Курсоваяработа
На тему:
«Процедурабанкротства»
УФА – 2010
Введение
В настоящеевремя для развивающейся рыночной экономики России одним из самых актуальныхинститутов стал институт несостоятельности (банкротства).
Эффективныйрежим несостоятельности является важнейшим фактором надежного экономическогоразвития, гарантией возвратности долгов и укрепления коммерческих отношений.Как обоснованно отмечено Марком Хоуманом, «несостоятельность представляет собойне правовую, а коммерческую проблему, но коммерческую проблему, которую надорешать в правовых рамках. Для успешного решения ее нормативные положения должныприменяться с учетом возникшей коммерческой ситуации».
Актуальностьнашей работы заключается в том, что институт банкротства наиболее динамичнообновляющийся правовой институт в экономической сфере России: частый пересмотрправовых норм, непрерывный поиск компромисса интересов несостоятельныхдолжников, кредиторов, общества и государства.
Проблемы банкротства сохраняют свою актуальность вроссийской правоприменительной практике, несмотря на достаточно частоизменяемое нормативное регулирование в этой области.
Можно достаточно уверенно констатировать, чтодействующее законодательство не свободно от существенных недостатков,выражающихся как в неполноте или несправедливости регулирования по отдельнымвопросам, так и в отсутствии концептуальных идей, которые могли бы статьстержнем всего регулирования в целом.
Многие известные юристы в своих публикацияхзатрагивают тему банкротства: Витрянский В.В., Баренбойм П.Д., Лопач В.,Зинченко С.А., Никитина О., Свит Ю., Телюкина М.В. идругие. Это говорит о том, что тема банкротства заинтересовала достаточнобольшой круг участников хозяйственного оборота.
Данная курсовая работа затрагивает как вопросыистории российского законодательства (для понимания основных направлений развитияи корней современного законодательства), так и вопросы непосредственно связанныес современным законодательством в России: само понятие «несостоятельность»,основные положения законов, структура проведения процедуры банкротства и т.д.
Наша работа содержит моменты исследования различий иобщих моментов между законами о несостоятельности в России за последние 18 лети освещает положительные тенденции, наметившиеся в российском законодательстве.
Основной целью нашей курсовой работы являетсяосвещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий.
Основными задачами курсовой работы являются:рассмотрение понятия банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики;определение основных критериев несостоятельности и процедуры банкротства,установленные российским законодательством.
1. Несостоятельность(банкротство): содержание, формирование нормативной базы
1.1 Историяформирования основных аспектов законодательства о несостоятельности(банкротстве)
банкротствонесостоятельность процедура рыночный
Обращение кроссийским традициям гражданско-правового регулирования банкротствапредставляется мне необходимым, поскольку современный этап развития этогоинститута представляет не что иное, как продолжение тех традиций, которыезакладывались в России на протяжении многих столетий.
Своимикорнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. Первые отголоскиконкурсных отношений можно обнаружить в римском праве. Институт банкротствавсегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономическихпроцессов в обществе, обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственногооборота. Социальная и экономическая важность этого института вызываютнеобходимость разработки специального законодательства, а также механизмаспособного обеспечить адекватное правовое регулирование комплекса вопросов,связанных с банкротством. На сегодняшний день соответствующие отраслизаконодательства существуют во всех странах с рыночной экономикой. Угрозабанкротства побуждает не только предприятия, но и органы государственногоуправления принимать меры по восстановлению активного баланса и улучшению деятельностипредприятий. Законодательством предусмотрен комплекс мер по восстановлениюплатежеспособности должника, направленных на предотвращение массовыхбанкротств.
Слово«банкротство» происходит от латинских слов «скамья» (лат. bancus) и «сломанный» (лат. ruptus). «Банком» первоначальноименовалась устанавливаемая в людных местах (таких как рынки и ярмарки) скамья,на которой менялы и ростовщики проводили свои сделки и оформляли документы.После того, как владелец «банка» разорялся, он ломал свою скамью.
Историяинститута банкротства начинается с момента возникновения рыночных отношений.Становление рынка остро вызвало потребность устранить разрушительные дляэкономики последствия несостоятельности предпринимателей (ростовщиков, купцов,торговцев, банкиров, заводчиков, фермеров). И с первых же шагов активную рольздесь стало играть государство.
На первомэтапе вмешательство государственных органов носило карательный характер,который в большинстве своем сводился к простой мести. Так, «Закон XII Таблиц»предоставлял право кредиторам, в отношении которых обязательство не былоисполнено, применять к должнику членовредительные наказания, вплоть доразрубания его на части. Законы Германии, принятые в 1531 и 1540 гг.,должников приравнивали к ворам и предписывали подвергать их немедленной казни.
Вместе стем встречаются и «цивилизованные» формы ответственности. Например,предусматривается право кредитора на возмещение убытков от неисполненияобязательств.
Со временемпроизошло осознание, что кредитору, убившему должника, лучше от этого нестановилось, не возвращенный долг не переставал быть таковым. Постепеннозаконодательство качественно меняло свои установления, перенося акценты наимущественное обеспечение долга и его реальный возврат в натуре.
В Россииистоки зарождения института несостоятельности можно найти в «Русской Правде».Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда у должника несколькокредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служилапродажа должника на «торгу», но при условии, что несостоятельность должникавозникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежныесредства распределялись между кредиторами в соответствии с установленнымиправилами.
Делениенесостоятельности на категории и установление характера вины должникасвойственно исключительно русскому законодательству. Запад такой черты вхарактере своих народов не имеет.
Именнопоэтому многие считают, что учет в законодательстве и анализ судом причиннесостоятельности позволил бы предпринять наиболее действенные шаги ввозрождении рентабельных предприятий, но испытывающих временные трудности и,наоборот, открытии конкурсного производства в отношении безнадежных должников.
Любопытно,что уже в раннем законодательстве о несостоятельности вводилась очередностьудовлетворения требований кредиторов. Первым по очереди был князь, за ним – иностранныеи иногородние купцы, а последними – местные кредиторы. В более позднемроссийском законодательстве, например, «Уложении» Алексея Михайловича 1649 г.,преимущество в очередности кредиторов отдавалось государственной казне ииностранным кредиторам.
Возрождениеинтереса к регулированию отношений, связанных с несостоятельностью, происходитв России в XVIII веке. Так, в вексельном уставе 1729 года впервые былосформулировано понятие несостоятельности: «Когда приниматель векселя по слуху внароде банкротом учинился (то есть в неисправу и в убожество впал) и затем отбиржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, дозволяетсяпотребовать от него обеспечения в платеже (порук), а если откажет-топротестовать». Таким образом, закон дает четкие признаки банкротства: нарушениесроков внесения платежей, отсутствие имущества и попытка должника скрыться откредиторов. Однако в целом, в петровскую эпоху дела о банкротстве рассматривалиськоммерц-коллегией при участии Сената в основном на базе создаваемых ими жепрецедентов.
В 1740 г.появился кодифицированный законодательный акт – «Банкротский устав», а в 1800 г.– «Устав о банкротах». По Уставу 1800 г. банкротом считалось лицо, «немогущее сполна заплатить своих долгов». Вводилось три вида банкротства: отнесчастья, от небрежности и пороков, от подлога. В отношении каждого из видовнесостоятельности принимались различные меры воздействия. В любом случае,банкрот не считался «бесчестным», если не было доказано его злостное намерение.Должник, ставший банкротом «от несчастья», освобождался от ответственности повсем своим долгам. Устав о банкротах широко применялся на практике, но впроцессе его применения были выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращениекоих было принято решение создать новый Устав».
23 июня1832 года был принят «Устав о торговой несостоятельности». Устав о банкротах1832 года четко определивший в качестве критерия несостоятельностинеоплатность, просуществовал вплоть до 1917 года.
Послереволюции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако впериод НЭПа судам приходилось рассматривать иски, связанные снесостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Воизбежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. озалоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, ноотсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительногорезультата.
28 ноября1927 года Декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс былдополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц физических и юридических».Согласно этому Декрету дела рассматривались в исковом порядке. Устанавливалсясрок один год с момента принятия иска к рассмотрению судом. Отстранивкредиторов как от участия в конкурсе, так и от назначения управляющего,государственные учреждения взяли на себя исполнение этих функций.Законодательство периода НЭПа представляло собой аномалию конкурсного права,поскольку защищало не законные интересы отдельных кредиторов, а общий хозяйственныйрезультат. Со свертыванием НЭПа постепенно перестали применяться и конкурсныезаконы, поскольку существование института несостоятельности несовместимо с монополиейгосударственной собственности и развитием плановых начал в экономике.
Как можнозаметить, законодательство рассматриваемого периода содержало сущностные(материальные) признаки банкротства. Оно не подходило к данному институту сформальной стороны и принимало во внимание не только денежные обязательствадолжника, что имеет место в настоящее время. Закон говорил именно онеспособности реализовать свои денежные обязательства, понимая, чтонеплатежеспособность хозяйствующего субъекта может быть вызвана временнымиобстоятельствами, условиями его финансово-хозяйственной деятельности. Взаконодательствах некоторых государств такое состояние называют «практическойнеплатежеспособностью». Проблема ее разрешения, как правило, – вопрос времени.
В 1929 г.Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР был дополнен двумя главами «О несостоятельностигосударственных предприятий и смешанных акционерных обществ» (гл. 38) и «Онесостоятельности кооперативных организаций» (гл. 39). Дела о банкротстве моглиначинаться по иску должника, его кредиторов, ведомства, которому подчинено предприятиедолжника, по иску суда или прокурора. Были предусмотрены: процедура объявления должниканесостоятельным с ликвидацией имущества, заключение мирового соглашения, а такжепроцедура «особого управления» имуществом неплатежеспособных должников. Последняяпроцедура предусматривалась для предприятий, в деятельности которых было заинтересованогосударство, и определяла предоставление предприятиям – должникам отсрочки, рассрочкиили уменьшения долгов.
С введениеммонополии государственной собственности, усилением плановых начал в экономике институтбанкротства утратил свое значение. В условиях всеобъемлющего господства государственнойи кооперативно-колхозной собственности проблема прекращения предприятий, кооперативови колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельныеи убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономикуи существовали в качестве планово – убыточных за счет государственного финансирования,периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованныхперераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерстви ведомств.
Таким образом,в начале 60-х годов общие нормы о банкротстве были исключены из гражданского законодательства.
В связи с изменениемконституционного строя, переходом к новым политическим, социальным и экономическимотношениям, изменением законодательства институт несостоятельности (банкротства)снова появился в российском гражданском праве.
1.2 Первый,второй и третий этапы правового регулирования несостоятельности в современнойРоссии
Для регулированияинститута банкротства 19 ноября 1992 г. был принят Закон Российской Федерации«О несостоятельности (банкротстве) предприятий», затем в Гражданском кодексе РоссийскойФедерации (далее – ГК РФ) банкротству были посвящены две статьи – 25 и 65.
В последствиево исполнение Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»были изданы такие акты, как Указ Президента Российской Федерации №2264 от 22 декабря1993 г. «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)предприятий», Постановление Правительства Российской Федерации №498 от 20 марта1994 г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности(банкротстве) предприятий». В последнем определялись критерии для признания организации– должника несостоятельной и предусмотрены меры финансовой поддержки до ее ликвидации,а также порядок ликвидации.
Понятия ипризнаки несостоятельности (банкротства) предприятия выводились из норм ст. 1Закона о банкротстве. Данные признаки разделялись на две группы: сущностные ивнешние.
Ксущностным относились: неспособность должника удовлетворить требованиякредиторов по оплате товаров (работ, услуг), в том числе обеспечить платежи вбюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника надего имуществом. Второй самостоятельный состав сущностных признаковнесостоятельности должника был связан с неспособностью удовлетворить требованиякредиторов по причине неудовлетворительной структуры его баланса. К внешнимпризнакам несостоятельности (банкротства) относились: приостановление текущихплатежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения;приостановление платежей связано с тем, что должник не способен обеспечитьвыполнение этих требований кредитора. Таким образом, как в законодательстведореволюционной России и в первоначальный период существования советскогогосударства, так и в постсоветский период законодатель отдавал предпочтениесущностным (материальным) признакам несостоятельности (банкротства).
ВФедеральном законе от 08.01.98 г. №6-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» (статьи 3 и 5) закреплен лишь формальный (внешний) признакбанкротства – обязанности не исполнены должником в течение трех месяцев смомента наступления даты их исполнения, задолженность составляет 500минимальных размеров оплаты труда. То есть при определении критериевнесостоятельности (банкротства) принимаются во внимание лишь денежныеобязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей вбюджет и внебюджетные фонды.
Такимобразом, законодатель отдает приоритет внешним признакам банкротства, тем самымсужается понятие неплатежеспособности и разрушается исторически сложившаясяконцепция банкротства.
Процедуранаблюдения как институт российского законодательства о несостоятельности(банкротстве) впервые появилась с принятием в 1998 году Закона о банкротстве.Она не применялась в российском дореволюционном конкурсном праве и не былапредусмотрена Законом о банкротстве 1992 года. Анализ практики примененияЗакона о банкротстве 1992 года показал, что отсутствие данной процедурыприводило к нарушению баланса интересов должника и кредиторов.
Такимобразом, целями наблюдения законодатель определил:
– обеспечениесохранности имущества должника в период после возбуждения дела о банкротстве доназначения реорганизационных, оздоровительных или ликвидационных процедур;
– выяснениеимущественного состояния должника и возможности восстановления егоплатежеспособности;
– максимальноеобеспечение баланса прав и интересов должника и кредиторов.
Процедуранаблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судомобоснованности требований заявителя. В случае, когда дело о банкротствевозбуждено на основании заявления должника, наблюдение вводится со дня принятияарбитражным судом заявления должника к производству.
Практикаприменения порядка и оснований введения процедуры наблюдения,регламентированных Законом о банкротстве 1998 года, показала необходимостьизменений такого порядка и таких оснований.
Действующийпорядок возбуждения производства по делам о банкротстве не предоставлялдолжнику надлежащих процессуальных гарантий того, что определение арбитражногосуда о принятии заявления о признании должника банкротом и, следовательно,введение наблюдения будут обоснованными и правомерными. Ведь такие решениявыносились в условиях несоблюдения общеправового принципа, предписывающеговыслушать обе стороны, и отсутствия процессуально-правовых гарантий дляреализации права на справедливое и публичное разбирательство дела. Более того,ни сам Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», ни арбитражное процессуальноезаконодательство не предусматривали возможности обжалования решения о введениинаблюдения в вышестоящую судебную инстанцию.
В своемПостановлении от 12 марта 2001 года Конституционный Суд Российской Федерацииотметил, что статья 56 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»,как позволяющая – во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 41 и пунктами 1 и 2 статьи45 названного Закона – вводить на стадии возбуждения производства по делу обанкротстве наблюдение на основании заявления о признании должника банкротомбез предоставления ему возможности своевременно заявить свои возражения, несоответствует статье 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Также онане соответствовала статьям 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) КонституцииРоссийской Федерации, поскольку не предусматривала право должника обжаловатьопределение о принятии заявления о признании должника банкротом, которым в отношенииего вводится наблюдение.
Как мывидим, в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 годазаконодатель в полной мере учел данную проблему. Настоящая практика такова, чторешение арбитражного суда о введении наблюдения завершает стадию проверкиобоснованности заявления требований кредитора к должнику либо самого должника онесостоятельности.
Еще однимправовым элементом законодательства о несостоятельности (банкротстве), которыйпретерпел весьма существенные изменения в связи с развитием Закона обанкротстве и который вполне наглядно иллюстрирует направление такого развития,является процедура установления требований кредиторов. Те изменения, которые мывидим в Законе о банкротстве 2002 года по сравнению с Законом о банкротстве 1998года, подтверждают общий тезис о том, что законодатель проводит политикуусиления контроля за процедурами банкротства.
Установлениеразмера требований каждого кредитора – одна из обязательных процедурнаблюдения, которая осуществляется на стадии подготовки первого собраниякредиторов и которая необходима для того, чтобы при голосовании на первомсобрании каждый кредитор обладал количеством голосов, пропорциональным суммеего требований.
Временныхпараметров для предъявления своих требований законодатель не изменил. Статья 71Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 годарегламентирует: «Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторывправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней со дняопубликования сообщения о введении наблюдения».
Такой жесрок был установлен и статьей 63 Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)» 1998 года. Однако правоприменительная практика показывала, чтостатья 63 Закона о банкротстве 1998 года не носила пресекательного характера. Иученые – юристы, и арбитражный суд отмечали, что пропуск срока для предъявлениятребований кредитора к должнику может служить препятствием для участиякредитора в первом собрании, поскольку конкурсные кредиторы и налоговые и иныеуполномоченные органы обладают на первом собрании кредиторов тем количествомголосов, которые установлены на момент проведения первого собрания кредиторов.Вместе с тем в Законе о банкротстве 1998 года отсутствовала норма, которая регламентировалабы правовые последствия пропуска установленных статьей 63 сроков. В этом случаеу арбитражного суда при рассмотрении жалоб кредиторов на действия временногоуправляющего, который отказывался рассматривать предъявленные должникутребования кредитора по тем основаниям, что они предъявлены за временнымирамками, установленными статьей 63 Закона о банкротстве, не всегда находилосьдостаточно правовых оснований для отказа в удовлетворении такого рода жалоб.
Принимаяновый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», законодатель учелналичие такой проблемы и решил ее, внеся в статью 71 Федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве)» 2002 года пункт 7: «Требования кредиторов,предъявленные по истечении предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи сроковдля предъявления требований, подлежат рассмотрению арбитражным судом послевведения процедуры, следующей за процедурой наблюдения».
НовымЗаконом о банкротстве также определен механизм, по которому в случае, когда всезаявленные в установленный срок требования кредиторов к должнику оказалисьнерассмотренными ко дню проведения первого собрания кредиторов, арбитражный судвправе поручить временному управляющему отложить проведение первого собраниядля завершения рассмотрения всех заявленных требований и поступивших по нимвозражений.
Изменилсяпорядок установления требований кредиторов, относительно которых должник непредъявил возражений. Закон о банкротстве 1998 года предусматривал, что еслидолжник не представит в недельный срок своих возражений в арбитражный суд, этитребования должны были быть признаны установленными. Таким образом, в процедуреустановления требований кредиторов к должнику существовал элемент бесконтрольности.
Законом о банкротстве 2002 года озвученная проблема решена законодателемследующим образом.
Возраженияотносительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд втечение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявлениятребований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами,предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников)должника или представителем собственника имущества должника – унитарногопредприятия.
Обоснованностьтребований кредиторов к должнику, по которым должник не предъявил возражений,так же как и остальных, рассматривается арбитражным судом. Рассмотревпредъявленные кредитором требования, арбитражный суд устанавливает основаниядля включения данных требований в реестр кредиторов. По результатам такогорассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе вовключении требований в реестр требований кредиторов.
В отличиеот процедуры рассмотрения требований кредиторов, по которым должникомпредъявлены возражения и которые рассматриваются в заседании арбитражного судас привлечением лиц, участвующих в деле о банкротстве, требования кредиторов, покоторым возражений должника предъявлено не было, могут быть рассмотреныарбитражным судом без привлечения лиц, участвующих в деле. Период наблюдениязаканчивается вынесением арбитражным судом решения или определения, которыеустанавливают дальнейшую судьбу должника. Арбитражный суд на основании решенияпервого собрания кредиторов выносит определение о введении финансовогооздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признаниидолжника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждаетмировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. Здесьзаконодатель ввел в Закон о банкротстве норму, которой не было в Федеральномзаконе «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года. По предыдущему Закону обанкротстве процедура наблюдения завершалась принятием арбитражным судомрешения или определения о применении к должнику одной из процедур банкротства:внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения-либо оботказе в признании должника банкротом. А при наличии признаков банкротства иесли первым собранием кредиторов не принято никакого решения либо принятоерешение не представлено в арбитражный суд, арбитражный суд имел право принять решениео признании должника банкротом и об открытии в отношении его конкурсногопроизводства.
Федеральныйзакон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года определил, что в случае,если первое собрание кредиторов не приняло решения о применении в отношениидолжника одной из процедур банкротства, арбитражный суд должен отложитьрассмотрение дела о банкротстве. И лишь в случае, когда сроки рассмотрения делане позволяют отложить судебное разбирательство с учетом общего семимесячногосрока рассмотрения дела о банкротстве, арбитражный суд принимает решение овведении одной из последующих процедур банкротства в зависимости от оценкифинансово-экономического состояния должника, сделанной в результате реализациипроцедуры наблюдения.
С моментапринятия арбитражным судом одного из описанных выше решений или определенийпериод наблюдения считается завершенным. Также, по общему правилу, с этогомомента прекращаются и полномочия временного управляющего. Однако, если покаким-либо причинам арбитражный управляющий в целях реализации назначеннойарбитражным судом процедуры банкротства не был назначен, суд возлагаетисполнение этих обязанностей на временного управляющего и обязывает временногоуправляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопросов о выборесаморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержденадминистративный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях ккандидатуре такого управляющего.
Своевременнои надлежащим образом проведенные в ходе реализации процедуры наблюдения и предусмотренныеФедеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» мероприятия создаютпредпосылки для наиболее правильного разрешения дела о банкротстве и сохранениябаланса интересов кредиторов и должника.
2.Сущность, виды и процедуры банкротства
2.1Сущность банкротства
Итак, хотябанкротство предприятия является юридическим фактом (только арбитражный судможет признать факт банкротства предприятия), в его основе лежатпреимущественно финансовые причины. К основным из них относятся:
1.Серьезное нарушение финансовой устойчивости предприятия, препятствующеенормальному осуществлению его хозяйственной деятельности.
Реализацияэтого катастрофического риска характеризуется превышением финансовыхобязательств предприятия над его активами.
2.Существенная несбалансированность в рамках относительно продолжительногопериода времени объемов его денежных потоков. Реализация этогокатастрофического риска характеризуется продолжительным превышением объемаотрицательного денежного потока над положительным и отсутствием перспективперелома этой негативной тенденции.
3.Продолжительная неплатежеспособность предприятия, вызванная низкой ликвидностьюего активов. Реализация этого катастрофического риска характеризуетсязначительным превышением неотложных финансовых обязательств предприятия надсуммой остатка его денежных средств и активов в высоколиквидной форме, котороеносит хронический характер.
Характеррассмотренных причин показывает, что финансовая несостоятельность предприятия,определяющая юридический факт его банкротство, во многом является следствием,неэффективного финансового управления.
В условияхнестабильной экономики, замедления платежного оборота, недостаточнойквалификации управляющих (менеджеров) институт банкротства получает все большеераспространение. Оно является предметом государственного регулирования в силуотрицательных последствий деятельности финансово несостоятельных предприятийдля развития экономики страны в целом. Эти отрицательные последствияхарактеризуются следующими отрицательными моментами:
– финансовонесостоятельное предприятие генерирует серьезные финансовые риски для успешноработающих предприятий – его партнеров, нанося им ощутимый экономический ущербв процессе своей деятельности. Это снижает общий потенциал экономического развитиястраны;
– финансовоенесостоятельное предприятие осложняет формирование доходной частигосударственного бюджета и внебюджетных фондов, замедляя реализациюпредусмотренных программ экономического и социального развития;
– неэффективноиспользуя предоставленные ему кредитные ресурсы в товарной и денежной форме,финансово несостоятельное предприятие влияет на снижение общей нормы прибыли накапитал, используемый в сфере предпринимательства;
– вынужденносокращая объемы своей хозяйственной деятельности в связи с финансовымитрудностями, такие предприятия генерируют сокращение численности рабочих мест иколичества занятых в общественном производстве, усиливая тем самым социальнуюнапряженность в стране.
С учетомвсего изложенного механизм банкротства предприятий следует рассматривать какдейственную форму перераспределения общественного капитала с целью болееэффективного его использования.
2.2 Виды ипроцедуры банкротства
Понятиебанкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовойпрактике выделяют следующие виды банкротства предприятия:
1. Реальноебанкротство. Оно характеризует полнуюнеспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовуюустойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала.Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятиюосуществлять эффективную хозяйственную деятельность в будущем, вследствие чегооно объявляется банкротом юридически.
2.Техническое банкротство. Используемый термин характеризуетсостояние неплатежеспособности предприятия, а сумма его активов значительнопревосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство приэффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование,обычно не приводит к юридическому его банкротству.
3.Умышленное банкротство. Оно характеризуетпреднамеренное создание или увеличение руководителем или собственникомпредприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущербапредприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведенонекомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротствапреследуются в уголовном порядке.
4.Фиктивное банкротство. Оно характеризуетзаведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с цельювведения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки)выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитнойзадолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.
Признакибанкротства:
1. Гражданинсчитается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежнымобязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей,если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им втечение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если суммаего обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
2.Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов поденежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполненыим в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Условия ипорядок признания предприятия банкротом основываются на определенных законодательныхпроцедурах. Рассмотрение дел о финансовой несостоятельности (банкротстве)предприятия производится арбитражным судом.
В наиболееобщем виде законодательно предусмотренные процедуры банкротства включают:
1. Подачузаявления о возбуждении судебного производства по делу о несостоятельности(банкротстве) предприятия.
Такоезаявление в соответствии с действующим законодательством может быть подано:кредитором, должником, прокурором, уполномоченным государством органом.Заявление предприятия-должника подается на основании решения его собственника;органа, уполномоченного управлять его имуществом, или его руководящего органа(если такое право ему предоставлено в соответствии с учредительнымидокументами). В заявлении должны указываться: сумма требований, которые немогут быть удовлетворены; причины, по которым предприятие–должник считаетневозможным выполнить свои обязательства, и другие необходимые сведения. Кзаявлению предприятия–должника прилагается список его кредиторов и дебиторов (суказанием сумм соответственно кредиторской и дебиторской задолженности), атакже отчетный бухгалтерский баланс за последний период и другие документы.
2. Судебноеразбирательство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Цельюсудебного разбирательства является установление реальных причиннеплатежеспособности предприятия, возможностей и форм их устранения, а такженаличие или отсутствие реальных предпосылок успешного преодоления возникшегофинансового кризиса в будущем.
3. Принятиеарбитражным судом решения по делу о несостоятельности (банкротстве)предприятия.
Принципиальноэто решение может иметь следующие формы:
– оботклонении заявления при выявлении финансовой состоятельностипредприятия-должника. Так, заявление отклоняется, если неплатежеспособностьпредприятия носит технический характер («техническое банкротство»), имеющиесяактивы позволяют ему в полной мере удовлетворить все финансовые обязательства иосуществлять дальнейшую хозяйственную деятельность.
– оприостановлении производства по делу в связи с осуществлением реорганизационныхпроцедур. Такие процедуры направлены на предотвращение ликвидации предприятия иего выход из финансового кризиса.
Реорганизационныепроцедуры включают внешнее управление имуществом предприятия-должника и егосанацию. Основанием для вынесения решения об осуществлении реорганизационныхпроцедур является наличие реальной возможности восстановить платежеспособностьи финансовую устойчивость предприятия-должника путем реализации части егоимущества, прекращение дальнейшего привлечения кредиторов во всех их формах идругих финансовых мероприятий.
– опризнании предприятия-должника банкротом и его ликвидации. В этом случаеосуществляются специальные ликвидационные процедуры (открывается конкурсноепроизводство). Ряд ликвидационных процедур при банкротстве предприятиянепосредственно связаны с функциями финансового управления. Это управлениевозлагается на ликвидационную комиссию, которая в соответствии сзаконодательством осуществляет управление имуществом предприятия-банкрота иудовлетворение требований кредиторов.
Приотсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворениисоответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких,признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательстваи уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должниккак банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедурыконкурсного производства, применяемой при ликвидации должника – юридическоголица, к нему могут быть применены и иные процедуры: наблюдение; внешнееуправление; мировое соглашение. В отношении должника-гражданина возможно либоконкурсное производство, либо мировое соглашение. Последнее слово в выбореконкретной процедуры, применяемой к должнику, всегда остается за арбитражнымсудом.
Производствопо делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления опризнании должника банкротом.
Заявление опризнании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования кдолжнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысячрублей, к должнику-гражданину – не менее чем десять тысяч рублей и указанныетребования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны былибыть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (Ст. 33п. 2)
Наряду сдокументами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом РоссийскойФедерации, к заявлению должника прилагаются документы, подтверждающие:
– наличиезадолженности, а также неспособность должника удовлетворить требованиякредиторов в полном объеме;
– основаниевозникновения задолженности;
К заявлениюдолжника также прилагаются:
– учредительныедокументы должника – юридического лица, а также свидетельство о государственнойрегистрации юридического лица или документ о государственной регистрациииндивидуального предпринимателя;
– списоккредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторскойзадолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;
– бухгалтерскийбаланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы либо документы осоставе и стоимости имущества должника-гражданина;
– решениесобственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей(участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника обобращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такогорешения;
– решениесобственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей(участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника обизбрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника илипредставителя собственника имущества должника – унитарного предприятия;
– протоколсобрания работников должника, на котором избран представитель работников должникадля участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанноесобрание проведено до подачи заявления должника;
– отчето стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком, при наличии такогоотчета (Ст. 38);
Прирассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяютсяследующие процедуры банкротства:
•наблюдение;
• внешнееуправление;
•конкурсное производство;
• мировоесоглашение;
• иныепроцедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности(банкротстве)».
3. Процедуры,применяемые по отношению к должнику
3.1Наблюдение
Приразбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится процедуранаблюдения в отношении предприятия-должника.
Смыслустановления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на моментпринятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника ещене ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли онудовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтомувведение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволятопределить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество икроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересовпредприятия-должника и кредиторов.
Наблюдение –одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятияарбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Судебное заседаниепо проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводитсяне менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с датывынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. (Ст. 42п. 6)
До момента,определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражнымсудом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсногопроизводства, или введения внешнего управления, или утверждения мировогосоглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечениясохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния.Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятияим заявления о банкротстве.
Следуетобратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Ононе вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующегодолжника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечениюденежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Специальноговнимания заслуживает норма о назначении временного управляющего. Арбитражныйсуд в определении о введении наблюдения указывает о назначении временногоуправляющего (наблюдателя).
В случаеесли при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определитькандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение оботложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срокне более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения(Ст. 49 п. 3).
Привведении временного управляющего руководитель и администрация должникапродолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями по сделкам, связанным спередачей недвижимого имущества в аренду, залог, с распоряжением имуществом, балансоваястоимость которого более 10% стоимости активов должника, с получением и выдачейкредитов и займов. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника отдолжности и возложить исполнение обязанностей руководителя на временногоуправляющего.
Временныйуправляющий назначается арбитражным судом при введении наблюдения с цельюобеспечения сохранности имущества должника и подготовки решения в его отношениии действует до одного из следующих решений: до введения внешнего управления; допризнания должника банкротом, открытия конкурсного производства и назначения конкурсногоуправляющего; до отказа о признании должника банкротом; до утверждения мировогосоглашения. Он может обращаться в арбитражный суд с требованиями о признаниинедействительными сделок, о принятии дополнительных мер по обеспечениюсохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника отдолжности.
Обязанностивременного управляющего:
– приниматьмеры по обеспечению сохранности имущества должника;
– проводитьанализ финансового состояния должника;
– выявлятькредиторов должника;
– вестиреестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящимФедеральным законом;
– уведомлятькредиторов о введении наблюдения;
– созыватьи проводить первое собрание кредиторов (Ст. 67).
В Законеопределен статус арбитражного управляющего. Временным управляющим может бытьназначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качествеиндивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющеесязаинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов (Ст. 19 п. 1).
В случаеневозможности определения кандидатуры временного управляющего, то есть приотсутствии кандидатур, предложенных кредиторами, и предложений из числа лиц,зарегистрированных в качестве арбитражных управляющих, при принятии заявления опризнании должника банкротом арбитражный суд обращается в государственный органпо делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, который в недельный срок смомента получения запроса предлагает кандидатуру временного управляющего. Вслучае отсутствия других кандидатур арбитражный суд может назначить временногоуправляющего из числа сотрудников государственного органа по представлениюпоследнего, но не позднее, как было сказано выше, десяти дней с моментапринятия указанного заявления (Ст. 42 п. 3). Следует отметить, чтодолжник сам не вправе предлагать кандидатуру временного управляющего.
Временныйуправляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностейвременного управляющего:
– всвязи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле обанкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющимвозложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение илиненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересызаявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должникаили его кредиторов;
– вслучае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временнымуправляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли послеутверждения лица временным управляющим (Ст. 65 п. 3).
Кредиторымогут предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента полученияуведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления опризнании должника банкротом. Указанные требования направляются в арбитражныйсуд и должнику. Установление размера требований кредиторов необходимо дляучастия голоса в первом собрании кредиторов и обладания на нем правом.
Требованиякредиторов направляются временному управляющему с приложением документов,позволяющих определить указанные требования как установленные. Размер денежныхобязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если онподтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами,свидетельствующими о признании должником этих требований и в иных случаях,предусмотренных Законом. Например, Закон устанавливает, что кредиторы вправепредъявить свои требования и в любой момент в ходе внешнего управления.Указанные требования направляются внешнему управляющему. Кроме этого внешнемууправляющему кредиторы направляют установленные в соответствии с Законом обанкротстве требования с приложением документов, позволяющих определитьуказанные требования как установленные.
Внешнийуправляющий в двухнедельный срок рассматривает соответствующие требования изаносит их в реестр требований кредиторов. В течение месяца с момента полученияуказанного требования о результатах его рассмотрения уведомляет кредитора.
Кредиторпри несогласии с внешним управляющим обращается в арбитражный суд в месячныйсрок с момента получения уведомления от внешнего управляющего. При отсутствиивозражений в указанный выше срок требования кредиторов считаются установленнымив размере, составе и очередности удовлетворения, как они определены внешнимуправляющим.
Арбитражныйсуд в указанных в Законе случаях, в частности при непринятии руководителем мерпо обеспечению сохранности имущества, вправе отстранить руководителя должника.В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается навременного управляющего. Об отстранении руководителя должника от должностиарбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числеи руководителем должника.
С моментавведения наблюдения аресты и иные ограничения должника по распоряжениюпринадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в процессебанкротства (ст. 81 п. 1). Закон содержит права и обязанностивременного управляющего (ст. 66 – 67). Так, статья 66 содержит положения,определяющие права и обязанности арбитражных управляющих. В частности, согласноабзацу 1 пункта 1 статьи 66 временный управляющий вправе предъявлять варбитражный суд от своего имени требования о признании недействительнымисделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок,заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленныхЗаконом о банкротстве. Возникает вопрос, является ли такой иск самостоятельнымили он рассматривается в деле о банкротстве? Думается, что такого рода иски недолжны рассматриваться в деле о банкротстве.
Подробнораскрываются обязанности временного управляющего по анализу финансовогосостояния должника, установлению размера требований кредиторов и созыву первогособрания (ст. 67).
Немаловажнаяроль в осуществлении процедур банкротства отводится Законом собраниюкредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов.
Арбитражныйсуд на основании решения собрания кредиторов принимает решение о признаниидолжника банкротом и открытии конкурсного производства, или выносит определениео введении внешнего управления, либо утверждает мировое соглашение. Вместе стем арбитражный суд вправе принять иное решение в установленных Закономслучаях. В частности, если имеются достаточные основания полагать, что решениесобрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признаниидолжника банкротом и открытии конкурсного производства принято в ущерб большинствакредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособностидолжника, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление.
Особоследует отметить, что арбитражный суд, перед тем как принять решение опризнании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, иливынести определение о введении внешнего управления, или утвердить мировоесоглашение, обязан проверить правомочность первого собрания кредиторов.
В томслучае, если собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнегоуправления или решения о заключении мирового соглашения либо временныйуправляющий в недельный срок не представил ни одно из указанных решений приналичии признаков банкротства, арбитражный суд принимает решение о признаниидолжника банкротом и открытии конкурсного производства.
Вместе стем в случаях, предусмотренных в Законе о банкротстве, в частности, если послепроведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающиедостаточные основания полагать, что платежеспособность должника может бытьвосстановлена, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнегоуправления. Определение арбитражного суда о введении внешнего управленияподлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
С моментапринятия какого-либо из указанных выше решений арбитражным судом процедуранаблюдения прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять своиобязанности до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего.
3.2 Внешнееуправление
Процедурувнешнего управления нельзя считать новой для нашего законодательства, но стоитотметить ее более детальное и тщательное регулирование.
Пробелыранее действовавшего закона нередко дискредитировали саму идею восстановленияплатежеспособности должника в период осуществления внешнего управления. Какизвестно, основным средством, создающим условия для восстановленияплатежеспособности должника, является мораторий на удовлетворение требованийкредиторов. Прежний закон ограничивался нормой, в соответствии с которой напериод проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий наудовлетворение требований кредиторов к должнику (п. 3 ст. 12) и несвязывал введение моратория с прекращением начисления на должника неустоек(штрафов, пеней) по денежным обязательствам и финансовых (экономических)санкции по обязательным платежам. В результате шансы должника на восстановлениеплатежеспособности сводились к нулю, ибо весь период внешнего управления, сталобыть, и действия моратория над ним дамокловым мечом висел нарастающий, какснежный ком, груз неустоек и финансовых санкций. В этих условиях мораторий настарые долги практически терял смысл.
По новомуЗакону мораторий на удовлетворение требований кредиторов будет означать нетолько приостановление исполнения судебных решении и иных исполнительныхдокументов о взыскании с должника задолженности, возникшей по обязательствам,срок исполнения по которым наступил до введения внешнего управления.
В этотпериод не будут также начисляться неустойки (штрафы, пени) по этимобязательствам и финансовые (экономические) санкции по обязательным платежам, атакже проценты за пользование чужими денежными средствами. В целях компенсациипотерь кредиторов и государства (по обязательным платежам) на все «замороженные»суммы должны начисляться лишь проценты по ставке рефинансирования Центральногобанка РФ (ст. 95).
Осуществлениепроцедуры внешнего управления возлагается на внешнего управляющего, кандидатуракоторого предлагается арбитражному суду собранием кредиторов. Им можетоказаться и временный управляющий, который был назначен арбитражным судом напериод наблюдения. Руководитель организации – должника отстраняется отвыполнения своих обязанностей. Полномочия всех органов юридического лицапереходят к внешнему управляющему, в том числе и полномочия по распоряжениюимуществом должника. Однако крупные сделки – сделки с недвижимостью и сделки синым имуществом, стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимостиактивов должника, – внешний управляющий сможет заключить только с согласиясобрания (комитета) кредиторов, если иное не будет предусмотрено планомвнешнего управления (ст. 101).
Внешнемууправляющему предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника,которые носят длительный характер либо рассчитаны на получение положительныхрезультатов лишь в долгосрочной перспективе, а также от договоров, исполнениекоторых повлечет убытки для должника.
Правда,кредиторы по таким договорам будут вправе потребовать от должника возмещенияубытков в виде реального ущерба, но на данные требования распространяетсядействие моратория. Мероприятия, направленные на восстановлениеплатежеспособности должника, будут осуществляться внешним управляющим, как ипрежде, на основе плана внешнего управления, одобренного собранием кредиторов.Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» детально регламентируетосуществление таких мер по восстановлению платежеспособности должника, какпродажа предприятия, продажа имущества, уступка прав требований должника,погашение обязательства должника третьими лицами.
Согласно ст. 93Внешнее управление вводится арбитражным судомна основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев,который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
Цельювнешнего управления являются меры по восстановлению платежеспособности должникас передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Поэтому с моментавведения внешнего управления:
•руководитель должника отстраняется от должности, а управление его деламивозлагается на внешнего управляющего:
•прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имуществадолжника, которые в течение трех дней с момента назначения внешнегоуправляющего обязаны обеспечить передачу ему бухгалтерской и другойдокументации, печати, ценностей;
• снимаютсяранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
• вводитсямораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам иобязательным платежам должника. Обязанностью внешнего управляющего являетсяразработка в течение месяца после назначения плана внешнего управления и представлениеего на утверждение собрания кредиторов (ст. 106). Целью плана являетсяразработка в определенный срок мер по восстановлению платежеспособностидолжника, связанных с ликвидацией признаков банкротства. В план внешнего управлениямогут быть включены следующие меры:
•перепрофилирование производства;
• закрытиенерентабельных производств;
• получениедебиторской задолженности;
• продажачасти имущества должника;
• уступкаправ требования должника;
•исполнение обязательств должника собственником его имущества либо третьимилицами;
• продажапредприятия должника;
• другиемеры по восстановлению платежеспособности должника.
Внешнееуправление завершается отчетом внешнего управляющего, выносимым на собраниекредиторов не позднее чем за 15 дней до окончания срока. В нем должносодержаться одно из предложений (ст. 117):
• опрекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособностидолжника;
• опродлении установленного срока внешнего управления;
• опрекращении внешнего управления;
• об обращениив арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом;
• оботкрытии конкурсного производства.
Послеокончания внешнего управления полномочия внешнего управляющего прекращаются смомента назначения или нового руководителя должника, или конкурсногоуправляющего.
3.3Конкурсное производство
Принятиеарбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собойоткрытие конкурсного производства.
Конкурсноепроизводство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производстваможет продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем нашесть месяцев. (Ст. 124)
Конкурсноепроизводство – одна из процедур банкротства, применяемаяк должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требованийкредиторов.
Открытиеконкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежныхобязательств должника будет считаться наступившим, прекратится начислениенеустоек, финансовых санкции и процентов по всем видам задолженности должника;все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут бытьпредъявлены только в рамках конкурсного производства.
Дляосуществления конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсногоуправляющего из числа кандидатов, которые будут предложены собраниемкредиторов.
Одна изосновных фигур в конкурсном производстве – конкурсный управляющий, с моментапринятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытииконкурсного производства он выполняет функции по управлению и распоряжениюимуществом должника и к нему переходят права и обязанности руководителядолжника.
Всоответствии со ст. 129 п. 2 конкурсный управляющий обязан:
– принятьв ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;
– привлечьоценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренныхнастоящим Федеральным законом;
– приниматьмеры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника,находящегося у третьих лиц;
– приниматьмеры по обеспечению сохранности имущества должника;
– уведомлятьработников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца сдаты введения конкурсного производства;
– предъявлятьк третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о еевзыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
– заявлятьв установленном порядке возражения относительно требований кредиторов,предъявленных к должнику;
– вестиреестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральнымзаконом;
– передаватьна хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению всоответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документовдолжника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации;
– заключатьсделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласиясобрания кредиторов или комитета кредиторов;
Необходимоеще раз обратить внимание на очередность удовлетворения требований кредиторов,в частности на то обстоятельство, что новый российский Закон онесостоятельности (банкротстве) вслед за Гражданским кодексом отдаетпредпочтение требованиям работников должника о выплате им задолженности позаработной плате перед требованиями кредиторов по обязательствам, обеспеченнымзалогом.
В связи сэтим целесообразно рассмотреть положение кредитора в отношении обязательств,обеспеченных залогом. В соответствии с ГК (ст. 64) имущество, служившеепредметом залога по обязательствам должника, не исключается из массы его имущества,а кредитор с обеспеченным требованием не имеет возможности обратить взысканиена предмет залога вне очереди. Вместе с тем кредитор по обязательству,обеспеченному залогом, находится в третьей, льготной очереди, опережая нетолько большинство остальных кредиторов по гражданско-правовым обязательствам,но и требования государства по уплате налогов и иных обязательных платежей.
Более того,в отличие от всех других правовых систем, по российскому закону кредитор,требования которого обеспечены залогом, получает удовлетворение своих претензийза счет всего имущества должника (а не только того, что является предметомзалога). Кредиторы по обеспеченным обязательствам пользуются такжеопределенными преимуществами на собрании кредиторов при принятии основных решений.В частности, для заключения мирового соглашения с должником требуетсяединогласное решение всех кредиторов по обеспеченным обязательствам (приналичии более половины голосов всех остальных конкурсных кредиторов).
Необходимоподчеркнуть социальный аспект законодательного решения о предпочтениитребований работников должника о выплате им задолженности по заработной платеперед требованиями кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом.
Конкурсноепроизводство осуществляет конкурсный управляющий, однойиз главных функций которого и возглавляемой им ликвидационной комиссии являетсяоценка имущества должника на момент открытия конкурсного производства, а такжевыявленного имущества в ходе конкурсного производства и формирование конкурсноймассы для последующей реализации имущества с целью удовлетворения требованийкредиторов согласно установленной законодательством очередности. Открываетсяоно на срок до одного года с возможностью продления еще на шесть месяцев, аиногда и более. Последствия открытия конкурсного производства могут быть следующие:
• срокиисполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченныхобязательных платежей должника считаются наступившими;
•прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всемвидам задолженности должника;
•отменяются конфиденциальный характер и коммерческая тайна в отношении сведенийо финансовом состоянии должника;
• снимаютсяранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряженияим;
• всетребования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсногопроизводства;
• иныепоследствия.
В даннойситуации арбитражный суд может назначить одного или нескольких конкурсныхуправляющих, действующих до вынесения определения арбитражного суда о завершенииконкурсного производства и ликвидации должника. Конкурсный управляющийвыполняет следующие функции:
• принимаети ведет имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку;
•анализирует финансовое состояние должника:
•предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требованияо ее взыскании:
• принимаетмеры, направленные на поиск, выявление г возврат имущества должника,находящегося у третьих лиц;
• принимаетиные меры.
Послезавершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить варбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, чтоявляется основанием для внесения в единый государственный реестр записи оликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются,конкурсного производство считается завершенным, а должник–ликвидированным.
3.4 Мировоесоглашение
На любойстадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторывправе заключить мировое соглашение.
Решение озаключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов иуполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собраниякредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов отобщего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов всоответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии,если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченнымзалогом имущества должника (Ст. 150).
Обязательнымусловием мирового соглашения является то, что оно может быть заключено послепогашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Мировоесоглашение может содержать следующие условия:
• оботсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;
• обуступке прав требований должника;
• обисполнении прав требований должника;
• обисполнении обязательств должника третьими лицами;
• о скидкес долгов;
• обудовлетворении требований кредиторов иными способами.
Мировоесоглашение подлежит утверждению арбитражным судом, о чем указывается вопределении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве.
В случаеутверждения мирового соглашения арбитражным судом в ходе финансовогооздоровления прекращается исполнение графика погашения задолженности.
В случаеутверждения мирового соглашения в ходе внешнего управления прекращаетсядействие моратория на удовлетворение требований кредиторов.
В случае еслимировое соглашение утверждено арбитражным судом в ходе конкурсногопроизводства, с даты утверждения мирового соглашения решение арбитражного судао признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства неподлежит дальнейшему исполнению.
С датыутверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращаются полномочиявременного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего,конкурсного управляющего.
Лицо,исполнявшее обязанности внешнего управляющего, конкурсного управляющегодолжника – юридического лица, исполняет обязанности руководителя должника додаты назначения (избрания) руководителя должника (Ст. 159).
Арбитражныйсуд может расторгнуть мировое соглашение при неисполнении должником его условийв отношении не менее одной трети требований кредиторов.
Заключение
Российскаясудебная практика по делам о несостоятельности растет, растет изаконодательство по данному вопросу, появляются необходимые разъяснения,облегчающие применение законодательства, хотя до сих пор и остается негативноеотношение к процедуре банкротства и попытки разрешить возникновение неплатежейлюбыми иными способами, законными и незаконными.
Банкротствоесть неотъемлемая часть функционирования любой развитой экономики. Российскийинститут несостоятельности обладает большим набором правовых средств, действиекоторых направлено на оздоровление экономики.
На нашвзгляд, современное законодательство о несостоятельности не может решить всехпроблем, связанных с банкротством, т. к. круг этих проблем очень широк изачастую выходит за рамки законодательства.
В настоящиймомент в условиях мирового экономического кризиса грамотное проведениепроцедуры банкротства очень помогло бы оздоровлению рыночной экономики.
Хотелось быотметить, что положительные изменения в современном российском законодательствео несостоятельности происходят. А зоны для развития и совершенства есть всегда.
Списоклитературы
1. Конституция РоссийскойФедерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010. –512 с.
3. Федеральный закон от 26октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениямиот 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля,18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля, 2 октября, 1 декабря2007 г., 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 19 июля, 17, 27декабря 2009 г., 22 апреля 2010 г.)
4. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: ЗаконРоссийской Федерации от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ // Собраниезаконодательства Р.Ф. – 1999. – №9. – ст. 1097.
5. О несостоятельности (банкротстве): Закон Российской Федерацииот 08 января 1998 г. №6-ФЗ // Собрание законодательства Р.Ф. –1998. – №2. – ст. 222.
6. Брагинский Е.В. Перспективные направлениясовершенствования правового регулирования в сфере несостоятельности(банкротства) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Р.Ф. – 2005. –№6. – С. 48.
7. Российско-Британский семинар судей по вопросам банкротства //Библиотечка журнала Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.Специальное приложение к №3, март 2001.
8. Российскоезаконодательство X–XX веков. В девяти томах. т. 1 Законодательство ДревнейРуси. – М: 1984.
9. Вексельные уставы – сборникизаконов (1729, 1832 и 1902 гг.), регулировавших обращение векселей натерритории Российской империи. История вексельного регулирования: Васильев В.Е. Некоторыестраницы истории векселя // Развитие российского права и права стран АТР вусловиях конституционного реформирования: Материалы региональнойнаучно-практической конференции, 29 ноября 2003 г., Владивосток //Издательство ВГУЭС., 2004.
10.Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. IV: Торговый процесс. Конкурсныйпроцесс. М.: Статут. 2003.
11. Добровольский А.А. Сводобщеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности. – М. 1914.
12. Собрание узаконенийРСФСР 1927 г. №123 с. 830.
13. Телюкина М.В. Развитиезаконодательства о несостоятельности и банкротстве // Юрист. 1997. №11
14. Васильева Н.А., Голубев В.В.,Ерфеев Н.А. Арбитражное управление: Теория и практика наблюдения. –М.: Статут, 2002. – 320 с.
15. Скворцов О.Ю. Соотношениезаконодательства о несостоятельности (банкротстве) и арбитражногопроцессуального законодательства // Арбитражный и гражданский процесс. –2003. – №8. – С. 37.