Реферат по предмету "Экономика"


Проблема нищеты

Содержание
Введение……………………………………………...............................................4
1 Многоплановость понятия нищеты, еепричины и границы……………..….6
2 Проблема неравенства доходов………….………………….……..................10
3 Возможные пути решения проблемы……………………………………...…20
Заключение….………………………………………………………..……....….29
Литература……………………………………….................................................30

ВВЕДЕНИЕ
 
Проблема справедливогораспределения доходов стояла перед  человечеством  во все времена. На почверазделения  прибылей  вспыхивали  конфликты и войны. Однако мы живём вцивилизованном обществе и вопросы  дифференциации  доходов для всех нас болеечем важны.
Наша страна идёт оченьсложным путём  перестраивания  собственной  структуры экономики и рыночныхотношений. Это неизбежно  сопряжено  с  многочисленными трудностями ипроблемами. Одной из них является проблема нищеты, причины возникновения которой носят как национальный, так имеждународный характер.
Искоренениенищеты и голода, обеспечение более справедливого распределения дохода и развитиелюдских ресурсов повсеместно являются основными задачами. Все страны несутсовместную ответственность за принятие мер по борьбе с нищетой.
Актуальность темыкурсовой работы заключается в том, что проблема нищеты не только угрожает существова­нию огромного количества людей, но иусили­вает ихнезащищенность от насилия, плохого обращения и невозможности выразить свое мнение в социальной, политической и эконо­мической сферах.
Целью данной курсовойработы является приобретение навыков научно – исследовательской работы врассмотрении проблемы нищеты в  Республике Беларусь.
В задачи курсовой работывходят рассмотрение понятия нищеты, её количественного определения, проблемынеравенства доходов и пути сглаживания неравенства, кривой Лоренца,экономических и социальных последствий обнищания населения Республики Беларусь.
Курсовая работа включаетв себя три раздела.
В первом разделе даютсятеоретические сведения о многоплановости понятия нищеты, её причины и границы.
Во втором разделерассматривается понятие доходов, проблема неравенства доходов, причинынеравномерности его распределения, кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильныйкоэффициент, способы перераспределения доходов правительством.
В третьем разделепредставлена информация о сложностях, возникающих при решении проблемыбедности. Кроме этого рассматривается понятие уровня жизни, факторы,  егоопределяющие,  и показатели для его оценки, понятия потребительской корзины ипрожиточного минимума.
При написании работы былииспользованы  различные  источники,  включая учебные  пособия  и периодические  издания,   авторы   которых   достаточно фундаментально рассматривают  проблему нищеты и ее причины, а  также  определяют  пути  ее решенияв Республике Беларусь. Наиболее полно данная проблема проанализирована вучебных пособиях Н.И.Базылева «Экономическая теория» и А.С.Булатова «Экономика». Данные о нормативах индексации доходов взяты из указа президентаРеспублики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции».Возможные пути решения проблемы бедности были отражены в программесоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.

1         МНОГОПЛАНОВОСТЬПОНЯТИЯ НИЩЕТЫ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ГРАНИЦЫ
История теоретическогоизучения и измерения нищеты насчитывает более чем двухсотлетнюю историю.Кажется, мимо неё не прошёл ни один сколько-нибудь заметный мыслитель. Это действительнотак, ведь нищета считается самой социальной из всех социальных проблем.
Понятие «нищеты» означаетсостояние крайней бедности, убожества, нужды и недостатка. Однако, если поднищетой понимать абсолютные лишения в условиях отсутствия нормальной пищи,одежды, жилья, то некоторые экономисты считают, что с такой традиционнойнищетой в основном покончено только в Японии. Другие промышленно развитыестраны серьезно притупили эту проблему вплоть до того, что на сегодняшний деньнищета в них во многих отношениях рассматривается не как экономическое, а каксоциальное, или психологическое состояние. [1]
Впервые проблема нищетыстала необычайно актуальной в конце XVIII — начале XIX в. в Англии. Она сталаживотрепещущей потому, что, начиная со второй половины XVIII в., в Англии шелнарастающий процесс абсолютного обнищания самых широких масс населения. Иестественно, что перед мыслителями самых разных направлений вставал вопрос,откуда берется нищета, почему она нарастает и как с ней покончить или, покрайней мере, как ее смягчить. [2]
Проблемой нищетызанимались многие, но одним из первых сделал ее предметом особого исследованияанглийский мыслитель Джозеф Таунсенд (1739 — 1816). Он посвятил ей работу«Исследование законов о бедных доброжелателем человечества» (1786).
Согласно мнению Таунсендав обществе всегда должны быть богатые и бедные, должна существовать частьнаселения обреченная на голод и нуждающаяся в работе. Но увеличение численностибедных выше общественного спроса на них чревато самыми серьезнымипоследствиями. Чрезмерная нищета представляет собой угрозу обществу. Иистинными виновниками этой чрезмерной нищеты являются сами бедные, которыеувеличивают число человеческих особей ранее, чем будет обеспечена достаточнаядля их поддержания провизия.
Английский мыслитель Дж.Таунсенд выделяет следующие причины нищеты:
1.  безрассудноеразмножение бедных;
2. леность и порочностьбедняков. Они лишены тех добродетелей, которые обеспечивают обретениебогатства: трудолюбия, умеренности и бережливости.
3. законы о бедных,которые мешают естественному ходу вещей. По велению природы слабые должныпогибнуть, а законы о бедных, по которым общество должно их содержать, нетолько спасают бедных от вымирания, но способствуют увеличению их числа.
Д. Таунсенд предлагаетпротивоположное средство борьбы с нищетой: воздействовать на неё голодом. Этоприведет к сокращению населения и тем самым ограничит главный источник нищеты.Кроме того, это внушит людям страх перед голодом, они сократят рождаемость итем самым будет восстановлено равновесие между численностью населения и объемомпищи. Таунсенд считает, что голод — это регулятор не только размеров населения,но и социальных отношений, это идеальное средство принуждения бедных к труду. [2]
Иного взгляда на нищету иее причины придерживался видный английский писатель и публицист Уильям (Вильям)Годвин (1756 — 1836). Он изложил его в двухтомном трактате «Рассуждениеотносительно политической справедливости»  и иных работах. По мнению Годвинаобщество делится на два класса — богатых и бедных. Последние составляют 98%населения. Бедные создают весь доход, но сами они не получают почти что ничего.Почти весь продукт их труда достается ничтожному меньшинству, которое в силуэтого и является богатым. На долю же бедных остается нищета.
Главную    причину социальногонеравенства, а тем самым и нищеты Уильям Годвин видел  в существовании частнойсобственности, поэтому он требовал её отмены и упразднения государственнойвласти, покровительствующей богатым и обеспечивающей их господство.
Труды У. Годвина послужилитолчком для  появления работы Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834) «Опыт озаконе народонаселения, как он влияет на будущее улучшение общества, сзамечаниями на рассуждения мистера Годвина, мсье Кондорсе и других писателей». [1]Мальтус считал нищету неизбежным результатом несоответствия между ростомнаселения и уменьшающимися запасами средств существования. Его теориюопровергли увеличение производительности ресурсов и усиление контроля зарождаемостью. [2]
Противоположной точкизрения придерживался врач и оригинальный мыслитель Чарльз Холл (1745 — 1825).Он считал, что не невежество и тупость народа является причиной его нищеты, анаоборот, нищета масс – причина их умственной и нравственной неразвитости.
По мнению Ч. Холла силой,которая заставляет бедных работать на богатых, является частная собственность,капитал. Под капиталом он понимает, во-первых, ту часть богатства (средствапроизводства), которая участвует в производстве и дает прибыль, во-вторых, самуприбыль. Государство в любой его форме (монархия, тирания, республика), каксчитает Ч. Холл, представляет собой инструмент, при помощи которогобогатство-капитал держит в повиновении труд. Идеальным Ч. Холл считаетобщество, в котором каждый ведет хозяйство и распоряжается продуктом своеготруда. [2]
На основаниирассмотренных точек зрения известных мыслителей можно сделать вывод о многоплановостипонятия нищеты, развивающегося с течением времени. Однако, хотя нищета считается историческимфеноме­ном, формы, в которых она проявляется сегод­ня, становятся все болеесложными. Эта слож­ность- результат многих факторов, включая изменения во взаимоотношениях между людьми, взаимоотношения междуобществом и факторами ипроцессами производства, а также точки зрения правительств и между­народных организаций на различные измерения нищеты.
Термин «нищета», которыйраньше считался относящимся только к доходам, сейчас представляет собоймногомерную концепцию, которая происходит и тесно связана с историей, культуройи особенностями общества. В развивающихся странах нищета широко распространенаи сочетается с голодом, отсутствием земли и ресурсов для заработка,неэффективными механизмами перераспределения, безработицей, неграмотностью,эпидемиями и отсутствием системы здравоохранения. В развитых странах нищета принимаетформы растущей безработицы и низкой заработной платы.
Исходя из проведенногоисследования, можно выделить следующие основные причины нищеты:
1. отсутствие доступа вмире изобилия возможностей;
2. отсутствиесправедливости и равенства;
3. отсутствиебезопасности человека и мира;
4. отсутствиеполитической свободы нищих;
5. неспособность нищихучаствовать в процессе принятия решений;
6. отсутствиедобросовестного управления;
7. отсутствие личнойбезопасности и др.
Таким образом, именноотказ в экономической, политической и социальной власти и ресурсах удерживаютлюдей в нищете. Нищие не могутиз­менить свое положение,так как им отказано внеобходимых средствах.
Нищета явля­ется прямым посягательством набезопасность человека. Она не только угрожает существова­ниюогромного количества людей, но и усили­вает их незащищенность отнасилия, плохого обращения и невозможности выразить свое мнениев социальной, политической и эконо­мической сферах.
Так как проблеманищеты — это сложная многоплановая проблема, причины возникновения которойносят как национальный, так и международный характер, поэтому невозможно найти еёуниверсального решения, которое можно было бы применить на глобальном уровне.Для решения этой проблемы решающее значение скорее имеют программы дляконкретных стран, направленные на борьбу с нищетой, и международные усилия вподдержку мер, принимаемых на национальном уровне, а также параллельноеосуществление процесса создания международных условий, способствующих еерешению. Искоренение нищеты и голода, обеспечение более справедливогораспределения дохода и развитие людских ресурсов по-прежнему повсеместноявляются основными задачами. Все страны несут совместную ответственность запринятие мер по борьбе с нищетой.

2         ПРОБЛЕМАНЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ
Прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следуетопределить понятие дохода. В социально-экономическом смысле доходынаселения представляют собой совокупность денежных средств,социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами егосемьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, атакже поступлений от занятия бизнесом.
Доходы имеютдве формы: первичные и вторичные. Первичные  доходы представляют собой доходы  от экономической  деятельности:  труда, капитала,  предпринимательства.  Первичные доходыполучают собственники факторов производства:
 а) собствен­ники наемной рабочейсилы за свой труд — заработную плату;
 б) мелкие собственникисредств труда, находящихся в их личном владении, — личный доход;
 в) собственники капитала, использу­емого ввиде средств производства, — прибыль;
 г) собственники денежныхкапиталов, предоставляющие кредит (ссуду), — ссуд­ныйпроцент;
 д) владельцы земли — ренту (в форме аренднойплаты). [3]
Вторичные доходы образуютсяв результате перераспределения первичных и составляют главным образомдоходы государства, которое с помощью разного вида налоговформирует доходную часть своего бюджета.
Различают следующие видыличных доходов:
1. с точки зренияисточников получения:
-  трудовой доход;
-  доход отсобственности;
-  социальные выплаты ифонды (трансферты);
— неучтенные личные видыдеятельности (продукты личного подсобного хозяйства, репетиторство, домашнеехозяйство и т.п.).
2. по способам получения:
— наличные;
— безналичные доходы.
Для оценки уровня доходов используютсяпоказатели номи­нального, располагаемого и реального доходов.
Номинальный до­ход — этовся сумма денежного дохода, не зависящая от налогооб­ложенияи уровня цен. В Республике Беларусь номинальные доходы состоят иззаработной платы, пособий и выплат, стипендий, пенсий, поступлений от продажисельскохозяйственной продукции, из финансовой системы и пр.
Сумма номинального дохода после вычета налоговсоставляет располагаемый доход.
Реальный доход представ­ляетсобой то количество товаров и услуг, которое можно приоб­рести на располагаемыйдоход, т. е. это располагаемый доход с учетом инфляции. [3]
/>                        (1)
Схематично эти формы доходов представлены нарисунке 1. Номинальный Располагаемый Реальный доход доход доход Общее количество денег, полученных за определенный период Номинальный до­ход за минусом налогов и других обязательных пла­тежей Товары и услуги, купленные на сум­му располагаемо­го дохода
«Начисленные»
доходы «Чистые» доходы
«Отоваренные»
доходы /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Рисунок 1 -  Основныеформы доходов
Для анализа степени дифференциации доходов ис­пользуетсянесколько методов:
1. функциональное (горизонтальное) распределениедоходов показывает долю националь­ного дохода, котораяприходится на тот или иной фак­тор производства. Функциональноераспределение доходов характеризуетего первичное распределение между фиксированными факторами производства. Такоераспределение обусловлено собственностью на факторы производства.
2.  Вертикальное (личное)распределение является результатом вмешательства в распределительные отношениягосударства. Распределение дохода между отдельными экономическими ячейками (частнымилицами, семьями, домашними хозяйствами) называется личным распределением.Личное распределение – это фактическое распределение дохода, независящееот источников его поступления. Личное распределение дохода неравномерно. [2]
Количественно дифференциация доходов измеряетсяследующими показателями:
— средним доходом,приходящимся на одного человека;
— медианным доходом(уровнем дохода, выше и ниже которого число доходополучателей одинаково);
— модальным доходом(наиболее распространенным, который получает наибольшая часть населения). [3]
Дифференциация доходов складывается подвоздействием разнообразных факторов, связанных с личнымидостижениями или независимых от них, имею­щих экономическую,демографическую, социобиологическуюили политическую природу.Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют:
— неравномерное личное распределение доходов;
— несовершенная конкуренция на рынках труда(монопсония);
— различная привлекательность профессий,сопровождающаяся неравномерной заработной платой;
— раз­личия в способностях (физическихиинтеллектуальных);
— различия образования и квалификации,трудолюбие и мотивацию;
— профессиональнуюинициативность и склонностьк риску;
— происхождение, размер и состав семьи;
— разный уровень владения собственно­стью;
— положение па рынке;
— субъективные факторы (здоровье, удача,везение, личные контакты и т.д.). [3]
Все многообразие факторов, влияющих надифференциацию доходов, можно условно разделить на зависящие инезависящие от личных усилий доходополучателей. Врожденные способностии талант человека могут не привести к росту дохо­да ине найти применения, в то время как скромные способности могут быть развиты врезультате образования и сильной трудовой мотивации; владение собственностьюпо наследству может привести как к ее приумножению, так и к утратеобъектов собственности и доходов от нее. [3]
Сопоставление распределения доходов ираспределения способностей между людьми показывает, что доходы, даже трудовые,а не от собственности, распре­делены не столь равномерно, как способности. Рисунок2иллюстрирует соотно­шение различий в доходе (кривая 1)и вспособностях (кривая 2). На основе данных кривыхрассчитываются различные коэффициенты диф­ференциации. Например, децильные коэффициентыдифференциации. Кривая 2распределенияспособностей всегда более симметрична, чем кривая доходов 1. Кри­вая 1имеет правостороннюю асимметрию илискошенность, что и показывает наглядно большую дифференциацию доходов, чем способностей. Все факторы дифференциации доходов, независящие от личных усилий, выпол­няют роль своеобразных барьеров на пути повышения доходного статуса.
/>


2   />
/>


Низшие группы    Высшиегруппы                        Доходы, способности
Рисунок 2 —  Кривые распределения доходови способностей.
Количественно степеньнеравенства в распределении доходов измеряется следующими показателями:
а) кривой Лоренца;
б) коэффициентом Джини;
в) децильным(квинтильным) коэффициентом.
КриваяЛоренца показываеткакую долю в совокупном доходе занимает каждая группа населения. Эта криваяпозволяет сравнивать распределение доходов во времени в разных странах (рисунок3). Если доходы распределяютсяравномерно, то каждая группа семей должна получать доход, соответствующий ее удельному весу, аграфик распределения доходов будет представлен биссектрисой О А нарисунке 3.
/>
 
 
 
 
 
 
Рисунок 3 — Кривая Лоренца
В таблице 1эта ситу­ацияхарактеризуется как абсолютное равенство. Противоположное абсолют­номуравенству абсолютное неравенство соответствует ситуа­ции,когда 1% семей получает 100% дохода, а другие не получают ничего. В этом случаеграфик распределения дохода представлен кривой, совпадающей с осями системыкоординат с вершиной в точке В.
Таблица 1 – Процент дохода семей в условияхабсолютного равенства и абсолютного неравенства по кривой Лоренца% семей % дохода абсолютное равенство абсолютное неравенство 1 1 100 20 20 40 40 60 60 80 80 100 100
Фактически распределение доходов отражаетсякривыми вида /, //, ///. Чем ближе кривые фактического распределенияк биссектрисе О А, тем более равно­мерное распределение доходовимеется в действительности. Различие видов кри­вых фактическогораспределения связано с тем, что в них учитываются доходы / —до вычета налогов, // — после вычета налогов, /// — с учетом трансфертных платежей.Обратная зависимость между относительными величинами дохода (богатства)и числом их получателей, выраженная графически, называется кри­войконцентрации, или кривой Лоренца.  Прин­циппостроения кривой может быть использован для анализа и срав­нения доходов населения страны,региона, населенного пункта в раз­личные периоды времени, с помощью этой кривойможно сравнивать доходынаселения различных стран, можно сопоставлять доходы и выявить неравенство распределениямежду различными слоями насе­ления. В последующем это можно использовать в реализации эконо­мическойполитики государства. С помощью кривых  Лоренца  также  можно  наглядно продемонстрировать процесс выравнивания доходов через проведение  мер налоговой  и  социальной политики.  Так,  например,  с  более  высоких доходов   при   прогрессивном налогообложении взимается более высокий  налог, атакие правительственные программы, как   социальное   страхование,   выплатаразличных пособий, продовольственная помощь увеличивают  доходы  относительно бедных   слоев населения. [2]
Неравенство в распределении доходов вычисляется посредством такназываемого коэффициента Джини, когда площадь образованную линиямиравномерного и неравномерного распределения доходов соотносят с площадью треугольника ОAB (см. рисунок3). Чем сильнее отклонение кривой Лоренца, тем большекоэф­фициент Джини и тем больше степень экономического исоциально­го неравенства в обществе. Для наиболее развитых рыночных стран коэффициентДжини составляет значение 0,27 — 0,33. Коэффициент Джини в Республике Беларусь на протяжениипоследнего десятилетия не превышает 0,3%. Показателем дифференциации доходов может служить также децильный коэффициент. Для его расчетаберется усредненный показатель для 10% наиболее высокооплачиваемой категорииработни­ков и такой жеусредненный показатель для 10% наименее обеспе­ченных работников. Ихсоотношение между собой дает децильиый коэффициент.
Квинтильный коэффициент – это соотношение между20% высокооплачиваемых и 20% низкооплачиваемых категория работников. [2]
В Республике Беларусь впоследнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоениянаселения по доходам. Процессы поляризации доходов в начале 90-х гг.развивались слишком стремительно и происходили на фоне снижения общего объемадоходов населения. Один из основных показателей степени неравенства враспределении доходов — коэффициент Джини, увеличился за первые три года реформболее чем в полтора раза по сравнению с показателями, фиксировавшимися в периодкомандно-административной системы. В странах с развитой рыночной экономикойподобные изменения в дифференциации доходов населения происходили на протяжениинескольких десятилетий. [4]
Столь бурное нарастаниенеравенства породило широкое распространение бедности и других острых социальныхпроблем. Несмотря на то, что в последние годы в экономическом и социальномразвитии страны появились позитивные сдвиги, имеется и ряд нерешенных проблем.
Государственная политика доходов заключается  в  перераспределении  их черезгосбюджет путем дифференцированного  налогообложения  различных  групп получателей дохода  и  социальных  выплат.  При  этом   значительная   доля национальногодохода переходит от слоев  населения  с  высокими  доходами  к слоям с низкимидоходами. Ныне все  развитые  страны  мира  создали  системы социальнойподдержки малоимущих.
Перераспределение  доходов   правительство   осуществляет прямым   икосвенным способами, включающими:
— трансфертные платежи, то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
-  регулирование цен на социально важную продукцию;
— индексацию  фиксированных  доходов   и   трансфертных   платежей  при определенном законом проценте инфляции;
— обязательный  минимум  зарплаты  как  базы   оплаты   руда   на  всех   предприятиях;
-  прогрессивное   налогообложение,   при   котором   налоговая  ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода. [3]     
Социальные трансферты –  это  система  мер  денежной  или  натуральной помощималоимущим, не связанной с их участием в  хозяйственной  деятельности внастоящее время или  и  прошлом.  Целью  социальных  трансфертов  является гуманизацияотношений  в  обществе,  предотвращение  роста  преступности,  а такжеподдержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов,  решает проблемуповышения доходов малоимущих слоев населения, создает  условия  для нормального  воспроизводства   рабочей   силы,   способствует    ослаблению социальнойнапряженности и т. д. Степень воздействия государства на  процесс перераспределениядоходов можно измерить объемом  и  динамикой  расходов  на социальные цели засчет центрального и местных бюджетов,  а  также  размером налогообложениядоходов. Возможности  государства  в  перераспределении   доходов   во   многомограничиваются бюджетными  поступлениями.  Наращивание  социальных  расходов сверхналоговых поступлений ведет к превращению их  в  мощный  фактор  роста бюджетногодефицита и инфляции. Увеличение  социальных  расходов  госбюджета даже впределах  полученных  доходов  ведет  к  чрезмерному  росту  налогов, способномуподорвать рыночные стимулы. Механизм социальных трансфертов включает изъятие вформе налогов части доходов у  средне-  и  высокодоходных  слоев  населения  и выплату  пособий наиболее  нуждающимся  и  инвалидам,  а  также   пособий  по   безработице. [3] Государство перераспределяет доходы также путем  изменения  цен, устанавливаемых рыночным путем,  например  гарантированием цен  фермерам  и введением минимальных ставок заработной платы. [5] Самоустройство рыночной  экономики  делает  неизбежным  вмешательство государства всферу доходов с целью их  перераспределения.  Благодаря  этому правительство получает  средства,  необходимые  для  удовлетворения общих потребностей(оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры),материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных(престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.
Кроме того, общество ответственно за уровень доходов  работников, занятыхв «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата ижалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательнымустановлением   минимального уровня зарплаты как обязательной базы оплаты трудаво всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечиватьминимальный стандарт благосостояния. [5] В Республике Беларусь  ее значениесейчас составляет около 179 050 рублей.
Важным элементом государственного регулирования доходов является определениеи верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствоватьразвертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата». Эта мера образуетосновной элемент «политики сдерживания», означая на  практике «замораживание»зарплаты и цен  (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируетсярост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционноепревышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупногопредложения. [5] Осознавая особую социальную значимость перераспределениядоходов для обеспечения  стабильности рыночного общества, правительствостремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческихнастроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части обществастремления к высокодоходной деятельности [6].
Одним из основных направлений государственной политики доходов являетсязащита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этойцелью применяется индексация, т. е. увеличение  номинальных доходов взависимости от роста цен. Для подсчета индекса потребительских цен ввидубольших  колебаний  цен на различные товары и услуги, особенно в  периоды высокой  инфляции,  очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее  часто  споры  между правительственными органами и профсоюзами идут поповоду включения в  индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду,обувь,  транспорт  и  отдых. При этом считается, что индекс потребительских ценобычно преуменьшает  рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли  расходов  на  те  или иные статьи потребительского бюджета. [5]
В Республике Беларусь условием наступления индексации являетсяпревышение 5%-го порога индексом потребительских цен, исчисленным нарастающимитогом с момента предыдущей индексации. В этом случае осуществляетсяавтоматическая корректировка указанных доходов для компенсации потерь,вызванных ростом потребительских цен. Индекс потребительских цен в нашей странеежемесячно определяется Министерством статистики и анализа Республики Беларусьи публикуется в официальной печати. Индексируется доход в пределах170 500 руб. - 100 процентов утвержденного бюджетапрожиточного минимума, действующего на момент индексации. Часть дохода,превышающая 170 500 руб., индексации не подлежит.[7] Приведем значенияиндекса потребительских цен за 2007 год в таблице 2.
Таблица 2 – Индексы потребительских цен за 2007 годМесяц Значение индекса потребительских цен в 2007 году, % по сравнению с предыдущим месяцем по сравнению с декабрем 2006 года Январь 101,8 101,8 Февраль 100,8 102,6 Март 100,4 103,0 Апрель 99,8 102,8 Май 100,4 103,2 Июнь 100,4 103,6 Июль 100,5 104,1
На основании данной таблицы можно сделать вывод о том, что в начала 2007года происходит снижение индекса потребительских цен с 101,8% в январе до 99,8%в апреле. Однако, уже с мая месяца наблюдается его рост.  ИПЦ в 2007 году выше,чем ИПЦ на конец 2006 года. Это является свидетельством роста уровня инфляции в 2007 года по сравнению с 2006 годом.
Индексация доходов с экономической точки зрения имеет  и  существенные недостатки. Так,  способствуя  уменьшению  разрывов  в  доходах  низко- и высокооплачиваемых работников,  она  может  отрицательно  сказаться  на  их стремлении  к  более напряженному  труду.   Кроме   того,   индексация   не способствует проведениюантиинфляционных мер.  В  силу  этих  причин  многие государства ЗападнойЕвропы в 80-х гг. приступили к демонтированию системы индексации:  стали вводиться  временные  паузы  (причем   без   последующей компенсации),устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни  роста  цен, за которымииндексация не применяется. [5]
Таким образом, под доходами  населения   понимается   сумма   денежных   средств и материальныхблаг, полученных или  произведенных  домашними  хозяйствами  за определенныйпромежуток времени. Роль доходов определяется тем, что  уровень потреблениянаселения прямо зависит от уровня доходов. Уровень доходов членов  общества является  важнейшим  показателем  их благосостояния, так  как  определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха,  получения образования, поддержания  здоровья, удовлетворения   насущных   потребностей. Следует учитывать, что на практикесуществует диффе­ренциацияобщества по доходам. Дляанализа степени дифференциации доходов ис­пользуется функциональное (горизонтальное) и вертикально(личное) распределение. Для ее количественного измерения применяются показателисреднего, медианного и модального доходов. Для определения степени неравенствав распределении доходов используются кривая Лоренца, коэффициент Джини идецильный коэффициент.
В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессысоциально-экономического расслоения населения по доходам, что породило широкоераспространение бедности и других острых социальных проблем. Государственнаяполитика доходов заключается в перераспределении  их через госбюджетпутем дифференцированного  налогообложения  различных  групп получателей дохода  и  социальных  выплат. Перераспределение  доходов   правительство  осуществляет прямым   и косвенным способами, включающими трансфертные платежи,регулирование цен на социально важную продукцию, индексацию  фиксированных доходов   и   трансфертных   платежей   при определенном законом процентеинфляции и др.
3    ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ
Изменения в доходахнаселения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям.Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо вразвитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и«чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. Врезультате деления общества, населения регионов и отдельных граждан возникаютмежрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит кразрушению единства страны. Происходит отток квалифицированных работников всферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшаетсяобразовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отраслидеградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активностьнаселения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит кдемографическим кризисам.
Неравенство доходов ибогатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу дляполитической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически всеразвитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютноеравенство в доходах.   Дело в том, что такая организацияэкономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь всемы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которыхвстречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такиеспособности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовыхспособностей таких людей, то есть их доходов.
По оценке рядаисследователей, в решении проблемы бедности существует ряд сложностей:
-  всегда сложноопределить критерий бедности, так как ее границы достаточно подвижны и условны.К тому же существующие методики расчета бедности не всегда обращают внимание нареальное положение. Например, часто бедность по доходам дополняется сохранениемвысокого имущественного статуса (приусадебный участок, излишки жилплощади,автотранспорт и т. д.). Такое имущество вполне может служить источником дляполучения дополнительных (скрытых) доходов.
-  уровень бедностинепосредственно зависит от таких внешних обстоятельств, как динамика инфляции иВВП, уровень безработицы и состояние государственного бюджета, изменениеобменного курса национальной денежной единицы и т. д. Это означает, что одна изпричин бедности населения кроется в непродуманной экономической политике. [6]
Таким образом изменениеэкономической политики в состоянии существенно повлиять на ситуацию сбедностью.
Исследование уровня жизни(благосостояния), бедности, имущественной и социальной дифференциации населенияактуализирует вопросы социальной защиты населения.
Уровеньжизни – это степень обеспе­ченности населениянеобходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Егоопределяют и как сово­купность условий жизнедеятельности людей (труда, быта, до­суга).
В широком смысле уровень жизни включает уровень и структу­рупотребления, условия труда, структуру и степень удовлетворе­ния социально-культурных потребностей, степень развития сфе­ры услуг, величину и структурувнерабочего и свободного време­ни, уровень экологической безопасности и т. д.
В узком смысле уровень жизни понимают как объем реальных доходов,определяющих объем и структуру фактического потреб­ления конечных товаров иуслуг.
Уровень жизни определяют следующие факторы:
— обеспеченность работой;
— доход в расчете на семью и на одногочеловека;
— обеспеченность жильем, одеждой, бытовойтехникой, транспортом;
— доступность услуг образования,здравоохранения, культуры;
— возможность обеспечения продуктами питания;
— возможность пользования достовернойинформацией;
— надежность защиты прав и свобод, жизни исобственности;
— гарантия нормальной жизнедеятельности вперспективе.
Для оценки уровня жизниприменя­ют ряд показателей:
— национальный доход на душу населения;
— объем средств на развитие социальной сферы;
— номинальные и реальные доходы;
— индекс стоимости жизни (рассчитываемый на базе«потребительской корзины» в сопоставимых ценах на одну семью, одногочеловека);
— объем личного потребления на душу населения;
  — калорийность, биологическая ценность рациона питания. [3]
Для измерения уровня жизни фактические показатели сравниваютсо стандартом («потребительской корзиной»).
Потребительская корзина —расчетный набор, ассортимент то­варов и услуг, характеризующий уровень иструктуру месячного (годового) потреблениячеловека или семьи. Она включает продо­вольственные инепродовольственные товары и услуги. Размер по­требительской корзины зависит отдостигнутого уровня и качества жизни и сильноразличается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотеннаименований товаров и услуг.
 Различают:
а) минимальную потребительскую корзину, которая лежит воснове расчета прожиточного минимума;
б) рациональную потребительскую корзину, которая лежит воснове расчета минимального потребительского бюджета. [3]
Как уже отмечалось, минимальный потребитель­скийбюджет и прожиточный минимум рассчитыва­ются па основе минимальной«потребительской кор­зины». Минимальная«потребительская корзина» рассчи­тывается для стандартнойсемьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, иозначает такой минимально допустимый потребительский на­бор,понижение которого социально не приемлемо. Формирование минимальногопотребительско­го бюджета осуществляется нормативным,статисти­ческим или комбинированным методом. [3]
Нормативный методосновываетсяна разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необ­ходимыхдля удовлетворения основных физиологи­ческих исоциально-культурных потребностей челове­ка с учетом особенностейполовозрастных групп насе­ления. Исходя из разработанныхнормативов потреб­ления,  формируется натурально-вещественный состав минимальногопотребительского бюджета.
Статистический методпостроенияминималь­ного потребительского бюджета предполагает анализ реальноскладывающихся закономерностей в потреб­лении исходя из данныхбюджетных обследований се­мей. В соответствии с разными уровнямисреднедуше­вых доходов выделяются несколько типов потребле­ния,один из которых принимается в качестве мини­мального.
Комбинированный методвключает элементы двух рассмотренныхподходов.
Общая схема фор­мированияминимального потребительскогобюджета и прожиточногоминимума представлена на рисунке 4.
/>
Рисунок 4 — Формирование минимального потребительского бюджета ипрожиточного минимума
Минимальная «потребительскаякорзина» с уче­том уровня инфляции определяет минимальный потребительскийбюджет (МПБ).
Минимальный потребительский бюджет (МПБ)– это порог бедности, обеспечивающийсохранение здоровья, нормальное развитие и воспитание детей (это социальныйпорог выживаемости). [3]Данные о величине МПБ в Республике Беларусь приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Минимальные потребительские бюджеты для различныхсоциально-демографических групп населения за 2006 и 2007 года.2007 год Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты Размер МПБ (руб.) в ценах марта 2007 г. в ценах июня 2007 г. 1 2 3 4 5 Семья из 4 человек 275 600 282 630 Мужчина трудоспособного возраста 342 750 342 710 Женщина трудоспособного возраста 347 260 347 670 Молодая семья с 2 детьми 260 870 267 870 Молодая семья с 1 ребенком 294 260 302 340 Семья пенсионеров 246 000 249 260 Мужчина пенсионер 280 230 279 390 1 2 3 4 5 Женщина пенсионерка 282 780 281 240 Студент 248 070 251 130 Студентка 252 410 255 910 Девочка в возрасте до 3 лет 218 250 222 090 Мальчик в возрасте до 3 лет 217 000 220 610 Девочка в возрасте от 3 до 6 лет 262 270 272 130 Мальчик в возрасте от 3 до 6 лет 265 310 274 550 Девочка в возрасте от 6 до 14 лет 276 680 284 890 Мальчик в возрасте от 6 до 14 лет 270 450 279 070 Девушка в возрасте от 14 до 18 лет 315 110 323 980 Юноша в возрасте от 14 до 18 лет 320 810 330 170 2006 год Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты Размер МПБ (руб.) в ценах марта 2006 г. в ценах июня 2006 г. в ценах сентября 2006 г. в ценах декабря 2006 г. Семья из 4 человек 250 280 259 160 258 570 265 110 Мужчина трудоспособного возраста 312 380 319 330 319 200 326 580 Женщина трудоспособного возраста 312 490 320 300 321 910 330 710 Молодая семья с 2 детьми 236 310 244 190 244 100 250 750 Молодая семья с 1 ребенком 267 200 276 040 275 590 283 590 Семья пенсионеров 222 240 228 830 229 310 235 050 Мужчина пенсионер 254 420 259 790 259 910 265 590 Женщина пенсионерка 253 710 259 200 261 070 268 210 Студент 226 210 228 940 227 510 238 640 Студентка 226 480 229 730 230 380 242 190 Девочка в возрасте до 3 лет 196 280 201 500 203 220 209 620 Мальчик в возрасте до 3 лет 195 970 201 080 202 310 208 440 Девочка в возрасте от 3 до 6 лет 237 160 244 840 246 430 253 090 Мальчик в возрасте от 3 до 6 лет 240 550 248 200 249 480 256 160 Девочка в возрасте от 6 до 14 лет 251 290 260 230 260 620 266 860 Мальчик в возрасте от 6 до 14 лет 246 860  255 800 254 860 260 740 Девушка в возрасте от 14 до 18 лет 284 120 294 300 295 020 303 600 Юноша в возрасте от 14 до 18 лет 293 110 303 270 301 670 308 970 /> /> /> /> /> />
Из приведенной таблицывидно, что для женщинтрудоспособного возраста величина МПБ в 2006-2007 годах имеет наибольшеезначение, а для мальчиков в возрасте до 3 лет – наименьшее значение посравнению с другими социально-демографическими группами населения.
Прожиточный минимум – это порог нищеты, уровень закоторым не обеспечивается воспроизводство населения (это биологический порогвыживаемости).  Прожиточный мини­мумявляется базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находя­щимся за «чертой бедности».Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного мини­мальногопотребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал. Приведемв таблице 4 данные о величинепрожиточного минимума в Республике Беларусь за последние три года. [3]
Таблица 4 — Бюджетпрожиточного минимума в среднем на душу населения и по основнымсоциально-демографическим группам.В ценах месяца В среднем на душу населения Для трудоспособного населения
Для
пенсионеров Для студентов Для детей в возрасте от 3 до 16 лет Для детей в возрасте до 3 лет Июнь 2005 г. 146 150 157 360 124 200  150 530 162 400 125 820 Декабрь 2005 г. 158 120 174 410 140 120  166 560 182 190 131 840 Июнь 2006 г. 169 600 186 520 148 830  177 930 198 000 141 840 Декабрь 2006 г. 170 500 188 790 150 990 180 020 198 380 144 850 Июнь 2007 г. 185 360 203 770 162 110 195 020 220 420 158 070
Даннаятаблица свидетельствует о том, что размер бюджета прожиточного минимума скаждым годом увеличивается. Однако, эти изменения незначительны. На сегодняшнийдень его величина в среднем на душу населения составляет 185 360 рублей.
Понятие«качества жизни» более сложное, чем уровень жизни. Оно включаетоценку экологии, свободного времени, условий и безопасности труда, здоровья ит.п. К основным показателямкачества жизни относят­ся:условия и безопасность труда; наличие и использо­вание свободного времени; состояние экологии; здо­ровье и физическое развитие населения ит.д. [5]
Следует отметить, что требования к уровню ика­честву жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться вотдельных странах ире­гионах.
Программы поддержания уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены наобеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защитунетрудоспособных и социально незащищенных.
Уровень благосостояния населения определяется соотношениемноминального, реального доходов и степенью неравенства доходов. Степеньбедности характеризуется затратами на питание: чем выше доля затрат на питаниев потребительских расходах, тем беднее семья. Преодоление бедности возможнопутем роста эффективности общественного производства, политической и социальнойзащиты. [5]
Различают два вида программ:
1) программы социальногострахования, которые частично возмещают потери заработка, связанные сзаболеванием, пенсией, потерей работы. Эти программы финансируются за счетотчислений с заработной платы. Пособия являются заработанным правом, а негосударственной благотворительной помощью.
Социальное страхованиеосуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средствфондов социального страхования служат: а) страховые взносы застрахованных; б)страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.
2) программы государственной помощи  (пособия на детей,пенсии инвалидам и т.п.) – это государственные благотворительные программы,которые финансируются из общих налоговых поступлений. Для их получениянеобходимо свидетельство о своей неплатежеспособности (адресная помощь). [6]
В РБ в основе официальной методики измерения бедности лежитконцепция абсолютной бедности, которая реализуется через построение минимальныхпотребительских бюджетов для различных социально-демографических группнаселения с учетом их минимальных потребностей и круга товаров и услуг,удовлетворяющих эти потребности.
В белорусском законодательстве нет понятия «бедность», есть лишьтермин «малообеспеченность». Ее черта — это бюджет прожиточного минимума.Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме вРеспублике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющиесреднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаютсямалообеспеченными.  Формирование прожиточного минимума осуществляется сиспользованием нормативного и статистического методов.
 По данным статистики, в 2001 году 28 % жителей Беларуси жилиза чертой бедности. Сейчас официальные источники утверждают, что этотпоказатель снизился до 18 %, то есть за чертой бедности живет каждый шестойбелорус. [4]
В то же время в Беларуси,как и во многих других странах Восточной Европы и бывшего СССР, встречаютсянекоторые уникальные явления. К примеру, это так называемые «работающие бедные»— люди, которые имеют работу, но не могут прокормить свою семью. Кроме того, вразвитых странах образованный человек — практически синоним человекусостоятельному. В Беларуси даже высшее образование не может стать гарантиейтого, что человек не окажется за чертой бедности, отмечают специалисты.
По оценкамПродовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО),ежедневно нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60%голодающих — женщины, 25% — дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок).Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год. [4]
Бедность в РеспубликеБеларусь носит в основном временный характер. Распределение населения по периодамих пребывания за чертой бедности характеризуется следующим: 61,5% населенияреспублики никогда не пребывает в бедности; 7,7%  населения бедны все 12месяцев. Для остальных бедность – временное явление, длящееся менее года. [4]
Необходимо отметить, чтометодика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем еесовершенствовании. В настоящий момент важно организовать мониторинг бедности нетолько с точки зрения дохода или потребностей, но и с точки зрения возможностейразвития человеческого потенциала, к которым относятся:
— здоровье ипродолжительность жизни;
— уровень образования;
— возможность участвоватьв общественной жизни, иметь достаточный уровень дохода для удовлетворениядругих социально-культурных потребностей.
Согласно программесоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2006  – 2010 годы, разработанной в соответствии с Законом Республики Беларусь ”Огосударственном прогнозировании и программах социально-экономического развитияРеспублики Беларусь“, главной целью социально-экономического развития республикина рассматриваемый период является дальнейшее повышение уровня и качества жизнинаселения на основе повышения конкурентоспособности экономики, созданиягосударства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимообеспечить:
— рост реальных денежныхдоходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий идругих социальных выплат;
— работу органовгосударственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;
— благоприятные условиядля интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физическогосовершенствования человека;
— опережающее развитиесферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основысовершенствования человеческого капитала;
— внедрение повышеннойсистемы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
— осуществление мер поулучшению демографической ситуации в стране;
— расширениевзаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья,прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
— национальнуюбезопасность страны. [8]
Таким образом, разрешениетакой острой социальной проблемы как бедность есть одним из направленийдеятельности государства и связано с поддержкой на  уровне  хотя быпрожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе  лучшую  жизнь,  а такжесокращением числа лиц, живущих  за  чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков  чреват  социальными взрывами  и  нестабильностью  в  жизни  общества.  Сокращение   численности бедняков — одна из основных задач социальной политикигосударства в  странах рыночной экономики. Изменение экономической политики всостоянии существенно повлиять на ситуацию с бедностью.
Исследование уровняжизни, бедности, имущественной и социальной дифференциации населенияактуализирует вопросы социальной защиты населения.
Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потреб­ленияматериальных, духовных благ, во-вторых, от развития по­требностей. Его определяют множество факторов. К ним относятся обеспеченностьработой, доход в расчете на семью и на одного человека, доступность услугобразования, здравоохранения, культуры, гарантия нормальной жизнедеятельности вперспективе и др.
 Для оценки уровня жизни применя­ют рядпоказателей:
— потребление основных продуктов на душу населения (семью);
— потребительская корзина;
— потребительский бюджет;
— прожиточныйминимум.
Частными показателями уровня жизни являются:уровень и динамика заработной платы и трудовых доходов; динамика дохо­дов отразличных финансовых активов, включая дивиденды, про­центы по вкладам и т. д.;уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары иуслуги; индекс стоимости жизни (бюд­жетный индекс); удельный весфонда потребления в националь­ном доходе; уровень, динамика и структура потребительских рас­ходовнаселения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства наобразование, медицинское обслуживание,социальное обеспечение и социаль­ноестрахование.
Система показателей уровня жизни,рекомендованная ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12групп показателей:
1)  рождаемость,смертность и другие демографические характеристики населения;
2)  санитарно-гигиеническиеусловия жизни;
3)  потреблениепродовольственных товаров;
4)  жилищныеусловия;
5)  образованиеи культура;
6)  условиятруда и занятость;
7)  доходыи расходы населения;
8)  стоимостьжизни и потребительские цены;
9)  транспортныесредства;
10)организация отдыха;
11)социальное обеспечение;
12)свобода человека.
Программыподдержания уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходовтех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социальнонезащищенных. Уровень благосостояния населения определяется соотношениемноминального, реального доходов и степенью неравенства доходов.
Вбелорусском законодательстве нет понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность».Ее черта — это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 ЗаконаРеспублики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджетапрожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Бедность в РеспубликеБеларусь носит в основном временный характер.
Необходимоотметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается вдальнейшем ее совершенствовании. С этой целью была разработана и в настоящеевремя выполняется программа социально-экономического развития РеспубликиБеларусь на 2006-2010 годы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В даннойкурсовой работе были рассмотрены понятия «уровень бедности», «нищета», еёколичественное определение, пути сглаживания неравенства, была проанализированапроблема неравенства доходов, дана  характеристика минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума в  Республике Беларусь, представлены значения индексапотребительских цен в 2007 году, данные о величине минимальногопотребительского бюджета для различных социально-демографических групп за 2006и 2007 годы, размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения ипо основным социально-демографическим группам за 2005-2007 годы.
В курсовойработе был произведен анализ основныхсоциально-экономических показателей уровня жизни Республики Беларусь,исследованы экономические и социальные последствия обнищания населения ирассмотрены программы государственной помощи малообеспеченным гражданамРеспублики Беларусь.
 На основании материаладанной работы можно сделать вывод о  невозможности найти универсального решения такой проблемыкак «нищета», которое можно было бы применить на глобальном уровне. Для еерешения решающее значение скорее имеют программы для конкретных стран,направленные на борьбу с нищетой, и международные усилия в поддержку мер,принимаемых на национальном уровне, а также параллельное осуществление процессасоздания международных условий, способствующих ее решению.
Проблемы нищеты возникла и развились  давно.  Она  особенно  обострились  в  эпоху,  когда усилилась  неравномерность   экономического   и   политического    развития государств.Данная  проблема наиболее злободневна для  развивающихся  стран. На Землетеперь голодающих больше, чем когда-либо  в  истории  человечества. Согласнопрогнозу  секретариата  Конференции  ООН  по  торговле  и  развитию соотношениемежду развитыми и слаборазвитыми  странами  составляет  примерно 1:60, т.е. накаждую развитую страну приходится  примерно  60  слаборазвитых государств. [4]
Причин нищеты и голода вразвивающихся  государствах множество.  Среди них  следует  назвать неравноправное  положение  этих   стран   в   системе международного разделения  труда.
Основным  направлением  борьбы против  нищеты  и   голода   является реализация  принятой  ООН  Программы нового  международного  экономического порядка   (НМЭП),   которая   предполагает,   во-первых,   утверждение в международных  отношениях,  демократических    принципов    равенства  и справедливости,   во-вторых,  безусловное   перераспределение   в пользу развивающихся государств накопленныхбогатств и вновь  создаваемых  мировых доходов; в-третьих, международноерегулирование процессов развития  отсталых стран.
По оценкампродовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО),ежедневно нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60%голодающих — женщины, 25% — дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок).Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год. [4]
 Таким образом, для нормального  функционирования   всех   сфер   жизнедеятельности дифференциациянеобходима – более того,  она  является  фактором  прогресса. Главная задача государствасостоит в том, чтобы минимизировать её  резкие  скачки,  а  также уменьшить количественный  разброс  между  очень  богатыми  слоями  и  очень бедными. В результате  необходимо предпринять несколько  конкретных   шагов   вэкономической и социальной сфере:
— принятие   и  неукоснительное    соблюдение    реальных    бюджетов,    как государственныхтак и областных, что обеспечит  соответствие  реальных  и номинальныхзаработных плат;
— сокращение льготныхкатегорий населения;
— усиление методов по контролю за  рациональным  использованием  средств  из социальных фондов;
— способствование образованию  «среднего  класса»  путём  поддержки   мелкогопредпринимательства, а также бюджетных категорий населения;
— грамотное налоговоезаконодательство, использование прогрессивных  налоговых ставок в комплексе счётким контролем за уплатой налогов;
— борьба с  «теневой экономикой»,  путём  искоренения  коррупции  во  властных структурах.
Для  Беларуси реальная   возможность   остановить   экономическую   и социальную деградацию-  сделать  свою  экономику  более  эффективной.  С этой целью была разработанаПрограмма социально-экономического развития Республики Беларусь на2006 – 2010 годы. Главными результатами её реализации должны статьактивизация инновационного развития национальной экономики, созданиенеобходимых условий для обеспечения устойчивого и эффективного ее развития, атакже реализации социально-экономических приоритетов страны. Это позволит впрогнозируемый период повысить уровень и качество жизни народа:
— улучшить демографическуюситуацию в стране (повысить уровень рождаемости, снизить смертность детей илиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить продолжительностьжизни);
— в области политики доходов населенияи условий их обеспечения  –  увеличить реальные денежные доходы на49 – 56 процентов, реальную заработную плату  –  на52 – 58 процентов;
— повысить поэтапно уровень минимальной заработной платы доуровня минимального потребительского бюджета, а размеры социальных пособий –  до бюджета прожиточного минимума;
— сократить в два раза за 2006 – 2010годы уровень малообеспеченности населения;
— создать благоприятные условия для развития человеческогопотенциала на основе внедрения государственныхминимальных социальных стандартов, приоритетного развития систем образования,здравоохранения, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их финансовогообеспечения.

ЛИТЕРАТУРА
1.        Толковый словарьДаля
2.        Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие/ Подредакцией Э. И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000
3.        Экономическаятеория: Учебник/ Н.И.Базылев, М.Н. Базылева, С.П.Гурко и др.; Под ред.Н.И.Базылева, С.П.Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2002
4.        Тема Дня правчеловека в 2006 году — «Борьба с нищетой: обязанность, а не милосердие».www.belta.by/ru/print?id=125508
5.        Экономика:Учебник/ Под ред. Доц.  А.С.  Булатова.  –  М.:  Издательство БЕК, 1999
6.        Современнаяэкономика. Общедоступный курс/ Под ред.  Мамедовова  О.Ю.  – Ростов н/Д.:изд-во «Феникс», 1998
7.        Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции»
8.        Программа социально-экономическогоразвития Республики Беларусь
на 2006 – 2010 годы.
9.        Стандартпредприятия. Курсовое и дипломное проектирование. Правила компьютерногооформления текстовых и графических документов. СТП ВГКС 1.01.-2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.