КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
«Проблемыэкономического роста в российской экономике»
Хабаровск 2008
Введение
Проблемаобеспечения экономического роста в российской экономики является одной из самыхважных проблем для всего российского общества в целом. Ведь именно от этогозависит благосостояние населения, территориальная целостность всего государстваи его будущее.
Целью курсовойработы является изучить динамику роста экономики России и предпосылки к еедальнейшему развитию, рассмотреть экономический рост как основу экономическогои социального развития российского общества,
Задачиисследования:
– изучитьтеорию и методологию экономического роста и экономического развития;
– проанализироватьсовременные модели и структурные аспекты экономического роста;
– рассмотретьдискуссионные вопросы экономического роста в России;
– определитьцели национального экономического развития и противоречия становления новогокачества экономического роста;
– выявитьпротиворечия финансового механизма экономического роста и стимулирования инвестиционныхпроцессов в российской экономике.
Методологическойосновой исследования являются труды Дж.М. Кейнса, Е. Домара, Р.Ф. Харрода– разработчиков кейнсианских моделей экономического роста, а такженеоклассической теории, уходящей своими корнями к теоретическим взглядам Ж-Б. Сэяи получившей законченное выражение в работах Дж.Б. Кларка (США),неоклассическая модель роста Р. Солоу, модели эндогенного роста Р. Лукасаи П Ромера, научные труды Т. Шульца и Г. Беккера о роли человеческогокапитала в моделях экономического роста. В современной российской экономическойтеории проблемы экономического роста рассматриваются в трудах Е. Ясина, Л. Абалкина,Е. Гайдара, А. Илларионова, Г. Грефа, Ю. Сизова Ю., А.Спицына и многих других.
1. Чтотакое экономический рост и как он определяется?
Рассмотримфакторы стимулирующие увеличение темпов развития производства.
Для оценкиэтих темпов развития обратимся к показателям валового внутреннего продукта(ВВП) и чистого внутреннего продукта (ЧВП). В данном случае речь пойдет ореальном, а не номинальном, денежном ВВП и ЧВП. Будем отличать общий ВВП и ЧВПот продукта, приходящегося на душу населения (душевой ВВП и ЧВП). Если общийВВП или ЧВП дает представление о размерах и состоянии экономики страны, чтоважно, например, с военно-стратегической и политической точек зрения, то ВВПили ЧВП на душу населения позволяет судить о его жизненном уровне, а сталобыть, об уровне развития экономики.
Опираясь наприведенные определения, измерим годовые темпы экономического роста. Дляэтого вычтем величину ВВП или ЧВП предыдущего года из таких же показателейтекущего года и полученную разность разделим на величину ВВП или ЧВПпредыдущего года, затем полученный результат умножим на 100:
Темп ростаза год =(ВВП (2007) – ВВП (2006) / ВВП(2006))*100.
Аналогичноизмеряются ЧВП, а также темп роста ВВП и ЧВП на душу населения. Подставивсоответствующие численные значения ВВП и ЧВП, мы получим конкретный результат.Очевидно, что таким образом можно измерить и темп роста экономики за любойпромежуток времени, хотя статистика обычно информирует о годовых показателях.
Показательэкономического роста далеко не всегда бывает величиной положительной. Так напротяжении всей первой половины 1990-х гг. в России наблюдался экономическийспад, т.е. темпы роста были отрицательными.
Экономическийрост, измеряемый с помощью ВВП. Дает представление, прежде всего, околичественной стороне развития страны, поскольку при этом не учитывается никачество произведенной продукции, ни уровень цен.
Немаловажнымпоказателем социально-экономического прогресса общества служит наличие досуга,свободного времени не только для отдыха, но и для других занятий, увлечений,общественной деятельности и иных потребностей. Конечно, количественная оценказдесь отходит на второй план, но тем не менее, сокращение рабочего времениможет служить косвенным свидетельством экономического роста, достигаемого нестолько путем интенсификации, сколько механизации и автоматизации производства,внедрения новых технологий и методов организации труда.
Однакоэкономический рост, связанный с дальнейшим наращиванием производства, неизбежносопровождается и негативными последствиями. Ухудшается качество природнойсреды, загрязняется атмосфера, отравляются реки и озера, быстрыми темпамирастет урбанизация населения, уменьшаются посевные площади. Циклическийхарактер экономического развития, периодически возникающие спады и кризисы,безработица крайне отрицательно влияют на душевное состояние людей, порождаябеспокойство, неуверенность в завтрашнем дне, страх перед грядущимиэкономическими и политическими потрясениями.
Экономическийрост определяется рядом факторов: трудом, землей и капиталом. 1. Труд – количествои качество трудовых ресурсов. 2. Земля – количество и качество естественныхресурсов и полученных на их основе оборотных фондов. 3. Капитал – капитальныевложения или инвестиции и основные фонды с учетом их технологического уровня,который обеспечивается НТР. 4. Предпринимательские способности – понимаются нетолько как хозяйственная деятельность, но и как хозяйственный механизм, способствующийили мешающий этой деятельности. В свою очередь каждый из них – совокупность факторов«второго порядка».
Вэкономической науке распространено деление факторов на две группы в зависимостиот характера роста.
Кэкстенсивным факторам роста относят:
· увеличения числа занятых работников,
· увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровнятехнологии,
· рост объемов потребляемого сырья, материалов и топлива.
Кинтенсивным факторам относят:
· повышение квалификации работников,
· ускорение научно-технического прогресса – внедрение новой техники,технологии путем обновления основных фондов,
· улучшение использования основных и оборотных фондов,
· повышение эффективности производства за счет лучшей егоорганизации.
Припреобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типеэкономического развития, при преобладании интенсивных факторов роста – обинтенсивном типе. Таким образом, различают два типа экономического роста:
· Экстенсивный тип экономического роста предполагает количественноеувеличение факторов производства.
· Интенсивный тип экономического роста достигается путем лучшегоиспользования и качественного совершенствования всех факторов роста.
2. Современныемодели экономического роста
Современныетеории экономического роста сформировались на основе двух источников:неоклассической теории, уходящей своими корнями к теоретическим взглядам Ж-Б. Сэяи получившей законченное выражение в работах Дж.Б. Кларка (США) икейнсианской теории макроэкономического равновесия.
В центренеоклассического направления стоит идея оптимальности рыночной системы,рассматриваемой как совершенный саморегулирующий механизм, позволяющийнаилучшим образом использовать все производственные факторы не только каждомуэкономическому субъекту, но и экономике в целом. Свободная конкуренцияавтоматически через рыночные цены обеспечивает рыночное равновесие илисостояние оптимальности, создав условия для получения максимальной полезности.В соответствии с этим моделировались системы оптимального роста совершеннойконкуренции, в которые в дальнейшем был введен ряд предпосылок: необходимостьполной информированности хозяйственных субъектов об условиях в областипредложения и спроса, о технических возможностях производства на всех рынках ит.д.
Неокейнсианствоисследовало проблемы динамики эффективного спроса, использования инвестиций ипонятие мультипликатора. Именно с движением потребления и накопления Кейнссвязывал объем и динамику национального дохода.
Экономическийкризис 1973–1975 гг. способствовал формированию нового течения, признаннымлидером которого является представительница английской кембриджской школы ДжоанРобинсон. Основа теории – темпы роста общественного продукта зависят отраспределения национального дохода, которое в свою очередь, является функциейнакопления капитала. Именно скорость накопления капитала определяет нормуприбыли, а следовательно и долю прибыли в национальном доходе. Доля жезаработной платы определяется как остаточная величина. Реальное значениепосткейнсианской теории состоит в том, что в ней предпринята попытка увязатьпропорции распределения с пропорциями воспроизводства.
Вполучающих же ныне все большее распространение моделях эндогенного роста акцентделается на таких ресурсах, как «общественных благах», на которые не распространяетсянеоклассический принцип убывающей производительности; согласно этим моделям,происходит смена источников роста – физическое накопление уступает местоинтеграции технологических инноваций в экономику, становящуюся тем самым«экономикой знаний».
3. Структурныеаспекты экономического роста
Национальноехозяйство России представляет собой сложную систему, состоящую из многихмакроэкономических элементов, теснейшим образом связанных друг с другом.Экономическая структура национального хозяйства – это соотношение различныхэлементов его хозяйственной структуры. Экономическая структура имеет огромноезначение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного иустойчивого роста. Успех в экономическом росте большинства стран Запада в немалойстепени объясняется глубокими структурными изменениями, обеспечившими динамизмпроизводства и другие положительные качественные изменения. Быстрый ростпроизводства в ряде новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии произошел,прежде всего, за счет форсирования нестандартных для этих стран отраслей, т.е.в результате резкого изменения структуры хозяйства.
Структураэкономики – многоплановое понятие, рассматриватьее можно с разных точек зрения, показывающих соотношение различных элементовхозяйственной системы. Обычно выделяют отраслевую, региональную, социальную,воспроизводственную и внешнеторговую структуру.
1.Отраслевая. В индустриально развитыхстранах общая закономерность отраслевых сдвигов заключается в заметном сниженииудельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, в техническоймодернизации промышленности и быстром росте отраслей сферы услуг. Наиболеерадикальные изменения происходят на уровне подотраслей, в рамках которых самуювысокую динамику имеют наукоемкие производства. Трудоемкие производства активноперемещаются из более развитых в менее развитые государства.
Изменения вотраслевой структуре имеют актуальное значение и для нашей страны. Долгие годысоотношение между важнейшими отраслями экономики России оставалась довольно стабильным,хотя и не оптимальной. В ней отражалось явное отставание сельского хозяйства,торговли, материально-технического снабжения.
2.Региональная структура. Региональную структуруопределяет прежде всего размещение производительных сил по территории страны.Российской Федерации. В условиях глубокого разделения труда возникают постояннодействующие связи по выпуску определенных видов продукции, т.е.производственная кооперация. Желательно, чтобы связи по кооперированию былимаксимально сопряжены с географическим размещением производительных сил иобеспечивали минимальные затраты на грузовые перевозки.
3.Социальная структура отражает соотношение междуразличными организационно-правовыми формами предпринимательства. В большинствестран Запада идет процесс концентрации и централизации капитала. Объем выпускасосредотачивается в руках крупных хозяйств 20% корпораций -90% товарооборота(США), 80% всех остальных форм бизнеса (единоличные хозяйства и товарищества)всего 10% оборота. Продолжается процесс слияний и поглощений. В процессеприватизации и проведения рыночных реформ в России также меняется социальнаяструктура: возникают новые организационные формы предпринимательства. Вместе стем надо отметить сравнительно медленное развитие малых предприятий.
Социальнаяструктура включает дифференциацию доходов различных групп населения. В нейотражены проблемы равенства и справедливости. В различных странах степеньдифференциации неодинакова. Одним из показателей является децильный показатель,который равен отношению средних доходов 10% самых богатых семей к среднимдоходам 10% самых бедных семей. В странах Запада от 5 до 12 раз, в России 14–15раз. Низкие доходы населения не стимулируют рост производительности труда вэкономике. Согласно выводам исследования, проведенного американскимиэкономистами Дж. Венерис и Д. Гупта по материалам 49 стран основнымисточником инвестиций служат сбережения не богатейших слоев населения, асреднего класса. Одна из причин этого в том, что сбережения наиболее богатыхгрупп легко становятся теневыми и вывозятся за рубеж. Средний класс не имееттаких возможностей. Поляризация доходов и размывание среднего класса ведут кпадению внутренней инвестиционной активности.
4.Воспроизводственная структура – это срезхозяйственной системы, который отражает возможности роста экономики и ееэффективности. Наиболее важны три соотношения: а) между I и II подразделениямиобщественного воспроизводства, б) между потреблением и накоплением, в) междуотраслями выпускающими материальную продукцию и инфраструктурой.
Соотношениемежду потреблением и накоплением – важное условие экономического роста. Впринципе, чем выше накопление, тем выше темпы роста экономики.
Ввоспроизводственной структуре важную роль играет пропорция между отраслями,выпускающими материальную продукцию, и теми элементами экономической системы,которые обеспечивают функционирование этих отраслей, – это так называемаяинфраструктура. В современных условиях четко обнаруживается прямая зависимостьколичественного и качественного развития экономики от состояния инфраструктуры.С другой стороны элементы инфраструктуры, как правило, не приносят быстройприбыли тому, кто осуществляет капиталовложения в них. Вместе с тем без этихкапиталовложений обойтись невозможно. Неразумная экономия на инфраструктурерано или поздно проявится в отставании технического уровня производства, чтовидно на примере России.
5.Структура внешней торговли – это зеркалонационального хозяйства. Структура внешней торговли России являетсянеэффективной. В экспорте традиционно велик удельный вес энергоносителей исырьевых материалов. В тоже время в российском импорте наряду с оборудованием итранспортными средствами продолжают занимать неоправданно высокое местопродукция сельского хозяйства и товары народного потребления.
Экономическаяструктура не остается раз и навсегда данной. Она подвержена изменениям, при чембыстрее совершаются эти изменения, тем эластичнее подгоняется структура ктребованиям времени, тем успешнее развивается экономика. Структурные реформыважнее, чем достижение максимальных темпов роста в среднесрочной перспективе.
4. Целинационального экономического развития и противоречия становления новогокачества экономического роста
Поистиненациональная задача, стоящая перед Россией, – обеспечение конкурентоспособности,что требует серьезных изменений в институтах, ценностях, культуре огромногоколичества людей. Специфика сложившейся в России ситуации заключается вдвояком, противоречивом характере действия многих внутренних факторовнароднохозяйственной динамики: они могут рассматриваться как предпосылкиэкономического роста, но одновременно заключают в себе и негативный для негопотенциал.
С этойточки зрения, прежде всего, должно быть рассмотрено накопленное за предыдущиедесятилетия национальное богатство, достигающее, по различным оценкам, 5–10%общемирового. Как по абсолютной величине этого богатства, так и по его душевомууровню Россия способна конкурировать с наиболее развитыми странами.Сохраняющийся ресурс богатства – несомненный плюс с точки зрения экономическогороста. Однако это и тяжелый груз, требующий крупных вложений для поддержания ивоспроизводства соответствующих активов (большая часть которых являетсясоциально значимой и не может быть сокращена по конъюнктурным мотивам). Поструктуре и соотношению долей национального богатства Россия радикальноотличается от развитых стран. Согласно оценкам МБРР, в этих странах в 1995–2000 гг.доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышала 10%,доля капитала произведенного равнялась примерно 20%, а удельный весчеловеческого капитала составлял более 70%. В (национальном богатстве Россиипревалирует как раз природный капитал (ресурсы) – 83–88%, тогда какпроизведенный капитал находится в рамках 7–10%, а человеческий оцениваетсятолько в 5–7% (это следствие не низкого образовательного или профессиональногоуровня населения, а мизерной цены рабочей силы).
По даннымМинэкономразвития России, в общей структуре экспорта РФ доля сырья и продукцииначальных стадий переработки превышает 70%. Сырьевому сектору должно бытьотведено достойное место в перспективной структуре нашей экономики, а последней– в мировом сырьевом комплексе Мощный природоресурсный потенциал – конкурентноепреимущество России.
Интеллектуальныйи научный потенциал страны тоже входит в ряд основных предпосылок ростаотечественной экономики. По таким показателям, как уровень грамотностивзрослого населения, коэффициент его охвата высшим образованием и количествовыданных резидентам патентов. Россия традиционно не уступает ведущим мировымдержавам. Однако и в этой сфере происходят – особенно в последнее десятилетие –негативные изменения: снижение качества образования, отток научных работниковза рубеж («утечка мозгов») и в другие сферы экономики, утрата целыми отраслямии секторами квалифицированных специалистов. И все-таки в высокотехнологичномкомплексе, в науке, образовании и в информационном секторе сохраняется корпуспрофессионалов мирового класса, а это – самый востребованный ресурс всовременной постиндустриальной экономике.
В контекстепроблемы предпосылок экономического роста следует рассматривать также тот факт,что наша экономика создавалась и в течение десятилетий развивалась как единыевысокоспециализированный и централизованно управляемый народнохозяйственныйкомплекс, причем функционировавшая в его рамках обрабатывающая промышленностьбыла сориентирована главным образом на потребности внутреннего рынка.Обусловленный же «шоковой терапией» разрыв вертикальных управленческих связей вусловиях дефицита горизонтальных экономических создал для хозяйствующихсубъектов тяжелейшие адаптационные проблемы.
Каждоегосударство решает вопрос о своих взаимоотношениях с рынком самостоятельно, сучетом многих конкретных условий – т.е. единой модели, которую можно было быскопировать, не существует. В сегодняшней России обязательным условиемускорения роста экономики представляется обеспечение системообразующей ролигосударства. Необходимый нам технико-экономический и социально-экономическийрывок невозможен на основе «свободного рынка» вообще и сложившейся рыночнойсистемы с недооформленными структурными компонентами в частности – здесь нужныволя и целенаправленные усилия государства.
Этотконцептуальный тезис расходится со сформулированной в вышеупомянутойправительственной «Программе социально-экономического развития РоссийскойФедерации на среднесрочную перспективу (2003–2005 годы)» установкой насущественное сокращение государственного вмешательства в экономику.Административная реформа, сокращение «нерыночного» сектора, дебюрократизация,снижение административных барьеров, и т.п., разумеется необходимы, однако речьследует вести не столько о «сокращении», сколько о «качественном улучшении»госприсутствия в экономике, требующем оптимизации размеров госсектора и другихколичественных параметров этого присутствия.
Обеспечениесистемообразующей роли государства в экономике и социальной сфере, взаимоувязкавсех линий экономической политики на федеральном и субфедеральных уровнях,достижение единой направленности предпринимаемых «сверху» мер, с одной стороны,и усилий бизнеса и общественности, – с другой, – все это требует разработкигосударственной стратегии развития.
5. Финансовыймеханизм экономического роста
Стабилизацияэкономики не может быть продолжительной, если не сопровождается ростоминвестиций. Преодоление негативных тенденций воспроизводства структурынародного хозяйства требует осуществления эффективной инвестиционной политики
Расширениевнутреннего спроса. Один из изъянов российской экономики – недостаточный внутреннийспрос; образованию этого специфического дефицита способствовали ориентацияпроизводителей на внешние рынки и опережающий рост импорта. Расширениевнутреннего спроса является мощным катализатором роста экономики, причемсоответствующие меры должны включать активизацию как государственного, так ичастного спроса.
Учитывая,что сегодня основное воздействие на экономический рост оказывает внутреннеепотребление (обеспечившее в 2002 г. 53% конечного спроса), приоритетныегосрегулирующие усилия нужно направлять на повышение заработной платы допрожиточного минимума; особое внимание государство обязано уделять вопросамоплаты труда в бюджетной сфере, охватывающей главным образом нематериальноепроизводство. Рост зарплаты бюджетников ведет к ее увеличению в реальном сектореи. как следствие, – к расширению внутреннего потребления. Следует отметить, чтоповышение заработной платы необходимо сориентировать на объективную ценурабочей силы и в материальном, и в нематериальном производстве. Повышениювнутреннего спроса будут способствовать развитие ипотечного жилищногокредитования при страховании строительных рисков за счет бюджета, дорожноестроительстве и реализация крупных инвестиционных проектов федеральногозначения. Остро необходим разумеется, и механизм сохранения в российскойэкономике генерируемых финансовых ресурсов: по некоторым оценкам, уровеньежегодного вывоза капитала в 15–20 млрд. долл. эквивалентен не реализации450–600 млрд. руб. конечного спроса, т.е. утрате 6-8% среднегодового приростапроизводства. Важное средство увеличения внутреннего спроса – таможенно-тарифнаяполитика, в рамках которой целесообразен дальнейший перенос тяжести обложения симпортируемого производственного оборудования на вывозимое сырье и на ввозимы Потребительскиетовары (в этом случае растет потребление соответствующих отечественныхтоваров).
Налоговаяреформа и совершенствование межбюджетных отношении. Значимость налоговой системы и бюджетного федерализма в качестверычагов ускорения роста несомненна как очевидны и изъяны в соответствующихреформационных действиях. Так, несмотря на форсируемую с 2001 г. налоговуюреформу, товаропроизводители продолжают считать фискальную нагрузку высокой, абюджетные поступления во многих регионах не обеспечивают решения социальныхпроблем. Ежегодное уменьшение налогов по России планируется на уровне 1% ВВП, ив принципе это правильная установка: идея состоит в стимулированииинвестиционной активности предприятий и повышения их производственнойэффективности, что должно вести к росту объемов производства и расширениюналогооблагаемой базы. К сожалению, практическая реализация линии на снижениеналоговой нагрузки на производителей обернулась дестабилизацией и подчасснижением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, прежде всего втерриториальные, даже при росте объемов производства.
В странепроводится курс на разграничение налоговых полномочий между органами властивсех уровней по формуле «один налог – один бюджет». Теория государственныхфинансов рассматривает четыре основные модели закрепления налоговых полномочийза органами власти в федеративном государстве. К этим моделям относят:автономное закрепление налогов за уровнем власти по схеме «один налог – одинбюджет»; совместные налоговые полномочия; параллельное закрепление одних и техже налогооблагаемых баз за разными органами власти; автономное использованиеодних и тех же налоговых полномочий сразу несколькими уровнями власти.
Снижениеиздержек производства. Решение этойобщенациональной задачи требует проведения мер на микро-, мезо- и макроуровнях.Применительно к первому необходимо повысить ответственность предприятий заэффективность использования производственного – аппарата, увеличив, вчастности, ставку налога на имущество в отношении неиспользуемых мощностей иплощадей – для стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и в целяхоблегчения доступа малого предпринимательства к технологиям крупного бизнеса.
Намакроуровне императив снижения издержек проявляется, в частности, каквышеупомянутая проблема контроля за деятельностью реформируемых естественных(инфраструктурных) монополий, в том числе за их ценовой политикой. Так,практикуемое в последние годы регулярное повышение тарифов на электроэнергиюстало одним из основных факторов наблюдающегося в последнее время снижениятемпов экономического роста, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности.Среди макроцелей реформирования естественных монополий – снижение тарифов,причем реализация этой цели – ключевой аспект контрольной деятельностигосударства в отношении реструктурирования соответствующих инфраструктурныхсистем.
Совершенноочевидно, что каждая фирма должна стремиться к сокращению издержек производстваи себестоимости продукции. При стабильных ценах и прочих равных условияхсокращение издержек приводит к росту прибыли, приходящейся на единицупродукции. Себестоимость продукции отражает уровень использования потребляемыхпроизводственных факторов, который в свою очередь определяетсятехнико-организационными (техника и технология, организация производства, трудаи управления), социальными и природными факторами или, технико-экономическимифакторами.
Иногда вобществе имеет место убывающее производство. Это происходит тогда, когданаблюдается снижение объемов производства в следствии стихийных бедствий, войни разрушений, экологических кризисов.
Рассмотримиздержки в процессе производства, сбыта товаров и услуг. В теории издержекважное значение имеет их классификация на постоянные, переменные, валовые,средние и предельные. Взаимосвязь валовых, средних и предельных расходов являетсяключевым моментом в теории издержек, лежащих в основе расчетов оптимальногообъема производства, минимизации затрат и максимизации прибыли.
Реформированиебанковской системы и развитие фондового рынка.Среди приоритетных для реализации потенциала содействия экономическому роступроблем развития банковского сектора – становление ипотечного дела,развертывание кредитования лизинговых структур, налаживание тесноговзаимодействия со страховыми и пенсионными системами, с фондовым рынком. Критическиважное для ускоренного роста экономики вовлечение в инвестиционный процессмаксимума свободных денежных средств немыслимо без государственного содействияупрочению отечественного фондового рынка.
Основнойцелью по развитию фонового рынка является повышение роли в привлеченииинвестиций и перераспределении капитала в российской экономике.
В целяхнедопущения ущемления прав инвесторов необходимо законодательно установить, чтопосле выпуска ценных бумаг эти бумаги могут признаны недействительными толькопо решению суда.
Необходимоусилить финансовые требования и требования к рискам брокеров и доверительныхуправляющих, принять меры по развитию конкуренции на рынке посредническихуслуг, что приведет к снижению в долгосрочной перспективе трансакционныхиздержек на рынке ценных бумаг, к увеличению привлекаемых при посредничествесредних и мелких инвесторов, удешевит доступ инвесторов на рынок для совершениясамостоятельных сделок.
Вдальнейшем необходимо закрепить возможность обращения иностранных ценных бумаги депозитарных расписок на российском рынке. На первом этапе целесообразноограничить участие иностранных элементов на российском рынке.
Стимулированиемалого предпринимательства. При несомненном прогрессе переднего в сфере услуг и торговле егороль в промышленном секторе остается мизерной. В целом этой недопустимой сточки зрения задач экономического роста ситуации видится в первую очередь напутях интеграции малого бизнеса с вышеупомянутыми крупнокорпоративнымиструктурами (и господдержки многообразных форм интеграции)», превращениябанковского сектора в основного кредитора малых предприятий (здесь возможнытакие меры, как госсубсидированне процентных ставок по кредитам даннымпредприятиям, предоставлено последним госгарантий, и др.), расширенияиспользования в соответствующих целях государственного и муниципальногоимущества (имеются в виду передача на льготных условиях производственныхплощадей и технологического оборудования малым предприятиям, упрощение процедуроформления разрешительной документации на ремонт и реконструкциюпроизводственных объектов, и др.). Приоритетными задачами остаются налаживаниеза счет госбюджета учитывающей специфику малого бизнеса системы переподготовкии повышения квалификации менеджеров, обеспечение доступности для широких слоевнаселения обучения основам предпринимательской деятельности.
Реинтеграциявсего постсоветского и собственно российского экономического, пространства. Это – непременное условие ускорения темпов роста отечественнойэкономики. Позитивную роль в развитии главного постсоветского региональногообъединения – СНГ – призван, как известно, сыграть феномен «разноскоростной»интеграции, преимуществами которой являются ускоренное решение практическихвопросов сотрудничества ряда участников Содружества, демонстрация преимуществпродвинутых форм взаимодействия, а также эволюционный характер интеграционныхпроцессов. Эффективным дополнением разноскоростной интеграции способна стать«дифференцированная» (происходящая вокруг Союзного государства Белоруссии иРоссии) интеграция: в ее рамках могут быть отработаны многие новые механизмы,перспективные для последующего распространения в масштабах СНГ в целом.
Так,декларацию о формировании Единого экономического пространства (в феврале 2003года президентами России, Белоруссии, Казахстана и Украины было подписаносоответствующее заявление, в сентябре 2004 года оно подтверждено иконкретизировано) на тот момент можно было считать относительным успехомроссийской политики в СНГ, поскольку оно озноменовало вовлечение винтеграционный процесс одной из ключевых стран постсоветского пространства –Украины. С самого начала это вовлечение было ограниченным и двусмысленным,поскольку представители Украины на переговорах разного уровня прямо иликосвенно давали понять, что рассматривают ЕЭП лишь механизм формирования зонысвободной торговли безизъятий и ограничений, а не как торгово-экономическийсоюз, способный консолидировано выступать на международной арене. В дальнейшемэта позиция стала более жесткой и явной.
6. Стимулированиеинвестиционных процессов в российской экономике
Скачкообразноенаращивание объемов и улучшение структуры инвестирования народного хозяйства – залогбыстрого и качественного экономического роста, успеха национальнойинновационной и структурной политики. Главной целью инвестиционной политикидолжны стать создание технологически современной конкурентоспособной экономикина основе широкой модернизации производственного аппарата, ликвидациясуществующего технологического разрыва с развитыми странами. Между темнаблюдаемые в инвестиционной сфере тенденции, в том числе низкие темпы ростакапиталовложений явно не отвечают задачам ускорения экономического роста.
Дляускоренного экономического роста требуется порядково больший, нежели нынешний,объем инвестиций, в связи с чем необходимо вовлечение в процесс долгосрочногоинвестирования всех внутренних ресурсов: сбережений населения (значительнаячасть которых не проходит через российскую банковскую систему), резервовПенсионного фонда России и негосударственных пенсионных фондов, страховыхкомпаний, паевых инвестиционных фондов, и др. Перечисленные виды ресурсовсегодня обращаются на финансовых рынках и в долгосрочных инвестициях неучаствуют. Для трансформации «коротких» спекулятивных капиталов в «длинные»кредитные источники важно умело использовать такие финансовые инструменты, какрегулируемая ставка ссудного процента, госгарантии по вкладам, банки развития ибюджет развития, федеральные целевые программы; надлежит также реформироватьбанковскую систему и стимулировать развитие фондового рынка.
Коль скороже для массированных инвестиций в реальный сектор экономики средств,задействуемых из внутренних источников, в обозримой перспективе, скорее всего,окажется недостаточно необходимо наращивание усилий по привлечению иностранныхинвестиций, в особенности прямых (по имеющимся оценкам, их желательныйежегодный прирост должен составлять не менее 7–8 млрд. долл.). Привлечениюиностранного капитала способствовало бы создание государственного гарантийногострахового фонда; к сожалению, вместо этого Правительство РФ планируетобразовать – путем обращения сверхдоходов от сырьевого экспорта в иностраннуювалюту и иностранные ценные бумаги – стабилизационный фонд, т.е. расширятьнынешнюю практику льготного кредитования зарубежных экономик. Возможно такжеиспользование схемы «долги в обмен на инвестиции», позволяющее в соответствии сдоговоренностями с зарубежными кредиторами трансформировать внешнююгосзадолженность в инвестиции на нашей территории. Учитывая, что Россияежегодно выплачивает в погашение внешнего долга около 15 млрд. долл., вслучае реализации подобной схемы можно было бы рассчитывать на солидный приростинвестиций.
Предложенныеи другие возможные меры стимулирования инновационной и инвестиционнойактивности в народном хозяйстве России важно сопровождать государственнымиусилиями по совершенствованию соответствующей инфраструктуры и расширениювнутреннего спроса, равно как и другими обеспечивающими действиями.
Основныминаправлениями стимулирования инвестиционной активности являются:
– предоставлениебюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
– реализацияпринципа права собственности (рассматриваются государственные, муниципальные ичастные инвесторы). По этому принципу из федерального бюджета выделяются капитальныевложения на развитие федеральной собственности, а на развитие муниципальной – измуниципального бюджета;
– равенствоправ инвесторов – гарантии прав и защиты инвестиций независимо от формсобственности предоставляются для всех инвесторов, как частных, в том числеиностранных, так муниципальных и государственных. Законопроектомпредусматриваются равные права и гарантии при осуществлении инвестиционнойдеятельности.
Важноезначение для активизации инвестиционного процесса имеет политика использования амортизацииосновного капитала. Для повышения роли амортизации в укреплениипроизводственного потенциала предприятий предполагается
–значительное сокращение количества амортизационных норм;
– улучшениеметодов начисления амортизации путем использования наряду с традиционным – линейным,нелинейных методов, что позволит предприятию концентрировать амортизационныересурсы в периоды наибольшей их потребности;
–усовершенствование методики оценки основных фондов и определение на ее основереальной стоимости амортизируемого имущества;
– введениепорядка, при котором амортизация должна направляться строго по целевомуназначению, в противном случае она включается в налогооблагаемую базу. Дляинвестиционной поддержки малого бизнеса, новой амортизационной политикой предусматриваютсяболее широкие возможности ускоренного списания основного капитала. Однакореальный эффект от новой амортизационной политики может быть получен только вслучае использования амортизационных средств на инвестиционные нужды, а не нацели текущей хозяйственной деятельности.
Эффективныммеханизмом развития инвестиционной деятельности должен стать лизинг – долгосрочнаяспецифическая аренда машин, оборудования, транспортных средств и другогодвижимого и недвижимого имущества производственного назначения. В отличие отобычной аренды в нем участвуют, как правило, не два, а три и более субъектов:производитель (поставщик) оборудования, лизинговая компания, лизингополучатель(пользователь). Среди участников могут быть банки, страховые компании, посредники,гаранты и другие физические лица.
Развитиюинвестиционного процесса будет содействовать становление общероссийской системыжилищного ипотечного кредитования, формирование вторичного рынка ипотечныхкредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочныхвнебюджетных финансовых ресурсов.
В целяхэффективного использования сбережений населения широкое распространение должнаполучить система паевых инвестиционных фондов (ПИФов) и пенсионных фондов,призванных аккумулировать в значительных объемах вклады населения. Зарубежныйопыт показывает, что 2/3 средств пенсионные фонды вкладывают в ценные бумаги,что является наиболее надежным их вложением. Наряду с этим 1/3 средстввкладывается в инвестиционные проекты. По мере снижения доходности ГКО пенсионныефонды должны стать важным источником средств для повышения инвестиционнойактивности.
Эффективностиинвестиционной деятельности способствует снижение трансакционных издержек.Для этого принимаются меры, предусматривающие: развитие рыночной инфраструктуры(консалтинг, проектное финансирование, маркетинг, система информации и т.д.);регулирование тарифов на услуги монополий (арендная плата за производственныепомещения, особенно для малого бизнеса; услуги железнодорожного транспорта,связи, электроснабжения и т.д.); защиту собственности и личности инвестора откриминогенной среды.
Вопросысовершенствования налоговой политики остаются одними из важнейших в процессесоздания благоприятного инвестиционного климата. В ходе налоговой реформынамечается сократить число налогов, снизить ставку налога на прибыль, приниматьк вычету все необходимые и обоснованные расходы, решить вопрос с налогом надобавленную стоимость при капитальном строительстве.
Состояниеинвестиционного климата во многом определяется наличием системы гарантий изащиты инвестиций. Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловнойправовой защитой, которая обеспечивается законодательством Российской Федерациии международными договорами, действующими на территории России.
Условияосуществления иностранных инвестиций, правовой режим деятельности иностранныхинвесторов в связи с их осуществлением не могут быть менее благоприятными, чемусловия осуществления инвестиций и режим деятельности российских инвесторов, заисключениями, которые устанавливаются федеральными законами.
Заключение
Проблемыобеспечения экономического развития России необходимо и реально возможно решитьв ближайшем будущем. Для этого необходимо:
1.Улучшение макроэкономической конъюнктуры и инвестиционного климата дляотечественных и иностранных инвесторов, обеспечение роста инвестиционнойактивности частного сектора и сектора смешанной формы собственности.
2.Государственная поддержка инвестиционной сферы, что предполагает увеличениедоли централизованных капиталовложений в бюджете, сопровождающееся изменениемих структуры.
3. Развитиеорганизационно-правовых условий деятельности бизнеса. Оно включает: а) целевоеиспользование амортизации; б) налоговые стимулы для капитализации прибыли. В)развитие вторичного рынка ценных бумаг, перелив капитала, г) страхованиеинвестиций, д) залоговое право и гарантии, ипотека, земля, квартиры, е) мерыдля предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возвратаотечественного капитала в страну, ж) привлечение иностранных инвестиций.
4.Стимулирование и повышение конкурентоспособности российских производственныхструктур важно направить на решение задач социально организованной экономики,создание системы социальных гарантий и социальной защиты.
5.Социально ориентированное распределение доходов в стране – одно из решающихусловий, обеспечивающих конкурентоспособность экономики России на мировойарене. Такие приоритеты социального развития, как укрепление и расширениесоциальных связей, создание климата законности и доверия, крайне важны нетолько для успешного экономического роста, но в контексте глобальных процессов– для сохранения национальной идентичности и государственной целостностиРоссии.
Списоклитературы
1. Агентство политическихновостей.
2. Курс экономической теории,под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А.: МГУ МИД России, Киров,«АСА», 2002–830 с.
3. Макконнелл К., БрюС. Экономикс. – М.: Республика, 1992. Гл. 21
4. Официальный сайт газеты«Экономика и жизнь»
5. Росгосстат
6. Самуэльсон П. Экономика.– М.: Прогресс, 1964 – Гл. 36
7. Сакс, ДЖ. Д. Макроэкономика.Глобальный подход: учеб.: пер. с англ. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен.-М.:Дело, 1996–848 с.