Проблемыразвития приграничных регионов России в новых экономических условиях
Приграничныйрегион – это потенциальный регион, с присущей ему географией, историей,экологией, этическими группами, экономическими возможностями и т.д., поразделенной суверенитетом правительств, правящих по обе стороны границы
Определение,сформулированное Денисом де Ружмонтом, может иметь провокационный характер сточки зрения правительств, тем не менее, оно указывает, как должны развиватьсяприграничные сообщества, если таковые возникают, если не как политическиеценности, то по крайней мере с точки зрения функционирования.
Повышенноевнимание уделяется проблеме границ и приграничных территорий, особенно впределах Европейского Союза (далее ЕС). Этот интерес обусловлен постепеннымослаблением политических демаркационных линий и запланированным исчезновениемэкономических барьеров. Кроме всего прочего, он по-своему кристализирует всетрудности, ограничения и сдерживающие факторы, которые должны быть преодоленына пути европейской интеграции. В этой связи приграничные районы действительноявляются критерием и катализатором прогресса европейского строительства.
Размерыприграничного района определяются двумя рассматриваемыми фактами: граница какфизическое понятие и приграничный регион как территория новых договорныхотношений.
Граница– это прежде всего физическое понятие, которое часто обозначается указателямиопределяющими территорию государства. Она таким образом безоговорочно указываетсферу действия национального суверенитета, составляет тем самым ключевойэлемент национальной территории или любой другой «национальной системы»,включая ее составные части и подсистемы.
Границывыполняют существенную функцию государств: установление собственной территориив качестве основы деятельности всех систем и подсистем, на которые теоретическираспространяется национальный суверенитет; например, национальная системаобразования, национальная экономика, национальная валюта, национальнаябезопасность, полиция, правосудие и т.д.
Наборограничений для всех систем и подсистем государства в каком-либо отдельновзятом районе обязательно вызовет конфронтации, дисбалансы или даже конфликты врегионах, разделенных границей: часто их системы будут противоречить друг другуили игнорировать друг друга, поскольку между ними нет достаточного числасвязующих звеньев и договорных процедур, по крайней мере при понятном положениивещей.
Территорияприграничных регионов как система должна быть также проанализирована с точкизрения наполненности отношений и с учетом социально-экономических,политических, культурных и других сил, которые переходят из одной сферы вдругую: например, в сфере культурных, социальных, экономических, делимых иобразовательных отношений. Поэтому в приграничных районах очень важно открыть «мосты»,»точки пересечения» и договорные связи между различными партнерами в главныхобластях приграничного сотрудничества.
Запоследние три или четыре десятилетия в Европе появилась новая геополитическаяинтеграция. " Роль границы (…) изменилась. Вместо барьера она постепенностановится местом, где встречаются два вида реальности и появляется возможностьдля взаимодополнения, преодолеваются косные концепции национальногосуверенитета. Ввиду возникающей новой ситуации, центральному правительствуподлежало бы предоставить приграничным регионам такую степень автономии,которая позволяла бы им, например, вести переговоры с прилегающими территориямив специфических областях. Существует много территорий в которых возможнопроизвести определенные изменения, чтобы возместить или даже свести на нетнегативный эффект границы, уважая при этом правовые нормы каждого государства.
Длясмягчения эффекта границы, пограничные функции должны быть как бынейтрализованы, что предполагает определение границ с точки зрения различных ихфункций или результатов разделения и соединения.
Следующиефункции входят в это определение:
– военно-политическаястратегия как основной объект территориального вопроса государства;
– разрывв уровне развития и неравномерность в экономической, культурной и социальнойсферах;
– отбори выбор, например, с точки зрения иммиграции;
– созданиеи строительство производства товаров, услуг и рабочих мест;
– культураи способы поведения, которые ведут к снятию или изоляции.
Негативныевоздействия на приграничные районы в современной Европе прежде всего оказывают:
– экономическийдисбаланс;
– отдаленностькультур;
– политическиеособенности.
Термин«пограничный или приграничный регион» имеет три очевидных аспекта: пространство(более или менее четко определенное), сообщества и группы, а также отношения,существующие между ними, которые могут быть нарушены или заблокированысуществованием границы.
Сточки зрения пространства приграничные регионы могут быть рассмотрены как:
– зоны;
– полюса;
– административныеи политические образования.
Границыв современном мире отличаются большой транспарентностью, чем полвека назад.Разрушение таможенных и валютных границ, дававших в прошлом возможностьнациональным правительствам осуществлять полный контроль над богатствами своихстран объясняется как объективными политическими процессами (в т.ч.глобализацией), так и экономической целесообразностью. Альтернативой границе вэтом случае является фиксация условной линии, обозначающей пределынационального суверенитета. Центральной категорией анализа феномена границдолжно стать понятие приграничного – трансграничного региона (borderland),которое понимается как единое экономическое пространство.
Государствообязано интенсивно влиять на развитие приграничных регионов, посколькупоявление новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза инеразвитость новой приграничной инфраструктуры привели к появлению связанных сэтим пограничных и приграничных проблем и угроз.
Принимаятот факт, что состояние социально-экономического развития приграничных регионовв большинстве случаев уступает внутренним регионам России, ПравительствоРоссийской Федерации постоянно подтверждает необходимости особого отношения кпроблемам приграничных субъектов Федерации. На заседании ПравительстваРоссийской Федерации 6 июля 1999 г. «О проблемах приграничных субъектовРоссийской Федерации» были поставлены конкретные задачи перед федеральными органамиисполнительной власти, имеющие ключевое значение для жизнеобеспечения регионов(определенные руководителями субъектов Российской Федерации, имеющих общиеграницы с государственной границей Российской Федерацией).
Однакосреди частных вопросов решения хозяйственных проблем и точечного стимулированияэкономического роста в приграничных субъектах Российской Федерации значительноеместо занимали вопросы общегосударственного характера, острота которых наиболеепроявляется в приграничных регионах. В частности, в области совершенствованиямиграционного, налогового, таможенного, уголовного законодательства; развитияправовой базы международного сотрудничества с сопредельными государствами поразличным направлениям, в том числе, охраны окружающей среды и урегулированиявопросов природопользования; вопросы совершенствования транспортных систем исоздания дополнительных транспортных коридоров.
Необходимовыделить вопрос именно развития приграничного сотрудничества как важногоинструмента решения целого ряда локальных проблем. Для решения этой задачи,прежде всего, необходимо создание общегосударственной концепции приграничногосотрудничества. Постановлением Правительства Российской Федерации 197 от 7марта 2000 г. была создана Межведомственная комиссия по развитию приграничногосотрудничества, целью которой является создание концепции развитияприграничного сотрудничества и федеральной целевой программы развитияприграничного сотрудничества на ближайший период и перспективу.
Долженотметить, что подписанная Правительством Российской Федерации и вносимая наратификацию европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестветерриториальных сообществ и властей дает определенный юридическийинструментарий по заполнению правового вакуума в данной сфере. Однако следуетотметить, что структурообразующим принципом конвенции является местноесамоуправление (территориальные власти). Представляется, что на современномэтапе решение проблемы становления приграничного сотрудничества в России должныв равной мере осуществлять как федеральное правительство и региональные власти,так и органы местного самоуправления, организации и граждане в пределах ихкомпетенции. Структурообразующим принципом в Концепции должна статьтерриториальный, базисным понятием которого должна стать приграничнаятерритория, как она определена в Законе о Государственной границе. Такимобразом, приграничным сотрудничеством являются любые согласованные действия,направленные на усиление и поощрение отношений между Российской Федерацией илюбыми сопредельными государствами в решении вопросов устойчивогосоциально-экономического развития приграничных территорий при обеспечениисуверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализации и защитенациональных интересов и безопасности Российской Федерации в ее приграничномпространстве.
Приграничноесотрудничество основывается на принципах Конституции Российской Федерации,общепринятых норм и принципов международного права и реализуется в системефедеральных законов, законов субъектов Российской Федерации посредствомцеленаправленной и скоординированной деятельности органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов и органов местногосамоуправления, общественных объединений и граждан в соответствии с их правамии полномочиями в этой сфере.
Составнойчастью приграничного сотрудничества Российской Федерации является подготовка иреализация, совместно с заинтересованными государствами, мер по обеспечениюоборонной, социально-политической, экономической, экологической иинформационной безопасности на внешних границах Российской Федерации.
Важнейшимипредпосылками эффективности приграничного сотрудничества выступают справедливоемежгосударственное разграничение, развитие международного сотрудничества,укрепление социально-экономической и духовной основы жизнедеятельностиприграничных регионов Российской Федерации.
Приграничноесотрудничество осуществляется в пограничном пространстве Российской Федерации,охватывающем государственную границу Российской Федерации, пункты пропускачерез государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны,приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные)водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводнуюсреду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РоссийскойФедерации.
Цельприграничного сотрудничества – реализация и защита национальных интересовРоссии, обеспечение безопасности личности, общества и государства вприграничном пространстве Российской Федерации.
ИнтеграционныйКомитет
Определенныеподходы к проблеме развития приграничного сотрудничества заложены в Соглашенииоб основных принципах приграничного сотрудничества государств-участниковДоговора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29марта 1996 года, подписанный 26 февраля 1999 г.
Вданном случае мы имеем дело с расширительным толкованием приграничногосотрудничества. Так в ст. 1 Соглашения приграничный регион определен какрегион в пределах административных или иных государственных территориальныхобразований, административно-территориальные границы которых совпадают с линиейгосударственной границы государств-участников Соглашения.
Болеетого, ст. 4 Соглашения обязывает предоставить на территориях, находящихсяпод ее юрисдикцией, национальный режим населению приграничных регионовгосударства другой стороны по вопросам: временного проживания, занятиятрадиционной хозяйственной деятельностью, получения образования и других услуг,занятия малым предпринимательством.
Дляустранения противоречий с федеральным законодательством, необходимо правовоеограничение пространства приграничного сотрудничества.
Отмечаятот факт, что принятие европейской рамочной конвенции о приграничномсотрудничестве территориальных сообществ и властей явилось этапом в европейскойинтеграции, фактически отменяющей значение внутренних границ ЕвропейскогоСоюза, однако в такой же степени ужесточающих внешний пограничный режим, так вБенилюкской конвенции о приграничном сотрудничестве, построенной потерриториальному принципу, особое значение придается вопросам контроля замиграцией и предотвращения незаконной миграции.
Примериспользования приграничного сотрудничества в рамках европейской интеграции ещераз подтверждает, в части формирования правовой базы приграничного сотрудничества,необходимость решения ряда принципиальных вопросов, включая внесение поправок вуголовно-процессуальный кодекс, иммиграционное законодательство,перераспределение функций между рядом министерств и ведомств, решение множестваконтрольных вопросов.
Главныминструментом региональной политики Российской Федерации в случае приграничнойтерритории может стать только развитие особых зон приграничного сотрудничества.Задачей федеральной целевой программы развития приграничного сотрудничества наближайший период и перспективу должно стать создание и использованиеинструмента особых зон, а также координация конкретных налоговых, бюджетных,таможенных, пограничных и иных мероприятий, обеспечивающих дифференцированнуюприоритетность развития приграничных территорий Российской Федерации.
Федеральнаяцелевая программа такого уровня должна иметь комплексную направленность ивероятно иметь в своем составе региональные подпрограммы. Очевидно, что самивопросы создания правового поля приграничного сотрудничества и решенияконкретных проблем необходимо решать программными средствами. Известно, что рядрегионов разрабатывал локальные программы развития приграничногосотрудничества. Существует более 10 региональных программ и ряд федеральных,затрагивающих проблемы приграничной жизни. Понимание механизмов решения проблемприграничного сотрудничества накоплено в ряде приграничных субъектов, таких какСанкт-Петербурге, Республике Карелия, Псковской области, Оренбургской области,Амурской области, Республике Дагестан.
Такиерегиональные программы должны стать подпрограммами общефедеральной целевойпрограммы. В каждой конкретной региональной подпрограмме должны быть предложенакак стратегия решения первоочередных проблем, так и оценка экономического иполитического эффекта программных мероприятий, особенно зонирования. Необходимрасчет эффективности введения налоговых и других льгот, расчет экономическихпоследствий.
Внастоящее время контактные функции границ в России впервые за последниедесятилетия (если не века) преобладают. При значительных контактных свойствахграницы, пограничные территории обладают существенным потенциалом длясаморазвития и могут быть отнесены к открытому типу приграничных районов.Отметим, что приграничные контакты могут быть не только благом, торговляприграничных российских регионов с соседними государствами может принести ущербхозяйственным связям внутри страны. Возникает экономическая основа длясепаратизма регионов.
Вслучае «победы» барьерных функций формируются районы с пониженной активностью приграничногосотрудничества, отсутствием стабильных производственных, торговых, социальных икультурных связей между пограничными территориями. Для экономики и социума этокатастрофическая ситуация.
Приграничныерегионы занимают двойственное положение в экономическом пространствегосударства, будучи одновременно и центром связей, и периферией своегогосударства. Являясь периферией страны, они становятся центром региона, жизнькоторого определяется задаваемыми границей правилами. В некотором смысле можнодаже говорить о региональной экономической однородности приграничья впротивоположность внутригосударственной экономической гетерогенности.
Итак,приграничность приобретает всё большее значение и выступает в качестве новоготерриториального социально-экономического фактора развития. Пространство,прилегающее к линии границы может представлять собой мощнейший экономический, азатем политический и культурный центр страны, опирающийся на развитыйтранспортный комплекс и связанный с экономическим ядром-Центром (ВариантСанкт-Петербурга). Возможна и иная ситуация: относительно слабые центрыэкономической активности прижаты к границе и не опираются на инфраструктурусобственной страны.
Развитиеприграничных регионов России имеет большое значение не только для повышенияэффективности ее участия в мировой экономике и международных экономическихотношений, но и для улучшения региональных пропорций экономики. Адаптациярегиональных пропорций к рыночным условиям и открытости, в свою очередь,является важным условием повышения конкурентоспособности российскогопроизводства.
Развитиефункций экономического, технологического и культурного посредничества вовстречных направлениях является наиболее естественной функцией приграничныхрайонов и одним из главных факторов их развития.
Государственныеграницы влияют на развитие приграничных районов и страны в целом через своифундаментальные свойства – барьерность и контактность.
Обособляясьот внешнего мира посредством границ, государство защищает интересы национальныхпроизводителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскуюфункцию.
Контактностьвыражается в проводимости национальных границ для перемещения через нихтоваров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализациивнешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовымиактами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонниемеждународные связи (торговые палаты и представительства, двусторонниекомиссии, советы, фонды, ассоциации и т.д. по содействию развитию международныхэкономических и гуманитарных контактов, консалтинговые и посредническиекомпании и др.); уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной,таможенной, туристической и др.); уровнем экономического развития приграничных территорийи характером их участия в международных связях.
Изменениесоотношения между контактностью и барьерностью государственных границпроисходит неравномерно у стран разного уровня развития и разной степенивовлеченности в процессы глобализации. Например, развитые страны стремятсяустранить барьеры на пути движения капиталов, информации, услуг, ноодновременно поставить мощный заслон на пути перемещения рабочей силы ирегламентировать поступление товаров из бедных стран с низкой стоимостьюрабочей силы путем введения квот, контингентов, жестких требований к качеству,ограничений по объемам поставок тех или иных товаров в рамкахмежгосударственных соглашений и т.д.
Бедныестраны, в свою очередь, хотят расширить свое присутствие на товарных рынкахразвитых стран, иметь гарантированную возможность экспорта рабочей силы иполучать стабильную финансовую подпитку от развитых стран. Согласованиеразнообразных и противоречивых либерализационных интересов отдельных стран врамках ВТО, как показала ноябрьская сессия (1999 г.) этой организации вСиэтле, представляет весьма сложную, а подчас и неразрешимую задачу.
Вцелом общей закономерностью является прямая зависимость контактности границ от:уровня развития стран-партнеров, сходства уровней развития, однотипности экономическихи правовых систем, взаимной близости и соседства. При неисполнении этих условийсоответственно возрастает значение барьерных функций государственных границ.
Представляется, что целесообразно отрабатывать совместно с приграничнымисубъектами Федерации общие проблемы Российской Федерации, так как они наиболееочевидно проявляются. Основные угрозы национальным интересам и безопасностиРоссийской Федерации проявляются именно в приграничном пространстве:
территориальныепритязания;
незавершенностьмеждународно-правового оформления государственной границы России;
проявлениенационализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречийрелигиозного характера;
расширениеэкономической и демографической экспансии;
расхищениенациональных богатств Российской Федерации, активизация контрабанднойдеятельности;
массовыйвывоз капитала и стратегически важных сырьевых ресурсов и товаров;
нестабильностьобстановки вследствие снижения жизненного уровня населения, этническихконфликтов и вынужденных миграционных процессов;
трансграничнаяорганизованная преступность и терроризм;
региональныевооруженные конфликты вблизи государственной границы;
распространениеи накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных сРоссией регионах;
аварии,катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом.
Проблематикаприграничья содержит в себе многие противоречия характерные для современногоэтапа развития. Среди них следует выделить противоречия между: глобализациейэкономики, опирающейся на широкую либерализацию межгосударственныхэкономических отношений, и протекционистской сущностью государств; культурнойунификацией в рамках глобализма и национальной (региональной) культурнойидентичностью; богатыми (центральными) и бедными (периферийными) странами ирайонами стран; международной региональной интеграцией (сотрудничеством) страни их суверенитетом; политическими центрами, стремящимися укрепить или сохранитьвластную вертикаль, и подчиненными им территориями, желающими расширения своихправ и полномочий и в частности в том, что касается международной деятельности.По сути эти противоречия можно свести к проблеме соотношения однородности иразличий (континуальности и дискретности) в динамике мирового пространства, вкоторой ключевую роль играют государственные границы и приграничные территории.
Особоезначение проблематика приграничных районов имеет для России, имеющей громадныйпограничный периметр, который составляют весьма различные по природным,демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории.
Общаяпротяженность государственных границ России равняется 60933 км, в томчисле 38807 км морских. Среди 89 субъектов РФ у 48 одна из границсовпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. По этомуформальному признаку мы и определяем приграничные субъекты РФ. Причем у 21межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советскогопериода. У стольких же они являются новыми, возникшими в связи с распадом СССР.У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края,Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собойсочетание старых и новых границ.
Большая частьпериметра морских границ приходится на арктические моря (19,7 тыс. км) снебольшим по объему или практически отсутствующим международным судоходством.Поэтому приполярные субъекты федерации с определенной долей условности можноотносить к приграничными.
От РеспубликиКарелия при движении на восток и до Республики Алтай плотность населения вприграничных субъектах РФ существенно меньше среднероссийской – 8,6 чел. на кв.км. В этом громадном по площади и протяженности окраинном ряду регионовнебольшое исключение составляет только Приморский край. Наиболее высокуюплотность населения – более 50 чел. на кв. км в остальной части периметраприграничных субъектов РФ имеют Краснодарский край, Калининградская иБелгородская области, республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария.
У большинстваприграничных субъектов РФ объем РВП на душу населения ниже среднего по странеуровня (у 39 из 48). Среди рассматриваемых регионов наиболее высок этотпоказатель у Ямало-Ненецкого АО. При пересчете РВП этого округа в доллары посреднегодовому курсу 5785 руб. за доллар он составит в расчете на одного жителя19,8 тыс. долл. У идущей на втором месте Тюменской области с автономнымиокругами этот показатель равнялся 7,1 тыс. долл. на одного жителя. У 22приграничных субъектов РФ РВП не превышал 2 тыс. долл., в том числе у 5 – 1тыс. долларов.
Только у 6субъектов РФ отношение денежных доходов населения к прожиточному минимуму вышесреднего по России значения. Эти показатели в самом общем виде отражают, содной стороны, глубинное внутриматериковое размещение экономики страны, высокуюдолю ее ресурсной составляющей, а, с другой, бедность и социальноенеблагополучие большинства приграничных регионов. Такая территориальнаяорганизация российской экономики имеет историческое объяснение. Положениевблизи государственной границы бывшего СССР сдерживало экономическое развитиеприграничных территорий. Военноопасный, барьерный характер границ 20–60 гг.вынуждал размещать производство в глубинных районах страны. Кроме того большаячасть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселеннымпространствам российского Севера и Востока. Новые границы, возникшие врезультате распада СССР, также проходят в своем большинстве по экономическимлакунам, расположенным между столичными и региональными центрами новыхгосударств.
В результатеэтого наследия пояс приграничных территорий сегодня в среднем является менееразвитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенностиглубинные территории. Необходимо подчеркнуть также и то, что большинстворегионов российского порубежья имеют крайне слабый потенциал участия вовнешнеэкономических связях. Сегодня пояс приграничных субъектов РФ представляетсобой своего рода структурный барьер вхождения России в мировую экономику.
Историческистраны – непосредственные соседи играют важную экономическую и политическуюроль для России. Они сильно различаются по размерам и структуре хозяйства,уровню развития, культурным особенностям. Необходимо подчеркнуть, что, будучисравнительно бедной страной (ВВП на душу населения составляет около 3 тыс. долл.,что в 7–10 раз меньше, чем у наиболее развитых стран мира), Россия большейчастью своего периметра граничит с еще более бедными странами. Особенностьюявляется также и то, что большая часть приграничных территорий, соседних сРоссией стран, являются менее развитыми их частями.
Вкультурно-цивилизационном плане регионы, выходящие к старым государственнымграницам, одновременно граничат с иными культурными системами: европейской икитайской. Граница с Монголией не является пороговым культурным рубежом,поскольку Бурятия и Тува близки к монголо-ламаистской культурной системе. Ещеярче это выражено у новых границ с Белоруссией и Украиной, которые проходят потерриториям однородным в культурном отношении. На Кавказе государственныеграницы соприкасаются со странами относящимся к разным культурным системам. Нона значительной ее части культурный рубеж (исламский) смещен вглубь России.Граница с Казахстаном формально является границей с исламским миром. Но в силувысокой доли русского населения в приграничных с Россией районах Казахстанаможно говорить о смещении культурного рубежа относительно государственнойграницы вглубь этой страны.
Опытлиберализации внешнеэкономических связей показал, что отладкаконтактно-барьерного механизма включения страны в мирохозяйственные связи вусловиях глобализации экономики и регионализации международных экономическихтребует многолетней кропотливой работы. Шоковое открытие страны в начале 1992 г.в дальнейшем потребовала создания механизмов защиты национальныхпроизводителей, рынка труда, финансового рынка, валютных резервов, инструментовборьбы с криминалитетом паразитирующем на неотработанности законодательства,регулирующего внешнеэкономическую деятельность и, в частности, со странами СНГ,на отсутствии необходимого таможенного прикрытия на новых границах.
Громадныйпограничный периметр страны в условиях произошедших с начала 1992 г.кардинальных геополитических и экономических изменений до сих пор не можетнормальным образом выполнять как барьерные, так и контактные функции. Работа посозданию пограничных пунктов пропуска, обеспечивающих быстрое и качественноепограничное и таможенное оформление пока далека от завершения.
Плотностьмеждународных переходов на российских границах одна из самых низких в мире.Наиболее густая сеть пограничных переходов была в Калининградской области – 24,в том числе 8 морских (речных) на 139 км морской границы, 8 автомобильныхи 7 железнодорожных на 512 км сухопутной границы. Плотность пунктовпропуска на границах РФ в этой эксклавной области – 1 на 27 км периметраграниц, наиболее близка к европейскому уровню. В то же время плотность пунктовпропуска на участке российско-китайской границы, занимаемом провинциейХэйлунцзян в 1999 г. равнялась 17 на 3045 км или один переход на 180 кмграницы.
За почтидесятилетие либерализации внешнеэкономической деятельности пока не произошлосущественных изменений в структуре экономики приграничных районов. Онопроисходило главным образом на основе традиционной модели. Последняя базируетсяна обслуживании внешнеэкономических связей и развитии приграничной торговли,движущей силой которой являются различия в уровне и соотношении цен на товарыпотребительского и производственного назначения в соседних странах.Экономический эффект этой модели связан с расширением рынка сбыта для одних иполучением более дешевых товаров и услуг для других. И то и другое лежит воснове получаемых по обе стороны границы доходов и осуществляемых сбережений инакоплений. При значительных объемах приграничной торговли и транзитныхтоваропотоков возникают предпосылки для экономического подъема приграничныхрайонов.
В связи сэтим одним из главных элементов развития приграничных районов вплоть доавгустовского 1998 г. финансового кризиса в России была приграничная ичелночная торговля преимущественно по линии импорта. Максимального размерачелночный импорт достиг в 1996 г., когда сложились наиболее благоприятныеусловия его осуществления – 14,4 млрд. долл. или около четвертироссийского импорта. В челночной торговле участвовало до 10 млн. человек, чтопозволяло решать проблемы безработицы, личных доходов и снабжения рынкасравнительно дешевыми товарами. В начале 90-х гг. наибольший размахприграничная торговля приобрела в дальневосточных регионах в связи сустановлением либерального трансграничного режима на российско-китайскойгранице и существовавших больших различий в соотношении цен на товарыпотребительского и производственного назначения в России и Китае. Затем главныйвектор этой торговли сместился на Северный Кавказ.
Крупныеобъемы челночной торговли осуществлялись с Польшей – около 1 млрд. долл.,в которой ведущую роль играет Калининградская область. Значительные объемычелночной торговли имели место и на границах России со странами СНГ. Причем,если в страны дальнего зарубежья преимущественно вывозится валюта в обмен натовары, то в случае СНГ ввозятся дешевые товары в обмен на деньги. С 1997 г.объем челночной торговли начал сокращаться. Слабостью развития челночныхфункций является их зависимость от таможенного и визового режима. Введениеодной из соседних стран тех или иных ограничений сильно сказывается на объемахприграничной торговли. Так например, в результате ужесточения правил бартернойи челночной торговли, повышения тарифов на импорт продовольствия, введениявизового режима взаимного посещения резко сократились объемы приграничнойторговли России и Китая.
Введениепольскими властями новых правил пересечения границы с 1 января 1998 г. всторону ужесточения вызвали сокращение объемов челночной торговли. Потерипольского бюджета от стремления ограничить возможности нелегальной иммиграции иприблизится к таможенным и визовым требованиям ЕС оценивались в 400–800 млн. долл.Но наиболее сильный удар по приграничной и челночной торговле нанесла в 1998 г.четырехкратная девальвация рубля.
Особенностьютрадиционной модели является то, что доходы от приграничной торговли распыленымежду множеством индивидуальных торговцев-челноков, мелких и средних частных игосударственных фирм, что не позволяет реализовывать крупные инвестиционныепроекты без поддержки из бюджетов стран и административных районов. Наибольшийэффект от этой модели достигается при согласованных действиях правительствсоседних стран в вопросах визового и таможенного режима, согласованныхизменения курсов национальных валют и при наличии ценовых различий напотребительские товары и факторы производства. Но сочетание эти условий труднодостижимо.
Привлекательностьприграничных районов для иностранных инвесторов при этой модели определяетсятранспортными условиями относительно стран-инвесторов, особенностямиинвестиционного климата, ценой основных факторов производства, потенциальнойемкостью осваиваемого рынка и трансакционными издержками, связанными спересечением государственной границы. Но большинство приграничных районовРоссии сильно удалены от потенциальных инвесторов, в них малоемкие региональныерынки и неблагоприятный инвестиционный климат из-за слабо развитой рыночнойинфраструктуры. Поэтому объемы прямых иностранных инвестиций в них пока явнонедостаточны для заметных структурных изменений в экономике.
Определенныеизменения произошли в 1999 г. – в размещенных в России ПИИ резко возросладоля приграничных. Однако в решающей мере это произошло за счет Сахалина всвязи с реализацией проектов по добычи нефти и газа на шельфе Охотского моря, атакже Краснодарского края и Ленинградского региона (Санкт-Петербург иЛенинградская обл.). На эти четыре региона пришлось около 80% всех ПИИ,размещенных в приграничных субъектах РФ. Высокую территориальную концентрациюиллюстрирует также и то, что на первую десятку регионов пришлось 94% всегообъема инвестиций, накопленных в приграничном поясе за 1992–1999 гг. Приэтом произошло понижение инвестиционной привлекательности лидеров первойполовины 90-х гг. Хабаровского и Приморского краев, Тюменской области и еевозрастание у Ленинградской, Новосибирской, Челябинской областей и особенно уКраснодарского края.
Обращает насебя внимание крайне слабая инвестиционная привлекательность регионовприграничных с Украиной. Привлекательность регионов граничащих с другимирассматриваемыми странами немногим лучше. Основная часть инвестиций,размещенных в поясе регионов, соседствующих с Китаем приходится на Приморский иХабаровский края, которые имеют и морскую границу. Регионы, расположенные погранице с Казахстаном, привлекают инвестиции, не благодаря своему соседству, ав связи с мощным промышленным потенциалом и природными ресурсами.Инвестиционная привлекательность регионов Северо-Запада связана прежде всего ссеверной столицей.
Дляпривлечения финансовых ресурсов в приграничные регионы используется иинструмент специальных экономических зон. Зоны на основе федеральногозаконодательства действуют в Калининградской и Магаданской областях, Приморскомкрае. Но зонная модель развития не дала осязаемых результатов.
Ее низкаярезультативность объясняется отсутствием в 1992–1999 гг. стабильнойправовой основы создания и деятельности СЭЗ, общей политической и экономическойнестабильностью в стране и низким уровнем зонального менеджмента. Наряду сособой экономической зоной «Янтарь» и промышленной зоной «Находка» в приграничныхрегионах на основе постановлений правительства РФ были учреждены зоныоффшорного типа «Ингушетия» и «Алтай» и на основе решений органов власти всубъектах РФ беспошлинные зоны в Санкт-Петербурге и оффшорная зона «Калмыкия».
Необходимоподчеркнуть, что соседние с Россией государства довольно широко используютзонный механизм для повышения конкурентоспособности приграничных с ней районов.Деятельность многих зон тесно увязана с российским рынком. В частности впограничных с Россией районах Китаем созданы специальные экономические зоныприграничного сотрудничества в Манчжоули, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хунчуне. Эти зоныиграют важную роль в развитии российско-китайской торговли и экономическомподъеме отсталых северных районов Китая.
Предприятия 8СЭЗ (Мерсин, Анталья, Измир, Стамбул, Трабзон, Адана, Мардин и Эрзурум) Турциишироко используют импортное российское сырье и материалы для производствапродукции, которая затем частично реализуется на российском рынке.
Беспошлинныезоны Польши, Финляндии (Хельсинки, Турку, Ловиса, Котка, Оулу, Лапенранта,Ханко) и стран Балтии (Таллин, Рига, Клайпеда) занимаются накоплением,хранением и подготовкой к экспорту комплектующих для сборочных производств,действующих или разворачиваемых в России. При этом используется разница втаможенных пошлинах на готовые изделия и на их отдельные компоненты.
Инвестиционнаядеятельность в приграничных регионах России в основном связана с созданиемсоответствующей транспортной и таможенной инфраструктуры. Наиболее динамичноэти объекты сооружаются либо планируются к сооружению в Ленинградской области.С 1997 г. на российско-финской границе открыт современный автопереход вТорфяновке стоимостью 37 млн. долл. Завершено сооружение подобногоперехода в Брусничном, расширен переход в Святогорске. Проводится реконструкцияпограничной железнодорожной станции Бусловская, что позволит в несколько разувеличить ее пропускную способность. Эти мероприятия, а также планируемоесооружение скоростной железной дороги Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва,объездной автомагистрали вокруг Санкт-Петербурга, морских портов в Финскомзаливе (Батарейная, Усть-Луга, Приморск), создание в ближайшие годы Балтийскойтрубопроводной системы свидетельствует о возрастании значения для Россиибалтийского транспортного коридора.
Перспективыразвития пограничной транспортной инфраструктуры в Калининградской областисвязаны с модернизацией морских портов, улучшением качества обслуживания напереходах и реализацией проекта автомагистрали «Виа Ганзеатика» (Санкт-Петербург– Рига – Клайпеда – Гданьск – Гамбург). Россия выступает за создание вкооперации с балтийскими странами энергетического кольца, включающего ЛЭП игазопроводы. В качестве первого шага планируется сооружение в районе Выборгаэлектростанции, которая будет поставлять электроэнергию в Финляндию и Швецию, игазопровода на те же страны.
В Северокавказскомрайоне расширение контактных функций связано с расширением пропускнойспособности портов Таганрог, Темрюк, Новороссийск, Сочи, Туапсе и развитиемсопутствующих транспортных услуг. Контактность каспийских границ Россиивозрастет с реализацией проектов совместного российско-иранского порта Олявблизи Астрахани, создания паромной переправы от калмыцкого города Лагань доиранского Амир Абада. Существенно повысил надежность железнодорожного сообщенияотрезок железной дороги, дающий прямое сообщение между Махачкалой ичерноморскими портами Туапсе и Новороссийск, минуя Чечню.
На ДальнемВостоке большое геополитическое и геоэкономическое значение имеет сооружениеавтомобильного моста через Амур. Наиболее крупными проектами являютсясооружение ЛЭП от Богучанской ГЭС и газопровода от Ковыктинского месторожденияв Иркутской области в Северный Китай, нефтепроводов от Ангарска в направлениина Пекин через Монголию, современного перехода на российско-китайской границе вЗабайкальске, строительство автодороги Хабаровск – Чита, расширение имодернизация дальневосточных портов, развитие СЭЗ «Находка». Расширениютранзитных функций Дальнего Востока будет способствовать сооружение в рамкахмеждународного портово-промышленного комплекса в устье пограничной рекиТуманган железной дороги, которая соединит китайский город Хунчун с портомЗарубино (77 км) и тем самым даст выход Китаю к Японскому морю.
Развитиепроизводственных и транспортных функций приграничных субъектов в последние годыопиралось в основном на федеральные финансовые ресурсы, привлекаемыеиностранные кредиты и средства российских банков и компаний. Государственныеинвестиции поступают в рассматриваемые регионы в рамках федеральных региональных(Краснодарский край, Псковская область, Кабардино-Балкария, Республики Тыва иГорный Алтай, Дальний Восток и т.д.) или отраслевых (таможенная инфраструктура,транспорт и др.) программ. Однако эффективность федеральных программ до сих порбыла невысока в связи с крайне неудовлетворительным их финансированием.
Подводя некийитог всего вышесказанного, стоит отметить, что перед современным приграничьемРоссии сегодня стоит серьезная и сложная задача: приграничные регионы – «лицо»страны в сотрудничестве с зарубежными странами. Это «ниточка» и дорога России кболее плотному сотрудничеству и диалогу (в частности, по вопросу Калининграда)со странами Евросоюза, странами АТР и Азии, а также странами СНГ. С появлениемновых границ, задача усложнилась – необходимо налаживать торгово-экономическиеи политические отношения с бывшими союзными Республиками и братскими народамина новом – межстрановом уровне. Данный процесс протекает не везде гладко, чемосложняет процесс становления приграничья России как сильногосоциально-экономического игрока экономики России и мирохозяйственных связях вцелом.
Опыт Россиииллюстрирует известную закономерность, чем сильнее различия между странами поуровню социально-экономического развития, сильнее различия в практикуемых экономическихсистемах, тем выше пограничные барьеры. Сближение уровней и систем способствуетросту контактности границ.
Учитываято, что приграничное сотрудничество находится в стадии институциональногостановления, при разработке программы необходимо предусмотреть несколько этаповее реализации. Очевидно, что на первом этапе целью программы должно статьсоздание необходимых условий для реализации Концепции государственной политикипо развитию приграничного сотрудничества (которые подчас не созрели). Еще раз необходимоуточнить, что развитие приграничного сотрудничества (к примеру, европейскаярамочная конвенция является этапом интеграции, фактически отменяющей значениевнутренних границ Европейского Союза, однако в такой же степени ужесточающихвнешний пограничный режим) должно сопровождаться параллельным ужесточениемвнешнего пограничного, таможенного, иммиграционного контроля.
Списоклитературы
1. Л.Б. Вардомский,И.И. Голицина, Е.Н. Самбурова – Государственные границы ирегиональное развитие: полит-географический аспект, в сб. «Политическаягеография: современное состояние и пути развития», М., 1989 г., с. 35– 46.
2. Л. Вардомский– Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития. Общие положения. //http://www.oblves.orb.ru/books/prigr/vard.htm
3. Л. Вардомский– Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России, «ГолосРоссии», №1 (8), 2000, с. 30 – 32.
4. Москаленко Ю.С. – Амурскаяобласть: состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей, Проблемыпрогнозирования, 1997, №1
5. Свободная энциклопедия ru.wikipedia.org/wiki/ Приграничные регионы
6. Постнов В. –Большой перекрой, Экономика и политика России, 2000, №1