Реферат по предмету "Экономика"


Проблема развития малого бизнеса: общегосударственные и региональные аспекты

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
 
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
 
НА ТЕМУ:

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА: ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИРЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Выполнил:
студент гр.
 
Проверил:

Днепропетровск 2005
ПЛАН
1.  Малый бизнес.
2.  Место малого бизнеса в экономикепромышленого развития страны.
3.  Государственная поддержка малогобизнеса в Украине.
1. Малый бизнес.
В современныйпериод перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значениепреобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, салого бизнеса.Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций игарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро иэкономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщениерынка потребительских товаров в условиях дистабилизации экономики иограничености финансовых ресурсов.
Малое предпинимательство, оперативно реагирующее наименение конъюктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малыекомпании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса иза счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке.Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Этоодин из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста,состояние занятости населения, структуру и качество валового национальногопродукта.
Развитие малого исреднего бизнеса несёт в себе множество перспектив:
- увеличение числасобственников, а значит, формирование среднего класса – главного гарантаполитической сабильности в демократическом обществе;
- рост долиэкономически активного населения, чтто увеличивает доходы граждан и сглаживаетдиспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
- создание новыхрабочих мест с относительно низкими? затратами, особенно в сфере обслуживания;
- подготовка кадровза счёт использования работников с ограниченым формальным образованием, которыепреобретают свою квалификацию на месте работы;
- ликвидациямонополии производителей, создания конкурентной среды;
- улучшениевзаимосвязи между различными секторами экономики.
Необходимо отметить, чтоэкономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и “жизненный цикл” малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Дажев благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытываютцелый ряд характерных трудностей.
Так, малые фирмы чащевсего проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам вссудах, а если и дают то под высокие проценты, что приводит к ростусебистоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из – занедостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными ивалютными операциями, маркетингом, как в часности изучение спросана своюпродукцию, так и проведение рекланмых кампаний. Они чаще испытывают недостатокв квалифицированой рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономическойсреды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов,фирма неизбежно терпит крах. Серйозную проблему для малых фирм представляетимитирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственноеимитирование и ещё меньше — ?
2. Место малого бизнеса в экономикепромышленого развития страны.
Малое предпринимательство играет исключительноважную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, гдена его долю приходится до 70 % валового национального подукта.
В США, к категории малых относятсяпредприятия с числом занятых до 500 человек. Подобные фирмы составляют 99 %всех американских компаний.
Основная масса приходится на мельчайшие комнатныепредприятия: в 87 % всех фирм работает не более 20 человек, в 80 % менее 10человек.
В начале 1989 году общеечисло американских фирм по данным налоговой инспекции достигло, 19 млн., без сельского хозяйства; из которых3978 тыс.Представляют собой корпоряции, 1831 тыс, — партнёрства, и 13238 тыс – фирмынаходящиеся в единоличном владении. Из них всего 7 тыс. фирм класифицировалиськак крупные с числом занятых свыше 10 тыс. человек.
Ныне в СШАфункционирует свыше 15 миллионов малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частногосектора.
В Японии на начало 1990 – х годовмалые предприятия и средние предприятия в отраслях производственной инепроизводственной сферы (кроме добывающей промышлености) составляли 99,1 %, ачисленность занятых на них 79,2 %. На долю пободных фирм приходится 78 %годовой выручки в розничной торговли и 62,1 % — в оптовой торговле.
ВВеликобританиигде, напомним, разряду мелких фирм относятсяяя фирмы с числомзанятых до 24 человек.  В 1990 году их было почти 2,4 миллиона (96% общегочисла малых компаний). На них трудилось 36 % всех наёмных работников, и давалиэти предприятия 21 % общего товарооборота.
В 1980 – 1989годах было зарегестрировано 1,9 миллиона новых компаний, а прекратилосуществование 1,5 миллиона. Таким образом, чистый прирост составил 29 %.
Расширению сферымалого бизнеса весьма способствовала активная денационализация и приватизация,которая к концу 1989 года охватила около 113 предприятий госектора, а такженалоговая распродажа муниципальных домов и квартир.
Малоепредпринимательство расширяет возможности трудоустройства британцев. На долюмелкого бизнеса приходится 48 % прироста новых рабочих мест. В 1985 – 1987годах мелкие фирмы обеспечили работой 290 тысяч человек.
ВПортугалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции.Уже в 1982 году компании с числом заняятых менее 10 человек составляли здесь 70% всех промышленных предприятий, а фирмы с числом занятых 500 человек – лишь0,4 %.
Сказанноепозволяет сделать вывод об определённой зависимости крупного бизнеса от малого.Например, на долю комплектующих изделий в общей стоимости легковых автомобилей,выпускаемых германскими корпоряциями “Фольцваген” и “Даймлер – Бенц” приходится60 %. Аналогичный показатель у американских корпораций “Форд” и “Дженерал моторс” равен 50 %, а у ведущих компаний Японии “Тойота” и “Нисан” превышает 70%. В германии на долю субподрядчиков приходилось 45 % общего объёмапроизводства в транспортном машиностроении, 70 – 80 % — в сталелитейнойпромышленности, а в целом в обрабатывающей промышлености более 25 %.
3. Государственная поддержкаразвития малого бизнеса в Украине.
Цельгосударственной поддержки бизнеса – создание равных условий для всех объектовхозяйствования, занятых в сфере бизнеса, а также выранивание предприимательскихструктур по сравнению с другими сферами общественного производства. Особенно втакой поддержке нуждается мелкий и средний бизнес.
Украина,как самостоятельное, суверенное государство гарантирует ныне всем предпринимателям,независимо от избраных ими организационных форм предпринимательскойдеятельности, равные права создаёт равные возможности для функционирования,доступа к материально – техничиским, финансовым, трудовым, информационным,природным и другим ресурсам, при условии выполнения работ и поставок длягосударственных потребностей.
Государственнаяполитика бизнеса в Украине осуществляется на основе закона “Опредпринимательстве”.
Данныеположения закона стали отправной точкой стимулирования, создания предприятий,фирм, особенно малых форм бизнеса. Так по данным Минфина в Украине в 1992 годуиз созданных предприятий 88,8 % вновь зарегистрированых и только 11,2 %созданых путём реорганизации действующих. Из общего числа мелких предприятийтолько 18,8 % являються часными, 0,3 % — выкуплеными трудовыми коллективами.Наибольший удельный вес занимают предприятия, фирмы, по производству товаровнародного потребления – 18 %, строительные и ремонтно – технологические – 17 %,научно – внедренческие – 10 %, по производству стройматериалов 15,7 %, попроизводству и переработке сельхоз продукции 14,4 %.
Поддержкупроизводства мелкого и среднего бизнеса осуществляют государственные органыуправления, которые имеют специальные службы, органы регионального и месногоуправления, м также госадминистрации.
Специальныморганом государственной поддержки бизнеса в Украине являетса Государственныйкомитет Украины по содействию малым предприятиям и предпринимательству,Госпредпринимательство Украины, с соответствующими структурами на местах.
Государственноепредпринимательство организует разработку проэктов законов и нормативных актов,призваных способствовать развитию бизнеса, выступает с предложениями о внесениипоправок к действующему законодательству; по поручению Верховног Совета иКабинета Министров Украины готовит проэкты и реализует программы поддержкипроизводства; взаимодействует с фондом поддержки развития мелких предприятий иразвития конкуренции; фондом госимущества Украины; министерствами  иведомствами, которые на основании законодательных актов осуществляют поддержку,регулирование и контроль в разных сферах деятельности бизнеса.
Существуетсоюз малых предприятий Украины. Он осуществляет их правовую защиту, аудиторскоеконсультирование, формирует фонд взаимного кредитования; проводит семинары,коференции, школы предприниматеьства; разработку документов, методическихпособий; огранизовывает работу собственной товарной биржи; создаёт конпьютерно– информационный банк данных о малых предприятиях Украины; занимается редакционно– издательской деятельностью; содкйствует развитию внешнеэкономических связейпредпринимателей, и, наконец, обеспечивает социальную защиту работников малыхпредприятий. Позитивной оценки заслуживает и деятельность региональнойассоциации малых и средних предприятий “Львовская гильдия”, в структуре которойсоздан информационно – обслуживающий цент и другие подразделения инфраструктурыколлективного пользования.
Вместе стем сегодня в Украине отсутствует действующий механизм поддержки, развития изащиты бизнеса. Об этом свидетельстуют недостатки и сложности, встречающиеся впроцессе функционирования предприятий бизнеса. Поэтому перед правительством, заинтересоваными организациями открывается широкое поле деятельности. При этомсинхронно следует развивать как государственную систему поддержки бизнеса, таки иннициативу предпринимателей, малых, средних предприятий по объединениюусилий в сфере государственно – финансовой деятельности.
Литература:
1. Муравьёв А.И., Игнатьев А.М., Крушик А.Б. Малыйбизнес, экономика, организация, финансы / учебное пособие для вузов – 2-е издперераб. и доп. – СПб.: “Издательский дом “Бизнес – пресса” 1999 – 608с.
2. А.П.Киселёв Теория и практика современного бизнеса (или как создать фирму иработать на себя) – К.: Издательство ЛИМБРА, 1995. – 248с.
3. ЗодояА.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической теории. учеб. пособие. – М.: Рыбари,2000. – 479с.: ил.
4. ШаповалВ.М., Аврамчук Р.Н., Ткаченко В.Н. Економіка підприємства: Введення вспеціальність: Навчальний посібник за науковою і загальною редакцією доктораекономічних наук, проф. Ткаченко В.Н. Дніпропетровськ: Видаництво ДЧЕП, 2002. –288с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.