ПреимуществаРоссии после кризиса 2008 года
Содержание
Причины кризиса 2008 года
Основные направления развития российского бизнеса послекризиса 2008 года
Список использованной литературы
Причиныкризиса 2008 года
2008 год однозначновойдет в экономическую историю России благодаря возникшему финансовому кризисуи множеству сопутствующих ему негативных последствий. Сложившаяся в странеситуация уже несколько месяцев не дает покоя ни правительственному аппарату, нирядовым гражданам. Несмотря на то, что финансовый кризис сегодня у всех наустах, большинство россиян так и остается в неведении, почему все сложилосьименно так, и когда наступят лучшие времена.
Причины российскогофинансового кризиса 2008-2009 годов лежат далеко за пределами страны.Экономическая ситуация ухудшилась не за один день, этому предшествовал ряддругих процессов, последствия которых постепенно накапливались и просто немогли не привести к тому, что мы имеем сейчас (3).
Впервые громко и много офинансовом кризисе заговорили в сентябре 2008 года, когда средства массовойинформации начали освещать банкротство одного за другим банков США. Именно этукрупную державу экономисты сегодня считают виновницей всех бед. По мнению экспертов,причина кроется в ипотечном кризисе, возникшем в США вследствие безудержногостремления банков выдать как можно больше жилищных кредитов и получить темсамым огромную прибыль. Стремление – абсолютно естественное, но при этомдоговора ипотеки заключались зачастую с людьми, чьи финансовые доходы непозволяли совершать регулярные выплаты по кредитам. В итоге, все больше ибольше квартир отходило в собственность банков, а покупателей на нихоказывалось все меньше и меньше. Результатом этого явились ипотечный кризис ибанкротство кредитных организаций, на руках у которых оказались миллиардыдолларов неликвидной недвижимости.
Неблагоприятная ситуацияв экономике США не могла не отразиться на всем остальном деловом мире, и Россияне стала исключением. Наиболее сильно по экономике страны ударила невозможностьдальнейшего получения дешевых иностранных кредитов на межбанковском рынке, атакже снижение объемов экспорта продукции. Кроме этого причиной возникшего внашей стране финансового кризиса считается также падение цен на нефть –молниеносное и значительное – со 150$ до 40$ за 1 баррель. Энергоносители (гази нефть) имеют первостепенное значение для богатой ими России, поэтому снижениецен на сырье резко снизило и доходы от его экспорта.
Помимо внешних причинфинансового кризиса нельзя оставлять без внимания и причины внутренние. Начинаяс мая 2008 года, рост биржевых индексов РТС и ММВБ не только остановился, но иначал свое падение. В целом, к настоящему времени индексы упали на 70%. Своюложку дегтя в августе 2008 года внес и грузино-осетинский конфликт, породившийпротивостояние России и стран Запада и повлекший за собой отток иностранногокапитала из страны. Но многие западные экономисты склонны видеть причину этогоне столько в военных действиях, сколько в возникших чуть ранее скандалах вокругэнергетических компаний ТНК-ВР и Мечел, когда западные и российские менеджерытакже разошлись во взглядах на управление. И хотя большая часть этих конфликтовуже урегулирована, отношение Запада к нашей стране во многом изменилось, афондовый рынок потерпел немало убытков (2).
Некоторые особенностиотечественной экономики предопределили тяжесть тех последствий, которые ещеждут граждан в первой половине 2009 года (по прогнозам Е.Гайдара,предсказавшего еще в январе прошлого года финансовый кризис в России, именно вэти сроки его прочувствует «на своей шкуре» население).
1. Экономика Россииоказалась чересчур накачанной деньгами – за счет инвестиций иностранныхгосударств. Теперь мы «расхлебываем» последствия не только отразившегосяна нас мирового кризиса, но и нашего собственного, который возник бы рано илипоздно все равно – глобальный кризис лишь ускорил его наступления и утяжелилпроявления.
2. Психология россиянтакова, что даже в кризисные времена мы не спешим начинать экономить.Новогодние туры раскупались на ура, количество денег, потраченное на застолье иподарки, превзошло все разумные пределы (по статистике, опубликованной вжурнале «The New Times» – более 530 евро!) и т.д. Это приведет ктому, что, несмотря на прогнозируемое снижение инфляции в мире, в России ценына товары будут продолжать расти, по крайней мере, в первые два квартала 2009года. А это усугубит последствия кризиса для малоимущих слоев населения,уволенных в последние месяцы с работы граждан и тех, кого отправили ввынужденные отпуска (к маю таких будет насчитываться более 0,5 млн. человек).
Чтобы сгладить социальныепоследствия, государство начинает активно вмешиваться в экономику. Ожидается,что будут национализированы многие (особенно градообразующие) предприятия.
У государства возникнетреальный соблазн задержаться в экономике (тем более, что при цене на нефть в 50долларов за баррель другие способы получения доходов могут статьнеэффективными) – а так уже было до перестройки и все помнят, что этозакончилось крахом СССР.
Как бы долго аналитики неискали основную причину экономического и финансового кризиса, очевидно одно –крах мировой экономики происходит в результате ее несовершенства. Естейственно,что причина финансового кризиса это не какой-нибудь косметический дефект,причина кризиса должна быть достаточно весомой, это серьезный изъян делающийвсю экономическую систему несовершенной, подверженной кризисам.
При чем, корень этогонесовершенства кроется в самом отношении к финансам, жаждой получениясуперприбыли, дохода от «сверхрентабельных» проектов. В результатетакого дисбаланса экономика начала трещать по швам еще с 2007 года. Постепеннонаблюдалось падение доверия к ценным бумагам, долгосрочным проектам, –финансовая система начала буксовать и сбоить, порождая цепную реакциюнедоверия. Таким образом, основная причина финансового кризиса — она жедвижущий механизм рыночных отношений, максимизация прибыли любой ценой.
Наблюдаемый период ростаэкономики на рубеже тысячелетий своим подъемом обязан банковской системе,работающей «на честном слове» в буквальном смысле. Причем этотпринцип стали практиковать не только в США, но во всем мире. Делая мировойэкономике такую мощную инъекцию, финансисты запустили негативную, но модную тенденциюжизни в долг. Сама идея кредитования не является катастрофичной, если непринимает всеобщий, глобальный, можно сказать пирамидальный характер. Однаконеконтролируемая выдача кредитов практически всем желающим не могла необернуться для финансовой системы фиаско. Причина кризиса не в самих кредитахкак таковых, но в отношении к ним.
Лозунг «Бери сейчас– плати потом» похоже, оказался правдой, при чем расплачиваться придетсявсему человечеству, и, скорее всего не один год. Очень актуален был бы лозунг«Берешь ты, а расплатятся все» или «А ты взял кредит?!».Предоставляя кредиты любому заемщику, практически не учитывая егоплатежеспособность, банки превышали все допустимые риски, теряя при этомвозможность управления и контроля за кредиторами. Причины кризиса во всех странодни и те же. Перенимая заокеанский опыт, многие финансовые учреждения Европы иАзии также оказались в подобной ситуации, тем самым, придавая финансовомукризису глобальный характер. Это еще раз доказывает порочность всей мировойэкономической системы, ее беззащитность и уязвимость.
Катализатором финансовогокризиса стал неконтролируемый рост денежной массы. Эмиссионные средства,поглощаясь отраслями промышленности и потребительским сектором, привели кповышению спроса на продукцию, и, как следствие к повышению цен. Ипотечныйкризис в США – это лишь последствия дисбаланса, вызванного всеобщимкредитованием, идею которого охотно подхватили и другие страны. Сегодняшняяситуация на финансовых рынках четко определяет невозможность существованиямировой финансовой системы в прежнем ее виде.
Таким образом, причиныфинансового кризиса обусловлены самой современной экономической моделью, тоесть стимулирование экономики осуществляется через кредит, через ссудныйпроцент. Чтобы выплатить кредит, человеку, предприятию или государству нужнокаждый год работать лучше чем в предыдущий, чтобы покрыть ссудные издержки.Понятно, что наращивать ВВП до бесконечности невозможно, когда- нибудь ростостановится, что автоматически означает невыплату кредитов и финансовый кризис.То есть причины экономического кризиса и причины экономического роста имеютодин и тот же корень — ссудный капитал, монетарная модель экономики. Хотитеустранить причины кризиса — меняйте модель
Основные направления развития российского бизнеса после кризиса 2008 года
Некоторые последствияфинансового кризиса налицо уже сейчас, а с некоторыми России еще толькопредстоит столкнуться (5).
Девальвация рубля
Сегодня помимо упадкафондового рынка мы имеем снижение курса рубля по отношению к главным мировымвалютам – доллару и евро. То есть девальвация рубля — уже реальность, хотя онаи не такая резкая как в 1998 году. В целом, ожидается общее снижение доходовнаселения на фоне роста цен на товары и услуги.
Промышленность и занятостьнаселения
Влияние финансовогокризиса в России на себе ощутили практически все предприятия, особенноработающие на экспорт. Даже самые крупные компании сворачивают многиеинвестиционные программы, всеми возможными путями сокращают расходную частьсвоего бюджета, что, в свою очередь, влечет за собой массовое увольнение исокращение рабочих мест.
Банковская система исбережения граждан
Что касается банковскойсистемы, то здесь можно отметить ужесточение требований банков к потенциальнымзаемщикам, повышение ставок по вновь выдаваемым кредитам, свертывание многихипотечных и потребительских программ (например, беззалоговых и беспроцентныхкредитов).
Государство сегодня всемисилами поддерживает сферу банковских услуг, понимая ее большую значимость длястраны, но все же некоторым мелким региональным банкам не удастся избежатькраха. Основные силы Правительства направлены на поддержание наиболее крупных изначимых кредитных организаций. Поэтому больным вопросом у россиян сегодняявляется сохранность их сбережений. На этот счет особых причин для беспокойствабыть не должно, так как если банк входит в систему страхования вкладов, то всесбережения в сумме до 700 тыс.руб. гарантировано будут сохранены.
Земля и недвижимость
Цены на землю инедвижимость также уже претерпели изменение в сторону уменьшения. Но финансовыйкризис в России сыграл здесь скорее положительную роль, избавив рынокнедвижимости от искусственного завышения стоимости объектов и ее беспрерывного роста.
Последствия финансовогокризиса могут быть самыми разными, кризис вызовет как положительные, так иотрицательные изменения в экономике. Теперь уже ясно, что будет снижениедоходов населения. Снижение курса рубля по отношению к другим валютам, то естьдевальвация рубля (резкая или плавная). Происходит замещение частного капиталагосударственным.
Из-за финансового кризисав России в 2008-2009 годах правительство уже пошло на сокращениегосударственных проектов в области инфраструктуры и строительства. Крупнейшиекомпании сокращают свои инвестиционные программы. Кризис коснулся уже каждогопредприятия и каждого сотрудника, предприятия сокращают рабочий день и рабочуюнедели. Некоторые компании проводят сокращение персонала. Банки подняли ставкипо кредитам, сворачивают ипотечные программы.
Из положительных моментовпоследствий финансового кризиса в России можно выделить оздоровление экономики,оживление предпринимательской инициативы, замещение импортных товаров — отечественными. Разорение неконкурентоспособных предприятий и развитие болееэффективных и жизнеспособных. Повышение уровня конкуренции и как следствие,снижение цен на некоторые товары. Кризис в России уже вызвал снижение цен набензин, на недвижимость и землю, сдувание многих пузырей на разных рынках.
Положительныепоследствия финансового кризиса
В целом, кроме негативныхпоследствий любой кризис имеет и определенные положительные моменты. Напромышленном рынке происходит так называемый «естественный отбор». Наплаву остаются только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящиеэффективную политику управления ресурсами. Неконкурентоспособные же компанииуходят с рынка. Но в борьбе предприятий за выживание, в условиях жесткойконкуренции может также произойти и снижение цен на некоторые товары и услуги,что, безусловно, тоже является положительным моментом. Пример тому – бензин,земля, недвижимость. Кризис приводит рынки к естественному ценообразованию.Помимо этого происходит общее оздоровление экономики и выход на первый планотечественных производителей.
Обратимся прежде всего кмалому и среднему бизнесу.
В данном случае, я думаю,необходимо скорее говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности,деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельногобизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иныевиды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранееготовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелымикредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационныетехнологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлятьинтерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее,мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов.Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому и среднему бизнесу незанимать.
Малому и среднему бизнесулегче перегруппироваться и сориентироваться, чтобы занять свободную нишу вэкономике. «Входной билет» значительно дешевле, коммуникации проще.Еще совсем недавно многие инициативы разбивались о пороги бюрократическогоравнодушия или инвестиционной незаинтересованности в «мелочи».Государство начало осознавать социальную значимость и перспективы роста этогосектора экономики, подавая пока только знаки внимания. Не за горами, как ядумаю, и создание реально работающих венчурных фондов, и предоставлениевозможности в получении недорогих кредитов, и внедрение целевых программ поподдержке малого и среднего предпринимательства.
Мне кажется, что вкраткосрочном плане можно прогнозировать хорошие перспективы для малого бизнесав сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий, обслуживающихгосударственные нужды. Бизнес с дорогим «входным билетом» и низкойпотребностью в оборотном капитале будет чувствовать себя еще более комфортно.Среди торговых компаний выиграют те, кто имеет низкую долговую нагрузку,невысокую долю малоликвидных запасов, гибкую структуру клиентской базы иширокую нишу в нижнем и среднем сегменте спроса. При поддержке банковскогокапитала у подобных компаний есть возможность увеличить свое присутствие нарынке и занять новые ниши. В долгосрочной перспективе я бы выделил следующиеотрасли: автосалоны и автосервисы, строительно-ремонтную отрасль и повседневныеуслуги для среднего класса.
В условиях кризисапроисходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своейприроды очень легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легковосстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопилиизбыточную ликвидность, – имеют больший шанс сохранить и приумножить свойбизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капиталакомпаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессыслияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления.Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств,требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.
Сейчас следует отметить,что финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые и средниекомпании – заметное число предприятий уже прекратило свое существование. Сдругой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочиеместа, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновениезначительного числа компаний микро- и малого бизнеса. В первую очередь,возникают предприятия сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящегомомента был дефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т. п.Если говорить о перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитиеновых компаний в ИТ-индустрии. Прежде всего это относится к интернет-проектам иразработке всевозможного софта. Кроме того, кризис 2008 года породил вторуюволну (первая была после августа 1998 года) малых и средних региональныхпроизводителей продуктов питания (3).
Таким образом, мнекажется, что лучшие перспективы ждут те виды малого бизнеса, которые направленына конечного потребителя, – розничную торговлю и сферу услуг. Причем в кризиснаиболее сильно пострадал так называемый «средний класс», поэтомунаиболее востребованными становятся услуги и продукты экономкласса. Именно этивиды бизнеса чувствуют себя более устойчиво в условиях экономическойнестабильности. К кризисным изменениям быстрее всего приспособились компании,которые работают на массовом рынке товаров и услуг повседневного спроса,неэластичного к изменению цены.
В условиях кризиса легчеразвиваться предприятиям, имевшим небольшую кредитную нагрузку, соизмеримую сосвоими возможностями. Малый бизнес обладает еще одним неоспоримым преимуществом– мобильностью. Он лучше адаптирован к стремительно меняющейся экономическойситуации, что позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка икорректировать деятельность с оглядкой на спрос. Например, изменять продуктовыйряд, ценовую политику, переориентироваться на другую целевую аудиторию,оптимизировать затраты.
Я думаю, что средипроизводителей хорошо себя будут чувствовать небольшие компании пищевой ихимической промышленности, пекарни, колбасные цеха, фасовочные линии и подобныемодульные структуры. Хуже всех дела идут у МСБ, специализирующегося настроительстве и производстве материалов, оптовой торговле металлопродукцией,производстве и реализации продукции премиального сегмента.
Данное явлениеобусловлено тем, что компании малого и среднего бизнеса по определению являютсяболее гибкими и адаптируемыми к изменениям рыночной конъюнктуры по сравнению скрупным бизнесом. Они способны быстрее переключиться на производство новойпродукции и оказание новых услуг, оперативнее сократить издержки, наилучшимобразом использовать свои преимущества в быстро меняющейся обстановке. Крометого, банки не баловали представителей этого сектора кредитами, и предприятияпривыкли надеяться на собственные ресурсы. Это привело к тому, что сегодня онине перегружены долгами, а значит, не имеют серьезных затрат по обслуживаниюзаймов. Собственная выносливость малого и среднего бизнеса вкупе с объявленнойширокомасштабной поддержкой государства должны привести к более быстрому выходуиз кризиса этого сектора в целом.
Также следует отметить,что в выигрышном положении окажутся «незакредитованные» компании, тоесть те, кто не имеет большой долговой нагрузки. Наиболее заметное снижениеоборотов в розничной торговле произошло в сегментах бытовой техники, строительныхтоваров, а также на автомобильном рынке. До кризиса эти виды бизнеса быливесьма привлекательными для банковского кредитования, а их продукцияпользовалась стабильным спросом со стороны населения.
Далее хотелось бырассмотреть развитие конкретных видов бизнеса после кризиса 2008 года.
Развитие нанотехнологий
В середине двадцатоговека физика была популярной и даже модной наукой. Учеными ковались ядерные щитыдвух противостоящих держав, физические факультеты университетов во всем миреотмечали увеличение числа студентов в разы. С распадом Советского Союзаотечественная наука взяла в высокотехнологической гонке тайм-аут, а конкуренты,уже давно опережавшие нас, ушли в развитии технологий еще дальше.
Время шло и ставило новыезадачи. Бурный экономический рост мирных девяностых, вызванный компьютеризациейи развитием высоких технологий, формирует новые стандарты качества жизни.Полноценное и безопасное существование теперь представимо лишь тогда, когдаразвита экология, медицина и здравоохранение, а в твоем распоряжении всегдаесть интернет, мобильная связь, комфортные экономичные автомобили и прочиеблага современности. «Наука для человека» — такой девиз вполнеподходит этому времени. С этим лозунгом человечество встречает новый этапразвития науки и технологий, название которому «эпоха нанотехнологий».
О своем существованиитермин «нано» и различные вариации слов с его использованием громкозаявили миру еще около 10 лет назад. Тогда в 2000 г. США объявила«национальную нанотехнологическую инициативу», при президенте былсоздан специальный комитет, координирующий работы по нанотехнологиям в 12крупнейших отраслях промышленности и вооруженных силах. Интерес, проявленный кнанотехнологиям понятен: материалы, основу которых составляют структуры и элементынанометрового масштаба, обладают уникальными свойствами и колоссальнымиперспективами практического применения. Почти сразу же с подобной инициативойвыступили Япония, Китай и страны Европы.
Как это всегда бывает вРоссии, все новое приходит к нам с некоторым опозданием. Наш ответ западу,государственная корпорация «Роснанотех» была учреждена федеральнымзаконом №139-ФЗ 19 июля 2007 г. и стала одной из нескольких госкорпораций (вэтом ряду «Газпром», «Роснефть», банк ВТБ, «Банкразвития — ВЭБ», Фонд поддержки реформы ЖКХ, «Олимпстрой»), наплечи которых должно лечь выполнение стратегических целей страны. В скоромвремени нас ожидает создание национальной нанотехнологической сети. Экспертыспорят об эффективности такой формы организации как госкорпорация и выражаютсомнение по поводу идеи законодательно закрепленной неподконтрольностигоскорпораций правительству. Их доводы не лишены смысла, ведь в современныхроссийских условиях с неутихающей коррупцией от благой идеи может ничего неостаться при такой реализации. Естественно возникают споры и о целесообразностисоздания такого крупного монстра, как Роснанотех. Ведь в руках кампании, преждевсего, сосредотачиваются колоссальные денежные средства, и лишь потом ониконвертируются в сами технологии.
Какова же реальностьнанотехнологий в России? Есть ли перспективы у необычного симбиоза науки ибюрократии, коим пока представляется Роснанотех? Прежде чем ответить на этотвопрос, стоит привести некоторые общие цифры по объемам инвестиций внанотехнологии. В 2004 году мировая экономика инвестировала в них $8,6 млрд, в2006 году эта цифра составила уже $12 млрд. Средняя скорость появления на рынке«нанотехнологичных» потребительских товаров в последние два годасоставляет 3 — 4 изделия в неделю. Объем продаж товаров, произведенных сприменением нанотехнологий, в 2006 году составил огромную сумму в размере $50млрд. В докладах аналитического агенства LUX Research (США), являющегосяведущей организацией в области анализа международных нанотехнологическихрынков, Россия занимает на мировом рынке нанотехнологий место в зоне «младшейлиги» рядом с Бразилией и Индией. Для того чтобы вырваться в зону «доминант»,где сейчас располагаются США, Япония, Германия и Южная Корея, России необходимоудержать тот темп, с которым мы взялись за освоение и развитие «нано».
Наноиндустрия являетсяодним из перспективных и востребованных направлений развития науки, технологийи промышленности в экономически развитых странах, таких как США, государстваЕС, Япония и Китай. Эксперты прогнозируют в ближайшей перспективе увеличениеобъема рынка нанотеха до 1 трл.долл
Согласноправительственным планам, объем производства продукции наноиндустрии в России к2015 г должен превысить 900 млрд руб.
Развитие наноиндустриипредполагает создание современных кадровой, приборно-инструментальной,технологической и информационной баз, осуществление эффективной координации вэтих областях, ликвидацию избыточных экономических, институциональных иправовых барьеров.
Официальный факт«признания» нанотехнологий государством и появление нормативной базы,в которой закрепляется официальная позиция о признании нанотеха одним изприоритетных направлений развития науки, является значимым фактором дляразвития рынка на начальном этапе. В этом смысле Россия повторяет опыт зарубежныхстран, где государственные инвестиции в наноиндустрию способствовали позитивнойдинамике отрасли, а также привлечению в нее частных вложений.
Необходимо отметить, чтообъем государственных инвестиций в нанотехнологичную сферу сопоставим с аналогичнымирасходами зарубежных стран. А по процентному отношению ко всему бюджету,значительно их превосходит.
Положительно влияет наразвитие рынка нанотехнологий на современном этапе привлечение кнано-разработкам внимания общественности и СМИ. Западный опыт развитиярассматриваемого рынка свидетельствует, что данный факт способствовалзначительному увеличению инвестиций в отрасль, а также увеличению стоимостиакций компаний-разработчиков.
Остро стоит необходимостьстандартизации нанопродукции, что обуславливается появлением все большего числакомпаний, использующих приставку нано- для получения прибыли. Этообстоятельство в значительной мере дискредитирует в глазах общественностинаносферу в целом.
В российских вузахсегодня появились специальности, связанные с наноисследованиями. Это будетспособствовать преодолению дефицита научных кадров в данной отрасли.
К негативным факторам,влияющимна развитие рынка нанотехнологий, можно отнести:
· длительностьпериода вывода продукции на рынок;
· высокиетехнологические риски для экономических субъектов при неочевидной выгоде;
· высокая стоимостьразработки и внедрения нанотехнологий;
· уникальностьнеобходимого оборудования;
· междисциплинарностьисследований и многоаспектность прикладного применения создаваемых нанотехнологий.
Во многом именно этифакторы препятствуют привлечению частных инвестиций в отрасль.
Основным фактором,негативно влияющим на развитие рынка нанотехнологий в России является разрывмежду научными разработками и их практическим внедрением в производство. Вомногом здесь сказывается отсутствие у российских ученых опыта покоммерциализации своих изобретений.
Можно также говорить отом, что Россия сейчас значительно отстает от других развитых стран и попатентам на нанотехнологические разработки и их комммерциализации.
Можно полагать, что уроссийского рынка есть потенциал для увеличения своего удельного весанаглобальном нанорынке (при условии сохранения также масштабных государственных «вливаний»).Об этом свидетельствует наличие перспективных наноразработок у российскихученых, конкурентоспособных на мировой арене. Хотя необходимо отметить, чтоместо России среди стран нанотеха будет скромнее, чем говорится вправительственных оценках. Скорее всего российские компании на нанорынке смогутзанять свою нишу только на отечественном рынке, без выхода на мировой. Этосвязано как с более позднем включением в «гонку нанотехнологий» (на10 лет), так отставанием России от других стран в инновационной сфере в целом.
Алкогольный бизнес
Мне кажется, что намировом рынке одним из самых популярных направлений бизнеса будет являтьсяалкогольный бизнес.
В условиях неизбежногопадения цены на нефть в 2 раза (до 60- 70 дол) в России неизбежно возрастаетроль алкоголя как экономической составляющей бюджета, а значит — можно ожидатьеще более «повышенного» внимания к алкоголю со стороны государства.Не будет ни снижения акцизов, ни введения минимальных цен на уровне разумных иобеспечивающих доступность легального алкоголя малоимущим, и ничего неизменится на нашем рынке, а доля нелегальной водки будет и дальше расти (хотя –напрашивается обратный вывод).
Алкогольный рынок России– средоточие всех социальных и экономических проблем нашего государства. Именнопоэтому предкризисное состояние и послекризисное восстановление стали длянашего рынка практически нормальным состоянием. Россия- это прежде всего рынокводки и ее суррогатов, а также пива. Северные земные территории в большейстепени сосредоточены в нашей стране. И, несмотря на плоды цивилизации, мыостаемся государством с самой ярко выраженной северной структурой потребленияалкоголя. Но причины этого явления в России давно уже не климатические, асоциальные. Мы употребляем на душу населения в 1,65 раза больше крепкогоалкоголя, чем скандинавы, но при этом пьем вина в 3 раза меньше тех же финнов ишведов, не говоря уже о более южных европейцах. В то же время уровеньпотребления пива у нас уже почти достиг американского. Поэтому о кризисахалкогольного рынка в России лучше говорить с точки зрения стратегическогонаправления — водочного производства.
В связи с тем, чтопрактически нет на нашем рынке компаний, которые не зависят от кредитных линий «чужих»банков, за исключением компании «Русской стандарт», зависящей отбанка, входящего в состав Холдинга, 11 заводов «Росспиртпрома,принадлежащих на 51% „ВТБ“ и ряду других компаний, в капитале которыхбанки участвуют непосредственно, можно сказать, что кризис достаточно больноударит по нашим компаниям: и производителям, и импортерам, и дистрибьюторам.Розница в лице ритейла уже нашла выход: они собираются кредитоваться за счетпоставщиков продукции (так 10 лет работал на российском рынке „Рамстор“- отсрочки платежа составляли до 90 дней). Некоторые сетевые продавцы ужеобъявили об увеличении отсрочки платежа поставщикам алкоголя до 60-90 дней.Такую отсрочку могут себе позволить только очень крупные и диверсифицированныекомпании. А таких на рынке не так много.
Так недавно в прессепоявилась информация, что единственной „прозрачной“ в Россииалкогольной компании „Синергия“ банк ВТБ может открыть кредитнуюлинию на сумму до 350 млн руб. со ставкой до 30% годовых для „дочек“алкогольного холдинга „Синергия“. Можно представить – насколькодолжна вырасти цена продукции при такой новой ставке кредита.
Туристический бизнес
Мне кажется, что ещеодним из преимуществ российского бизнеса будет туристический бизнес.
За последние годы туризмв нашей стране стал динамично развивающейся отраслью, оказывающей все болеезаметное влияние на экономику и социальную сферу. В условиях кризиса, когданеобходимо активнее развивать внутренние и региональные факторы, особоезначение приобретает развитие внутреннего туризма. Это направление являетсяприоритетным для государственного регулирования, что отражено в Законе „Обосновах туристской деятельности в Российской Федерации“.
Туризм по сравнению сдругими отраслями переживает экономический кризис менее болезненно. Именно втуризм в период кризиса могут прийти высвобождающиеся трудовые ресурсы, так какв этой отрасли очень большой процент составляют предприятия малого бизнеса.Сейчас правительство принимает антикризисные программы, благодаря которым могутбыстро образовываться малые предприятия, в том числе туристические. Многиекомпании стараются преодолеть кризис тем, что создают новые маршруты,разрабатывают новые бренды. Турфирмы начинают по-другому подходить кформированию туристского продукта. Главное — сегодня турбизнес наконец начинаетзаниматься подготовкой непосредственно туристского продукта. Если раньше, какправило, туркомпании предлагали из года в год один и тот же однажды созданныйтурпродукт, то теперь все меняется, разработано много новых туристскихмаршрутов, интересных детских программ.
На основе предварительнойстатистики по итогам 2008 года в России наблюдается положительная тенденцияразвития туризма. Прошлый год показал стабильность развития отрасли. В 2008году, по оперативным данным, общие траты россиян на туристские услуги (а ониисчисляются в миллиардах рублей) выросли на 32,8%, количество услуг, оказанныхгостиничным бизнесом, возросло на 12,4%. В прошедшем году число туристов,въезжающих в Россию, увеличилось на 67 тысяч, а количество выезжающих россиянвозросло на 3 млн.
Федеральные целевыепрограммы стали эффективной формой государственной поддержки развития конкретныхотраслей или территорий. Необходимо использовать возможности ФЦП для созданияправовой, организационной и экономической среды для формирования современнойтуристской индустрии в перспективных регионах и по России в целом.
Наглядным положительнымпримером развития внутреннего туризма через федеральные целевые программыявляется ФЦП „Юг России (2008-2012 гг.)“. Реализация программыпредусматривает реконструкцию и модернизацию существующей инфраструктуры, атакже строительство новых объектов в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии,Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее (3).
Основным показателемэффективности реализации программных мероприятий является количество посещенийкурорта отдыхающими. Так, за год в Республике Кабардино-Балкария количествотуристов увеличилось на 23%, а в Республике Адыгея — на 32%.
Хорошие потенциальныевозможности заложены в проекты программ развития туристской инфраструктурыисторических городов, предложения по развитию историко-культурных зон,возрождению российской провинции, развитию городов Золотого кольца России, атакже в проект Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока,Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области.
Минспорттуризм Россиипоощряет и поддерживает работу предприятий туристской сферы, направленную насоздание новых брендов внутреннего туризма и разработку новых туристскихмаршрутов.
16.08.2006 утвержденацелевая федеральная программа „Развитие Сочи как горно-климатическогокурорта 2006/2014 года“
Целью программы являетсяразвитие спортивно туристической инфраструктуры Сочи и формирование условий длясоздания 1 в России горно-климатического курорта мирового уровня Сочи — КраснаяПоляна. Реализация программы позволит обеспечить российских спортсменоввысокого класса тренировочными базами для подготовки по зимним видам спорта, атакже возможность проведения в нашей стране международных и общероссийскихсоревнований по зимним видам спорта. Кроме того, она добавит городу Сочиконкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийскихигр и XI Параолимпийских игр 2014 года.
Согласно программе, общийобъем финансирования составляет 313,887 млрд. руб. В том числе из федеральногобюджета запланировано выделить 185,822 млрд. руб., из них на капитальныевложения — 169,299 млрд. руб., НИОКР — 628,5 млн. руб. и прочие нужды — 15,894млрд. руб. В бюджете Краснодарского края на реализацию программы должно бытьпредусмотрено 4,611 млрд. руб., в городском бюджете Сочи — 4,624 млрд. руб.Кроме того, 118,83 млрд. руб. предстоит привлечь из внебюджетных источников, изних на капитальные вложения — 94,18 млрд. руб. и на прочие нужды — 24,65 млрд.руб.
Программа предусматриваетстроительство спортивных и туристических объектов, необходимых для подготовкиРоссийских спортсменов и проведения на Красной Поляне международных инациональных соревнований по зимним видам спорта, а также олимпийских объектов,соответствующих требованиям Международного олимпийского комитета (МОК). Будутприведены в соответствие с требованиями МОК транспортная, спортивная,инженерная и туристическая инфраструктура Сочи и на Красной Поляне. Завершитсяреконструкция аэропорта Адлер — Сочи, значительно улучшится уровень связи,станет надежным энергоснабжение курорта. Соответствующие структуры проведут целыйкомплекс природоохранных мероприятий, минимизирующих отрицательное воздействиена окружающую среду.
Я считаю, что необходимоотметить, что и федеральные целевые программы, и особые экономические зонытуристско-рекреационного типа являются эффективным инструментом привлеченияинвестиций в отрасль, так как создают основу для формирования инвестиционныхплощадок. Финансирование со стороны государства работ по созданию объектовтуристской инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов транспортнымии инженерными коммуникациями, установление благоприятного экономического режимаработы являются важными факторами для привлечения инвестиций в туризм.
Списокиспользованной литературы
1. Сорос Дж. Кризисмирового капитализма. Открытое общество в опасности. М.: Инфра-М. 2009.
2. Балацкий Е.В.Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки // „Мониторингобщественного мнения“, №2, 2007.
3. Судный деньмассового инвестора // „Капитал страны“, 15.10.2008.
4. О природефинансового кризиса: инвесторы и спекулянты // „Капитал страны“,13.10.2008.
5. Быков П. Накануневеликой революции // „Эксперт“, №42(631), 2008.
6. Финансовыйкризис: во всем виноваты бренды! // „Капитал страны“, 17.10.2008.
7. Леонтьев Б.Б.Проблемы оценки интеллектуального капитала / В сб.: Конкурентоспособность в условияхинформационного общества: опыт стран БРИК: Материалы международнойнаучно-практической конференции. М.: ГУУ, 2008.