Реферат по предмету "Экономика"


Понятие мировой экономической интеграции

--PAGE_BREAK--1. Международная экономическая интеграция


  Развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов их производства, что потребо­вало создания более надежных производ­ственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препят­ствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интегра­ционных объединений на основе много­сторонних политических соглашений.

Со второй половины XXвека вслед­ствие быстрого экономического разви­тия ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств междуна­родного транспорта   и   коммуникаций произошло бурное развитие междуна­родной торговли товарами и услугами. Международная торговля стала все бо­лее дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным резуль­татом развития международной торгов­ли товарами и услугами и международ­ного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

  Экономическая интеграция (eco­nomicintegration) — процесс экономи­ческого взаимодействия стран, приво­дящий   к   сближению   хозяйственных механизмов, принимающий форму меж­государственных соглашений и согласо­ванно регулируемый межгосударствен­ными органами.

  Интеграционные процессы приводят к развитию экономического региона­лизма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для тор­говли, а в ряде случаев и для межреги­онального передвижения факторов про­изводства, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционис­тские черты, экономический регио­нализм не считается негативным фак­тором для развития международной экономики, только если группа инте­грирующихся стран, либерализуя взаим­ные экономические связи, не устанав­ливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торгов­ли с третьими государствами. Другими словами, экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должен при­водить к их усложнению со всеми ос­тальными странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухуд­шает условия для торговли с остальным миром, он может считаться положи­тельным фактором развития междуна­родной экономики.

  Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономичес­кого взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механиз­мов, принимающий форму межгосудар­ственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее пред­посылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвую­щих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные рефор­мы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграци­онные группировки создаются в целях использования преимуществ объединен­ного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, об­мена опытом рыночных реформ и под­держки национальной промышленности и сельского хозяйства. Ниже я рассмотрю предпосылки и цели создания интеграционных группировок более подробно.
1.1. Предпосылки интеграции
   Предпосылки интеграции следующие:
Близость уровней экономическо­го развития и степени рыночной зре­лости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударствен­ная интефация развивается либо между индустриальными странами, либо меж­ду развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках раз­вивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на при­мерно одинаковом уровне экономичес­кого развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустри­альными и развивающимися государ­ствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позво­ляющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несо­вместимости хозяйственных механиз­мов они обычно начинаются с различ­ного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы ры­ночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран. Географическая близость инте­грирующихся стран, наличие в боль­шинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономи­ческих связей. Большинство интеграци­онных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, располо­женных на одном континенте, в непо­средственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран — интеграционному яд­ру, — ставших инициаторами интегра­ционного объединения, подключались другие соседние государства. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политичес­кого сотрудничества и т.д. Экономи­ческая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что тре­бует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государ­ствами, обсуждающими проблемы сво­боды межгосударственного движения капитала. Демонстрационный эффект. В странах,    создавших    интеграционные объединения, обычно происходят поло­жительные экономические сдвиги (ус­корение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное пси­хологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демон­страционный эффект проявился, напри­мер, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.  «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционно­го объединения, остальные страны, ос­тавшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, свя­занные с переориентацией экономичес­ких связей стран, входящих в группи­ровку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами инте­грации. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного инте­реса в интеграции, высказывают заин­тересованность в подключении к инте­грационным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамерикан­скими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Севе­роамериканскую зону свободной тор­говли — НАФТА.

    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Цели интеграции
  Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развива­ющиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в прин­ципе схожие задачи.

1.      Использование преимуществ эко­номики масштаба. Обеспечить расши­рение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлече­ния других преимуществ на основе тео­рии экономики масштаба. Это, в свою  очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

2.      Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.

3.      Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.

4.      Содействие структурной перестройке     экономики.     Подключение стран, создающих рыночную экономи­ку или осуществляющих глубокие эко­номические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на ры­нок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там пол­ноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропей­ские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.

5.      Поддержка молодых отраслей на­циональной промышленности. Даже ес­ли интеграционное объединение не пре­дусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рас­сматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские наст­роения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.


2. Этапы развития интеграции
  В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд этапов. В настоящее время выделяют пять таких последовательных ступеней: зона свободной торговли; таможенный союз; единый рынок; экономический союз; экономический и валютный союз. Все эти стадии объединяет то, что на каждой из них устраняются определенные экономические барьеры.

    Первая ступень – зона свободной торговли. Это специальная зона, в рамках которой не существует таможенных пошлин и ограничения международной торговли сведены к минимуму. Но для сельского хозяйства либерализация проводится не в полной мере и только для части сельскохозяйственной продукции. Как правило, стороны, заключающие соглашения, не могут в одностороннем порядке повышать пошлины или вводить новые. При заключении соответствующего соглашения о зоне свободной торговли оговариваются все возможные условия применения специальных защитных мер, случаи, при которых может наступить увеличение таможенных пошлин и др. Подобные соглашения делают поведение стран более предсказуемым и придают большую стабильность. В то же время на этом этапе еще нет необходимости в создании специальных наднациональных органов. Все решения принимаются должностными лицами этих стран и высокопоставленными руководителями. Но при создании зон свободной торговли могут возникнуть и некоторые негативные эффекты, которые могут на какое-то время замедлить сближение стран и нанести вред отечественным производителям. Национальные производители не всегда оказываются готовыми выдержать конкуренцию со стороны иностранцев, производящих более дешевую и качественную продукцию. Для них возникает опасность вытеснения с собственных рынков и даже банкротства.

    Следующий уровень региональной интеграции – таможенный союз. Это соглашение, предусматривающее отмену таможенных пошлин в торговле между странами, его заключившими. При этом создаются единые тарифы для внешних стран. Это своего рода коллективный протекционизм. Страны проводят согласованную внешнюю политику. Они контролируют товарные потоки. И в странах-участницах происходят некоторые изменения, касающиеся структуры производства и потребления. В целом регулирование внешнеторгового тарифа положительно влияет на развитие внутреннего рынка товаров и услуг. Таможенный союз по ряду показателей – более совершенная структура, чем зона свободной торговли. Возникает потребность в регулирующих институтах ввиду пересмотра подходов к развитию отраслей, их координации и ведения переговоров по созданию союза.

    Единый рынок – более высокая ступень интеграции. Для перерастания таможенного союза в единый рынок недостаточно одних лишь экономических факторов: нужны и политические. При согласовании большого количества вопросов не всегда удается достигнуть договоренностей. Для этого требуются новые подходы и, кроме того, усиление наднационального начала. Создаются специальные наднациональные органы и механизмы (в ЕС – Европарламент, Совет министров, Суд, Еврокомиссия, Европейский совет). Для проведения единой определенной политики принимают документы, выносят решения по некоторым вопросам, разрабатывают директивы и рекомендации. В рамках единого рынка реализуются несколько крупных задач. Разрабатывается политика по отношению к третьим странам, определяется линия развития отраслей и секторов экономики, при этом учитываются и возможные социальные последствия этих решений. Другая немаловажная задача – устранение препятствий свободному движению рабочей силы, капиталов, услуг и т. д.

    Переход к качественно новой ступени интеграционной группировки – экономическому союзу – возможен после создания единого экономического, правового и информационного пространства. На этой стадии осуществляется координация политики в области налогообложения, промышленности, сельского хозяйства и т. д. Это своего рода переход к экономическому и валютному союзу.

    Экономический и валютный союз – последний этап международной региональной экономической интеграции. Он основывается на единой политике стран в валютно-финансовой сфере и введении единой валюты. Об этом этапе можно говорить только на примере Европейского союза, так как это единственная интеграционная группировка, дошедшая в своем развитии до этой ступени. Со временем экономики стран, входящих в ЕС, настолько тесно переплелись, что страны были вынуждены выстраивать общий экономический курс и создать единую денежную систему. Они проводят общую экономическую политику, в том числе задают направление экономического развития, координируют действия в налоговой сфере, следят за динамикой хозяйственной жизни и т. д. Преимущества экономического и валютного союза будут использоваться странами ЕС и через многие годы, позволяя достичь соответствующего влияния на международной арене и единства внутри себя.

    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Современные интеграционные объединения 3.1. Европейский союз
  Основой того, что называется Европейским союзом, следует   считать   парижское   заявление   министра   иностранных   дел Франции Р. Шумана от 9 мая 1950 г., предложившего поставить все производство угля и стали Франции и Германии под общее верховное руководство. В результате в апреле 1951г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств     —    Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германии, Франция, Италия. Договор вступил в силу в 1953 г.

  Стремление в 1950—1960х гг. создать отдельные политические   структуры     в  рамках     уже   имевшихся       экономических структур не завершилось успехом, поскольку имела место их преждевременность. Подписание в 1957 г. Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) обратило все внимание на решение экономических проблем.

  Было     утверждено      Европейское       экономическое       сообщество,  сформированное          на  таможенном   союзе    и  общей   политике, особенно в сельском хозяйстве, а также Европейское сообщество по атомной энергии — Евратом. Вступивший в силу Римский договор, таким образом, объединил ЕОУС, ЕЭС.  В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении  сообществ и углублении интеграции. С 1 января 1973 г.  к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция, в 2004 г. — Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта. В настоящее время в состав ЕС входит 25 государств-членов.

  Примерно через два десятка лет в Евросообществе стали обнаруживаться различные подходы к толкованию приоритетов и характера движущих сил внутри и вне группировки. Но Римский договор во главу угла поставил приоритет принципов свободной торговли и рыночной либерализации. Появилась необходимость в разрешении определенных противоречий, во многом завязавшихся в результате эволюции мировой хозяйственной жизни. После подписания в1986 г. Единого европейского акта (ЕЕА) в  Положении в сообществе произошли изменения, а именно:

1)были приняты решения по постепенному отходу от доминирования Единой сельскохозяйственной политики в пользу решения других экономических и социальных задач;

2)поставлены задачи по широкомасштабному развитию научных и технологических исследований;

3)внесены существенные изменения в бюджетную политику Сообществ;

4)была поставлена задача по введению к концу 1990-х г.  единой валюты;

5)в связи с завершением Уругвайского раунда в системе международных экономических отношений возникла новая ситуация, поставившая задачу по корректировке внешнеэкономических приоритетов.

  Европейская интеграция исконно базировалась на двух главных элементах — либерализации торговли и рыночных взаимоотношений. Все-таки в дальнейшем на пространстве Евросообществ сложилась ситуация, при которой страны-члены были вынуждены (по различным обстоятельствам) принять решения по снятию целого ряда барьеров для расширения торговли между странами группировки.

  Завоеванный «шестеркой» успех в плане ликвидации внутренних торговых барьеров содействовал принятию решения об углублении интеграции и расширении сообщества. (Гаага, 1969 г.) А в 1980 г. выяснилось, что решение о создании Экономического и Валютного Союза преждевременно. Введение через несколько лет в состав Евросообщества еще четырех стран «неожиданно выявило» новые трудности. Это привело к расширению рынков, появлению совершенно новых дополнительных факторов, которые, как оказалось, не были досконально просчитаны. Вдобавок такое расширение отодвинуло строительство реального единого рынка на «не вполне близкую перспективу». На государственном уровне цели были скорректированы. Экономическая политика должна была опираться на теорию эндогенного роста, в которой большое значение приобретал научно-технический прогресс (инвестиции в человеческий капитал, образование, науку).

  Специалисты ЕС весьма серьезно рассмотрели проблему взаимосвязи между объемами внутриблоковой торговли, размерами рынка, масштабами производства на уровне национальной экономики и конкурентоспособности компаний.  Было выявлено, что в условиях ограниченного рынка частные компании могут достичь значительных снижений издержек только при увеличении масштаба производства. В ряде отраслей иноземный капитал настолько внедрился в экономику Евросообществ, что стал смещать местные компании и делить рынок по-своему.

  Однако ЕС смог добиться перелома ситуации. В качестве одного из основных элементов для активизированного продвижения к единому рынку было принято решение в 1979 г.  создать Европейскую валютную систему (ЕВС). Главная идея заключалась в формировании так называемой «зоны валютной стабильности» в рамках ЕС. Европейская валютная система начала действовать с марта 1979 г. Изначально были поставлены четыре цели: достижение валютной стабильности внутри ЕС; упрощение конвергенции процессов экономического развития; придание на деле системе статуса основного элемента стратегии роста в условиях стабильности; оказание стабилизирующего влияния на международные валютные и экономические взаимоотношения. Главным элементом ЕВС была расчетная валютная единица — экю, определяемая исходя из корзины валют, отражающей относительную долю стран-членов в валовом национальном продукте ЕС, в торговле внутри ЕС, а также по их вкладу в механизмы валютной поддержки.

  К середине 1980-х г. в силу различных причин (как внутренних, так и внешних) страны Западной Европы ясно осознали, что без принятия новых решительных мер политического характера нужных темпов по созданию единого рынка

достигнуто не будет. 1 июля 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт. В этом документе устанавливалась дата перехода к единому рынку, подразумевающему свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы — 31 декабря 1992 г., а также была поставлена задача выработки общей внешней политики стран ЕС, зафиксирована схема п литического сотрудничества.  Для выделения основополагающей сути создания единого рынка КЕС был создан специальный план мероприятий. Он состоит из 300 пунктов по ликвидации различных препятствий в торгово-экономической сфере. Иными словами, «Белая книга». Плоды выполнения этого плана в большей или меньшей степени определяют современный уровень интеграции.

  Первой группой положений «Белой книги» является демонтаж физических барьеров сотрудничества. Во-первых, это устранение механизма национального импортного контроля (лишение правительств стран-членов формальной вероятности действовать наперекор единой внешнеторговой политики). Во-вторых, существенно облегчена операция оформления грузов в рамках международной торговли. Немалое значение также имеет Шенгенское соглашение об абсолютном устранении контроля за перемещением всех граждан, которые проживают на территории стран и подписали этот документ. Оно установило единый визовый контроль. Внушительный шаг вперед сделан в реализации второй группы задач — ликвидация технических препятствий и выравнивание норм и стандартов. Финансовые услуги занимают особое место. С 1993 г. всякий банк-резидент вполне может выполнить все банковские операции в любой стране, являющейся членом интеграционной группировки. Позволена продажа долей уставного капитала гражданам и компаниям, либерализованы страховая деятельность, рынок услуг и др.  Самыми сложными проблемами являются налоговые.  Они возникли в результате реализации третьей группы задач. В документе уточняется, что механизм единого рынка не призывает к быстрому и жесткому выравниванию национальных ставок косвенных налогов. Основа проблемы — структура налогообложения.

  Требования к состоянию финансов, вновь вступающих в ЕС стран, а особенно стран Восточной Европы, ужесточаются, это, в свою очередь, снижает для Евросоюза груз, связанный с его потенциальным расширением.

 Структура ЕВС представляет собой двухуровневую систему банков. В его состав входит вновь учреждаемый Европейский Центральный банк (ЕЦБ) и центральные банки стран-членов.  ЕЦБ является главой этой системы.

  Продвижение к ЕВС прошло 3 этапа. Первый — подготовительный — до 1 января 1996 г., второй — организационный — до 31 декабря 1998 г. и заключительный — до 2002 г.). Последний этап, в сою очередь, разбивается еще на три конкретных ступени («А», «В» и «С»). Во время первого этапа участники скинули все или почти все ограничения на взаимное движение капиталов. Осуществление программ началось со стабилизации бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, следование которым стало обязательным для участия в Союзе.

  Второй этап посветили посвятить завершению указанных программ стабилизации финансов и формированию правовой иинституциональной базы Союза.

На ступени «С» (1 января 2002 г. — 1 июля 2002 г.) на Евро перешли все виды сделок и расчетов внутри Союза, происходит обмен и изъятие из обращения национальных денежных знаков. Пересчитываются в «евро» внешнеторговые и иные контракты. В полном объеме осуществляют свою деятельность Наднациональные институты Союза.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ассортимент и оценка качества женских колготок
Реферат Attention Deficit Disorder In Today
Реферат Паровоздушная газификация углей
Реферат empty title
Реферат Государственность Древней Руси IX–XII веков
Реферат Задачи по трудовому праву 3
Реферат Определение эффективности применения информационной технологии
Реферат Городское самоуправление Екатеринбурга во второй половине XIX в.
Реферат Военная история как фактор аттрактивности региона (на примере Балаклавы Крым)
Реферат 23 ноября 2001 г. N 187/110/96/18 об утверждении положения о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов
Реферат Программа по Истории Россиидо 1941г.для поступающих поступающих в ВУЗы ОВД органов внутренних де
Реферат Бизнес-план предприятия по производству готовых замороженных продуктов
Реферат Эффект Зеемана при малоугловом рассеянии
Реферат Етап узагальнення та апробації результатів дослідження
Реферат Курсовая по бухучету