/>/>/>Содержание
Содержание… 1
Введение… 2
1. Собственность. Предпосылки приватизации… 3
1.1. Формы собственности… 3
1.2. Необходимость и предпосылки приватизации в России… 5
2. Приватизация… 7
2.1. Понятие приватизации и разгосударствления… 7
2.2. Способы и формы приватизации… 10
2.3. Этапы приватизации… 13
3. Особенности приватизации в России… 14
3.1. Понятие приватизации в России… 14
3.2. Цели российской приватизации… 16
3.3. Государственная программа приватизации… 17
3.4. Ваучерный этап приватизации… 18
3.5. Денежный этап приватизации… 23
3.6. Итоги приватизации… 24
Проблема воссоздания института собственности… 24
Заключение… 34
Список использованной литературы… 36
Рецензия… 37
/>/>/>/>Введение
Тема моей курсовой работы«Приватизация и ее способы. Особенности приватизации в России».
Я выбрала данную тему,потому что считаю, что в настоящее время она очень актуальна, так какприватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ееидеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок. Поэтому ясчитаю необходимым изучить и проанализировать допущенные ошибки, а также помере изучения сравнить с опытом, результатами, механизмом приватизации в другихстранах.
Цель работы:
1. Понять сущностьразгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основныеспособы приватизации;
3. Изучить особенностиприватизации в России.
Задачей работы являетсяанализ ряда вопросов:
1. Понятие приватизации;
2. Способы приватизации;
3. Приватизация в России.
Данная курсовая работа состоит из введения, трехглав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматривается понятие и типысобственности, необходимость проведения приватизации. Во второй главераскрывается понятие приватизации и разгосударствления, способы, формы и этапыприватизация. И наконец в третьей главе анализируется ситуация, сложившаяся впроцессе перехода от административно-командной экономики к рыночной в России,цели приватизации, государственная программа российской приватизации, два этапаприватизации (бесплатная и денежная), итоги поставленных задач программы,осуществление назначенных целей, а также проблема воссоздания института собственностив России./>/>/>/>1. Собственность.Предпосылки приватизации./>/>/>/> 1.1. Формысобственности
В развитой рыночной экономике важную роль играютэкономические институты и государство. Упразднив советскую модель в различныхее проявлениях, правительства ряда стран выразили желание ввести рыночнуюэкономику. Говоря о рынке, о процессе перехода от административно-командной крыночной системе хозяйства, нельзя не сказать о собственности.
Радикальная реформаотношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований вэкономике России. Обусловлено это тем, что отношения собственности составляютоснову любой экономической системы. Сложившиеся более чем за 70 лет отношениясобственности в России составляли основу административно-командной системыхозяйства. Если они остаются неизменными, то система рыночных отношенийобречена на провал. Для перехода к рыночной экономике необходим ряд условий,среди которых важнейшим является наличие многообразных форм собственности.
Проблемы содержанияотношений собственности как экономической категории являются важнейшимиметодологическими проблемами экономической теории. Они служат предметом самогопристального изучения многих экономистов-ученых. Эти проблемы уже не одиндесяток лет выступают объектом теоретических споров и дискуссий.[1]
Истории известны разныетипы собственности, главными из которых является общая и частная. Историческиисходной была общая собственность. Она основывалась на общем труде и совместномприсвоении. В дальнейшем появилась частная собственность. В России всоответствии с законом признаются частная, государственная, коллективная и иныеформы собственности.
Частная формасобственности — форма при которой правом владения, пользования и распоряжения,включая передачу или продажу имущества и дохода обладает отдельный индивид(семья). Здесь собственность выступает в двух видах: трудовая и нетрудовая.Субъекты трудовой частной собственности — единоличные крестьяне, ремесленники идругие лица, которые живут своим трудом. Второму виду частной собственностисвойственно обогащение за счет чужого труда.
Государственнаясобственность — система отношений, при которой управление и распоряжениеобъектами собственности осуществляют представители государственной власти.Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства(федеральная собственность); на уровне района, города, села (муниципальнаясобственность).
Коллективнаясобственность — система экономических отношений, при которой трудовой коллективсовместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктамипроизводства Формами коллективной собственности в России являетсякооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественныхорганизаций и т.п.[2]
Собственность традиционноотносится к важнейшим элементам национальной экономики и затрагивает проблемыполитики и социальных отношений. Формы централизованного и индивидуальногоиспользования собственности, средств производства, недвижимости определяютсущностные характеристики общественного строя. Процесс и результативностьреформирования экономики тесно связаны с эффективностью управлениясобственностью как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.[3]
Известно, что никакойрынок не может функционировать без развитого института частной собственности.Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был однимиз кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика вплотнуюподошла к необходимости постепенного перехода от единой государственнойсобственности к многообразию ее форм.[4] />/>/>/> 1.2. Необходимость ипредпосылки приватизации в России
Приватизация — процесспреобразования государственной или муниципальной собственности в частную.Частная собственность — ключевой институт рыночной экономики, такой же позначению, как свободные ценные. Есть рыночные экономики с более или менеезначительным государственным сектором, но нет таких, в которых существуеттолько государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает.Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижаетсяи ее эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными, нотолько в среде частных предприятий и при наличии конкуренции. Падение ихэффективности происходит при доминировании государственных монополий(ослабление или отсутствие конкуренции — внешние факторы), а также в силуослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективногособственника — внутренние факторы). Эти факторы главные. Именно они определилиупадок и крах коммунистической утопии. Поэтому вопрос о частной собственностии о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое,идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы были полностьюубеждены (как прежде марксисты), что создать процветающую экономику можнотолько на базе частной собственности.[5]
К тому же тенденциимонополизации и национализации, имевшие место в развитых странах еще послеВторой мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», с возвратомэкономического либерализма сменились противоположной тенденцией: приватизацияповсюду стала модой. Наиболее известны реформы М. Тэтчер в Великобритании,осуществившей в их числе приватизацию значительной части угольнойпромышленности. В США проводились эксперименты с передачей в частные руки дажетюрем и таможенных служб. Лозунг национализации исчез из программ всехсоциалистических партий. Социалист Ф. Миттеран предпринял во Франции последнююкрупную попытку национализации, которая полностью провалилась, и он самвынужден был пойти на попятный. В такой атмосфере начинались российскиереформы.[6]
В сущности, мы ушли невперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, изкоторого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода изсложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России. Для этогопотребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры: приватизациясобственности; самостоятельность субъектов рынка; система социальной поддержкинаселения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене; достаточноечисло производителей, формирующих предложения товаров; устойчивость рубля иденежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственныхсвязей; наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сетьучреждений Госарбитража; развитие внешнеэкономических связей; формирование улюдей рыночных норм поведения.
В ходе приватизации вРоссии государство, будучи практически главным инвестором и содержателемогромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этогогруза в условиях рыночной экономики.
Цель приватизациизаключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущейрыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственностив масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующихсубъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства какбазовых условий повышения эффективности производства и роста национальногодохода.
При участии государства впроцессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смоглаприобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народныепредприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала,акционерные негосударственные предприятия. Такая структура характерна длямногоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, каксредство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших врезультате длительного сохранения в России административно-командного механизмауправления экономикой.
/>/>/>/>2. Приватизация/>/>/>/> 2.1. Понятиеприватизации и разгосударствления
Экономические отношения по поводу присвоенияподвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга.Этот процесс осуществляется различными методами.
Приватизация (лат.privatus — частный) — передача государственной или муниципальной собственностиза плату или безвозмездно в частную собственность.[7]Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности,заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан июридических лиц.
Приватизациягосударственных и муниципальных предприятий в России означает приобретениегражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местныхорганов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых всамостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий;долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерныхобществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев,акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупнаяпромышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли,предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятиясельского хозяйства и т. д. [8]
Приватизация может иметьскрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительныйсрок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается,например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации иреприватизации.
Масштабы приватизации втой или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них методнационализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где методнационализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизациипроявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительнодалеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широкихмасштабах.[9]
В современной Россииприватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен Законом оприватизации. В нем были заложены основы приватизации.
1. Определены три формыприватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем ихакционирования.
2. Созданы двегосударственные структуры. Первая — комитеты по управлению государственным(муниципальным) имуществом. Вторая — фонды имущества. В функции первых входилаподготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных сподготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятийна аукционах, продажу их акций.
3. Определены объектыприватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества.Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основныхпроизводственных фондов.
Приватизация являетсячастью более широкого процесса — разгосударствления экономики.Разгосударствление — переход от преимущественно государственно-директивногорегулирования производства к его регулированию преимущественно на основерыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структурасобственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняютсяэкономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектомхозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы нечерез директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательныегосударственные задания уступают место системе государственных закупок;государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенноликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.
Различие междуприватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражаетпроцесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становитсяявлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и созданиеусловий для функционирования экономики как независимой от государства сферыобщественной деятельности людей.[10]
Н. Ридли — «главныйархитектор» и проводник британской программы приватизации доказывал, чтоприватизация действительно является средством придания экономике большейэффективности, потому что государственные предприятия работают на себя, а не напотребителя. Их финансирует не потребитель, а государство, что порождаетиждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, т.к. непризнание егодеятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточныхпредприятий Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников втом, чтобы сделать предприятие рентабельным.
Приватизация — длительныйпроцесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе 10-15 лет.Правительство России, волевым способом наметило приватизировать только в 1992г. 50-60% государственных предприятий. При проведении приватизации нужнабольшая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений,созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощьюкоторого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Начинатьприватизацию целесообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг.Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точкизрения экономической теории важно создать много конкурентов. Государствурекомендуется продумать ограничения для иностранцев в приватизациистратегических отраслей (энергоснабжения, водоснабжения, нефти, обороны ит.д.). Однако сегодня крайне необходимо привлечение иностранного капитала вдругие отрасли народного хозяйства, иначе трудно будет выйти из кризиса. Нетоснований опасаться, что западные фирмы скупят у нас акции по низким ценам истанут владельцами значительной доли нашего национального богатства. Присовременной политической и экономической нестабильности они не рвутся к нам нарынок.
Основные принципыприватизации государственного и муниципального имущества:
- Приватизациягосударственного и муниципального имущества основывается на признании равенствапокупателей государственного и муниципального имущества и открытостидеятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- Государственное имуниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или)юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредствомпередачи в государственную или муниципальную собственность акций открытыхакционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное илимуниципальное имущество).
- Приватизациямуниципального имущества осуществляется органами местного самоуправлениясамостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.[11]
Экономические реформы,проводимые с начала 1990-х гг. ХХ в. в России и странах Восточной Европы, имеютсвоей конечной целью формирование современной конкурентной рыночной экономики.Однако последствия господства административно-командной системы не позволяютрешить эту проблему в короткие сроки. />/>/>/> 2.2. Способы и формыприватизации
Имеются различные пути передачи прав собственностииз рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит отполитических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждойконкретной стране.
Лидер приватизации Великобритания предложиласледующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций;подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам;отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировойопыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачигосударственной собственности и функции частному сектору.
Наряду с существующимиспособами приватизации установлен ряд новых:
- Преобразованиегосударственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которыхнаходится в государственной и муниципальной собственности;
— Внесение государственного имуниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ;
— Отчуждение акций, находящихся вгосударственной и муниципальной собственности, владельцем государственных имуниципальных бумаг.
Нельзя обойти и процессакционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную рольиграли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынокценных бумаг (таких, как акции). С помощью их на сегодняшний день основнойпреобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия.Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценныхбумаг акционировавшихся предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс.крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадиикорпоратизации (или акционирования). В процессе акционирования немаловажнуюроль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 — июне 1993 г. начековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики ис числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий(номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3млрд. было предложено на чековые аукционы). Среди основных участников чековыхаукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционныефонды и крупные институциональные и частные инвесторы.
Действующая модель приватизации 1992 годапредусматривала определенные базовые идеи — упор на бесплатную, льготнуюприватизацию для трудовых коллективов.
Платная приватизация,предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собойпуть, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акцийосуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстропополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизацияполучила в Венгрии.
Бесплатная приватизация,означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Еенеобходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых,как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернутьнаселению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная»приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности вусловиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своихсредств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в России,Польше, Чехословакии, Румынии.
Льготная приватизация,предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовымколлективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии.Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации — возвращения собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия). [12]
Формальная приватизация. Данная форма приватизациипредполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму.Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни вкапиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям илиуправленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационнойприватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределениизадач между государством и частными лицами. В таких случаях формальнаяприватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап дляпроведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. Государственное предприятиепродается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизациивстречается, прежде всего на муниципальном уровне.
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого методаможно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора ценане имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии.В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный притоккапитала.
Аукцион. Целью этого метода является продажапредприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профильинвесторов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной,рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Этабыла важная черта процесса, которая одновременно являлась и действеннымспособом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно дажебыло представить возможный размах коррупции — она была бы колоссальной. Прямаяпродажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведениюпереговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную рольздесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Management-Buy-In:предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случаеновые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства./>/>/>/> 2.3. Этапыприватизации
Наибольшеераспространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации:
1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие исредние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытовогообслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческихконкурсах и предусматривала полный выкуп.
2. Большая приватизация,распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование споследующей продажей акций.
В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась спомощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов,инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывестипредприятия из государственной формы собственности и передать его финансовыминститутам, организованным на коммерческой основе.
Говоря об этапахприватизации в России, следует различать два основных: первый — это этапваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процессприватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек(или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет.Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативнымактом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации вРФ, явился Закон, который определял и устанавливал организационно-правовыеосновы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях созданияэффективной социально-ориентированной рыночной экономики.
/>/>/>/>3. Особенности приватизации в России/>/>/>/> 3.1. Понятиеприватизации в России
Понятие приватизациягосударственных и муниципальных предприятий было дано в Законе РФ «Оприватизации» от 3 июля 1991 г., где сказано, что «приватизация государственныхи муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами(товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частнуюсобственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделенийэтих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочныхпринимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государстваи местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ(товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций,концернов, союзов и других объединений, предприятий».
Что касается приватизацииземельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений,объектов культурного и природного населения, то она регулируется инымизаконодательными актами Российской Федерации и республик в составе РоссийскойФедерации.
Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РФ былиустановлены государственной программой приватизации.
Официальная приватизация связана с двумя очень важнымиобстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 году верх взяло реформистскоекрыло. На апрельском Пленуме 1991 г. ЦК КПСС было принято решение о поддержкеприватизации. Но августовские события этого же года привели к запрету КПСС иоткрытому переходу власти к антикоммунстичиским силам. Во главе этих сил стоялаи часть партийно-хозяйственной номенклатуры, сделавшей ставку на официальный,т.е. открытый переход к преобразованию социалистической общественнойсобственности в частнокапиталистическую, кардинально менявшую место, социальнуюи правовую роль представителей правящего класса в их отношении к собственности.Вторая фракция КПСС, сформировавшаяся в КП РСФСР во главе с И.К. Полозковым виюне 1990 г., выступала за сохранение старой системы. Третьей фракцией,вышедшей низ КПСС уже летом 1991 года и пришедшей к власти в России врезультате событий августа 1991 года, стали идеологи и представители новойбуржуазии. Последние были заинтересованы в том, чтобы прежде всего укрепитьсвою победу; направить процесс приватизации в выгодное ей русло; заложитьосновы формирования тех социальных сил, которые станут их будущей опорой внеизбежной борьбе с остатками номенклатуры, чьи фактические позиции во всехсферах общества оставались еще очень сильными; создать предпосылкиэкономического возрождения страны на базе господства частной собственности.
Принятия официального решения о приватизации была в тех условиях явнонедостаточным для реализации самого решения. Сложилось крайне неблагоприятнаяобстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительскогорынка, отсутствие золото-валютных резервов, угроза голода, потеря управляемостинародного хозяйства, утрата старых идейных и идеологических опор во всех слояхобщества, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа –вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.
С другой стороны, всем этим сложностям противостояли два фактора,сыгравшие решающую роль. Во-первых, налицо было стремление ранеегосподствующего класса номенклатуры в условиях быстрого крушения старыхограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственнойсобственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальнаяисторическая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформитьгосударственную собственность в собственность частную – причина быстрого, относительнолегкого и бескровного краха отжившего (умирающего) строя. Большинство правящегокласса предпочло законно «переодеться» и в считанные исторические мгновенияпоявиться в облике частного собственника того, что принадлежало ему раньше лишькак классу в целом. Во-вторых, наличие огромного экспортного потенциала (преждевсего нефтегазового комплекса) – вот спасательный круг российской экономики,палочка-выручалочка и старых, и новых властей.
Борьба вокруг государственной программы приватизации отражает борьбуразличных сил как внутри новой власти, так и между новой и старойноменклатурами. В то же время сложность разработки и политического согласованиявариантов программ приватизации, создание необходимых правовых иадминистративных форм, ограниченность во времени не могли не оказать влияния насроки подготовки и качество принятой программы приватизации. В течение 1992года период подготовки к государственной приватизации завершился. Было приняторешение о двух этапах приватизации – ваучерной (бесплатной) и денежной(платной)./>/>/>/> 3.2. Цели российскойприватизации.
Главными целямиприватизации в 1992 г. были:
- Формирование слоячастных собственников, содействующих созданию социально-ориентированнойрыночной экономики;
- Повышениеэффективности деятельности предприятий;
- Социальная защитанаселения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств,поступивших от приватизации;
- Содействиепроцессу стабилизации финансового положения в РФ;
- Созданиеконкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
- Привлечениеиностранных инвестиций.
Необходимо отметить, что цели, поставленные передпрограммой приватизации, во многом были противоречивы и не учитывалисложившихся макроэкономической ситуации и социального положения. [13]/>/>/>/> 3.3. Государственнаяпрограмма приватизации
Законом определяласьгосударственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на триближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на двапоследующих года. В соответствии с этой программой были определены объектыприватизации (три группы — объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшеевремя приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы,континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали,объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относитсяподавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которыеуже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленнойприватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля,сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия,муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственностигосударства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс,структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность,предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). Впрограмме также были установлены требования к местным программам приватизации,задания органам государственной власти и управления по приватизациигосударственного имущества, предпочтительные способы приватизации и формыплатежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий,условия кредитования, условия использования при приватизации иностранныхинвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период инормативы их распределения в республиканский бюджет РФ, бюджеты республик всоставе РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядоквзаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующимибюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевыхфондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическомразвитии регионов РФ, структурной перестройки народного хозяйства,восстановления природной среды или другие цели.
В программе такжеустанавливался перечень государственных предприятий, объединений или ихподразделений, не подлежавших приватизации. Организация приватизационнойкомпании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитетРоссийской Федерации по управлению государственным имуществом./>/>/>/> 3.4. Ваучерный этапприватизации
Понятие чека (или ваучера) связано с источникамиплатежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, всвое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана сЗаконом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не былдействующим — его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках.
Приватизационный чек — государственная ценная бумага на предъявителя, которая использоваласьгражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного илимуниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционныхфондов. Разрушение в России системы расчетно-платежных отношений, когда дажеобычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным трудом, сделалонереальным применение приватизационных счетов. Если бы в эту общую неразберихубыло бы добавлено еще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то параличденежной системы стал бы неизбежным. Возможности для различных финансовыхмахинаций со счетами открывались бы фантастические, как показал прежний опыт.Но, главное, это надолго задержало бы приватизацию, что, конечно, было нежелательнои в социальном, и в экономическом плане. Поэтому счета было решено заменитьприватизационным чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда,явились при этом бумагой «на предъявителя».
Положительной сторонойприватизационного чека явилось и то, что чековая приватизация предопределялакрупные масштабы и высокие темпы процесса — ведь чеки розданы всему населению исроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации былововлечено большое количество населения и объектами приватизации стало 90%госимущества, чего не знала история денационализации других стран. В этом естьсвоя специфика приватизации в России на начальном этапе.
Ваучерный этап приватизации в России имеет точную дату своегозавершения – 1 июля 1994 года. Для строгой оценки итогов ваучерной приватизацииданных явно недостаточно, отсутствуют достоверные данные о поступлении средствот приватизации (официально приводимые данные противоречивы и не стыкуются поряду параметров), равно как и нет точных сведений об участии иностранногокапитала в приватизации. В среде экспертов ставится под сомнение статистикаобращения ваучеров и деятельности чековых инвестиционных фондов в условиях,когда правовые и фактические возможности сокрытия сведений предприятия подпредлогом сохранения коммерческой тайны никем не преодолевались, за исключениемвесьма ограниченного числа случаев, а также заинтересованности официальныхкругов и непосредственных участников приватизации в положительной оценке еерезультатов.
Тем не менее итоги этого этапа приватизации подвести необходимо. Этоможно сделать, сравнивая доступные данные, во-первых, с провозглашеннымизадачами ваучерной приватизации; во-вторых, с опытом приватизации в другихстранах; в-третьих, с точки зрения воздействия приватизации намакроэкономическую ситуацию.
Результат ваучерной приватизации: Во-первых,приватизация в России, как бы ее ни оценивать, осуществлялась и осуществляется.Можно спорить о многом, но фактом остается то, что большинство предприятий,подлежащих приватизации, приватизировано, в том числе путем акционирования.Во-вторых, фактом стала деятельность более 500 ваучерных фондов, еслиопять-таки отвлечься от оценки их деятельности. В-третьих, население Россиисейчас уже далеко не такое, каким оно было накануне приватизации. Можноговорить о качественном улучшении первичного экономического рыночногообразования большей части граждан страны, несмотря на то, что этот уровеньостается еще низким. В-четвертых, создана инфраструктура рынка ценных бумаг,хотя она, естественно, еще далека от завершения и совершенства. В-пятых,приватизация не встретила сколько-нибудь значительного противодействия состороны широких слоев населения, что явилось одной из причин сохранения натерритории России относительного социального мира, несмотря на экономическиетяготы этого периода и социальную напряженность. В-шестых, независимо от оценкиитогов приватизации 1992-1995 гг. ее проведение – объективный шаг к утверждениючастной собственности, если отвлечься от содержательной характеристикипоследней.
В результате ваучерной приватизации 70% предприятий промышленностиперешли в частную собственность, 40 миллионов россиян стали акционерами, болеемиллиона – владельцами малого бизнеса.[14] По данным Госкомстата, ксередине 1994 года было приватизировано около 100 тысяч предприятий, т.е. около2/3 всего их количества.[15]
Ваучерная приватизация, по определению, является бесплатной, льготной ине может содействовать финансовой стабилизации. В сводном финансовом балансе за1996 год показано, что доходы от приватизации и коммерческого использованияобъектов государственной и муниципальной собственности за 1993 год составили0,4% всех доходов, а в 1994 году еще меньше. Данные Госкомимущества об 1 млрд.долларов иностранных инвестиций в 1994 году относились к так называемым будущиминвестициям и не являются статьей доходов бюджетов любого уровня.[16]
Приватизация предприятий-монополистов вообще не является средствомборьбы с монополизмом. Напротив, она усиливает таковую из-за снижения контролягосударства над деятельностью монополистов. Разукрупнениегигантов-монополистов, проведенное механически, чаще всего приводит кувеличению числа монополистов, поскольку разрыв одной технологической цепи,часто единственной, уникальной в народном хозяйстве, ведет к росту совокупныхиздержек, так как каждое новое звено в разрушенной цепи в большинстве случаевсамо становится монополистом на своем участке, а накладные расходы возрастают всовокупности из-за стремления новых монополистов вздувать свои цены.Демонополизация дает эффект только тогда, когда государство выращиваетконкурентов и создает конкурентную среду.
Таким образом, из всех задач, поставленных Государственной программойприватизации, достигнута фактически одна – создание условий и организационныхструктур для расширения масштабов приватизации.
Что касается создания частной собственности и частных собственников, тов этой сфере ситуация более сложная. Большинство акционируемых предприятийизбрало второй вариант предоставления льгот трудовым коллективам, по которомутрудовому коллективу достается 51% уставного капитала, что в значительной мереотсекает от приватизируемой собственности «эффективных» собственников, нежелающих вкладывать деньги в предприятия, где они не будут полновластнымихозяевами. В результате у крупных предприятий появилось много формальныхсобственников, относительно мелких, не обладающих капиталом, который необходимовложить в реконструкцию или реанимацию производства. При этом пока нетотработанной системы управления пакетом акций, принадлежащих государству. Да исредств у таких акционеров тоже нет. Поэтому фактическое руководство бывшимигосударственными, а ныне акционерными предприятиями, осуществляет прежняяадминистрация, которая теперь еще меньше подконтрольна собственнику (некогда –государству, а теперь – акционерам).
Одновременно происходит процесс перераспределения собственности врезультате тщательно маскируемых действий: Манипуляции с проведением закрытойподписки и чековых аукционов, скупки акций у членов трудовых коллективов последлительного периода невыплаты заработной платы под предлогом объективныхтрудностей и т.п. Сегодня все еще нет принципиальных различий в большинствегосударственных и акционерных предприятий, отсутствует реальная ответственностьза результаты деятельности и тех, и других. Среда, в которой действуют оба типапредприятий, меняется очень медленно. Многие акционерные предприятия все ещеориентированы на политику из бюджета, помощь от государства, получение от негоразличных льгот. Частные по форме предприятия в лице их руководителей оченьмедленно переориентируются на изменение мотивов экономического поведения:руководители акционерных предприятий используют свое положение для укреплениясвоих личных позиций в будущей борьбе и для сиюминутного обогащения. Этопроявляется в ориентации на торговые и спекулятивные операции, на махинации, навыбивание льгот и преимуществ, а не на решение стратегических проблем,связанных с переориентацией производства на рыночные критерии, реконструкциюпредприятий. Объективно частично это оправдывается тем, что общая экономическаяситуация мало способствует такой переориентации.
Едва ли можно предполагать, что политические лидеры, которые стояли уистоков и руля приватизации в 1992-94 гг., не предвидели хотя бы основных еепоследствий. Ответственность, которую они возложили на себя, требовала итребует обеспечить при проведении реформ получение положительного эффекта закороткий период времени, а не в течение тысячилетий. О наличии такойвозможности свидетельствует опыт Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Словакии,Польши. Между тем предварительные итоги приватизации в России показывают, чтоположение у нас далеко не самое худшее. Едва ли не два десятка бывшихсоциалистических стран и бывших союзных республик бывшего СССР получилирезультаты намного хуже российских, если судить по таким параметрам, какуровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительностьэкономического спада. Сопоставляя предварительные итоги приватизации в России сэтими странами, мы можем констатировать, что переход к частной собственностиидет у нас средними темпами и с относительным успехом.[17]/>/>/>/> 3.5. Денежный этапприватизации
К началу 1994 г., былопогашено около половины приватизационных чеков — примерно 90 миллионов. Но, всвязи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев,это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993гг. и перехода к следующему, новому этапу — денежной приватизации, становлениювторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структурнормального, цивилизованного фондового рынка в России. Нынешняя программаставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частныхсобственников как экономической основы рыночных отношений. Сохранены были всеосновные способы приватизации, прежние три варианта льгот (резко усиленыстимулы третьего варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации,действующий механизм чековых аукционов и т.д. Программой было также ограниченоприменение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действияисключены предприятия с государственной долей имущества свыше 25%. Имуществоэтих предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековойприватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны былипройти и все предприятия — банкроты.
Новый раздел обиностранных инвестициях практически снял все ограничения для участия зарубежныхпредпринимателей в аукционах и при покупке акций как за деньги, так и за чеки.
Программа такжепредусматривала укрепление роли инвестиционных фондов. Им разрешено былоувеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25%., вместо прежних10%. Это позволило фондам реально участвовать в управлении акционернымиобществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв, чтопросто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции болеекрупным и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов другимибыла легализована Программой.
Нельзя было забывать оглавном принципе приватизации — предотвращении банкротства. Таковую проблемудвух параллельно действующих процессов — приватизации и банкротства, удалось решитькогда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наноситьущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности,причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий — банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести вдействие процесс банкротства.
И, наконец, третий путь — это была обязательная смена собственности, срочная приватизация, еслифинансовый крах неизбежен. Такая норма была заложена в Указе, который поручалФедеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения опринудительной приватизации. В этом случае трудовой коллектив уже не получалвсех льгот, предусмотренных при обычной приватизации, т.к. речь шла не оперераспределении собственности, а об экономическом оздоровлении предприятия.Ему необходимо было находить инвестора, продавать на инвестиционном конкурсенеобходимый пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальныйпокупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: этопредотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко ивзвешенно форсировать процесс принудительной приватизации./>/>/>/> 3.6. Итогиприватизации. />/>/>/>Проблема воссоздания института собственности.
Рыночная экономика не может бытьсоциально-ориентированной, особенно в период первоначального накоплениякапитала, когда выживают компании, проводящие в жизнь агрессивную стратегиюразвития – стратегию захвата относительно мелких и средних фирм с цельюувеличения собственного капитала компании за счет процессов централизациикапитала. Скорее всего здесь произошло смешение понятий:социально-ориентированной может быть «государственная политика, направленная насоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»,что записано в ст.7 Конституции РФ.
Повышение эффективностидеятельности предприятий путем их приватизации – (следующая цель приватизации)не могло быть достигнуто в применяемых вариантах приватизации черезакционирование, поскольку все три варианта приватизации 1992 года были основанына предоставлении льгот трудовым коллективам предприятия или льгот инициативнойгруппе работников предприятия, подписавшей договор с Госкомимуществом поуправлению предприятием для вывода его в короткие сроки в высокорентабельные иперспективные, что само по себе не способствует повышению эффективностипроизводства. Кроме того, для роста эффективности промышленных предприятийРоссии помимо приватизации необходимо было решить следующие жизненно важныезадачи:
- Создать структурународного хозяйства, соответствующую структуре развитых стран;
- Создатьфинансовый рынок и его развитую инфраструктуру, способствующую переливукапитала в отрасли, обеспечивающие наибольшие ставки доходности наинвестированный капитал;
- Привлечьзначительный приток капитала в реальное производство на долгосрочный период.
- Очевидно, чточековая приватизация не могла способствовать решению ни одной из поставленныхзадач. Здесь можно проследить довольно четко выраженные зависимости. Во-первых,рост эффективности промышленного производства, т.е. повышения фондоотдачи,снижение материалоемкости выпускаемой продукции, выпуск продукции с учетомплатежеспособного спроса на нее, требует действия механизмов рыночнойэкономики, которые на первом этапе приватизации не могли действовать, так какне были созданы условия для конкуренции. Во-вторых, для становления рыночногомеханизма требовалась структурная перестройка народного хозяйства, котораяпредполагает «постепенное свертывание приходящих в упадок отраслей ипереподготовку вытесняемой из них рабочей силы, стимулирование развития новыхнаукоемких производств».[18]
Главным регулятором приформировании отраслевых пропорций, распределении рабочей силы и средствпроизводства по сферам хозяйственной деятельности являются механизмы рыночнойэкономики. Развитые страны в 70-х годах ХХ в. прошли период структурнойперестройки, который сопровождался серьезными кризисами – экономическим,сырьевым, топливно-энергетическим, валютно-финансовым. Воздействие государствана отраслевую структуру, т.е. структурная политика государства в развитыхстранах предполагает:
- Выбор наиболеенеперспективных направлений научно-технического развития, нуждающихся винтенсивной государственной поддержке;
- Поддержкаотраслей, являющихся основой национальной экономики;
- Созданиемеханизма, стимулирующего вложения частных капиталов во внедрениенаучно-технических достижений.
Структурная политика государства в развитых странахпроводится в тесной взаимосвязи с фискальной политикой и политикойденежно-кредитного регулирования.
В России структурнаяперестройка осуществляется одновременно с созданием условий для становления иразвития рыночной экономики и исключительно за счет структурной политикигосударства. Для реализации структурной политики и контроля за ее проведениемпостановлением Правительства РФ от 25-4-5 апреля 1994 г. № 391 была образованаКомиссия Правительства РФ по структурной перестройке. В числе ее основных задачопределены:
- Организацияразработки целевых федеральных программ в целях реализации государственнойселективной политики;
- Подготовкапредложений по определению приоритетов развития отраслей экономики страны и еерегионов;
- Разработка форм иметодов осуществления государственной селективной структурной политики и еепрактической реализации;
- Прогнозированиепотребностей в финансовых ресурсах и подготовка предложений по источникамфинансирования;
- Определениекритериев отбора предприятий, нуждающихся в государственной поддержке.
Что касается двух других важнейших условийэффективного функционирования промышленных предприятий (создание финансовогорынка и привлечение капитала в реальное производство), то необходимо отметить,что на первом этапе приватизации происходили только становление финансовогорынка и формирование его инфраструктуры. Коммерческие банки, проходили этаппервоначального накопления капитала, и потому даже при самых благоприятныхусловиях капитал не мог быть направлен на долгосрочной основе в реальныеактивы. Кроме того, гиперинфляция 1992-1993 гг. сделала невозможнымдолгосрочные вложения капитала в реальное производство, ибо в силу высокихрисков текущая стоимость будущих денежных потоков, определяемая какдисконтированная стоимость, не обеспечивает возмещения капиталовложений.
Среди декларированныхцелей первого этапа приватизации особое место занимает социальная защитанаселения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств,поступивших от приватизации. Необходимо отметить, что нереальность такой целистала очевидной достаточно быстро. В информационно-аналитическом обзоресостояния рынка акций приватизированных предприятий по состоянию на февраль1995 г. отмечалось: «В результате чековой приватизации рабочие так и не стали хозяевамисобственных предприятий, хотя сегодня число приватизированных предприятийдостигает 26 тысяч. В большинстве своем власть сохранил директорский корпус,который либо по-старому ориентируется на государственную поддержку своихпроизводств и не желает нести ответственности за свою деятельность перед рынкомв полной мере, либо, напротив, используя недостатки в регулировании первой фазыприватизации, сколачивает первоначальный личный капитал, прикрываясь интересамиосновной массы акционеров. Акции, которыми располагают рабочие большинстваприватизированных предприятий, все еще рассматриваются ими не как право навладение уставным капиталом своего предприятия, что собственно и является сутьюпонятия «ценная бумага», а как финансовый документ, обладающий определеннойденежной ценой, при этом нет понимания, что эта цена совершенно не отражает еереальную стоимость».[19]
Содействие процессустабилизации финансового положения в РФ как цель приватизации не ее первомэтапе не могла быть выполнена, поскольку для 1992-1995 гг., создали условия длямассового банкротства коммерческих банков.
Создание конкурентнойсреды и содействие демонополизации народного хозяйства как одна из целейприватизации могла быть достигнута при условии, что приватизация началась бы сотносительно мелкого и среднего бизнеса (как питательной среды для становлениярыночной экономики) и более медленными темпами. Аналитики Всемирного банкаотмечали в начале 1992 г., что необходимо форсировать приватизацию малыхпредприятий, где возможны наиболее быстрые результаты. Приватизация предприятийоптовой и розничной торговли, а также обслуживающего их транспорта сыграетважную роль в создании конкуренции на рынке, что является необходимым элементомпрограммы реформ.
Необходимо отметить, чтотемпы приватизации, проводимой в РФ, не имеют аналогов ни в одной стране. Внаследство от административно-плановой системы пореформенной России досталиськрупные предприятия В 1987 г. в стране на промышленных предприятиях в среднемработало по 821 человеку (примерно в два раза больше, чем в Польше и в десятьраз – чем в западных странах с рыночной экономикой). 952 предприятия составлялименее 4% общего числа предприятий, однако на их долю приходилось более 54%производства и почти 40% всех занятых. Крупнейшие промышленные предприятиянередко являлись единственным производителем отдельны видов товаров, особенно вотраслях металлургической, машиностроительной, нефтехимической и топливнойпромышленности.
Приватизация промышленныхпредприятий через акционирование не смогла преодолеть монопольного положенияведущих предприятий и, следовательно, создать конкурентную среду в столь сжатыесроки. Предполагалось, что крупные предприятия будут превращены в корпорации науровне мельчайших существующих юридических единиц, а затем приватизированы.Предусматривались возможности дробления крупных предприятий на группы попризнаку конкурентоспособности, в особенности по различным этапамтехнологического процесса, и ограничение видов деятельности, которыми могутзаниматься концерны, объединения и прочие организации антиконкурентнойориентации, многие из которых были созданы на базе бывших отраслевыхминистерств. Однако поставленные задачи решить не удалось из-за жесткого сопротивлениядиректорского корпуса и работников отраслевых министерств.
Привлечение иностранныхинвестиций как цель первого этапа чековой приватизации была заведомонереальной, поскольку в тот период для России были характерны повышенныестрановые риски, определяемые:
- Политической исоциально-экономической нестабильностью,
- Отрицательнымотношением подавляющей массы населения к частной собственности и особенно киностранному капиталу;
- Влияниеморганизованной преступности;
- Высокими темпамиинфляции и падением покупательной способности национальной валюты;
- Нестабильностьюналогового законодательства;
- Неопределенностьвладельца, особенно природных ресурсов, сопряженная со спорами и препятствиями,создаваемыми органами управления различных уровней.
Таким образом, цели, поставленные в государственнойпрограмме приватизации, не учитывали реального социально-экономическогоположения в стране и потому не были выполнены.
Очевидно, что как и при формулировании основныхзадач, стоящих перед приватизацией, так и при формулировании основных задач,стоящих перед приватизацией, так и при определении недостатков первого этапачековой приватизации, не были соответствующим образом учтены реальныесоциально-экономические условия реализации программы. Известно, что любаязадача имеет решение только при условии определенных жестких ограничений. Еслитаких ограничений нет, то задача не имеет решения.[20]
Рассмотримсоциально-экономические условия реализации программы приватизации на ее первомэтапе, которые выступают как реальное ограничение при решении поставленнойзадачи. Макроэкономическую ситуацию тех лет можно охарактеризовать следующимобразом:
- В 1991 г. и впервой половине 1992 г. страна переживала системный кризис – политический. Былиутрачены прежние стимулы к труду, а новые не появились. В этих условиях сложнобыло ожидать роста эффективности производства;
- Сложились крайненеблагоприятные экономические и социальные условия, поскольку к середине 1992г. стоимость жизни возросла более чем в 10 раз по сравнению с тем же периодомпредыдущего года, главным образом за счет либерализации цен в начале года.Реальный объем производства продолжал сокращаться и, по оценкам, был на 15%ниже уровня середины 1991 г. (который, в свою очередь, значительно сократилсяпо сравнению с 1990 г.);
- Задерживалосьпроведение структурных и институциональных реформ, не были созданы правовыеосновы, институциональная структура и система регулирования конкурентнойрыночной экономики;
- Инфляцияпревзошла все прогнозы: за первые два месяца 1992 г. был отмечен почтидевятикратный рост оптовых цен, розничные цены выросли за первые три месяца впять раз, что практически уничтожило сбережения населения. Однако быстрый ростцен не прекратился, и общая инфляция в 1992 г. составила около 2500%, чтозначительно превысило уровень инфляции, сопровождавший реформы в других странах(например, в Польше в 1990 г. инфляция составила 250%);
- Высокие темпыинфляции вызвали обесценение основного капитала промышленных предприятий, иваловые инвестиции (чистые инвестиции плюс амортизационные отчисления) упалиниже уровня амортизационных отчислений. Был запущен самораскручивающийся механизмдеинвестирования:
- Распад СоветскогоСоюза разрушил традиционно сложившиеся связи между промышленными предприятиями,породил сложности в снабжении и сбыте, поскольку старая системацентрализованного распределения продукции была разрушена, а новая, рыночная,еще не создана.
Надо признать всю сложность ситуации, неизбежностьсистемного кризиса и необходимость структурной перестройки. В этих условияхпрограмма государственной приватизации могла выполнить только одну из основныхзадач – создать определенный социальный слой, заинтересованный в рыночныхреформах. Эта задача была тем более актуальна, что со стороны директорскогокорпуса, трудовых коллективов, воспитанных на идеях уравнительногораспределения, местных органов власти было проявлено неприятие и сопротивлениеидеям реформ.
Интересно, что по оценкеаналитиков Всемирного банка программа массовой приватизации была призванаускорить приватизацию крупных и средних предприятий, обеспечить политическуюподдержку самой программы и увеличить капитал предприятий благодаряраспределению акций среди широких слоев населения. Практика проведенияприватизации показала, что из перечисленных задач была решена одна, но самаяглавная на тот период – создание социального слоя, который обеспечилполитическую поддержку рыночным реформам и сделал их необратимыми.
Данная задача, решенная впроцессе приватизации, обусловлена специфическим положением России,необходимостью перехода к рыночной экономике, которая в отличие отпланово-административной экономики показала свою жизнеспособность в течениедлительного периода.
Если говорить о целях приватизации в условияхсложившейся рыночной экономики, то очевидно, что во всем мире приватизацияпроводится с целью повышения эффективности деятельности предприятий ипривлечения инвестиций от новых собственников.
Приватизация является ключевым элементом новой мифологии, воплотившейсяв официальный курс российских реформ предшествующего десятилетия. Форсированныйпереход большей части бывшего государственного имущества в частные руки с самогоначала был провозглашен в качестве главной, едва ли не решающей предпосылкиперехода к рынку. Можно констатировать, что эта цель ныне достигнута сошеломляющей энергией, последовательностью, с не имеющими прецедентов темпами ив неслыханных ранее масштабах. Государство фактически устранилось отполновесного использования даже тех прав собственности, которые оно не передалочастным юридическим и физическим лицам де-юре. Снятие преград с коммерческойдеятельности чиновников органов исполнительной власти и менеджментапредприятий, формально оставшихся в государственной собственности, открылопростор для казнокрадства и расхищения госимущества совместными усилиями«деятелей» приватизированного и неприватизированного секторов российскойэкономики. Оказавшись неспособным эффективно защитить свою собственность(реализовать им же провозглашенный «священный» принцип собственности поотношению к своему имуществу), государство неизбежно пытается компенсироватьэто нарушением прав частных собственников и применением чисто властных рычаговдавления на экономику – через налоговый пресс, манипуляции с расходнымистатьями бюджета, прямое участие в разборках между противодействующимиэкономическими группами новых собственников.
Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизмацентрализованного управления экономикой и предоставила узкому кругу частных лицвозможность бесконтрольно распоряжаться огромной массой национального имущества(ради чего было осуществлено катастрофическое его обесценивание), отчасти по правуперешедшего к ним титула собственности, а главным образом – путем фактическогоконтроля над акционированными предприятиями в противовес распыленнымимущественным правам множества рядовых владельцев акций. Но приватизация необеспечила создания механизма децентрализованной взаимной ответственностичастных субъектов хозяйствования, который заменил бы механизм ответственностиадминистрации государственных предприятий в директивно управляемой экономике. Врезультате степень безответственности хозяйственных решений в российскойэкономике резко увеличилась.
Дискуссии вокруг той или иной конкретной формы собственности не должнызаслонять главной проблемы – восстановления в нашей стране институтасобственности в целом. Подчеркнем еще раз, что основу этого институтасоставляет свобода перераспределения имущественных прав между различнымисубъектами хозяйственной деятельности. Каждый субъект хозяйствования долженбыть наделен четко определенными правами и иметь возможность свободнопередавать их любому другому лицу (физическому или юридическому). Всоответствии с этим он может предъявлять иск в суде за нарушение своих прав иполучать компенсацию в размере недополученного дохода.
Сейчас характер взаимоотношений власти и экономики принципиально неизменился, если не считать того, что безответственность частных лиц сталавровень с безответственностью власти. В ходе экономических реформ в Россиизадача воссоздания института собственности в указанном его понимании оказаласьподмененной приватизацией госимущества, притом без соблюдения требованийсоциальной справедливости. Поэтому ожидания эффекта от старой институциональнойсистемы беспочвенны. Передел имущества, который был затеян под флагомприватизации, ничего не даст. Ведь права собственности могут существовать лишь притом условии, что разделение политической и экономической власти уже произошло,т.е. автономизация экономики зашла достаточно далеко. Ключевой предпосылкойуспешных реформ является именно автономизация экономики, а не приватизация кактаковая. Как наглядно свидетельствуют события «постприватизационной» эпохи вРоссии последних лет, дележ и перетасовка имущества будут продолжаться, пока унынешних и нетерпеливо ожидающих своего часа новых участников этого гибельногопроцесса сохраняются возможности и беспрецедентные стимулы вести игру.
За ширмой реформистских лозунгов проводилось перераспределениеэкономической власти с помощью власти политической, с одной стороны, и решениеполитических проблем посредством раздаривания лакомых кусков общественногодостояния – с другой. Таким образом, вопрос о собственности в нашей странеостается открытым как в реальной практике, так и в теории, которая никак неможет сдвинуться от грубой дихотомии государственной и частной собственности.[21]/>/>Заключение
Изучив материалы по теме«Приватизация и ее способы. Особенности приватизации в России» я пришла квыводу, что радикальная реформа отношений собственности является ключевымвопросом современных преобразований в экономике России.
Вопрос о приватизацииприобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а такжепрактическое значение.
Цель приватизациизаключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущейрыночной системы.
Процессы приватизации вРоссии начались намного раньше, чем сформировалась концепция предприятий ипонятие частной собственности было официально признано. Вначале происходиласвоеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся втом, что деньги государственных предприятий и общественных организаций начиналисвои собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средстваформально независимых от государства предприятий и ассоциаций. В результатепроисходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и ужена ее основе — приватизация экономики в целом.
В настоящее время неменее 80% всех крупных коммерческих предприятий в России созданы на основегосударственного капитала, который начал свое движение и обращение в самомначале перестройки.
Процессы приватизации иразгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности вРоссии. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На сменумонопольному господству первой ее формы пришел реальный полиформизмсобственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования.Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, одним изкоторых является отсутствие законов или существенные пробелы взаконодательстве, обусловлены многолетним невниманием к правовой сторонесобственности в нашей стране.
Приватизация процессдлительный и требует основательной и тщательной подготовки, темпы жеприватизации в РФ не имеют аналогов ни в одной стране.
В заключение необходимоподчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себеразгосударствление и приватизация, а именно основу формирования конкурентнойсреды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средствомдля повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовыхколлективов, регионов и каждого из нас.
Очевидно, что цели,поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реальногосоциально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.