Реферат по предмету "Экономика"


Проблема организации оптовых предприятий в современных рыночных условиях

Содержание
 
Введение
1. Понятие и значение оптово-посреднической деятельности
2. Организационная структура и формы оптово-посредническогопредприятия в современных условиях
3. Современные проблемы и тенденции в оптово-посредническойдеятельности
4. Усиление значения маркетинга для оптово-посредническихпредприятий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На современном этапе развитиянациональной экономики в условиях уже относительно сложившихся экономическихсвязей и конкурентной среды становится актуальным не только общеесовершенствование существующих технологий организации посредническойдеятельности, но и внедрение новых методик продвижения товара.
Как для производителя так и длялюбого посредника сейчас важна современная грамотно спроектированная технологияканала продвижения товара к конечному потребителю, которая снижает издержки,расширяет возможности в оказании дополнительных услуг и в конечном итогеповышает финансовый результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбеза потребителя.
Цель нашего исследования — рассмотреть сложившиеся особенности и проблемы организацииоптово-посреднических предприятий в России
/>1. Понятие и значениеоптово-посреднической деятельности
 
Оптовая торговля — по своей сути представляетдеятельность, связанную с поставкой товаров и услуг рыночным посредникам,розничной торговле или корпоративным клиентам. К оптовой торговле не относитсясбытовая деятельность производителей и розничных торговцев. Значениеоптово-посреднической деятельности отражается в следующих экономическихкатегориях:
Продажаи продвижение. Оптовики облегчают производителям доступ к большемучислу корпоративных покупателей. У оптовых торговцев налажены обширные связи,благодаря чему покупатели чаще доверяют больше торговле, чем абсолютнонеизвестному производителю.
Закупкии формирование ассортимента. Оптовые торговцы производят отбортовара, грамотно планируют ассортимент, избавляя розницу от лишней работы, хотяэто условие в большей степени диктуется фактором конкуренции.
Массовость(оптовая выборка товара). Оптовая организация помогаеткорпоративному клиенту экономить средства, поставляя товар с меньшими затратамии ценами.
Складирование.Оптовики занимаются хранением товара, сокращая тем самым затраты ириски поставщиков и покупателей.
Транспортировка.Оптовики обеспечивают более быструю доставку клиентам, потому чтонаходятся ближе к ним, чем компания-производитель.
Финансирование.Оптовик осуществляет финансирование клиентов, предоставляя кредитыи оплачивая большие партии товаров.
Принятиериска. Оптовики принимают на себя частьриска, получая товар в собственность и принимая на себя потери связанные своровством, повреждением, порчей, переоценкой и устареванием товара.
Маркетинговаяинформация. Оптовые компании предоставляют поставщикам ипокупателям информацию о деятельности фирм-конкурентов, появлении новыхпродуктов и изменении цен.
Услугипо управлению и консультационные услуги. Оптовики очень частооказывают поддержку розничным торговцам, обучая продавцов, принимая участие вразработке планировки магазина и оформлении витрин, устанавливая новые системыучета и управления запасами. Кроме того, они предоставляют корпоративнымпокупателям услуги по обучению персонала и техническому обслуживаниюпоставленного торгового оборудования. Система оптовой торговли в российскойэкономике является основным каналом продвижения товаров как отечественного, таки значительной массы товаров зарубежного производства. Оптовая торговляохватывает практически все виды продукции производственно-технического ииндивидуального потребления, реализуемые через рынок. Оптовая торговлянаходится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническимзвеном как с производством, так и с потреблением. Общая система оптовойторговли показана на рис.1[1]:
/>
Рис.1. Система оптовой торговли
Результативность работыоптово-посреднической организации в значительной степени зависит технологииорганизационного построения. Сейчас можно наблюдать отсутствие должногопрактического опыта рыночного взаимодействия, качественно отработаннойметодологии и механизма функционирования системы управленияоптово-посреднического звена.
 2. Организационная структура и формыоптово-посреднического предприятия в современных условиях
Организационная структурауправления оптово-посреднической фирмы представляет собой совокупностьвзаимосвязанных и взаимозависимых элементов, функционирующих как единаядинамичная система. Основными составными элементами любой организационнойструктуры построения являются органы управления, внутренние структурныеподразделения с исполнителями, которые делают систему мобильной по отношению кконъюнктуре рынка и, следовательно, конкурентоспособной. Элементы системыдолжны быть самодостаточными и оптимальными, то есть без параллельногодублирования. Построение организационной структуры основывается на следующихпринципах: [2]принцип соответствия прав и обязанностей между исполнителями и руководителями; принципперсональной ответственности; постоянный эффективный контроль за решением задач.Принципиальная схема организации оптово-посреднической фирмы показана на Рис.2.
/>
Рис.2. Схема организации оптовой фирмы
В настоящее время оптоваяторговля имеет основные формы:
транзитная,когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечномупользователю;
складская,когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.
Результатом этих форм продажиявляется оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на которыйприходится больший удельный вес.
Транзитный товарооборотподразделяется:
товарооборот с участием в расчетах. Торговаяфирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затемполучает от своих покупателей.
товарооборот без участия в расчетах. Поставщикпредъявляет к оплате счет непосредственно покупателю.
При организации транзитногооборота оптовая база выполняет посредническую роль между поставщиками иполучателями за отдельную плату. При этом она заключает с поставщиком иполучателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. трудоемкостьтранзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительновысоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз. Обоснованием длятранзитной отгрузки товаров является наряд, который выписывается оптовымпредприятиям и адресуется конкретному поставщику-изготовителю, а копиявысылается в адрес покупателя — клиента базы.
При складской форме торговлииспользуются следующие методы оптовой продажи товаров со склада:
Личная отборка товаровпокупателями, практикуется по изделиям сложного ассортимента (автомобили, меха,новейшие модели швейных изделий, мебель и т.п.), когда нужен выбор с учетомцвета, модели, рисунка.
Продажа товаров черезпередвижные комнаты товарных образцов, которые оборудуются в кузовах автомашин,оснащаются выдвижными ящиками, витринами с образцами, рекламными альбомами,каталогами, бизнес-картами, на базе которых товаровед оформляет заявки надоставку товаров покупателям.
Продажа товаров черезавтосклады, которые загружаются товарами на базе и, выезжая по графику,отпускают товары магазинам.
Посылочная торговля,обеспечивает население в форме индивидуальной или розничной торговли черезмагазины мелкооптовой посылочной торговли.
Подборка товаров в соответствиис заявками, заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу, телефаксусо стороны потребителей. Привлечение при формировании портфеля заказовмногочисленных торговых агентов или коммивояжеров. 3. Современные проблемы и тенденции воптово-посреднической деятельности
Заметим, что в целом вопрос оразвитии и перспективах оптовой торговли является важным для практическойкоммерции.
В настоящее время наблюдаютсяразнонаправленные тенденции. С одной стороны, развитие торговых связей (в томчисле международных в условиях глобализации) способствует развитиюоптово-посреднической деятельности.
Однако наблюдаются ипротивоположные тенденции[3]:оптовые торговцы вынуждены противостоять стремлению производителей и розничныхторговцев обойтись без них. Что касается руководителей промышленныхпредприятий, то искушение действовать подобным образом у них тем сильнее, чембольше им кажется, что оптовики, расширяя свои функции, непомерно увеличиваютиздержки. Особенно важно то, что по их мнению, оптовикам не следуетограничиваться пассивной ролью передатчиков заказов от розничных торговцевпромышленникам, они должны освобождать последних от выполнения частикоммерческих функций, информируя розничных торговцев о новой продукции иактивно участвуя в ее продвижении.
Розничные торговцы, со своейстороны, стремятся сделать систему распределения более экономичной и сократитьрасходы на закупку товаров, минуя промежуточное звено в виде предприятияоптовой торговли. Крупные предприятия розничной торговли могут устанавливатьпрямые связи с производителями в силу большого объема своих заказов. В то жевремя мелкие торговцы заинтересованы в создании закупочных объединений, частькоторых берет на себя функции оптовиков.
Современные явления, имеющиеместо в сфере развития оптовой торговли, свидетельствуют о том, что наиболееинтенсивно протекает процесс концентрации оптовых предприятий. Деятельность вэтой области требует значительных капиталовложений, поскольку необходимоосуществлять крупные закупки, брать на себя расходы по складированию товаров,строительству складов, приобретению транспортного оборудования и вычислительнойтехники, осуществлению погрузочно-разгрузочных работ. Только достаточно крупныепредприятия могут осуществлять такие капиталовложения и при этом достигатьвысокого уровня рентабельности. Поэтому в странах с устойчивой рыночнойэкономикой наблюдается исчезновение мелких оптовых предприятий, особенно всфере торговли продовольственными товарами, где раньше они были довольномногочисленными. Одновременно с этим происходит увеличение количества крупныхпредприятий. Кроме того, многие независимые оптовики вступают в мощныезакупочные объединения, усиливая тем самым свои позиции при переговорах споставщиками и пользуясь определенными услугами центров при ведении своих дел.
Важно отметить, что всовременных условиях операции оптовой торговли, связанные с оформлением ипроверкой закупаемых товаров, теряют свое значение по причине стандартизациипродукции прямо на производстве. На долю оптовиков остается рационализациятаких конкретных операций, как погрузочно-разгрузочные работы и доставкатоваров потребителю.
Поэтому особенно важным деломявляется обеспечение обмена надежной информацией между производителями ирозничными торговцами, создание лучших условий для эксплуатации предприятийрозничной торговли и других отраслей, являющихся клиентами оптовиков. Переориентациявнимания на нижние уровни торговли усиливается стремлением выдержатьконкуренцию со стороны объединений розных торговцев, которые перекрывают всебольшую часть рынка, обходясь без помощи оптовиков. По этой причине некоторыеоптовики, работающие в области торговли продовольственными товарами, сталиоткрывать магазины розничной продажи, создавая таким образом «независимыеинтегрированные торговые предприятия», другие же стали создавать совместнос розничными торговцами системы так называемых добровольных цепей илиобъединения на условиях франшизы.
Франшиза представляет собой специфическуюсистему коммерческих ассоциаций или особый способ организации сотрудничествамежду фирмой, ее предоставляющей и одним или несколькими предприятиями,получающими франшизу[4].Возникновение франшизы относят к 30-м, а ее успех и популярность — к 90-м годамХХ века. Ведущими странами в этой области считаются США и Франция. Различаютфраншизы изготовителя, торговца, услуг и промышленную франшизу.
Система франшизы или систематорговых привилегий, включает два элемента:
Головная организация (франчайзер)предоставляет независимой торговой организации (франчайзи) право (в формелицензии или другим способом) на осуществление деятельности, оговоренной всоглашении, под своей (как правило, престижной) торговой маркой.
Франчайзер оказывает содействиепосреднику-партнеру в осуществлении этой деятельности и контролирует ее в целяхсохранения своей репутации и престижа торговой марки.
Для того, что фирма выступила вроли франччайзера необходимы несколько условий:
наличие прав собственности насвое фирменное название или торговую марку;
авторские права на технологиюсоздания фирменного товара (услуг), «ноу-хау», или знания, которыепредоставляются в распоряжениефранчайзи;
наличие оригинальногоассортимента товаров и совокупности особых услуг, предлагаемых покупателям;
использование единообразныхметодов торговли.
Еще одной из тенденцийпоследнего времени являются получившие распространение мелкооптовые магазины-складытипа "кэш энд керри" чтов переводе означает "платии увози". Этот тип магазинов ориентирован на обеспечениемелких потребителей: владельцев ларьков, павильонов, торговых лотков и др. Такоготипа магазины-склады действуют по принципу самообслуживания. Они отличаютсявысокой товарооборачиваемостью с минимальными эксплуатационными расходами, таккак не имеют традиционных комплектовочных и экспедиционных помещений идорогостоящего подъёмно-транспортного и погрузочно-разгрузочного оборудования,присущих крупным складам. Сокращается также объем учетно-расчетных операций всвязи с отсутствием безналичного отпуска и в кредит. Невысокий уровень расходовпозволяет устанавливать более низкие цены. Закупки для магазинов-складовведутся напрямую с промышленных предприятий.
 4. Усиление значения маркетинга дляоптово-посреднических предприятий
B условиях развития рыночнойэкономики и нарастающей конкуренции среди оптово-посреднических фирм всебольшее внимание стало уделяться применению концепции маркетинга и логистики ворганизации оптово-посреднической деятельности фирмы. В тоже время,товаропроизводители вынуждены концентрировать свои усилия на товаре, а не нануждах потребителей. Это в свою очередь оказывает влияние и на организациюсбыта в системе оптовой торговли. Хотя многие оптово-посреднические фирмы имеютнекоторую маркетинговую поддержку со стороны иностранных производителей,организация сбыта является одним из ключевых вопросов успешной деятельности нарынке.
Теоретические аспектыпредполагают рассмотрение системы сбыта и закупок как элемента маркетинговойдеятельности. И тоже время нельзя не уделять должного внимания и логистическимаспектам организации сбыта и закупок. Закупочная деятельностьоптово-посреднической фирмы представляет собой приобретение продукции с цельюпоследующего ее перераспределения по различным каналам сбыта. Для осуществленияэффективной деятельности на оптовом рынке оптово-посреднической фирменеобходимо организовать такую систему закупок, которая позволяла быбесперебойно поставлять продукцию по каналам распределения. Эффективноразработанная система закупок позволяет иметь нужное количество товара втребуемом ассортименте и в нужное время, что в свою очередь обеспечиваетмаксимальное удовлетворение требований покупателей.
В сфере осуществления своейзакупочной деятельности задачи оптово-посреднической фирмы можно подразделитьна маркетинговые и логистические составляющие.
Маркетинговые составляющиепрежде всего направлены на выбор поставщиков продукции, сегментацию рынка ианализ закупаемой продукции. К задачам маркетинга в области организации закупокможно также отнести и анализ рынка, который позволяет выявить те группытоваров, на которые наблюдается наибольший спрос. Немаловажное значение здесьтакже имеет и определение требований, которые покупатели предъявляют кпокупаемой продукции. Именно на основе данных, полученных в процессе проведениямаркетинга закупок, происходит формирование основных требований к закупаемойпродукции, а также выявляются те поставщики, которые могут обеспечить доставкуэтой продукции.
Таким образом, маркетинговаядеятельность оптово-посреднической фирмы в сфере закупок продукции нацелена наосуществления комплекса мероприятий по осуществлению процесса закупки товаров.
Можно выделить следующие функциимаркетинга и логистики при организации закупочной деятельности: [5]маркетинг в закупочной деятельности логистика в закупочной деятельности Поиск поставщиков Планирование и организация закупочной деятельности Сегментация рынка Рациональная организация складирования и хранения продукции Анализ закупаемой продукции Установление рациональных отношений с поставщиками Анализ требований потребителей к закупаемой продукции. Осуществление методов по снижение расходов на хранение и приобретение продукции   Контроль за выполнением закупок и сметы затрат   Контроль за выполнением сметы затрат закупок
При рассмотрении процессаорганизации сбыта в оптово-посреднической фирме также целесообразно учитыватьмаркетинговые и логистические аспекты. В настоящее время, ситуация складываетсятаким образом, что различные оптово-посреднические фирмы используют схожиеканалы распределения продукции. Выбор оптимального канала распределенияявляется очень важным для оптово-посреднической фирмы так как с увеличениемпротяженности канала распределения происходит увеличение конечной ценыпродукции, что в свою очередь может повлиять на снижение товарооборотаоптово-посреднической фирмы. При рассмотрении вопроса выбора каналовраспределения продукции для оптово-посреднической фирмы целесообразно уделитьвнимание определению наиболее оптимальных сроков поставки и оплаты. В условиях,когда на оптовом рынке действует жестокая конкуренция и оптово-посредническиефирмы прилагают усилия по стимулированию сбыта и используют для этих целей маркетинговыеинструментарии, целесообразно оценить логистические аспекты успешной сбытовойполитики оптово-посреднической фирмы. К числу основных функций маркетинга илогистики при организации сбыта можно отнести: [6]маркетинг в сбытовой деятельности логистика в сбытовой деятельности Поиск потенциальных потребителей. Выбор каналов товародвижения готовой продукции Стимулирование сбыта Нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения Выбор метода распределения продукции Разработка планов перевозки продукции и организация их выполнения Сегментирование потребителей Выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли Разработка сбытовой стратегии Разработка сметы затрат по сбыту и контролю за ее соблюдением. Изучение спроса   Анализ сбыта  
Необходимо отметить, что выборприоритетных функций маркетинга и логистики при организацииоптово-посреднической деятельности является достаточно сложной задачей. Приэтом необходимо учитывать личностные характеристики лица принимающего решения,который в конечном итоге определяет степень приоритетности той или иной функцииили степень влияния той или иной функции на процесс принятия решения.
В связи с этим, наибольшийэффект от применения маркетинга и логистики в организации оптово-посредническойдеятельности может быть достигнут при интеграции этих функций. Интегрирующаяфункция позволяет объединить усилия маркетинга и логистики, направленные надостижения стратегических целей фирмы.
В заключении можно сказать, что,в современных условиях, когда применение маркетинга и логистики не даетжелаемых результатов, интеграция категорий может дать наибольший экономическийэффект.
Заключение
Интенсивное развитие предприятийоптовой торговли в последние годы в таких странах, как США, Франция и Япониясвидетельствует о том, что они занимают все большее место в системе торговли. Существуетряд факторов, которые способствуют усилению роли оптовой торговли иобеспечивают действенность ее основных функций. Прежде всего, следует назватьувеличение объема товарооборота, которым сопровождается увеличение размерадохода на душу населения. Пример США показывает, что активность оптовойторговли повышается с ростом благосостояния. Происходит увеличение не толькообъема распределяемых материальных благ, но и разнообразия поступающих впродажу товаров; рекламная деятельность ведет к тому, что одни и те же видытоваров предлагаются всем покупателям: как городским, так и сельским; врезультате единый рынок охватывает все новые регионы. Интенсивное развитиеимпорта, особенно после создания в Европе Общего рынка, действует в том женаправлении, что и тенденция к универсализации ассортимента розничной торговли.Розничные торговцы выставляют на продажу все больше наименований товаров. Это,в свою очередь, создает дополнительные трудности в закупках и делает невозможнымхорошее знание технических характеристик всех видов товара, поэтому растетнеобходимость в посреднической деятельности оптовиков.
Список использованной литературы
1. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Экономика сферы услуг: Учебноепособие. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004.
2. Завьялова Я.Д. Взаимодействие маркетинга и логистики воптово-посреднической деятельности // Marketing. spb.ru [Электронный ресурс]: www.logist.ru/publication/dnews. pl? action=news&id=98
3. Коммерческо-посредническая деятельность [Электронный ресурс]: donklass.com/index.
php? option=com_content&view=article&id=54: 2009-10-01-14-44-51&catid=42:2009-06-15-16-07-10&Itemid=2
4. Мингазов Х.Х. Современныеорганизационные структуры в промышленности // Российский экономический журнал. — 2003. — №2.
5. Третьяк С.Н. Коммерческаядеятельность. Часть I. Основы теории и организации. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.