РЕФЕРАТ
по курсу«Основы экономики»
по теме: «Планирование хозяйственной деятельностипредприятия»
/>1.Методы и виды планирования
Планирование— это разработка и установление руководством предприятия системы количественныхи качественных показателей его развития, в которых определяются темпы,пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так ина перспективу. Планирование является центральным звеном хозяйственногомеханизма управления и регулирования производства. Планирование,административное управление и контроль за деятельностью предприятия взарубежной практике определяют одним понятием «менеджмент».
Существуетнесколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический,экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые. Балансовыйметод планирования обеспечивает установление связей между потребностями вресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. Например,балансовый метод увязывает производственную программу с производственноймощностью предприятия, трудоемкость производственной программы — с численностьюработающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочеговремени, материальный, энергетический, финансовый и др.
Расчетно-аналитическийметод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики ифакторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этогометода определяется базисный уровень основных показателей плана и их измененияв плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов,рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базиснымуровнем. Экономико-математические методы позволяют разработать экономическиемодели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественныхпараметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантовплана и выбрать оптимальный.
Графоаналитическийметод дает возможность представить результаты экономического анализаграфическими средствами. С помощью графиков выявляется количественнаязависимость между сопряженными показателями, например, между темпами измененияфондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевой методявляется разновидностью графоаналитического. С помощью сетевых графиковмоделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложнымобъектам (например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники идр.).
Программно-целевыеметоды позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач имероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.Характерная черта программы — ее нацеленность на достижение конечныхрезультатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая вряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которыенаделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральнаяцель — стратегические и тактические цели — программы работ) составляется графтипа «дерево целей» — исходная база для формирования системы показателейпрограммы и организационной структуры управления ею.
Посрокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее иоперативно-производственное. Перспективное планирование основывается напрогнозировании. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новыхвидах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкамсбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется надолгосрочное (10—15 лет) и среднесрочное (3—5 лет) планирование.
Долгосрочныйплан имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическаястратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширенияграниц действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в планеограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируютсяв среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являютсяорганизационная структура, производственные мощности, капитальные вложения,потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеютобязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы срокомна 5 лет, среднесрочные — на 2-3 года.
Текущее(годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана иуточняет его показатели. Структура и показатели годового планированияразличаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые ибригадные. Основные разделы и показатели годового плана представлены в табл. 1.
Таблица1.
Основныеразделы и показатели годового планаРазделы плана Показатели плана 1. План производства и реализации продукции Номенклатура, ассортимент, товарная и реализованная продукция 2. План технического развития и организации производства Удельный вес конкурентоспособной продукции, экономическая эффективность мероприятий
3. План по инвестициям
и капитальному строительству Размеры капитальных вложений в строительно-монтажные работы, эффективность капиталовложений 4. Материально-техническое обеспечение (план закупок) Объем поставок сырья и материалов 5. Труд, персонал и заработная плата Производительность труда, численность персонала, фонд оплаты труда 6. Себестоимость, прибыль и рентабельность Смета затрат, себестоимость товарной и реализованной продукции, балансовая чистая прибыль, рентабельность 7. Финансовый план (бюджет) Баланс доходов и расходов, налоги, платежи и отчисления 8. Фонды экономического развития предприятия Сметы фондов (накопления, потребления, резервного и др.) 9. Охрана окружающей среды Капиталовложения в природоохранные мероприятия, плата за природные ресурсы 10. Социальное развитие коллектива Уровень социальной обеспеченности работников 11. Внешнеэкономическая деятельность Размер валютной выручки 1. План производства и реализации продукции Номенклатура, ассортимент, товарная и реализованная продукция
/>/>Оперативно-производственноепланирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезкивремени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственнымподразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служитсредством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятияи доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих).Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое,внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводскогооперативно-производственного планирования является сменно-суточноепланирование.
Вцелом перспективное, текущее и оперативно-производственное планированиевзаимосвязаны и образуют единую систему.
Имеютсяразличные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другимпризнакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданийоно подразделяется на директивное и индикативное планирование. Директивноепланирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановыхзаданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий.Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистическогоцентрализованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику вцелом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивноепланирование используется на уровне предприятий при разработке их текущихпланов.
Индикативноепланирование — это форма государственного регулирования производства черезрегулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит,минимального уровня заработной платы и других показателей. Заданияиндикативного плана называются индикаторами. Индикаторы — это параметры,характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанныеорганами государственного управления. В составе индикативного плана могут бытьи обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом планносит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям(организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработкеперспективных планов.
Необходиморазличать перспективное планирование, прогнозирование, стратегическоепланирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которыевзаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различныефункции и могут применяться самостоятельно. Как уже отмечалось выше,перспективное планирование основано на прогнозировании. Прогнозированиеявляется базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от негоосновано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностноми в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия вобозримом будущем.
Стратегическоепланирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения,определяет основные направления развития предприятия (организации) и, чтоособенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию егообщей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечиваетнаправления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровняхразвития. Тактическое планирование в отличие от перспективного истратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды инаправлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются вкомплексных планов социально-экономического развития предприятия.
Бизнес-планированиеявляется разновидностью технико-экономического планирования, однако в условияхрыночной экономики его функции значительно расширились и оно сталосамостоятельным видом планирования. Существуют и другие классификации форм ивидов планирования. Так, по классификации Р.Л. Акоффа, широко используемой взарубежной науке и практике, планирование бывает:
реактивным— базируется на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;
инактивным— ориентируется на существующее положение предприятия для выживания истабилизации бизнеса;
преактивным(упреждающим) — основано на прогнозах с учетом будущих изменений иосуществляется на предприятиях сверху вниз путем оптимизации решений;
интерактивным— заключается в проектировании будущего с учетом взаимодействия прошлого,настоящего и будущего, направленном на повышение эффективности развитияпредприятия и качества жизни людей.
Отметим,что планирование на предприятии (фирме) является важнейшим элементом рыночнойсистемы, ее базисом и регулятором.
2.Бизнес-план
Бизнес-планпредставляет собой документ, содержащий обоснование действий, которыенеобходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта илисоздания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Дляпервого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальнойразбивке, далее — в годовом разрезе.
Бизнес-планнеобходим:
дляразработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развитияпредприятия;
выполненияфункции планирования;
оценкии контроля процесса развития основной деятельности предприятия;
привлеченияденежных средств;
привлечениячастных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсногоразмещения государственных
инвестиций в высокоэффективные проекты.
Разработкабизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы:
какначать дело;
какэффективно организовать производство;
когдабудут получены первые доходы;
вкакие сроки можно будет расплатиться с кредиторами;
какуменьшить возможный риск?
Втеории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана. Онаможет быть различной в зависимости от выполняемой функции: одна — дляначинающего предпринимателя и другая — для действующего предприятия.Бизнес-план может состоять из следующих разделов:
Возможностифирмы (резюме).
Видытоваров (услуг).
Рынкисбыта товаров (услуг).
Конкуренцияна рынках сбыта.
Планмаркетинга.
Планпроизводства.
Организационныйплан.
Правовоеобеспечение деятельности фирмы.
Оценкариска и страхование.
Финансовыйплан.
Стратегияфинансирования.
Врекомендациях зарубежных и отечественных разработчиков бизнес-плана приводятсяи другие разделы, в частности, инвестиционный план.
Вразделе «Возможности фирмы (резюме)» определяются в приоритетном порядке всенаправления деятельности фирмы, т. е. для стратегического планирования фирмыразрабатываются:
программадеятельности фирмы;
целифирмы;
стратегияфирмы.
Покаждому направлению деятельности фирмы устанавливаются цели и стратегии ихдостижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегииопределяются ответственные лица. Резюме должно дать будущим кредиторам илиинвесторам фирмы (в том числе и акционерам) ответы на вопросы:
чтоони получат при успешной реализации бизнес-плана;
каковриск потери ими денег?
Вэтом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а такжевсе необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.Составлять бизнес-план должен сам руководитель с привлечением сотрудников фирмыи независимых экспертов. Характер изложения должен быть деловым, понятным,объем небольшим, недостаточным, чтобы кредитор или инвестор мог составитьпредставление о деятельности фирмы (в зависимости от поставленной цели).
Вразделе бизнес-плана «Виды товаров (услуг)» описываются все товары и услугифирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. В современной хозяйственнойпрактике считается, что рационально поступает предприниматель, выбирающийтовары и услуги, производство или оказание которых требует минимальнойкооперации, поставок со стороны или когда достижима заменяемость исходногосырья и материалов. Фирма, которая стремится иметь стабильное положение нарынке, обычно занята производством нескольких видов товаров, находящихся наразных стадиях жизненного цикла.
Раздел«Рынки сбыта товаров» направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателючетко представлять, кто будет покупать его товар и где рыночная «ниша» егопредприятия. При составлении этого раздела необходимо провести оценкупотенциальной емкости рынка, потенциального объема продаж (предложения) и ихреального объема, а также определить тип рынка, где реализуется основная частьтоваров и услуг фирмы.
Вразделе «Конкуренция на рынках сбыта» необходимо дать ответы на вопросы,касающиеся конкурентоспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороныведения бизнеса конкурентами и определить, какие ответные меры следуетпредпринять и какие из них будут наиболее действенными.
3.Маркетинговая деятельность на предприятии
Маркетингпредставляет собой процесс планирования производственно-сбытовой деятельностипредприятия на основе изучения законов рынка в целях реализации товаров и услуги получения прибыли в условиях конкуренции. Маркетинг необходим при следующихусловиях:
принасыщении рынка товарами, т. е. при превышении предложения над спросом («рынокпокупателя»);
остройконкуренции, усилении борьбы за покупателя;
свободныхрыночных отношениях, т. е. возможности без административных ограниченийвыбирать рынки сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческуюполитику и т.д.;
полнойсамостоятельности предприятий.
Присоставлении плана маркетинга необходимо опираться на следующие принципы:
а)принцип понимания потребителя, основанный на учете потребностей и динамикирыночной конъюнктуры. Бизнес невозможен, если фирма ориентирована только наприбыль, а не на учет
запросов потребителя;
б)принцип борьбы за потребителя (клиента). Суть этого принципа — борьба запотребителя, а не сбыт товаров. Товары и услуги
в данном случае являются лишь средством для достижения цели,
а не самой целью;
в)принципмаксимального приспособления производства к требованиям рынка ставитпроизводство товаров и оказание услуг
в функциональную зависимость от запросов рынка и требует про
изводить товары в ассортименте и объеме, необходимом для потребителя.
Вплан маркетинга, как правило, включаются следующие вопросы:
целии стратегия маркетинга;
ценообразование;
схемараспределения товаров;
методыстимулирования продаж (сбыта);
организацияпослепродажного обслуживания клиентов;
реклама;
формированиеобщественного мнения о фирме и товарах.
Приопределении стратегии маркетинга необходимо исходить из пяти возможныхконцепций маркетинговой деятельности:
производственной— концепции совершенствования производства, утверждающей, что товары и услугифирмы найдут сбыт на рынке, если они будут широко распространены и доступны поцене;
товарной— концепции совершенствования товара, в соответствии с которой на рынке найдутсбыт товары и услуги, отличающиеся наивысшим качеством, лучшимихарактеристиками и эксплуатационными показателями;
сбытовой— концепции интенсификации коммерческих усилий, согласно которой товары иуслуги найдут сбыт на рынке, если фирма затратит значительные усилия на сферусбыта и стимулирование продаж;
потребительской— традиционной маркетинговой концепции, утверждающей, что товары и услугинайдут сбыт на рынке, если фирма правильно определит потребности целевых рынкови удовлетворит их более эффективно и продуктивно, чем конкуренты;
социально-этической— концепции, состоящей в применении маркетинга при условии удовлетворенияпотребностей как покупателей товара, так и общества в целом.
Вкомплекс маркетинговых мероприятий фирмы обычно входят:
изучениепотребителей товаров (услуг) фирмы и их поведения на рынке;
анализрыночных возможностей фирмы (доля рынка);
оценкавыпускаемых товаров и предлагаемых услуг, перспектив их развития;
анализиспользуемых форм и каналов сбыта;
оценкаиспользуемых фирмой методов ценообразования;
мероприятияпо продвижению товаров (услуг) на рынок (позиционирование);
изучениеконкурентов;
выборрыночной «ниши» (сегментирование рынка).
Основополагающимиэлементами комплекса маркетинга являются доля рынка, сегментирование ипозиционирование товара. Доля рынка фирмы — это часть рынка отрасли, котораяиспользуется фирмой для продажи своих товаров. Сегментирование рынка состоит вразделении общей совокупности потребителей на определенные группы покупателей(сегменты), различающиеся по целому ряду факторов (социальное положение,уровень доходов, профессия, семейное положение, возраст и т. д.) и имеющиесходные потребительские запросы и предпочтения. Позиционирование товара —мероприятия по продвижению товара на рынок и обеспечению егоконкурентоспособности.
Ценообразование.Одним из важнейших элементов плана маркетинга является ценообразование,выработка ценовой политики фирмы, которая заключается в установлении иизменении цен в зависимости от ситуации на рынке, что позволяет сохранятьопределенную долю рынка и получать прибыль. Цена товара может определятьсяисходя из:
себестоимостипродукции;
ценыконкурентов на аналогичный товар;
уникальныхсвойств товара;
цены,определяемой спросом на данный товар.
Наоснове себестоимости обычно устанавливается минимально возможная цена товара,соответствующая наименьшим издержкам производства. На базе анализа ценконкурентов определяется средний уровень цен на товар. Максимально возможнаяцена устанавливается для товаров, отличающихся высоким качеством илиуникальными свойствами. Цены, определяемые спросом или конъюнктурой рынкаданных товаров, могут колебаться в широком диапазоне — от минимальных(покрывающих издержки производства и даже ниже издержек) до максимальных(обеспечивающих максимальную прибыль).
Схемараспределения товаров. Важным элементом плана маркетинга является схемараспределения товаров, т. е. организация каналов сбыта. Канал сбыта — путь, покоторому товары движутся от производителя к потребителям. Уровень канала сбыта— это любой посредник, выполняющий ту или иную работу по приближению товара кконечному потребителю. Посредником при одноуровневом канале на рынкепотребительских товаров обычно бывает розничный торговец, а на рынке товаровпромышленного назначения — агент по сбыту или брокер (посредник). Придвухуровневом канале посредниками на рынке потребительских товаров становятсяоптовый и розничный торговцы, а на рынке промышленных товаров — промышленныйдистрибьютор (торговец) и дилер (оптовый или розничный торговец). Притрехуровневом канале посредник — мелкий оптовик. Для повышения эффективностимаркетинга необходимо выбрать наилучшую комбинацию из нескольких каналовраспределения товара.
Методыстимулирования продаж (сбыта). Методы стимулирования продаж (сбыта) являютсяеще одним элементом плана маркетинга. Стимулирование сбыта — это разнообразныедействия, способствующие совершению покупки. К ним относятся:
стимулированиепотребителей;
стимулированиесферы торговли;
стимулированиеторгового персонала фирмы. Организация послепродажного обслуживания клиентов. Вплан
маркетингавключаются мероприятия по организации послепродажного обслуживания клиентов, втом числе гарантийное и постгарантийное обслуживание, доставка, упаковка и т.д.
Реклама.Реклама — еще один раздел плана маркетинга. Главной функцией рекламы являетсяиндивидуализация продукта, однако реклама — дорогостоящее мероприятие.Многообразие видов рекламы можно свести к пяти видам:
1)информативная;
2)избирательная (на определенный сегмент);
3)сравнительная;
4)напоминающая;
5)подкрепляющая.
Вструктуре рекламы можно выделить следующие пять основных моментов:
способностьпривлечь внимание;
силаэмоционального воздействия;
силавоздействия на фактическое поведение;
информативность;
способностьвызвать желание прочитать рекламное сообщение
до конца.
Можнотакже сформулировать пять основных принципов разработки рекламы:
то,что воспринимается сознательно, обычно дольше удерживается в памяти;
то,о чем говорится в начале и конце сообщения, запоминается лучше, чем то, о чемговорится в середине;
еслиматериал разнообразен или необычен, он запоминается лучше;
информациялегче запоминается и лучше воспринимается, если она не противоречит привычнымпонятиям, убеждениям или мнениям;
необходимоучитывать основные тенденции общественной жизни.
Формированиеобщественного мнения о фирме и товарах. Задача формирования общественногомнения о фирме и товарах (паблисити) также включается в план маркетинга. Этазадача решается путем формирования и поддержания благоприятного отношения кфирме широких масс населения, учреждений и организаций; презентаций и выставок;институциональной рекламы (престижной, фирменной, корпоративной); оказанияконсультационных услуг.
4.Учетная политика предприятия
Учетнаяполитика предприятия определяется Положением по бухгалтерскому учету «Учетнаяполитика предприятия», утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 28июня 1994 г. В соответствии с этим положением каждая конкретная организацияполучила возможность самостоятельно выбирать способы ведения бухгалтерскогоучета — от первичного наблюдения, стоимостного измерения и текущей группировкидо итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной или иной) деятельности.Учетная политика должна быть зафиксирована документально, утверждена приказом(или другим распоряжением) лица, ответственного за организацию и состояниебухгалтерского учета. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерскомучете» от 21 ноября 1996 г. ответственность за организацию бухгалтерскогоучета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несутруководители организации. Главный бухгалтер несет ответственность заформирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета. Объявленнаяорганизацией учетная политика применяется со дня приобретения прав юридическоголица (государственной регистрации) последовательно в течение ряда лет.
Измененияв учетной политике организации могут иметь место в ряде случаев, а именно при:
реорганизациипредприятия (слиянии, разделении, присоединении);
сменесобственников;
измененияхзаконодательства и системы нормативного регулирования бухгалтерского учета вРоссии;
разработкеновых способов бухгалтерского учета или существенном изменении условийдеятельности организации.
Организациямзапрещено изменять учетную политику в течение одного года (за исключениемуказанных случаев). Изменения в учетной политике при переходе к новомуотчетному году должны быть документально обоснованы и представлены в налоговыеорганы. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие основныефакторы:
формасобственности и организационно-правовая форма
предприятия;
егоотраслевая принадлежность или вид деятельности (туризм, гостиничное хозяйство,общественное питание, торговля, производственная, посредническая и др.);
масштабпроизводства, численность работающих;
степеньсамостоятельности в принятии решений в политике ценообразования;
материальнаябаза для обработки информации и т. д.
Федеральныйзакон «О бухгалтерском учете» определил основные элементы учетной политики,которую утверждают руководители организации:
рабочийплан счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитическиесчета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями,предъявляемыми к учету и отчетности. Рабочий план может быть установлен всоответствии с законодательством или разработан предприятием самостоятельно.Рабочий план счетов является определяющим в системе бухгалтерского учета;
формыпервичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формыдокументов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядокпроведения инвентаризации, методы оценки видов имущества и обязательств.Нормативным документом по данному вопросу являются Методические указания поинвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказомМинистерства финансов РФ от 13 июня 1995 г.;
правиладокументооборота и технология обработки учетной информации. Нормативнымдокументом является Положение о документах и документообороте в бухгалтерскомучете, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1983 г.Существуют также альтернативные способы обработки учетной информации:самостоятельным структурным подразделением предприятия — бухгалтерией,специализированной профессиональной организацией на договорной основе,квалифицированным специалистом на договорной основе;
порядокконтроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые дляорганизации бухгалтерского учета, например, техника ведения и формыбухгалтерского учета. Альтернативными способами техники и форм ведениябухгалтерского учета являются журнально-ордерная, мемориально-ордерная,автоматизированная и упрощенная.
Каждаяорганизация обязана установить перечень конкретных элементов учетной политики,по каждому из этих элементов выбрать способ учета, существенно влияющий напринятие решений пользователями бухгалтерской отчетности. Основными элементамиучетной политики являются:
способыначисления износа основных средств;
способыначисления амортизации нематериальных активов и погашения стоимости иныхактивов;
способыоценки производственных запасов;
группировкаи включение затрат в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);
способыопределения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
способыопределения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для целейналогообложения и другие способы, отвечающие требованиям Положения побухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».
Кэлементам учетной политики также могут относиться:
оценкатоваров (приобретенных для реализации и сбыта);
начислениерезервов;
начислениеизноса малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
распределениеи использование чистой прибыли (альтернативные способы: путем создания фондовпотребления, накопления и др. или без создания фондов);
оценкакредиторской задолженности (альтернативные способы: без учета или с учетомпричитающихся к выплате процентов);
учеткурсовой разницы (альтернативные способы: путем отнесения на счет прибылей иубытков в отчетном периоде или путем накопления в течение года на счете доходовбудущих периодов с отнесением в конце года на счет прибылей и убытков);
распределениекосвенных расходов (альтернативные способы: по величине заработной платыработников основного производства, общих прямых затрат, выручки от реализациипродукции).
Списоклитературы
1. БерзиньН.Э. Экономика фирмы. — М.: Институт международного права и экономики, 2007.
2. БухалковМ.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2007.
3. ВолковО.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2008.
4. ИльинА.И. Планирование на предприятии: Учебник. — 2-е изд. — Мн.: Новое знание,2006.
5. КазанцевА.К., Серова М.С. Основы производственного менеджмента: Учеб. пособие. — М.:ИНФРА-М, 2006.
6. КовалеваA.M., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. — 3-е изд. — М.:ИНФРА-М, 2005.