/>/>
РЕФЕРАТ
по курсу «Обществознание»
на тему «Предпринимательство: сущность, черты и функции вэкономике»
Содержание
1. Понятие предпринимательства
2. Фирма, ее основные организационно-правовые формы
3. Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность
Список литературы
1. Понятие предпринимательства
Предпринимательство этоинициативная, инновационная деятельность экономических субъектов, принимающихна себя риск, направленная на получение прибыли.
Наемный работник осуществляетфизический процесс пользования чужой собственностью (станком, машиной,компьютером) для непосредственного производства благ и услуг. Отличиепредпринимателя от наемного работника состоит в том, что ему поручаетсяиспользование совокупной собственности — фирмы — со всей вытекающей из этогоответственностью.
Предпринимательство — это:
процесс создания нового, обладающегоценностью;
процесс, предполагающий принятиена себя финансовой, моральной и социальной ответственности;
процесс, приносящий в результатеденежный доход и личное удовлетворение.
Эффективная предпринимательскаядеятельность возможна только в условиях личной свободы предпринимателя иконкурентного рынка. Развитие предпринимательства ведет к росту национальногобогатства и благосостояния нации.
Субъектом предпринимательствавыступает предприниматель. Предприниматель — не обязательно собственник. ЛиЯкокка, президент компании «Крайслер», обеспечивший ей доминирующееположение на рынке, не был собственником компании. Поэтому в качествепредпринимателя выступает собственник, менеджер, или всякий человек, берущийсяза организацию бизнеса на свой страх и риск.
Но если собственник может бытьпассивен, то предприниматель активен, выступает как самостоятельный агентрынка, действующий на свой страх и риск и несущий имущественную ответственность.Менеджер — наемный работник, организующий выполнение целей предпринимателя. Необходиморазличать собственника и менеджера — это две совершенно разные роли. У нихразные цели. Главный мотив менеджера — строительство собственной карьеры, необязательно в рамках одного конкретного бизнеса. Собственнику важно нараститькапитал. Собственник привязан к росту стоимости бизнеса. Стоимость менеджераопределяется тем, сколько денег он принес своему собственнику, насколько онэффективен именно как менеджер, а не тем, чем он лично завладел.
Условия функционированияпредпринимательства (рис.1) характеризуют общеэкономическую среду, в которойфункционирует предприниматель, — среду конкурентного рынка при умеренномвмешательстве государства, т.е. характеризуют предпринимательскую среду.
/>
Рис.1. Условия функционированияпредпринимательства
Цели предпринимателя:
производство товаров и услуг;
получение прибыли;
социальные цели;
развитие бизнеса.
Роль предпринимательства впроизводстве благ и услуг реализуется через его функции:
Ресурсная — соединение факторовпроизводства.
Организаторская — принятиерешений.
Творческая — введение новаций.
Несение риска.
Обеспечение тенденции кравновесию.
Общие черты предпринимателей:
потребность в научно-техническихдостижениях, предпочтение, быть лично ответственным за решение проблем,поставленных целей и за достижение этих целей своими собственными усилиями;
склонность (средняя) к принятиюриска;
потребность в лидерстве;
вера в возможность повлиять наход событий.
Экономические выгодысуществования предпринимательства:
Увеличение кривойпроизводственных возможностей или изменение ее наклона.
Создание новых продуктов, услуг.
Достижение равновесия (всоединении с другими факторами равновесия).
Рост национального богатства.
Виды предпринимательстваразличаются по сферам предпринимательской деятельности:
производственноепредпринимательство;
коммерческое предпринимательство;
финансовое предпринимательство;
инновационноепредпринимательство.
По состоянию на 1 января 2007 г.в Российской Федерации зарегистрировано 4,8 млн индивидуальных предпринимателейи более 3 млн организаций, из которых (по данным Росстата) около 860 тыс. являютсямалыми предприятиями.
По данным Росстата, в сферемалого бизнеса легально занято около 15 млн человек, или 24% от общейчисленности занятого населения в стране.
Таким образом, развитие малогобизнеса в стране наблюдается в большей степени в форме предпринимательства безобразования юридического лица. Об этом свидетельствует также тот факт, чтоболее половины парка контрольно-кассовых машин (1,2 млн, или 53,3%) зарегистрированов налоговых органах за индивидуальными предпринимателями и их доля напротяжении последних лет постоянно растет.
Характерная черта, отличающаяроссийских предпринимателей, — это их уровень образования. По данным различныхопросов, доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Средикрупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38%, имеющихвторое высшее образование — 6,5%. Если сопоставить эти данные с уровнемобразования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российскийпредприниматель самый высоко интеллектуальный предприниматель в мире.
Сейчас в России преобладаетмнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность,находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализмотступил на второй план. Дальнейшее развитие предпринимательства в Россиивозможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Толькопрофессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильныевыводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получившихименно экономическое высшее образование.
Условием функционирования,оборотной стороной предпринимательства является риск.
Риск — это вероятность убытковпо сравнению с планируемым доходом.
Риски классифицируются:
по источнику возникновения — хозяйственный,личностный, природный, плановый, коммерческий;
по причине возникновения — неопределенностьбудущего, непредсказуемость поведения партнеров, недостаток информации.
В оценке степени риска великароль интуиции, которая основывается на прошлом знании. Интуиция и расчетыдополняют друг друга.
Способы уменьшения риска:
диверсификация (зонты и шезлонги);
страхование рисков различнымиспособами;
самострахование за счет созданиярезервных фондов.
Типы предпринимательскойдеятельности — это формы организации предпринимательской деятельности взависимости от формы собственности и методов хозяйствования. Различают:
государственноепредпринимательство;
индивидуальную трудовуюдеятельность;
интрапредпринимательство;
малый бизнес;
международный бизнес;
совместное предпринимательство.
Государственноепредпринимательство — это деятельность государственных предприятий на коммерческойили некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых дляразвития национальной экономики.
Индивидуальная трудоваядеятельность — общественнополезная деятельность физических лиц по производствутоваров и услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с предприятиями любоготипа (например, репетиторство).
Интрапредпринимательство — предпринимательскаядеятельность, проводимая внутри крупного предприятия.
Малый бизнес — бизнес,опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малыхпредприятий, формально не входящих в объединения.
Международный бизнес — предпринимательскаядеятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используетсямеждународный капитал.
Совместное предпринимательство — общая предпринимательская деятельность нескольких партнеров, в том числе партнеровразных стран. Для совместного предпринимательства характерна необходимостьсогласования экономических интересов всех участников предпринимательскойдеятельности.
2. Фирма, ее основные организационно-правовые формы
Основной формой организациипредпринимательском деятельности являются фирмы или деловые предприятия.
Оптимальный размер фирмыопределяется минимизацией издержек, необходимых для производства единицыпродукций: Обычно; их создают люди, которым приходит какая-то идея, — предприниматели,которым удается добыть деньги, купить оборудование, нанять работников.
В соответствии с Гражданскимкодексом РФ (с 1 января 1995 г.) в РФ существуют следующиеорганизационно-правовые формы предпринимательства (коммерческих организаций ифизических лиц):
/>
Хозяйственное товарищество (партнерство)- это организационная форма предпринимательства, когда и организацияпроизводственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляетсясовместным усилием двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из нихимеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости отдоли в уставном капитале и места, занимаемого в структуре управлениятовариществом. Товарищество как форма организации бизнеса в большей или меньшейстепени является следствием естественного развития индивидуальной частной фирмы.Оно зародилось в попытке преодолеть некоторые из основных недостатковиндивидуального предпринимательства.
Полное товарищество. Полнымпризнается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии сзаключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностьюот имени общества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащимим имуществом.
Товарищество на вере (коммандитноетоварищество) — это товарищество, в котором наряду с участниками,осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность иотвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами),имеется один или несколько участников — вкладчиков, которые несут риск убытков,связанных с деятельностью товарищества, и не принимают участия в осуществлениипредпринимательской деятельности.
Хозяйственное общество — этокоммерческая организация, уставный капитал которой формируется одним илинесколькими физическими или юридическими лицами путем внесения долей. Вкачестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства,интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющиеденежную оценку.
Общество с ограниченнойответственностью (ООО) — это коммерческая организация, учредителем которойвыступает одно или несколько физических или юридических лиц, которые несутответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах тольковнесенных ими вкладов.
Общество с дополнительнойответственностью. Отличие такой формы хозяйственного общества от общества сограниченной ответственностью состоит в том, что ответственность пообязательствам такого общества распространяется на имущество учредителей, а нетолько на его вклад в уставный капитал. При банкротстве одного из учредителейего ответственность по обязательствам общества распределяется между остальнымиучредителями пропорционально их вкладам.
Акционерное общество — этообщество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участникиакционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несутриск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимостипринадлежащих им акций. В связи с широким распространением в современном миреакционерной собственности большинство крупных фирм являются акционернымиобществами, выпускающими акции — ценные бумаги, обращающиеся на рынке ценныхбумаг.
Закрытое акционерное общество (ЗАО)- это общество, акции которого распространяются только среди его учредителей (средизаранее определенного круга лиц), когда они не могут свободно продаваться ипокупаться на фондовом рынке.
Открытое акционерное общество (ОАО)- это акционерное общество, участники которого могут свободно продавать ипокупать акции общества без согласия других акционеров. Акции могут свободно обращатьсяна фондовом рынке.
Акционерные общества — этокорпорации, они ограничены от конкретных лиц, владеющих ею. Такая структура,имеющая статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы, владеть активами,производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты,предъявлять иск, выступать ответчиком в суде, а также выполнять все те функции,которые выполняют деловые предприятия любого другого типа.
Производственный кооператив (артель)- это коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собойдобровольное объединение граждан для совместной (посредством объединениясобственности и усилий) производственной или иной деятельности. Этоорганизация, собственниками которой являются потребители-члены, платящиеежегодные членские взносы и участвующие в прибылях. Производственныекооперативы создаются для совместного производства, переработки, сбытасельскохозяйственной продукции, т.е. только в сфере сельского хозяйства.
Государственные предприятияпредставляют собой производственную единицу, характеризующуюся тем, чтоимущество такого предприятия и управление им полностью ли частично находится вруках государства и его органов; Они либо владеют капиталом предприятия иобладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либообъединяются с частными предпринимателями, по воздействуют на них иконтролируют. Государственные и муниципальные предприятия, согласноГражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий.
Унитарное предприятие — этоорганизация, не наделенная правом собственности на закрепленное за нейимущество. Государственное или муниципальное имущество не принадлежитунитарному предприятию, оно неделимо.
Классификация предприятий поразмерам:
Мельчайшие — основаны на личномтруде товаропроизводителя (семейные — 2-3 человека).
Малые (с 1 июля 1995 г. в РФ): впроизводстве — до 100 чел., в науке — до 60 чел, в непроизводственной сфере — до50 чел., в торговле — до 15 чел.
Средние — от 50 до 500 чел.
Крупные — более 500 чел. (АО).
3. Малое предпринимательство и индивидуальнаятрудовая деятельность
Осуществляемые в РоссийскойФедерации экономические реформы стали условием становления и развития малогопредпринимательства. Как показывает мировой опыт, малое предпринимательство — неотъемлемыйэлемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика иобщество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В соответствиис международными стандартами к малым предприятиям относятся фирмы, удовлетворяющиеследующим, условиям:
фирма владеет небольшой долейрынка;
управление фирмой осуществляетсяее владельцем;
фирма является независимой.
В России «малымпредпринимательством» признается деятельность, осуществляемая субъектамирыночной экономики при определенных, установленных законами, государственнымиорганами или другими представительными организациями критериях (показателях). ВФедеральном законе РФ «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» установлено, что подсубъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, вуставном капитале которых доля государства и других организаций не превышает 25%и в которых средняя численность работников за отчетный период не более следующихпредельных уровней.
Согласно этому же Закону подсубъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридическоголица.
Основными особенностями малогопредпринимательства являются, в первую очередь гибкость и мобильность,позволяющие быстро осваивать новые виды продукции и таким образом, быстрореагировать на изменение потребительского спроса. Относительно небольшое числозанятых и небольшие масштабы производства позволяют оперативно организовыватьмелкосерийное производство или экспериментальное производство.
Малый бизнес не противостоиткрупным и средним предприятиям, а существует в тесной интеграции с ними,участвует в структурной перестройке народного хозяйства и ускоренииинновационных процессов. Малые предприятия формируют конкурентную среду,создают альтернативу на рынке труда, способны дать миллионы новых рабочих мест.
Анализируя зарубежный иотечественный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить егоосновные преимущества:
более быстрая адаптация кместным условиям хозяйствования;
большая независимость действиймалых предприятий;
гибкость и оперативность впринятии и выполнении принимаемых решений;
относительно невысокие расходыпри осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
большая возможность, индивидареализовать свои идеи и возможности, проявить свои способности;
более низкая потребность впервоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и впроцесс производства в ответ на требование местных рынков;
относительно более высокаяоборачиваемость собственного капитала.
Малые и средние предприятиярасполагают значительными конкурентными преимуществами, требуют меньше. Капиталовложенийв расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широкоиспользуют местные трудовые ресурсы. У собственников малых предприятий высокийуровень личной мотивации в достижении успеха, малые предприятия лучшеинформированы об уровне спроса на локальных рынках, часто товары производят позаказу конкретных потребителей, малые предприятия дают средства к существованиюбольшому количеству наемных работников.
Развитие малогопредпринимательства является условием решения следующих проблем:
формирование конкурентных,цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворениюпотребностей населения и общества;
расширение ассортимента иповышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросовпотребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ,услуг и культуры обслуживания;
приближение производства товарови услуг к конкретным потребителям;
содействие структурнойперестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость,мобильность, маневренность;
привлечение личных средствнаселения на развитие производства;
создание дополнительных рабочихмест, сокращение уровня безработицы;
более эффективное использованиетворческих возможностей людей, раскрытие их талантов, развитие различных видовремесел, народных промыслов;
вовлечение в трудовуюдеятельность отдельных групп населения, для которых крупное производствоналагает определенные ограничения;
формирование социального слоясобственников, владельцев, предпринимателей;
активизация научно-техническогопрогресса;
освоение и использование местныхисточников сырья и отходов крупных производств;
содействие крупным предприятиямпутем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, созданиевспомогательных и обслуживающих производств;
освобождение государства отнизкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические исоциальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разрядважнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформированияэкономики России.
В Европе малые предприятия дают50% промышленной продукции, а в России — лишь 4,3%.
Анализируя предпринимательскуюсреду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малогопредпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государстваи многих субъектов Российской. Федерации. Во-первых, нестабильная экономическаяобстановка, присущая экономике переходного периода. Во-вторых, низкий уровеньорганизационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствиедолжной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и вгосударственном секторе. В-третьих, негативное отношение определенной частинаселения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством,куплей-продажей. В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основрегулирования развития предпринимательства на региональном уровне. В-пятых,слабость действия механизма государственной поддержки малогопредпринимательства. Так, например, одной из основных проблем, мешающихнормальному функционированию малого предприятия, являются проверкимногочисленных контролирующих органов. Каждая из таких проверок отнимает времяу владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостьюуплаты штрафов за выявленные упущения или «отступного» проверяющим зато, чтобы они закрыли на них глаза.
В Федеральном законе «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»отмечено, что государственная поддержка малого предпринимательствапредусматривает следующие направления:
формирование структуры поддержкии развития малого предпринимательства;
создание льготных условийиспользования субъектами малого предпринимательства государственных, материально-техническихи информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенного порядкарегистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования ихдеятельности, сертификации их продукции;
предоставления государственнойстатистики и бухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономическойдеятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитиюих торговых, научно-технических, производственных, информационных связей сзарубежными государствами;
организация подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Целями осуществления мер погосударственной поддержке малого предпринимательства являются:
обеспечение отечественного рынкановыми товарами и услугами при помощи малого бизнеса;
формирование рыночной структурымалого бизнеса;
стабилизация малого бизнеса;
создание условий устойчивогороста и развития малого предпринимательства;
социальная адаптация иэффективная занятость в малом бизнесе;
развитие внешнеэкономическойдеятельности малых предприятий.
Меры государственной поддержкималого бизнеса подразделены на политические, законодательные, управленческие,финансовые, информационно-консультационные, методические и институциональные.
Политическая поддержка означаетпровозглашение и разработку государственной политики поддержки малого предпринимательствав целом и по отдельным направлениям. Определение направлений государственнойполитики закладывается всеми субъектами: государственной властью, гражданскимобществом и бизнесом. Диалог и выражение интересов бизнеса и гражданскогообщества с государственной властью ведется через сектор некоммерческихорганизаций.
Меры законодательной поддержкивключают разработку законов, закрепляющих государственную политику в нормахправа, и определяющих практические мероприятия по ее реализации. Нормы права,установленные в законах, исполняются всеми субъектами, попадающими в сферудействия законов. Общественный контроль за соблюдением законодательстваосуществляется бизнесом, а также некоммерческими организациями.
Финансовая поддержка заключаетсяв предоставлении малому бизнесу финансовых (субсидии, целевые программы,государственные гарантии) и других материальных ресурсов (недвижимость,оборудование), в ряде случаев — нематериальных ресурсов (технологий, патентов).Распределение ресурсов в рамках финансовой поддержки осуществляетсяисполнительной властью как напрямую, так и через специализирующиеся наподдержке малого бизнеса некоммерческие организации (НКО).
Мерыинформационно-консультационной поддержки включают провозглашение открытостигосударственной политики поддержки малого бизнеса и практических мер по еереализации, установление стандартов обеспечения малого бизнеса информацией,предоставление малому бизнесу информации напрямую или через специализированныеНКО. Некоммерческие организации также оказывают необходимую консультационнуюподдержку, проводят обучение субъектов государственной власти и малого бизнеса.Также существует сектор коммерческого консалтинга, связанного с получениеммалым бизнесом государственной поддержки.
Институциональная поддержка — этосоздание и функционирование институтов, прежде всего специализирующихся наподдержке малого бизнеса некоммерческих организаций. Через специальносоздаваемые институты государству проще проводить свою политику, а маломубизнесу — вести диалог с властью и реализовывать возможности, предусмотренныегосударственной поддержкой. НКО, работающие с малым бизнесом, служатпроводником волеизъявления малого бизнеса, обеспечивают взаимодействие всехсубъектов системы государственной поддержки малого бизнеса между собой,обеспечивают распределение финансовых и прочих, ресурсов, реализуютинформационную и консультационно-методическую поддержку.
Список литературы
1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В.,Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростовн/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., ЯковлевВ.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростовн/Д, 2008.
4. Кравченко А.И. Обществознание. М.:Русское слово, 2006.
5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростовн/Д: Феникс, 2007.