Реферат по предмету "Экономика"


Производительность труда и резервы ее роста (на примере СПК "Комайский")

МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙАГРАРНЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ИУПРАВЛЕНИЯ
курсоваяработа
по дисциплине: Экономика предприятий отрасли
на тему: «Производительность труда и резервыее роста(на примере СПК «Комайский»)»

Студентка 5 курса 64 зэи группы
Едноцевич Наталия Александровна

МИНСК2011
 

 
План
 
Введение
Глава 1. Общая характеристика производительности труда
1.1Значение, факторы и резервы роста производительности труда
1.2 Методыизмерения производительности труда
1.3Особенности этапа НТП и технологии подготовки рабочих кадров
1.4 Сущностьэффективности труда в условиях рыночной экономики
Глава 2. Показатели и расчёт производительности труда
2.1Показатели производительности труда
2.2 Расчётрезервов роста производительности труда поорганизационным группам
2.3 Расчёттемпа роста производительности труда
Глава 3. Экономическая оценка эффективностииспользования трудовых ресурсов в СПК «Комайский»
3.1 Определение производительности труда на предприятияхАПК
3.2 Резервы и пути повышения эффективности использования трудовыхресурсов в сельском хозяйстве
Заключение
Списокиспользованной литературы
 

Введение
Впреддверии XXI века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночномухозяйственному механизму. Прощаясь с административно – командной системыэкономике, нашему государству пришлось выполнить сложную задачу, то есть впервые в мире перевести на рыночные рельсы в столь короткий срок, такойгромадный хозяйственный комплекс, каким является Российская экономика. Однако,как при плановом ведение хозяйства, так и при рыночном актуальным остаётсявопрос о сущности производительности труда и резервов её роста.
Вот почему главной целью моей курсовой работы является болееглубокое изучение темы о резервах роста производительности труда напредприятии. Для решения поставленной цели предлагается рассмотреть следующиевопросы:
1) значение ускоренного роста производительности труда дляэкономики страны;
2) факторы и резервы роста производительности труда;
3) методы и показатели измерения производительности труда влёгкой промышленности;
4) автоматизация, механизация производства, как фактор роста производительноститруда;
5) значение различных форм подготовки рабочих кадров в новыхэкономических условиях;
6) влияние стагфляции на эффективность труда;
7) проблемы занятости населения в условиях рыночнойэкономики;
8) влияние эффективности труда на темп экономическогоприроста и благосостояние трудящихся;
Из изложенных выше вопросов видно, что именнопроизводительность труда является основным показателем экономическойэффективности производства отрасли и каждого предприятия. Повышениепроизводительности труда – один из объективных экономических законов присущихкаждой общественно экономической формации. Этот закон выражается в том, чтоблагодаря развитию производительных сил, общество сокращаетобщественно-необходимые затраты труда на изготовление различных продуктов,предназначенных для личного или общественного потребления.
Наша страна, встав на путь рыночной экономики, столкнулась смногообразием проблем ускорения социально-экономического развития. Поэтомуправительство для их решения на первый план выдвинуло обеспечение устойчивыхтемпов роста производительности труда. Это вызвало необходимость углублённогоисследования процесса формирования затрат и результатов труда, разработкикомплекса важнейших практических рекомендаций по повышению производительноститруда, рассмотрение всех факторов её роста.
Рост производительности труда является одним из важнейшихфакторов повышения эффективности производства. При планированиепроизводительности труда на любом предприятие важнейшей задачей являетсявыявление и использование резервов её роста. Это есть конкретных возможностейповышения производительности труда. Резервы роста производительности труда –это такие возможности экономии общественного труда, которые хотя и выявлены, нопо разным причинам не использованы. Взаимодействие факторов и резервов состоитв том, что если факторы представляют собой движущие силы, или причины измененияеё уровня, то использование резервов – это непосредственно процесс реализациидействия тех или иных факторов. Степень использования резервов определяетуровень производительности труда на любом предприятии.

Глава 1. Общая характеристика производительности труда
производительность труд рыночная рабочий
1.1 Значение, факторы и резервы роста производительноститруда
Производительность труда характеризует эффективность,результативность затрат руда и определяется количеством продукции,произведённой в единицу рабочего времени. Под ростом производительности трудаподразумевается экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовленииединицы продукции или дополнительное количество произведённой продукции вединицу времени, что не посредственно влияет на эффективность производства.
Ускоренный рост производительности труда находит своёпроявление в:
1) увеличение массы продукции, создаваемой при использованииресурсов труда;
2)снижение затрат труда на единицу продукции;
3) снижение затрат заработной платы на один рубль продукции;
4) повышение качества продукции;
5) увеличение количества новой продукции и быстроепродвижение её на рынок;
6) увеличение массы и нормы прибыли.
Из перечисленного с уверенностью можно сказать, чтоускоренный рост производительности труда обуславливает снижение издержек иполучение прибыли, необходимой доля развития производства. Наряду с этим ростпроизводительности является основой повышения заработной платы и доходыработников. Следует отметить, что высокий уровень заработной платы делаетпредпринимателя более конкурентоспособным как покупателя на рынке труда: онможет привлечь и удержать квалифицированные кадры, произвести их качественныйотбор, заложив тем самым базу для дальнейшего развития предприятия.
Среди обстоятельств, влияющих на уровень производительноститруда можно выделить факторы. Они весьма разнообразны, но всё их множествоможно объёдинить по степени регулируемости, по содержанию, по характерувоздействия.
По степени регулируемости делятся на:
1) Не регулируемые – наподдающие регулированию со сторонысубъекта экономической деятельности.
2) Частично регулируемые, например, изменение ассортимента продукции,затрат труда, основного капитала, материалов на единицу продукции.
3) Регулируемые, которые по своему содержанию делятся на тригруппы:
а) материально – технические к которым относят:
o модернизациюдействующего оборудования;
o заменаустаревшего оборудования новым;
o повышения уровнямеханизации и автоматизации производства;
o использованиеновых, прогрессивных видов сырья и материалов, новых источников энергии;
o повышениекачества продукции.
Использование этих факторов крайне актуально для современнойРоссии, так как их применение находит своё отражение в снижении себестоимостина единицу продукции.
б) организационные факторы, к которым относят:
o совершенствованиев организации управления;
o совершенствованиеорганизации производства;
o улучшение егоматериально-технического и кадрового обеспечения;
o совершенствованиеорганизаций труда.
Особенность их воздействия заключается в существенном влияниина использование фонда рабочего времени, сокращение его потерь и нерациональныхзатрат.
в) социальные факторы. К числу важнейших относят:
o материальная иморальная заинтересованность в результате труда;
o уровеньквалификации и профессиональная подготовка кадров;
o отношение к трудуи трудовая дисциплина;
o здоровье иуровень благосостояния;
o взаимоотношение вколлективе, его стабильность и сплоченность.
Воздействие социальных факторов проявляется в ростеудовлетворённости трудом, повышением трудовой активности, инициативы,ответственности и самодисциплины.
По характеру воздействия факторы делятся на:
1) прямые (материально-технические и организационные);
2) косвенные – к которым относятся большинствосоциально-экономических факторов.
Неиспользованные возможности производительности труда в связис действием определённых факторов являются резервами роста производительноститруда. Они выступают как не использованные возможности сокращения затрат трудапод воздействием тех или иных факторов.
Все резервы делятся на две группы:
1) резервы улучшения живого труда: относятся все резервы,связанные с организацией условий труда, структурой и расстановкой кадров,обеспечение материальной и моральной заинтересованности работников врезультатах труда.
2) резервы более эффективного использования основных иоборотных фондов: включает резервы лучшего использования основныхпроизводственных фондов (машин, механизмов и прочее), а также более экономногоиспользования труда, материалов, топлива, сырья.
По признакам возможности использования резервов делят:
1) На резервы запаса. Например, недоиспользованияоборудования по мощности.
2) Резервы потерь. Например, потери рабочего времени, брак,перерасход топлива.
По месту выявления и использования резервы подразделяются на:
1) общегосударственные, связанные с размещение предприятии,рациональным использование занятого населения и другое;
2) региональные – это возможности лучшего использованияпроизводительных сил, имеющихся в данном регионе.
3) межотраслевые – связаны с возможностью улучшения связеймежду предприятиями разных отраслей;
4) отраслевые — это специализация предприятий, концентрация икомбинирование производства, совершенствование техники и технологии;
5) внутрипроизводственные – имеют важнейшее значение, таккак, в конечном счете, все их виды выявляются и реализуются непосредственно напредприятиях.
1.2 Методы измерения производительности труда
Проблема измерения производительности труда является не менеесложной, чем определение самой сущности данной экономической категории, поэтомуна практике в лёгкой промышленности в зависимости от способа измерениярезультата деятельности (выработки) используют следующие методы.
1) Натуральный метод – выраженный в физических единицах(штуки, метры и проч.), наиболее точно отражает динамику продуктивности труда.Однако он применим при выпуски одинаковой продукции, поэтому употребляетсятолько на уровне отдельного рабочего места, участка и т.п.
2) Условно – натуральный метод, не теряя достоинствнатурального, несколько расширяют сферу применения. Он используется дляприведения разной, но однородной продукции к условному измерителю по определённомупараметру, например по нормированной трудоёмкости, если в номенклатуру входятразные виды обуви, а за условный натуральный измеритель (условная пара обуви)принимается только один её вид.
3) Универсальным является стоимостной (денежный) метод какполностью сопоставимый применительно к разным видам продукции, работ услуг ипозволяющий произвести измерение в денежных единицах.
Сложность методики применения этого метода заключается ввыборе наиболее приемлемого для конкретных условий способа исчислений объёмовпроизводства. Поэтому наиболее употребительными методами измерения объёмовпроизводства являются показатели валовой, товарной и реализованной продукции.
Валовая продукцией — включает стоимость товарной (готовой креализации) продукции по ценам реализации за вычетом косвенных налогов- НДС,акцизов, таможенных сборов, а также всё произведённое для собственных нужд икапитального строительства.
Товарная продукция – стоимость продукции предназначенной иготовой к реализации в ценах реализации. Реализованная продукция отличается оттоварной на сумму предназначенной для реализации, но нереализованной продукции.
Чистая продукция – товарная продукция за вычетом материальныхзатрат и амортизации, включает заработную плату с отчислениями и прибыль.
Условно-чистая продукция – товарная продукция за вычетомматериальных затрат. Она включает заработную плату с отчислениями, прибыль,амортизацию.
4) Метод нормативной стоимости обработки (НСО) широкоприменяется для определения объёмов производства и производительности труда влёгкой промышленности. В нормативы стоимости обработки включаются:
*заработная плата рабочих с начислениями;
*норматив цеховых расходов;
*нормативобщезаводских расходов.
Производственные материальные затраты в НСО не входят. Ненаходят в ней отражение и прибыль. В условии рыночной экономики метод НСОследует отнести, как и метод нормативной чистой продукции, к аналитическим, ноне основным методам измерения объёмов и производительности труда.
Поскольку в условиях рыночных отношений между конечнымрезультатом производства и показателем производительности труда должнаподдерживаться постоянная связь, представляется целесообразно вести новый методизмерения, основанный на соизмерении объёмов произведённой или реализованнойпродукции с совокупными затратами труда в текущих ценах. При таком измерениисущественно измеряется и круг факторов, влияющих на производительность труда.
 
1.3 Особенности этапа НТП и технологии подготовки рабочихкадров
Интересы дальнейшего подъёма производительности труда иэффективности общественного производства в нашей стране требуютпоследовательного повышения уровня комплексной механизации и автоматизации навсех участках производства в зависимости от конкретных технологическихособенностей предприятий.
До последнего времени на предприятиях главное вниманиеуделялось механизации основных производственных процессов. В результатеобразовалась диспропорция в механизации труда на различных производственныхучастках. Поэтому комплексная механизация всего производства представляет собойодну из важнейших задач технической политики руководства предприятия.Осуществление комплексной механизации производства создаёт необходимые условиядля перехода к комплексной автоматизации, являющейся высшей ступеньюмеханизации труда.
Процесс автоматизации производства освобождает работника отвыполнения механических функций, резко увеличивая задачу осмысления информации.Важнейшими становятся задачи обслуживания и наладки оборудования, обеспечениянепрерывности работы системы агрегатов, и т.д.
Механизация, автоматизация и компьютеризация производствапозволяют передавать технике не только физические, но и сложныеинтеллектуальные операции, оставляя работнику творческие, виды деятельности.Всё это повышает интеллектуальное содержание труда, требования к степениответственности и уровню квалификации работников.
Актуальным и значимым на современном этапенаучно-технического прогресса становится качество продукции и оказываемыхуслуг. При этом под ним понимается не только надёжность и бездефектностьпродукции, но и способность максимально удовлетворять разнообразные потребностиклиентов.
Именно качество продуктов и услуг становится решающимконкурентным преимуществом на рынке. Ориентация на конкретного потребителястановится доминирующей культурой организаций, что усиливает потребность вболее высоком уровне общего и профессионального образования работников,развитии у них способностей к постоянному обучению и творчеству. Поэтомусуществует чёткая взаимосвязь между уровнем квалификации рабочей силы иповышением производительности. С одной стороны, производительный труд вреальных технологических, экономических и организационных условиях требуетвысококвалифицированных работников широкого профиля. С другой стороны,существующие профессиональные навыки и квалификация рабочей силы ограничиваютвозможности реакции предприятия на изменение рыночного спроса. Таким образом, сэкономической точки зрения «человеческие ресурсы» больше не могут оцениватьсякак технически заменяемый фактор, а должны рассматриваться как фактор,ограничивающий повышение производительности, внедрение нововведений и достижениеэкономического успеха.
При таких обстоятельствах важной задачей является убедитьруководство предприятия, что профессиональная квалификация и мастерствоявляются важным фактором роста производительности и конкурентоспособности,повышение профессионального мастерства – это не только забота системыобразования, но и главная составная часть политики производительности.
Развитие работников в организации предполагает использованиеразличных видов обучения:
o подготовку;
o переподготовку;
o повышениеквалификации.
Подготовка персонала – это формирование у работников знаний инавыков в определённой профессиональной сфере, т.е. обучение лиц, ранее неимевших профессии. Начальную профессиональную подготовку кадров осуществляютпрофессиональные образовательные учреждения.
Переподготовка персонала – обучение лиц, имеющих определённыепрофессии, т.е. получение новых профессий или специальностей. Одной изразновидностей переподготовки кадров является обучение вторым (смежным)профессиям с целью расширения их профессионального профиля.
Повышение квалификации персонала – это углубление, расширениеи дополнение приобретённой квалификации, то есть обучение лиц, имеющихпрофессию, с целью их профессионального совершенствования.
В условиях совершенного этапа научно-технического прогрессавозникают задачи создания модели систематического и непрерывного обученияперсонала.
В нашей стране это связано со следующими факторами:
1.Развитие современных технологий обусловливает мобильность идинамизм квалификации. На лицо устаревание профессиональных знаний во всехсферах деятельности в связи с бурным развитием науки и технологий.
2. Применение новых методов организации труда, то естьподготовка человека не по одной специальности.
3. Уровень квалификации работников на предприятиях во многомне отвечает требованиям рыночной экономики и является серьёзным сдерживающимфактором проведения экономических реформ. Особенно критическое положение сквалификацией руководителей и специалистов, которым недостаёт компетентности,управленческой культуры, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях.
1.4 Сущность эффективности труда в условиях рыночнойэкономики
Производительность труда – показатель экономическойэффективности трудовой деятельности работников. От уровня и динамикипроизводительности труда зависят развитие общества и уровень благосостояниявсех его членов. Существует понятие эффективность труда. Она шире, чемпроизводительность и включает кроме экономического ещё психологический исоциальный аспекты. Психофизиологическое эффективность труда определяетсявоздействием трудового процесса на организм человека.
С этой точки зрения эффективным может быть призван толькотакой труд, который наряду с определённой производительностью обеспечиваетбезвредные, благоприятные, санитарно-гигиенические условия и безопасность,возможности всестороннего развития физических, умственных сил и способностейчеловека в процессе труда. Отсюда вытекает понятие социальной эффективноститруда, которое включает требование гармоничного развития личности каждогоработника, повышение его квалификации и расширение производственного профиля,формирование позитивного социального климата в трудовых коллективах. Еслиуказанные требования не соблюдаются, то неизбежно снижаются и темпыэкономического прироста предприятия. Так неблагоприятные санитарногигиенические и вредные для здоровья условия труда вызывают потери рабочеговремени в связи с заболеваемостью, предоставлением дополнительных отпусков,сокращение самого активного периода трудовой деятельности. Негативныесоциальные взаимоотношения в трудовых коллективах могут также существенноснизить производительность труда при прочих равных условий организаций. И так,эффективность труда обуславливается его производительностью в их теснойвзаимосвязи.
Однако Россия, встав на путь экономических реформ, наткнуласьна большие проблемы, которые не были предвидены ни в деталях, ни в целом.Страна оказалась в условиях затяжного стагфиляционного заболевания, при которомдолгое время сохраняется высокая безработица, происходит спад производства,бесконечный рост цен и сочетание экономического кризиса с инфляцией. Врезультате все эти негативные процессы отрицательно повлияли на производительностьтруда и его эффективность. Простои на предприятиях привели к неплатежам, задалценностям, задержкам в расчётах, невыплатой в срок заработной платы. Вследствиеэтого произошло отчуждение работника от средств производства, пропал личныйинтерес каждого повышать эффективность труда и улучшать качественные показателисвоей работы.
Кроме того, в любом обществе существует связь и взаимосвязьмежду трудоспособным населением и характером его участия в общественномпроизводстве. Совокупность экономических отношений, которые связаны собеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности,рассматривается как занятость. Она характеризует деятельность граждан,связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей в сфере труда. Впериод социализма в нашей стране в общественную трудовую деятельность былавовлечена большая часть трудоспособного населения. Переход к рыночной экономикепривёл не только к спаду производства, но и к проблемам с занятостью. Многиепредприятия в условиях рынка оказались не способны развивать свои производства,поэтому стали сокращать численность работников. В результате началасьбезработица, которая лишила человека развивать свои профессиональныеспособности и получать заработную плату. За годы реформ сократилась долязанятых в промышленности, строительстве, науке и возросла доля занятых вторговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, а также в аппаратеорганов управления. В регулировании механизма занятости населения, снижениябезработицы и сглаживание её последствий существенная роль отводитсягосударственным органом службы занятости всех уровней. Однако решить проблемы сзанятостью населения и повысить эффективность общественного труда возможнотолько в условиях развивающегося производства, а для этого необходима чёткаясбалансированная политика реформ, проводимая государством.
 

Глава 2. Показатели и расчёт производительности труда
 
2.1 Показатели производительности труда
Существуют следующие показатели производительности труда:выработка и трудоёмкость.
Выработка – это количество выработанной продукции за единицувремени или количество продукции, которая приходится на одногосереднеобликового работника или рабочего за год, квартал, месяц.
/>
В=Q/Чсп ,
где В — выработка,
Q — объём выработанной продукции,
Чсп — среднесписочная численность работников. или
/>
В=Q/T ,
Где В – выработка,
Q – объём выработанной продукции,
Т – затраты рабочего времени.
Существуют показатели выработки:
1) часовая – характеризует производительность труда за времяфактически отработанной.
/>
/>/>Вчас.=Qза мес. (квартал, год)
                   Тчас. ,
Где Тчас.- количество часов, отработанных всемирабочими за месяц (квартал, год).
2) дневная – зависит также от длительности рабочего дня ииспользования рабочего времени внутри изменения. Влияют внутрипеременныепростои и убытки времени.
/>В дн.= Q за мес. (квартал, год)
            Т(человеко-дней) ,
Где Т(человеко-дней) – количество дней,отработанных всеми рабочими за месяц(квартал, год).
Трудоёмкость – это показатель, который характеризует затратывремени на единицу продукции (то есть обратная величина выработки).
Тр=Т/Q,где
Тр – трудоёмкость на единицу продукции,
Т – затраты рабочего времени,
Q – объём выработанной продукции.
Чем большая выработка продукции за единицу времени, или чемменьшие затраты времени на единицу продукции, тем высший уровеньпроизводительности труда. Однако процент повышения выработки не равнозначенпроценту снижения трудоёмкости.
Необходимо всегда помнить, что трудоёмкость уменьшается востолько раз, во сколько раз растёт производительность труда.
 
2.2 Расчёт резервов роста производительности труда поорганизационным группам
По группе «недостатки в оперативном управлениипроизводством».
Нарушение сроков запуска в производство отдельных видовпродукции и отдельных её компонентов являются причиной простоев рабочих,которые возможны вследствие перебоев в материально-техническом снабжении инечистой работы транспортных и складских служб.
Экономия трудовых затрат (Эт) в данном случае обусловленасокращением потерь рабочего времени, вызванных этими причинами, и определяетсяпо формуле:
/>/>Эт =    (1- 100-Упр * Фр.впл-tпдн)*100
                100               Фр.впл ,
гдеУпр — удельный вес простоев рабочихиз-за отсутствия на рабочих местах материалов, деталей, полуфабрикатов, % ксменному времени;
Tпдн — потери рабочего времени из-за целодневных простоев врасчёте на одного рабочего по тем же причинам;
Фр.впл -плановый фонд рабочего времени одногорабочего, ч.
По группе «недостаточно рациональная организацияпроизводства».
При нерациональной расстановке оборудования увеличиваетсяпуть, проходимый предметами труда в процессе их обработки. В результатеувеличиваются затраты труда рабочих на межоперационную транспортировку.
Экономия рабочей силы (Эч) в результате устранения этихнедостатков определяется по формуле:
/>Эч =     Ч (tфактi – tрасчi)
                     Фр.в.см
Где
— суммарная численность рабочих на участке, в цехе, чел.;
tфактiи tрасчi — соответственно фактическое и расчётное время,затрачиваемое в течение рабочего дня i-м рабочим на перемещение предметов труда к своему рабочему месту спредыдущей операции, мин;
Фр.в.см — сменный фонд рабочего времени одногорабочего, мин.
По группе «недостатки в организации труда»
Совмещение профессий и функций позволяет существенно повыситьвремя занятости в течение смены у тех работников, которые по условиямпроизводства не могут быть загружены полностью по своей основной профессии.Экономия рабочей силы (Эч) за счёт реализации данного резерва рассчитывается поформуле:
/>Эч =      (Ч — Чс)*(tз.с — tз.н)
                 tсм,                 где
Ч — численность рабочих, которые по условиям производства немогут быть полностью загружены в течение смены по своей основной профессии.;
Чс — численность рабочих, совмещающих профессии ифункции, чел. ;
tз.с — среднее время занятости рабочего по основной и совмещаемойпрофессиям в течение смены;
tЗ.Н — среднее время занятости рабочего по основной профессии у несовмещающих профессии и функции в течение смены, ч;
tсм — продолжительность рабочей смены, ч.
 
2.3 Расчёт темпа роста производительности труда
При изучении вопроса об экономическом содержаниипроизводительности труда надо исходить из того, что труд, затрачиваемый напроизводство продукции состоит из живого труда, расходуемого в данный момент впроцессе производства продукции, и прошлого труда овеществлённого в раннеесозданной продукции, и используемого для производства новой. Общая тенденцияроста производительности труда проявляется в том, что доля живого труда визготовляемой продукции уменьшается, а доля прошлого увеличивается, при этомобсалютная величина затрат живого и осуществлённого труда на единицу продукциисокращается. В этом и состоит сущность производительности труда. /13/
1.Индекс производительность труда (Iпт). Измерение производительности трудаза определённый период по показателем выработки или трудоёмкости определяетсяпри помощи следующих формул:
Iпт=Во/Вб
Во — выработка в отчётном периоде;
Вб — выработка в базовом периоде.
Iпт=Тро/Трб
Тро — трудоёмкость в отчётном периоде;
Трб — трудоёмкость в базовом периоде.
2.Темп роста производительности труда (ПТ) на планируемый год определяетсяотношением планового уровня производительности труда к базисному в процентах.Расчёт темпа роста производительности труда осуществляется на основеэкономической оценки влияния отдельных факторов на уровень выработки продукции.В качестве меры влияния этих факторов на рост производительности трудапринимается относительная экономия рабочей силы. Планирование темпа ростапроизводительности труда по участкам, цехам, рабочим местам, производитьсяпрямым методом по формуле:
ПТ = Во/Вб*100%
ПТ = Тро/Трб*100%
/>
3.Значительноевлияние на темп роста производительности труда оказывает достижение в НТП,которое проявляется в использование экономичного оборудования и современнойтехнологии, что способствует экономии живого труда (зарплата) и увеличениюпрошлого труда (амортизация). Однако прирост стоимости прошлого труда всегдаменьше, чем экономия живого труда, иначе внедрение достижений НТП экономическине оправдано. В целом по предприятию (фирме) планирование темпа приростапроизводительности труда (∆ПТ)осуществляется по формуле:
∆ПТ = (Во-Вб)/Вб*100%
∆ПТ = (Трб-Тро)/Тро*100%
 

Глава 3. Экономическая оценка эффективностииспользования трудовых ресурсов в СПК «Комайский»
 
3.1 Определение производительноститруда в СПК «Комайский»
 
Производительность труда — способность конкретного труда производить в единицувремени определенное количество продукции.
Производительность труда (Пт) в сельском хозяйствехарактеризуется следующими основными показателями.
1. Объем валовой продукции в натуральном или денежномвыражении (ВП) в расчете на единицу рабочего времени (Т):
Пт = ВП / Т (3.1)
2. Объем валовой продукции в денежной оценке в расчете наодного среднегодового работника (Р):
Пт = ВП / Р (3.2)
3. Трудоемкость продукции (Тем)- затраты рабочеговремени (чел.-ч) на единицу продукции (ц):
Тем = Т / ВП (3.3)
 
Косвенные показатели производительности труда характеризуют затраты труда навыполнение определенного объема работ. К ним относятся: затраты труда на 1 гапосевов или садов и ягодников, на одну голову животных по видам; нагрузкаплощади посева или плодово-ягодных насаждений на одного работника; объем работ,выполненных в единицу времени; затраты труда на выполнение отдельных операций(вспашка, культивация, посев и т.д.). Косвенные показатели исчисляются напромежуточных стадиях производства сельскохозяйственной продукции и позволяютанализировать изменения затрат труда в течение года, оперативно устранятьвыявленные недостатки и таким образом активно воздействовать на конечныерезультаты труда.
В процессе производства продукции участвует не только живойчеловеческий труд, но и прошлый, овеществленный в средствах производства(машинах, посадочном материале, топливе, семенах, кормах и т.д.). Повышениепроизводительности общественного труда заключается в том, чтобы доля живоготруда сокращалась, а доля овеществленного — возрастала, но при этом общая массатруда, заключенная в единице продукции, уменьшалась.
Затраты живого труда подразделяют на прямые и косвенные. Прямыезатраты труда — это труд рабочих (механизаторов, животноводов и т.д.),непосредственно связанных с производством определенных видов продукции. Ониполностью относятся на продукцию соответствующей отрасли. Косвенные затратытруда — труд работников, занятых обслуживанием и управлением отраслями,хозяйством в целом (агрономов, зоотехников, инженерно-технического персонала ит.д.).
Затраты труда выражают в рабочем времени, которое учитываетсяв человеко-часах и человеко-днях.
Дано:Произведено продукции, ц: /> 2007 2008 2009 Зерна 143800 197350 156940 Картофеля 9040 6800 6010 Молока 83190 95740 104270 Привес КРС 6840 6600 6680 Привес поросят 24290 25420 27420 Затраты труда на производство продукции, тыс. чел.-ч: Зерна 255 118 103 Картофеля 32 30 32 Молока 427 449 471 Привес КРС 203 194 166 Привес поросят 207 206 192 Среднегодовая численность работников занятых в производстве, чел.: Зерно 27 25 26 Картофель 7 6 8 Молоко 155 167 163 Привес КРС 49 40 44 Привес поросят 84 83 82 Данные в целом по хозяйству
Валовая продукция млн.руб.
Валовая продукция тыс. у.е.
18477
6159,0
22345
7448,333
30473
10157,667 Среднегодовая численность работников, человек 622 625 648 Затраты рабочего времени на производство продукции, тыс. чел.-ч 1583 1622 1675
Решение:
Количество произведенного зерна в натуральномвыражении в расчете на единицу рабочего времени :
2007 год – 143800 ц / 255000 чел.-ч.
2008 год – 197350 ц / 118000 чел.-ч.
2009 год – 156940 ц / 103000 чел.-ч.
Количество произведенного картофеля внатуральном выражении в расчете на единицу рабочего времени:
2007 год – 9040 ц / 32000 чел.-ч.
2008 год – 6800 ц / 30000 чел.-ч.
2009 год – 6010 ц / 32000 чел.-ч.
Количество произведенного молока в натуральномвыражении в расчете на единицу рабочего времени:
2007 год – 83190 ц / 427000 чел.-ч.
2008 год – 95740 ц / 4498000 чел.-ч.
2009 год – 104270 ц / 471000 чел.-ч.
Количество произведенного привеса КРС внатуральном выражении в расчете на единицу рабочего времени:
2007 год – 6840 ц / 203000 чел.-ч.
2008 год – 6600 ц / 194000 чел.-ч.
2009 год – 6680 ц / 166000 чел.-ч.
Количество произведенного привеса свиней внатуральном выражении в расчете на единицу рабочего времени:
2007 год – 24290 ц / 207000 чел.-ч.
2008 год – 25420 ц / 206000 чел.-ч.
2009 год – 27420 ц / 192000 чел.-ч.
Количество произведенного зерна в натуральномвыражении в расчете на одного среднегодового работника = 63 800 ц / 30 чел.
2007 год – 143800 ц / 27 чел.
2008 год – 197350 ц / 25 чел.
2009 год – 156940 ц / 26 чел.
Количество произведенного картофеля внатуральном выражении в расчете на одного среднегодового работника:
2007 год – 9040 ц / 7 чел.
2008 год – 6800 ц / 6 чел.
2009 год – 6010 ц / 8 чел.
Количество произведенного молока в натуральномвыражении в расчете на одного среднегодового работника:
2007 год – 83190 ц / 155 чел.
2008 год – 95740 ц / 167 чел.
2009 год – 104270 ц / 163 чел.
Количество произведенного привеса КРС внатуральном выражении в расчете на одного среднегодового работника:
2007 год – 6840 ц / 49 чел.
2008 год – 6600 ц / 40 чел.
2009 год – 6680 ц / 44 чел.
Количество произведенного привеса свиней внатуральном выражении в расчете на одного среднегодового работника:
2007 год – 24290 ц / 84 чел.
2008 год – 25420 ц / 83 чел.
2009 год – 27420 ц / 82 чел.
Объем валовой продукции в денежном выражении в расчете наединицу рабочего времени = 1391610 у.е. / 415970 чел.-ч.
2007 год – 6159000 у.е. / 1583000 чел.-ч.
2008 год – 7448333 у.е. / 1622000 чел.-ч.
2009 год – 10157667 у.е. / 1675000 чел.-ч.
Объем валовой продукции в денежной оценке в расчете на одногосреднегодового работника = 1391610 у.е. / 210 чел.
2007 год – 6159000 у.е. / 622 чел.
2008 год – 7448333 у.е. / 625 чел.
2009 год – 10157667 у.е. / 648 чел.
Полученные результаты:
Количество произведенного зерна в натуральномвыражении в расчете на единицу рабочего времени:
2007 год – 0,564
2008 год – 1,672
2009 год – 1,524
Количество произведенного картофеля внатуральном выражении в расчете на единицу рабочего времени:
2007 год – 0,283
2008 год – 0,227
2009 год – 0,188
Количество произведенного молока в натуральномвыражении в расчете на единицу рабочего времени:
2007 год – 0,195
2008 год – 0,213
2009 год – 0,221
Количество произведенного привеса КРС внатуральном выражении в расчете на единицу рабочего времени:
2007 год – 0,034
2008 год – 0,034
2009 год – 0,040
Количество произведенного привеса свиней внатуральном выражении в расчете на единицу рабочего времени:
2007 год – 0,117
2008 год – 0,123
2009 год – 0,143
Количество произведенного зерна в натуральномвыражении в расчете на одного среднегодового работника:
2007 год – 5325,9
2008 год – 7894,0
2009 год – 6036,2
Количество произведенного картофеля внатуральном выражении в расчете на одного среднегодового работника:
2007 год – 1291,4
2008 год – 1133,3
2009 год – 751,3
Количество произведенного молока в натуральномвыражении в расчете на одного среднегодового работника:
2007 год – 536,7
2008 год – 573,3
2009 год – 639,7
Количество произведенного привеса КРС внатуральном выражении в расчете на одного среднегодового работника:
2007 год – 139,6
2008 год – 165,0
2009 год – 151,8
Количество произведенного привеса свиней внатуральном выражении в расчете на одного среднегодового работника:
2007 год – 289,2
2008 год – 306,3
2009 год – 334,4
Объем валовой продукции в денежном выражении в расчете на единицурабочего времени:
2007 год – 3,89
2008 год – 4,59
2009 год – 6,07
Объем валовой продукции в денежной оценке в расчете на одногосреднегодового работника:
2007 год – 9901,9
2008 год – 11917,3
2009 год – 15676,9
3.2 Резервы и путиповышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве
Переход экономики сельского хозяйства к рынку может бытьобеспечен лишь на базе высокопроизводительного труда, так как его эффективность– единственный источник прироста объемов сельскохозяйственной продукции. Дляэтого необходимо прежде всего поэтапно решить две задачи:
· Оживлениетрудовой активности населения и деловой активности руководителей предприятий,что позволит достичь необходимого уровня производства и производительноститруда;
· Стимулированиеинноваций для технического оснащения и перевооружения сельскохозяйственногопроизводства. Понятно, что последняя задача является долгосрочной и может бытьрешена в более отдаленной перспективе.
На рост производительности труда большое влияние оказываетэффективное использование трудовых ресурсов. Согласно социологическимисследованиям установлено, что в настоящее время в полную силу трудится третьработников сельского хозяйства. Столь отрицательная ситуация сложилась врезультате плохой организации руда, недостатков в системе материальногостимулирования, низкой эффективности управления производством.
Для повышения эффективности использования трудовых ресурсов,роста производительности труда в сельском хозяйстве необходимо:
· Устранитьразличия между существующими социальными, культурно-бытовыми и материальнымиусловиями жизни работников сельского хозяйства и современными требованиями кним;
· Перейти кмногоукладной экономике, базирующейся на различных формах собственности ихозяйствования, что повлечет за собой более рациональное использованиематериальных и трудовых ресурсов;
· Создать насельскохозяйственных предприятиях цехи по переработке продукции сельскогохозяйства и производству промышленных товаров из местного сырья, филиалыпромышленных предприятии и пр.
Сочетание сельскохозяйственного и промышленного труда на селедаст возможность в районах с избытком рабочей силы полнее использоватьимеющийся трудовой потенциал, а там, где не хватает, уменьшить темпы миграции истабилизировать трудовые коллективы в хозяйствах.
Кроме того, состав рабочей силы по структуре ипрофессиональной подготовке не отвечает требованиям современного производства.Система профессиональной подготовки и повышения квалификации работниковсельского хозяйства должна ориентироваться на подготовку специалистов дляработы в рыночных условиях. Это обеспечит рост производительности труда и будетспособствовать сокращению общей потребности отросли в трудовых ресурсах.
Таким образом, для повышения производительности труда всельском хозяйстве необходимо провести ряд мероприятий:
1. Установить такойуровень цен, который должен обеспечивать нормально работающим предприятиям возмещениезатрат и паритетность ценового обмена. Реальной нормативной базой, котораяболее или менее отражала бы в динамике эквивалентность обмена продукциисельского хозяйства на промышленную, могут быть индексы соотношения количествазерна, мяса, молока в целях реализации, обеспечивающие приобретение 1 тгорючего, удобрений, 1 трактора, комбайна и т.д. Именно за таким паритетныминдексом должно следить государство и регулировать его. Диспаритет цен выражаетотношение государства к сельскому хозяйству.
2. Восстановитьпрактику предварительного финансирования сельскохозяйственных предприятий подреализуемую продукцию.
3. Остановитьпроцесс деинвестирования сельского хозяйства и разрушения его производственныхмощностей. Государству необходимо изыскать резервы для субсидирования аграрногосектора. Ибо даже в странах с развитой рыночной экономикой государствоосуществляет протекционизм по отношению к аграрной сфере экономики. Без этогоневозможны научно-технический прогресс и выход отрасли из кризисного состояния.
4. Произвестикомплексную механизацию производственных процессов на основе системы машин, чтопозволит повысить производительность труда более чем в два раза. Увеличение егофондовооруженности является важнейшим фактором экономического роста, повышенияурожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных за счетинтенсификации сельского хозяйства.
5. Повысить качестворабочей силы, универсализировать ее труд, подготовить и переподготовить кадры. Главным недостатком нашей системы подготовки рабочих кадров является то,что в ее основу положена ошибочная технократическая политика, обусловившаяпоявление многочисленных, малосодержательных профессий и специальностей,получатели которых слабо владеют агрозоотехническими, экономическими, правовымии экологическими знаниями. В перспективе в аграрном производстве преобладающимитипами работников должны стать крестьянин универсал и мастерсельскохозяйственного производства, владеющие несколькими в растениеводстве иживотноводстве, имеющие необходимые экономические знания. Системапрофессиональной подготовки и повышения квалификации работников должнаориентироваться на подготовку для работы в рыночных условиях.
6. Совершенствоватьформы хозяйствовании и обеспечить равные экономические и юридические условиявсем формам хозяйствования, которые гарантировали бы крестьянину свободувыбора, социальную защиту, а также возможность стать реальнымсобственником средств производства, произведенной продукции и получаемогодохода.
7. Обеспечитьэффективную занятость населения за счет снижения уровня скрытой безработицы.Создать новые рабочие места на селе путем развития сферы переработки, храненияи реализации продукции.

Заключение
Из проделанной мною работы видно, что резервы повышенияпроизводительности труда имеют огромное значение для каждого предприятия. Досих пор вопрос о факторах и резервах роста является главным и актуальным визучении рыночного хозяйственного механизма российской экономики.
Рассмотрев тему «Производительность труда и резервы ее роста»,можно отметить, что в современной теории и практике под производительностьютруда часто понимается показатель, характеризующий отдачу каждой единицыиспользуемого ресурса труда. Эта отдача может определяться, как продуктивностьтрудовой деятельности и как эффективность затрат, связанных с привлечением ииспользованием ресурса труда.
Повышение производительности труда имеет существенноезначение как фактор увеличения выпуска продукции, снижения издержек и повышениямассы и нормы прибыли, обеспечение благосостояния работников, повышениеконкурентоспособности фирмы, а на макроуровне — как определяющий факторэкономического роста и повышения уровня жизни населения.
На уровень и динамику производительности труда влияетсовокупность факторов, а также внешние условия, усиливающие или ослабляющие ихдействие. Особое значение для повышения производительности труда имеютвнутренние регулируемые факторы: материально-технические, организационные,социальные. Недооценка значимости социальных факторов ведёт к снижению эффективноститрудовой деятельности, росту социальной напряжённости на предприятии.Немаловажное значение имеют и внешние частично регулируемые факторы, такие какизменение структуры и ассортимента продукции под воздействием рыночнойконьюктуры и уровень внешних поставок.
Резервы роста производительности труда тесно связаны сдействием определённых факторов. Поэтому если отдельный фактор рассматриватькак возможность, то использование связанного с ним резерва есть процесспревращения возможности в действительность. Классификация резервов роста поотдельным признакам и направлениям позволяет сгруппировать их в целую систему.Весьма важное значение приобретает работа по выявлению и использованию резервовроста производительности труда на конкретных предприятиях. Группировкавнутрипроизводственных резервов роста даёт возможность наиболее полно выявитьсостав и структуру резервов по каждой группе, количественно оценить резервы покаждому фактору.
Производительность труда может характеризоваться показателямиресурсоотдачи и ресурсоёмкости. Поэтому применяется целая совокупностьпоказателей по способу измерения результата деятельности и затрат для егодостижения, а также в зависимости от цели и уровня измерения. Под методамиизмерения производительности труда понимают качественно обособленные системы еёизмерения. Наиболее распространено применение стоимостных методов, а в лёгкойпромышленности метод нормативной стоимости обработки.
Немалую роль в повышении производительности труда отводитсянаучно-техническому прогрессу, который оказывает значительное влияние насложившиеся структуры трудовых коллективов. Современные трудовые коллективыдолжны характеризоваться способностью постоянно осваивать новые технологии ивыпускать новые виды продукции, умением создать атмосферу сплочённости исотрудничества.
В условиях рыночной экономики занятость населения являетсяиндикатором общественного воспроизводственного процесса. Однако дисбаланс междуспросом и предложением рабочей силы на рынке труда есть следствие появлениебезработицы. Она лишает человека возможности развивать свои профессиональныеспособности, получать заработную плату, что в результате ведёт к обнищаниюнаселения. Число безработных зависит от темпов экономического роста иэффективности труда.
В нашей стране на основе многообразных форм собственностисоздаются объективные предпосылки для ликвидации производительных потерьобщественного труда. Чтобы эти предпосылки практически реализовать в странесоздаётся такой хозяйственный механизм, который позволит органически увязать личныйэкономический интерес работника с повышением производительности его труда. Дляэтого уже произведено разгосударствление многих форм собственности ипроизводства, преодоление отчуждения работника от средств производства.
Итак, повышение производительности труда объективноспособствует прогрессу человечества, так как происходит рост материальногопроизводства, развитие науки, культуры, искусства, всех сторон цивилизации.

Список использованной литературы
 
1. Анализхозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. –6-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2006. – 652 с. – (Экономическоеобразование).
2. Экономикапредприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещиловский, В.Г. Гусаков, Е.И.Кивейша (и др.); под ред. П. В. Лещиловского, В. С. Тонковича, А.В. Мозоля. –2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 574с.
3. Государственнаяпрограмма возрождения и развития села на 2005–2010 // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь [Текст], 2005. – № 52.
4. Экономика предприятий и отраслей АПК: Практикум: учебное пособие /, А.А. Зеленовский, А.В.Королев, Синельников В.М. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 320 с.: ил.
5. Трудовой кодексРеспублики Беларусь.
6. Научные принципырегулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации. Мн., 2004. –(Агроэкономика)
7. Экономика АПК ввопросах и ответах: П. В. Лещиловский, Б.В. Ульянко. – Мн.: Ураджай, 1993. –352с.
8. Экономикапредприятий и отраслей АПК [Текст]: учебник / под ред. П.В. Лещиловского, Л.Ф.Догиля, В.С. Тонковича. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 574 с.
9. Журнал «Нашесельское хозяйство» № №1,2,3 2010г.
10. Экономическийпортал ekonomiks.at.ua
11. http://www./


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.