Реферат по предмету "Экономика"


Потребительная стоимость и цена

РоссийскийГосударственный Гуманитарный Университет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольнаяработа
покурсу «Цены и ценообразование»
натему:
«Потребительнаястоимость и цена»

Казань2007

Введение
Цена — сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные иполитические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Всестороны хозяйственной деятельности так или иначе связаны с использованием цен.С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждогоотдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. Вдвижении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражениереальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения,личные интересы граждан. Ошибки в ценовой политике государства нередкосопровождались кризисными ситуациями, вплоть до замены правительств.
Как известно, основой капитализма является товарное хозяйство, а еслиболее конкретно, товар. В «Капитале» Маркс пишет, что товар представляет собойсоединение потребительной стоимости и стоимости. Про вторую нам уже достаточномного известно. Стоимость различных товаров, т. е. то общественно необходимоерабочее время, необходимое для их производства, является основой товарообменапри капитализме, и именно она наиболее исследована на настоящее время.
Однакоогромный интерес также представляет противоположность стоимости –потребительная стоимость.
Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять какие-либопотребности человека, его полезность для человека.
Способностьтовара удовлетворять потребности людей возникает благодаря совокупностимеханических, физических, химических и других свойств, которыми он обладает.Именно эти свойства определяют натурально-вещественную сторону товара.Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатствачеловеческого общества независимо от его общественной формы.

Потребительнаястоимость и цена
Цена — сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные иполитические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества.Все стороны хозяйственной деятельности так или иначе связаны с использованиемцен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждогоотдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. Вдвижении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражениереальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения,личные интересы граждан. Ошибки в ценовой политике государства нередкосопровождались кризисными ситуациями, вплоть до замены правительств.
Цена — экономическое понятие, существование и важность которого никому не надообъяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдатьили самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такоецена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокая ценаозначает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкаяцена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, аточнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную,социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаровпотребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство,распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь ужевсе цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют какобщий, единый, целостный ценовой механизм.
Эта функцияцен и их взаимодействие с экономикой в масштабах не только личности и семьи, нои предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.
Под единымпонятием «цена» понимается множество разновидностей цен: оптовые,розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные,контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широкоупотребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной,смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. Всоответствии с коммунистической, чисто распределительной доктриной экономикавообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночнаяэкономика без цен становится бессмысленной.
Цены,несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же времядовольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможностивоздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньшенадежд, возлагаемых людьми на цены, на ценовой механизм. В директивноуправляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструментвоздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют частьсистемы саморегулирования.
В ценовоммеханизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, содной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а сдругой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новыхцен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздоменьше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценовогомеханизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всегоценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразованиесоставляют в своем единстве ценовой механизм.
Дать общее,единое определение понятия «цена» столь же сложно, как найти всеобщуюдефиницию термина «деньги». Тем более, что эти понятия тесно связанымежду собой и термин «цена» происходит от слова «деньги».Для потребителя, покупателя такое утверждение может показаться странным. Спозиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляетсяпредельно ясным. Для покупателя цена — это количество денег, которое емуприходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца — этоколичество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. Впринципе, эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.
С внедрениемв экономику рыночных отношений роль и значение цены в экономических процессахкардинально изменились. Устанавливаемые собственниками товаров цены проходятпроверку на рынке, где под воздействием рыночных факторов определяется ихокончательный уровень. Возникают принципиально новые подходы к методамценообразования. Решающую роль в формировании цен начинают играть спрос ипредложение, полезность и качество товаров. Существенно ограничиваются функциигосударственных органов в установлении и регулировании цен.
Эффективностьприменения цен, как и других экономических инструментов управления, во многомзависит от того, насколько правильно определены место и роль цен в системехозяйственного механизма, экономическая сущность цены, способ проявления еефункций при решении конкретных экономических задач, принципы и методы расчетацен.
В теории ценысуществует два основных направления:
· затратное, воснове которого лежит трудовая теория стоимости;
· маржинальное,базирующееся на понятии полезности.
В основезатратного направления в ценообразовании лежит трудовая теория стоимости,разработанная А. Смитом, Д. Рикардо, К. Марксом, Дж. Миллем. Сторонникитрудовой теории стоимости считали, что товары в определенных количествахприравниваются друг к другу, потому что имеют общую основу. Этой основой, по ихмнению, не может быть ни одно из природных свойств товара, а только трудовыезатраты, воплощенные в товаре, т.е. стоимость. Необходимое условие обмена — различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, но потребительныестоимости различных товаров как качественно разнородные являются количественнонесоизмеримыми.
В основемаржинального направления лежит теория предельной полезности (или ценности),которая в свою очередь включает два направления: количественное(кардиналистское), базирующееся на определении величины полезности, ипорядковое (ординалистское), базирующееся на возможности ранжирования товаровпотребителем по их предпочтительности.
Представителитеории предельной полезности (/>У. Джевонс, />Е.Бем-Баверк,/> К. Менгер, />Ф. Визер, />Л.Вальрас, />В. Парето и др.) противопоставляют стоимости какобъективному воплощению труда в товарах полезность и субъективную ценность,выражающие отношение человека к вещи.
Противникитрудовой теории стоимости утверждают, что теория предельной полезности(ценности) товара лучше объясняет механизм рыночного хозяйства.
На основетеории предельной полезности действительно можно объяснить механизмфункционирования рынка, но это не значит, что трудовая теория стоимости носитненаучный характер. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезностиимеют одинаковое право на существование.
Новоенаправление в теории ценообразования было разработано английским экономистом />А. Маршаллом в 90-х годах прошлого столетия, который в своихработах соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения ис теорией издержек производства. Он предложил наиболее удачное решение вопросао том, какому фактору — полезности или издержкам — следует отдать предпочтениепри определении цены.
В книге«Принципы экономической науки», изданной в 1890 г., он писал: «Мы могли бы сравным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержкамипроизводства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвиеножниц. Действительно, когда одно лезвие удерживается в неподвижном состоянии,а резание осуществляется движением другого лезвия, мы можем, как следуетподумав, утверждать, что резание производит второе, однако такое утверждение неявляется совершенно точным и оправдать его можно лишь претензией на простуюпопулярность, а не строго научным описанием совершаемого процесса».
Как видим, />А. Маршалл полагал, что оба указанных фактора (полезность ииздержки производства), и притом в равной мере, определяют стоимость (цену)блага.
Однакоследует отметить, что об этом на 46 лет раньше высказывался />Ф.Энгельс: «О сущности реальной стоимости шел долгий спор между англичанами,считавшими издержки производства выражением реальной стоимости, и французом />Сэем, утверждавшим, что эта стоимость измеряется полезностью вещи.Спор тянулся с начала этого века и затих, не получив разрешения. Попытаемсявнести ясность в эту путаницу. Стоимость вещи включает в себя оба фактора,насильственно и, как мы видели, безуспешно разъединяемые спорящими сторонами.Стоимость есть отношение издержек производства к полезности».
Однако именнос работами А. Маршалла связан отход неоклассической школы от попыток построитьмонистическую теорию стоимости и цены (только на основе труда или только наоснове полезности). В теории А. Маршалла определение стоимости и цены сводитсяк выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельнаяполезность), так и на стороне предложения (издержки производства товаров).
Ценанаходится под воздействием множества факторов, она взаимосвязана с другимиэкономическими категориями, что обусловливает наличие множества проблем вценообразовании.
Как известно, основой капитализма является товарное хозяйство, а еслиболее конкретно, товар. В «Капитале» Маркс пишет, что товар представляет собойсоединение потребительной стоимости и стоимости. Про вторую нам уже достаточномного известно. Стоимость различных товаров, т.е. то общественно необходимоерабочее время, необходимое для их производства, является основой товарообменапри капитализме, и именно она наиболее исследована на настоящее время.
Однакоогромный интерес также представляет противоположность стоимости –потребительная стоимость.
В связи споявлением товарно-денежных отношений, носящих объективный, регулярный ивсеохватывающий характер в обществе возникает необходимость измерять исоизмерять объекты купли продажи, иначе говоря, определять сколько стоит товар?
Вэкономической теории существует две различные теории стоимости товара — теориятрудовой стоимости и теория предельной полезности. Различие двух теорийзаключается в характеристике стоимости товара с разных позиций. Теория трудовойстоимости характеризует товар в основном с количественной стороны, а теорияпредельной полезности — с качественной. Первая теория отражает подходобъективного определения величины меновой стоимости товара через затраты трудав его производстве. В соответствие с теорией предельной полезности стоимостьтовара определяется субъективно каждым покупателем в зависимости от полезногоэффекта, который покупатель ожидает получить при потреблении товара.
Товар — это продукт труда, предназначенный для купли — продажи.
Потребительнаястоимость — это предмет (вещь), который способен удовлетворять какие-либоконкретные потребности людей. Не всякий продукт труда может являтьсяпотребительной стоимостью. Например, дом может удовлетворять потребность вжилье, если он находится в хорошем состоянии и отвечает современнымтребованиям, моде, вкусам покупателей. Если же дом разрушается вследствиеветхости и поэтому его никто не покупает, то это означает, что дом, как продукттруда, уже не обладает потребительной стоимостью.
То есть,потребительную стоимость вещи определяют ее качественные характеристики.Потребительной стоимостью могут обладать не только продукты труда, но ипродукты природы (вода в источнике, лес, грибы в лесу, дикорастущие ягоды ит.д.). При натуральном хозяйстве продукты труда являются лишь потребительнымистоимостями. В условиях товарного производства потребительные стоимостистановятся товарами, если они удовлетворяют потребности других людей.
Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять какие-либопотребности человека, его полезность для человека.
Для тогочтобы быть потребительной стоимостью, товар не обязательно должен приниматьформу вещи, быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются иуслуги, имеющие нематериальный характер: услуги образования, медицины, сферыкультуры, быта, науки, транспорта и пр. Товары могут удовлетворять не тольколичные потребности людей (хлеб, масло, мясо, одежда, обувь и т.д.), но ипроизводственные и иные нужды общества (машины, инструменты, сырье, топливо,оружие и т.п.).
Способностьтовара удовлетворять потребности людей возникает благодаря совокупностимеханических, физических, химических и других свойств, которыми он обладает.Именно эти свойства определяют натурально-вещественную сторону товара.Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатствачеловеческого общества независимо от его общественной формы.
Потребительнаястоимость реализуется в процессе потребления товара и проявляется лишь вотношении человека к вещи, она не выражает никаких общественных отношений, т.е.отношений между людьми. Потребительная стоимость качественно различает товары,делает их несопоставимыми между собой, не позволяет количественно сравниватьтовары.
Посколькутовар предназначен для удовлетворения потребностей не товаропроизводителя, адругих людей, общества, то и />потребительнаястоимость товара существует не для его производителя, а для общества,т.е. является общественной потребительной стоимостью. Только в этом случаепродукт труда пройдет через отношения обмена, станет товаром. Товар обязательнодолжен быть потребительной стоимостью, иначе его никто не купит. Производителятовара потребительная стоимость интересует лишь постольку, поскольку онасвязана со способностью товара обмениваться на другие товары. Потребительнаястоимость является носителем меновой стоимости товара.
Потребительнаястоимость товара определяется его естественными свойствами, стоимость — общественными отношениями. В стоимости товаров нет ничего вещественного. Стоимость- это общественное свойство товаров.
«… Встоимость, — отмечал К. Маркс, — не входит ни одного атома вещества природы. Выможете ощупывать и разглядывать каждый отдельный товар, делать с ним что вамугодно, он как стоимость остается неуловим».
Потребительнаястоимость отражает отношение человека к продукту труда, стоимость — отношениямежду людьми.
Потребительнаястоимость существует во всяком обществе, стоимость — только при товарномпроизводстве, товарно-денежных отношениях.
Потребительнаястоимость различает товары, стоимость делает их сопоставимыми.
Двойственностьтовара проявляется в процессе обмена. Для производителя товар не являетсяпотребительной стоимостью, производитель заинтересован в реализации егостоимости, в компенсации затрат своего труда. Но реализация товара какстоимости может произойти только в том случае, если товар будет признан какобщественно полезная вещь, станет общественной потребительной стоимостью. Еслитовар не найдет покупателя, он потеряет свойство общественной потребительнойстоимости, а вместе с ней он потеряет и стоимость. Труд, затраченный на егопроизводство, окажется затраченным напрасно и не будет возмещен.
Двойственностьтовара обусловлена двойственным характером труда товаропроизводителя — трудкаждого из них является одновременно конкретным и абстрактным.
«Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью. Потребительнаястоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении», – пишет К. Маркс.Таким образом, классик указал нам путь для прояснения вопроса о мерепотребительной стоимости. Этот путь – изучение процессов пользования ипотребления.
Рассмотрим процесс пользования потребительной стоимости. Под пользованиембудем понимать такие действия с потребительной стоимостью, которые ненаправлены непосредственно на человека, но связаны с потреблением его рабочейсилы. Т.е. под потребительными стоимостями, вступающими в процесс пользования,будем понимать все средства производства. Рассматривая различные характеристикипроцесса пользования, найдем ту, которая может являться мерой потребительнойстоимости. Прежде всего, очевидно, что как качественно одинаковые, так и разныесредства производства влияют на продолжительность труда, направленного напроизводство одного и того же количества одинаковых продуктов.
Например, при валке A гектаров леса бензопилой требуется на B часовменьше времени, чем при использовании каменного топора. Таким образом, B часовсэкономленного высвобожденного времени представляют собой количественноеразличие между потребительными стоимостями бензопилы и каменного топора привалке A гектаров леса. При этом берется не любой, а средний труд, затраченный вкаждом случае на валку леса. Тем самым эта мера потребительной стоимостиобъективна и позволяет сравнивать между собой совершенно различные продукты.При этом важно заметить, что на оси потребительных стоимостей отсутствует ноль,так как любой продукт, участвующий в пользовании или потреблении обладаетполезностью. Однако за точку отсчета можно взять также совершенно любуюпотребительную стоимость, в этом случае единственным побочным эффектом можетстать отрицательная потребительная стоимость у некоторых продуктов. Избежатьэтого можно, взяв за основу продукт с очень низкой потребительной стоимостью,например выше упомянутый каменный топор.
Перейдем к рассмотрению процесса потребления, понимаемого в качестведействий с потребительной стоимостью, непосредственно направленных на человека.В данном случае при коммунизме целью процесса потребления является увеличениепотребительной стоимости рабочего, что коренным образом отличается откапитализма, где процесс потребления направлен на возобновление стоимостипролетария. Увеличение потребительной стоимости человека состоит в том, что егорабочая сила начинает более эффективно использоваться обществом и им самим, т.е. этот процесс состоит в совершенствовании способностей и всестороннемразвитии индивидуума. Следовательно, потребительная стоимость продуктапереходит в потребительную стоимость человека, которая в свою очередьпроявляется в труде – процессе пользования. То есть в одном и том же процессетруда с использованием одних и тех же средств производства человек создаст тембольше потребительных стоимостей, чем больше его потребительная стоимость.Например, голодный дворник подметет двор за большее время, чем сытый дворник.Сэкономленное сытым дворником время и составляет потребительную стоимость тойеды, которую он съел перед работой.
Таким образом, можно сделать вывод, что объективной мерой для измерениявсех потребительных стоимостей является экономящееся при их использовании впроцессе труда время, затрачиваемое средним рабочим.

Заключение
В теории ценысуществует два основных направления:
· затратное, воснове которого лежит трудовая теория стоимости;
· маржинальное,базирующееся на понятии полезности.
В основезатратного направления в ценообразовании лежит трудовая теория стоимости,разработанная А. Смитом, Д. Рикардо, К. Марксом, Дж. Миллем. Сторонникитрудовой теории стоимости считали, что товары в определенных количествахприравниваются друг к другу, потому что имеют общую основу. Этой основой, по ихмнению, не может быть ни одно из природных свойств товара, а только трудовыезатраты, воплощенные в товаре, т.е. стоимость. Необходимое условие обмена — различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, но потребительныестоимости различных товаров как качественно разнородные являются количественнонесоизмеримыми.
В основемаржинального направления лежит теория предельной полезности (или ценности),которая в свою очередь включает два направления: количественное(кардиналистское), базирующееся на определении величины полезности, ипорядковое (ординалистское), базирующееся на возможности ранжирования товаровпотребителем по их предпочтительности.
Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять какие-либопотребности человека, его полезность для человека.
Для тогочтобы быть потребительной стоимостью, товар не обязательно должен приниматьформу вещи, быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются иуслуги, имеющие нематериальный характер: услуги образования, медицины, сферыкультуры, быта, науки, транспорта и пр. Товары могут удовлетворять не тольколичные потребности людей, но и производственные и иные нужды общества.

Список литературы
1. Лукин В.Б. Ценообразование: Учебное пособие М.: МГУП, 2005. — 183 с.
2. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. –М.: ЗАО «Финстатинформ», 2005. – 304 с.
3. Mapeнкoв H.В. Ценообразование: Учебное пособие. – М.: 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.