Министерствообразования Республики Беларусь
БелорусскийГосударственный университет
Географическийфакультет
заочноеотделение
Кафедраэкономической географии Беларуси и стран Содружества
«Предприятия-монополистыБеларуси»
отчет попроизводственной практике
Минск 2007
Содержание
Введение
1. Краткая характеристикарассматриваемых предприятий
2. Основныетехнико-экономические показатели рассматриваемых предприятий
3. Сырьевая база
4. Рынки сбыта продукции
5. Проблемыфункционирования рассматриваемых предприятий
6. Рентабельностьпроизводимой продукции
7. Ценовая политика
Заключение
Список использованнойлитературы
Приложение
Введение
Современныйэтап развития Республики Беларусь отличается динамизмом и качественнымиизменениями во всех сферах общественной жизни. В период перехода народногохозяйства страны к рыночной экономике, когда многие производственныепредприятия, объединения и другие организации стали независимыми и стали самостоятельноопределять собственную стратегию развития, производства и ценообразования,неизбежно возникает проблема деятельности предприятий-монополистов.
В данной работе рассмотрена деятельность монополистическихпредприятий на рынках весоизмерительной техники и на рынке пластиковых карт.
В советский период в Беларуси сложилась монополизированнаяэкономика, для управления которой использовались особые формы и методы.Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный иведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование влице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясьодной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступалего воспроизводственной основой.
Послераспада СССР предприятия самостоятельно были вынуждены налаживать хозяйственныесвязи, искать и завоевывать рынки сбыта производимой продукции.
Принаписании данной работы были использованы материалы отечественных и зарубежныхавторов по вопросам оценки, анализа и структурной перестройки промышленности атакже статистические материалы.
1. Краткаяхарактеристика рассматриваемых предприятий
Прежде всего,необходимо определить, какие же предприятия можно отнести к разрядумонополистов.
В зависимости от критериев монополизм можно классифицироватьследующим образом: по происхождению – искусственный и естественный; по степенивлияния – всеобщий, абсолютный и так называемая олигополия; по сфере влияния – отраслевойи межотраслевой; по территориальному признаку – тотальный и локальный; пофункциональной роли – производственный.
Децентрализация государственной системы распределения и отказ отпрямого контроля над ценами стимулировали возникновение монополий.В Республике Беларусь используется системарегулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим(монопольным) положением на рынке. При этом доминирующее положение означаетисключительное положение субъекта хозяйствования на рынке, которое позволяетему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ нарынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Фактдоминирования устанавливается по доле рынка, которой обладает предприятие.Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два – более чем 54%рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются вГосударственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующееположение на товарных рынках.
Высокийуровень монополизации экономики характерен для тех ее секторов (более 20отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен нанебольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массупроизводимой продукции (работ, услуг).
Впромышленности республики функционирует более 40 единственных производителейопределенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная).Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий»(калийные удобрения). Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский«Атлант» (холодильники и морозильники), Вилейское РУП «Зенит» (производствовесоизмерительной техники), Минское УП «Промсвязь» (производство электронныхпластиковых карт).
Вданной работе рассмотрены два предприятия: Вилейское РУП «Зенит» (производство весоизмерительнойтехники) и Минское УП «Промсвязь» (производство электронных пластиковых карт).
Производственноереспубликанское унитарное предприятие Вилейское РУП «Зенит» являетсядействующим хозрасчетным субъектом хозяйствования с правами юридического лица.
Предприятиесоздано 4 октября 1965 года №732. РУП «Зенит» является предприятием РеспубликиБеларусь, основанном на государственной собственности, находящемся в веденииМинистерства промышленности РБ.
Предприятиеспециализируется на выпуске электронной весоизмерительной техники и товаровнародного потребления, а также осуществляет предпродажную подготовку, ремонт исервисное обслуживание весоизмерительной техники.
Унитарноепредприятие «Промсвязь» основано в г. Минске по решению Президиума СоветаМинистров СССР от 30 августа 1961 г. Предприятие является действующимхозрасчетным субъектом хозяйствования с правами юридического лица.
Основныминаправлениями деятельности предприятия являются:
– разработкаметодологии создания автоматизированных систем связи, а также отладки ииспытания систем управления (ИАСУ) и их компонентов;
– производствопластиковых карт различного назначения.
2. Основные технико-экономические показатели рассматриваемыхпредприятий
В настоящеевремя УП «Промсвязь» размещено в одном корпусе. Общая занимаемая предприятиемплощадь – 2910 кв. м.
УП «Промсвязь» осуществляет производство электронных пластиковых карт, иих тестирование в процессе производства. Освоено производство карточек, которыепредназначены для предварительной оплаты разговоров по телефонам-автоматам.Данные карточки предназначены для предварительной оплаты услуг, предоставляемыхоператорами таксофонной связи для всех видов связи (городской, междугородной имеждународной) по телефонам-автоматам общего пользования. Также предприятиемосуществляется производство пластиковых карт для систем безналичных расчетов заоплату услуг стоянок, бесконтактных электронных пластиковых карт для системконтроля доступа (проходные), банковских и других типов пластиковых карт.Структура производства пластиковых карт УП «Промсвязь» представлена на рис. 1.
/>
Рис. 1.Структура производства пластиковых карт УП «Промсвязь»
Основныепоказатели работы УП «Промсвязь» представлены в табл. 1.
Таблица 1. Основныепоказатели работы УП «Промсвязь» в 2005–2006 гг.
№№
пп Показатели
Единица
измерения В 2005 г. В 2006 г.
Темп
роста, % 1.
Объем товарной продукции
в сопоставимых ценах тыс. руб. 1 045 171 1 182 688 113,2 2.
Объем товарной продукции
в действующих ценах тыс. руб. 1 045 171 1 348 264 129,0 3. Объем реализованной продукции тыс. руб. 1 045 145 1 348 237 128,9 4. Количество персонала, всего чел. 115 122 106,1 в т.ч. руководители чел. 4 4 100,0 служащие чел. 38 41 107,9 рабочие чел. 73 77 105,5 5.
Себестоимость товарной
продукции тыс. руб. 783 859 984 213 125,6 6.
Себестоимость реализованной
продукции тыс. руб. 658 441 826 738 125,6 7. Прибыль балансовая тыс. руб. 173 076 206 108 119,1 8. Рентабельность продукции % 26 25 94,8 9.
Стоимость основных
производственных фондов млн. руб. 1 956,5 2 003,8 102,4 10.
Производительность труда
(выработка на 1 рабочего) тыс. руб. 1 193 1 280 107,3
Выпуск РУП «Зенит» весоизмерительной техники ориентирован на торговыепредприятия, почтовые отделения, перерабатывающие предприятия пищевойпромышленности, складское хозяйство. Выпуск товаров народного потребленияпредназначен для хозяйственного и бытового использования.
Предприятие осуществляет выпуск весов следующих категорий:
– бытовые – с пределом взвешивания до 5 кг;
- для предприятий и организаций: спределом взвешивания до 25 кг.;
- с пределом взвешивания до 100 кг.;
- с пределом взвешивания до 500 кг.;
- с пределом взвешивания до 2000 кг.
Структура производства весов РУП «Зенит» представлена на рис. 2.
/>
Рис. 2.Структура производства пластиковых карт РУП «Зенит»
Основныепоказатели работы РУП «Зенит» представлены в таблице 2.
Анализируя показатели деятельности УП«Промсвязь» и РУП «Зенит»можно сказать, что они стабильноразвиваются. Это связано прежде всего с наличием устойчивого спроса напродукцию и услуги, оказываемые предприятиями, наличием значительной клиентскойбазы и эффективной системой маркетинга на рассматриваемых предприятиях.
Таблица 2. Основныетехнико-экономические показатели РУП «Зенит» в 2005–2006 гг.
№№
пп Показатели
Единица
измерения 2005 год 2006 год
Темп
роста, % 1. Объем товарной продукции в сопоставимых ценах тыс. руб. 198 531 226 616 114,1 2. Объем товарной продукции в действующих ценах тыс. руб. 209 046 258 342 123,6 3. Объем реализованной продукции тыс. руб. 198 514 234 721 118,2 4. Количество персонала, всего чел. 81 85 104,9 в т.ч. руководители чел. 3 3 100,0 служащие чел. 17 19 111,8 рабочие чел. 61 63 103,3 5. Себестоимость товарной продукции тыс. руб. 105 784 111 611 105,5 6. Себестоимость реализованной продукции тыс. руб. 97 321 101 682 104,5 7. Прибыль балансовая тыс. руб. 16 164 18 350 113,5 8. Рентабельность продукции % 17 18 108,7 9. Стоимость основных производственных фондов млн. руб. 468 527 112,6 10. Производительность труда (выработка на 1 рабочего) тыс. руб. 562 652 116,1
3.Сырьевая база
Материально-техническое обеспечение УП «Промсвязь» осуществляется,как правило, на основании прямых договоров. Предпочтительными поставщикамиматериалов и комплектующих изделий являются предприятия Республики Беларусь, заисключением тех случаев, когда изделие в республике серийно не выпускается илине имеется оборудования на предприятиях РБ для выполнения технологическихопераций. На втором месте по приоритету выбраны поставщики из России.Практически все позиции, требующиеся для производства согласно конструкторскойи технологической документации, удается приобретать на рынках упомянутых двухстран.
УП «Промсвязь» проводит работу поопределению альтернативных поставщиков на основные виды материалов икомплектующих. Они находятся в тех же республиках и цены на аналогичнуюпродукцию практически не отличаются.
Сведения опоставщиках сырья и материалов представлены в таблице 5.
Таблица 5. Сведения опоставщиках сырья и материалов УП «Промсвязь»Материалы и комплектующие изделия Поставщики и (или) изготовители 1. Микросхемы ПО «Интеграл», г. Минск 2. Плата печатная ОАО «Минский часовой завод», г. Минск 3. Проволока г. Москва ЗАО «Электрон‑М», Россия 4. Герметизирующие композиции Dect GMBH, Германия 5. Пластик ПВХ ЗАО «Белполимер», г. Минск 6. Расходные материалы «Нефрас», ацетон, спирт Различные поставщики, г. Минск
Удельный вес отечественного сырья, используемого на предприятиисоставляет в настоящее время 55%. В настоящее время научно-исследовательскимиинститутами Академии наук Беларуси проводятся работы по разработке клеевых игерметизирующих композиций, используемых при производстве пластиковых карт.Внедрение данных материалов на производстве позволит повысить удельный весматериалов отечественного производства в общем объеме используемых материаловдо 80%.
С цельюоптимизации обеспечения процесса производства материалами и комплектующимиизделиями РУП «Зенит» закупка материалов и комплектующих изделий, производитсяна тендерной основе, что дает возможность снизить затраты на 5–8 млн. руб.ежемесячно.
Сведения опоставщиках сырья и материалов представлены в таблице 6.
Таблица 6. Сведения опоставщиках сырья и материалов РУП «Зенит»Материалы и комплектующие изделия Поставщики и (или) изготовители 1. Радиокомпоненты РУП «Витебский завод радиодеталей», г. Витебск, УП «Завод Транзистор», г. Минск 2. Печатные платы УП «МПОВТ», г. Минск 3. Листовой металл, металлопрокат ЗАО «Металлснаб», г. Минск 4. Метизы УП «Гомельский завод литья и нормалей», г. Гомель 5. Полистирол ЗАО «Белполимер», г. Минск 6. Расходные материалы «Нефрас», ацетон, спирт, упаковочные материалы
Различные поставщики,
г. Минск
Удельный весотечественного сырья в общем объеме используемых материалов РУП «Зенит»составляет 43%.
4. Рынки сбыта продукции
Многофункциональностьприменения пластиковых карт, выпускаемых УП «Промсвязь» обеспечивает широкиерынки сбыта. Телефонные пластиковые карточки для предварительной оплаты телефонных разговоров по таксофонам в телефоннойсети общего пользования; банковскиепластиковые карточки — персонифицированное средствосовершения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег иосуществления других операций и т.д.
Для оценкисовременного состояния рынка и его перспектив важно отметить бурное развитиесредств связи, банковской сферы, Интернета, мобильной связи. Также необходимоучитывать и глобальные процессы, происходящие в экономике — это глобализация ислияние или взаимопроникновение отраслей. Влияние глобальных тенденцийпроявляется, в частности, в том, что в традиционную банковскую сферу расчетногообслуживания вторгаются новые участники, например, телекоммуникационные,сервисные компании. Автоматизация банковской сферы, развитие торговой,почтовой, телефонной и других инфраструктур — ключом для развитияшироких возможностей этих сфер является на сегодняшний день электроннаяпластиковая карточка.
Учитывая, что число пользователей карт с каждым годом растет,производство современных электронных пластиковых карт различного назначения внастоящее время является достаточно актуальным.
Основныерегионы, куда поставляется продукция предприятия, показаны на рис. 3.
Как видно издиаграммы на рис. 3, экспорт продукции предприятия составляет 26%. Однакопредприятие планирует увеличивать объемы экспортных поставок, чему способствуетмаркетинговая политика предприятия, направленная на сохранение достигнутыхпозиций на рынке и дальнейшее завоевание новых рынков сбыта путем установленияоптимального соотношения цены и качества выпускаемой продукции./>Рис. 3. Основные рынки сбыта продукции УП «Промсвязь»
Весоизмерительнаятехника, выпускаемая РУП «Зенит» поставляется в основном на рынок РеспубликиБеларусь – 96% от общего объема производимой продукции и Российской Федерации –4%. Интересным представляется рассмотрение структуры потребителей продукции РУП«Зенит» в Республике Беларусь, представленной на рис. 4.
Предприятиереализует выпускаемую продукцию через собственную службу сбыта и сервиса, атакже дилерские организации на базе заключенных договоров. Пристальное вниманиеуделяется в настоящее время выходу на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья. Сэтой целью проводится комплекс маркетинговых исследований с целью выявленияпотенциальных потребителей, оценки емкости рынка и выбора наиболее оптимальныхмаркетинговых стратегий на исследуемых рынках.
/>
Рис. 4.Потребители продукции РУП «Зенит» в Республике Беларусь
5.Проблемы функционирования рассматриваемых предприятийОднако у рассматриваемыхпредприятий-монополистов Республики Беларусь в производственно-хозяйственнойдеятельности существуют и определенные общие проблемы. Среди них можно выделитьследующие:
1.Недостаточное количество собственных оборотных средств. Рост цен наприобретаемые сырье и материалы, электро- и теплоэнергию, используемые натехнологические нужды, длительная оборачиваемость оборотных средствсущественным образом влияют на финансовое положение предприятий. Вследствиеэтого предприятия вынуждены прибегать к банковскому кредитованию с цельюпополнения оборотных средств для обеспечения ритмичности процесса производства.
2.Высокая себестоимость выпускаемой продукции. Данный фактор являетсясущественным препятствием для продвижения продукции на рынки стран СНГ идальнего зарубежья вследствие значительного ухудшения ценовых характеристиквыпускаемых товаров. Так, на УП «Промсвязь» затраты на 1 рубль выпускаемойпродукции составляют 65,6 коп., на РУП «Зенит» – 69,5 коп. Высокаясебестоимость выпускаемой продукции обусловлена в значительной степенивеличиной общехозяйственных расходов. Предприятия занимают достаточно большиепроизводственные и складские помещения, имеют собственное транспортноехозяйство и объекты социальной инфраструктуры.
Сцелью снижения себестоимости выпускаемой продукции на предприятиях разработаныи выполняются планы мероприятий по снижению затрат на 1 рубль товарнойпродукции, которые включают в себя снижение материалоемкости, энергоемкостивыпускаемой продукции, снижению общехозяйственных и общепроизводственныхрасходов.
Крометого, на рассматриваемых предприятиях остро стоят вопросы модернизациитехнологических процессов, обновления выпускаемой продукции и основных фондов.
Заслуживаетвнимания опыт РУП «Зенит» по снижению материалоемкости продукции. Так, в 2005–2006 гг.8 термопластавтоматов были оснащены горячеканальными прессформами, в которыхподача расплавленного пластика в прессформу осуществлялась по обогреваемымканалам. Это позволило снизить затраты материалов по ряду выпускаемых изделийот 5 до 40%. Данные изменения в расходе материалов при производстве изделийпривели к снижению норм расхода материалов.
В своюочередь снижение норм расхода материалов позволяет снизить их себестоимость.Однако ситуация, сложившаяся на рынке исходного сырья несколько иным образомповлияла на стоимость готовых изделий.
В 2005–2006 гг.наблюдался значительный рост цен на нефть, из которой получают исходныепластмассы для изготовления продукции на предприятии. Поэтому стоимостьиспользуемых пластмасс также значительно увеличилась. В результате проведенныеорганизационно-технические мероприятия по снижению норм расхода сырья позволилиудержать себестоимость продукции на прежнем уровне.
В связи сосложившейся ситуацией на предприятии были снижены нормы страхового запаса.Кроме этого, увеличилось повторное использование возвратных отходов в процесселитья с учетом обеспечения качества выпускаемых изделий. Также на предприятииорганизована и проводится работа по созданию продукции и деталей облегченнойконструкции, для изготовления которых требуется пониженный расход материала.Некоторые изделия облегченной конструкции уже успешно выпускаются участкомлитья.6. Рентабельность производимой продукции
Прибыль – этоконечный результат работы предприятия, стимулирующий дальнейшуюпроизводственную деятельность и создающий основу для её расширения. Чем большепредприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучшеего финансовое состояние.
Объёмреализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят отпроизводственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельностипредприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороныхозяйствования предприятий.
Показателифинансового состояния УП «Промсвязь» приведены в таблице 3.Таблица 3. Показатели финансовогосостояния УП «Промсвязь» в 2005–2006 гг.Наименование показателя Годы
Изменения
(2005 г. – 2006 г.)
Темп
роста, % 2005 2006 Рентабельность продукции 26 25 1,00 94,8 Коэффициент текущей ликвидности 1,85 1,93 0,08 104,3
Коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами 0,93 0,95 0,02 102,2 Показатели финансовогосостояния РУП «Зенит» приведены в таблице 4.Таблица 4. Показатели финансовогосостояния РУП «Зенит» в 2005–2006 гг.Наименование показателя Годы
Изменения
(2005 г. – 2006 г.)
Темп
роста, % 2005 2006 Рентабельность продукции 17,0 18,0 1,0 108,7 Коэффициент текущей ликвидности 1,5 1,6 0,1 106,7 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,89 0,9 0,01 101,1
7. Ценоваяполитика
В условиях рыночных отношений конкуренция в ценах являетсяодним из присущих этим отношениям элементов. Каждый производитель пытается какможно выгоднее продать свою продукцию и как можно в большем количестве. Поэтомупристальное внимание и изучение ценовой политики конкурентов является одной изсоставляющих успеха. И все же, на рынке электронных пластиковых карт большоевнимание уделяется наличию повышенных качественных характеристик предлагаемыхизделий. Цена продукции формируется исходя из учета издержек производства,получения прибыли и с учетом конкуренции на рынке. Ценовая стратегия УП«Промсвязь» связана с реализацией следующих целей:
– обеспечение развития производства;
– максимальная прибыль в кратчайший срок;
– увеличение доли рынка и выход на новые рынки;
– стимулирование спроса на новый для рынка продукт.
Ценовая стратегия РУП «Зенит» является составной частьюкомплекса маркетинга и ориентирована на извлечение прибыли, сохранениесуществующих позиций на рынке и завоеванию новых рынков. С этой целью напредприятии разработана и используется система скидок в зависимости от формоплаты за продукцию и объемов поставок. При этом величина скидки,предоставляемая предприятием не может превышать 15% от стоимости партии товара.
В Республике Беларусь осуществляется антимонопольноерегулирование ценообразования, цель которого заключается в обеспечениидоступности для потребителей товаров (услуг) субъектов хозяйствования монополийза счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлятьразвитие самих субъектов естественных монополий.Данный реестр состоит из трех разделов. Впервый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии,цена на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами.Во второй раздел входят субъекты хозяйствования, за деятельностью которыхведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Еслипредприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотреблениедоминирующим положением, то оно исключается из второго раздела и включается втретий, который состоит из предприятий, в отношении которых применяютсягосударственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, вт.ч. ценовых. В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемогопредприятиями-монополистами, используются следующие методы ценовогорегулирования:– установление предельного нормативарентабельности;– установление предельного уровня цен(тарифов);– декларирование цен (тарифов) ворганах ценообразования.В соответствии с Положением о порядкеформирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлениемМинистерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. №43,регулирование отпускных цен (тарифов) на продукцию (товары, работы, услуги)предприятий-монополистов осуществляется в соответствии с Законом РеспубликиБеларусь от 10 декабря 1992 г. №2034‑XII «О противодействиимонополистической деятельности и развитии конкуренции», постановлениями СоветаМинистров Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь иКомитета цен при Министерстве экономики Республики Беларусь, принимаемымипоследними исходя из предоставленных им полномочий.Предприятия-изготовители, декларирующиеотпускные цены на вырабатываемую продукцию, реализуют ее по ценам, непревышающим зарегистрированных органами ценообразования.Субъекты хозяйствования при формированииотпускных цен имеют право дифференцировать рентабельность в разрезенаименований одной товарной позиции, при этом в целом по этой позиции ее размерне должен превышать установленного предельного уровня.Все эти условия оказывают существенноевлияние на формирование ценовой политики предприятиями-монополистами в РеспубликеБеларусь.
Заключение
Подводя итоги работыможно сказать, что рассмотренные предприятия-монополисты – УП «Промсвязь» и РУП«Зенит» являются единственными предприятиями по выпуску электронных пластиковыхкарт и весоизмерительной техники соответственно. Форма собственностирассмотренных предприятий – государственная.
Проведенный анализосновных технико-экономических показателей работы предприятий позволяет сделатьвывод об их устойчивом финансово-экономическом положении. Рассматриваемыепредприятия получают прибыль, что позволяет осуществлять модернизациюпроизводства, проводить работы по повышению качества выпускаемой продукции.
Вместе с темпредприятия тесным образом интегрированы в экономические отношения с другимипредприятиями – поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, топливаи энергии. При этом ряд материалов и комплектующих изделий предприятияприобретают за пределами Республики Беларусь. Рассмотренныепредприятия сами являются экспортерами продукции. Так, УП «Промсвязь» экспортирует26% производимых электронных пластиковых карт, РУП «Зенит» – 4% выпускаемойвесоизмерительной техники. Основные экономические проблемы рассмотренныхпредприятий – это недостаток оборотных средств и высокая себестоимостьпродукции. На предприятиях проводятся мероприятия по снижению себестоимостипродукции.
ВРеспублике Беларусь осуществляется антимонопольное регулированиеценообразования, цель которого заключается в обеспечении доступности дляпотребителей товаров (услуг) субъектов хозяйствования монополий за счетопределения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитиесамих субъектов естественных монополий.
Список использованной литературы
1. КоседовскиВ. Еврорегионы: формирование и регулирование развития // Проблемыпрогнозирования и государственного регулирования социально-экономическогоразвития: Матер, межд. науч. конф. 12–13 октября 2007 г. Минск: НИЭИ,2007.
2. Граник И.М. Еврорегионкак эффективная форма регионального сотрудничества // Региональнаяэкономическая политика: Тез. докл. межд. межвуз. конф. 27–28 мая 1999 г.Гродно, 1999.
3. Реструктуризацияпредприятий в условиях экономического роста Республики Беларусь П. Дайнеко, С. Пукович,Мн., Институт приватизации и менеджмента, 2004.
4.Экономика предприятия (фирмы) / под редакцией проф. О.И. Волкова и доцентаО.В. Девяткина. – 3‑е издание., перераб. и доп. – Мн.:ИНФРА‑М, 2003.
5. Золотогоров В.Г. Энциклопедическийсловарь по экономике. – Мн.: Полымя, 1997.
6.Экономический глоссарий. Под ред. В.Н. Шилова. – Мн., 1997.
7. Романенко И.В. Экономическиепредприятия. 2‑е издание дополненное. — Москва: Финансы и статистика,2002.
8.Ценообразованиеи рынок. Под ред. Салижманова И.K. М.: Фининформ, 2003.
9. Певший Ф.М. Мировойрынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1999.
10. Ковалев М.М, Новик В.В. Факторы,влияющие на экономический рост, конкурентоспособность и страновые рейтинги.Вопросы внешней политики Республики Беларусь. Мн.: БГУ, 2001, с. 68–117.
Приложение1
Основныепотоки сырья и материалов, необходимых для производства УП «Промсвязь», г. Мински РУП «Зенит», г. Вилейка
/>