МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «ПРИВАТИЗАЦИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
Студентки
Руководитель
2007
РЕФЕРАТ:
Курсовая работа: 46 с., 1 рис., 1табл., 13 ист.
«ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙСОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
Объектом исследования является — процесс приватизациив Республике Беларусь.
Цель работы — на основании литературных источников, методических материалов,журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности вРеспублике Беларусь.
В процессе работы были изучены следующие вопросы: сущность, цели и основные принципы приватизации; организацияприватизации; методы и способы приватизации; методы определения стоимостиобъектов приватизации; сущность разгосударствления — основное содержание преобразований собственности; приватизация и ее роль впреобразовании собственности; этапы проведения приватизация вРеспублике Беларусь; причины торможения приватизации и пути выхода из нее.
Автор работы подтверждает, что приведенный в нейрасчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояниеисследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источниковтеоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылкамина их авторов.
_________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕВведение......................................................................................................................... ...........4 1. Сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности.................................................................................................................. ............6 1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации............................................ ............6 1.2. Организация приватизации........................................................................................ ..........9 1.3. Методы и способы приватизации............................................................................. ..........10 1.4. Методы определения стоимости объектов приватизации................................... ..........16 2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике.................................. ..........19 2.1. Разгосударствление — основное содержание преобразований собственности...... ..........19 2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности..................................... ..........20 3. Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь............................ ..........25 3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь..................................... ..........25 3.2. Причины торможения приватизации........................................................................ ..........37 Заключение......................................................................................................................... ..........44 Список использованных источников............................................................................. ..........46
Введение
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода крыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственностиявляется актуальной.
В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили илипроводят приватизацию государственныхпредприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализациии децентрализации экономики. Основнойпричиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственнойжизни в соответствии с рыночнымизаконами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основеадминистративных ограничений и регламентации.
Приватизация означает смену государственной формысобственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманиемприватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рукгосударства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.
Следовательно, приватизация связана, прежде всего, спрагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. Впервом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществитьдецентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельностидля повышения эффективностивсей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровнезадача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий.Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации ипризвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность приниматьрешения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группачастных собственников на средствапроизводства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность вэффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска иреализации продукции.
Естественно, что приватизация в каждой странепроводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости отдоли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры,эффективности государственногорегулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей,характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношенийсобственности в любой стране.
Таким образом, цель данной работы – на основании литературныхисточников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизациюгосударственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:изучить сущность, цели и основные принципы приватизации; изучить организацию приватизации; изучить методы и способы приватизации; изучить методы определения стоимости объектов приватизации; изучить сущность разгосударствления — основное содержание преобразований собственности; изучить приватизацию и ее роль в преобразовании собственности; изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь; изучить причины торможения приватизации.
1. Сущность и экономическоесодержание приватизации государственной собственности
1.1. Сущность, цели и основныепринципы приватизации
Приватизация — это переход государственной собственности вчастные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основечастной или смешанной форм собственности в результате принятия правительствомпрограммы социально — экономических преобразований. По существу, это реформабазисных отношений — отношений собственности, фундамента социально — экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения какбы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношенийсобственности [12, c.34].
Приватизация является центральным пунктом всех реформ,проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для другихстран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общаятенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.
В развитых западных странах, с одной стороны, цельюприватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессыи создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другойстороны, она — следствие исчерпанности эффектов национализации, котораяпериодически проводилась в этих странах.
В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономическойситуацией, что проявляется прежде всего в большом внешнем долге и вневозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны немогут нормально функционировать и развиваться [9, c.63].
Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщийхарактер, является и необходимость признания того, что приватизация не можетбыть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним изсредств (к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразныхцелей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретнойцелью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочнымии краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определитьприоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допуститьвозникновения противоречий между ними.
К главным целям приватизации, следует отнести:
· формировании новых форм собственности: частной и смешанной.Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночнойэкономики — это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения;ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все этовместе способствует формированию новых производственных отношений.
· создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом,содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
· формирование новых экономических отношений, построенных на
многообразии форм собственности, самостоятельности производителейтоваров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности какэкономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
· развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формированиеактивной трудовой и хозяйственной мотивации;
· сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
· уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицитгосбюджета);
· становление слоя частных собственников (среднего класса).
Конечной целью приватизации является формированиеэффективного рыночного механизма управления производством, основанного наконкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которыесамостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности ицелесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений иреализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.
Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могутбыть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программыпреобразования государственной собственности, в которой должны быть определенызадачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ поприватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемоеимущество, задачи органов государственной власти и управления, меры посодействию приватизации и т.д.
Контроль за разработкой и координацией программ приватизацииобъектов государственной собственности осуществляет в каждой странеопределенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь быларазработана Государственная программа приватизации государственнойсобственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство поуправлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем всоответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров иутверждается Президентом Республики Беларусь Программа приватизации объектов,находящихся в республиканской собственности. Программы приватизации объектовкоммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местныхСоветов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов.
В Законе о приватизации закреплены основные принципыприватизации. Ими являются:
Сочетание возмездного и безвозмездного способовприватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащегоприватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь,а другая — продается.
Право каждого гражданина Республики Беларусь на частьбезвозмездно передаваемой государственной собственности. В связи с общенароднымхарактером государственной собственности за каждым гражданином республикизакреплено право получить часть приватизируемого государственного имуществабесплатно. Практически это право реализуется путем выдачи именныхприватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и еготрудового стажа.
Пути приватизации сводятся к выбору централизованногоподхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»).Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий.Второй — государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизациейзанимаются сами предприятия. В бывших социалистических государствах именнопервый способ был осуществлен, так как сторонники приватизации «сверху»считают, что такой способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию.
Мировой опыт показывает, что реализация основных целейприватизации может стать популярной и эффективной лишь при поддержкеобщественного мнения. Считается, что наибольшего успеха в этом плане добилисьАнглия и Франция, убедительно доказавшие, что постепенность и добровольностьпри проведении приватизации «сверху» должны стать обязательными принципами.Существуют различные способы достижения согласия между определенными группаминаселения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей вцелесообразности приватизации можно погасить установлением льготных региональныхставок; неудовлетворенность рабочих — льготными ставками на покупку акций;менеджеров, опасающихся раздела предприятия, — приватизацией его как единого целого; политиков, опасающихся распродажи родины, — сохранением контрольногопакета акций в стране.
Следует отметить, что осуществление приватизациипредполагает наличие определенных организационно-экономических условий:
1. необходимого пакета законодательных актов и нормативов поприватизации;
2. обоснованной программы действий;
3. инвентаризации всей государственной собственности иразграничения ее на
общегосударственную (республиканскую) и коммунальную;
4. потенциально свободного капитала;
5. благоприятного общественного климата для проявления
предпринимательства;
6. кадрового обеспечения процесса приватизации иподготовленность кадров к
предпринимательству;
7. информированности общественности и ее участие в процессеприватизации.
Вместе с тем анализируя опыт приватизации во многих странах, можно выделить
важнейшие принципы, лежащие в основе реформированияотношений собственности:
· соблюдение законности;
· сочетание возмездного и безвозмездного методов приватизации;
· право каждого гражданина страны на часть безвозмезднопередаваемой
государственной собственности;
· дифференциация методов, способов и процедур приватизации;
· разграничение компетенции по осуществлению приватизации между
органами государственной власти и управления различных уровней;
· предоставление определенных гарантий и льгот членам трудовых
коллективов приватизируемых предприятий;
· контроль за осуществлением приватизации со стороныгосударства;
· осуществление широкой гласности процесса приватизации;
· постепенность и поэтапность проведения приватизации.
В целях соблюдения этих принципов и повышения эффективностипроцесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданиюили совершенствованию системы частного права; упорядочению юридических правсобственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективногомеханизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев;сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д.
1.2. Организация приватизации
Необходимо отметить, что для достижения целей приватизацииочень важно правильно и четко определить:кто может участвовать в этом процессе (субъекты) и что можно приватизировать (объекты).
Субъекты приватизации:Граждане государства; Юридические лица, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности (т.е. у которых более 50% уставного капитала не принадлежит государству и не контролируется им); Юридические лица, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий; Иностранные инвесторы; Лица без гражданства.
Объекты приватизации:Государственное и общественное жилье Предприятия, учреждения, цехи, организации, производства, участки, иные подразделения госпредприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия. Оборудование, здания, сооружения. Лицензии, патенты, доли (паи, акции) государства и административно-территориальных субъектов хозяйствования.
Таким образом, субъектами приватизациигосударственной собственности могут стать любые частные, негосударственные юридические ифизические лица, обладающие финансовыми средствами. Характеризуя объектыприватизации, следует подчеркнуть, что здесь не может быть и речи о немедленной тотальнойприватизации. При осуществлении приватизации всю государственную собственностьнеобходимо разделить на несколько видов:мелкие и средние предприятия сферы материального производства и платных
услуг, полностью приватизируемое имущество непроизводственного назначения (в частности, жилье) — они подлежат приватизации в первую очередь:
· крупные предприятия —преобразуемые в основном в ходе этапа «большой»
приватизации;
· неприватизируемая государственная собственность.
1.3. Методы и способы приватизации
Мировой практике приватизации государственной собственностиизвестны два метода ее осуществления — возмездный и безвозмездный.
Методы приватизации: Возмездный (выкуп государственного имущества); Безвозмездный (бесплатная передача госимущества);
— Передача собственности трудовым коллективам;
— Раздача гражданам республики при помощи приватизационныхчеков.
Возмездный метод — это передача государственных предприятийв частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихсягосударствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:
· обеспечивает появление частного собственника;
· дает государству дополнительные средства;
· создает условия для привлечения в страну иностранногокапитала, который
приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.
Существует два вида продажи предприятий: закрытая иоткрытая.
Закрытая продажа предусматривает продажу предприятияперсоналу и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия).Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются дляего развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что уадминистрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактическогоперевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.
Открытая продажа позволяет участвовать в покупкеприватизируемого предприятия всем лицам (часто и иностранным), а не толькоперсоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, какправило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически несложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации остоимости приватизируемых предприятий.
Безвозмездный метод — это приватизации в результатераспределения государственной собственности среди населения страны. Она имеетместо в государствах с переходной экономикой, где население не располагаетзначительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И этопонятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена идолжна быть ему бесплатно возвращена.
Разновидностью этой модели приватизации является ваучернаяприватизация — выдача населению ваучеров (сертификатов, купонов, бонов и т.д.).Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затемпредполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самымграждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национальногобогатства. Возможна и такая схема, при которой действуют посредническиефинансовые институты (например, инвестиционные фонды). В этом случае гражданевкладывают свои ваучеры в инвестиционные фонды, а последние на них покупаютакции приватизируемых предприятий. После определенного, законом установленногосрока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производитсяисключительно за деньги. Ваучерная приватизация имела место в России.
Необходимо отметить, что использование двух методовприватизации позволяет осуществлять преобразование государственнойсобственности на основе трех подходов.
Первый основан на том, что главным направлением перехода кмногообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества(непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут бытьиспользованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в томчисле продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.
Второй подход основан на безвозмездной или за небольшуюплату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственныхпредприятий в собственность трудовым коллективам.
Третий подход основан на том, что каждый гражданин страныявляется совладельцем государственной собственности. Это дает основаниеразделить определенную долю государственной собственности между всемигражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрастуи трудовому стажу.
Вместе с тем каждый из методов приватизации имеет какдостоинства, так и недостатки.
Возмездный метод приватизации:
· обеспечивает реальную смену собственников и изначально«утверждает»
действие законов рыночной экономики;
· свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении
собственности и формирует ответственного хозяина;
· уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционныйэффект;
· представляет возможность продать имущество тому, кто большезаплатит;
· дает возможность частично погасить внутреннийгосударственный долг,
способствует финансовому оздоровлению экономики.
Однако ориентация только на продажу объектовгоссобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств унаселения и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы.
В то же время осуществление приватизации методомбезвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:
· вызывает положительное отношение всех граждан, снижаетсоциальную
напряженность, но такое уравнительное распределение не является
«двигателем» рыночной экономики;
· расширяет круг потенциальных собственников из числа не только
производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди
будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым
хозяйствованием или просто «проедят»;
· позволяет при переходе к рынку частично и временно«компенсировать» рост
цен, потери от безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать
всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более
надежные средства социальной защиты людей;
· является быстрым способом раздела и преобразованиягоссобственности в
частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.
Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любыхимеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизациисобственных и заемных средств.
Безусловно, все эти источники финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупагосударственного имущества. Однако в действительности многие предприятиявстречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так,опыт приватизации свидетельствует о том, что основная доля (более 60 %) государственногоимущества приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена засчет заемных и кредитных ресурсов; 20 % составило имущество, приобретенное всобственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15 % —передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий быловыкуплено немногим более 2 % госимущества приватизируемых предприятий. Врезультате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать дляцелей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течениенескольких лет сдерживали развитие их производства.
Рисунок 1.Финансовые источники средств для приватизациигосударственной собственности