Содержание
1.Прибыль как экономическая категория. Понятие прибыли. Прибыль и ееиспользование предприятием. Распределение прибыли. 2
2.Основные недостатки действующих железнодорожных тарифов и основное направлениесовершенствования тарифов. Расчет тарифов с учетом основных направленийсовершенствования тарифов. 7
3.Принципы взаимоотношения субъектов строительного рынка. Состав цен на строительную продукцию. 10
Задача 1. 17
Задача2. 19
Задача 3. 21
Задача 4. 22
Задача 5. 26
Задача 6. 28
Задача 7. 31
Списоклитературы… 38
/>/>1. Прибыль какэкономическая категория. Понятие прибыли. Прибыль и ее использованиепредприятием. Распределение прибыли.
Прибыль занимает одно изцентральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управленияэкономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источникомего развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников. Такимобразом, прибыль — это основной многозначный оценочный показатель результатовработы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизмахозяйствования.
Прибыль как экономическаякатегория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства идругой предпринимательской деятельности. В процессе кругооборота фондов частостоимость продукции обособляется в форме себестоимости и чистого дохода.Себестоимость общественного продукта показывает всю совокупность затрат живогои овеществленного труда и находит выражение в стоимости продукции.Себестоимость выражает сумму расходов на производство продукции и еереализацию, т.е. показывает, во что обходится предприятию производство иреализация продукции.
Чистый доход — этоспецифическая форма, которую принимает продукт для общества в условияхсуществования товарно-денежных отношений. Но иногда чистый доход и продукт дляобщества, создаваемый в конкретной отрасли или на предприятии, количественномогут не совпадать. Это связано с отклонением цен от стоимости. Чистый доходобщества создается работниками материального производства. Он воплощает в себеприбавочный труд, отдаваемый трудящимся для удовлетворения общественныхпотребностей, но также воплощает в себе часть необходимого труда, заключенногов общественных фондах потребления. На уровне предприятия чистый доход принимаетформу прибыли.[1]
Прибыль предприятия естьрезультат его работы, который в стоимостной форме характеризует экономическийуровень его хозяйствования. Прибылью называют ту часть чистого дохода общества,которая создается и реализуется на данном предприятии, непосредственно зависитот его производственной деятельности. Прибыль предприятия предназначается какна его нужды, так и поступает государству для общенародных целей. Прибыльпредприятия используется на увеличение его оборотных средств, финансированиекапитальных вложений, на улучшение материального и культурного уровня работников.
Прибыль предприятий торговлии сферы услуг — это часть чистого дохода общества, создаваемая в материальномпроизводстве и трудом работников этих предприятий, связанным с продолжениемпроцесса производства в сфере обращения.
Различают несколько понятий прибыли:прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.
Объектом распределенияявляется балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимаетсянаправление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, котораяпоступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательныхплатежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся враспоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится вкомпетенции предприятия. Принципы распределения прибыли можно сформулироватьследующим образом:
— прибыль, получаемаяпредприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовойдеятельности, распределяется между государством и предприятием какхозяйствующим субъектом;
— прибыль для государствапоступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых немогут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисленияи взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
— величина прибылипредприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должнаснижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшениирезультатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
— прибыль, остающаяся враспоряжении предприятия, в первую очередь, направляется на накопление,обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — напотребление.
На предприятии распределениюподлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятияпосле уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваютсясанкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.
Распределение чистой прибылиотражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансированияпотребностей производства и развития социальной сферы. Распределение чистойприбыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которогов условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использованияприбыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяетсяположением, которое разрабатывается соответствующими подразделениямиэкономических служб и утверждается руководящим органом предприятия.
Прибыль предприятияраспределяется по различным направлениям. Пропорции распределения прибылиопределяются экономическими нормативами, установленными государством илипредприятием. Законодательно определяют нормативы платежей в бюджет, вовнебюджетные фонды. Часть нормативов определяют сами предприятия. Государство черезпорядок предоставления налоговых льгот стимулируют направление прибыли накапитальное вложение производственного и непроизводственного характера, наблаготворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов посодержанию объектов и учреждений специальной сферы и др. Законодательноограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядокформирования резерва по сомнительным долгам.[2]
Фонд развития производствапредназначается на возмещение расходов, связанных с научно-исследовательскими,проектными, конструкторскими и технологическими работами, разработкой иосвоением новых видов продукции и технологических процессов, совершенствованиемтехнологии и организации производства, модернизацией оборудования, техническимперевооружением и реконструкцией действующего производства, расширениемпредприятия и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителейв создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисленныесоюзам, ассоциациям, концернам, в состав которого входит предприятие, такжесчитают использованием прибыли на развитие.
Фонд социального развитияобразуется для накопления и расходования средств по эксплуатациисоциально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, строительствуобъектов непроизводственного назначения, организации и развитию подсобногосельского хозяйства, приведению оздоровительных, культурно-массовых мероприятийи т.п.
Изфонда материального поощрения выплачиваются единовременные поощрения завыполнение особо важных производственных заданий, премии за создание, освоениеи внедрение новой техники, материальная помощь работникам, единовременныепособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсацииудорожания стоимости питания в связи с повышением цен и др.
Остатокприбыли, не использованный на увеличение имущества и нераспределенная прибыльпрошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия.
Использованиеприбыли обуславливается организационно-правовой формой предприятий. Так, полноетоварищество не является юридическим лицом и поэтому не уплачивает налог наприбыль.
Всмешанном товариществе налог на прибыль вносится в бюджет в соответствии спорядком, установленным для юридических лиц Часть прибыли направляетсявкладчикам в доле, соответствующей их вкладам в капитал товарищества, наразвитие предприятия и другие цели. Остаток прибыли распределяется междудействительными членами.
Прибыльтоварищества с ограниченной ответственностью облагается налогом ираспределяется в порядке, установленном для юридических лиц По результатамработы за год каждому участнику выплачивается доля прибыли, соответствующая еговкладу в уставный капитал, после внесения в бюджет налогов и другихобязательных платежей и взносов, оставшаяся часть прибыли направляется наразвитие предприятия и материальное поощрение работников.
Распределениеприбыли, ее налогообложение, выплата дивидендов по акциям и процентов по облигациямв акционерных обществах закрытого и открытого типа производятся вобщеустановленным порядке.
Хозяйственныеобъединения, союзы (ассоциации) в качестве источников имеют: отчисленияпредприятий на их содержание и доходы от хозяйственной деятельности.
Перечисляемыепредприятиями средства могут направляться в целевые фонды, порядок образованияи использования которых определяется положениями, утверждаемыми объединениями.Поскольку объединение является юридическим лицом, с полученной прибыли отхозяйственной деятельности оно уплачивает налоги, другие платежи иобязательства, а остаток прибыли используют по своему усмотрению.[3]
/>/>2. Основные недостаткидействующих железнодорожных тарифов и основное направление совершенствованиятарифов. Расчет тарифов с учетом основных направлений совершенствованиятарифов.
Тарифы на железных дорогахпредставляют собой цены плат и сборов, взимаемые за перевозки грузов,пассажиров, почты, грузобагажа и другие услуги транспорта. Расходы железныхдорог и транспортные издержки отраслей народного хозяйства и предприятийразличных форм собственности покрываются тарифными поступлениями, составляющимидоходы транспорта.[4]
Действующие железнодорожныетарифы подразделяются на грузовые и пассажирские. По экономической сущности ипринципам построения они имеют некоторое различие. Тарифы на грузовые перевозкиявляются частью системы оптовых цен, а на пассажирские перевозки – частью системырозничных цен, так как в основном эти перевозки оплачиваются из личных доходовнаселения. В основе построения тарифов, как и других оптовых и розничных цен,лежит стоимость перевозок. Это относится как к перевозкам грузов, так ипассажиров. Однако оптовые и розничные цены росли в ходе экономических реформболее быстрыми темпами, чем грузовые и пассажирские тарифы. Для преодоленияотставания динамики тарифов от роста цен и заработной платы была разработанаметодика ежемесячной одновременной индексации цен, заработной платы и тарифов.Однако после некоторой стабилизации цен разрыв между уровнем тарифов ииздержками усугубился спадом производства. К тому же, из-за относительновысокого уровня тарифов железная дорога стала терять своих клиентов, которые переходилина другие виды транспорта.[5]
Существующий уровеньпассажирских тарифов с учетом предоставляемых льгот различным слоям населенияне обеспечивает компенсацию всех расходов отрасли, связанных с пассажирскимиперевозками. Убытки от них хотя и сократились, но продолжают компенсироватьсяза счет грузовых тарифов.
В данный момент сферажелезнодорожных перевозок сохраняет естественно-монопольный характер и поэтому,в соответствии с действующим законодательством, сохраняется государственноерегулирование как в сфере железнодорожных перевозок, так и в сфере услуг поиспользованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Затраты,предоставляемые монополистом при обосновании тарифа, собираются на основебухгалтерского, а не управленческого учёта. Детализация статей расходов необеспечивает понимания фактически понесённых затрат на конкретную услугу. Например,расчёт железнодорожных тарифов на основе среднесетевых затрат и множественноеперекрёстное субсидирование (по типам грузов, направлениям, видам и дальностиперевозок, по регионам и т.д.) делает методически невозможным назначение ценына конкретную услугу, исходя из реально понесённых расходов перевозчика. Обоснованиепровозной платы фактически подменяется вынужденным признанием государствомсовокупных расходов, заявленных монополистом как общественно необходимых, споследующим их распределением по видам деятельности.[6]
В структуре железнодорожноготарифа сейчас нельзя выделить долю, перечисляемую в качестве возможноговознаграждения собственнику имущества, которое может использоватьсямонополистом в его деятельности. Это неизбежно ограничивает инвестиции вжелезные дороги только бюджетными и собственными средствами компании.Осуществленные на частные инвестиции улучшения транспортной инфраструктуры(вспомогательные пути, станции, эстакады и т.д.) могут использоваться иобслуживаться дорогами только в случае передачи объектов на баланс. Такженельзя выделять в едином железнодорожном тарифе вознаграждение третьим лицам,оказывающим услуги потребителям в комплекте транспортных железнодорожных услуг.
Если для обслуживания потребителяна железнодорожной станции необходимо оказать 26 видов услуг, которые можетпредоставить железная дорога, но в тариф входят 14, то остальные оказываютсямонополистом без ограничения по цене, либо аффилированными с ним компаниями.Невозможность выделить в едином железнодорожном тарифе структуру услугобъективно тиражирует монополизм по технологической цепочке и связаннымхозяйственным действиям.[7]
В соответствии с Программойструктурной реформы на железнодорожном транспорте одной из задач реформированияявляется совершенствование тарифной политики. Указанной программойпредусматривается реформирование системы тарифов на железнодорожные перевозки исистемы государственного тарифного регулирования.
Разработка новогопрейскуранта является одной из важнейших задач реформирования системыжелезнодорожных тарифов, при этом следует обеспечить, в том числе, и проведениесравнительного анализа и оценки альтернативных моделей формирования ирегулирования тарифов. Не менее важными направлениями работы в этой областиявляются:
— совершенствование общейсхемы построения тарифов, включая разработку концепции новой тарифной системы,методологических принципов и методов формирования системы тарифов всоответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте,правил управления тарифной системой, тарифных руководств и системы тарифов исборов за дополнительные операции; •
— разработкафинансово-экономической модели, позволяющей оценить влияние тарифной системы намакроэкономические показатели и результаты хозяйственной деятельности различныхотраслей народного хозяйства;
— организациядифференцированного тарифного регулирования в разных секторах железнодорожныхперевозок, совершенствование механизма индексации регулируемых тарифов наоснове формирования бюджетов субъектов естественных монополий.[8]/>/>3. Принципы взаимоотношениясубъектов строительного рынка. Состав цен на строительную продукцию.
Все субъекты строительногорынка и элементы его инфраструктуры находятся во взаимной связи ивзаимоотношениях. Они реализуют свои экономические интересы не по приказу, какэто было в условиях административно-командной системы управления, а надоговорной основе. При этом экономическая ответственность сторон отражается вхозяйственных и подрядных договорах, контрактах, соглашениях о намерениях ит.п.
Реализация рыночных отношенийв строительном комплексе имеет особенности, являющиеся следствием с однойстороны, общих для всех отраслей капитального строительства характерныхпризнаков, а именно: привязка к земле, сравнительно длительные сроки созданияпродукции, большие единовременные затраты и т.д., с другой – особенности,вызванные спецификой вида (отрасли) строительной деятельности.
Строительно-монтажныеорганизации, занятые в жилищно-гражданском строительстве, функционируют восновном на региональных (местных) рынках, в то время как занятые впроизводственном строительстве работают как в определенных регионах, так и надругих территориях. Что же касается промышленности строительных материалов (неместных), производства строительных машин и механизмов, технологическогооборудования, то здесь рынок имеет межрегиональный ареал своей деятельности.
Уровень развития рыночныхотношений в строительстве можно оценить относительно того, в какой мере в этойсфере реализуются наиболее значимые принципы и условия функционированиярыночной экономики. Такими принципами и условиями являются: принцип рыночныхформ ценообразования на продукцию и услуги; либерализация предпринимательскойдеятельности; наличия различных форм собственности с преобладанием частной;демонополизации и концентрации производства; открытость внутреннего и внешнегорынка; договорных форм взаимоотношений между хозяйствующими субъектами;исключительного права собственника по регулированию деятельности хозяйствующихсубъектов, создания и функционирования инфраструктуры и др.
Все эти принципы и условия втой или иной мере реализуются в сфере строительства. Так, в строительствеприменяются свободные договорные цены на продукцию и услуги. Ониустанавливаются по соглашению между производителями и потребителями продукции.В том случае, если производители продукции по определенным критериям относятсяк монополистам, то формирование цен обеспечивается рядом мер со стороны органоввласти и главным образом антимонопольным законодательством. Можно говорить отом, что не всегда эффективно используются антимонопольные меры по отношению кпоставщикам сырья, изделий и конструкций, которые являются монополистами нарегиональных рынках и завышают цены на продукцию. Однако принцип рыночных формценообразования в строительстве в целом реализуется.[9]
В настоящее время в системеценообразования в строительстве произошли существенные изменения. Это связано стем, что изменились формы собственности инициаторов и участниковинвестиционного процесса, источники финансирования инвестиционных проектов,появились новые формы и методы заключения контрактов между заказчиками и подрядчикамина основе договорных цен, на конкурсной основе. [10]
Результатом этих измененийстал новый подход к ценообразованию в строительстве, сформулированный в«Основных положениях (концепции) ценообразования в строительстве в условияхразвития рыночных отношений» (Письмо Минстроя РФ от 22.10.93 г. № БЕ 19-21/12).В данном документе говорится, что основными задачами новой системыценообразования и сметного нормирования в строительстве являются: формированиесвободных (договорных) цен на строительную продукцию, их экономическаяоптимизация и государственное регулирование через цены на отдельные видыресурсов; обеспечение полного набора сметных нормативов и различных условий ихприменения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.
В соответствии с современнойметодологией ценообразования создана единая система методических документов, основнымиз которых является Методика определения стоимости строительной продукции натерритории РФ (МДС 81-35.2004), разработана и введена в действиесметно-нормативная база в строительстве 2001 г. Все это дает возможностьформировать договорные цены на строительную продукцию, определять ее сметнуюстоимость на различных стадиях инвестиционного процесса, что обеспечиваетвариантный и гибкий подход к определению цены строительной продукции безчрезмерной централизации и жесткой регламентации.
Ценообразованиев строительстве исходит из общих для всех отраслей принципов. В условиях рынкаоно проходит общие этапы ценообразования: выбор объекта ценообразования,определение спроса и предложения, анализ издержек, анализ цен конкурентов,выбор метода ценообразования и установление окончательной цены.
Номеханизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфическиеособенности:
— вформировании цены на строительную продукцию одновременно участвуютпроектировщик, заказчик и подрядчик;
— характер строящихся зданий и сооружений индивидуальный;
— стоимость строительной продукции зависит от местных условий строительства;
— длительность производственного цикла строительного процесса;
— высокая материалоемкость строительной продукции;
— специфические особенности учета сметной прибыли и стоимости эксплуатации машини механизмов;
— стоимость строительной продукции определяется сметой, составляемой на основепроекта, сметных норм и других данных.[11]
Этиособенности приводят к необходимости применения нестандартных подходов вобласти ценообразования на строительную продукцию. Формирование стоимостистроительной продукции происходит не спонтанно, а последовательно: начиная свозникновения идеи строительства объекта и заканчивая сдачей в эксплуатацию ипуском объекта. На различных стадиях инвестиционно-строительного цикла выделяютследующие виды и формы стоимости – сметная, рыночная, договорная ценастроительной продукции.
Сметная стоимость являетсябазовой ценой в системе рыночного ценообразования и определяется сметнымрасчетом, как правило, затратными методами путем калькулирования отдельныхэлементов текущих затрат, норм и цен, по перечню и объему заданных,запланированных и запроектированных строительных, ремонтно-строительных,монтажных и пусконаладочных работ.
Практикаценообразования в строительстве на территории РФ показывает, что приопределении стоимости строительной продукции лежит сметно-нормативный метод,который опирается на методическую и сметно-нормативную базу, разработаннуюГосстроем России. Главной задачей сметно-нормативной базы является определениестоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной ипроектно-сметной документации.[12]
В настоящий момент принятиерешений в области ценообразования носит сложный и неоднозначный характер.Строительные организации оказались перед непростым выбором: какой методприменить; какие использовать при этом нормативы, чтобы обеспечитьэффективность своей экономической деятельности? Тем более что для строительныхорганизаций, осуществляющих строительство без привлечения средств бюджета,применение сметно-нормативной базы Госстроя РФ носит согласно документамрекомендательный характер.
Но это далеко не всепроблемы, с которыми сталкивается строительная организация при формированиицены на свою продукцию. Поскольку определение стоимости строительной продукциисметно-нормативным методом отражает исключительно затратный подход кценообразованию, т.е. учитывает только экономические интересы производителя.Интересы же потребителя, которые отражает экономическая категория «ценность» вэтом подходе не учитываются.
Следующим этапом являетсяформирование рыночной цены на строительство, которая устанавливается по законамконъюнктуры рынка подрядной деятельности, под влиянием текущего спроса ипредложения на строительную продукцию и уровня инвестиционной активности врегионе и стране в целом. Рыночная цена может быть больше или меньше сметнойстоимости и определяется экспертными методами или в процессе конкурсов,подрядных торгов и тендеров.
Рыночная цена строительнойпродукции определяется как средняя, объективно обусловленная стоимостьстроительства объекта на данном региональном рынке в реальный календарныйпериод времени строительства, является переходным элементом от сметнойстоимости к договорной цене строительства и включает расчетную сметнуюстоимость на момент заключения контракта и затраты, учитывающие рыночныефакторы изменения сметной стоимости за период строительства (рыночнаясоставляющая).[13]
В практической деятельностирыночные факторы ценообразования строительства используются при рассмотрении исогласовании отдельных элементов сметной стоимости (уровень оплаты рабочих,накладные расходы и прочие затраты подрядчика, сметная прибыль).
Договорная (контрактная) ценаформируется в результате договорного процесса между заказчиком и подрядчиком наоснове данных о сметной стоимости и рыночной цене строительной продукции.Договорная стоимость устанавливается с учетом детальных сметных расчетов ипрогноза изменения уровня предстоящих затрат за расчетное время проведениястроительства. Договорная цена может значительно отличаться от сметной ирыночной стоимости в зависимости от формы договора (контракты с твердой илиоткрытой ценой), продолжительности строительства, договорного порядкаавансирования и расчетов за выполненные работы.
Стоимость строительства,установленная в договоре строительного подряда между заказчиком и подрядчиком,в рыночных условиях является окончательной ценой, на основе которойосуществляется финансирование строительства, расчеты за выполненные работы иформирование балансовой (инвентарной) стоимости построенных объектов.
Методтендерного ценообразования, применяемый в строительстве при формированиидоговорных цен на строительную продукцию в настоящее время, крайне несовершенени не позволяет учитывать перечисленные свойства.
Крометого, жилье на первичном рынке является специфическим товаром, поскольку ононедвижимо, обладает индивидуальными потребительскими характеристиками и можетпоступать на рынок в любой степени готовности. Эти особенности ни один изсуществующих методов учитывать не позволяет.
Также необходимо отметить, что порядок определения сметной стоимости строительнойпродукции, состав и содержание сметной документации достаточно подробноотражены в современных законодательных и методических документах поценообразованию в строительстве, однако, нет ни одного, специальнорассматривающего вопросы формирования договорных цен на строительную продукцию.В основных методических документах по ценообразованию в строительствесформулированы лишь общие, кратко изложенные принципы определения договорныхцен, недостаточно разработанные в концептуальном и методологическом плане,слабо связанные с экономической практикой. В частности, отсутствуют методыопределения договорной цены на строительную продукцию, раскрывающие составзатрат подрядчика; порядок формирования договорной цены на строительнуюпродукцию на разных этапах инвестиционного цикла как с позиции инвестора, так ипозиции подрядчика; методические рекомендации по грамотному исчислению рыночнойсоставляющей в составе договорной цены. В каждом конкретном случае применяютсясвои подходы и методы ее установления.
Всвязи с этим совершенствование механизмов определения максимально реальнойстоимости строительства объектов, разработка научно обоснованной методикиформирования договорных цен при заключении контрактов между участникамиинвестиционного процесса, в условиях рыночных отношений представляетсяактуальной задачей.
/>/>/>Задача 1
/>
Определить оптовую цену предприятия ипромышленности, розничную цену и составляющие их элементы. Исходные данныеприведены в таблице 1.
Таблица 1
Плановые показатели работы отраслипромышленности№ п/п Показатели Вариант 7 1 Объем производства, тыс. изделий 240 2 Базисная себестоимость всех изделий, млрд. руб. 79 3 Транспортные расходы, млрд.руб. 9 4 Нормативная прибыль промышленного предприятия, млрд. руб. 17 5 Издержки и прибыль сбытовых организаций, млн. руб. 5 6 НДС в % к розничной цене 18 7 Торгово-сбытовая скидка в % к розничной цене 4,9
Решение:
Все виды цен образуют единую сложнуюсистему, взаимно переплетаются, дополняют друг друга. Это единство отчетливовыявляется при анализе структуры оптовых и розничных цен (рис. 1.).Базисная себестоимость (С)
Нормативная прибыль (ПН)
Транспортные расходы (ТР)
Издержки и прибыль сбытовых организаций (НСБ)
НДС (Но)
Издержки и прибыль торговых организаций (ТСБ)
Оптовая цена предприятия (Опред)
Оптовая цена промышленности (Опром)
Государственная розничная цена (Рц)
В практике ценообразования обычно вначале определяют оптовую цену предприятия.
Опред = С + Пн =79 + 17 = 96 млрд. руб.
Затем с учетом всехценообразующих факторов, включая и соотношение между предложением и спросом напродукцию, определяют розничную цену, а потом уже оптовую цену промышленности.
Поэтому в таблице 1 НДС иторгово-сбытовая скидка (Тсб) заданы в % к розничной цене продукции. Зная этиданные, после установления оптовой цены предприятия, можно определить розничнуюцену путем решения следующих уравнений с одним неизвестным:
/>
Откуда
/>
После определения розничнойцены определяют отдельно величины торгово-сбытовой скидки и НДС.
/>
Оптовая цена промышленностиустанавливается следующим образом:
Опром = Опред + Тр + Нсб + Но= 79 + 17 + 9 + 0,005 + 24,5 = 129,5 млрд. руб.
Или Опром = Рц – Тсб = 136,19– 6,67 = 129,5 млрд. руб.
/>Задача 2
/>/>
Определить индекс и сумму измененияоптовых цен. Исходные данные в таблице 2.
/>/>
Таблица 2
/>/>Показатели для расчетаиндексов и суммы изменения цен
/>/>№ п/п
/>/>Показатели
/>/>Вариант
/>/>7
/>/>1
/>/>Стоимость товарной продукции по действующим ценам, млн. руб.
/>/>70
/>/>2
/>/>Себестоимость товарной продукции, млн. руб.
/>/>56
/>/>3
/>/>Стоимость производственных фондов, млн. руб.
/>/>50
/>/>4
/>/>Оптимальный уровень рентабельности, %
/>/>15
/>/>5
/>/>Предельный уровень рентабельности, %
/>/>21
/>/>Решение:
/>/>Индексы цена рассчитываютсяпри разработке перспективного и текущего ценообразования, когда необходимоизменение цен с целью приведения их в соответствие с общественно необходимымизатратами (ОНЗ). Они рассчитываются с помощью данных о фактически сложившемсяуровне рентабельности продукции, оптимальном и предельном нормативахрентабельности. Оптимальный уровень рентабельности – тот уровень, которыйнеобходим для данной отрасли с целью обеспечения хозрасчетных условийдеятельности предприятия. Предельный уровень рентабельности – тот уровень,превышение которого вызывает необходимость изменения (снижения или повышения)оптовых цен.
/>/>При решении задачи необходимо:
/>/>1. Определить плановый уровень рентабельности (Rпл),%:
/>/>/>
/>/>2. Сравнить Rпл с Rоптимальным и R предельным.
/>/>По сравнению с оптимальнойрентабельностью плановая рентабельность оказывается выше на (28 – 15 = 13%)13%, и по сравнению с предельным уровнем рентабельности она опять оказываетсявыше на (28 – 21 = 7%) 7%.
/>/>3. Определить сумму нормативной прибыли (/>)при Rопт (млн. руб.):
/>/>/>
/>/>4. Определить объем (стоимость) реализованной продукции в проектируемыхновых ценах (Тпроект), млн. руб.:
/>/>/>
/>/>где С – себестоимость всейтоварной продукции, млн. руб.
/>/>/>
/>/>5. Рассчитать индекс изменения оптовых цен (Iц),%:
/>/>/>
/>/>где Тдейств – объем(стоимость) реализованной продукции в действующих ценах, млн. руб.
/>/>/>
/>/>6. Определить сумму снижения оптовых цен (ΔТ):
/>/>/>/> />Задача 3
/>/>
Определить норматив чистой продукции,нормативную прибыль и оптовые цены на электровозы типа ВЛ. Исходные данныеприведены в таблице 3.
/>/>
Таблица 3
/>/>Показатели для расчета оптовыхцен на электровозы типа ВЛ
№ п/п
Показатели
Условные обозначения
Вариант
7
1
Полная нормативная себестоимость производства, тыс. руб.
С
205
2
Прямые материальные затраты, тыс. руб.
М
119
3
Заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование, тыс. руб.
Зпр
19
4
Коэффициент, характеризующий отношение заработной платы рабочих по обслуживанию и управлению производством к заработной плате производственных рабочих
Кз
0,37
5
Норматив рентабельности к стоимости обработки, %
Рсо
45
Решение:/>
Норматив чистой продукции(НЧП) определяется по формуле (тыс. руб.):/>
НЧП = Зпр + Зпр*Кз+ Пн./>
Нормативная прибыль (Пн)в машиностроении рассчитывается следующим образом (тыс. руб.):
/>/>
где Rсо – утвержденный норматив рентабельности к стоимостиобработки, %; Со – стоимость обработки единицы изделия, котораяравна полной нормативной себестоимости за вычетом прямых материальных затрат,тыс. руб./>
Со = С – М = 205 –119 = 86 тыс. руб.
/>тыс. руб./>
НЧП = 19 + 19*0,37 + 38,7 =64,73 тыс. руб./>/>/>Задача 4
Определить расчетные цены нахозрасчетный измеритель «10 эксплуатационных ткм» для трех отделений железнойдороги. Исходные данные приведены в таблице 4.
/>/>
Таблица 4
/>/>Показатели для определениярасчетных цен на измеритель «10 эксплуатационных ткм отделений дороги»
№ п/п
Показатели
Вариант
7
1
Эксплуатационные ткм, млн.
НОД-1
НОД-2
НОД-3
8361
23581
7780
2
Нормативные эксплуатационные расходы, тыс.руб.
НОД-1
НОД-2
НОД-3
20680
70150
8850
3
Доходы дороги от грузовых перевозок (за вычетом резерва дороги)
Тыс. руб., всего,
В том числе: ДНКО
ДДС
ДПО
150840
17150
6390
591
Примечание: Доходы ДНКО, ДДОи ДПО по отделениям дороги распределить в процентом соотношении: НОД-1 – 35%,НОД-2 – 40%, НОД-3 – 25%.
Решение:
Расчетныецены (Црг) (квартальные или годовые) для отделений дороги устанавливаютсяуправлением дороги стабильно на ряд лет на основе нормативной (плановой)себестоимости «10 эксплуатационных ткм» каждого i-го отделения дороги (/>) и, какправило, одинаковой для всех отделений дороги величины прибыли (ПГ), т.е. частиобщедорожной доходной ставки по грузовым перевозкам:
/>
Величина прибыли Пг,включаемая в расчетные цены на «10 эксплуатационных ткм» отделений дороги,определяется по формуле (руб.):
/>
Где ДГ – общие плановыедоходы дороги от грузовых перевозок, руб.;
ДРГ –резерв доходов управления дороги (до 10% от ДГ), руб.;
ДНКО– доходы отделений дороги от начальной и конечной операции по грузовымперевозкам, руб.;
ДДС –доходы от дополнительных сборов, передаваемые отделениям дороги (подачу иуборку вагонов, маневровую работу и т.д.), руб.;
ДПО –доходы от прочих операций, передаваемые отделениям дороги (арендная плата,телефонно-телеграфный сбор);
ЕГ –нормативные (плановые) эксплуатационные расходы отделений дороги по грузовымперевозкам;
/> -эксплуатационные тонно-километры дороги;
10 –на 10 эксплуатационных ткм.
Расчетныецены ЦРГ, а также величины /> и ПГ определяются в копейках сточностью до 10-3.
Результатырасчетов по определению /> нужно обобщить в таблице 5.
Примечаниек таблице 5.
ДДВО– доходы отделений дороги от движенческих операций.
/>/>При расчетах необходимоучитывать значность величин./>/>/>