Содержание
Введение
1. Общетеоретические основыбизнеса и предпринимательства
1.1 Основные определения итермины
1.2 Цели и мотивыпредпринимательской деятельности
1.3 Социально-экономическаяхарактеристика предпринимательства
1.4 Инновационноепредпринимательство
2. Оценка эффективностидеятельности субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь
2.1 Государственнаяподдержка предпринимательства
2.2 Анализ состоянияпредпринимательства в Республике Беларусь
2.3 Показатели развитиямалого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованнойлитературы
Приложение
Введение
Предпринимательство – одна из важнейших составляющихсовременной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательствополучило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форморганизаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионыпредпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государствомосталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частноевладение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый исредний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управлениепредприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов,организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а такжеответственность за конечные результаты своей деятельности.
Общественный характер предпринимательства означаетне только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественномхозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущиепредпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условийсоставляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являютсяэкономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свободаявляется определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателяналичие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем илииным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но иморально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личнаязаинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтомуобеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения инакопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.
Переход к рыночной системе хозяйствования — этопереход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развитияпредпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных измененийпереходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков изакономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении ианализе бизнеса и предпринимательства в условиях рыночной экономике.
Данную цель можно достичь путем последовательногорешения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:
Ø изучение и анализ общетеоретических основ бизнеса ипредпринимательства, как экономических категорий;
Ø оценки эффективности деятельности субъектов малогопредпринимательства в Республике Беларусь.
Объектом изучения в рамках данной проблемы является бизнеси предпринимательство в целом, а предметов – их отдельные свойства и качества.
В качестве используемой методологии изучения данногоявления примем системный анализ и синтез.
Данная курсовая работа содержит введение, двараздела основной части, заключение с выводами о проделанной работе, а такжесписок используемых литературных источников, приложение.
1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСАИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ1.1 Основные определения и термины
Понятия «бизнес» и «предпринимательство» стали впоследнее время настолько расхожими в экономической научной и публицистической литературе, что несколько утратилисвой первоначальный смысл.
Одно из самых распространенных насегодняшний день определений говорит, что бизнес — это любая деятельность,направленная на получение прибыли путем предоставления другим необходимыхтоваров и услуг.
Существует и другое определение,более адаптированное к реальным условиям: бизнес – это предпринимательскаядеятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенныхустановленных законами, государственными органами или другими представительнымиорганизациями критериях [6, c.14].
Объединив оба этих определения,получим наиболее полную формулировку данного понятия, которая будет звучатьследующим образом: Бизнес – это предпринимательская деятельность,осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под своюответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитиесобственного дела, и осуществляемая субъектами рыночной экономики приопределенных установленных законами, государственными органами или другимипредставительными организациями условиях.
Неразрывно с понятием «бизнес»,связано понятие «предпринимательство» (предпринимательская деятельность),определяемое как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельностьграждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли отпользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуглицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке,основанном на нормах гражданского права [13, c.27].
Проводя сравнительный анализпонятий «предпринимательство» и «бизнес», можно сделать вывод, что этопрактически тождественные в экономической интерпретации понятия, поэтому имеетсмысл далее не разделять их в смысловом аспекте, ибо любое реализованноепредпринимательство есть бизнес, а любой бизнесмен – состоявшийсяпредприниматель. Таким образом, предприниматель – это человек, который, оцениввыгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организациейнового предприятия или разработкой новой идеи (продукции) или услуг,предлагаемых обществу (потребителям).
Понятие бизнес (илипредпринимательская деятельность) дифференцируется (классифицируется) поразмерам своей реализации на крупный, средний и малый виды бизнеса.Сравнительная характеристика видов бизнеса указывает на то, что они имеютсущественные различия не только в объемах производства, размерах основныхфондов, трудовых и финансовых ресурсах, но, и что главное, в отношенииэкономики всей страны. И если крупный бизнес – это остов, ось современнойэкономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – этомышцы, живая ткань хозяйственного организма страны.
Предпринимательство являетсяосновой бизнеса, т.к. предприниматель – это человек, который, оценив выгодностьдела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией новогопредприятия или разработкой новой идеи (продукции) или услуг, предлагаемыхобществу (потребителям).
Предпринимательство предполагаетсоздание собственного дела, а это всегда связано с риском и преодолениемсопротивления, возникающего при рождении всего нового.
Для успешного развитияпредпринимательства необходимы определенные условия и факторы активизации, ккоторым можно отнести:
Ø личные интересы и выгоду;
Ø надежность защитного механизма;
Ø существование ниши на рынке иливероятность увеличения доли рынка;
Ø наличие предпринимательской рентыили возможностей роста прибыли;
Ø способность перераспределятьресурсы и управлять нововведениями;
Ø возможность снижения степенинеопределенности и риска [4, c.21].
Прежде чем начать свой бизнес,необходимо предварительно провести определенную аналитическую работу:
Ø выбрать основное направлениедеятельности с учетом собственного опыта и имеющегося потенциала, степеньконкуренции и предполагаемый спрос;
Ø определить деловую (торговую) зону,размер коммерческих возможностей, а также сформировать профессиональныйколлектив исполнителей (команду);
Ø оценить финансовые возможности,т.е. определить необходимый уровень затрат для функционирования фирмы, величинуоборотных (прежде всего денежных) средств для начала бизнес-цикла, а также размеруставного капитала и возможные источники финансирования [16, c.23].
Предприниматель, являясьсобственником и представляя фирму в инстанциях, взаимодействует с различнымиэлементами внешней среды.
К элементам внешней средыотносятся: покупатели, поставщики, кредиторы, арбитражные суды, группыинтересов, местные органы власти, законодательные и образовательные учреждения,сотрудники фирмы и т.д.
Каждый и вышеперечисленныхэлементов требует от предпринимателя выработки соответствующей тактикиповедения (стратегического, тактического, оперативного), от которого будетзависеть как краткосрочный, так и долгосрочный успех фирмы.
Предпринимательство предполагаетсоздание собственного дела, а это всегда связано с риском и преодолениемсопротивления, возникающего при рождении всего нового, а рождениепредпринимательской деятельности в условиях государства с постплановойэкономикой и есть это новое. Однако для успешного развития предпринимательстванеобходимы определенные условия и факторы деятельной активизации, рождение истановление которых есть длительный и сложный процесс.
Специфика успешногопредпринимательства в малом бизнесе заключается в многогранной деятельностибизнесмена, рискнувшего открыть и вести свой бизнес и готового отвечать зарезультаты своей деятельности. Предприниматель (он же собственник) являетсяодновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом,производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения сучетом каждой из перечисленных ролей. Поэтому актуальной становится задача:подготовить квалифицированных специалистов, готовых отстаивать интересыпредпринимательства и малого бизнеса в Беларусии, а также создать в средемалого предпринимательства работоспособную информационную систему, котораямогла бы способствовать развитию малого бизнеса.
Таким образом, можно сделать вывод,что динамика развития малого бизнеса зависит от многих факторов, в том числеуровня подготовленности предпринимателей к ведению бизнеса, так какнедостаточная их профессиональная подготовка является одной из важных причининтенсивного банкротства многих фирм.
Предпринимательство — неотъемлемыйатрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого — свободнаяконкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современноеего понимание сложилось в период становления и развития капитализма, которыйизбрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своегопроцветания. [28, c.56]
В докапиталистическую эпоху местопредпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан были неоднозначными.
В экономической теории понятие«предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием«собственник».
Теория предпринимательстваразвивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретикомв области предпринимательства был Ричард Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию, работыкоторого относятся к началу XVIII века… По Кантильону, предприниматель — эточеловек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник,торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известнойцене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, чториск — главная отличительная черта предпринимателя, а его основнаяэкономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие соспросом на различных товарных рынках.
Ричард Кантильон первый обратилвнимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия,которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечалрисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения,нестандартность принимаемых решений.
Около 1800 года крупный французский экономист Жан Батист Сэй следующим образомохарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономическиересурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностьюи результативностью».
Адам Смит считал предпринимателемчеловека, который использует капитал собственника для извлечения дохода. А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего наэкономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и полученияприбыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается егорезультатами.
Основатели классическойполитической экономии не видели особого смысла в предпринимателе, так как, поих мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа«невидимой руки». По их схеме предприниматель может выступать вкачестве либо собственника (А. Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функцийза предпринимателем они не признавали.
Взгляды классиков явились одним изотправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел впредпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственноепредприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работникамипродукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль, это, помнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, егосоциального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду сдругими устоями капиталистической системы хозяйства.
Лишь много позже, на рубеже XIX иXX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства дляэкономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторампроизводства — труду, земле, капиталу — четвертый — организацию, а И. Шумпетерв книге «Теория экономического развития» (1912 г.) дал этому фактору современное его название — предпринимательство.
Красочную характеристикупредпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта.Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовнаясвобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединятьмногих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купитьсвои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая целипредпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и ростусвоего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможнопроцветание.
Следующий этап развития теориипредпринимательства — работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается вподробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств.Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательскийдоход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. Всовременных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:
— умение организовать и управлятьпроизводством;
— инициативная, новаторскаядеятельность;
— рисковая деятельность;
Наиболее полное современноеопределение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге«Предпринимательство». Аналогичное определение предпринимательствадано у Стаддарта в книге «Ключи к миру бизнеса». В целом,скомпонованное определение выглядит так:
«Предпринимательство — этоноваторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная насоздание экономических и организационных условий с целью производстваматериальных благ и услуг и получения прибыли». [28, c.72]
Таким образом, основными чертамипредпринимательства являются:
1. Инициативная деятельность.
2. Новаторская деятельность.
3. Деятельность по организации иуправлению производством.
4. Рисковая деятельность.
5. Получение предпринимательскогодохода.
Однако наибольший вклад вразработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внесименно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства,который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: «Бытьпредпринимателем — значит, делать не то, что делают другие… и не так, какделают другие». При этом Шумпетерсчитал, что предприниматель не обязательно является собственником производства,индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка илиакционерного общества.
К функциям предпринимателя И.Шумпетер относит:
1) созданиенового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, нос новыми качествами;
2) введениенового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способапроизводства;
3) завоеваниенового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
4) использованиенового вида сырья или полуфабрикатов;
5) введение новойорганизации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодолениемонополии. [5, c.25]
Борясь с рутиной, осуществляянововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, пословам И. Шумпетера, «созидающим разрушителем». Разработанная И.Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точнымопределением сути предпринимательства.1.2 Цели и мотивы предпринимательскойдеятельности
Являясь общественной по своемухарактеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественныхпотребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не изблаготворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес —побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь ввиду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступаеттаковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использованияфакторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты накапитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. Вреальной действительности предпринимательский доход представляется в формеэкономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства.Какова же цель предпринимателя?
С тех пор, как гипотеза остремлении предпринимателя максимизировать свою прибыль была введена в научныйоборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Дело в том, чтос усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточениефункциональных признаков предпринимательства среди участниковпредпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересовпредставителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательскойфункции, и не может выражаться в терминах максимизации. С другой стороны,предприниматель не может не реагировать на внешние воздействия,приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизациюи дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.В конечном счете все это приводит к модификации целевых устремленийпредпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж илиосвоение нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли илиэкономический рост фирмы. [7, c.96]
Это не означает, что прибыльутрачивает роль целевого ориентира предпринимательства. Хотя целевые установкифирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних ивнешних факторов, любая из них допустима при одном непременном условии —обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно иобусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессепредпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя иразвития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов иоценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическимстимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же,занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.
Таким образом, какуправленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильныхусловий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этойстороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющихэффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе.В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшуюдоходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли.Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, вконечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли.Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различнымисторонами предпринимательской функции.1.3 Социально-экономическая эволюцияпредпринимательства
Предпринимательство — историческаякатегория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим.Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитиепредпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывносвязано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложенияпредпринимательской инициативы была торговая деятельность. Посколькупроизводство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельностькупцов была нацелена на использование существовавших несоответствий междуспросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценахперемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональноесодержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавшихрыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокойстепенью риска.
По мере углубления товарногохарактера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадиипроизводства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятсяотрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболеепривлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемыхфакторов производства становится условием предпринимательского успеха.Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции,обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает бытьмонополией собственника. [14, c.63]
Постиндустриальная стадия схарактерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализациипроизводства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим впредпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимсяусловиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадавперспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использованиересурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступаетключевым моментом деятельности предпринимателя. Предпринимательство все вбольшей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где егоинновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то жевремя, коллективно выполняемой функцией. Работая на перспективу, предпринимательне может руководствоваться текущими целями. Его устремления приобретаютстратегический характер, а главной целью становится не максимизация частногорезультата, а обеспечение финансовой устойчивости предпринимательскойорганизации. Достичь указанного результата можно, только мобилизовав усилиявсего коллектива организации, что предусматривает вовлечение в предпринимательскийпроцесс всех его участников. Дух рационализма сменяется духом демократизма исоциальной интеграции.
По мере эволюциипредпринимательства менялась и его социальная оценка. Оформившаяся еще вантичное время и позднее закрепленная в догматах христианства печать морально-этическойнеполноценности предпринимательской деятельности как «греховной» и«недостойной», довлела над ней в течение столетий. В обществе,покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его размеренным и неизменным ритмомжизни, инициативная деятельность, направленная на изменение устоявшегосяуклада, не могла восприниматься иначе. Со становлением индустриального типапроизводства, когда рациональное использование ресурсов и новаторствоопределяющими факторами устойчивого экономического роста, общественноевосприятие предпринимательской деятельности становится более адекватным. Конечно, было бы ошибкой видеть в предпринимательстве некую подвижническуюдеятельность. Однако, столь же несправедливо было бы акцентировать вниманиелишь на его приобретательской мотивации, упуская из виду выполняемую имсозидательную работу.1.4 Инновационное предпринимательство
В середине ХХв. сложилосьсовременное понимание предпринимателя как новатора, и задачапредпринимателя-новатора заключается в том, чтобы реформировать иреволюционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в болееобщем смысле – путем использования новых технологических возможностей дляпроизводства принципиально новых товаров или производства старых товаров новымиметодами благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовойпродукции, вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.
Сутью этого определения являетсяпризнание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой чертыпредпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация – это однаиз самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется умение не толькотворчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил,действующих в сложившейся обстановке, т.е.речь идет об инновационномпредпринимательстве.[18, c.9]
Необходимость формированияинновационного предпринимательства в России обусловлена следующимиобстоятельствами:
Ø усилением интенсивных факторовразвития производства, которые способствуют применению научно-техническогопрогресса во всех сферах экономической деятельности;
Ø определяющей ролью науки вповышении эффективности разработки и внедрения новой техники;
Ø необходимостью существенногосокращения сроков создания и освоения новой техники;
Ø повышением технического уровняпроизводства;
Ø необходимостью развития массового творчестваизобретателей и рационализаторов;
Ø спецификой процесса научно-технического производства-имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженнаямноговариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов;
Ø увеличением затрат и ухудшением экономическихпоказателей предприятий при освоении новой продукции;
Ø быстрым моральным старением техники и технологии;
Ø объективной необходимостью ускоренного внедренияновой техники и технологии.
Под инновационнымпредпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использованиятехнико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательскойдеятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющеесоздать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служатспецифическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами посебе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность наних предпринимательских структур. П.Дракер отмечает, что «предпринимателейотличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструментпредпринимательства».
Инновационное предпринимательство-это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процессхозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей,ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать насебя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, атакже возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность.Инновационное предпринимательство -это высшая стадия предпринимательскойдеятельности, предоставляющая клиентам новые решения их проблем (новые изделия,услуги, технологии и другое), а также выявляющая новые инновационныевозможности для собственного бизнеса, т.е. решения внутренних проблем(структурные изменения, реинжиниринг бизнеса и знаний и тому подобное). В общемплане его можно определить как общественный технико-экономический процесс,приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) итехнологий путем практического использования нововведений.[18, c.12]
В экономической литературевыделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
1) инновацияпродукции — процесс обновления сбытового
потенциала предприятия,обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли,расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимогоположения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д.;
2) инновациятехнологии — процесс обновления производствен- нога потенциала, направленный наповышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов,что, в свою очередь, дает возможность увеличить объем прибыли фирмы,усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защитеокружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационныесистемы;
3) социальныеинновации — общий процесс планомерного улyчшения гуманитарной сферыпредприятия; применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынкерабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей,укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками иобществом в целом.
По способу организацииинновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационногопредпринимательства:
1) на основе внутреннейорганизации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ееспециализированны -ми подразделениями на базе планирования и мониторинга ихвзаимодействия по инновационному проекту;
2) на основевнешней организации при помощи контрактов, тогда заказ на создание и (или)освоение инновации размещается между сторонними организациями;
3) на основевнешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализацииинновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительныесторонние средства.
Наиболее широко распространенавторая модель – фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает ихсобственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа «подключ»). Относительная редкость использования первой модели о6ъясняетсянедостаточным потенциалом «заводской науки». В России использование такоймодели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множествасамостоятельных научных организаций проблематично из-за плохого финансовогосостояния крупных промышленных предприятии и неблагоприятных перспектив назаполнение портфелей заказов научных организаций. [18, c.28]
В основе всех видов инновационногопредпринимательства — создание и освоение новых видов продукции (товаров,услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемых в самомшироком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательстваявляются создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ,информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующейреализации покупателям, потребителям.
Для освоения и изготовления новоговида товаров (продукции, услуг) предприниматель должен иметь оборотные средства- материалы, используемые в процессе создания научно-технической продукции,энергию для обработки материалов, другие ресурсы. Кроме этого, может возникнутьпотребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т.е. готовых составныхчастях, которые используются при изготовлении научно-технической продукции.Материалы, сырье и комплектующие изделия (М) предприниматель приобретает усобственников оборотных средств, оплатив их стоимость (Дм ).
Для производства научно-техническойпродукции (товаров, услуг) предпринимателю также необходимы основные средства(ОС) в виде сооружений, помещений, специального оборудования, оснастки,инструментов и тому подобного. Предприниматель может прибрести их усобственников или арендовать. За требуемые для инновационной деятельности ОСнеобходимо уплатить денежную сумму (До), размер которой зависит отвида и количества ОС и их стоимости.
Для осуществления инновационнойдеятельности предпринимателю также необходимо привлекать научно-техническиекадры, производственный персонал, т.е. рабочую силу (РС), затрачивая на этоопределенные денежные ресурсы (Др).
Если предприниматель не обладаетсобственными денежными средствами, то они могут быть привлечены со стороны ввиде кредита (ДК), с последующим возвратом и выплатами в видепроцентов по кредиту (Дв).
Осуществление предпринимательскойдеятельности невозможно без своевременного получения необходимой информации (И), которая может быть получена от сторонних обладателей на платной основе (Ди).
Отдельные работы, услуги (У) могутосуществляться сторонними организациями на возмездной основе (Ду).
Результатом инновационнойдеятельности выступает готовый товар, продукция, услуга (Т), которыепредприниматель реализует потребителю инновационной продукции по цене (Дт), включающей в себя затраты на производство и прибыль предпринимателя.Результатом предпринимательской деятельности является получение прибыли и, какследствие, взаимодействие с финансовыми органами по уплате налогов (Дн ).
Предпринимательство как процессвключает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составлениебизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием.Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразноразбить на более мылкие.
На рис. 1.2 представлена логическаяцепь основных стадий: инновационного предпринимательства при разработкетовара-новинки.Формирование инновационных идей Отбор наиболее перспективных идей Детальная разработка замысла и его экспертная оценка Разработка всех деталей бизнес – плана в отношении отобранных идей Экспертная оценка бизнес – плана Экспериментальное производство товара и испытание в условиях рынка Корректировка схемы производства и продвижение товара на рынке Начало массированного производства товара и его продвижение на рынке на основе скорректированной схемы
Рис. 1.2. Схема основных этаповразработки товара-новинки
Особенно важное значение дляинновационного предпринимательства приобретает именно первая стадия — поискновой идеи, на которой остановимся более подробно. Предпринимательскаядеятельность всегда основана на какой-то конкретной идее — активной и,решительной, продуманной во всех деталях инновационной инициативе самогопредпринимателя, которая может охватывать как процесс производства в целом, таки один или несколько его отдельных частей. Если сосредоточить внимание нафрагментарной форме предпринимательской идеи, то можно выделить основныенаправления в деятельности предпринимателя, по реализации идеи, т.е. по полномуили частичному обновлению предприятия:
Ø изменение системы управленияпроизводством;
Ø применение новой техники илитехнологии;
Ø использование новых болееэкономичных или прочных материалов в производстве товара;
Ø улучшение дизайна и упаковкитовара;
Ø принципиально новая схемаорганизации рекламной кампании предприятия и т.д. [25, c.65]
Однако инновационный характердеятельности фирмы может проявляться в отношении не только факторовпроизводства, организации самого процесса производства или же товара, но ирасстановки людей, принимающих в этом участие. В этом случаепредпринимательская идея может основываться на следующих действиях:
Ø полной или частичной смене всехучаствующих в процессе производства с целью «удаления» малоквалифицированныхработников;
Ø создании «особого духа» вколлективе работающих за счет мобилизующих формулировок целевых установок истимулов движения к таким целям;
Ø принятии мер по продуктивномуиспользованию каждым работником своего рабочего времени и т.п.
Инновационную идею можно определитькак реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта,услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок. Дляпредпринимателя важно выделить для себя те информационные источники, которыепомогут ему найти какую-то определенную инновационную идею. Такими источникамимогут быть конкретные знания о рынке и его потребностях, появлении новыхтехнологий, материалов и способов производства, существующих структурных илигеографических разрывах в обеспеченности каким-то определенным товаром.Конкретными источниками инновационных идей могут выступать:
Ø потребители, т.е. речь идет обизучении потребительского спроса;
Ø ученые, если они занимаютсяизобретением или поиском новых материалов и товарных свойств, которые могутпривести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарнойпродукции, услуг;
Ø конкуренты, если их деятельность,направлена на изучение потребительского спроса, может подтолкнутьпредпринимателя к формированию собственной инновационной идеи;
Ø торговые агенты, дилеры и прочиепосредники;
Ø консультанты предпринимателя покаким-то определенным элементам инновационной деятельности;
Ø работники предприятия.
Наиболее активно в некоторыхфирмах как источник инновационных идей используется именно персоналпредприятия, для чего применяются особые приемы стимулирования его деятельностипо разработке новых товаров, причем в процесс зарождении инновационных идейвовлекаются рядовые работники.
При выявлении источниковинновационных идей вызывает интерес классификация П. Бракера, который выделяетсемь таких источников:
неожиданное событие (дляпредприятия или отрасли — неожиданный успех, неожиданная, неудача,неожиданное внешнее событие);
неконгруэнтность — несоответствиемежду реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней(такая, какой она должна быть);
Ø нововведения, основанные напотребности процесса (под потре6ноетыо процесса следует иметь в виду те егонедостатки и «слабые места», которые могут и должны быть устранены);
Ø внезапные изменения в структуреотрасли или рынка;
Ø демографические и изменения;
Ø изменения в восприятиях,настроениях и ценностных установках;
Ø новые знания (как научные, таки ненаучные).
По мнению Дракера, систематическийинновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поискеизменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных иэкономических нововведений. Первые четыре источника инновационных идей (областиизменений) он относит к внутренним, так как они находятся в рамках предприятия,в пределах отрасли промышленности или сферы услуг; такие источники доступны дляработающих на данном предприятии или в данной отрасли. Последние три источникаотносятся к внешним источникам инновационных идей, так как они имеют своепроисхождение вне данного предприятия или отрасли. Однако между всеми семьюисточниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться. Следуетотметить, что хотя ни одна из областей не является изначально более важной, чемдругие, Дракер располагает их в порядке уменьшения достоверности анализа ипредсказуемости..
После формирования инновационныхидей перед предпринимательской фирмой стоит задача отбора наиболееперспективных идей. Выбирая инновационную идею, предприниматель, долженучитывать не только необходимость данного проекта, но и то, насколько реальноего осуществление, поскольку; если отсутствуют средства, необходимые навыки илиже если возникают непреодолимые препятствия, хорошая инновационная идея можетоказаться нереализуемой. 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ2.1 Государственная поддержкапредпринимательства
В республике гарантируется:
· право граждан июридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятияи приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
· защита прав изаконных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии сзаконодательством страны и договорами;
· научно-техническаяи правовая поддержка предпринимательской деятельности;
· страхованиепредпринимательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьеголица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кромеслучаев, предусмотренных в контракте.
Для повышения эффективности иширокого распространения предпринимательской деятельности государство создаётинформационные, консультативные, исследовательские и другие центры,инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этогосектора экономики.
Причины, по которым небольшиепредпринимательские коллективы (без специальных мер государственной поддержки)не могут быть равноправными и равносильными конкурентами крупныхтоваропроизводителей следующие:
Ø их производственная и техническаяпривязка к крупным предприятиям-производителям, которым они доставляют узлы,детали, или оказывают услуги;
Ø зависимость от кредитных банков,которые, не имея солидных гарантий от предпринимателей, могут ущемлять их ввыделении финансовых ресурсов;
Ø неустойчивость получаемых доходоввследствие небольших объёмов производства и ориентации на изменчивую рыночнуюконъюнктуру и т.п.
Учитывая эти и другиеобстоятельства, в Республике Беларусь разработана Государственная ирегиональные программы поддержки предпринимательства, образован Белорусскийфонд финансовой поддержки предпринимателей.
Программа включает:
Ø создание целостной системыправовых, экономических, финансовых, информационных, технологических и другихусловий для развития предпринимательства;
Ø организацию методического икадрового обеспечения предпринимательской деятельности;
Ø меры по привлечению иностранныхинвестиций в экономику республики.
Средства Белорусского фондафинансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:
Ø отчислений (взносов) министерств,ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;
Ø средств министерств и ведомств,предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемыхфонду для осуществления уставных задач;
Ø ассигнований из республиканскогобюджета;
Ø банковских процентов заиспользование временно свободных средств фонда;
Ø иных поступлений и доходов.
Фонд осуществляет:
Ø финансирование разработок иреализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;
Ø финансовую поддержкутерриториальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестированиечастной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;
Ø установление и развитиевзаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежныхстран.
Вмешательство государственных илииных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается,кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределахкомпетенции указанных органов. Предприниматель имеет право обращаться в суд илихозяйственный суд с заявлением о признании недействительными и правомернымиактов государственных и иных органов либо действий должностных лиц, касающихсяего деятельности [10, c.11].
Убытки, причинённые предпринимателюв результате выполнения указаний государственных или иных органов возмещаютсяэтими же органами. Споры о возмещении убытков решаются судом в соответствии сего компетенцией [17, c.47].2.2 Анализ состояния предпринимательствав РБ
Каково оно, лицо частного бизнесаБеларуси? Уверенное и целеустремлённое, или испуганное и обречённое? Каковы егопроблемы: сбыт, технологии, конкуренции, налоги, контролёры или бандиты? Ктоему друг: западный инвестор, предпринимательские союзы – независимые ипропрезидентские – или налоговик, местный чиновник и политик? [29, с.11]
Мировой опыт развития малогобизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особоактуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проектмикрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН и правительстваРеспублики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться какза счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных“доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитованияБелорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [3, с.21].
В Беларуси на 1 июля 2006г. насчитывалось32,1 тыс. юридических лиц негосударственной собственности.
Президент отметил, что некоторыенегосударственные предприятия работают эффективнее, чем государственные. Этокасается таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности,темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных работ, доляубыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полторараза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденциюнадо развивать.
Среди факторов, удерживающихпредпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовоеограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так какдоходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственныхпредприятиях и учреждениях довольно низкие [10, c. 11].
По данным на 01.01.2008г. вреспублике работало 37660 малых предприятий негосударственной формой собственности,что на 71,1% больше, чем в 1998г. По итогам минувшего года 41,1% малыхпредприятий существовали в форме частных унитарных. Продолжается процессформирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства[29, c.11]
Удельный вес убыточных предприятийна 01.01.2000г. составил 17,1%, что на 0,9 процентного пункта больше, чем на01.01.1999г. Это самая высокая доля убыточных предприятий за последние 4 года[29, c.12].
К разряду факторовнепосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководителиотносят неблагоприятный климат для бизнеса, отсутствие правовой защитыпредпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, произволвластей, высокие налоги, некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем,связанных с арендой помещений.
Негативное влияние на ростчисленности субъектов хозяйствования оказала приостановка регистрации(перерегистрации) субъектов хозяйствования в 1999г. и выход Декрета ПрезидентаРБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении государственной регистрации иликвидации субъектов хозяйствования”, исполнение которого было затрудненоотсутствием механизма реализации. Значительно осложнилась деятельностьпредпринимательских структур, функционирующих в сфере предпринимательства, всвязи с введением рентного сбора, при реализации внешнеторговых товарообменныхопераций, выплачиваемого по факту завоза сырья, материалов (продукции). Привысокой инфляции это приводит к существенному сокращению оборотных средств предприятий.
Анализ структуры малогопредпринимательства показывает ряд негативных тенденций. В структуре малогобизнеса в период с 1999 по 2007 сократилось количество предприятий, занятых внауке и научном обслуживании сельского хозяйства. Относительно стабильноувеличивалось число субъектов малого предпринимательства в торговле, посредничествеи сфере услуг – с 7,7% в 1999г. до 56% в 2007г., в то время как доляпромышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, попрежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация малыхпредприятий в области торговли и посреднических услуг является следствиемневостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиковкрупных промышленных структур [33, с. 43].
Ø все мероприятия государственнойпрограммы, необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства,с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:
Ø создание благоприятной для малогобизнеса внешней среды;
Ø содействие решению основных проблеммалых предприятий;
Ø ориентация малых предприятий на решениеприоритетных проблем конкретных территорий.2.3 Показатели развития малого и среднегобизнеса в Республике Беларусь
Выявлен ряд негативных тенденций,влияющих на формирование предпринимательства:
Ø преимущественная ориентацияпредпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественногопитания – примерно 50% от общего количества предприятий;
Ø недолговечность большинствапредпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономическойситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;
Ø вытеснение большинстванегосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, ихнеспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортныерынки;
Ø «размывание» специфики функцийподдержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворенияпредпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеругосударственных затрат;
Ø отсутствие оперативного контроляпоказателей деятельности субъектов малого предпринимательства.
Минским городским территориальнымкомитетом предпринимательства и инвестиций совместно с Минским НИИсоциально-экономических и политических проблем было проведено комплексноеисследование состояния и перспектив развития предпринимательской деятельности встолице нашей республики.
Руководители малых предприятийгорода Минска, принявших участие в опросе свидетельствуют, что наиболееблагоприятными для создания малых предприятий были 1991-1993 годы.
До 1995 года включительнопредпринимательские структуры не испытывали серьёзных проблем в процессе своегофункционирования, поэтому в 1991-1994 гг. закрылось примерно по 5% предприятий.В последующие годы ситуация заметно ухудшилась: стало закрываться всё большепредприятий. К главным причинам ликвидации малых предприятий большинствоопрошенных предпринимателей относит внешние обстоятельства и только 27%опрошенных видит их во внутренних проблемах самих предприятий.
Финансовая проблема в различныепериоды деятельности негосударственных предприятий являлась наиболее актуальной.В настоящее время наблюдается её заметное обострение: если на стадиистановления малого бизнеса в качестве главной трудности называли финансовую38,1% руководителей, то сейчас так считает уже 47,6%.
На этапе становления были также проблемыс поиском и арендой помещения (19%), закупкой необходимого оборудования(19,8%), поиском рынка (19,2%), кадрового и информационного обеспечения (по12,5%).
/>
Рис. 1.3. – Планы МСБ Беларуси наближайшее будущее (% опрошенных). 1 – поиск новых покупателей; 2 – расширениебизнеса; 3 – сохранение достигнутого; 4 –внедрение новых технологий и улучшениекачества товаров; 5 – поиск новых иностранных поставщиков; 6 – поиск новыхрынков; 7 – открытие филиала; 8 – приобретение недвижимости в процессе приватизации;9 – открытие предприятия; 10 – открытие предприятия за границей; 11 –инвестировать за границу; 12 – продать предприятие; 13 – изменить сферудеятельности бизнеса.
Исследование позволило выявитьмотивы, побуждающие респондентов к открытию своего дела. Это – желание заработатьхорошие деньги; быть независимыми; создать себе высокую деловую репутацию;полнее использовать знания, квалификацию; реализовать свои личные качества;внести вклад в решение важных для общества проблем; потеря основного местаработы. Таким образом на первом месте находится материальный интерес.
Предпринимательству в Беларуси – 17лет. Министерству предпринимательства и инвестиций, его областным комитетам –12. Возраст хоть и детский, но что-то уже удалось сделать.
Предпринимательство в РеспубликеБеларусь, получившее развитие в 90-е годы за прошедшее десятилетие превратилосьв самостоятельный и весьма влиятельный элемент рыночной экономики.
Развивать предпринимательствооказалось очень трудно. Мешает несогласованность союзного и республиканского законодательства.Мешает былое огосударствление не только материальной жизни, но и духовной культуры,самой личности – винтика, которая разучилась мыслить категорией «Я» инепрерывно срывается на идеологию «МЫ». Мешает иждивенческий распределительныйпринцип, формировавшийся у нескольких поколений людей и ставший у насбесспорной идеологией. Практически это религиозная вера в возможностьсоциальных гарантий «сверху» без каких-либо усилий со стороны каждого человека[27, с. 4].
На первых этапах негосударственныйсектор был представлен преимущественно кооперативами, арендными и совместнымипредприятиями, а также лицами, зарегистрированными как индивидуальныепредприниматели. С 1992г. возросла роль малых предприятий в экономике. Доля занятыхна малых предприятиях к занятым в экономике в целом увеличилась с 4,4% в 1996г.до 7,3% в 1999г.
За последние годы темпы ростамалого предпринимательства и его эффективности замедлились. Снизился уровеньрентабельности малых предприятий: с 17,0% в 1998г. до 25,7% в 2006, в том числечастных – с 18,2% до 17,2% соответственно.
Перспективы развитияпредпринимательства определяется прежде всего проводимой в стране политикой поотношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частнымпредприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынкапотребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящиеорганы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействоватьэкономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководстваразвитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательскихкапиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и вовтором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений [27, с.7].
Наиболее актуальными задачамиразвития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются:
Ø применение заявительного порядкарегистрации малых предприятий;
Ø сокращение числа лицензированныхвидов деятельности;
Ø гарантия упрощённого льготногоналогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях,а также специализированных организаций, оказывающих кредитные,консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям иих соблюдение;
Ø гарантия сохранения уровняналогообложения действовавшего на момент регистрации предприятия в течение установленногозаконодательством периода в случае ухудшения условий налогообложения изакрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;
Ø расширение сети финансовыхинститутов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях,таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкиетребования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;
Ø активизация государственнойподдержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансированияна эти услуги;
Ø создание системы гарантирования истрахования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочныминвестициям;
Ø повышение достовернойстатистической отчётности о развитии малого бизнеса.
В настоящее время в РБ маломубизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываютсяпрограммы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях,созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразныхэкономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров [31,с. 80].
Однако следует признать, чтожелаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастуюне совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательстваснижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационныхэкономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнемуактуален.
Всё вышесказанное позволяет сделатьзаключение, что можно и нужно работать на благо себя, государства и общества вцелом.
Заключение
В своей работе я постаралась охарактеризовать малоепредпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделить особенности малогопредпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Отметив необходимость разделения фирм на крупные,средние и мелкие, я выяснила, что основным критерием разделения предприятийявляется количество работающих на данном предприятии, которое зависит ототрасли, которой принадлежит предприятие.
Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси иуже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблемасостоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, чтоделает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Что же касается сферы деятельности, то малый бизнесимеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачуот работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком.Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
Особенности малых фирм, в первую очередь, определяютсяих размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рыноксбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокаядоля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектаммалого бизнеса.
Исходя из особенностей определяют и функции:экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количествепредприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция,позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализоватьсебя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенноактуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет болеерационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.
Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболееэффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Этоединое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.
Я выяснила, что на данном этапе развития малого бизнесав качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразиливсю Беларусь; развитие среди субъектов малого бизнеса в основномторгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всейэкономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность инедоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативноеотношение к малому предпринимательству государства и общества, также являетсяочень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Этосвязано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительноевлияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешениенаходится на нулевой стадии. И как следствие — очень высокая криминализациямалого бизнеса.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства,можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое нехочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественновысокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в Беларуси– уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этойсфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом
Список используемой литературы
1. http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf
2. Албегова И.М., Емцов Р.Г.,Холопов А.В. Государственная экономическая политика.-М.: Дело и сервис, 1998
3. Аферовский Д. Предпринимателинуждаются в инвестициях // Предпринимательство в Беларуси – 1998 — №10 –с.11-16
4. Борисов Е.Ф. Экономическаятеория: Учебное пособие: Курс лекций для студентов вузов.-М.: Юрант,2000
5. Бункина М.К., Семенов А.М.Экономическая политика. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999
6. Видягин В.И. Экономическая теория(политэкономия): учебник для ВУЗов. – М.,2000. – 546с.
7. Гайер Л. Макроэкономическаятеория и переходная экономика / Пер.с англ.-М.: ИНФРА-М, 1996
8. Гребенников П.И., Леусский А.И.,Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб: СПбГУЭФ, 1996
9. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М.Экономика. Курс основ: Учебник для студентов вузов. – М.: Вита-Пресс,2000
10. Гриб В. Предпринимательство –болезнь, которую не надо лечить // Предпринимательство в Беларуси – 1998 — №10– с.11-16
11. Гукасьян Г.М. Экономическаятеория: ключевые вопросы: уч. Пособие / под ред. Добрынина А.И. – М.: ИНФРА-М,2000
12. Индивидуальный предприниматель.– 2002 — №12 – с.37-38
13. Курс предпринимательсьва:Учебник для вузов. – В.Я. Горфиндель,
14. Курс экономической теории:Учебник /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. – Киров: «АСА», 2000
15. Макконнелл К., Брю С. Экономика:принципы, проблемы и политика, — М: Высшее образование, 2000
16. Макроэкономика: Учеб. Пособие /под ред. Зеньковой Л.П. – Мн.: Новое знание, 2002
17. Малый бизнес: методика ирезультаты анализа. // Вопросы статистики. – 1999 — №8 – с.47
18. Медынский В.Г., Скамай Л.Г.Инновационное предпринимательство.- Мн.: МИУ, 2002
19. Налоговый весник. – 2007 — №2 –с.11-14
20. Национальная экономическаягазета – 2000 — №10 – с.7
21. Норт Д. Институты,институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Экономика. 1997
22. Носова С.С. Экономическаятеория: Краткий курс. Учебное пособие для вузов. – М.: Владос,2001
23. Нуреев Р. Курс микроэкономики. –м.: ИНФРА –М, 2000
24. Правовые основы государственнойинновационной политики / В.Г.Гавриленко. – Мн. Право и экономика,2006
25. Предпринимательская деятельностьна предприятии. Курс лекций/ Н.В.Шинкевич – Мн.: МИУ,2005
26. Предпринимательская деятельностьобщественных организаций в РБ. Консультация – 2002 — №1 – с.30
27. Радаев В. Малый бизнес ипроблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики – 1996 — №7– с.4-5
28. Райзберг Б.А. Основы экономики:Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,
29. Романчук Я. Лицо беларусскогобизнеса // Белорусская газета – 2000 -№8 – с.11-12
30. Функ Я.И. Курс бизнес – права:гражданско – правовые основы организации предпринимательской деятельности,-Мн.; Амалфея, 2005
31. Шехова М.А. Проблемы инаправления развития малого бизнеса в регионах// Белорусский экономическийжурнал – 2000. -№1 – с.80-88
32. Экономика / Под ред. А.И.Архипова и др. – М.: Проспен\кт, 1999
33. Экономический бюллетень: Журнал./ Мн.: НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2000 — №8. – с.51