Российский Государственный СоциальныйУниверситет
Курсовая работа по дисциплине
Теория управления
на тему:
«Проект развития системы малогопредпринимательства на территории ЦАО г. Москвы»
Москва 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1.Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Малое предпринимательство: понятие,сущность, значение1.2Управление развитием малого предпринимательства: субъекты, направления,механизмы
Глава 2.Деятельность префектуры ЦАО: ситуация и проблемы
2.1 Анализ деятельности префектурыЦАО в области развития системы малого предпринимательства
2.2 Основные проблемы развития малогопредпринимательства в ЦАО г. Москвы
Глава 3.Проект развития системы малого предпринимательства на территории ЦАО городаМосквы
3.1. Предложения по развитию системымалого предпринимательства в ЦАО г. Москвы
Заключение
Списокиспользованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время переднашей страной стоят задачи формирования социально-ориентированной рыночной экономики,которая означала бы то, что она регулируется государством и всем обществом длятого, чтобы его цели подчинялись не только интересам одних только собственниковсредств производства, владельцев предприятий, но также и других участниковпроцесса, в том числе непосредственно производителей материальных благ. Большуюроль в формировании социально-ориентированной экономики играет малоепредпринимательство.
Необходимость развитиямалого предпринимательства обусловлена социальной значимостью данного секторабизнеса, поскольку этот сектор способен быстро реагировать на любые изменениярыночной экономики, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере,создавать дополнительные рабочие места, и является основным источникомформирования среднего класса.
В России развитие малогопредпринимательства носит ярко выраженный региональный характер, чтообусловлено высокой степенью дифференциации субъектов РФ поэкономико-географическому положению и уровню социально-экономического развития.Для экономики территории малое предпринимательство является факторомэкономического роста и основой социальной стабильности. Малые предприятиянасыщают рынок товарами и услугами, обеспечивают гибкость экономики субъекта иподдержание конкурентных отношений; способствуют снижению безработицы, ростудоходов населения и объема налоговых поступлений в бюджет региона; играютведущую роль в разработке новых технологий, средств производства, товаров иуслуг.
Актуальность исследованияпроблем развития малого бизнеса в городе Москве связана с особой ролью данногорегиона в формировании общегосударственной политики в области развития иподдержки малого предпринимательства. В столице создана одна из наиболеепередовых в стране систем государственного регулирования малогопредпринимательства. В Москве, как правило, проходят апробацию новые формы иметоды поддержки малого бизнеса с последующим распространением положительногоопыта в масштабах всей страны. Однако наряду с тем, что органы власти ведутпостоянную работу по поддержке развития малого предпринимательства, в даннойобласти существует множество проблем. На пути развития малогопредпринимательства возникают административные барьеры, то есть те препятствия,которые возникают при организации и осуществлении предпринимательскойдеятельности у субъектов малого предпринимательства, создаваемые отдельнымидолжностными лицами органов исполнительной власти. В Москве одной из самыхсерьёзных проблем малого предпринимательства является поиск и оформлениепомещения. Взять помещение в аренду у собственника очень дорого. Аренда жепомещения, принадлежащего городу, связана со сбором и оформлением множествадокументов, хождению по различным инстанциям, что может занять упредпринимателя больше года. Такая же проблема существует и с регистрацией.Кроме того у малого предпринимательства затруднён доступ к различным формамгосударственной поддержки. Также малому предпринимательству бывает сложнополучить информацию о государственных органах и их деятельности; документах,которые им необходимо предоставить; формах поддержки, на которые они могутрассчитывать.
Таким образом, основнуюпроблему в данной области можно сформулировать следующим образом: в условияхобъективной необходимости развития малого предпринимательства существуютопределённые препятствия, затрудняющие его.
В городе Москве основнаяработа по развитию малого предпринимательства ведётся в административныхокругах. В своей работе я рассмотрю деятельность префектуры Центральногоадминистративного округа по развитию малого предпринимательства.
Объектом моего исследованияявляется управление развитием малого предпринимательства органами власти.
Предмет моегоисследования — развитие малого предпринимательства префектурой ЦАО г. Москвы.
Целью моей работыявляется разработка проекта развития системы малого предпринимательства в ЦАОгорода Москвы.
Задачи:
1. Изучить содержание изначение малого предпринимательства для территории и общества.
2. Изучить основныенаправления развития малого предпринимательства.
3. Проанализироватьдеятельность префектуры ЦАО г. Москвы по развитию малого предпринимательства.
4. Выявить основныепроблемы развития малого предпринимательства в ЦАО г. Москвы.
5. Сформулироватьпредложения по развитию малого предпринимательства в ЦАО г. Москвы.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Малоепредпринимательство: понятие, сущность, значение
Предпринимательство- этоособый вид экономической активности (под которой понимается целесообразнаядеятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана насамостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательскойидее.
Подмалым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъектаэкономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя безобразования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определеннымчислом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающегоуслуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.[1]Иными словами малое предпринимательство- это предпринимательская деятельность,осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленныхзаконами, государственными органами или другими представительными организациямикритериях, определяющих сущность этого понятия.
Федеральный закон «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как«коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РоссийскойФедерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозныхорганизаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%,доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектамималого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численностьработников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малыепредприятия):
· в промышленности– 100 человек;
· в строительстве –100 человек;
· на транспорте –100 человек;
· в сельскомхозяйстве — 60 человек;
· внаучно-технической сфере — 60 человек;
· в оптовойторговле – 50 человек;
· в розничнойторговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
· в остальных отрасляхи при осуществлении иных видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малогопредпринимательства понимаются также физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица».[2]
Роль малогопредпринимательства состоит в том, что оно выступает в качестве особого видаэкономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь сидеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающейматериализованную форму.
Особенностью малогопредпринимательства, малого бизнеса является обязательное наличиеинновационного момента — будь то производство нового товара, смена профилядеятельности или основание нового предприятия. Новая система управленияпроизводством, качеством, внедрение новых методов организации производства илиновых технологий — это тоже инновационные моменты.
Этот сектор экономикисоздает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любыеизменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительскойсфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источникомформирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимыхреформ.[3]
Во-первых, онобеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокуюспециализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся впотребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, — создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное),он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономиканевозможна. Кроме того малое предпринимательство обеспечивает населениерабочими местами, то есть решает проблемы занятости.
Значениепредпринимательства еще и в том, что малые предприятия, ведя ожесточеннуюконкурентную борьбу за выживание, вынуждены постоянно развиваться иадаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, чтобы существовать надополучать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыльдоставалась именно им.
Роль малого бизнесаопределяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитыхстранах. Это развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее системусильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, уменийэнергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активноразрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационныеи технологические ресурсы; формирование качественной системы бытовых, организационныхи производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест,формирование важнейшей прослойки общества — среднего класса; развитиеинновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации,производства, сбыта и финансирования.
Развитие малого бизнесасоздает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствуетнасыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержкирыночной экономики (безработица, кризисные явления).
Малый бизнес содержитбольшой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом.Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивностьиспользования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации ихколичества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций.Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнегооборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данноеобстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональныхпоказателей экономики в целом.
Необходимо особоподчеркнуть региональную направленность индивидуального предпринимательства.Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малыйбизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малыепредприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве сорганами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятийсвязано именно с решением вопросов регионального и местного значения.1.2Управление развитием малого предпринимательства: субъекты, направления,механизмы
Кнастоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктураподдержки малого предпринимательства, которая теоретически должна создаватьболее благоприятные условия для его формирования и развития. Это многочисленныеобразовательные институты бизнеса, фонды финансовой поддержки (кредитование,налогово-гарантийная поддержка, лизинговые фонды, «бизнес-инкубаторы» и«технологические парки»).
Структураорганов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие сбизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной властисубъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов сразличными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы,министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационныекомитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органахисполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций,специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном ирегиональном уровнях, еще далека от совершенства.
К ведению Федерации законодательством отнесено определениеобщих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержкиэтого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральныхорганов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработкаи организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частичноза счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральнымналогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированныевнебюджетные фонды РФ.
Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решатьвсе вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетомместных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры засчет собственных средств и ресурсов. В Москве, как уже говорилось помимо работыпо развитию малого предпринимательства на городском уровне, проводится большаяработа на уровнях округов.
Регулярноразрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержкималого предпринимательства.
Косновным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовыватьпотенциальный эффект от развития МП, относятся: формирование благоприятногопредпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административныхи организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства кфинансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий, системноеразвитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральнойфинансовой, материальной, информационной, консультационной иорганизационно-методической помощи.[4]
В российских условиях нафедеральном уровне проводиться политика, которая похожа на западные аналоги –минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства,ограниченное вмешательство в его деятельность на уровне регионов.
Организационную основууправления малого предпринимательства составил Федеральный закон «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от14 августа 1995 г. Он является важным элементом правовой среды малого бизнеса,который сильно зависит от государства.
В законе перечислены направления, по которым осуществляетсягосударственная поддержка малого предпринимательства:
1. формированиеинфраструктуры его поддержки и развития;
2. создание льготныхусловий использования субъектами малого предпринимательства государственныхфинансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а такженаучно-технических разработок и технологий;
3. установлениеупрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства,лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представлениягосударственной статистической и бухгалтерской отчетности;
4. поддержка внешнеэкономическойдеятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитиюих торговых, научно-технических, производственных, информационных связей сзарубежными государствами;
5. организацияподготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малыхпредприятий.
В Законе раскрывается содержание основного инструментагосударственной поддержки малого бизнеса – государственных программ. Каксвидетельствует Закон, государственные программы могут быть четырех видов:
· федеральнаяпрограмма;
· региональные имежрегиональные программы;
· отраслевые имежотраслевые программы;
· муниципальныепрограммы развития и поддержки малого предпринимательства.
Государственные и муниципальные программы поддержки малогопредпринимательства включают в себя следующие основные положения:
1. меры поформированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном,региональном и местных уровнях;
2. перспективныенаправления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малогопредпринимательства;
3. меры, принимаемыедля реализации основных направлений форм его развития;
4. меры пововлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоевнаселения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас военнослужащих,безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из местзаключения;
5. предложения поустановлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующихбюджетов на поддержку малого предпринимательства;
6. меры по обеспечениюпередачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством ипустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготныхусловиях;
7. меры пообеспечению субъектами малого предпринимательства возможности дляпервоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенныхв указанные объекты средств.
Кроме государственных программ, Закон предусматривает (ст.8)еще один важный инструмент – фонды поддержки малого предпринимательства. Этифонды имеют статус некоммерческой организации, создаются с целью финансированияпрограмм, проектов и мероприятий по поддержке малого бизнеса и аккумулируютнеобходимые финансовые ресурсы за счет бюджетных источников, средств,поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества,доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических июридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещенияценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделяемыхна конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Действующиезаконодательные и нормативные акты устанавливают комплекс гарантий, стимулов ильгот для малого бизнеса в области налогообложения, ускоренной амортизации,кредитования, страхования и некоторых других сферах.
Законом РФ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от14 июня 1995 г. определено, что законами РФ и законами субъектов РФ«устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малогопредпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства,инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, атакже предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполненияработ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг»*. Законодатель сформулировал общуюправовую гарантию льготного налогообложения малого бизнеса и защитил егоинтересы.
В Законе перечислены дополнительные льготы и стимулы длямалого бизнеса. Так, субъектам малого предпринимательства предоставлено правоприменять следующие способы ускоренной амортизации по основным производственнымфондам с отнесением затрат на издержки производства:
· путем увеличенияв 2 раза установленных законодательством норм для соответствующих видовосновных фондов;
· путемдополнительного списания как амортизационных отчислений до 50% первоначальнойстоимости основных фондов со сроком службы более 3-х лет.
Закономпредусмотрена также возможность льготного кредитования субъектов малогопредпринимательства. Оно осуществляется на льготных условиях с компенсациейсоответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержкималого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства вправекомпенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные имидоходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготныхусловиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором междукредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малогопредпринимательства. Сама возможность применения льготного кредитования зависитот объема финансовых ресурсов фондов поддержки малого предпринимательства иусловий договорных отношений таких фондов с кредитными организациями, т.е.такой тип льгот не носит всеобщего установленного характера.
Этоотноситься и к льготному страхованию субъектов малого предпринимательства.Закон устанавливает, что страхование субъектов осуществляется на льготныхусловиях, а фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсироватьстраховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страхованиина льготных условиях субъектов малого предпринимательства.
Наконец,еще одно важное направление — производственно-технологическая поддержкасубъектов малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные органыисполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органыместного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий посодействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современнымоборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм,бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектовинфраструктуры, создаваемых для поддержки малого предпринимательства. [5]
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬПРЕФЕКТУРЫ ЦАО: СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ
2.1 Анализ деятельностипрефектуры ЦАО в области развития системы малого предпринимательства
Малое предпринимательствоЦентрального административного округа занимает лидирующее положение вобщегородской структуре малого предпринимательства, как по общим количественнымхарактеристикам, так и по большинству основных отраслей. На начало 2006 года вокруге было зарегистрировано 81,524 тыс. малых предприятий, на которых работало703,127 тыс. человек. ЦАО занимает первое место среди округов Москвы по числумалых предприятий, что составляет 41,45 % от общего количества МП г. Москвы.
В ЦАО, так же как и вцелом по Москве, первенство по количеству МП по данным на начало 2006 г. удерживают предприятия торговли и общественного питания (54,72%).
Центральныйадминистративный округ является бесспорным лидером не только по общемуколичеству МП, он также лидирует по числу МП практически во всех отрасляхэкономики. В ЦАО сосредоточено около половины предприятий столицы в следующихотраслях экономики: финансы, кредит, страхование (46,11 %); операции снедвижимым имуществом (50,50 %); наука и научное обслуживание (51,32 %); общаякоммерческая деятельность (52,79 %); информационно-вычислительное обслуживание(55,94 %); культура и искусство (59,61 %). Лишь в таких отраслях экономики как:связь, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и непроизводственныевиды бытового обслуживания населения первенство по числу МП удерживают другиеадминистративные округа столицы.
Префектура Центральногоадминистративного округа Москвы осуществляет деятельность по развитию системымалого предпринимательства в ЦАО. В Положении о префектуре административногоокруга города Москвы (с изменениями на 18 ноября 2003 года) в 2.2.1.23.сказано, что префектура ЦАО разрабатывает и реализует программы по поддержке иразвитию малого предпринимательства. Одной из важнейших задач префектуры ЦАОявляется составление в сотрудничестве с созданным ею Территориальным центромразвития предпринимательства в ЦАО программ поддержки малогопредпринимательства в округе. Во многом такие окружные программы из всехокругов Москвы ложатся в основу городской программы поддержки малогопредпринимательства. В настоящее время действует «Комплексная программаразвития и поддержки малого предпринимательства в Центральном административномокруге г. Москвы на 2007-2009 гг.». В ней выделяются следующие основные задачи:
1. Формирование благоприятной внешней среды дляразвития предпринимательства через: — совершенствование правового обеспеченияпредпринимательской деятельности, координацию контрольно-разрешительнойдеятельности, оптимизацию системы государственного регулирования, дальнейшеевнедрение принципа «одного окна» в работу органов исполнительной власти спредпринимателями; пропаганду идей малого предпринимательства, формированиесреди населения положительного имиджа предпринимательства.
2. Усиление рыночныхпозиций малого предпринимательства округа через: обеспечение субъектов малогопредпринимательства нежилыми помещениями; внедрение новых форм финансовойподдержки малого предпринимательства, обеспечение устойчивого развития малыхпредприятий через всемерное повышение качества и конкурентоспособностипроизводимой ими продукции и оказываемых услуг; глобальную информатизациюмалого предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса,распространение положительного опыта с широким использованием возможностей сетиИнтернет; максимальное удовлетворение потребностей малого бизнеса в комплексныхконсультационных услугах по всем аспектам ведения предпринимательскойдеятельности путем развития и совершенствования инфраструктуры поддержки малогопредпринимательства; обеспечение подготовки и переподготовки кадров длясубъектов малого предпринимательства округа, в том числе через дистанционныеметоды обучения; содействие в продвижении субъектов малого предпринимательстваокруга на региональные и зарубежные рынки с использованием современных форм иметодов информационной, маркетинговой и иной поддержки; развитие малогопредпринимательства в инновационной сфере; активное вовлечение молодежи впредпринимательскую деятельность.
Кроме того, основныминаправлениями деятельности префектуры ЦАО в области развития системы малогопредпринимательства в настоящее время является подбор участков для бизнес- центровмалого предпринимательства; содействие субъектам малого предпринимательства вполучении площади; организация конкурсов (один из них- «Московскийпредприниматель», который первоначально проводится в округе, а затем нагородском уровне); обучение субъектов малого предпринимательства; выплатасубвенций и др.
Подбор участков длястроительства бизнес- центров малого предпринимательства является важнымэлементом поддержки малого предпринимательства[6]. Сейчас в округестроительство офисных зданий временно приостановлено и исключение делаетсятолько для строительства бизнес- центров для малого предпринимательства. Этостроительство будет проводиться на конкурсной основе и будет базироваться насоинвестировании. Это предполагает, что часть средств по строительству бизнес-центров возьмут на себя предприниматели, а большую часть Правительство городаМосквы. Префектура ЦАО должна найти площади для строительства таких объектов. Внастоящее время, по словам префекта ЦАО С.Л. Байдакова найдено 12 такихучастков. После этого, префектура должна написать ходатайство в Департаментподдержки и развития малого предпринимательства города Москвы о выделениисредств на строительство. В таких центрах около 10-15% отходит в собственностьгорода, а остальное – в собственность субъектов малого предпринимательства.Однако, в этих центрах предполагается разместить только тех субъектов малогопредпринимательства, которые работают в области производства, инноваций ЖКХ,ремесленничества и т.п., и обойти малое предпринимательство, занимающеесяторговлей.
Большую роль в развитиисистемы малого предпринимательства играет то, что префектура ЦАО выдаётсубвенции и субсидии (то есть выделяются безвозвратные средства). ПрефектураЦАО проводит конкурс на выплату субвенций и субсидий и принимает решение овыплате их тем или иным организациям. Эти субвенции предоставляютсяДепартаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы порешению Префектуры ЦАО и могут достигать 250 000 рублей.
Обучение субъектов малогопредпринимательства играет важную роль в оптимизации их деятельности. Важностьэтого подчеркнул префект ЦАО С.Л. Байдаков в интервью московским газетам. Впрефектуре создан план семинаров для субъектов малого предпринимательства,который включает в себя такие вопросы, как организация работы по охране труда ворганизациях малого предпринимательства, налогообложение субъектов малогопредпринимательства и др. Занятия проводятся в Территориальном центре развитияпредпринимательства в ЦАО.
Кроме всеговышеперечисленного, префектура ЦАО г. Москвы занимается деятельностью,координирующей работу районных управ по развитию малого предпринимательства.
Таким образом, префектураЦАО осуществляет деятельность по развитию системы малого предпринимательства вЦАО, проводя для этого ряд мероприятий. Основными направлениями её деятельностина сегодняшний день является разработка программы развития малогопредпринимательства в округе, подбор участков для бизнес- центров малогопредпринимательства; содействие субъектам малого предпринимательства вполучении площади; организация конкурсов; обучение субъектов малогопредпринимательства; выплата субвенций.
2.2 Основные проблемыразвития малого предпринимательства в ЦАО г. Москвы
На мой взгляд, одной изсамых серьёзных проблем развития малого предпринимательства в ЦАО г.Москвыявляется сложность поиска и получения помещения. Чтобы получить какое-либопомещение необходимо победить в конкурсе. За 2006 год этот год префектурапредоставила субъектам малого бизнеса 31 тыс. кв.м. помещений – преимущественноподвальных и полуподвальных и, по словам префекта ЦАО даже это было сопряжено сощутимыми трудностями. В особенно сложной ситуации оказываются малыепредприятия торговли, т.к. они не входят в семёрку приоритетных отраслей, вкоторых развивают малое предпринимательство (производство, инновации, ЖКХ,ремесленничество, бытовое обслуживание, социальная сфера и молодежный бизнес[7])рынки сейчас закрываются.
Ещё одной важнойпроблемой, препятствующей развитию малого предпринимательства в округе,является недостаточное развитие информационной поддержки малогопредпринимательства. Часто субъекты малого предпринимательства не знают какиебумаги им необходимо собрать, на какие формы поддержки они могут рассчитывать.
Кроме того, важнейшейпроблемой для малого предпринимательства остаётся реклама. Для малыхпредпринимателей представляется очень сложным и дорогим рекламировать своюпродукцию, а без рекламы они недополучают клиентов, а, соответственно иприбыли.
Также, маломупредпринимательству бывает очень сложно продвинуть свою продукцию нарегиональные и международные рынки. Для этого ему требуется помощь, котораяпока не оказывается в полной мере префектурой ЦАО.
Кроме того, существуетпроблема административных барьеров. Они представляют собой те препятствия,которые возникают при организации и осуществлении предпринимательскойдеятельности у субъектов малого предпринимательства, создаваемые отдельнымидолжностными лицами органов исполнительной власти. К этой проблеме относитсято, что часто бывают случаи проведения незаконных контрольных проверокобщественными организациями по защите прав потребителей; выдвигаются требованияпо получению благотворительной помощи в пользу общественных организаций позащите прав потребителей; некомпетентность инспекторов, непосредственноосуществляющих проверки.
Также на малыхпредприятиях ЦАО существует проблема недостаточного уровня безопасностипроизводства работ и охраны труда. Эта проблема выявляется органами,контролирующими безопасность труда. Такое положение существует по причине того,что малый предприниматель не уделяет этой проблеме должного внимания, пытаясь вомногом сэкономить.
Особой проблемой являетсяразвитие малого предпринимательства в научно-техническойсфере.Инновационное предпринимательство играет огромную роль, но доля его в маломпредпринимательстве Москвы в целом и ЦАО невелика. Поэтому эта область малогопредпринимательства нуждается в стимулировании и поддержке.
ГЛАВА 3. ПРОЕКТРАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЦАО ГОРОДА МОСКВЫ
3.1 Предложения поразвитию системы малого предпринимательства в ЦАО г. Москвы
На мой взгляд, длячастичного решения проблемы поиска и аренды помещений для малогопредпринимательства, необходимо создать льготную для малого предпринимательстваарендную плату за аренду помещений в течение, например, одного года с моментасоздания организации. Для этого префектура должна направить письмо-предложениев Управление имуществом города Москвы.
Также, для решения этойпроблемы я предлагаю сделать так, чтобы префектура ЦАО обеспечила разработку исоздание на своей территории недорогих разборных модульных конструкций, которыеможно было бы использовать малому предпринимательству в качестве помещения.
Также, я думаю,префектура может направить письмо в Московскую городскую Думу с предложением обосвобождении от налогов, например, на 2 года для социально ориентированногомалого предпринимательства, доход которого не превышает определённую сумму.(Это может быть сделано по примеру многих развитых стран).
Проблему недостаточногоразвития информационной поддержки малого предпринимательства я предлагаю решатьс помощью создания специального справочника для субъектов малогопредпринимательства ЦАО г. Москвы. В этот справочник я предлагаю включитьсведения о государственных органах, с которыми они могут столкнуться, о правахмалого предпринимательства на различные формы поддержки и др. полезнуюинформацию. Проследить за созданием и бесплатным или же недорогимраспространением такого справочника должна префектура ЦАО. Кроме того, онадолжна обеспечить публикации материалов, посвященных тематике поддержки иразвития предпринимательства в печатных и электронных периодических изданияхокруга. Префектура должна также регулярно предоставлять информацию о развитиималого предпринимательства в округе и проведении публичных мероприятий попроблемам малого предпринимательства. Кроме того, я думаю, префектура ЦАО моглабы организовать «горячую линию» для малых предпринимателей, по которой онимогли бы получать ответы на все интересующие их вопросы.
Для решения проблемынедоступности и дороговизны рекламы для малого предпринимательства префектуренужно издать справочник малых предприятий в округе, в котором бы как можноподробнее рассказывалось бы о предоставляемых предприятием услугах, и бесплатнораспространять его среди населения.
Для решения проблемыбезопасности и охраны труда, я предлагаю распространение методическихрекомендаций по обеспечению безопасных условий труда на различных видахпроизводств, трудовых прав и социальных гарантий работников малых предприятий.Кроме того, возможно проведение семинаров, совещаний, «круглых столов» вуправах районов с предпринимателями и представителями контролирующих инадзорных организаций по вопросам безопасности и охраны труда на малыхпредприятиях. Также, префектура ЦАО должна следить и способствовать размещениюматериалов и публикаций, посвященных тематике охраны труда на малыхпредприятиях, в городских, окружных и районных СМИ, а также в Интернете.
Для развития малогопредпринимательства в области инновационных технологий, я предлагаю проводитьмероприятия с участием малых инновационных предприятий, потенциальных инвесторови потенциальных потребителей инновационной продукции (круглые столы,конференции, презентации инновационных проектов). Также префектурой долженпостоянно проводиться мониторинг рынка малых инновационных предприятий с цельюпринятия решения о форме и виде государственной поддержки.
Также, я предлагаюпрефектуре ЦАО постоянно проводить обмен опытом по поддержке малогопредпринимательства на территории с другими округами, опытом других городов истран. Также, на мой взгляд, префектура может устраивать, например дляпобедителей окружных конкурсов, поездки в другие регионы и страны, что будетспособствовать обмену опытом между малыми предпринимателями, а такжепродвижению продукции малых предприятий ЦАО на региональные и международныерынки. (Опыт организации таких поездок есть у СЗАО).
Таким образом, впредлагаю префектуре ЦАО направить письмо в Управление имуществом города Москвыс предложением создать льготную для малого предпринимательства арендную платуза аренду помещений в течение, например, одного года с момента созданияорганизации; направить письмо в Московскую городскую Думу с предложением обосвобождении от налогов, например, на 2 года для социально ориентированногомалого предпринимательства, доход которого не превышает определённую сумму;обеспечить разработку и создание на своей территории недорогих разборныхмодульных конструкций, которые можно было бы использовать маломупредпринимательству в качестве помещения; создать бесплатный или недорогойсправочника для субъектов малого предпринимательства ЦАО г. Москвы, в которыйнужно включить сведения о государственных органах, с которыми они могутстолкнуться, о правах малого предпринимательства на различные формы поддержки идр. полезную информацию; издать справочник малых предприятий в округе, вкотором бы как можно подробнее рассказывалось бы о предоставляемых предприятиемуслугах, и бесплатно распространять его среди населения; распространениеметодических рекомендаций по обеспечению безопасных условий труда; создать припрефектуре ЦАО специальную комиссию по вопросам продвижения продукции малыхпредприятий ЦАО на региональные и международные рынки. Кроме того, я предлагаюпрефектуре ЦАО постоянно проводить обмен опытом по поддержке малогопредпринимательства на территории с другими округами, опытом других городов истран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, я изучилапонятие, содержание и значение малого предпринимательства для территории иобщества; рассмотрела основные возможные направления развития малогопредпринимательства; проанализировать деятельность префектуры ЦАО г. Москвы поразвитию малого предпринимательства.
Кроме того, я выявилаосновные проблемы развития малого предпринимательства в ЦАО г. Москвы:сложность поиска и получения помещения; недостаточное развитие информационнойподдержки малого предпринимательства; недоступность и дороговизна рекламы длямалого предпринимательства; сложность продвижения продукции малогопредпринимательства на региональные и международные рынки; проблеманедостаточного уровня безопасности производства работ и охраны труда; развитиемалого предпринимательства в научно-техническойсфере.
Также сформулированыпредложения по ликвидации выявленных проблем развития малогопредпринимательства префектурой ЦАО г. Москвы: префектуре ЦАО направить письмов Управление имуществом города Москвы с предложением создать льготную длямалого предпринимательства арендную плату за аренду помещений в течение,например, одного года с момента создания организации; направить письмо вМосковскую городскую Думу с предложением об освобождении от налогов, например,на 2 года для социально ориентированного малого предпринимательства, доходкоторого не превышает определённую сумму; обеспечить разработку и создание насвоей территории недорогих разборных модульных конструкций, которые можно былобы использовать малому предпринимательству в качестве помещения; создатьбесплатный или недорогой справочника для субъектов малого предпринимательстваЦАО г. Москвы, в который нужно включить сведения о государственных органах, с которымиони могут столкнуться, о правах малого предпринимательства на различные формыподдержки и др. полезную информацию; издать справочник малых предприятий вокруге, в котором бы как можно подробнее рассказывалось бы о предоставляемыхпредприятием услугах, и бесплатно распространять его среди населения;распространение методических рекомендаций по обеспечению безопасных условийтруда; создать при префектуре ЦАО специальную комиссию по вопросам продвиженияпродукции малых предприятий ЦАО на региональные и международные рынки. Крометого, я предлагаю префектуре ЦАО постоянно проводить обмен опытом по поддержкемалого предпринимательства на территории с другими округами, опытом другихгородов и стран.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЗ«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»от 14 августа 1995г.;
2. «Обосновах малого предпринимательства в Москве» (в редакции закона городаМосквы от 12.11.2001 N65);
3. ПостановлениеПравительства Москвы от 20 июня 2006 года №420-ПП «О комплексной целевойпрограмме развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на2007-2009 гг.»;
4. ПостановлениеПравительства Москвы от 10 февраля 2004 года №78-ПП «О городской целевойпрограмме по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилымипомещениями на 2004-2010 годы»;
5. Положениео префектуре административного округа города Москвы (с изменениями на 18 ноября2003 года);
6. «Комплекснаяпрограмма развития и поддержки малого предпринимательства в Центральном административномокруге г.Москвы на 2007-2009 гг.»;
7. Анимица Е.Г.«Малый бизнес в России» М.: ИНФРА-М, 1998 г., 208с.;
8. БлиновА.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов- М: «Дашков и Ко», 2003. – 356 с.;
9. БуянкинаА.Н. «Малый бизнес: государственное регулирование», М.: ИНФРА-М, 1998, 136 с.;
10. Дадашев А., Гловацкая Н., ЛазуренкоС., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросыэкономики, 7, 2002, с.127-139;
11. Ульянова Е.В. «Ученые записки:научно-теоретический журнал», МГСУ, N2(18), 2000, с.56-68;
12. Шамхалов Ф. «О государственнойподдержке предпринимательства в России», Проблемы теории и практики управления,2,1998, с.94-99;
13. http://www.mbm.ruМалый бизнес Москвы;
14. http://www.dmpmos.ruДепартамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы;
15. http://cao.mos.ruОфициальный сайт префектуры ЦАО;
16. http://mbcentr.ruОфициальный портал системы поддержки малого предпринимательства Москвы. Малыйбизнес Центрального округа;
17. http://www.caoinform.ruИнтернет-издание ЦАО.