Реферат по предмету "Экономика"


Понятие, типы и виды фирм

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра микроэкономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
по дисциплине Микроэкономика
 
Тема: Понятие, типы и виды фирм

Содержание
Введение
I. Понятие фирмы
II. Классификация предприятий
1. Классификацияпредприятий по организационно-правовым формам
2. Классификацияпредприятий по организационно-экономическим формам
3. Классификацияпредприятий по степени концентрации производства и капитала
4. Классификацияфирм по принадлежности капитала и контролю. Понятие совместного предприятия (joint venture)
5. Классификацияфирм по сфере деятельности
III.Предпринимательство в Казани
Заключение
Списоклитературы

Введение
На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивноидет процесс формирования рыночных отношений. Такому развитию способствуетпредпринимательская деятельность. Фирма — главное звено рыночной экономики, потомучто только с помощью фирм происходит интенсивное развитие и функционированиерыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не толькодля сотрудников фирмы и предпринимателя, но и для других групп субъектов. Необходимымусловием для выработки экономическими агентами адекватных решений как намикроуровне, так и на макроуровне является изучение поведения фирмы. Фирма какэкономическое явление организует и интегрирует экономику на микроуровне.Совокупность же фирм определяет эффективность региональной, национальной имировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и еёфункционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
Целями данной работы являются обзор понятия фирмы, как основногосубъекта экономических отношений, и изучение различных классификацийпредприятий, для того что иметь представление о существующих моделях управленияи организации фирм.
Поскольку современная экономика представляет собой достаточнодинамично развивающийся и эволюционирующий механизм, при рассмотрении фирмы каксубъекта современной экономики целесообразно опираться не только натеоретические исследования, но и на регулярно публикуемые в периодическихизданиях статьи по данной тематике. В данной работе, наравне с выкладками изряда учебников и монографий, использована информация из наиболеераспространенных в России экономических журналов.
Первая глава посвящена рассмотрению фирмы как основногохозяйствующего субъекта. Во второй главе рассматриваются существующие нанастоящий момент классификации предприятий по различным признакам. В третьейглаве я провел анализ предпринимательства в г. Казани.

I. Понятие фирмы
 
Основным хозяйствующими субъектами, сосредотачивающие в своейсобственности большую часть собственного капитала, являются фирмы в различныхорганизационно-правовых формах.
Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, котораяосуществляет предпринимательскую деятельность в области торговли, транспорта,строительства, промышленности, которая преследует коммерческие цели ипользуется правами юридического лица. Каждая фирма какорганизационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий,которая специализируется на конкретных видах деятельности (в производстветоваров и услуг), и функциональные подразделения, осуществляющие управленческуюдеятельность.
Под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица,которая представляет собой совокупность людских и материальных ресурсов,определенным образом организованная для достижения конкретных целей. Взаконодательстве большинства западных стран предприятие не рассматривается каксамостоятельный субъект права, оно не признается хозяйственным образованием, котороеобладает обособленным имуществом, собственными балансами и которое пользуетсяправами юридического лица. Предприятие рассматривается как определенныйимущественный комплекс, который включает нематериальные и материальные элементыявляющийся объектом права. Это права принадлежит предпринимателю, которыйуправляет имуществом. Поэтому предприниматель полностью отвечает по долгам истановится кредитором по обязательствам предприятия. Имущество предприятия, каки личное имущество предпринимателя, полностью используется для удовлетворениятребований кредиторов. В случае объявления несостоятельности предпринимателявсе его имущество идет на погашение долга.
Предприятие осуществляет технологический процесс производства – преобразованиематериально-технический процесс производства – преобразованиематериально-технических и людских ресурсов в продукты и услуги. Фирма можетиметь одно или множество производственных предприятий, каждое из которыхспециализируется на выпуске закрепленной за ним номенклатуры изделий.
В России фирма – это общее название, которое используется поотношению к любому хозяйственному, промышленному, посредническому или торговомупредприятию. Оно указывает на то, что это предприятие (или группа предприятий)является самостоятельной предпринимательской единицей, т.е. обладает правамиюридического лица, конкретизируемыми в учредительных документах.
В России существует Единый государственный реестр предприятий иорганизаций (ЕГРПО). ЕГРПО – единая система государственного учета иидентификации субъектов деятельности на территории страны.

II. Классификация предприятий
1. Классификация предприятий по организационно-правовым формам
При таком классификационном подходе выделяются следующие формыпредприятий с учетом отечественной специфики и на основе Гражданского кодексаРоссийской Федерации: государственные и муниципальные унитарные предприятия;хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы.
/>
Государственное унитарное предприятие
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.113-115), унитарное предприятие — это коммерческая организация, котораянаделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом.Это имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), втом числе между работниками предприятия.
Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо сведений,характерных для юридического лица, еще и сведения о целях и предметедеятельности, а также о размере уставного фонда предприятия, источниках ипорядке его формирования.
Имущество государственного унитарного предприятия находитсясоответственно в государственной собственности и принадлежит ему на правехозяйственного ведения или оперативного управления. Отличия в деятельностигосударственного унитарного предприятия на основе права хозяйственного веденияи на основе права оперативного управления состоит в объеме прав, которые ониполучают от собственника. Так, право хозяйственного ведения больше праваоперативного управления: предприятие, действующее на основе правахозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, аучредители такого предприятия не отвечают по обязательствам этих предприятий,за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель.При несостоятельности предприятий на праве оперативного управления государствонесет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия принедостаточности его имущества.
Во главе унитарного предприятия стоит руководитель, которыйназначается собственником и ему подотчетен.
Наибольшее распространение получили государственные унитарныепредприятия на праве хозяйственного ведения, и в дальнейшем при анализегосударственных предприятий будут иметься в виду именно такие предприятия.
При рассмотрении государственных предприятий надо учитывать ихдвойственное положение:
·         с одной стороны, они – товаропроизводители с определеннойэкономической самостоятельностью;
·         с другой – часть государственного имущества, которое управляетсяадминистративно-командным методами.
При анализе деятельности государственных предприятий следуетучитывать их особенности:
·         руководство предприятием осуществляет представитель государства(директор), который в случае неэффективного управления рискует премией,заработной платой, но не своим имуществом;
·         государственное предприятие в своей деятельности постоянноориентируется на государственное бюджетное финансирование;
·         часто государственное предприятие затрачивает больше ресурсов, чемчастное или акционерное предприятия, при тех же объемах производства продукции;
·         деятельность государственного предприятия в большей степени, чемдеятельность частного или акционерного, зависит от правительства: будут ливыделяться субсидии при смене правительства? Останется ли профиль продукции?Останутся ли налоговые льготы и т.п.
Кроме этого, необходимо учитывать деятельность директоров, которыене всегда заинтересованы в ее эффективности.
Учитывая особенность государственного предприятия очень важноопределить место и долю государственных предприятий в экономике страны. Причрезмерной доле государственных предприятий усиливается давление нагосударственный бюджет.
Мировая практика показывает, что чаще всего государственныепредприятия находят свое применение в следующих сферах: связь, электроэнергетика,добывающая промышленность, сталелитейная промышленность. Однако в последниегоды в развитых странах стала осуществляться приватизация государственных предприятий:в Великобритании – с 1979 г. под руководством М. Тэтчер; во Франции – с 1993 г.Как отмечают зарубежные эксперты: все европейские правительства поддерживаюттеорию, согласно которой государство должно в наименьшей степени вмешиваться вэкономическую жизнь[1].Главный критерий – это эффективность предприятий, несмотря на все связанные сэтим социальные издержки.
Особенно это важно в условиях экономики переходного периода нарыночный путь развития, т.к. практика показывает, что государственнымпредприятием значительно труднее, чем акционерным, перестраивать своюдеятельность. При этом часть из них обычно становятся убыточной.
Основные причины убыточности предприятий в условиях рынка:нерациональные действия руководства, устаревшая и некачественная продукция,высокие цены, неоптимальная структура.
Хозяйственные товарищества
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.66,69-71, 74, 76) хозяйственными товариществами признаются коммерческиеорганизации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставнымкапиталом. Имущество, которое создано за счет вкладов учредителей (участников),а также произведено и приобретено хозяйственным товариществом в процессе егодеятельности, является его собственностью.
Существует два вида хозяйственных товариществ: полное товариществаи товарищества на вере (коммандитного товарищества). Полным признаетсятоварищество, участники которого (полные товарищи) заключают договор и всоответствии с ним занимаются предпринимательской деятельностью от именитоварищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим имимуществом.
Полное товарищество создается и действует на основе учредительногодоговора, который подписывается всеми участниками.
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется пообщему согласию всех участников. Каждый участник товарищества имеет только одинголос, если учредительным договором не предусмотрен другой порядок голосования.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяется между егоучастниками пропорционально их долям в складочном капитале, если другое непредусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Невозможнои устранение кого-либо из участников от участия в прибылях и убытках. Есливследствие понесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станетменьше размера его складочного капитала, то прибыль которую получилотоварищество не распределяется между участниками до тех пор, пока чистыхактивов не превысит размер складочного капитала.
Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарнуюответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Участникполного товарищества, который не является его учредителем, отвечает наравне сдругими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления втоварищество.
Если участник товарищества выбыл из товарищества, то он все равнообязан отвечать по обязательствам, которые возникли до его выбытия, наравне составшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета одеятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
При выходе или смерти кого-либо участника полного товарищества,предприятие не останавливает свою деятельность, а продолжает работать, если этопредусмотрено учредительным договором товарищества или соглашением остающихсяучастников.
При анализе деятельности полного товарищества надо учитыватьследующие особенности:
·         предпринимательская деятельность его участников и есть деятельностьсамого товарищества как юридического лица;
·         если у товарищества не имеется достаточного количества средств,для погашения долгов, то кредитор имеет право потребовать удовлетворенияпретензий из личного имущества участников (или всех вместе). Практика показала,что чаще всего полные товарищества становятся фирмой семейногопредпринимательства;
·         основным юридическим документом, определяющим деятельность полноготоварищества, является учредительный договор.
В товариществе на вере (коммандитном товариществе) – наряду сучастниками, которые осуществляют от его имени предпринимательскую деятельностьи отвечают по его обязательствам своим имуществом (полные товарищи), имеетсяодин или несколько участников – вкладчиков (коммандистов), рискующие толькосуммой внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлениитовариществом предпринимательской деятельности.
К товариществу на вере применяется правила Гражданского кодекса ополном товариществе, т.к. это не противоречит правилам кодекса о товариществена вере.
Товарищество на вере создается и действует на основанииучредительного договора.
Управление деятельностью товарищества на вере осуществляетсяполными товарищами. Вкладчики не имеют право участвовать в управлении и ведениидел товарищества на вере, быть его представителем. Они не вправе оспариватьдействия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
Товарищество на вере ликвидируется, если все участвующие в немвкладчики выбывают. Однако полные товарищи могут вместо ликвидациипреобразовать товарищество на вере в полное товарищество. Кроме того,товарищество на вере ликвидируется также по основаниям ликвидации полноготоварищества. Однако товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются покрайней мере один полный товарищ и один вкладчик.
При ликвидации товарищества на вере, в том числе в случаебанкротства, вкладчики имеют преимущественное право перед полными товарищами наполучение вкладов из имущества товарищества, которое осталось после выдачи всехдолгов кредиторам. Оставшееся после этого имущества товарищества распределяетсямежду полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капиталетоварищества, если другой порядок не установлен в нормативных актахтоварищества.
Основные преимущества товариществ
·         Объединение материальных и финансовых средств участников.
·         Каждый участник вносит в дело свои свежие идеи или способности.
·         Полные товарищества привлекают кредиторов, т.к. их члены несутнеограниченную ответственность по обязательствам товарищества.
Для товарищества на вере дополнительным преимуществом является то,что они для увеличения капитала могут привлекать средства вкладчиков.
Основные недостатки полных товариществ
·         Каждый участник полного товарищества несет полную и неограниченнуюответственность по обязательствам товарищества, т.е. в случае банкротства каждыйучастник отвечает не только вкладом, но и личным имуществом.
·         Между участниками полного товарищества должны быть доверительные отношенияи отсутствовать разногласия, которые могут затруднить деятельностьтоварищества.
Хозяйственные общества
Хозяйственными обществами, как и хозяйственными товариществами,являются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей(участников) уставным (складочным) капиталом (ст. ГК.; 66, 87, 89-91).
Хозяйственные общества могут создаваться в формах обществ: сограниченной ответственностью; с дополнительной ответственностью; акционерного.
Общество с ограниченной ответственностью – учрежденное одним илинесколькими лицами общества, уставной капитал которого разделен на долиопределенных учредительными документами размеров; участники общества сограниченной ответственностью не отвечает по его обязательствам и рискуюттолько стоимостью своих вкладов.
Учредительным документами общества с ограниченной ответственностьюявляются учредительным договором, подписанный его учредителями, и утвержденныйими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документовявляется устав.
Особенности общества с ограниченной ответственностью
·         это общество является разновидностью объединения капиталов,которое не требует обязательного личного участия своих участников в делахобщества;
·         участники такого общества не отвечают за деятельность обществасвоим имуществом;
·         уставной капитал общества разделен на доли участников исоответствует ответственности по долгам общества.
Общества с дополнительной ответственностью – это такое общество,которое учреждается одним или несколькими лицами, а уставной капитал разделенна доли определенных учредительными документами размеров. Участники такогообщества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствамсвоим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов,определяемое учредительными документами общества. Из этого определениястановится понятной его особенность: если у общества не хватает имущества дляпогашения долгов, то участники могут быть привлечены к имущественнойответственности, причем солидарно друг с другом. Однако размер этойответственности ограничен, т.к. участники отвечают не всем личным имуществом(что типично для полного товарищества), а лишь частью имущества – одинаково длявсех кратного размера и сумм внесенных вкладов. С учетом этой особенностиобщество с дополнительной ответственностью является промежуточной стадией междуобществами и товариществами.
Акционерное общество
Акционерное общество – это разновидность хозяйственного общества,уставной капитал которого разделен на определенное число акций; участникиакционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и рискуюттолько стоимостью купленными ими акциями (ст. ГК.: 96, 97-100, 102-104).
В настоящее время АО – это главная организационно-правовая формазарубежных предприятий.
Учредительным документом акционерного общества является его устав,который утвержден учредителями.
Для определения порядка осуществления учредителями совместнойдеятельности по созданию общества, категории выпускаемых акций и порядок ихразмещения, размер уставного капитала общества, а также иных условий, которыепредусмотрены законом об акционерных обществах, учредители акционерногообщества заключают между собой договор.
Уставной капитал акционерного общества организуется из номинальнойстоимости акций общества. Уставной капитал общества определяет минимальныйразмер имущества общества, который гарантирует интересы его кредиторов. Он долженбыть большего размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.
Акционерное общество имеет право по решению общего собранияакционеров увеличить уставной капитал путем увеличения стоимости за акцию иливыпуска дополнительной партии акций.
Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми.
Открытое акционерное общество – это акционерное общество, участникикоторого могут продавать, отдавать принадлежащие им акции без согласия другихакционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую торговлюакциями на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Закрытое акционерное общество – это акционерное общество, акциикоторого распределяются только среди его учредителей (физических илиюридических лиц) или иного заранее определенного круга лиц. Законом РФ «Обакционерных обществах» постановлено, что число участников закрытогоакционерного общества не должно превышать 50.
Управление в акционерном обществе
Высшим органом управления акционерным обществом является общеесобрание акционеров.
Вопросы, решаемые общим собранием:
·         изменение устава общества, в том числе изменение размера егоусловного капитала;
·         избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) иревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
·         утверждение годовых отчетов, счетов прибылей и убытков общества,бухгалтерских балансов и распределение его прибылей и убытков;
·         решение о реорганизации или ликвидации общества.
Совет директоров создается в обществе с числом акционеров болеепятидесяти, и этот совет контролирует деятельность исполнительного органаобщества, а также – осуществляет те функции общего собрания, которое являетсяего компетенцией.
Исполнительный орган общества – это дирекция или генеральныйдиректор, который осуществляет текущее руководство финансово-хозяйственнойдеятельностью общества и является подотчетным совету директоров и общемусобранию акционерного общества. Уставом акционерного общества можетпредусматриваться наличие одновременно и единоличного исполнительного органа, иколлегиального.
В этом случае лицо, которое осуществляет функции единоличногоисполнительного органа общества, осуществляет также функции председателяколлегиального исполнительного органа общества.
Основные преимущества акционерного общества:
·         Ограниченная ответственность за обязательства общества, т.е.акционеры отвечают не своим имуществом, а только суммой, выплаченной за акции.
·         Имеется возможность собрать значительные денежные средства за счетпродажи акций.
·         Простота оформления участия в АО, т.к. акционеры могут входить вобщество (покупая акции) и выходить (продавая акции).
·         АО может существовать независимо от выбытия не только одного, но игруппы акционеров, т.к. акции могут переходить наследникам.
Основные недостатки акционерного общества
·         Время организации АО значительно больше, чем при организациичастного предприятия или товарищества, т.к. необходимо не только составитьустав и зарегистрировать АО, но и подготовит, и реализовать акции.
·         Руководство АО должно отчитываться перед акционерами и при этомсообщать о финансах и планах, а также – о направлениях инвестиций, что непозволяет в полной мере сохранить коммерческую тайну.
Производственные кооперативы
Производственный кооператив (артель) – это добровольное объединениеграждан на основе членства для совместной производственной или инойхозяйственной деятельности (бытовое обслуживание, производство, выполнениеработ, переработка, торговля, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и инойпродукции, оказание других услуг), основанной на личном трудовом и ином участиии объединении его членами имущественных паевых взносов (ст. ГК: 107-110, 112).
Производственный кооператив — коммерческая организация.Учредительным документом производственного кооператива является его устав,который утверждается общим собранием его членов. Число членов кооперативадолжно быть не мене пяти.
Имущество, которое является собственностью производственногокооператива делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.Уставом кооператива может быть установлено, что определенную часть принадлежащегоего кооперативу имущества составляют неделимые фонды, используемые на целиопределяемые уставом. Прибыль члена кооператива определяется в соответствии сего трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, котороеосталось после ликвидации кооператива и удовлетворения требований егокредиторов.
Высший орган управления кооперативом – общее собрание его членов.Исполнительным органом кооператива является правление или его председатель. Онируководят текущей деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному советуи общему собранию членов кооператива. Член кооператива может одновременнозанимать только одно высокое место в кооперативе.
Член кооператива имеет только один голос при принятии решенийобщим собранием. Он может по своему желанию покинуть кооператив, и тогда емубудут обязаны выплатить стоимость пая или выдано имущество, а такжеосуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива.
Производственный кооператив по общему решению может статьхозяйственным товариществом или обществом.
Основные преимущества кооперативов:
·         Прибыль кооператива распределяется по усмотрению самогокооператива в соответствии с трудовым вкладом его членов, что заинтересовываетих;
·         Число членов кооператива не ограничено, что дает возможностьлюбому физическому лицу вступить в кооператив;
·         У всех членов кооператива одинаковые права в управлениикооперативом, т.к. у каждого из них имеется только один голос.
Основные недостатки кооперативов:
·         Ограничение по численности (не менее 5 человек), что затрудняет ихсоздание;
·         Ограниченность средств, которая связана с отсутствием дохода отпродажи акций;
·         Длительное решение основных хозяйственных вопросов, так как ониобсуждаются и принимаются на общем основании.

2. Классификация предприятий по организационно-экономическимформам
На основе организационно-экономического признака выделяютсяразличные объединения предприятий.
У нас в стране, до перехода к рыночной экономике, были два основныхвида объединений: производственное объединение (ПО) и научно-производственноеобъединение (НПО).
Производственное объединение (ПО) – единый организационнооформленный производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого обычновходят головное предприятие и заводы-филиалы.
Научно-производственные объединение (НПО) включает научноеучреждение (НИИ, КБ, Проектный институт) и опытный завод. Основная цельсоздания НПО – это ускорение внедрения достижений научно-технического прогрессав производство, что обеспечивается за счет сокращения времени на разработкуновой продукции (практика показала, что время разработки уменьшается в 1,5-2раза), совмещение этапов разработки, улучшения согласования совместнойдеятельности НИИ и опытного завода; уменьшение затрат на разработку и т.д.
В процессе перехода к рыночной экономике у нас большая частьобъединений была преобразована в концерны, тресты, холдинги и другие формы.
Основные формы монопольных объединений. Монопольные объединенияактивно стали создаваться в конце 19 и в начале 20 века, когда в мировойэкономике происходил процесс концентрации производства и централизации капитала.Самые типичные формы монопольных объединений следующие: картель, синдикат,трест и концерн.
Картель – это такое объединение предприятий, при котором онисохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Предприятия, входяв объединение, заключает соглашение, которое определяет объем производствакаждого участника, цены товара, рынки сбыта и т.д.
Наибольшее распространение картели получили в Германии, где кначалу Второй мировой войны их насчитывалось более двух тысяч. После Второймировой войны появились международные картели, которые объединяли предприятияразных стран.
Синдикат – объединение предприятий, когда они сохраняют производственнуюи теряют коммерческую самостоятельность, т.к. закупку сырья и сбыт продукцииосуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура(контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между участниками вобласти сбыта и закупкой сырья.
Синдикаты получили наибольшее распространение в начале 20 века, ичаще всего они создавались в отраслях добывающей промышленности во Франции,России и других странах. В дореволюционной России действовали такие синдикаты,как «Продуголь» и «Медь», которые концентрировали сбыт 90% продукции. Поправовой форме синдикат представляет собой акционерное общество.
Трест – объединение предприятий, когда предприятия-участникитеряют производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единомууправлению центральной компании. Тресты наиболее типичны для США и возникли тамв последней трети 19 века. Самый известный трест был создан Дж. Д. Рокфеллеромв 1879 году под названием «Standard Oil», который контролировал подавляющую частьнефтяной промышленности США.
Концерн – объединение предприятий, которое характерно единствомсобственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеютсамостоятельности. Концерны стали создаваться в начале 20 века, и тогда вконцерн объединялись предприятия одной отрасли промышленности.
В настоящее время под термином «концерн» понимается группапредприятий (дочерних фирм) вокруг крупного предприятия (материнской компании),которая держит акции этих предприятий; а по составу – это объединение предприятий(разных отраслей, но с четко выраженным отраслевым ядром), финансовыхучреждений, транспортных и торговых компаний[2].
Самые типичные и современные концерны:
·         в США – «General Motors» (ядро – автомобильная промышленность),«Дюпон» (ядро – химическая промышленность);
·         в Европе – немецкий концерн «Фольксваген»; шведский концерн«Volvo»;
·         в России – в феврале 1998 года завершилось создание открытогоакционерного общества «Кондитерский концерн «Бабаевский», в состав котороговошли пять фабрик по производству конфет и шоколада («Рот-Фронт», Челябинскаяфабрика «Южуралкондитер», Сормовская кондитерская фабрика, Новосибирскаяшоколадная фабрика). Головное предприятие этого концерна – предприятие«Бабаевское».
Конгломерат представляет собой чаще всего объединение предприятий(фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности ивыпускают разнородную продукцию.
Особенность конгломератов заключается в том, что входящие в этообъединение предприятия обладают широкой автономией и в штаб-квартиреконгломерата содержится небольшой штат служащих по сравнению с концерном. Так,в конгломерате «Галф энд Уэстерн» всего занято 95 служащих, а в концернах числослужащих часто составляет несколько сотен человек.
Другим отличием конгломератов от концернов является то, что уконгломератов нет четко выраженного отраслевого производственного ядра, т.к.объединяются разнородные предприятия.
Холдинг – в мировой практике обычно не производственноеобъединение, а – финансовая компания (держатель компании), которая владеетконтрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления ихдеятельностью.
Различают два типа холдингов:
·         чистый – владеет и проводит операции с акциями;
·         смешанный – занимается еще и определенной предпринимательскойдеятельностью (промышленной, торговой, транспортной и т.д.).
В последние годы холдинги расширили свое финансовое участие вдругих компаниях, т.к. покупают не только контрольные, но и неконтрольныепакеты акций. Это приводит к тому, что холдинг может контролировать иучаствовать в деятельности нескольких сотен компаний. Часто основным звеном вхолдинге является банк или крупная финансовая компания.
Холдинги могут действовать обычно как акционерные общества.
У нас в стране в 1996 г. был создан промышленный холдинг«Роспром», который управляет тремя десятками крупных российских предприятий,пакетами акций которых владеет группа «Менатеп».
3. Классификация предприятий по степени концентрации производстваи капитала
По этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние икрупные.
Малые предприятия
Малые – самая многочисленная форма предприятий, и в большинствестран они представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другиепредприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособногонаселения.
В зарубежной системе хозяйства малые предприятия частоподразделяются на малейшие и мелкие, различаясь по численности занятых. Так, наконец 80-х г. в Италии к мельчайшим относились фирмы с числом занятых 1-9человек, а к мелким:9-99 человек; в Великобритании соответственно – 1-24 и24-99 человек; в США, Франции, Японии – от 1-19 и от 20 до 99 человек.
Доля мельчайшего и мелких фирм вместе по основным развитым странамсоставила: в Великобритании – 48,7%; в США – 54,5%; во Франции – 60,1; в Италии– 73,8; в Японии – 77,1%[3],(что объясняется способностью японских фирм быстро перестраивать производство).
Особенности малых предприятий заключается в следующем:
·         обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий исфер деятельности;
·         имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные,улавливают изменение спроса и частные потребности;
·         быстрее могут обновить выпуск продукции;
·         способствуют созданию конкуренции на рынке;
·         обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;
·         часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить вусловиях рынка.
По сфере деятельности у нас больше малых предприятий занято вторговле (46,8%) и меньше – в производственной сфере (только 14,2%).
Основная проблема малого предпринимательства – это отсутствиеинвестиций.
Типичные факторы, которые сдерживают становление и развитие малогопредпринимательства в России:
·         высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов;
·         сложность бухгалтерской отчетности;
·         излишнее государственное регулирование (часто это связано скоррупцией чиновников);
·         недостаток собственных средств;
·         неплатежеспособность партнеров
·         рэкет и т.д.
Для поддержки малого предпринимательства 14 мая 1998г. назаседании правительства была утверждена Федеральная программа, котораяпредусматривала не только выделение в том году 70 млн. рублей на эти цели, но ицелый ряд организационных мероприятий. Например, упрощение регистрации иупрощение налоговых схем; создание консультационных центров в малых городах ипоселках; проведение эксперимента по организации малого предпринимательства ипо созданию новых рабочих мест в экономически и социально напряженных регионахстраны.
Средние предприятия
Средние предприятия, занимая промежуточное положение между малымии крупными, имеют следующие характерные признаки:
·         численность персонала от 100 до 500 человек;
·         узкая специализация, т.е. выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкаяспециализация позволяет средним фирмам выжить в условиях конкуренции с крупнымипредприятиями, что прежде всего обусловлено низкими издержками производства приспециализации.
Кроме этого, рынок, на котором работает специализированное предприятие,менее поврежден различным колебаниям. Средние фирмы действуют обычно в узкойчасти рынка (ниши), но в ней они являются минимонополиями, и если возникаетпотребность в их товаре, то изготовить его могут только они.
Однако деятельность средних фирм связана с опасностью,обусловленной изменениями спроса. Если фирма выпускает только один товар, а нарынке появился товар-заменитель, то спрос на товар средней фирмы упадет и ееждет банкротство. Поэтому очень важно найти на рынке ту нишу рынка, где будетсуществовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.
Крупные предприятия
Основные характерные признаки крупного предприятия (корпорации):
·         численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто спомощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысячработников. (Например, в корпорации ИБМ трудятся 400 тысяч работников);
·         обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров(например, бытовой техники);
·         массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держатьна низком уровне издержки производства;
·         выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством иоблегчает автоматизацию;
·         наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводитьмасштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числетактику низких цен при большом объеме продукции;
·         широкое использование внутрифирменного планирования, что особенноэффективно не для создания новой продукции (это быстрее делают малые фирмы), адля выпуска разных модификаций товара ив осуществлении его технической доводки.
В зависимости от степени динамичности крупные предприятияподразделяются на три группы:
·         продолжающие динамично развиваться. Например, японская фирма «Sony»;
·         утратившие динамизм развития, но сохраняющие стабильное положение.Это обеспечивается значительными объемами производства, диверсификациейпроизводства и наличием значительного числа международных филиалов;
·         утратившие и динамизм и снижение темпов развития и стабильностьприбыли, что чаще всего вызывается: чрезвычайно широким ассортиментомпродукции, усложненной организационной структурой, чрезмернымипроизводственными мощностям и т.п. В качестве примера такой компании обычноназывают голландский электротехнический концерн «Philips».
Вышеприведенная система классификации применяется в мировойхозяйственной практике. В России при делении предприятий на малые, средние икрупные обычно учитываются следующие признаки:
·         численность работающих;
·         стоимостный объем выпуска продукции;
·         стоимость основных производственных фондов.
4. Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю. Понятиесовместного предприятия (jointventure)
По принадлежности капитала и контролю фирмы можно разделить нанациональные, иностранные, смешанные.
Национальными называются фирмы, капитал которых принадлежитпредпринимателям одной страны.
У иностранных фирм капитал полностью является собственностью иностранныхпредпринимателей.
В смешанных фирмах капитал принадлежит предпринимателям двух илинескольких стран. Фирмы со смешанным капиталом называют совместными (joint venture), если целью их созданияявляется осуществление совместной деятельности.
Смешанные фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателямнескольких стран, называются многонациональными. Например,бельгийско-франко-американо-швейцарский концерн «Филипс».
5.Классификация фирм по сфере деятельности.
По сфере деятельности фирмы можно разделить на международные,филиалы, дочерние фирмы и транснациональные корпорации. Международными фирмамипризнаются предприятия, сфера коммерческой и производственной деятельностикоторых распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала иконтролю большинство из них национальные.
Филиал не может вести дела от своего имени, т.к. он не имеетюридической самостоятельности. В обязанности заграничного производственногофилиала входит: выпуск продукции, в которой заинтересована материнская фирма;реализация продукции на рынке, определенном материнской фирмой.
Дочерние фирмы выступают на рынке от своего имени и за свой счет.Материнская компания не несет никакой ответственности за работу и обязательствадочерней. Материнской выгодно дробление капитала и создание заграничныхдочерних фирм в тех странах, где льготное налогообложение.
Если фирма имеет производственные мощности за границей, тоэксперты ООН относят ее к категории международных фирм, именуемыхтранснациональными корпорациями (ТНК).

III. Предпринимательство вКазани
Количество экономически активных малых предприятий по г.Казанисоставило на 1октября 2007 года 17054 единиц.
Среди них более 38% – предприятия оптовой и розничной торговли,21% — предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренду ипредоставление услуг, 15,5% — строительные организации, 10,9% — предприятияобрабатывающих производств, 4,1% — организации транспорта, 1,2%-предприятияздравоохранения. Удельный вес остальных видов деятельности относительноневелик.
Численность занятых на обследованных малых предприятияхгорода-55175 человек. По оценке, на всех малых предприятиях города занято105100 человек. Доля занятых на малых предприятиях в общей численностиработников списочного состава по всем предприятиям и организациям города составляет22,7%.
На обследованных малых предприятиях города средняя заработнаяплата одного работника списочного состава малого предприятия в январе-сентябре2007 года составила 9642 рубля.
За 9 месяцев 2007 года обследованными малыми предприятиями всехвидов деятельности г. Казани было отгружено товаров (работ и услуг)собственного производства на сумму 27518 млн. рублей. По сравнению ссоответствующим периодом прошлого года производство товаров и услуг на малыхпредприятиях увеличилось в 1,4 раза.
Более 30% отгруженной продукции (товаров и услуг) обследованнымималыми предприятиями Казани принадлежит строительным организациям, 24,1% — предприятиям, осуществляющим операции с недвижимым имуществом, аренду ипредоставление услуг, 16,4% — обрабатывающим производствам, 12,4% — предприятиям торговли, 4,8%-транспортным предприятиям.
Объем отгруженной продукции в расчете на 1 работника малогопредприятия (производительность труда) в январе-сентябре 2007 года составил498,7,8 тысяч рублей (в январе-сентябре 2006 года –352,2 тысяч рублей).Аналогичный показатель в крупном и среднем бизнесе в январе-сентябре 2007 года–196,8 тысяч рублей (в январе-сентябре 2006 года –136,1 тысяча рублей). Темпроста производительности труда за 9 месяцев 2007 года по сравнению ссоответствующим периодом 2006 года на малых предприятиях составил 142%, вкрупном и среднем бизнесе – 145%.
Оборот обследованных малых предприятий Казани в январе-сентябре2007 года составил 74933,3 млн.рублей, что более чем в 1,3 раза превышаетпоказатель соответствующего периода 2006 года. Наибольший вклад в него внеслипредприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей-60,5%. На долюпредприятий сферы строительства приходится 13,3%, операций с недвижимымимуществом, аренды и предоставление услуг-10,6%, обрабатывающихпроизводств-10,25.
Объем инвестиций в основной капитал на обследованных малыхпредприятиях г.Казани за 9 месяцев 2007 года составил 1247,8 млн.рублей, что на5% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Распределение объемаинвестиций по видам экономической деятельности: 32,4%-оптовая и розничнаяторговля, 31,7%-операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг,16,7%-обрабатывающие производства, 7,2%-строительства, 5,6%-добыча полезныхископаемых.
На 1 октября 2007 года в г. Казань насчитывалось 28981индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию или перерегистрацию вналоговых органах республики.
Сфера деятельности большинства индивидуалов – торговля (62,4%),операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг (12%), транспорт исвязь (7,2%), персональные услуги различного направления (5,8%), обрабатывающиепроизводства (4,9%) и строительство (2%). Удельный вес других видовдеятельности относительно невелик.
Развитие малого бизнеса имеет свои специфичные черты, которыеобусловлены недостатком собственных финансовых средств, проблемами в получениии возврате кредита, высоким уровнем налоговой нагрузки. Но, несмотря на это, за9 месяцев 2007 года большая часть предпринимателей (89%) вели непрерывнуюдеятельность.
Из числа обследованных предпринимателей 57% — женщины, 43% — мужчины. Если на обрабатывающих производствах, в строительстве, торговле,транспорте занимаются бизнесом преимущественно мужчины, то в сфере образованияи предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг –женщины. Основная группа (72%) – предприниматели в возрасте от 30 до 49 лет,для которых характерно наличие жизненного опыта, высокая деловая активность.
Распределение по уровню образования показывает, что подавляющеебольшинство предпринимателей (85%) имеют высшее (незаконченное высшее) илисредне-специальное образование. Наибольшее количество опрошенных с высшимобразованием занято в сфере операций с недвижимостью, аренды и предоставленияуслуг, в обрабатывающих производствах, в сфере предоставления персональныхуслуг, торговле, в транспортной деятельности.
По результатам обследования 42% опрошенных предпринимателейпривлекают наемную рабочую силу, в числе которых также могут быть задействованыпартнеры и помогающие члены семьи. В основном, это предприниматели, занятые вобрабатывающих производствах, торговле, в сфере предоставления коммунальных,социальных и персональных услуг, совершении операций с недвижимостью, аренды ипредоставления услуг, в транспортной деятельности. Остальные респонденты (58%)предпочитают работать самостоятельно, без привлечения наемных работников.
Из всего объема платных услуг, оказанных индивидуальнымипредпринимателями, 59% — услуги населению города, 41% — предприятиям иорганизациям.
Наиболее привлекательными, по оценке предпринимателей, являютсяуслуги в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды, изготовление и ремонтмебели, услуги в сфере транспорта (пассажирские, транспортно-экспедиторские),рекламы, парикмахерские и ветеринарные услуги, где в среднем однимпредпринимателем за 9 месяцев 2007 года было оказано услуг на сумму более 200тысяч рублей.
Основной объем оборота торговли приходится на долю розничнойторговли. Большая часть предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность,являются собственниками товара (67%). Около 59% опрошенных индивидуаловотметили, что в структуре ассортимента реализуемой продукции преобладаютнепродовольственные товары. Объем продаж розничной и оптовой торговли вфактически сложившихся ценах за январь-сентябрь 2007 года составил в среднем наодного предпринимателя 423 тыс.руб.

Заключение
 
В ходе работы над данной курсовой, я пришел к следующим выводам:
·         Врыночной экономике важнейшие решения – что, как, и для кого производить –принимается частными фирмами.
·         Фирма– основной субъект экономический отношений.
·         Фирмаи предприятие действительно является очень близкими по значению терминов.
·         Существуетмножество классификаций предприятий по различным признакам.
·         Длякаждого типа фирмы, характерны различные модели управления, организации иструктуры, которые существенно отличаются друг от друга по многим факторам.
·         У каждого вида предприятия существуют преимущества и недостатки,которые следует учитывать при выборе организационной формы при открывании новойфирмы.
Также в моей курсовой я рассмотрел и проанализировалпредпринимательство в г. Казани. На основе статистических данных,опубликованным Официальным Статистическим Фондом Республики Татарстан, я пришелк выводам что в нашем городе предпринимательство достаточно развито, посравнению с другими городами России, также наблюдается интенсивное развитие предпри-данные экономического развития города Филадельфии (этот город был взят длясравнения, так как он находится в одном из самых развитых в экономическомотношении стран мира – США и он имеет такое же население, как и г. Казань – 1,5млн. человек), я понял что, хоть предпринимательство в столице РеспубликиТатарстан развито, но до уровня городов самых развитых стран еще нужно провестиогромной объем работы. И я хотел бы дать несколько рекомендаций:
— Жителям города Казани следует более интенсивно участвовать впредпринимательской деятельности, а именно открывать большее количество именномалых и средних фирм, потому что они обеспечивают конкурентный рынок, который всвою очередь в конечном результате улучшает экономическое состояние;
— Правительство Республики совместно с мэрией г. Казани должна болееэффективно способствовать развитию малого и среднего бизнеса (например снижениеналогов для этих видов фирм) и бороться с монополизацией рынка;
— Правительство Республики совместно с мэрией г. Казани должно создатьболее благоприятные условия для инвесторов.
Я думаю что если мои рекомендации будут осуществлены в жизнь, тонаш любимым город станет одним из самых развитых в России а может и в мире.
Предпринимательство в г. Казани достаточно развито и может являтьсяпримером для других городов.
Наблюдается интенсивное развитие предприятий и увеличение оборотакапитала
В г. Казань ведется успешная политика поддержки малых предприятий,что способствует развитию конкурентного рынка.

Список литературы
 
1.  Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.66, 69-71, 74, 76, 87,89-91, 96-100, 102-104, 107-110, 112-115).
2.  Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах»
3.  Хойер В., Как делать бизнес в Европе./ М.: Фонд «За экономическуюграмотность», 1991. С. 53.
4.  Юданов А.Ю. Фирма и рынок./ М.: Знание, 1990. С. 5.
5.  Елизаров Ю.Ф., Экономика организаций (предприятий): учебник длявузов./М.: Издательство «Экзамен», 2008. С. 12-47.
6.  Самойлова Л.Б., Экономика фирмы: учебное пособие./М.: Флинта:МПСИ, 2007. С. 17-31.
7.  Корнаи Я. Путь к свободной экономике./ М.: Экономика, 1990. С.37-39.
8.  Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – 2-е изд., испр. идоп./М.: Дело, 2001. С. 191-197.
9.  Кейлер В.Д. Экономика предприятия: Курс лекций./М.: ИНФРА-М, 1999.
10.     Абрютина М.С. Экономика предприятия./ М.: Издательство «Дело иСервис», 2004. С.34-38.
11.     Грузинов В.П. Экономика предприятия. Банки и биржи./М.: ЮНИТИ,1998. С. 23-27.
12.     Берзинь И.Э. Экономика фирмы./М.: Институт международного права и экономики,1999. С.17-20.
13.     Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие./М.: Финансы истатистики, 1997. С.26-38.
14.     Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: курс лекций./М.:ИНФРА-М., 1992. С.24-27.
15.     Непринцева Е. Фирма в рыночной экономике.//РЭЖ. – 1993. — №6. С.127.
16.     http://www.kzn.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.