Реферат по предмету "Экономика"


Проблемы лекарственного обеспечения жителей сельской местности Верхнепышминского района Свердловской области

ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Росздрава»
Фармацевтический факультет
Кафедра управления и экономики фармации
Курсовая работа по теме:
Проблемы лекарственного обеспечения жителей сельскойместности Верхнепышминского района Свердловской области
 
г. Екатеринбург
2011г.

Введение
Проблема оказания фармацевтической помощи населению отдалённыхсельских поселений существовала всегда. И сейчас существующая современнаяобстановка в отдаленных районах – плачевное состояние материально-техническойбазы сельских амбулаторий, отсутствие центрального водо- и теплоснабженияданных объектов, удаленность от районного центра, недостаточнаяплатежеспособность населения – не способствует развитию там аптечныхорганизаций, так как их деятельность представляется заведомо убыточной.
Введение в действие с 1 сентября 2010 года Федерального закона от12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в редакции от27.07.2010) позволило приблизить лекарственную помощь к жителям населённыхпунктов сельской местности Верхнепышминского района.
Однако изменения в законодательстве не учитывают специфику даннойпроблемы в части нормирования наличия необходимого и достаточного остаткалекарственных препаратов в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАПах), не урегулированывопросы выездной торговли в населенных пунктах, не имеющих ФАПов.
Основная проблема лекарственного обеспечения жителей сельскойместности Верхнепышминского района – отсутствие лицензированных аптечныхорганизаций, а также фармацевтического персонала.
Тема актуальна, потому что на территории всей страны вопрос слекарственным обеспечением сельских жителей не решен, нормативно-правоваядокументация не совершенна.
Целью моей работы является разработка путей решения проблемылекарственного обеспечения жителей сельской местности Верхнепышминского районаСвердловской области при условиях соблюдения требований действующейнормативно-правовой базы.
1. Литературный обзор 1.1 Обзор действующей нормативно-правовойдокументации
В соответствии со статьей 52 федерального закона от 12.04.10г. №61-ФЗ«Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельностьосуществляется, в том числе, медицинскими организациями, имеющими лицензию нафармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями(амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими аптечными пунктами,центрами (отделениями) общей (врачебной) практики), расположенными в сельскихпоселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Статьей 55 медицинским организациям, имеющим лицензию нафармацевтическую деятельность, и их обособленным подразделениям (амбулаториями,фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими аптечными пунктами, центрами(отделениями) общей (врачебной) практики), расположенным в сельских поселениях,в которых отсутствуют аптечные организации, также разрешена розничная торговлялекарственными препаратами.
 Пунктом 2 статьи 52 предусмотрено, что физические лица, при условииих работы в обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториями,фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими аптечными пунктами, центрами(отделениями) общей (врачебной) практики), расположенными в сельскихпоселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять фармацевтическуюдеятельность при наличии высшего или среднего медицинского образования,сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в частирозничной торговли лекарственными препаратами. [17]
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 федерального закона № 192-Фустановлено, что с 1 сентября 2010 года по 31 августа 2011 года включительнофизические лица, получившие высшее или среднее медицинское образование вРоссийской Федерации и сертификат специалиста, работающие в обособленныхподразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическуюдеятельность (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах,центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных всельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, имеют право наосуществление фармацевтической деятельности.
Кроме этого, во исполнение пункта 2 статьи 55 уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти должны быть утверждены правилаотпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскимиорганизациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и ихобособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими ифельдшерско-акушерскими аптечными пунктами, центрами (отделениями) общей(врачебной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которыхотсутствуют аптечные организации.
Пунктом 5 статьи 55 предусмотрено установление органами исполнительнойвласти субъектов РФ Перечня медицинских организаций, имеющих лицензию нафармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий,фельдшерских и фельдшерско-акушерских аптечных пунктов, центров (отделений)общей (врачебной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которыхотсутствуют аптечные организации, а также Перечня лекарственных препаратов (заисключением наркотических и психотропных), продажа которых может осуществлятьсяуказанными организациями и их обособленными подразделениями. [19]
Вышеуказанные статьи федерального закона вступили в действие с01.09.10г. и Министерством здравоохранения Свердловской области проводятсянеобходимые подготовительные мероприятия по их реализации.
На сегодняшний день проделана следующая работа:
— Всем медицинским учреждениям направлено письмо МинздравсоцразвитияРФ по реализации федерального закона №61-ФЗ в части лекарственного обеспеченияжителей сельских поселений;
— Издано Постановление Правительства Свердловской области от16.11.2010 №1659-ПП «Об утверждении перечня медицинских организаций, имеющихлицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений(амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров(отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельскихпоселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и перечня лекарственныхпрепаратов (за исключением наркотических лекарственных препаратов ипсихотропных лекарственных препаратов), продажа которых может осуществлятьсямедицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность,и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими ифельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной(семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которыхотсутствуют аптечные организации»
Учитывая, что лекарственное обеспечение сельского населения являетсяне только торговой деятельностью, но социальной функцией, обеспечение населениясельской местности Верхнепышминского района лекарственными препаратами иизделиями медицинского назначения через ФАПы никогда не прекращалось.
До настоящего времени, в целях повышения доступности медицинскойпомощи для сельского населения и приближения лекарственной помощи реализациялекарств сельским жителям, в которых нет аптек, осуществлялась медицинскимиработниками ФАПов на основании договорных отношений с аптечной организацией.
Основанием для этого служит письмо Министерства здравоохранения исоциального развития РФ от 21.11.2005 № 5658-ВС «Об организации дополнительноголекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих в сельскойместности», в котором сказано, что: «При отсутствии экономическойцелесообразности или при наличии других причин, препятствующих организацииаптечных учреждений, помощь в реализации лекарственных средств населению можетосуществляться фельдшером ФАП на основании договорных отношений с аптечнойорганизацией».
Необходимо отметить, что по прежней схеме продолжают работатьпрактически все субъекты РФ.1.2 Обзор статей и публикаций
Почти треть населения РФ (38,8 млн. человек, или 27%) проживает всельской местности, насчитывается более 130 тыс. сельских населенных пунктов счисленностью около 1 тыс. человек. При этом по данным Росстата, 22% сельчан — старше трудоспособного возраста. «Повышение доступности медицинской илекарственной помощи сельскому населению является важнейшей задачей в условияхмодернизации здравоохранения» [15].
Конституция Российской Федерации декларирует равное право граждан наполучение медицинской помощи. Равноправие в вопросах охраны здоровьяопределяется Всемирной организацией здравоохранения как равная и справедливаявозможность для граждан полностью реализовать свой “потенциал здоровья”,независимо от того, в каком регионе они проживают. Сделать это на практикеособенно сложно в переходный период: в субъектах Российской Федерации налицоэкономическое и социальное неравенство (разница в размерах доходов, уровнеобразования, наличии занятости и т. п.), что наиболее характерно для удаленныхот центра регионов и сельской местности.
Если говорить о лекарственном обеспечении сельских жителей, тотрадиционно центральные районные аптеки организовывали на базе ФАПов аптечныепункты. При этом реализацией лекарственных препаратов занимался фельдшер ФАП.Для жителей сельских населенных пунктов этот вариант был очень удобен,поскольку они получали медицинскую помощь и приобретали лекарственные препаратыкак рецептурного, так и безрецептурного отпуска. Следует заметить, что аптечныйпункт при ФАПе органично вписывался в создаваемую в России систему самопомощи исамопрофилактики, позволяя повысить доступность лекарственной помощи длянаселения отдаленных районов [2].
До 2001 года существовало понятие «аптечный пункт при ФАПе», егодеятельность регулировалась положением об аптечных пунктах, утвержденным приказомМЗ СССР от 9.08.50 года № 674, с изменениями от 3.09.69 года№ 645. Согласно приказу больница должна была предоставлять помещение,оборудование, инвентарь и тому подобное для работы пункта. Райздравотделнес ответственность за работу аптечного пункта.[6]
После вступления в силу ФЗ № 128-ФЗ от 08.08.01г. «О лицензированииотдельных видов деятельности», когда аптечные пункты II группы, существовавшиепри ФАПах, не смогли получить лицензии, ввиду отсутствияматериально-технической оснащенности. Селянам стало просто негде купитьлекарства.
За последнее десятилетие система лекарственного обеспечения в Россиипретерпела кардинальные изменения: бурно растет количество аптечныхорганизаций, сосредоточенных в основном в городах. Таким образом, лекарственноеобеспечение сельских жителей (как населения в целом, так и отдельных наиболеесоциально уязвимых категорий граждан) улучшилось недостаточно.[4]
Следует отметить, что большинство ФАПов не соответствует требованиям,предъявляемым к организациям, осуществляющим розничную торговлю лекарственнымипрепаратами (ЛП), не имеет лицензии на фармацевтическую деятельность исоответствующего материально-технического оснащения для хранения лекарственныхпрепаратов с учетом их физико-химических свойств и соблюдения требований нормативнойдокументации, а так же квалифицированного фармацевтического работника.
Существующая современная обстановка в отдаленных районах – плачевноесостояние материально-технической базы сельских амбулаторий, отсутствиецентрального водо- и теплоснабжения данных объектов, удаленность от районногоцентра, недостаточная платежеспособность населения – не способствует развитиютам аптечных организаций, так как их деятельность представляется заведомоубыточной.
Именно поэтому необходимо найти альтернативные пути решения проблемылекарственного обеспечения сельских жителей.
2. Практическая часть 2.1 Описание состояния лекарственного обеспечениясельской местности Верхнепышминского района Свердловской области
Аптека, являющаяся базой практики, — Муниципальное унитарноепредприятие городского округа «Верхняя Пышма» «Центральная районная аптека №57»осуществляет фармацевтическую деятельность в соответствии с лицензией №ЛО-66-02-000 249 серия В-0000500 от 30.06.2009г., лицензией№ЛО-66-06-000106-Д 0000213 от 20.05.2009 г. на осуществление деятельности,связанной с оборотом ПС списка III, лицензией№Ло-66-05-000126-Г 0000253 от 20.05.2009 г. На осуществление деятельности,связанной с оборотом НС и ПС списка II, выданнымиФедеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Квалификационная категория – Аптека IV уровняБ (может реализовывать готовые лекарственные препараты, в том численаркотические средства, психотропные средства, ядовитые и сильнодействующиевещества, имеет право на изготовление и реализацию изготовленных ЛП), согласносертификату соответствия.
Аптека расположена в центре деловой активности города, построена потиповому проекту, занимает первый этаж пятиэтажного, общая площадь 1610 кв.м.,в том числе площадь торгового зала 207 кв.м., площадь подвального помещения813кв.м., введена в строй в июле 1976г. Эта аптека является единственной врайоне производственной аптекой. Имеет три отдела: отдел по изготовлениюлекарственных форм, отдел готовых лекарственных форм и отдел ручной продажи. Всостав МУП «ЦРА №57» входят также 6 аптечных пунктов. Данная аптекаосуществляет отпуск лекарственных препаратов по рецептам (в том числе льготным)и без рецептов.
В сельской местности Верхнепышминского городского округа 10 аптечныхпунктов: 2 при кабинетах общей врачебной практики (ОВП) и 8 при ФАПах. Онинаходятсяв:
· пос. Красное
· с. Балтым
· пос. Санаторный
· пос. Соколовка
· дер. Коптяки
· пос. Сагра
· пос. Ольховка
· пос. Половинный
· пос. Зеленый Бор
· с. Мостовское
 Из них полноценных лицензированных аптечных пунктов всего 3 (вкабинетах ОВП с. Балтым и пос. Красный и ФАПе с. Мостовское). Обеспечениелекарственными препаратами осуществляется фельдшерами по агентским договорамдоставки по заказам граждан. Агентские договора с фельдшерами заключает МУП ГО«Верхняя Пышма» «ЦРА №57», на которой лежит основная нагрузка по лекарственномуобеспечению в Верхнепышминском районе Свердловской области. Также с фельдшерамизаключают трудовые соглашения на реализацию сопутствующих товаров. Трудфельдшеров оплачивается — фельдшеры, осуществляющие реализацию медикаментов,получают 7% от суммы реализованного товара.
Конечно, жители сельской местности нуждаются в квалифицированнойфармацевтической помощи. Для обучения специалистов была разработана 72-хчасовая программа переподготовки. Обучение медсестер, акушерок и фельдшеровработе фармацевтического специалиста по отпуску лекарственных препаратовнаселению проводится на базе Свердловского областного фармацевтическогоколледжа по программе, рассчитанной на 72 часа. Данное обучение имеет большоепрактическое значение, качество оказания медицинского обслуживания улучшается. Наданный момент заявки на обучение фельдшеров подали два кабинета ОВП и один ФАП Верхнепышминскогорайона Свердловской области – это ОВП пос. Красное и с. Балтым и ФАП с.Мостовское.
А также жители сельской местности Верхнепышминского районаСвердловской области нуждаются в качественных лекарственных препаратах иизделиях медицинского назначения. Доставка медикаментов осуществляетсяавтомобильным транспортом. Автомобиль УАЗ-3962 медицинский, принадлежащийаптеке, не оборудован специальными холодильниками, поэтому доставкатермолабильных лекарственных препаратов невозможна. Машина приезжает внаселенные пункты примерно раз в неделю – по мере накопления заказов, этоотрицательно сказывается на качестве фармацевтической помощи населению сельскойместности. Некоторые заболевания требуют неотложного лечения, прием некоторыхмедикаментов осуществляется по определенному графику, поэтому необходимообеспечить жителей сельской местности всеми необходимыми медикаментами.2.2 Выездная торговлялекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения
Для тех районов, где организация ФАПов нецелесообразна из-за небольшойчисленности населения, возможно организовать передвижные автоаптеки, при этомможно использовать существующий опыт работы в сельской местности автомагазиннойторговли потребительскими товарами, а также положительный опыт по организацииавтоторговли аптечными товарами, накопленный в ряде регионов РФ (например, вМосковской области успешно функционирует выездная торговля лекарственнымипрепаратами и изделиями медицинского назначения, закуплены специальныеавтомобили). Вместе с тем при организации передвижных пунктов нужно решитьвопросы по их обеспечению соответствующим специализированным автотранспортом,надлежащим оборудованием, для чего необходимо определить и утвердить списокоборудования (холодильное оборудование, кейсы для хранения медицинских товаров,контрольно-кассовый аппарат и т.д.). Также необходимо решить кадровый вопрос,поскольку работать в таких передвижных аптечных организациях могут лишьфармацевты и провизоры. Необходимо разработать маршруты передвижных пунктов,определить интервалы их выездов в удаленные сельские пункты, разработать дляних оптимальный ассортимент. Кроме того, необходимо решить правовые проблемысоздания передвижных пунктов, а именно: определить статус передвижного пункта(автоаптека, автопункт), а также разработать положение о передвижной «аптеке».
С другой стороны кажется, что концепция по организации передвижнойаптечной торговли может красиво выглядеть лишь на бумаге, а ее практическоевоплощение весьма затруднительно. Для подтверждения своих слов приведунаглядный пример. В нашем районе 10 населенных пунктов в сельской местности,которые имеют ФАПы и примерно столько же сел и деревень их не имеют. В сумме –20 населенных пунктов, все жители этих поселений нуждаются в лекарственномобеспечении. Если предположить, что мы имеем передвижную автоаптеку, то мысможем охватить подобным видом лекарственной помощи не более четырех сел вдень, так как они все находятся в радиусе 20-30 километров от города. А значит,чтобы обеспечить лекарствами все населенные пункты автоаптеке понадобится 5дней. Другими словами, машина будет приезжать в село раз в неделю. При этом мыпонимаем, что лекарства — это особая группа товаров, и они могут потребоватьсяв любой момент. Есть препараты, которые принимаются по схемам, по часам. Какбыть с ними? В прежнее время сельский житель мог получить эти лекарства черезФАПы, сейчас же ему придется ехать в центральную больницу в город, особенноесли на селе нет ФАПа. Разумеется, данную проблему можно решить за счетувеличения числа автомашин. Однако этот вариант будет весьма затратным.
При использовании «аптек на колесах» возникает еще ряд проблем.Передвижные аптеки могут доставлять не все виды лекарств. Реализацияпрепаратов, требующих особых условий хранения, а также лекарств, для получениякоторых необходим рецепт врача, через такие пункты довольно-таки проблематична.Передвижные аптеки очень сложно контролировать из-за их мобильности.Передвижные аптеки попросту не всегда смогут доехать до пункта назначения(снегопады, дожди, которые ухудшат качество дорог), а значит, населениеостанется без лекарств, что недопустимо.(1/2)
Мы полагаем, что критериями для получения разрешения на осуществлениефармацевтической деятельности передвижными аптечными пунктами могут служить:плотность размещения лечебно-профилактических учреждений и аптечных организацийна душу населения, территориальная удаленность населенного пункта отстационарных аптечных учреждений, доступность общественного транспорта,укомплектованность кадрами аптечных организаций, а также наличиесоответствующего материально-технического оснащения у передвижных аптечныхпунктов.
Итак, подведем итог по выездной торговле лекарственными препаратами.Плюсами такой торговли являются:
· Возможность обеспечить лекарственными препаратами жителейудаленных населенных пунктов, не имеющих ФАПы;
· Мобильность;
· Возможность формирования любого графика поездок в села;
Минусами выездной торговли мы видим:
· Отсутствие НПБ по этому вопросу;
· Дороговизну оборудования;
· Необходимость привлечения дополнительного фармацевтическогоперсонала;
· Невозможность ежедневной доставки лекарств;
· Ограниченное количество групп лекарственных препаратов, которыевозможно доставить подобным образом (нельзя реализовать «с колес» наркотическиелекарственные средства и психотропные лекарственные средства, а такжесильнодействующие и ядовитые лекарственные препараты, трудно будет соблюстихолодовую цепь для термолабильных лекарственных препаратов)
· Невозможно организовать рецептурный отпуск лекарств.
С моей точки зрения, выездная торговля может быть лишь временной меройдля улучшения лекарственного обеспечения населения сельской местности. Дляполноценного снабжения лекарствами селян необходимо открывать аптечные пунктыпри ФАПах, а в больших селах (в Верхнепышминском районе, например, с. Балтым)уже сейчас открывать полноценные аптечные организации в отдельных помещениях.2.3 Открытие аптечного пунктапри фельдшерско-акушерском пункте или кабинете общей врачебной практики сприезжающим по определенному графику фармацевтом
Открытие аптечного пункта при ФАПе или кабинете ОВП возможно толькопри условии наличия отдельного помещения для хранения ЛП, оборудованного всоответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социальногоразвития РФ от 23.08.2010 №706н «Об утверждении правил хранения лекарственныхсредств» и приказа Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1996 №377 «Обутверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различныхгрупп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».
Соблюдение утвержденной Инструкциипозволяет обеспечить сохранение высокого качества лекарств и создать безопасныеусловия труда фармацевтов при работе с ними.
Правильное хранение лекарств основано направильной и рациональной организации складирования, строгом учете егодвижения, регулярном контроле сроков годности лекарств.
Очень важно также поддерживатьоптимальную температуру и влажность воздуха, соблюдать защиту определенныхпрепаратов от света.
Проверка температуры и влажностиосуществляется не реже 1 раза в сутки. Для наблюдения за этими параметрамиматериальные обеспечены гигрометрами, которые закреплены на внутренних стенаххранилища вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 — 1,7 м от пола и нарасстоянии не менее 3 м от дверей.
Образец оформления календаря учета температуры и влажности воздуха
Месяц____________Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 23 24 25 26 27 28 29 30 Температура Влажность Подпись
Нарушение правил хранения лекарств можетпривести не только к снижению эффективности их действия, но и нанести вредздоровью.
Термолабильные лекарственные препаратынеобходимо хранить в холодильниках с определенной температурой, которую такжепроверяют ежедневно.
Важным условием хранения являетсясистематизация лекарств по группам, видам и лекарственным формам. Это позволяетизбежать возможных ошибок из-за сходства названий лекарств, упростить поискпрепаратов и контроль срока их годности.
Лекарственные препараты размещаются всоответствии с токсикологическими группами.
Хранение лекарств зависит от способа ихприменения (внутреннего, наружного), эти средства хранят отдельно.
Лекарства хранят в соответствии сагрегатным состоянием: жидкие находятся отдельно от сыпучих, газообразных ит.п.
Хранят раздельно по группам изделия изпластмассы, резины, перевязочные средства, изделия медицинской техники.
Спринцовки хранятся в выдвижных ящиках,с таким расчетом, что спринцовка размещается во всю длину, не допуская сгибов,сплющивания, скручивания.
Грелки и подкладные круги хранятся вдеревянных шкафах в подвешенном состоянии слегка надутыми со вставленных наконцах пробками.
Аптечный пункт кроме помещения требует наличия квалифицированногофармацевтического работника. Обеспечить населенные пункты с малым количествомжителей фармацевтом, который будет ежедневно находиться в аптечном пункте, непредставляется возможным. Во-первых, нехватка специалистов не позволяетотправить в каждое село по фармацевту, а во-вторых, товарооборот у такихаптечных пунктов будет маленький, и зарплата у фармацевта тоже. Иначепредприятие, как уже говорилось выше, будет убыточным.
Именно поэтому, один из вариантов решения проблемы, который япредлагаю – организация аптечного пункта при ФАПе с фармацевтом, который будетприезжать, например, трижды в неделю. Он же будет заниматься пополнениемзапасов ЛП и изделий медицинского назначения (ИМН). Таким образом, на селепоявится более регулярное лекарственное обеспечение и фармацевтическая помощь.
В отсутствие фармацевта отпуск ЛП и ИМН может производить фельдшерданного ФАПа или кабинета ОВП при условии наличия у него дополнительногообразования, полученного на базе Свердловского областного фармацевтическогоколледжа. Именно фельдшер будет формировать основной ассортимент аптечногопункта, так как он назначает лекарственные препараты и хорошо знает потребностипациентов в лекарствах.
Рассмотрим положительные и отрицательные черты данного способа решенияпроблемы лекарственного обеспечения сельских жителей.
Положительными чертами я вижу:
· Регулярное поступление медикаментов в аптечный пункт;
· Постоянный запас медикаментов;
· Наличие фармацевтического специалиста, а значит наличие грамотнойфармацевтической помощи населению;
· Возможность отпуска медикаментов и изделий медицинскогоназначения фельдшером ФАПа в дни отсутствия фармацевта при необходимости.
Минусы данного пути решения проблемы:
· Затраты на транспортировку фармацевта;
· Затраты на организацию и оборудование аптечного пункта;
· Низкая прибыль от аптечного пункта;
· Необходимость приобретения специального оборудования длятранспортировки термолабильных ЛП;
В общем, открытие аптечного пункта при ФАПе возможно. Постоянныйаптечный пункт в сельской местности повысит качество медицинского обслуживанияселян и улучшит качество их жизни, но он требует больших денежных затратединовременно при открытии и постоянное финансирование в дальнейшем, так как затратына его содержание (электроэнергия, водо- и теплоснабжение, зарплатасотрудников, автотранспорт) будут превышать приносимую им прибыль (в среднемфельдшер при ФАПе за месяц реализует лекарственных препаратов на сумму3тысячирублей).
Из этого можно сделать вывод, что такой аптечный пункт будет выполнятьв основном социальную функцию. 2.4 Открытие аптечного пунктапри фельдшерско-акушерском пункте или кабинете общей врачебной практики спостоянным фармацевтическим персоналом
Как я уже говорила в предыдущем разделе, открытие аптечного пункта приФАПе или кабинете ОВП возможно только при условии наличия отдельного помещениядля хранения ЛП, оборудованного в соответствии с требованиями приказаМинистерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 №706н «Обутверждении правил хранения лекарственных средств» и приказа Министерстваздравоохранения РФ от 13.11.1996 №377 «Об утверждении Инструкции по организациихранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделиймедицинского назначения».
При условии, что населенный пункт достаточно большой (например, с.Балтым), а также в нем бывает много приезжих людей (дачники, отдыхающие), имеетсмысл говорить об открытии в таком поселении аптечного пункта при ФАПе иликабинете ОВП с ежедневно находящимся там фармацевтом.
Такой аптечный пункт будет требовать тех же затрат что и аптечныйпункт с периодически приезжающим фармацевтом. Хорошо, если фармацевт,работающий в этом аптечном пункте, живет в этом же сельском поселении. А еслион живет в городе? Возникают дополнительные затраты на ежедневную доставкуфармацевта на место работы, что снижает рентабельность аптечного пункта.
Все это означает, что положительные и отрицательные стороныорганизации подобного аптечного пункта схожи с приведенными в предыдущемразделе, а именно:
Плюсы:
· Регулярное поступление медикаментов в аптечный пункт;
· Постоянный запас медикаментов, который регулярно пополняется привозникновении такой потребности;
· Наличие фармацевтического специалиста в поселении, а значитналичие грамотной фармацевтической помощи населению;
· Отсутствие затрат на транспортировку фармацевта, если онпроживает в населенном пункте, в котором находится аптечный пункт.
Минусы:
· Затраты на доставку фармацевта до места работы, если он проживаетв другом населенном пункте (например, в районном центре, в нашем случае – вВерхней Пышме);
· Затраты на открытие и оборудование аптечного пункта;
· Необходимость приобретения специального оборудования длятранспортировки термолабильных ЛП;
К сожалению, возможно, что такой аптечный пункт будет нерентабельным,по причинам, изложенным в предыдущем разделе. Но он будет выполнять важную для незащищенныхсоциально категорий граждан: улучшит качество их жизни, повысит уровень медицинскогообслуживания на селе в целом. По моему мнению, муниципалитеты в первую очередьдолжны быть заинтересованы в открытии таких аптечных пунктов. Ведь еще 10 летназад до вступления в силу ФЗ № 128-ФЗ от 08.08.01г. «О лицензированииотдельных видов деятельности» аптечные пункты II группыпрекрасно функционировали и обеспечивали селян медикаментами.

2.5 Организация доставки лекарствсоциальными или почтовыми работниками
лекарственный препарат фельдшерский пункт
Такой вид доставки медикаментов до населения может быть лишь временноймерой решения проблемы лекарственного обеспечения. Ведь автомобиль почтовойслужбы не имеет никакого специального оборудования и летом в нем жарко, а зимой- холодно. Значит, совершенно не соблюдаются условия хранения лекарственныхпрепаратов. В исключительных случаях возможно заключение договоров о доставкелекарств между аптечной организацией и местным почтовым отделением илисоциальной службой. Осуществить доставку можно путем формирования в аптеке«посылок» с медикаментами и изделиями медицинского назначения и отправка их внаселенные пункты сельской местности в автомобилях почты или социальной службыпо тому графику, который существует у данных организаций. Естественно, чтотакой способ возможен только для доставки ранее заказанных лекарственныхпрепаратов, ни о какой торговле (как в случае с автоаптечкой) не может быть иречи, так как фармацевтические и медицинские работники никак не участвуют вданной схеме.
Удобство такого способа заключается в том, что аптеке не обязательноотправлять свой автомобиль в отдаленные поселения, где есть ФАП или кабинет ОВПи куда требуется только доставить лекарства. Достаточно составить графикпоездок, согласованный с организацией, транспортирующей медикаменты, и вовремяформировать заказы.
Положительными сторонами данного вида снабжения отдаленных сельскихпоселений лекарственными препаратами являются:
· Отсутствие затрат на собственный транспорт;
· Сокращение маршрутов собственного автомобиля аптеки;
· Снабжение лекарствами сельских жителей происходит на договорнойоснове, а значит, заранее оговорены все форс-мажорные обстоятельства и способырешения конфликтных ситуаций (например, после снегопада автомобиль не можетпроехать к месту назначения – в договоре прописано кто несет ответственность зане доставленные заказы);
· Почтовый автомобиль и автомобиль социальных работников регулярнопосещают населенные пункты, а значит, вне зависимости от количества заказовбудут регулярно доставлять медикаменты, они осуществляют эту доставку как бы«по пути».
Отрицательными:
· Необорудованный согласно законодательству транспорт ограничиваетассортимент фармацевтических товаров, которые возможно доставлять такимспособом;
· Отсутствие фармацевтического работника в автомобиле и на селеможет повлечь нарушение качества лекарственных препаратов;
· Необходимо заключать договор и/или контракт со стороннейорганизацией, не имеющей лицензии на фармацевтическую деятельность;
· Необходимо оплачивать работу данной организации по доставке ЛП иИМН;
· Данную форму снабжения лекарственными препаратами селян возможнореализовать только при наличии в поселении ФАПа или ОВП с медицинскимработником, который осуществит отпуск ЛП пациентам.
Итог по данной форме снабжения лекарственными препаратами и изделиямимедицинского назначения сельских жителей Верхнепышминского района Свердловскойобласти: доставка медикаментов почтовым автомобилем или социальным работником –крайняя мера, к которой можно прибегнуть только при условии отсутствия другихспособов обеспечить селян лекарствами. Слишком высок риск доставкинекачественных медикаментов (вследствие нарушения условий хранения), что можетповлечь за собой отравления. А значит, данное решение проблемы не являетсяоптимальным.

Заключение
ФАПы обслуживают самую социально незащищенную часть населения, аэлементарный анальгин и аспирин невозможно купить сразу. Отсутствие возможностиприобретения лекарства в любое время по мере возникновения потребности в нёмможет спровоцировать население покупать лекарства «впрок», что повлечет засобой использование лекарственных препаратов с истекшим сроком годности иотравления.
В решении проблемы лекарственного обеспечения сельского населения впервую очередь должны быть заинтересованы организации, учредителями которыхявляются муниципалитеты, потому что фармацевтическая деятельность на селевыполняет в первую очередь социальную функцию.
Решение проблем снабжения лекарствами в сельских территориях мы видимв современном материально-техническом оснащении ФАПов. Пока же у фельдшеров нетнеобходимого дополнительного образования, возможно временное открытие аптечногопункта при ОВП или ФАПе от районной аптеки с дежурством фармацевта вопределенные дни по графику. Создание «выездных» аптечных пунктов требуетавтомобильного транспорта, оборудованного соответствующим законодательствуобразом, и фармацевтического работника, что связано с рядом особенностей такоготовара, как лекарственный препарат.
Только в аптечных организациях – аптеках, аптечных пунктах – можнодостичь необходимого качественного удовлетворения потребности населения вмедикаментах, сочетания материально-технических, кадровых и организационныхусловий. Иные формы (выездная торговля медикаментами, фельдшер, осуществляющийрозничную торговлю лекарственными препаратами) проблемы не решат, поскольку ониизначально не могут выполнить все условия по обращению лекарственных средств,предусмотренные нормативно-правовыми актами, регулирующими фармацевтическуюдеятельность.
1. Основная проблема лекарственного обеспечения жителей сельской местностиВерхнепышминского района – отсутствие лицензированных аптечных организаций, атакже фармацевтического персонала.
2. Временное решение проблемы – организация выездной торговли, организациядежурств фармацевта по графику в ФАПах, имеющих лицензию на фармацевтическуюдеятельность. Окончательно решит проблему только открытие аптечной организации,имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность, все необходимоеоборудование, а также специалиста с фармацевтическим образованием.
3. Вопросы медицинской помощи и лекарственного обеспечения сельскогонаселения требуют доработки, изменений нормативно-правовых документов наосновании изучения как советского, так и современного российского имеждународного опыта.

Список литературы
 
1. Газета «Фармацевтический вестник» №35 (482) за 2007 г.
2. Газета «Фармацевтический вестник» №1 (533) за 2009 г.
3. Газета «Фармацевтический вестник» №8 (540) за 2009 г.
4. Журнал «Здравоохранение» № 2 за 2008 г.
5. Журнал «Здравоохранение» № 12 за 2008 г.
6. Журнал «Провизор» №11 за 2004 г.
7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
8. Новая аптека (журнал). Электронная версия: www.nov-ap.ru/.
9. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданот 22.07.1993 №5487-1.
10. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от21.11.2005 № 5658-ВС «Об организации дополнительного лекарственного обеспеченияотдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности».
11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от15.09.2010 №805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственныхпрепаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинскойпомощи».
12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.11.1997 №318 «Обутверждении Инструкции о порядке хранения и обращения в фармацевтических(аптечных) организациях с лекарственными средствами и изделиями медицинскогоназначения, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами».
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от23.08.2010 №706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».
14. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1996 №377 «Обутверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различныхгрупп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».
15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от14.12.2005 №785 «О Порядке отпуска лекарственных средств».
16. Публикация на сайте Московского государственного медицинскогоуниверситета им. Сеченова «Организация лекарственного обеспечения сельскогонаселения», Юргель Н.В.
17. Российские аптеки (журнал). Электронная версия: www.rosapteki.ru/.
18. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственныхсредств» (в редакции от 27.07.2010)
19. Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.01г. «О лицензировании отдельныхвидов деятельности»
20. Федеральный закон № 192-ФЗ от 27.07.2010 г. «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышениядоступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений».
21. Федеральный закон № 271-ФЗ от 11.10.2010г. «О внесении изменений в ФЗ«Об обращении ЛС»».
22. Федеральный закон от 22.05.2003 354-ФЗ «О применении контрольно-кассовойтехники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов сиспользованием платежных карт».
23. www.sojuzpharma.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Европейский союз 4
Реферат А. Н. Серёдкин Пензенская государственная технологическая академия
Реферат Договор постоянной ренты на современном этапе
Реферат Анализ по менеджменту на примере компьютерного клуба ООО "Arsenal Club"
Реферат Европейский суд по правам человека Порядок обращения структура и юр
Реферат Еволюція інтелектуальної власності
Реферат Линейные списки. Стек. Дек. Очередь.
Реферат Экзаменационные билеты по предмету Финансы, денежное обращение, кредит за осенний семестр 2000 года
Реферат Возможности развития воображения учащихся 8 класса при работе с компьютерной анимацией в программе
Реферат Засоби цивільно-правового захисту права власності
Реферат Суб'єкти аграрного права та їх класифікація
Реферат Социально-экономическое развитие России в 60-90-е гг XVIII в Внутренняя политика Екатерины II
Реферат Законодательство о налогах и сборах
Реферат Загальні засади та нормативно правова база організації навчального
Реферат Защита гражданских прав 5