что в настоящее время у большинства российских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий.  Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов. 

Чистый доход предприятия представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для формирования фондов социального назначения и используемых для осуществления производственного и социального развития, материального поощрения работников.

Механизм распределения прибыли на предприятиях должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

Эффективное использование прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов.  При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.

Во-вторых, реализация продукции — это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит, ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.

Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой.  Это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия.  Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции. соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции.  Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это,  как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

Возможность получения “незаработанной” прибыли за счет экстенсивного пути (главным образом за счет изменения условий поставки продукции, повышения цен и др.) покрывает бесхозяйственность, усиливает невосприимчивость предприятий к достижениям НТП, осуществлению мероприятий по ресурсосбережению.  Если темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, что отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости и, в конечном счете, — себестоимости продукции.

Руководству предприятий необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли.  Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон.  Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.

Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”.

В третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

Руководство же стремится, как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования.  На руководство возлагается ответственность планировать распределение прибыли таким образом, чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия.
3.2. Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО "Владивостокский  Хлебокомбинат"
Исходя из определения, рентабельность — показатель, отражающий насколько эффективно предприятие ведет свою производственно-финансовую деятельность.  И вне зависимости от того, на базе чего рассчитывается рентабельность, факторы ее роста зависят от единых экономических явлений и процессов.

Это, прежде всего:

·     совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики;

·     повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

·     совершенствование системы управления оборотными средствами, четкое определение источников их использования.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов.  Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

Доходность предприятия по производству продукции рассматривается как коэффициент соотношения цен единицы продукции и единицы ресурса. Данное соотношение называют финансовой производительностью; оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на них). Соотношение величин объема производства и объема ресурсов принято называть промышленной производительностью.

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются понижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары.  Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов — машин, оборудования и т.д.

На ОАО " Владивостокский  Хлебокомбинат", в условиях когда предприятие само не может контролировать цены на всю свою продукцию и адекватно реагировать на изменение уровня затрат, главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли.  В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода таких ресурсов, как мука, вода, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака, который в структуре себестоимости занимает 1,5% (228 млн. руб.).

Показателем, характеризующим деятельность предприятия по снижению уровня себестоимости является затраты на один рубль товарной продукции.  Рассчитывается он как отношение полной себестоимости к стоимости ТП.  На ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат» он составил 0,91 коп. и 0,93 коп. соответственно за девять месяцев 2000  и 1999 гг.(11), что демонстрирует рост затрат на производство и говорит о не вполне эффективной работе управленческого персонала.

Одним из факторов, способным реально повлиять на рост рентабельности может стать уменьшение остатков нереализованной продукции. Это может произойти во многом из-за того, что в остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий.

Но необходимо отметить и то обстоятельство, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ №55 на ряд социально значимых товаров народного потребления, производимых на территории РФ установлены предельные уровни рентабельности.  Цены на данные товары, по которым фактическая рентабельность превышает предельно установленный уровень, должны быть пересмотрены в сторону снижения.
Таблица 3.1. Предельные уровни рентабельности на социально значимые товары народного потребления в РФ



Таким образом, на ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат» резервы роста рентабельности еще существуют.  Но с учетом того, что рентабельность продукции на ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат» напрямую зависит от изменения себестоимости, а отпускные цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат.

В настоящее время, когда в стране наблюдается диспаритет цен, в том числе вследствие действий монополий, всякое изменение уровня цен на входные ресурсы находят отражение не сразу, а с определенным лагом; либо соответствующего изменения не происходит вовсе.  Однако стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика.  Возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных “ниш”,  совершенствованию качества товаров; то есть предприятие должно переориентировать свою деятельность на конечного потребителя.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат», производящее продукцию массового потребления в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к:

·     уменьшению ресурсозатрат, ведущие к снижению себестоимости;

·     уменьшению остатков нереализованной продукции;

·     ускорению оборачиваемости оборотных средств;

·     снижению затрат на рубль товарной продукции;

·     росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

·     увеличению в номенклатуре продукции доли более рентабельных изделий.


Заключение

Проведенный в курсовой работе анализ показывает, что прибыль является составным элементом рыночных отношений.  Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.

Изучение социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия.

В результате анализа деятельности ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат» было выявлено, что по сравнению с аналогичным периодом 1999 года за 9 месяцев 2000 года произошло ухудшение основных финансовых показателей.

Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб. (на 11,77%) и составила 1229741 тыс. руб.; балансовая прибыль сократилась на 499921 тыс. руб. (на 35,71%), составив 899836 тыс. руб.;  чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (на 39,39%), составив 564862 тыс. руб. Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций составило -329905 тыс. руб.

Прибыль от реализации товарной продукции находится под влиянием ряда факторов — изменения в уровне отпускных цен, объеме производимой продукции, себестоимости, структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль от реализации воздействуют два фактора — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние первого фактора увеличило прибыль от реализации на 4252671 тыс. руб., второго уменьшило последнюю на 4199209 тыс. руб.

Качественный анализ демонстрирует, что прибыль от реализации товарной продукции на ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат» возрастает лишь за счет фактора изменения цены.

При анализе рентабельности продукции ОАО «Владивостокский  Хлебокомбинат» было выявлено, что данный показатель напрямую зависит от изменения цен на продукцию и уровня себестоимости. За счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.

Анализ деятельности ОАО «Владивостокский Хлебокомбинат» продемонстрировал,  что рентабельность производства за анализируемый период снизилась на 2,22% что явилось следствием падения рентабельности продукции и ухудшением использования оборотных средств.

Неудовлетворительным следует признать также пути распределения чистой прибыли на предприятие.  Из-за того, что практически вся она используется на потребление, не образуется фонд накопления, вследствие чего не реализуется инвестиционная политика. На данные цели направляются лишь амортизационные

отчисления, которые не способны создать условия для расширенного воспроизводства.

Таким образом, в целях совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить:
·     повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

·     совершенствование системы управления оборотными средствами;

·     уменьшению ресурсозатрат, ведущие к снижению себестоимости;

·     уменьшению остатков нереализованной продукции;

·     ускорению оборачиваемости оборотных средств;

·     снижению затрат на рубль товарной продукции;

·     росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

·     совершенствование системы управления производством;
Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Операционная система Unix 2
Реферат Одномерные массивы
Реферат Огляд технології сервлетів
Реферат Анализ теоретических и практических проблем связанных с регулированием рынка недвижимости
Реферат Определение операционной системы Место ОС в программном обеспечении
Реферат Как заставить рекламу работать?
Реферат Параграфемные средства языковой игры как паралингвистические реалии в рекламной коммуникации
Реферат Wife Of Bath And The Prioress Essay
Реферат Операции языка Cи
Реферат Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт и результаты проведенных опытов в
Реферат Открытие туристического агентства "Белые ночи"
Реферат Оптимизация Методы многомерного поиска
Реферат "План рекламной кампании для малого предприятия "Полиграф"
Реферат Разработка автомобильного стробоскопа
Реферат Операционные системы 13