Реферат по предмету "Экономика"


Предмет экономики труда. Становление и развитие науки о труде

Предметэкономики труда. Становление и развитие науки о труде

Предмет экономики труда — это труд как целесообразная деятельность людей, которая всегда одновременно является взаимодействием между человеком и природой отношением между людьми в процессе и по поводу производства.
Формирование научных основэкономики труда началось в 20-е годы.
В 1934 г Украина в составеСССР стала членом МОТ. В МОТ были приняты международные правовые нормы, общий понятийныйаппарат.
Экономика труда развиваласьи продолжает развиваться как неразрывная часть всей системы экономических наук,опираясь в то же время в своих исследованиях на выводы физиологии и психологии труда,эргономики, отраслей медицины, занимающихся профзаболеваниями, социологии, трудовогоправа, этики труда.
Оценивая содержание экономикитруда, следует отметить, что она рассматривается в большей степени, как конкретно-экономическая,а не теоретическая дисциплина. Под предметом экономики труда в первую очередь понимаетсяорганизация трудовой деятельности, проблемы оплаты, нормирования, условий и производительноститруда, планирование труда и анализ трудовых показателей.
С трансформацией экономикиУкраины начался активный процесс изменения общетеоретического базиса экономическойнауки. Принципиальными для развития современной экономики труда представляются следующиеобстоятельства. Социально- трудовые отношения в рыночной экономики резко изменились,это связано с необходимостью отражения в них интересов субъектов социального партнёрства.Переход к новому типу экономики в Украине сопровождается привнесением рыночных отношенийв сферу занятости — в ней формируется рынок труда. Рынок труда — наиболее сложныйэлемент рыночной экономики. От того, насколько успешно функционирует экономика,в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектоврынка — работника и работодателя, — зависит спрос на рабочую силу и её предложение,а соответственно и цена.
На протяжениипродолжительного периода истории человеческого общества, вплоть до эпохи высокоразвитогопромышленного производства, вопрос рациональной организации труда и управления человеческимиресурсами не имели надлежащего научного обоснования. Но проблемы природы и принциповсправедливого и эффективного управления трудом были предметом раздумий многих большихмыслителей и ведут начало еще с античности.
Целая к индустриальнаяэпоха, включая рабовладельческий строй, когда преобладали методы прямого принужденияк труду, и эпоху феодализма с присущей ей отсутствием личной свободы производителяв условиях натурального или мелкотоварного производства, не требовала особых методовуправления людьми для улучшения экономических результатов. Хотя некоторые вопросыэкономики труда, в частности проблемы природы и организации заработной платы, исследовалисьуже представителями классической буржуазной политэкономии.
Марксизмна уровне своего времени, произвёл прорыв в теории и анализе труда, создав трудовуютеорию стоимости, персонифицировал всю систему социально-экономических отношений,создав галерею экономических типов: капиталиста (торговца, финансиста, предпринимателя,рантье, землевладельца), мелкого производителя, нанимаемого работника. Конечно,с позиций сегодняшнего времени бросается в глаза вызванная идеологическими идеяминедооценка Марксом умственной, творческой и предпринимательской деятельности в созданиинационального богатства, тем не менее, это не должно заслонять для нас значениеего экономического учения, в частности в сфере исследования экономики труда и человека.
С возникновением и развитием рыночнойэкономики управления производством, а вместе с ним и управление человеческим трудом,приобретают все большего значения.
В началеXX ст. возникшая школа «научного управления» или «научной организациитруда», основные положения которой изложенные в роботах американского инженераФ. Тейлора (1856 — 1915) «Управление фабрикой» и «Принципы научногоуправления». В аспекте исследования проблем управления трудом представителиэтой школы искали дороги индивидуального развития работников через снижение уровняутомляемости, научный отбор для работы по соответствующим профессиям; изучали возможностиобеспечения соответствия способностей людей и требований рабочего места; усовершенствовалисистему стимулирования труда. Ф. Тейлор считал, что труд— это прежде всего индивидуальнаядеятельность, а потому влияние трудового коллектива на рабочего обычно имеет деструктивныйхарактер, уменьшает производительность его труда. Ф. Тейлор первым обосновал необходимостьнаучного подбора работников. Он отмечал, что отбор людей не требует поиска экстраординарныхиндивидов, но предусматривает выбор среди обычных людей того небольшого количества,которое подходит как раз для данного типа роботы.
Работы ученикаФ. Тейлора Г. Ганта (1861-1919) характеризуют ведущую роль человеческого факторав промышленности " освещают убеждение в том, что работнику должна быть предоставленнаявозможность обнаружить в своем труде не только источник существования, но и удовлетворения.В 1901 г. Г. Гант разработал первую систему оплаты досрочного качественного выполненияпроизводственных задач. С ее внедрением на ряде предприятий производительность трудавозросла вдвое. Г. Гант мечтал о внедрении «демократии на производстве»,о гуманизации управления, доказывая, что «проблема человеческого фактора естьодной из самых важных проблем менеджмента. Известный американский ученый Г. Емерсон(1853-1931), разрабатывая штабной принцип управления, уделял главное внимание персоналу,отмечая необходимость управления кадрами. Предусматривая возникновения в будущемпрофессии менеджера персонала, Г. Емерсон еще в 1912 г. в роботе „Двенадцатьпринципов производительности“ писал: „Крайне важно иметь хотя бы немногоспециалистов, которые обладают интуицией, наблюдательностью, понятливостью — с однойстороны, и всем богатством физиологических, психологических и антропологическихнаучных знаний — с другого. Лишь такой специалист сможет дать администрации и кандидатуна работу действительно компетентный совет, только он может верно сказать, подходитли кандидат для данной работы“.
Французскийадминистратор и исследователь А. Файоль (1841 — 1925) выделил основные принципыуправления персоналом: вознаграждение персонала, справедливость, постоянность составаперсонала, подчинение частичных интересов общему, единство персонала. Ф. и Л. Голбрейтзанимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственныхпроцессах и исследовали возможности увеличения выпуска продукции за счет эффективноговыполнения операций ручного труда без увеличения усилий работников.
Концентрацияпроизводства и монополизация капитала в начале XX ст. привела к невиданной ранеесосредоточенности больших масс работников различных специальностей на больших предприятиях,к больше частичному разделению труда, и в частности к выделению функции управленияперсоналом. Г. Форд, стремясь решить проблему текучести кадров, организовал на своёмпредприятии „психологический отдел“. Известно, что первое „бюро найма“было организованное еще в 1900 г., а первый отдел труда — в 1902 г. на предприятии,которое вырабатывало кассовые аппараты.
Важным этапомразвития управленческо-трудового направления научной мысли стало движение за человеческиеотношения на производстве (1930 — 1950). Американские ученые М. П. Фоллет и Е. Мейосчитаются самыми большими авторитетами в этом направлении исследований. Как разМ. Фоллет первым дал определения менеджменту как обеспечению выполнения работы спомощью иных лиц, а знаменитые эксперименты Е. Мейо доказали значение для эффективностипроизводства силы взаимодействия между людьми. Дальнейшие исследования А. Маслоу,К. Арджириса, Р. Лайкерта, Д. Мак-Грегора, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, Л. Портера,Е. Лоулера и многих других изучали различные аспекты социально-трудового взаимодействиялюдей, мотивации, характера властей и авторитета, коммуникации в организациях, лидерства,содержания работы и качества трудовой жизни и др.
Начало XXст. в Российской империи характеризовался большим интересом ученый к различным аспектамтрудовой деятельности человека: психофизиологических, экономико-организационных,профессиональных и тому подобное, которые тесно переплетались между собою. Эволюциянауки управления персоналом неотделимая от истории развития самой науки управления,а также смежных областей знаний — психотехники, психофизиологии, гигиены труда,психологии, научной организации труда и пр.
Самой большоймногогранностью и энциклопедичностью научного исследования процессов человеческоготруда характеризуются роботы председателя (патриарха) нескольких поколений советскихэкономистов академика С.Г. Струмилина (1877-1974). Трудясь в жестких условиях советскогототалитарного режима, он практично объективно, почти без идеологических наслоенийисследовал огромные массивы экономических проблем, постоянно взаимоувязывая научныепоиски с решением актуальных практических проблем народного хозяйства страны.
В роботе»К вопросу о классификации труда" С.Г. Струмилин всесторонне разглядываетпроцесс труда с экономических, физиологических, психологической, социальной и историческойточек зрения. Образцом аналитического подхода до одной из сложнейших проблем экономикитруда есть разработанная С.Г. Струмилиним классификация профессий и специальностей.Его роботы «Проблемы квалификации труда»2 и «Хозяйственное значениенародного образования» стали основанием науки об экономической эффективностиобразования, что позднее в США была развитая в теорию «человеческого капитала».
С.Г. Струмилинпоследовательно возражал уравниловку в оплате труда. Разработанные ним методы классификациии группирования профессий, большая работа по определению основных факторов дифференциацииоплаты труда имели решающее значение для организации заработной платы. С.Г. Струмилинвпервые осуществил социально-экономическое исследование бюджета времени различныхгрупп работников. Под его руководством впервые в мире был разработанный перспективныйплановый баланс труда на 1927/28 — 1932/33 гг.
Большой вкладакадемика Струмилина и в разработку проблем повышения производительности труда.Анализируя эффективность новой техники, он исследовал соотношения между возрастаниемпроизводительности труда и снижением себестоимости. Лишь в современных условияхмы можем полностью оценить значения Идеи ученого о необходимости учета в показателяхпроизводительности труда экономии не лишь живого, но и овеществлённого труда.
Важное значениев современных условиях расслоения населения по уровню доходов имеет методика С.Г.Струмилина. Следует отметить, что взнос академика С.Г. Струмилина у исследованияэкономики труда не ограничивается изучением указанных выше проблем, так же, каки его общий вклад в науку не ограничивается проблемами экономики труда. Тяжело переоценитьзначения его работ с статистики, демографии, экономики промышленности и сельскогохозяйства.
Заметныйвклад в советской экономико-управленческой науке оставили и другие ученые «трудового»направление. О.К. Гастев (1882 — 1938) — ученый и поэт, организатор Центральногоинститута труда (незаконно репрессированный и реабилитированный посмертно), считаетсяоснователем школы научной организации труда. П.М. Керженцев (1881 — 1940) — экономист,историк, публицист, а потом П.М. Есманский, директор Таганрогского института научнойорганизации производства, исследовали общие черты, которые есть в любой работе,связанной с управлением людьми. Значительное внимание исследованию проблем управленияуделял Ф.Р. Дунаевский, директор Харьковского института труда; он акцентировал вниманиена проблемах отбора персонала, его подготовки и стимулирование. Научный сотрудникИнститута техники управления (Москва) Е.К. Дрезен особое внимание обращал на вопросвзаимодействия человека и коллектива, роли руководителя, подготовки резерва и обучениякадрів.
В первойтрети XX ст. в СССР, как и в иных странах, интенсивно развивалась психотехника.Один с основателей прикладной психологии немецкий ученый Г. Мюнстерберг, определяяосновные проблемы психотехники, признавал первоочередной с них «отбор подходящихлюдей»,
Заметныйвклад в развитие психотехники в 1920 — 1930-х гг. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, К.Х.Кекчеев, Н 1 Левитов, Н.В. Петровський, Н.А. Рыбников, І.М. Бурдянский и пр. Психотехника,изучая психологическое состояние человека при ее взаимодействии с производственнойсредой, подготовила научную основу для возникновения и развития современных науко труде: эргономики, инженерной психологии, организационного проектирования, техническогонормирования, организации управления производством. В центре внимания всех этихнаук — трудовая деятельность человека.
Вместе спсихотехникою интенсивно развивались исследования в области психофизиологии. Известнейшимпредставителем психофизиологии в 1920-1930-х гг. был О.А. Ерманский, что выдвинултеорию «физиологического оптимума», что подтверждается современными исследованиями.
Исполинскийинтерес к проблемам экономики, научной организации труда и управления персоналомоказался, в частности, в большом количестве и разнообразии периодических печатанныхизданий того времени: «Организация труда», «Техника управления»,«Хозяйство и управления», «За рационализацию», «Предприятие»,«Инженерный труд» и пр.(на русском языке). Однако уже на конец 1930-хгг., в связи с известными политическими причинами в СССР, объективные научные исследованиябыли практично свернутые.
А в развитыхстранах капиталистического мира в настоящее время к проблемам «человеческогофактору», мотивации труда обратились и теоретики менеджменту, поскольку практикауправления уже убедительно доказала, что психологические, социологические, экономические,юридические и прочие факторы существенно влияют на эффективность функционированияорганизации. Уже отмечалось, что возле истоков новых форм и методов управления впромышленности были американские учены Е. Мейо и М. Фоллет, основатели «школычеловеческих отношений». Это направление промышленной социальной психологииускорен развивался после второй мировой войны, во многом благодаря роботам Д. МакГрегора(1906-1964). Ему относится радикальный тезис о том, что человеческая сторона предприятияобразовывает единое целое и что теоретические предпосылки, которых придерживаетсяруководство относительно управления его человеческими ресурсами, определяют весьхарактер предприятия. Д. Мак Грегор предложил также широко известные нынче теорииX и В, которые дальше развил профессор Калифорнийского университета В. Оучи.
В конце 1950-хи окончательно в 1960-те гг. управление человеческими отношениями в организацияхвыделилось в специальную управленческую функцию «управление персоналом»,ее основной задачей стало обеспечение возможности каждому работнику работать максимальноэффективно в пользу предприятия, что обязательно повязывается с повышением личногоблагосостояния работника. Научные исследования в области управления персоналом связанныев данное время прежде всего с методами отбора, обучение и переподготовки кадров,а также с проблемами занятости, эффективного использования рабочего времени и оснащения,процедурами урегулирования трудовых конфликтов, новыми взглядами на систему материальногостимулирования работников, отказом от традиционных форм оплаты, основанной на жесткомнормировании.
Начиная с1960-х гг. наблюдается вторая большая волна возрастания интереса к проблемам управлениячерез систему взаимоотношений людей. Управление экономическими процессами рассматриваетсякак целенаправленное влияние на людей и лишь через них — на производственные отношения.Важным методом управления становятся социально-психологические отношения.
В 1970 — 1980 гг. в науке управления развитых стран понятия «человеческие ресурсы»,«человеческий капитал» и управления ими постепенно заменялись понятия«персонал», «управление персоналом», «работа по кадрами».Большинство фирм изменила также традиционные названия отделов кадров на «отделы(службы) человеческих ресурсов», новая терминология вошла и в служебные документы,и в научные работы, и в учебники, однако единого подхода среди ученых пока что нет.
Исследованиесоветскими учеными в 1970-1980-х гг. в области управления человеческими ресурсамипроводились прежде всего специалистами с проблем психологии и социологии труда:В.А. Ядовым, А.Г. Здравомисловым, В.П. Ропсиною, В.К. Тарасовым, Ю.М. Черновым,РА Климовым, Б.А. Смирновым, Б.А. Леоновым и пр. Благодаря исследованиям Б.Ф. Ломовой,Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева в отдельное направление науки управления выделиласьэргономика, которая произошла на базе психологии, психофизиологии, научной организациитруда. Предметом этой науки есть исследование разнообразных характеристик работающегочеловека с учетом многочисленных производственных факторов с целью оптимизации орудий,условий и процесса труда.
В это времяпроисходит процесс становления инженерной психологии как самостоятельной науки,продлевает активно развиваться нормирование труда. Среди ученый, который сделализначительный взнос v развитие теории нормирования, надлежит назвать Е.І. Андрющенко,В.П. Бабича, Н.С. Березину, М.І. Бухалкова, Б.М. Генкина, Б.М. Игумнова, Г.І. Калитича,В.І. Кочеткова, Г.Е. Слезингера, А.П. Павленко, П.Ф. Петроченко, В.А. Плаксова,Є.І. Шерман и др.
Особое вниманиеуделялось научно-практическим проблемам подчистки производительности труда, усовершенствованиюпоказателей ее измерения. Значительно расширили теорию производительности и эффективноститруда такие учены, как Е.Г. Антосенков, Е.И. Капустин, Д.М. Карпухин, В.Г. Костаков,Л.А. Костин, В.В. Куликов, И.С. Маслова, А.И. Милюков, Г.А. Пруденский.
В Украинетрудовое направление экономической мысли нынче развивается несколькими научнымицентрами. Известнейшие из них: Институт экономики Национальной академии наук (НАН)Украины (г. Киев); Научно-исследовательский институт социально-трудовых отношенийМинистерства труда и социальной политики Украины (г. Луганск); Научно-исследовательскийинститут труда и занятости населения Министерства труда и социальной политики иНАН Украины (г. Киев); Институт региональных Исследований НАН Украины (г. Львов);Совет по изучению продуктивных сил Украины НАН Украины (г. Киев); Экономическийнаучно-исследовательский институт Министерства экономики страны (г. Киев), Украинскийнаучно-исследовательский институт аграрных проблем (г. Киев). Немалый взнос в развитиетрудового направления экономической науки делают и научные работники высшей школы,в частности в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко.
экономика труд управление доход


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.