Реферат по предмету "Экономика"


Процедура банкротства предприятий

--PAGE_BREAK--1  ПОНЯТИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ПРЕДПРИЯТИЙ 1.1 Характеристика глубины состояния банкротства
История становления и развития рыночной экономики в развитых странах показывает неравномерность процесса функцио­нирования предприятия, наличие колебаний значений объемов производства и сбыта продукции. Возникновение спада произ­водства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может воз­никнуть на любой из его стадий.

Спад производства обусловлива­ет состояние банкротства, которое характеризуется продол­жительностью во времени и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплиту­дой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине банкротства различают его стадии:

1 стадия — допустимое банкротство — характеризует за­рождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;

2 стадия — критическое банкротство — определяет уси­ление негативных тенденций на этапе «спад», когда затра­ты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;

3 стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принуди­тельной ликвидацией, следствием которых является распро­дажа имущества для погашения требовании кредиторов.

В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуще­ством должника и принудительной его ликвидации.

На каждой стадии развития негативной тенденции состояние  предприятия имеет свои отличительные признаки:

На 1 стадии: задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре баланса: резкое уменьшение денег на счетах; увеличение дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в структуре управления; всевозможные реорганизации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;

На 2 стадии: трудности с наличностью; уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций; конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникновение убытков;

На 3 стадии:  неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание убытков; недостаток оборотных средств; неспособность погасить срочные обязательства.

Из сказанного следует, что банкротство — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению.

Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально.

Оно осуществляется как на макроуровне — посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности — в результате антикризисного управления.
1.2 Причины несостоятельности предприятий
Деятельность предприятия подвержена влиянию многочислен­ных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По на­правлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной дея­тельности все факторы делятся на внешние и внутренние. Амери­канские ученые отмечают, что треть вины за банкротство обуслов­лена отрицательным воздействием внешних факторов; а остальная часть — внутренних. В Казахстане — наоборот.

Внешние факторы:

-  экономические: уровень доходов и накоплений населения (покупательная  способность); платежеспособность  экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентаций потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;

— социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уро­вень культуры предпринимателей и потребителей их про­дукции, организация досуга населения, нравственные при­тязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.

— правовые: наличие законов, регулирующих предпринима­тельскую деятельность (например, упрощенная и ускорен­ная процедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогово­го законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением ино­странного  капитала;  обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обяза­тельств; защита фирм друг от друга, потребителей от недоброкачественной продукции.

-  природно-климатические и экологические: наличие матери­альных ресурсов, климатические условия, состояние окру­жающей среды и т.п.

Внутренние факторы:

— материально-технические — факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически уста­ревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, ре­конструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых тех­нологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ре­сурсов, повышение качества; углубление специализации ма­шин; экономия материальных ресурсов; освоение альтерна­тивных источников энергии и т.п.

— организационные — факторы, обусловленные совершенст­вованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объе­динены в три группы:

а) организация  производства: размеще­ние предприятия по территории страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и разделение, организация материально-технического снабже­ния и сбыта продукции; организация энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организация системы контро­ля за качеством; организационно-техническая подготовка производства; проведение текущего и капитального ре­монта; организация бесперебойной работы оборудования; повышение сменности работы оборудования; организа­ция внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.;

б) организация труда: рациональное разделе­ние и кооперация труда; организация и обслуживание ра­бочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производ­ственных вредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных ре­жимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производ­ственной дисциплины; развитие коллективных форм тру­да; совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;

в) организация управления: формирование организационной структуры; создание экономичной и дей­ственной управленческой структуры; координация работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая форма; совершенствова­ние стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой поли­тикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.;

— социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работ­ников к собственности, условиями труда и быта, эффектив­ностью стимулирования труда. К ним относятся: матери­альная и моральная заинтересованность; уровень квалифи­кации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства произ­водства и результаты труда и т.п.

В зависимости от преобладания причин возникновения банкротства предприятий в экономике различают следующие их типы:

-предприятие-банкрот, функционирующее в сбалансирован­ной экономике, — это предприятие, которое не могло вы­полнить ранее взятые на себя обязательства по субъектив­ным причинам;

-  предприятие-банкрот, функционирующее в экономике мас­сового банкротства, — это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в перспективе.

Возвращаясь к поставленному вопросу, следует выделить разницу в экономике Казахстане и США. В Казахстане в текущем периоде преоблада­ет второй тип банкротства, а в США — первый. Соответственно вид­на разница в наличии у первого и отсутствии у второго причин, обу­словливающих это состояние. В нашей стране доминирует влияние следующих факторов, которое ослаблено в США:

Внешние: бедность населения, обусловливающая его низкую покупательную способность; недостаточная матери­ально-техническая и финансовая ресурсная база предпри­ятий по причине возрождения предпринимательства на пус­том месте; несовершенство законодательной базы из-за от­сутствия собственного опыта в этой области в сущест­вующих условиях; отсутствие законопослушания; несовер­шенство методического обеспечения проведения монито­ринга и антикризисного управления предприятий из-за несо­вершенства действующей системы учета и отчетности; убы­точность производства продукции с длительным производ­ственным циклом, включая наукоемкую, по причине инфля­ции; слабая государственная поддержка;

Внутренние: слабое материально-техническое обеспе­чение с высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, доставшихся в наследство от социалисти­ческого хозяйства, отсутствие средств на их обновление, ог­раничение допуска к высоким технологиям; низкий культур­но-технический уровень участников предпринимательства.

Следовательно, в казахстанской экономике налицо действие отрицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Мониторинг управления банкротством предприятий
Мониторинг управления банкротством предприятий пред­ставляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позво­ляющих диагностировать возникновение банкротства, отслежи­вать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по ре­гиону и стране в целом.

Система управления банкротством предприятий, содержит следующие элементы:

1)участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы и др.;

2)государственное регулирование, включающее: правовое (законодательное, методическое, информацион­ное) обеспечение; налоговое регулирование, в том числе установление мора­тория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам;

Реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функцио­нирующих элементов бизнеса или их продажа;

— приватизацию несостоятельных предприятий;

— обучение административных и арбитражных управляющих;

-финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и  на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям;

— коммерциализацию на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности;

— социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий.

3) систему государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование, в которую входят службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; арбитражные суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные налоговые службы; налоговая полиция; внебюджетные фонды;

4)принципы управления банкротством, к которым относятся:

— создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;

-уменьшение влияния государственного и административно­го управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;

— предоставление честным должникам возможности возоб­новления своей деятельности;

— введение системы безопасных мер при банкротстве;

— создание мер для возрождения бизнеса;

— защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его развала;

— сохранение перспективных предприятий, имеющих вре­менные финансовые трудности;

— защита интересов всех участников банкротства;

— справедливое распределение конкурсной массы, которая со­ставляет все имущество должника, имеющееся на момент от­крытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

5) меры, применяемые к банкроту, их можно объединить в две группы.

 Сущность каждой из мер, разрешенных законом, рассмотрим далее.
1.4 Пути предотвращения банкротства предприятий
Как уже отмечено выше, в развитии любого предприятия просмат­риваются определенные закономерности, которые могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим их по схеме жизненного цикла предприятия (рисунок 1). В нем можно вы­делить следующие стадии: стадия 1 — зарождение; стадия II — разви­тие; стадия III — бурный рост; стадия IV — стабильное развитие; ста­дия V — появление тенденции спада; стадия VI — активный спад, ста­дия VII — банкротство; стадия V1I1 —- ликвидация деятельности.



Рисунок 1 Жизненный цикл предприятия

Однако ликвидация деятельности предприятия не всегда совпадает с ликвидацией самого предприятия. Так, на рисунке между жиз­ненными циклами Б  и В существует временной лаг Т, т.е. предприятие, исчерпав все свои резервы в период функционирования в цикле Б, мо­жет продлить свою жизнь в цикле В лишь при условии сторонних фи­нансовых инъекций. В период же Т предприятие претерпевает кризис. Такой жизненный путь характерен для большинства отечественных предприятий, адаптированных к бюджетным ассигнованиям.

Однако существует и другой путь. Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предпри­ятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в пе­риод стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследо­вания и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой дея­тельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переход­ный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ос­лаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой дея­тельности. Таким образом жизненный цикл предприятия можно про­длить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При на­ступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении «неудачников».

Различают два вида тактики финансового оздоровления:

— Защитная — проведение сберегающих мероприятий, осно­ву которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фон­дов и персонала.

— Наступательная — проведение мероприятий реформатор­ского характера, направленных на приток инвестиций извне либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме: от реали­зации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, на­логовых льгот, участие в конкурсах инвестиционных проектов.

Из сказанного можно сделать вывод, что основная задача управления банкротством предприятий заключается не в том, что­бы предотвратить кончину какой-либо деятельности его, которая неизбежна в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза этой кончины направить все усилия на качест­венное преобразование этой деятельности на базе умирающей.
 
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :