--PAGE_BREAK--
Бюджетная политика
Бюджетная политика является одним из основных инструментов как промышленной политики, так и экономической политики государства в целом.
Эффективность бюджетной политики оценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти в отношении основных направлений бюджетной политики: сбора бюджетных доходов и налоговых доходов в частности; выполнения бюджетных обязательств; управления бюджетным дефицитом и государственным долгом. Ясно, что состояние государственных финансов оказывает определяющее воздействие на реальную экономику как в части выполнения бюджетных обязательств, так и в качестве стимулятора повышения инвестиционной активности и переориентации финансовых потоков со спекулятивных финансовых рынков в сферу материального производства.
Бюджетная политика определяет и регулирует доходную и расходную части государственного федерального бюджета. Доходная часть составляется на основе таких статей как налоговые поступления, неналоговые доходы (доходы от приватизации, от управления госимуществом, от ВЭД), доходы целевых бюджетных фондов. Инструменты бюджетной политики в части расходов бюджета следующие: финансирование сферы материального производства, науки, социально-культурной сферы, финансирование ВЭД государства (госкредиты, уплата % и обслуживание внешнего долга, оказание безвозмездной помощи участникам ВЭД, внешняя торговля государственных предприятий), централизованное финансирование общественных потребностей (оборона, госуправление, содержание правоохранительных органов), создание резервных федеральных денежных фондов, обслуживание государственного внутреннего долга, инвестирование в развитие производственной базы, «точек экономического роста», дотации, субсидии, субвенции, финансирование приоритетных производственных и социально-экономических мероприятий.
Налоговая политика
Налоги – основная статья доходной части бюджета.
Однако их функция не ограничивается только фискальным характером.
Для эффективной реализации промышленной политики необходимо также учитывать стимулирующую и распределительную функции налогов. Поскольку сбор налогов только в целях увеличения доходов бюджета экономически на правилен – необходимо, устанавливая различные ставки налогов, порядок их взимания и льготы по ним, учитывать также их влияние на развитие приоритетных отраслей, поддержку неконкурентоспособных, но социальнозначимых отраслей.
Налоги оказывают сильное влияние на структуру и величину издержек предприятий, а также на сумму остающейся у предприятий чистой прибыли и, в конечном итоге, на величину инвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержание конкурентоспособности производимых товаров этих предприятий, а значит на конкурентоспособность отраслей и страны в целом как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Поэтому не стоит злоупотреблять фискальной частью налогов, а надо шире применять стимулирующую и распределительную функции.
Также в рамках налоговой политики определяются основные субъекты налогообложения в производственной цепочке создания и продвижения товара и, с помощью переноса основной налоговой нагрузки на то или иное её звено, государство имеет возможность стимулировать или ограничивать их в соответствии с выбранными приоритетами промышленной политики.
В инструментарий налоговой политики входит: установка государством величины (ставки) налогов и порядка налогообложения, определение базы налогообложения и его субъектов, льготы по налогообложению, ускоренный порядок амортизации, налоговые скидки и налоговые освобождения.
Денежно-кредитная и финансовая политика
Важным направлением при реализации промышленной политики является регулирование со стороны государства сферы денежного обращения.
Форму организации денежного обращения в стране называют денежной системой, которая включает национальную валюту, масштаб цен, систему кредитных и бумажных денег, систему эмиссии, валютный паритет, институты денежной системы.
Поскольку в современных экономиках широко применяются не только деньги, но и их производные (в том числе безналичный расчёт и заимствования), денежной системы в её чистом виде не существует и принято говорить о денежно-кредитной системе. Отсюда и происходит денежно-кредитная политика – инструмент общей экономической политики государства, направленный на оперативное воздействие последнего на денежно-кредитную систему.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, идёт не только на поощрение персонала, инвестиции, но и на накопление. А поскольку эти накопления делаются с прицелом на долгосрочный период, они оказываются временно незанятыми в производственном процессе. Учитывая же, что не у всех компаний есть в данный момент достаточное денежное покрытие своего производства, мы имеем с их стороны спрос на свободные денежные средства. Таким образом, наличие с одной стороны временно свободных средств и спроса на них с другой порождает их перераспределение, т.е. финансовый рынок (финансовые отношения).
А поскольку, как хорошо известно, дополнительные денежные ресурсы нужны не только отдельным предприятиям, но и государству, появляется необходимость в проведении финансовой политики – совокупности государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование.
Основными государственными органами проведения данных политик являются Центральный Банк РФ (денежно-кредитная политика) и Министерство финансов РФ (финансовая политика).
Инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование учётной ставки (в России – это ставка рефинансирования), установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский кредит и пр.).
Инструменты финансовой политики – выпуск государственных ценных бумаг для обеспечения и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами.
Институциональная политика
Важное значение для осуществления государством целенаправленной промышленной политики имеют институциональные и законодательно-правовые преобразования, направленные на совершенствование отношений собственности, стимулирования перехода предприятий к современным формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка и т.п. Институциональная политика подразумевает формирование соответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики правовой и организационной среды, утверждение общего для всех хозяйствующих субъектов порядка, правил поведения. В ведение институциональной политики входят реформирование предприятий в соответствии с современной структурой экономики, развитие и всесторонняя поддержка малого предпринимательства, формирование крупных конкурентоспособных корпоративных и холдинговых образований (в частности финансово-промышленных групп), проведение мероприятий по переходу госсобственности в частное владение (приватизация) или наоборот (национализация), законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов.
Арсенал институциональной политики состоит из таких инструментов, как: различные лицензии, нормативы, нормотворчество, формирование эффективных организационно-хозяйственных структур, преобразование отношений собственности, обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой, разработка правовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий, в том числе через процедуру банкротства.
Внешнеэкономическая политика
Поскольку наша страна не одна на земном шаре, она контактирует с другими государствами, у которых есть свои национальные интересы. В этом плане мировой рынок похож на национальный, только помимо уже известных нам субъектов – домашних хозяйств и фирм, – здесь появляются страны с их экономическими и политическими нуждами. Что бы не затеряться в чужых интересах и нуждах и отстоять свои государство проводит в рамках общей промышленной политики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулирование экономических отношений с другими странами-участниками мирового рынка.
Цель внешнеэкономической политики – улучшение положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке.
Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики – создание благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны.
Имеется обширный набор инструментов внешнеэкономической политики – это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.
Инвестиционная и инновационная политика
Инвестиции – долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли – являются необходимой составляющей эффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой экономического роста экономики страны в целом.
Для частных компаний источником инвестиций выступают собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заёмные (кредиты, ссуды) и привлечённые (акции предприятия) средства. Государственные же инвестиции финансируются за счёт налоговых поступлений в бюджет и бюджетные фонды, прибыли государственных организаций, выпуска внутренних и внешних займов.
Инвестиции весьма непостоянная субстанция. Величина инвестиций постоянно колеблется. Поэтому проводимая государством инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику.
Основными задачами инвестиционной политики являются наращивание научного и производственного потенциала отечественной промышленности, решение социальных проблем общества, обеспечение равномерного развития народного хозяйства, регулирование накоплений капитала по различным секторам экономики.
Инновационная политика представляет собой разновидность инвестиционной политики. Она нацелена на обеспечение государственного регулирования процессов создания, ввода, эксплуатации и последующего выбытия новшеств в народном хозяйстве, т.е. регулирует проток инвестиционных ресурсов, направленный на разработку и создание технологических новшеств, для поддержания прогрессивной технологической базы отечественной промышленности.
Инструментарий инвестиционной и инновационной политики представляет синтез разнообразных инструментов описанных выше политик. Здесь могут быть как прямое государственное финансирование, законодательное обеспечение инвестиционного процесса, государственные заимствования, так и налоговые льготы, амортизационная политика, развитие рыночных институтов (фондовый рынок, венчурные фонды, инвестиционные банки), стимулирование совместных с иностранными партнёрами инвестиционных и инновационных проектов и т.д.
Перспективы воспроизводства и загрузки мощностей
В Институте макроэкономических исследований разработана модель, описывающая процесс воспроизводства и функционирования промышленного потенциала национальной экономики. Применение модели при проведении прогнозных расчетов позволяет оценить, в какой мере наличный производственный аппарат способен обеспечить экономический рост и в каком году перспективного периода народное хозяйство столкнется с инвестиционными ограничениями роста (когда его темпы и качество будут определяться объемами новых капитальных вложений). Расчеты проводились по двум вариантам, опирающимся на сценарные условия прогнозных проектировок Минэкономразвития России. Основные целевые параметры прогноза приведены в таблице.
Показатели прогноза социально-экономического развития РФ в период до 2015г., годовая динамика в среднем за периоды, %
Показатели
Первый вариант
Второй вариант
2006-2008
2009-2015
2006-2008
2009-2015
ВВП
Продукция промышленности
Инвестиции в основной
капитал за счет всех источников
финансирования
105,6
103,9
108,4
105,0
108,2
108,3
105,9
104,8
109,7
106,5
105,5
110,7
Первый вариант является прогнозом инерционного развития российской экономики. Второй – в несколько большей мере ориентирован на инвестиционную составляющую народнохозяйственного роста, на активизацию осуществления структурных сдвигов в экономике в пользу обрабатывающих отраслей с высокой добавленной стоимостью, на формирование инновационного механизма.
С учетом отраслевого уровня «естественной» загрузки мощностей и отраслевой специфики складывающихся параметров воспроизводственного процесса были оценены возможные ограничения со стороны производственного потенциала для прогнозируемых темпов социально-экономического развития России. Прогнозируемые показатели загрузки производственных мощностей, выступающие как своего рода итоговые характеристики экономической ситуации в промышленности, отражающие интенсивность спроса, эффективность производства и резервы роста выпуска продукции, представлены на рисунке.
Прогнозируемая динамика загрузки производственных мощностей в промышленности Росси в 2006-2015гг.,%.
Расчеты показывают, что за пределами среднесрочной перспективы экономика может столкнуться с самыми серьезными ограничениями ее роста по ряду ныне действующих мощностей, главным образом – в индустрии стройматериалов, в черной и цветной металлургии, в угольной, химической и нефтехимической, а также в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в нефтепереработке. Проектируемая динамика развития промышленных отраслей при ограниченных инвестиционных возможностях обновления их производственного аппарата потребует увеличения загрузки мощностей как в целом в промышленности, так и в отдельных отраслях. А это повлечет за собой необходимость высокой загрузки ныне задействуемых устаревших мощностей посредством мобилизации резервов их дозагрузки, ибо мощности по выпуску новой продукции уже сегодня используются на пределе возможностей.
Во втором варианте выход на предельные уровни загрузки по ряду отраслевых мощностей возможен раньше, например, в нефтепереработке и угольной промышленности – уже на рубеже 2008-2009 гг. (поскольку более высокие темпы роста предъявляют повышенные требования и к загрузке мощностей). Однако и в первом варианте характеризующемся более низкой динамикой, серьезные ограничения (скажем, по лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности) могут возникнуть в те же сроки. Прогнозируемые сроки ужесточения ограничений росту производства со стороны мощностного потенциала по двум вышеуказанным вариантам приведены в таблице.
Прогнозируемые среднегодовые уровни загрузки производственных мощностей в промышленности РФ и в ее отраслях (%) и сроки (периоды) ужесточения ограничений роста производства со стороны мощностного потенциала во временном горизонте до 2015 г.
В общем, сохранение сложившейся качественной структуры мощностного потенциала будет способствовать превращению локальных очагов дефицитов мощностей во всеобще устойчивый, что воздвигнет серьезнейшие препятствия на пути наращивания промышленного выпуска или вообще его заблокирует. В данном контексте нормализация воспроизводства и ускоренное обновление основного капитала на современном технико-технологическом уровне становятся ключевыми задачами выхода на траекторию устойчивого экономического роста. Прогнозные расчеты показывают, что проектируемые на перспективу инвестиции не позволят привести режим воспроизводства основного капитала в соответствие с требованиями конкурентоспособности. Необходимо не только восстановить запас капитала, но и провести его модернизацию.
II
. ДОЛГОСРОЧНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Российская экономика переживает сейчас тяжёлые времена: проблемы, связанные с созданием «с чистого листа» рыночной инфраструктуры усугубляются глубоким структурным кризисом, обнищанием населения, отсутствием финансовых средств у предприятий, значительным износом производственного аппарата.
Эти проблемы, к сожалению, имеют долгосрочный характер.
Их следует принимать во внимание при реализации любой модели промышленной политики, поскольку они вносят свои деструктивные последствия в национальную экономику, снижая эффект любых преобразований и ограничивая без того скудные возможности ускоренного роста промышленного производства.
Данные проблемы следует не только выделить и учесть при проведении промышленной политики, необходимо их позитивное решение, иначе все реформы будут под угрозой срыва.
Подтверждение этого можно увидеть в новейшей истории нашего государства.
В основе своей все существенные структурные проблемы достались российской экономики от СССР, однако, из-за нехватки средств и неумения их решать, они были заретушированы, благо, что задумываться об их негативном влиянии на отечественную промышленность было некогда – с переходом к рынку появилось множество других неприятностей. Сконцентрировав своё и общественное внимание на решении краткосрочных конъюнктурных проблем, связанных, в основном, с естественным процессом перехода от одной экономической системы к другой, с разрушением старой экономической инфраструктуры и ещё не построенной новой, правительство пустила более долгосрочные проблемы на самотёк, надеясь, в духе либеральной идеи, что мудрая «невидимая рука рынка» сама со всем справится, надо только создать начальные правила и институты для её действия.
Финансовые ограничения
Финансовая система страны, несмотря на некоторое улучшение экономической ситуации в 2000г., остаётся разбалансированной и структурно деформированной.
Сложившаяся в сфере денежного обращения ситуация негативно влияет на всю систему финансовых взаимоотношений, основой которых являются денежные расчёты, в результате чего искажается процесс формирования издержек и доходов физических и юридических лиц, падает платёжеспособный спрос, затрудняется возможность объективной оценки экономической ситуации в стране. Не стабилизированы связи между бюджетной системой и системой денежного обращения, особенно её расчётно-платёжной частью.
В таких условиях бюджет не способен полностью выполнять даже фискальную функцию, не говоря уже о проведении активной промышленной политики и государственной политики доходов, регулирование и выравнивание которых в современном мире является важнейшей функцией именно бюджетной системы.
Среди важнейших финансовых факторов, ограничивающих рост промышленного производства, следует отметить следующие.
В области государственных финансов:
- ограниченность финансовых ресурсов федерального бюджета, не позволяющая наращивать объём финансовой поддержки приоритетных и социальнозначимых отраслей реального сектора и промышленности в целом;
- недофинансирование ряда разделов федерального бюджета, в первую очередь производственного направления, что ведёт к росту кредиторской задолженности получателей бюджетных средств;
- неадекватный налоговый пресс приводит к уходу предприятий от уплаты налога или вообще к их переходу в теневую экономику, что знаменуется сокращением объёмов доходной части бюджетов всех уровней;
- большая сумма внешней задолженности государства, не позволяет расходовать сколько-нибудь свободные государственные средства на инвестирование и поддержку отечественного производства.
В области финансов предприятий:
- достаточно тяжёлое налоговое бремя на товаропроизводителей, что приводит к снижению уровня конкурентоспособности предприятий и уровня экономической эффективности самого производства, поскольку значительно ограничивает прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий (по отношению к денежной массе налоговые сборы долгое время составляли 200%, а в последнее время опустились до 150%, при том, что в США это соотношение равно 34%. Это означает, что наша налоговая система постоянно выводит из обращения частного сектора такие большие суммы живых денег);
- недостаток оборотных средств у предприятий не позволяет им наращивать производственные объёмы и максимально использовать все имеющиеся производственные мощности;
- рост кредиторской задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, а также кредиторская задолженность другим предприятиям ставит перед большинством предприятий угрозу банкротства или же полумёртвого существования за счёт аренды своих площадей и оборудования;
- нехватка финансовых средств приводит к «бартеризации» расчётов между предприятиями и ухудшает и без того не блестящую структуру дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, ухудшает экономические показатели их производственной деятельности, дискредитирует саму идею финансового обращения.
В результате августовских событий 1998г. бюджетная система страны оказалась в чрезмерно критическом состоянии вследствие неплатёжеспособности большинства банков и прекращения ими операций по бюджетно-налоговым перечислениям. Вместе с тем следует отметить, что банковский кризис, несмотря на его дестабилизирующее влияние на функционирование бюджетной системы, не стал причиной возникновения и развития каких-либо новых негативных тенденций и явлений, которые не проявлялись бы ранее до кризиса.
Во многом системный характер платёжного кризиса предъявляет особые требования к инструментам и методам его разрешения (о чём уже говорилось ранее в данной работе), к использованию всего возможного арсенала средств государственного воздействия для преломления устоявшихся негативных тенденций в сфере финансов. продолжение
--PAGE_BREAK--
Неразвитость инфрастуктуры товарных рынков
Одним из факторов, ограничивающих возможности роста производства и реализации продукции отечественных производителей, является недостаточно развитая инфраструктура, которая не отвечает требованиям свободного движения товаров. Товарообменные операции стали одним из узких мест процесса воспроизводства.
В ходе проводимых экономических реформ произошло нарушение товародвижения и существовавших между хозяйствующими партнёрами взаимосвязей, увеличение количества промежуточных звеньев в процессе продвижения товаров к потребителям, возрастание издержек, цен и т.п.
При довольно слабом развитии малого предпринимательства и его правовой незащищённости, потребители не могут отказаться от услуг оптовых баз, так как никто другой не в состоянии предложить аналогичный ассортимент продукции производственно-технического назначения и гарантировать стабильные бесперебойные поставки. Однако, при наличии значительного количества складских площадей имеется дефицит высокомеханизированных складов с сопутствующем комплексом качественных сервисных услуг.
Слабое развитие получили информационные услуги, так необходимые предпринимателям для ведения успешного бизнеса: в настоящее время недостаточно организационных структур, располагающих информацией о функционировании товарных рынков и элементов их инфраструктуры (информация о спросе, товарном положении, ценах, конкурентоспособности, условиях продажи, формах обслуживания).
Рынок транспортно-экспидиционных услуг формируется в основном стихийно, причём идёт интенсивный процесс их дезинтеграции, в то время как во всём мире идёт процесс интеграции мелких перевозчиков в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, которые позволяют рационализировать процесс движения грузов, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект.
Цивилизованная же инфраструктура товарных рынков призвана создать условия для поддержания необходимого соотношения между спросом на товар и его предложением, сократить периоды удовлетворения спроса и реализации товаров, ускорить оборачиваемость капиталов, снизить общий уровень издержек и цен в процессе товарооборота, сформировать эффективную конкурентную среду – всё это подтверждает тот факт, что рыночная инфраструктура является необходимым звеном товародвижения от производителя к потребителю.
В числе основных направлений скорейшего формирования и эффективного функционирования инфраструктуры российских рынков необходимо обратить внимание на развитие оптово-посреднических организаций, складского хозяйства, объектов торгово-транспортного обслуживания, тароупаковочной индустрии, информационного, кредитно-финансового и нормативно-правового обеспечения.
Слабое развитие рыночных институтов
На данный момент в России практически отсутствует адекватный рынок лизинговых, факториноговых, трастовых услуг. Слабо разработана правовая база их создания и функционирования.
Достаточно редко и неэффективно применяется процедура банкротства предприятий, при том что её действия направлены на ликвидацию малоэффективных и неконкурентоспособных участников рынка, тем самым очищая и нормализируя структуру рынка.
Налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер, не способствующий развитию отечественного предпринимательства и толкающий предприятия на сокрытие своих доходов и на переход в «теневой сектор».
Необходимо также обратить внимание на слабое развитие инвестиционных институтов и фондовых рынков, существование которых способствует более эффективному перераспределению свободных денежных средств предприятий между секторами национальной экономики.
Также приковывает своё внимание проблема разработки и принятия нормативно-правовых актов, необходимых для регулирования взаимоотношений между субъектами рынка, установки общих правил игры. Отсутствие же законодательной базы или же её слабая проработка способствует лишь дезорганизации товарных рынков и значительному снижению эффективности и полезности экономических реформ в России.
Слабая инвестиционная и инновационная активность
Осуществлению активной промышленной политики, реструктуризации депрессивных отраслей и развитию высокотехнологичных обрабатывающих секторов в дальнейшем периоде препятствует ряд объективных факторов, ограничивающих развитие инвестиционной активности. Главными из них являются:
- узкие возможности российской экономики для накоплений, в том числе в силу утраты значительной материальной базы национальных сбережений из-за кризисного обесценения производственного капитала и его общего сокращения, недоверия населения государству и банковской системе страны, а также спекулятивная направленность использования заёмных средств в самой банковской системе, её неспособность к инвестированию в реальный сектор экономики;
- сложившаяся экспортно-сырьевая структура экономики и связанная с ней необходимость всё большего переключения финансовых ресурсов сырьевого экспорта на инвестиции для поддержания производства в самих же экспортоориентированных отраслях в силу ухудшения условий добычи и первичной переработки сырья;
- низкая инвестиционная привлекательность российских предприятий при сохраняющихся высоких инвестиционных и общеэкономических рисках со стороны отечественного и иностранного капитала;
- низкий уровень реальных денежных доходов населения и сокращение соответственно валовых сбережений домашних хозяйств, а также упомянутое выше недоверие граждан к организованным формам сбережения;
- нехватка государственных денежных средств на инвестиционные цели из-за значительного объёма долговых обязательств иностранным и международным организациям;
- утечка денежных средств за границу (так называемое бегство капитала) и конвертация свободных рублёвых средств в иностранную валюту;
- общая неразвитость рыночных институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в производственные инвестиции;
- снижение инвестиций в основной капитал вследствие обесценения за годы реформ в 2-3 раза накопленных инвестиционных ресурсов и оборотных средств предприятий и отвлечение и без того скудных остатков их накоплений (сбережений) на пополнение оборотного капитала;
- налоговое законодательство не способствует стимулированию процессов инвестирования денежных средств предприятий в их основной капитал;
- концентрация инвестиционных ресурсов и оборотных средств в регионах и отраслях-естественных монополистах и соответствующее превращение их в абсолютных монополистов не только на товарных рынках, но и на рынке инвестиционных ресурсов.
Нынешние приоритеты инновационной деятельности во многом обусловлены слабой внешней конкурентоспособностью отечественных товаров. Российские предприятия в значительной мере ориентированы сейчас на диверсификацию своего производства, внедрение импортозамещающей продукции в целях наиболее оптимального и скорого удовлетворения внутреннего спроса (основная задача, по мнению 85% инновационно-активных предприятий, состоит в расширении ассортимента выпускаемой ими продукции).
В отечественной промышленности обесцениваются даже те сравнительно небольшие средства, которые расходуются на инновации. Причины тому мы уже упоминали ранее – недостаток денежных средств у предприятий, основного источника финансирования инноваций; слабая финансовая поддержка инновационной активности со стороны государства; высокая стоимость нововведений (в основном импортируемых).
Инвестиционный спад в России действительно во многом обусловлен ограниченными возможностями внутренних накоплений, а также кризисным обесцениванием основного производственного капитала, однако было бы неверным считать дефицит национальных сбережений единственной и основной причиной «инвестиционного голода». Гораздо важнее то, что в масштабах всего национального хозяйства предельная производительность капитала отрицательна, т.е. каждый рубль вложенный в производство не только не создаёт новой стоимости, но и уменьшает уже имеющуюся. В этой связи возможны варианты точечного инвестирования, которые, в отличие от массовых инвестиций, на которых кстати и нет особых средств, смягчат отрицательные последствия капиталовложений и будут исполнять роль ориентиров для основного потока инвестиций в случае когда их вложения окажутся удачными.
Климатические и территориальные ограничения
В связи с географическими и территориальными особенностями России, есть по крайней мере три особенности, которые резко отличают условия хозяйствования в нашей стране от условий в развитых странах. Это количество атмосферных осадков, среднегодовая температура и расстояния, которые накладывают особый отпечаток на все интеграционные процессы в стране и энергоёмкость всей российской продукции.
Первая особенность – уровень атмосферных осадков – сильно влияет на такие важные в любой экономики сектора народного хозяйства, как агропромышленный комплекс и пищевую промышленность.
Так, при практически одинаковой технологии возделывания сельскохозяйственных культур в России и развитых странах и близких производственных затратах при обработке почвы и внесении удобрений, а также расходах на семена, горючее, удобрение, средства защиты растений, урожаи в России по сравнению с другими странами оказываются намного ниже из-за существенно меньших осадков. Даже климатические условия Канады не столь суровы, как в нашей стране. Треть её территории получает 1000 и более мм атмосферных осадков в год, а самый северный город Каналы Эдмонтон находится немного севернее Курска.
Климатические условия поставили экономику России в особенно трудное положение по сравнению со странами «большой семёрки» в производстве высокобелковых продуктов земледелия – основы ведения животноводства.
Из-за низких среднегодовых температур и меньшего числа солнечных дней резко возрастают наши затраты на отопление и освещение не только жилых, но и всех производственных помещений.
При сравнительном обилии разнообразных топливно-энергетических ресурсов в недрах Росси их добыча и транспортировка связаны с гораздо большими затратами, чем у других крупных поставщиков энергоносителей. В США, например, только пятая часть необходимой им нефти поступает из малонаселённой зоны с суровым климатом – с Аляски, в России же поставки идут в основном из Сибири. Российская нефть течёт по трубам, проложенным на тысячи километров через зоны вечной мерзлоты, болота и топи. Прокладка километра дороги через них стоит в 5 раз дороже, чем обычные сухопутные дороги. В 7-8 раз дороже обходится прокладка нефтегазопроводов. Основная же масса нефти, ввозимой западными странами, поступает с фонтанирующих месторождений, близких к портам Персидского залива, Карибского бассейна, нигерийского побережья.
Наши почвы получают в несколько раз меньше тепла и света, чем угодья тех же США и стран Западной Европы: если в США на пашни с критической для сельского хозяйства среднегодовой температурой +5 градусов Цельсия приходится только 10%, то в России их почти 80%. Если в США стены птицефабрики устанавливаются только для того, чтобы обозначить территорию предприятия и чтобы птица не разбежалась и нет нужды в капитальных стенах, системах отопления и вентиляции, то в России домашний скот надо обогревать с сентября по май, особенно в условиях Центральной России, Сибири и северных территорий. Разительны и чисто архитектурные отличия при возведении зданий. К примеру, если принять за 100% ту толщину наружных стен жилых зданий из кирпича, которая диктуется климатом одной из наиболее благоприятнейших российских зон – Краснодарского края, то аналогичный показатель для Лондона и Вашингтона составит 70-80%, для Бонна, Парижа и Токио – 50-60%, не говоря уже о Калифорнийском побережье США – 30%, в то время как в Московском регионе этот показатель равен 130%, в Нижнем Новгороде – 140%, а в Томске и Красноярске – 160-170%.
Климатически обусловленный удельный расход энергоносителей (кВт в час на 1 кв. метр) на отопление жилья в России должен быть почти в 8 раз больше, чем в США, и даже в 3,5 раза больше, чем в Скандинавских странах, омываемых тёплым Гольфстримом.
Обусловленная природными условиями более высокая энергоёмкость российской продукции понижает её конкурентоспособность на мировом рынке как минимум на 15-30%.
Большие же расстояния приводят к необычно высокой транспортной составляющей, делая российские товары заведомо менее конкурентоспособными и не только на мировом рынке, но и на внутреннем. Положение усугубляется ещё и тем, что население России сосредоточено в основном в европейской части страны, а её национальные богатства – газ, нефть, алмазы, золото, никель, уран, медь и т.д. – на востоке. И поднимая цены на энергоносители до мирового уровня, у нас не учли, что прямые затраты энергоносителей в себестоимости железнодорожного тонно-километра составляют 11%, а опосредованные – более 40%, в силу чего стало экономически невыгодном транспортировать сырьё и готовые изделия с востока страны на запад и с севера на юг. Громадные пространства влияют не только на процесс ценообразования, но и на хозяйственные связи предприятий и регионов.
Проблема трудовых ресурсов
Сокращение по разным причинам численности занятых, прежде всего квалифицированных кадров в высокотехнологичных и наукоёмких отраслях, становится заметным фактором, ограничивающим рост производства в отечественных отраслях, в первую очередь в машиностроении.
Проводимая на большинстве российских предприятий кадровая политика не соответствует общей стратегии рыночных реформ. Основная масса как работодателей, так и самих работников не заинтересована в дальнейшем повышении профессиональной квалификации и росте результативности труда. Периодичность повышения квалификации практически всех категорий персонала продолжает расти и составляет для руководителей и специалистов в среднем 7-8 лет, в то время как в странах Западной Европы и Японии этот показатель равен 3-5 года; рабочих кадров соответственно – 13-15 лет и 3-6 лет. Программы обучения работников на предприятиях ориентированы в основном на получение первичной квалификации, в виде упрощённых требований. Практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высшей квалификации, решением проблем качества производимой продукции, продуктивности труда, повышения уровня мотивации работников и пр.
Отсюда можно сделать вывод, что уровень профессиональной подготовленности работников отечественных предприятий, состояние организации внутрифирменной подготовки кадров, фактическое отсутствие в практике работы предприятий программ повышения качества и продуктивности, являются серьёзными сдерживающими факторами обеспечения их конкурентоспособности как в плане качества производимой ими продукции, так и в плане трудоёмкости и неэффективности использования ресурсов, что влияет, в конечном счёте, на цену продукции.
Успешное решение данных проблем требует перехода от механизма ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определённой работы, к комплексу взаимосвязанных мер целенаправленного воздействия на качество рабочей силы, посредством интеграции и постоянного развития индивидуальных знаний, навыков и умений работников в области качества, производительности, технологии и организации работы предприятия для обеспечения его внутренней и внешней конкурентоспособности.
В заключении хотелось бы привести результаты исследований швейцарского института Beri, который каждый год проводит сравнительную оценку качества рабочей силы по 49 странам, в число которых входит и Россия.
Результатом такой оценки является интегральный показатель качества рабочей силы, который представляет собой средневзвешенную величину четырёх составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации работников. Полученные экспертные оценки каждой из четырёх составляющих взвешиваются исходя из следующих значений весов: 30, 30, 25 и 15 соответственно. Получаемые таким образом интегральные показатели для каждой исследуемой страны делят условно на четыре группы в зависимости от величины показателя:
66-100 баллов – страны, благоприятные для размещения
производства;
51-65 баллов – страны, приемлемые для размещения производства;
36-50 баллов – страны, не очень благоприятные для размещения в
них производства;
менее 35 баллов – страны, не подходящие для размещения какого-
либо производства.
Данные оценки широко используются промышленными и финансовыми компаниями для определения наиболее эффективных точек приложения капитала.
По состоянию на 1999г. список из обследуемых 49 стран возглавляет Сингапур – 82 балла из 100 возможных. Рынок рабочей силы Японии оценен в 74 балла, США – 69, ФРГ – 64, Китая – 41, России –36 баллов. Таким образом, Россия, как и Китай, попала в третью группу стран – там можно размещать капитал, но условия для этого весьма неблагоприятны. Также стоит отметить, что в рамках третьей группы Россия находится на нижней границы, в переходном состоянии между третьей и четвёртой группой.
Какие же оценки получила Россия по каждой составляющей интегрального показателя?
Наиболее высокую оценку Россия получила по уровню квалификации работников – 53 балла, хотя она далека от максимальной (вше всего оценка квалификации работников пяти стран – Швейцарии, Японии, США, Нидерландов, ФРГ).
Следующая по величине оценка 45 баллов была дана России по показателю «трудовое законодательство и тарифные соглашения».
Не очень удовлетворительную оценку Россия получила по показателю «трудовая дисциплина и отношение к труду» – 33 балла, т.е. треть от максимально возможного уровня. Это показатель для Китая оказался выше российского 1,3 раза, а самую высокую оценку по этому показателю получила Япония.
Самой низкой – 20 баллов – оказалась для России оценка соотношения уровня заработной платы и производительности труда. Иными словами, при низкой, как всем известно, заработной плате производительность труда российских рабочих намного ниже в сравнении с другими странами. Вывод неутешителен – мы слишком плохо работаем относительно даже той мизерной зарплаты, которую получаем.
Внешнеэкономические проблемы
Во всё более расширяющихся с либерализацией нашего рынка взаимоотношениях с зарубежными партнёрами и в рамках взятого российским правительством курса на интеграцию нашей страны в мировое хозяйство большое значение стала приобретать внешнеэкономическая деятельность отечественных предприятий (как экспорт, так и импорт) и соответствующая ей внешнеэкономическая политика государства.
Поэтому, ещё одним немаловажным фактором, ограничивающим возможность ускоренного роста промышленного производства России, является общеэкономические тенденции, складывающиеся в последнее время во внешнеэкономических отношениях, – это усиление международной конкуренции на фоне растущей государственной поддержки экспорта за рубежом и активного, зачастую на дискриминационной основе, применения мер в интересах своих национальных производителей.
Основные факторы, негативно влияющие на расширение российского экспорта, можно условно разделить на три крупные группы: экономические, организационные и торгово-политические.
Среди экономических факторов, тормозящих отечественный экспорт, в свою очередь особо выделяются:
- Недостаточная конкурентоспособность многих российских товаров как на мировом рынке, так и внутри страны по сравнению с иностранными конкурентами. В большинстве случаев это связано с тем, что они не отвечают возросшим международным стандартам качества, в первую очередь по таким сравнительно новым критериям как безопасность для потребителя и соответствие экологическим нормам, в результате чего возникают препятствия для допуска этих товаров на рынки многих индустриальных и ряда развивающихся стран. В России до сих пор не налажен квалифицированный и эффективный контроль за качеством экспортной продукции; ощущается нехватка испытательных центров и лабораторий, отвечающим по своему уровню международным требованиям. Это создаёт дополнительные проблемы с сертификацией отечественных товаров (поскольку российские сертификаты, за редким исключением, не признаются в индустриальных странах), а необходимая сертификация за рубежом обходится достаточно дорого, затраты по которой также отрицательно влияют на их конкурентоспособность.
- Низкая доля в российском экспорте принципиально новых видов товаров и услуг и достаточно устаревшая структура экспортной специализации. Здесь показательно, что в зарубежных странах с динамично увеличивающимся экспортом доля инновационных товаров и услуг обычно значительно выше общего среднемирового уровня.
- Скромные масштабы международного производственного кооперирования российских промышленных предприятий с передовыми в техническом отношении зарубежными предприятиями. Это лишает Россию возможности получения ряда существенных преимуществ от международного разделения труда, научно-технического прогресса. Международное кооперирование обеспечивает его участникам решение таких двух ключевых проблем как снижение уровня цен на совместно выпускаемую продукцию и повышение качества продукции за счёт специализации и применения инновационных достижений партнёров.
- Ограниченная государственная финансовая поддержка отечественных экспортёров, что значительно отличается от сложившейся в развитых странах практики, где созданы специальные государственные экспортные компании, направленные, вследствие неудовлетворительного финансирования соответствующих программ в области кредитования и страхования экспорта, на всестороннюю поддержку и стимулирования национального экспорта. В результате отсутствия у нас такой поддержки даже конкурентоспособная российская продукция зачастую не находит покупателей на мировом рынке.
Под организационными факторами подразумеваются недостаточные знания и опыт международных коммерческих операций у большинства из 450 тысяч российских участников ВЭД.
Многие из них, сравнительно недавно приобщившиеся к международной торговли, не имеют возможности на должном уровне изучать товарные рынки и импортные потребности зарубежных стран, их торговые и таможенные режимы, в том числе льготы, международные соглашения и конвенции, правила оформления контрактов, а также эффективно и адекватно защищать свои интересы при обвинении в демпинге (что для российских товаров на международных рынках не редкость) или других неправомерных действиях стран-импортёров, кроме того они часто становятся жертвами недобросовестной коммерческой практики, широко распространённой на мировых рынках. продолжение
--PAGE_BREAK--