РЕФЕРАТ
по курсу«Экономическая теория»
по теме: «Предприятие(фирма) как основная структурная единица
предпринимательства»
1. Эволюция теориипредпринимательства в рыночной экономике
В рыночной экономикесоединение факторов производства для создания товаров и услуг осуществляется восновном посредством предпринимательской деятельности. Хотя предпринимательскаядеятельность близка такому фактору, как труд, в неоклассической теории еевыделяют в качестве самостоятельного фактора производства в силу особойзначимости. Рыночную экономику называют «экономикой свободногопредпринимательства», поскольку свободное предпринимательство выступает однимиз ее определяющих признаков. Предприниматели во всем мире играют ведущую роль.Их усилия, личная энергия и капитал, умение организовать свой труд идеятельность коллективов работников способствуют росту общественного богатства.
Хотя историяпредпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось впериод становления и развития капитализма.
Фундаментальныепредставления о предпринимательстве были заложены в трудахэкономистов-мыслителей XVIII—XIX вв. Одним из первых понятие«предпринимательство» разработал английский экономист Р. Кантильон, считавшийпредпринимателем человека, действующего в условиях риска (1725). Он впервыевыдвинул тезис о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем насебя обязанность несения различных рисков из-за неожиданности исходаэкономической деятельности.
Значительный вклад вразработку теории предпринимательства внес А. Смит. В своей работе«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он характеризовалпредпринимателя как собственника капитала, идущего на экономический риск радидостижения коммерческой идеи и получения прибыли. В частности, ученый обращалвнимание на два важных условия деятельности предпринимателя: 1) у него должнабыть личная выгода от предприятия; 2) конкуренция должна держать его вопределенных условиях.
Большой интереспредставляет толкование предпринимательства французским экономистом Ж.Б. Сэем.В «Трактате политической экономии» (1803) он определил предпринимательскуюдеятельность как соединение трех факторов производства — земли, труда икапитала с целью получения наивысших результатов. Предприниматель, отмечал Сэй,— это экономический агент, который комбинирует факторы производства,«перетаскивает» ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности вобласти, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход).
Приведенные в трудахклассиков мотивы предпринимательства — получение прибыли (дохода) путемпроизводства продуктов (выполнения работ) и их реализация потребителям с учетомспроса — можно рассматривать как основы нынешнего понимания сущностипредпринимательства.
На рубеже XIX—XX вв.экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономическогопрогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства —труду, земле, капиталу — четвертый — организацию.
Наибольший вклад вразработку теории предпринимательства внес Й. Шумпетер. В работе «Теорияэкономического развития» (1912) он дал фактору «организация» современное егоназвание — предпринимательство; назвал предпринимателем такого организаторапроизводства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации.Предложенная Шумпетером идея творческого предпринимателя является и поныненаиболее распространенным определением сути предпринимательства.
По мнению ученого,предпринимательство не является профессией, не есть какой-либо особый видхозяйствования. Практически любая экономическая деятельность может бытьпредпринимательской.
Шумпетер разработалтеорию предпринимательской прибыли. Соглашаясь с прежними утверждениямиполитэкономов, что предпринимательская прибыль представляет собой разницу междудоходами и затратами предприятия, он под затратами понимает все расходыпредпринимателя, прямо или косвенно связанные с производством. В них входит исоответствующее вознаграждение предпринимателя за его труд, рента спринадлежащего ему земельного участка и, наконец, премия за риск. В пониманииШумпетера, по своей сути предпринимательская прибыль есть результатосуществления новых комбинаций. Стремление к получению предпринимательскойприбыли путем новой комбинации факторов производства является важным условиемэкономического развития.
Идеи Шумпетера развиваютсовременные западные и отечественные ученые. Так, П. Друкер считаетпредпринимателем только того, кто создает новый рынок, формирует новыхпокупателей. Он вводит в научный оборот такие термины, как предпринимательскаяэкономика, предпринимательское общество, предпринимательское управление.
Ф. Хайек сущностьпредпринимательства сводит к поиску и изучению новых экономических возможностейк характеристике поведения.
Определенный интереспредставляет точка зрения российского экономиста А.В. Бусыгина, трактующегопредпринимательство как искусство ведения деловой активности, как мыслительныйпроцесс, реализуемый в форме делового проектирования.
Предпринимательство естьразновидность экономической активности. Последняя стимулируется потребностями впродуктах труда. Предпринимательство и бизнес — близкие понятия, однако междуними имеется существенная разница. Бизнес — это дело, любой вид деятельности,приносящий доход или личную выгоду. В этом смысле афера — тоже бизнес.
Но не каждый бизнесменможет быть назван в полной мере предпринимателем. Им нельзя считать, к примеру,владельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар илипредоставляет одни и те же услуги. В данном случае он, по-видимому, занимаетсяне предпринимательской, а репродуктивной (повторяющейся) деятельностью,воспроизводя одни и те же результаты традиционными способами.
Хотя в обыденной жизнипредпринимателями называют всех, кто занят бизнесом, в научном смысле имиявляются только те деловые люди, чье поведение на рынке отличается поисковымхарактером, преодолением старых стереотипов и границ. Предприниматель изначальнозанимается творческой, продуктивной (неповторяющейся) деятельностью, ищет иосваивает новые рынки, товары и услуги, финансовые и материальные ресурсы,постоянно генерирует новые идеи.
Итак, предпринимательство— это инициативная, самостоятельная новаторская деятельностью хозяйствующегосубъекта, направленная на поиск и реализацию наиболее оптимального решениявозникающих экономических проблем (и тем самым удовлетворение потребностейконкретных потребителей и общества в товарах), на получение.прибыли или личногодохода. Осуществляется от своего имени, на свой риск и под свою имущественнуюответственность за результаты и последствия своей деятельности.
В современной западнойэкономической литературе под предпринимательством, как правило, понимаетсяособый новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, опирающийся напоиск новых возможностей, на инновации, на умение привлекать и использовать длярешения поставленной задачи ресурсы из различных источников.
В экономической теориипонятие «предприниматель» долгое время ассоциировалось с понятием «собственник»и «капиталист». В дальнейшем в теории и практике хозяйствования утверждаетсямысль о том, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи.
Предприниматель можетбыть, а может и не быть собственником используемых им ресурсов, например, —применять заемный капитал. В то же время собственник может получать доход отсвоей собственности, не занимаясь предпринимательством, например, — сдавать варенду землю, принадлежащую ему но праву собственности. В этом случаепредпринимателем будет арендатор. Совпадение в одном лице собственника ипредпринимателя было характерно для мелкой частной собственности и начальныхэтапов капиталистического предпринимательства. С массовым же развитием кредита,акционерных обществ и формированием управленческой техноструктуры такоесовпадение встречается весьма редко. Согласно утверждениям Шумпетера, статуссобственника не является определяющим и обязательным свойством предпринимателя.Природа предпринимательства обусловлена не только собственностью, а преждевсего характером среды, в которой оно действует, т. е. рынком.
Вознаграждением запредпринимательство является предпринимательский доход, представляющий собойплату, которую получает предприниматель за свои организаторские способности пообъединению и использованию факторов производства, за инновации и монопольнуюрыночную власть, за риск.
Экономическое содержаниепредпринимательства охватывает характеристику его как экономической категории,как метода хозяйствования и как типа экономического мышления.
Предпринимательство какэкономическая категория выражает всю совокупность экономических, социальных,организационных, личностных и других отношений, связанных с производствомтовара, выполнением работ, оказанием услуг и получением желаемого результата ввиде прибыли (дохода). Эти отношения возникают у предпринимателей какхозяйствующих субъектов друг с другом, с потребителями, поставщиками всехфакторов производства (сырья, материалов, оборудования и т. п.), с банками идругими субъектами рынка, с наемными работниками и, наконец, с органамигосударственной власти. Предпринимательство отражает товарный характеротношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основедействия экономических законов рыночной экономики.
Субъектамипредпринимательства могут выступать частные лица (или семьи), коллективы(группа лиц) и государство в лице его соответствующих органов. Деятельностьчастных предпринимателей (организаторов единоличного, семейного, а также болеекрупного производства) осуществляется как на основе собственного труда, так и спривлечением наемного. Субъектами коллективного предпринимательства выступаютразличного рода ассоциации: акционерные общества, арендные коллективы,кооперативы и т. д.
Предприниматель берет насебя инициативу соединения основных факторов производства в единый процесспроизводства товаров и услуг с целью получения прибыли. Осуществление наиболееэффективной комбинации этих факторов с целью получения максимального доходаявляется объектом предпринимательства.
Кроме того, объектомпредпринимательства выступает не только производственная, но и инновационная,торгово-закупочная, посредническая деятельность, операции с ценными бумагами.
Создание всевозможныхновых способов комбинации экономических ресурсов, новых технологий и новых сфервложения капитала — это то, что отличает предпринимателя от обычногохозяйственника.
В процессе конкурентноговзаимодействия субъектов рыночного хозяйства предприниматели стремятся создатьдля себя лучшие условия хозяйствования, завоевать конкурентные преимущества. Вэтом смысле выделим основные признаки предпринимательства как методахозяйствования.
Экономическая свободахозяйствующего субъекта. Каждый их них вправе самостоятельно выбирать виды исферы деятельности и решать, какие товары или услуги в каком количествепроизводить и где их продавать, изыскивать источники финансирования и доступ кресурсам, сбыт продукции, устанавливать цены на нее, распоряжаться прибылью ит. п.
Экономическая свободаопределяет степень проявления предпринимательской инициативы, возможностьпредпринимателя реализовать свой потенциал, извлечь выгоду посредствомудовлетворения общественных потребностей. Отсюда — важность создания условийдля активизации инициативной деятельности предпринимателей
Экономическаяответственность за принимаемые решения, за их последствия и связанный с этимриск. Не связанная с ответственностью хозяйственная деятельность характеризуетне предпринимательство, а простое распорядительство по поручению.
Ориентация на достижениекоммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Это основная цельпредпринимателя, вытекающая из самой природы предпринимательства. Отмечаяважность данного признака, подчеркнем вместе с тем, что в современном бизнесеон не является самодовлеющим. Деятельность многих предпринимателей выходит зарамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении многихсоциальных проблем общества, защите окружающей среды, выделяя подчас средствана эти цели безвозмездно.
Новаторство, творческийпоиск. Этот признак является стержневым. По выражению Шумпетера,предпринимательской задачей является «созидательное разрушение», афункциональная роль предпринимательства заключается в «осуществлении новыхкомбинаций», т. е. в получении чего-то нового, отличного от предыдущего. Восуществление новых комбинаций, по Шумпетеру, входило: 1) изготовление новогопродукта; 2) внедрение новых технологий; 3) освоение нового рынка сбыта; 4)освоение новых источников сырья; 5) проведение соответствующей реорганизацииструктуры.
Новаторство, преждевсего, обусловлено характером предпринимательской деятельности. Например,изобретателя следует считать новатором лишь в том случае, когда он реализуетсебя как предприниматель, т. е. когда получит лучшие хозяйственные результаты.Истинной причиной, побуждающей предпринимателей к новаторству, выступаетконкуренция между ними, стремление к получению прибыли.
Наконец, подчеркнем, чтопредпринимательство — это не только особый вид экономической деятельности,связанный с формированием и использованием капитала, это еще и принципиальноновый тип экономического мышления, определяющий стиль поведения, характернуюсоциальную психологию и культуру в самом широком смысле этого слова.Центральную роль в предпринимательстве играет личность предпринимателя.
Таким образом,предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Бытьпредпринимателем — значит делать не то, что делают другие, считал Шумпетер.Безусловно, предпринимателями в известном смысле становятся. Для этого человекдолжен получить необходимое образование. Но этого все-таки недостаточно.Предприниматель должен обладать своего рода «даром божьим». Точно так же, какзнание грамматики и синтаксиса не делает студента педагогического вуза поэтомили прозаиком, знания экономической науки еще недостаточно, чтобы статьпредпринимателем. Диалектика состоит в том, что предприниматель должен иметь«природные данные», но стать им можно лишь при определенных условиях, о которыхбыло сказано выше.
Неотъемлемой чертойпредпринимательской деятельности является инновация. Под этим понимаетсясложный процесс взаимодействия науки, технологии и рынка, в результате которогонаучное открытие и изобретение доводятся до коммерческого успеха, реализуются ввиде нового продукта, производственной технологии, формы организации бизнеса идр. Инновационная предпринимательская деятельность является основным двигателемнаучно-технического прогресса, придает производственному процессу интенсивныйхарактер, активизирует удовлетворение личных и общественных потребностей.
По мнению Р. Барра,сегодня, в связи с развитием крупных корпораций, предпринимательствоприобретает следующие черты.
Научный характерруководства. «Чутье в делах» уступает место компетенции многих лиц. Инымисловами, управление, основанное на интуиции, уступает место научномууправлению.
Главной цельюпредпринимательской деятельности становится не извлечение прибыли в данныймомент, а постоянство, стабильность, устойчивость получения прибыли в течениедлительного периода.
Расширение экономическогокругозора предпринимателя.
Развитие чувствасоциальной ответственности (перед акционерами, поставщиками, потребителями).
Таким образом, по мереэволюции предпринимательства изменяется не только экономическая, но и егосоциальная значимость. В современном обществе в развитых странахпредприниматели все в большей мере чувствуют социальную ответственность за своидействия, все чаще начинают осознавать свое предназначение служить обществу. Вбольшой степени к этому их побуждают общественное мнение, социальная среда,законодательство.
2. Предпринимательскаядеятельность в современной экономике
В основепредпринимательской деятельности лежит личный интерес. В реальной жизнимотивами предпринимательства выступают различные факторы, направленные надостижение целевых устремлений. В частности, если предприниматель собственник,он стремится получить наибольшую доходность от используемых ресурсов. Если онменеджер, то он обязан соотносить свои действия с внешними факторами,приспосабливаться к изменениям рыночной ситуации. Безусловно, предприниматели всвоих действиях руководствуются и внутренними мотивами, прежде всего,стремлением добиваться приемлемой нормы доходности. Ибо именно доход являетсястимулом предпринимателя, показателем эффективности использования ресурсов,источником дальнейшего развития предпринимательства.
В целом впредпринимательской среде можно выделить несколько групп, различающихся помотивам деятельности. Среди них бизнесмены, ориентированные на улучшение своегоматериального положения; «энтузиасты», решающие организовать на практике своюпрофессиональную идею либо идущие в бизнес по политическим мотивам; люди,стремящиеся найти свое место в жизни. Границы между этими группами весьмаусловны, а опыт свидетельствует, что со временем один тип мотивации можетизмениться или быть вытесненным другими.
Предпринимательствопроявляет себя в функциях. Выделяют две группы функций. Первая характеризуетспецифические виды предпринимательской деятельности: управление финансами, материально-техническимобеспечением, производством, кадрами. То есть предприниматели стремятся в своейдеятельности минимизировать цену используемых финансовых ресурсов имаксимизировать отдачу от вложенных средств; обеспечить бесперебойное снабжениепроизводства при минимальных запасах сырья и материалов; организоватьоптимальную комбинацию факторов производства с целью выпуска максимумапродукции при минимуме затрат; организовать умелый подбор и расстановку кадров.
Вторая группа функцийвыражает влияние предпринимательства на хозяйственную среду и вызываемые импоследствия. В этом смысле функциями предпринимательства являются:
а) преобразовательная —предпринимательство проявляет себя активным участником экономической среды:создает новые рынки, формы конкуренции и организации производства и т. д.;
б) социальная —предприниматели заботятся о расширении и обновлении производимых благ. Врезультате создаются возможности для оптимизации потребительского выбора ироста благосостояния.
В экономическойлитературе встречается и другая трактовка функций предпринимательства.
Предпринимательствовсегда отражает определенный тип экономических отношений, который существует вобществе, в данной экономической системе. Выделяют следующие формыпредпринимательства: 1) по формам собственности; 2) по степени концентрациикапитала, масштабам производства; 3) по средствам приложения капитала; 4) поправовому статусу.
Предпринимательскаядеятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, когданеобходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов,реализацию которых сложно предсказать. Неопределенность имеет место не врезультате незнания того, к чему предприниматель стремится, или плохогоориентирования к окружающей среде, а потому, что постоянно, нередко стихийно,меняются условия его деятельности, меняется поведение субъектов рынка, а этозаставляет быстро проводить переориентацию производства и сбыта.
Неопределенность инеустойчивость, постоянные изменения порождают риск как неотъемлемую черту предпринимательскойдеятельности. Риск — это оценка вероятности ожидаемого события, опасностьвозможной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом,рассчитанным на оптимальное использование ресурсов. Предпринимательский риск —это своего рода оборотная сторона экономической свободы предпринимателей,своеобразная плата за нее, количественно и качественно выражающаяся внеопределенности результата предпринимательской деятельности по сравнению сзаранее планируемым.
Среди многочисленных видовпредпринимательского риска особо выделим хозяйственный риск; риск, связанный сличностью предпринимателя; риск, обусловленный недостатком информации.Хозяйственный риск связан не просто со склонностью людей к риску, а с ихстремлением обратить рыночную неопределенность в свою пользу в форме определенноговознаграждения. Риск основывается на трезвом расчете и учете возможныхотрицательных последствий. Устранить рыночную неопределенность неподвластнопредпринимателю, а вот уменьшить степень риска он может.
В современных условияхвсе большую значимость приобретает риск, связанный с недостатком информации.Неполная информация о конкурентах может обернуться для предпринимателя большимипотерями.
Предприниматель, чтобыдобиться успеха в конкурентной борьбе должен учитывать фактор риска, тщательноанализировать его причины, возможные последствия. Здесь, безусловно, важнырасчетливость, умение сопоставлять вероятные потери и выгоды. Предприниматель всвоей деятельности должен опираться на интуицию, смекалку, знания экономики. Неслучайно многие риски возникают в результате некомпетентности самогопредпринимателя.
Варианты действийвыбирает сам предприниматель, решает, на риск-какой величины он готов пойти длядостижения приемлемого для него объема прибыли. Важное правило поведенияпредпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить довозможно низкого уровня, то есть речь идет о возможности своеобразногоуправления риском.
3. Особенностипредпринимательства в России
Экономические отношения впрежней командной экономике не оставляли места для предпринимательскойдеятельности. В течение десятилетий люди в нашей стране, имеющие склонность кделовой активности, не считались предпринимателями. В настоящее времяпредприниматели России работают в условиях дополнительного риска инеопределенности. Этому способствуют сокращение объемов производства,произошедшее вследствие кризиса в экономике и разрыва хозяйственных связей в90-е годы; незавершенность формирования банковской системы, бирж; несовершенствозаконодательных актов; высокий уровень инфляции и т. д.
Все это не могло несказаться на мотивации предпринимателей. Преобладающими мотивамипредпринимательства в современных российских условиях являются;
стремление ксверхприбыльному обогащению через использование неконтролируемой текущейситуации;
желание уйти отзависимости со стороны государственных структур, получить свободу действий инезависимость существования;
стремление реализоватьсвой потенциал;
стремление повысить свойсоциальный статус;
вынужденность (например,отсутствие работы) и т. д.
В российскомпредпринимательстве на современном этапе прослеживается преобладаниенепроизводительного торгово-ростовщического характера экономической жизни;ставка на спекулятивную прибыль.
В нашей стране медленно,а нередко и бессистемно формируется законодательная база предпринимательства.Это особенно относится к несовершенству налоговой системы. Свободехозяйственной деятельности, договоров и объединений зачастую противостоитмонополизм, который нельзя отменить только волевым решением. Товарно-денежныйобмен сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений, а такжевысокими темпами инфляции. Одной из характерных особенностей России являетсятесное переплетение частного и государственного капитала, заметна роль государственногопредпринимательства. Одновременно наблюдается сильная зависимость частныхпредпринимателей от многочисленных чиновников, имеющих большие возможности дляконтроля над деятельностью частного бизнеса, часто небескорыстно.
Специфичен и составроссийских предпринимателей. Большая их часть — выходцы из прежней советскойноменклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ейтрадициями функционировать в контролируемой государствомвысокомонополизированной экономике. Часть из них продолжает руководитьпредприятиями, полагаясь главным образом на личные связи и покровительствогосударственных чиновников.
Нельзя не учитывать итого, что немалая часть предпринимателей находится под прямым контролемкриминальных структур. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российскогопредпринимательства конца XX — начала XXI века. Распространение впредпринимательской среде нелегальной деятельности, недостаточная действенностьправовой базы способствовали привлекательности для криминала впредпринимательстве.
Очевидно, что одной изнасущных задач в современной российской экономике является формирование слояцивилизованных предпринимателей, создание условий для добросовестногопредпринимательства, уменьшения влияния теневой экономики. Все большее числопредпринимателей начинают отдавать предпочтение вложению капитала в реальныйсектор, в сферу производства материальных благ. Это также нацеливает российскоепредпринимательство на цивилизованные формы развития.
Как видим, развитие предпринимательскойдеятельности — сложный и противоречивый процесс, имеющий свои особенности,которые непременно следует учитывать. За предпринимательством в России будущее.
4. Предприятие (фирма)как основная структурная единица предпринимательства
В рыночной экономикеосновной структурной единицей предпринимательства является предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект различных форм собственности,объединяющий экономические ресурсы для производства и реализации товаров иуслуг с целью получения прибыли. Оно одновременно функционирует в различныхсферах, взаимодействует со значительным числом реальных экономических исоциальных субъектов. Результат деятельности предприятия зависит отвзаимодействия различных факторов, представляющих внутренние ресурсы и внешниеусловия его функционирования. На предприятии должны быть в достаточной мереразвиты и согласованы все три основных процесса: производство продукции, еереализация, воспроизводство ресурсов и условий деятельности.
Исходя из сказанного,можно выделить основные социально-экономические признаки предприятия: 1)организационно-экономическая система, с помощью которой осуществляется процесснепосредственного производства; 2) характеризуется общественным разделениемтруда внутри производства; 3) обладает обособленным имуществом и осуществляетобособленный хозяйственный оборот; 4) является субъектом правовых отношений.
Социально-экономическиепризнаки характеризуют предприятие с точки зрения его места и роли в системехозяйственных отношений. Как субъект хозяйствования оно выступает основнымзвеном экономики. Как экономически обособленная хозяйственная единица обладаетспецифическими интересами и осуществляет воспроизводство за счет результатовхозяйственного оборота. Экономическая обособленность предприятия проявляется вего хозяйственной самостоятельности, совокупности прав и ответственности.
В практике хозяйствованиятермины: «предприятие», «фирма» часто используются как синонимы. Однако привсей общности между ними имеются и определенные различия. Фирмой можетвыступать как предприятие и организация, так и отдельное лицо. Предприятию жеобязательно присуще разделение труда внутри производства. То есть любоепредприятие является фирмой, но не всякая фирма — это предприятие. Например,два киоскера объединились для продажи газет. Это — фирма, но не предприятие.Следовательно, предприятие правильнее рассматривать как форму организациипроизводства, а фирму — как тип организаций обмена деятельностью. Экономическойосновой деятельности предприятия является кооперация труда, а фирмы — системаконтрактов владельцев ресурсов.
Различают внутреннюю и внешнююсреду предприятия. Внутренняя среда характеризует собственную экономикупредприятия, все виды его деятельности: производственные процессы, реализациюпродукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления.К внешней относится экономическая, правовая и социальная среда, в которойпредприятие функционирует.
В экономической жизнипредпринимательство связано не только с получением прибыли, но и с возможнымиубытками. Предприятие, не получающее прибыли, терпящее убытки, считаетсябанкротом. Несостоятельность (банкротство) предприятия означает егонеспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров и услуг,неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Различают злостное илиумышленное банкротство, т. е. сознательное доведение своих коммерческих дел(путем укрытия имущества или каких-нибудь афер) до банкротства, и неумышленноебанкротство как следствие сложившихся обстоятельств или некомпетентного управления.Банкротство зачастую является результатом конкуренции, формой своеобразногоестественного отбора наиболее эффективных форм и методов хозяйствования. В тоже время банкротство может быть следствием биржевых спекуляций, резких скачковконъюнктуры и т. п.
В целом банкротство врыночной экономике следует рассматривать как один из важных механизмовобеспечения социальной ответственности предприятия. Угроза банкротства исвязанного с ним принудительного лишения собственности дисциплинируетпредприятие, удерживает его от авантюрных проектов, невыполнения обязательствперед партнерами, неосмотрительного привлечения заемных средств без возможностиих возвратить.
Система мероприятий,направленных на улучшение финансово-экономических показателей предприятий сцелью предотвратить их банкротство или повысить их конкурентоспособностьназывается санацией.
В настоящее времясуществует огромное разнообразие предприятий, которые можно ранжировать по рядупризнаков. Укажем основные из них.
По форме собственностивыделяют три вида предприятий — частные, государственные и смешанные. Врыночной экономике преобладают частные предприятия, базирующиеся на частнойсобственности, они свободны от прямого государственного вмешательства. На ихдолю приходится основная часть национального производства и занятости.
Государственныепредприятия предполагают государство в качестве полного (или преобладающего)собственника имущества. В Западной Европе к государственным относят предприятия,в имуществе которых доля государства составляет свыше 50 %, в России —имущество которых образовано за счет средств федерального бюджета и (или)других государственных предприятий. Обычно они размещаются в тех сферахэкономики, которые менее привлекательны для частного бизнеса из-за большихпервоначальных капиталовложений, либо большого срока их окупаемости —наукоемкое производство, энергетика, добывающая промышленность и др. Крометого, государственные предприятия производят общественные блага.
В смешанных предприятияхиспользуются различные сочетания частных и государственных предприятий.
По степени концентрациикапитала и масштабам производства выделяют малые, средние и крупныепредприятия. Определяющим критерием принадлежности предприятия к той или инойгруппе является численность работающих на предприятии, хотя в условияхнаучно-технического прогресса такой критерий нельзя признать основным. НаЗападе, как правило, малой считается фирма с численностью работающих менее 100человек, средней — до 500, а крупной — более 500 человек. В развитых странах надолю малых предприятий приходится 50—70% прироста числа рабочих мест. Ониспособствуют достижению оптимальной структуры экономики, выработке и реализациигибкой стратегии и тактики хозяйствования, ускорению инновационных процессов,формированию социальной ориентированности рыночных отношений. Вместе с теммалое предпринимательство гораздо более рискованно, не так устойчиво посравнению с крупным.
В России численностьработающих на малых предприятиях не должна превышать установленного предела: впромышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельскомхозяйстве и научно-технической сфере — 60, в оптовой торговле — до 50, врозничной торговле и бытовом обслуживании — 30, в остальных отраслях и другихвидах деятельности — до 50 человек. В силу нестабильности отечественнойэкономики на протяжении последних лет число малых предприятий практически неизменяется, их доля в валовом внутреннем продукте составляет 10-11 %, аудельный вес занятых в общей численности всего занятого населения страны непревышает 12%. Эти показатели в несколько раз ниже, чем в рыночно-развитыхстранах.
В российскомзаконодательстве понятие «среднее предприятие» отсутствует.
В современном мирепонятия малые, средние и крупные предприятия, как правило, отождествляютсясоответственно с индивидуальным предпринимательством, партнерством икорпорацией.
По видам деятельностивыделяют: 1) производственное предпринимательство, т. е. непосредственноесоздание продукции, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащихпоследующей реализации потребителю; 2) коммерческое предпринимательство, ккоторому относят операции и сделки по купле-продаже товаров и услуг; 3)финансово-кредитное предпринимательство, включающее операции купли-продажиденег, валюты, ценных бумаг и их производство (эмиссию); 4) консультационноепредпринимательство (консалтинг), к которому относится комплексное обслуживаниев области информации и принятия управленческих решений, консультирование поэкономическим проблемам и т.д.; 5) инжиниринг, подразумевающий реализациюпроектов различного назначения — научно-исследовательских,проектно-строительных, производственных, сбытовых и т. д.; 6) инвестиционноепредпринимательство, включающее как финансовые (в форме акций, облигаций идругих ценных бумаг), так и реальные (создание новых капитальных благ)долгосрочные вложения капитала в национальное хозяйство.
Если на индустриальнойстадии общества приоритетной сферой выступает производственноепредпринимательство, предполагающее наиболее рациональную комбинациюприменяемых факторов производства, то в условиях постиндустриального развитияпредпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научнойдеятельности, что способствует реализации его инновационной деятельности.
По правовому статусу. Вмировой практике используются различные организационно-правовые формыпредприятий, В правовой практике западных стран самого понятия «предприятие» несуществует. Закон там имеет дело только с «компанией», т. е. с объединениемлиц, связанных одним из признанных видов договора. Таким образом, нельзясмешивать понятие «предприятие» с его правовой формой.
В нашей стране всоответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации формируются различныеорганизационно-правовые формы предприятий: а) индивидуальноепредпринимательство и крестьянские хозяйства; б) хозяйственные товарищества иобщества; в) производственные кооперативы; г) государственные и муниципальныеунитарные предприятия; д) некоммерческие предприятия. На выбор хозяйственнойдеятельности влияют размеры капитала, степень готовности участников взять насебя ответственность.
Как правило, предприятиевыступает юридическим лицом, хотя индивидуальное предприятие, у которого — единственныйсобственник, обладающий исключительным правом владения и распоряжения своимимуществом, присвоения результатов хозяйственной деятельности, подобнымстатусом не обладает. Владелец данного предприятия несет полную ответственностьвсем своим имуществом за экономические результаты. Не случайно Гражданскийкодекс выделяет физические и юридические лица. Физические лица включаютиндивидуальное предпринимательство и крестьянские хозяйства. Юридические лица —это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении иоперативном управлении обособленное имущество и отвечают этим имуществом посвоим обязательствам. Юридические лица представлены коммерческими инекоммерческими организациями. Первые в качестве основной цели преследуютизвлечение прибыли, вторые не ставят такой цели.
Хозяйственныетоварищества и общества. Главная особенность этих форм — долевое участие вкапитале и то, что все имущество как созданное за счет вкладов учредителей, таки приобретенное в процессе деятельности принадлежит участникам на правесобственности. Разграничительным признаком для них являются различия в формеобъединения вкладчиков. Товарищества — это образования, построенные на началахчленства и объединения капиталов, в то время как общества — только наобъединении капиталов.
Товарищества — этообъединения физических и юридических лиц для совместной экономическойдеятельности, в которых паи вносятся в любой форме и при выходе изымаются, какправило, в той форме, в какой были внесены, и все его члены лично участвуют вдеятельности своего предприятия. Отношения между членами товариществаопределяются, прежде всего, имущественной ответственностью.
Различают полноетоварищество и товарищество на вере. Полное товарищество — это такаяорганизационно-правовая форма, при которой все ее участники несут неограниченнуюсолидарную ответственность по обязательствам всем своим имуществом. Имуществополного товарищества формируется за счет вкладов его участников, полученныхдоходов и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности.Пропорционально этим долям (паям) в соответствии с договором распределяется всяили часть прибыли товарищества. При отрицательных результатах деятельностиполного товарищества и возникновении у него задолженности на ее погашениенаправляется стоимость имущества товарищества, а если оно недостаточно — тосредства членов товарищества (их личные сбережения и др.).
Товарищество на вере —объединение, включающее действительных членов и вкладчиков. Действительныечлены несут полную ответственность по обязательствам товарищества всем своимимуществом, а вкладчики — лишь в пределах своих, вкладов в стоимость имуществатоварищества. Вкладчики личных средств (сверх принадлежащих им вкладов) невносят.
Хозяйственные обществамогут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества сдополнительной ответственностью и акционерного общества.
В обществе с ограниченнойответственностью (ООО) объединяются граждане или юридические лица длясовместной хозяйственной деятельности, уставный капитал (уставный фонд)формируется только за счет вкладов учредителей. Ограниченная ответственностьучастников 000 выражается в том, что по обязательствам они отвечают только впределах своих вкладов, на их имущество или сбережения ответственность нераспространяется. Имущество 000 принадлежит его участникам на праве общейдолевой собственности. Каждый участник имеет право участия пропорционально егодоле в уставном капитале. Вклады участников 000 могут переходить отсобственника к собственнику только с согласия других участников общества впорядке, предусмотренном уставом.
В обществе сдополнительной ответственностью (ОДО) участники солидарно несут ответственностьпо его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере кстоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Вслучае банкротства одного из участников его ответственность по обязательствамобщества распределяется между остальными участниками пропорционально ихвкладам. В остальном к такому обществу применяются правила об обществах сограниченной ответственностью.
Акционерное общество (АО)— это организационно-правовая форма юридических и физических лиц, объединившихсвои средства путем выпуска акций. Владельцы акций являются пайщиками АО.Последние отличаются от товариществ тем, что их капитал образуется, какправило, в денежной форме и разбивается на равные по своей номинальной величинеи неделимые паи в виде ценных бумаг — акций. Для стран с развитой рыночнойэкономикой типичны открытые АО. Их акции свободно покупаются и продаются. Взакрытых же АО акции распространяются только между учредителями и на свободныйрынок не имеют доступа. В России в результате приватизации государственнойсобственности наиболее крупные предприятия преобразовались в открытыеакционерные общества.
Характерная черта АО — разделениев рамках пучка прав собственности функций владения и управления. Владельцами АОявляются акционеры — собственники акций. А управляют этой собственностью по ихпоручению менеджеры — наемные управляющие, не являющиеся собственниками. Чтобыобладать реальной властью в управлении и распоряжении имуществом АО, необходимовладеть контрольным пакетом акций. Капитал акционерного общества состоит изсобственного и заемного. Собственный капитал образуется путем объединенияиндивидуальных капиталов и денежных доходов за счет выпуска акций и облигаций,заемный капитал — за счет средств банковского кредита и средств от выпускаоблигаций. Акционер имеет право на получение ежегодного дохода (дивидендов).
Разновидностьюакционерных обществ являются холдинги. Их организационная структура болеесложна. Холдинговая компания «держит» крупные, часто контрольные, пакеты акцийдругих акционерных обществ с целью осуществления контрольных, управленческих ифинансовых функций.
Производственныекооперативы предполагают добровольное объединение граждан для совместнойхозяйственной деятельности, основанное на личном труде и объединении их паевыхвзносов; создается гражданами числом не менее пяти человек. Собственность здесьдолевая. Каждый член кооператива сохраняет право на свой пай и часть имущества.
Государственные имуниципальные унитарные предприятия. Если АО и товарищества основаны наимуществе, принадлежащем им на правах собственности, то закрепленное загосударственными предприятиями имущество целиком принадлежит собственнику-учредителю— государству или муниципалитету. Такие предприятия в российской экономикепредставлены двумя типами: на праве хозяйственного ведения и на правеоперативного управления. Предприятие первого типа самостоятельно распоряжаетсязакрепленным за ним имуществом в определенных собственником пределах.Предприятие второго типа только использует имущество по заданию собственника, араспоряжение им осуществляется исключительно с согласия собственника. Такоепредприятие учреждает только Правительство Российской Федерации. Поэтому ононазывается федеральным казенным предприятием. Продукция, произведенная поплану-заказу, реализуется казенным предприятием по ценам, установленнымуполномоченным органом управления. Прибыль этого предприятия, полученная от выполненияплана-заказа, направляется на совершенствование производственной деятельности исоциальные цели по соответствующим нормативам. Свободный остаток прибылиподлежит изъятию в бюджет.
Некоммерческиеорганизации. Это — организации, не ставящие в качестве цели своей деятельностиполучение прибыли, хотя в определенных случаях могут ее и получать, но не могутраспределять прибыль среди участников. К ним относятся: потребительскиекооперативы; общественные и религиозные организации; учреждения; благотворительныефонды и др. Суть их деятельности состоит, прежде всего, в защите интересовразличных групп населения. Они финансируются их собственниками, коммерческимиструктурами, спонсорами.
Коммерческие инекоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы.
Процесс формированияпредприятий продолжается. В последние годы, в связи с переходом к рынку, вРоссии возникают принципиально новые для нашей экономики фирмы. Важнейшие ихних: инвестиционная компания — организация, мобилизующая денежные средствапутем выпуска акций и облигаций и вкладывающая денежные средства в ценныебумаги других коммерческих предприятий; лизинговая фирма — специализированнаяфинансовая организация, в качестве посредника приобретающая с целью последующейпередачи в аренду средства производства или недвижимое имущество на длительныйпериод; венчурная (рисковая) фирма —- инновационное предприятие, действующее всфере наукоемкого производства с повышенной долей риска; аудиторская фирма —коммерческая организация, специализирующаяся на проведении бухгалтерскихревизий состояния и ведения финансовой > отчетности других фирм.
Мировой опыт показывает,что современная рыночная экономика в большой степени олицетворяется крупнымипромышленными корпорациями и их интегрированными формами. В этом отношениизаслуживают внимания финансово-промышленные группы (ФПГ), включающие комплексразноотраслевых производственных предприятий (промышленных, транспортных,строительных, научных) и финансовых институтов (банки, страховые компании,инвестиционные фонды), объединенных общностью экономических и финансовыхинтересов для осуществления скоординированной хозяйственной и инвестиционнойдеятельности. Обычно они территориально группируются вокруг крупныхпромышленных предприятий или банков. Общим для них является многоотраслевойхарактер деятельности и отсутствие четких организационных рамок. ОбразованиеФПГ способствует преодолению дезинтеграции экономики, концентрации финансовыхресурсов, структурным преобразованиям. Обладая высоким экономическим и научно-техническимпотенциалом, ФПГ могут обеспечить высокую эффективность и конкурентоспособностькак на отечественных, так и на международных рынках.
В России пока чтомасштабы развития ФПГ существенно уступают экономически развитым странам.
Приведенная характеристикав целом свидетельствует о том, что в российской экономике все в большей степениразвиваются рыночные отношения с учетом своей специфики.
5. Маркетинг и менеджменткак формы управленческого предпринимательства
Изменение и усложнениеусловий предпринимательской деятельности в реальной действительности вызвалинеобходимость формирования эффективной системы мер по управлению рынком. Этимобусловлено появление в XX веке маркетинга и менеджмента.
Маркетинг представляетсобой сферу человеческой деятельности, связанную с производством продукции.Ключом к пониманию концепции маркетинга являются определенные правила:
производите то, что можнопродать, вместо того, чтобы пытаться продать, то, что можете производить;выявите потребности и удовлетворите их; любите клиента, а не товар. Маркетинг,с одной стороны, предполагает тщательное изучение рынка. С другой стороны, онсам активно воздействует на рынок. Современный маркетинг — это системаизучения, управления и регулирования рынка; это совокупность экономических,социальных и этических норм делового общения, правил добросовестнойкоммерческой деятельности в интересах потребителей и общества в целом. К дел ямсовременного маркетинга относятся: удовлетворение потребностей групппотребителей и общества в целом в соответствующих товарах, услугах, готовыхизделиях, технологиях, получение высоких коммерческих результатов, преждевсего, прибыли.
Основные функциимаркетинга: комплексное изучение и прогнозирование рынка; оценка фирмой своихпроизводственных и сбытовых возможностей; разработка долгосрочной стратегиимаркетинговой деятельности с определением ее целей, задач, ресурсов, механизмови управления ассортиментом товаров, услуг, исходя из требований рынка; формированиеспроса и стимулирования сбыта; выявление и оценка конкурентных преимуществ.
Выделяют внутреннюю ивнешнюю маркетинговую среду. Внутренняя среда — это организационный механизмфирмы. Внешняя среда — условия, на которых возможно применение маркетинга; онивключают наличие на рынке покупателя, конкуренцию, долговременную мотивацию,свободу деятельности во внешней среде, свободу помещения капитала и рабочейсилы. Управление маркетингом предполагает выявление новых рынков, болееглубокое проникновение в процессы рынка, расширение его границ, разработку ипредложение новых товаров на новых рынках, оценку маркетинговых возможностейконкурентных преимуществ, отбор целевых сегментов рынка (групп потребителей,адекватно реагирующих на одинаковый набор побудительных стимулов маркетинга).
Неотъемлемой составляющеймаркетинга является разработка стратегического плана, определяющегодеятельность фирмы в перспективе. Стратегия маркетинга включает: а) развитиерынка — разработку нового плана сбыта, направленного на расширение объемапродаж или повышение эффективности производства, улучшение деятельности фирмы;б) разработку нового товара, расширение номенклатуры товаров со сбытом на«старом рынке», заполнение рыночных ниш'; в) расширение рынка товаров:географическое расширение рынка, поиск новых рынков или новых сегментов; г)диверсификацию — разработку новых товаров и одновременно освоение новых рынков,имеющих конкурентные преимущества.
Маркетинговаядеятельность фирмы основывается на теории жизненного цикла товара. Суть ее втом, что, какими бы потребительскими свойствами ни обладал товар, наступаетпериод, когда он будет вытеснен с рынка другим, более совершенным товаром, тоесть имеет свой жизненный цикл. Этот цикл предполагает прохождение товаром пятиосновных стадий: 1) внедрение товара на рынок; 2) рост объема продаж; 3)зрелость — когда достигается максимальный уровень прибыльности товара; 4)насыщение рынка товаром и стабилизация продаж; 5) спад объема продаж,сокращение прибыли и снятие с производства.
В XX в. рост масштабовпроизводства, научно-технический прогресс усложнили процесс управленияпредпринимателей-собственников. В новых условиях функция управления все болеепереходит от собственников к управленцам. В поисках эффективных методовуправления производством и трудом возникает наука об управлении — менеджмент.Это — организация предпринимательской деятельности и выработка экономическойстратегии фирмы, а также организация управления. Объектами менеджмента являютсяпредприятия, трудовые коллективы, работники, факторы производства; субъектамименеджмента выступают хозяйственные руководители, различные органы управления.
Необходимо отличатьменеджмент от предпринимательства, а менеджера — от предпринимателя.Предприниматель, как отмечалось выше, самостоятельно действует на свой страх ириск, под свою ответственность, в том числе — имущественную. Менеджером можетбыть и наемный работник, реализующий поставленные предпринимателем задачи. Вэтом случае он несет меньшую ответственность за свои действия, нежелипредприниматель. Правда, в настоящее время, когда коммерческая деятельностьполучила широкое распространение, разделение на менеджмент ипредпринимательство становится менее резким. Предприятия, стремящиеся кразвитию, все чаше используют предпринимательский стиль управления, которыйпринимает форму предпринимательского менеджмента. Менеджер должен владетьтакими функциями управления, как анализ, прогнозирование, планирование,организация, учет и контроль. Он также должен уметь строить отношения с людьми.В частности, отношения между руководителем и коллективом следует строить не наслепом подчинении, а на основе партнерства. В этом случае пробуждается общий,совместный интерес к успеху. Важная черта менеджмента предпринимательскогостиля — это создание и поддержание определенной культурной среды предприятия,дающей всем занятым на нем чувство единства и причастности к важному иполезному делу.
Приведем основные правилаповедения руководителя из международной практики менеджмента:
уметь определятьважность, очередность и последовательность выполняемых задач, выделять главное;
не поручать подчиненнымсамые главные вопросы, от решения которых зависит будущее компании;
не заниматься мелкими ивторостепенными делами, которые надо передавать и доверять исполнителям;
действовать только врамках достижимого, реального, избегать слишком рискованных, авантюрныхдействий;
действовать быстро ирешительно в тех случаях, когда промедление ведет к большим экономическимпотерям;
быть хорошоинформированным по вопросам, которые входят в компетенцию руководителя;
уметь проигрывать,отступать в ситуациях, когда это неизбежно;
быть справедливым,последовательным в своих действиях;
находить удовлетворение вработе.
Список использованнойлитературы
Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общейредакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2008.
Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.
Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,2007.
Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория нарубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.
Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов — на- Дону: Феникс, 2006.