АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ
Кафедра государственногоуправления экономическими системами
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Денежно-кредитноерегулирование экономики»
Платежный баланс иоценка его состояния
Специальность:государственное
управление и экономика
Слушатель: 5
Минск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАКОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Понятие, сущность и особенности платежногобаланса
1.2 Назначение и структура платежного баланса
2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Методы регулирования платежного баланса РБ
2.2 Анализ основных показателей платежногобаланса РБ за 2009-2010 гг.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Платежныйбаланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Этообусловлено следующими причинами:
Во-первых,платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном икрупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других.Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютногокурса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефициттекущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовалиэкспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международномобороте, что подорвало Бреттон-Вудскую систему в середине 70-х годов.
Во-вторых,после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в., стихийный механизмвыравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо, поэтомувыравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственныхмероприятий.
В-третьих,в условиях интернационализации хозяйственных связей, повысилось значениеплатежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задачаего уравновешивания входит в круг основных задач экономической политикигосударства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживаниеминфляции и безработицы.
Началомзарождения понятия «платежный баланс», согласно его современному пониманию,можно считать появление термина «торговый баланс». Впервые он был использованЭ. Мисселденом в трактате «Круг торговли» (1623 г.), где делаются первыерасчеты торгового баланса для Англии за 1621 г. [10]
Дальнейшееразвитие понятие «торговый баланс» получает в книге Томаса Манна «БогатствоАнглии во внешней торговле» (1664 г.). Автор вводит понятие «общий торговыйбаланс», характеризующий отношения данной страны со всеми странами всовокупности, противопоставляя его частным торговым балансам, которые отражаютотношения с отдельными странами. Т.Манн отмечает, что дефициты во внешнейторговле с одними странами могут компенсироваться положительным сальдо сдругими государствами, поэтому оценку внешнеторговой деятельности следуетпроводить на основе общего торгового баланса.
Термин«платежный баланс» впервые был использован Д. Стюардом в его работе«Исследования о принципах политической экономии» (1767 г.). Он первым указал иподробно рассмотрел взаимосвязь между внешней торговлей и движением капитала.
Государственнымиорганами термин «платежный баланс» впервые был использован в 1819 г. в Англии вдокладе парламентской комиссии, исследующей состояние международных расчетовстраны. Под платежным балансом понималась стоимость золотых монет (золота),поступивших в страну или вывезенных из страны в течение года [12]. Однакосистематические публикации платежного баланса были начаты в Англии толькостолетие спустя.
Развитиевнешнеэкономической деятельности происходило не только количественно, т.е.через увеличение объемов внешнеторговых сделок, но и качественно (в своейпрактике хозяйствующие субъекты начинали использовать различные видывнешнеэкономических операций). После достижения определенного стоимостногообъема данные виды операций требовали самостоятельного учета, описания иинтерпретации. В первую очередь это относится к финансовым потокам, которыестали не только обслуживать внешнюю торговлю, но и получили самостоятельноезначение. Данная проблема решалась путем разработки отдельных понятий.
Внешнеэкономическиесвязи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризуетусиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международныхэкономических отношений: от торговли и услуг — к вызову капитала и последующемусозданию международного производства, далее — к формированию единого мировогорынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических отношений существуютполитические, военные, культурные и другие отношения между странами, которыепорождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международныхотношений страны находит отражение в балансовом счете ее международныхопераций, который по традиции называется платежным балансом.
Такимобразом, содержание понятия «платежный баланс» прошло уникальную эволюцию. Завремя своего существования этот термин существенно расширил охватрегистрируемых процессов, происходящих во внешней сфере.
В настоящеевремя платежный баланс отражает не только платежи, с которыми ассоциируетсяназвание данного статистического отчета, он включает в себя всевнешнеэкономические операции, совершенные страной за определенный промежутоквремени. Полный и всесторонний учет движения реальных и финансовых активовмежду странами делает платежный баланс незаменимым инструментом при анализевнешнего сектора страны. [13]
1 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Понятие, сущность иособенности платежного баланса
Платежныйбаланс представляет собой количественное и качественное выражение масштабов,структуры и характера внешнеэкономических связей государства. Платежный баланс– это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной заграницей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный периодвремени.
Различаютплатежный баланс за определенный период (год, месяц, квартал) и платежныйбаланс на определенную дату.
Платежныйбаланс за определенный период представляет собой соотношение платежей ипоступлений за данный отрезок времени и позволяет выявить изменения вмеждународных экономических отношениях страны, состояние и развитие ееэкономики.
Платежныйбаланс на дату не фиксируется в форме публикуемых статистических показателей,но он отражает изменения со дня на день соотношений платежей и поступлений,которые подлежат исполнению на определенную дату.
Платежныйбаланс активен, если валютные поступления превышают платежи, и пассивен, еслиплатежи превышают поступления.
В последнеевремя в дополнение к платежному балансу, содержащему сведения о движениипотоков ценностей между странами, составляется баланс международных активов ипассивов страны, отражающий ее международное финансовое положение в категорияхзапаса. Он показывает, на какой ступени интеграции в мировое хозяйствонаходится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимостиполученных и предоставленных страной кредитов, инвестиций, других финансовыхактивов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные активыневелики. У других стран велики и разнообразны и те, и другие показатели.[4]
Пометодологии МВФ платежный баланс – это систематический перечень всехэкономических операций, осуществленных за определенный отрезок времени междурезидентами данной страны и нерезидентами, иначе говоря, резидентами всехостальных стран мира. В платежном балансе фактические денежные платежи потекущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями,включающими товарообменные сделки и безвозмездную денежную помощь, сперемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, с такими операциями,которые в данный период не сопровождаются платежами, а лишь порождают взаимныетребования и обязательства денежного характера. В итоге платежный балансохватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом правасобственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, атакже передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны в другую.
Согласнопринятым в международной практике принципам деловой бухгалтерии всякоеувеличение активов или уменьшение обязательств (пассивов) отражается в дебете,а уменьшение активов или увеличение пассивов– в кредите баланса. Дебетоваясторона платежного баланса соответствует понятию «платежи», «расходы», иотносимые на нее цифры сопровождаются знаком «минус» (-). Кредитовая сторонасоответствует понятию «поступления», «доходы», и относимые на нее цифры либосопровождаются знаком «плюс» (+), либо проводятся вовсе без всякого знака. Приэтом «платежи» и «поступления» в рамках платежного баланса охватывают не толькофактическое передвижение денежных средств в связи с проведеннымивнешнеэкономическими операциями, но также изменения взаимных требований иобязательств между странами, которые в ряде случаев заменяют денежные платежи,а иногда только их символизируют.[14]
Видимоепротиворечие между направлением изменений в активах страны и отражением этихизменений в платежном балансе объясняется тем, что в платежном балансефиксируются не сами внешнеэкономические операции в своем материальномвыражении, а их денежный результат – фактический или предполагаемый. В связи сэтим экспорт товаров, например, всегда отражается в кредитовой (доходной) частиплатежного баланса, поскольку в этом случае уменьшению товарных ресурсов страны(активов) должно сопутствовать – как результат продажи – эквивалентноепоступление денег. Наоборот, импорт товаров всегда фиксируется в дебетовой(расходной) части платежного баланса, так как при этом происходит увеличениересурсов (активов) страны, а это требует траты определенной суммы денег. На техже самых принципах распределяются по разделам платежного баланса и все другиеоперации, связанные с предоставлением и получением различных услуг, вывозомкапиталов, получением и погашением кредитов и т.п.
Вмеждународной практике применяется и так называемый метод двойной записи, когдакаждая внешнеэкономическая операция, подлежащая включению в платежный баланс,заносится в него дважды. Одна запись показывает, какие изменения в активах ипассивах страны вызывает данная операция, тогда как вторая запись,уравновешивающая первую, говорит о том, какими средствами регулируются взаимныетребования и обязательства между странами, возникающие в результате совершенияназванной внешнеэкономической операции.[6]
Платежныебалансы включают два основных раздела:
1 Платежныйбаланс по текущим операциям:
а) торговыйбаланс;
б) балансуслуг и некоммерческих операций (расчеты по патентам технической помощи),доходы и платежи по инвестициям;
2.Баланс движениякапиталов (краткосрочные и долгосрочные операции) и кредитов .
Торговыйбаланс образует соотношение стоимости экспорта и импорта товаров. Посколькузначительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуютразличия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактическипроизведенных за соответствующий период.
Экономическоезначение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретнойстране, зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей спартнерами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров поуровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источниквалютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьямплатежного баланса. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычнооценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы.
Балансуслуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию,электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видамсвязи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственнымопытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иныхпредставительств за границей, передаче информации, культурным и научнымобменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услугипредставляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей.
Балансдвижения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввозагосударственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международныхкредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории:
1. международноедвижение предпринимательского капитала;
2. международноедвижение ссудного капитала.
Предпринимательскийкапитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительствопредприятий за границей) и портфельные инвестиции ( покупка ценных бумагзаграничных компаний.15]
Международноедвижение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности:
Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частныезаймы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателямигосударственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие отлидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главнымикредиторам;
Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года,текущие счета национальных банков в иностранных банках, перемещение денежногокапитала между банками;
3. Расчеты по официальным резервным счетам.
Заключительнаястатья платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, вкоторых участвуют государственные валютные органы, в результате чего происходитизменение величины и состава централизованных официальных золото — валютныхрезервов.
Отраженныев данном разделе изменения иностранных активов государства за рубежом и активовиностранных правительств в стране выделяются в особый раздел в силу своегоособого назначения. Они, как правило, не связаны с коммерческой деятельностью,а служат средством уравновешивания складывающегося сальдо платежного баланса.
Все три разделаплатежного баланса в сумме должны составлять ноль. Каждая сделка предполагаетплатежи в той или иной форме, т.е. все направления использования иностраннойвалюты должны иметь источники покрытия.[2]
1.2 Назначение иструктура платежного баланса
Системарасчетов платежного баланса уникальная в том плане, что она не показывает,какие процессы развиваются хорошо, а которые плохо, зато показывает, чтопроисходит на самом деле, отображая реальные финансовые потоки междуопределенной страной и внешним миром внешним миром. Во-первых, с помощьюзаписей результатов обмена между странами легче сделать вывод о стабильностисистемы плавающих курсов, поскольку платежный баланс помогает проявитьаккумулирование валют в руках тех людей, которые больше заинтересованы в этом(резиденты) и тех, которые стараются избавиться этих валют (нерезиденты).
Во-вторых, платежный баланснезаменимый и в условиях фиксированных валютных курсов, поскольку помогаетопределить размеры накопления данной валюты в руках иностранцев и даетвозможность решить вопрос о целесообразности поддерживания фиксированного курсавалюты, если существует угроза валютного кризиса.
В-третьих, счета платежногобаланса предоставляют информацию о накоплении задолженности, выплату процентови платежей из основной суммы долга и возможности страны заработать валюту длябудущих платежей. Эта информация необходимая для того, чтобы понять, насколькостране-должнику стало тяжелее (или дороже) погасить долги иностраннымкредиторам.[3].
Информацияплатежного баланса, используется также для:
— проводкаоценок кредитоспособности страны;
— анализатенденций экономического развития страны как индикатор экономического цикла;
— составление прогнозов влияния на валютные курсы;
— прогнозадальнейшей политики правительства;
— пониманиеанализа рисков по стране;
— проводкаоценок состояния экономики государства.
В структуреплатежного баланса выделяют три основные составу:
1) торговыйбаланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров; 2) баланс услуг инекоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций); 3) баланс движениякапиталов и кредитов. Кроме названных трех составляющих, некоторыеисследователи называют еще две основные составу платежного баланса:- баланстекущих операций, который включает движение товаров, услуг и одностороннихпереводов; — операции с официальными валютными резервами. Торговый баланс — этосоотношение стоимости экспорта и импорта. Экономическое содержание актива илидефицита торгового баланса относительно конкретной страны зависит от ееположения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общейэкономической политики. Баланс услуг и некоммерческих платежей — включает:1) платежии поступления за транспортные перевозки, страхование, электронный, телекосмическийи другие виды связи, международный туризм, обмен научно-техническим ипроизводственным опытом, экспортные услуги, содержание дипломатических,торговых и других представительств за границей, передача информации, культурныеи научные обмены, разное комиссионное собрание, рекламу, организацию выставок,ярмарок, торговлю лицензиями, лизинговые операции и т.п.; 2) за действующими вмировой статистике правилами в раздел «Услуги» входят, как не удивительно,выплаты прибылей от инвестиций за границей и процентов за международнымикредитами, хотя за экономическим содержанием они, конечно, более близкие кдвижению капитала; 3) по методике МВФ показывают односторонние переводы: — государственныеоперации — субсидии другим странам по линии экономической помощи,государственные пенсии, взносы в международные организации; — частные переводы— переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину. Триперечисленные выше группы операций — услуги, поступление от инвестиций,односторонние переводы — называют «невидимыми» операциями в противоположность экспортаи импорта реальных ценностей (товаров).Баланс текущих операций (торговый баланс и«невидимые» операции)— включает все операции, которые завершаются на протяженииданного периода. Они отображаются в платежном балансе и не осуществляют на негони одного влияния в следующие периоды. Текущими эти операции стали называть длятого, чтобы отделить мировую торговлю товарами и услугами от международногодвижения финансовых ресурсов в форме капиталов и кредитов.
Балансдвижения капиталов и кредитов — выражает соотношение вывоза и ввозагосударственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международныхкредитов. Это международное движение предпринимательского капитала имеждународное движение заемного капитала включает операции с долгосрочными и краткосрочнымиинвестициями, которые влияют на международную позицию страны относительноинвестиций. В следующие периоды они будут влиять на платежный баланс врезультате поступлений потоков прибылей или возвращение инвестиций, сделанных впредыдущие года. За экономическим содержанием эти операции делятся на двекатегории:
1. международноедвижение предпринимательского капитала; 2. международное движение заемногокапитала. Международное движение предпринимательского капитала включает:1) вывозкапитала, к которому входят: прямые инвестиции за границу, проведенныенациональными фирмами; приобретение национальными инвесторами зарубежных акцийи облигаций; приобретение национальными резидентами банковских депозитов взарубежных банках.2) приток капитала: прямые инвестиции в экономику страны,которые осуществляются зарубежными фирмами; приобретение зарубежнымиинвесторами акций и облигаций другой страны; приобретение нерезидентамидепозитов банков страны.Международное движение заемного капитала включает:1) долго— и среднесрочные операции — это государственные и частные заимствования икредиты, которые предоставляются на срок свыше одного года.2) краткосрочныеоперации — включают международные кредиты сроком до одного года; текущие счетанациональных банков в заграничных банках (авуары); перемещение денежногокапитала между банками. Базисный баланс — сумма счетов текущего баланса идолгосрочных счетов баланса движения капиталов и кредитов.Ошибки и пропуска— это специальная статьяплатежного баланса, которая включает как статистические погрешности, так инеучтенные операции. Показатели резко возрастают в кризисных ситуациях.[9]Теоретически,исходя из принципа двойной записи операций, объемы встречных потоков за дебетоми за кредитом должны совпадать, но на практике этого почти никогда непроисходит. Проблема состоит в потому, что данные об одних и тех самыхоперациях поступают из разных источников. Так данные об объемах и составевнешнеторговых сделок предоставляются таможнями, а данные о соответствующихвалютно-финансовых потоках аккумулируют банковской статистической отчетностью.Таможенная и банковская статистика содержат расхождения через неполноту охватапо разным причинам. А контрабанда, предоставление незаконных услуг,неорганизованные товарные потоки, вывоз валюты туристами не попадаются ни кодному из источников статистической информации. Расхождение между дебетовым икредитовым оборотом имеет название чистых ошибок и пропусков. По методике МВФэти расхождения не должны превышать 10 % от экспорта или импорта товаров иуслуг (в зависимости от того, насколько больше экспорт или импорт на датурасчета).Операциис официальными валютными резервами— итоговая статья платежного баланса,которая отображает операции с официальными валютными резервами, в которыхпринимают участие государственные валютные органы и в результате которыхпроисходят изменения как величины, так и состава центральных официальныхзолотовалютных резервов.Эта статья еще называется«Операции с ликвидными валютными активами» или «Балансофициальных расчетов» — это чистая сумма всех правительственных операций. Дляконечных расчетов за операциями используются официальные резервы. К официальнымрезервам могут включать резервы правительственных расходов (в том случае, когдамеждународные расходы частного сектору перевесят поступление), аккумулированныерезервы правительства (в том случае, когда поступление частного секторупреобладают его расходы).[1]
2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС ВРЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Методырегулирования платежного баланса РБ
На практикевсе государства стараются регулировать свои платежные балансы. В то же времярегулирование во многом опирается на теории баланса, поэтому, для выбораоптимального метода регулирования платежного баланса страны, необходиморассмотреть основные теории платежного баланса.
1. Теорияавтоматического равновесия, предложенная Д.Юмом два с половиной века назад,предполагала, что роль регулятора баланса выполняют золотые запасы. Эта теориягосподствовала в 19 и начале 20 веков. Считалось, что она затем отошла в прошлоевместе с золотым стандартом. В условиях золотого и золотовалютного стандартароль автоматического регулятора выполняли резервные активы. В условияхплавающих валютных курсов таким автоматическим регулятором становится плавающийобменный курс национальной валюты, в связи с этим курс валюты падает приухудшении состояния платежного баланса и возрастают при его улучшении, чтоведет к изменениям в текущих операциях и движении капитала. В настоящее время состояниеплатежного баланса является лишь одним из факторов, оказывающих влияние на курснациональной валюты. Другие факторы могут оказывать не меньшее, а часто игораздо большее влияние.
2. Теориянеоклассического подхода была предложена Д.Робинсон. Этот подход предполагает,что решающее влияние на платежный баланс оказывает внешняя торговля. При этомнаиболее эффективным средством обеспечения равновесия платежного баланса считаетсяизменение валютного курса. Девальвация национальной валюты снижает экспортныецены в иностранной валюте, а ревальвация – удорожает для иностранныхпокупателей приобретение товаров страны и удешевляет для резидентов ввозиностранных товаров. При этом степень этих изменений зарубежного спроса наэкспорт страны и отечественного спроса на импорт определяется коэффициентомэластичности спроса на экспорт и импорт.
3.Абсорбционный метод был развит в работах С.Александра, основывающихся на идеяхД.Мида. Этот подход стремится связать платежный, и, прежде всего, торговый балансс основными элементами валового внутреннего продукта (ВВП), главным образом ссовокупным внутренним спросом, который и называется абсорбцией. Данный методпредполагает, что улучшение состояния платежного баланса, достигаемое, в томчисле путем девальвации национальной валюты, увеличивает доход страны иабсорбцию, включающую потребление и инвестиции. Этот подход исходит изцелесообразности стимулирования экспорта, сдерживания импорта прежде всегопутем повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
4.Монетаристский подход наиболее определенно был сформулирован в работахХ.Джонсона. Главное внимание в этом подходе уделяется денежным факторам, преждевсего, взаимосвязи состояния платежного баланса и денежного обращения в стране.Проблема платежного баланса при этом считается второстепенной. То есть здесьосновные рекомендации по регулированию платежного баланса сводятся крегулированию денежной массы в стране.
Современныепредставления в области теории платежного баланса не предполагают необходимостиподдержания положительного сальдо торгового баланса. Они основываются на том,что структура баланса должна соответствовать главным целям стратегииэкономического развития и быть наилучшей с точки зрения достижения этих целей. Платежныйбаланс является одним из объектов государственного регулирования. Восстановлениеравновесия международных расчетов требует целенаправленных государственныхмероприятий. Уравновешивание баланса международных расчетов входит в числоглавных целей экономической политики государства наряду с обеспечением темповэкономического роста, борьбой с инфляцией и безработицей.[3]
Государственноерегулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числевалютных, финансовых, денежно-кредитных, мер, направленных на формированиеосновных статей платежного баланса. Существуют различные методы регулированияплатежного баланса, используемые в целях стимулирования, либо ограничениявнешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положенияи состояния международных расчетов страны.
Материальнойосновой регулирования платежного баланса служат:
Ø государственнаясобственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;
Ø возрастаниедоли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого черезгосударственный бюджет;
Ø непосредственноеучастие государства в международных экономических отношениях как экспортеракапиталов кредитора, гаранта, заемщика;
Ø регламентациявнешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органовгосударственного контроля.
Дефляционнаяполитика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничениебюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен изаработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые иденежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетнойставки центрального банка, кредитные ограничения, установление пределов ростаденежной массы.
Девальвация — понижение курсанациональной валюты направлено на стимулирование экспорта и удержание импортатоваров. Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит отконкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовойполитики.
Валютныеограничения — блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензированиепродажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций вуполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного балансапутем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживанияимпорта товаров.
Финансоваяи денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного балансаиспользуются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышениеимпортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностраннымдержателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитнаяполитика.
Специальныемеры государственного воздействияна платежный баланс в ходе формированияего основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движениякапитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современныхусловиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, нои производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализациитоваров осуществляется путем воздействия на цены. [5]
В целяхрегулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежногобаланса принимаются следующие меры:
Ø ограничениенормы вывоза валюты туристами данной страны;
Ø прямоеили косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры вцелях привлечения иностранных туристов;
Ø содействиестроительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходовпо статье «Транспорт»;
Ø расширениегосударственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличенияпоступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями ит.д.;
Ø регулированиемиграции рабочей силы, в частности, ограничение въезда иммигрантов длясокращения переводов иностранных рабочих;
Ø регулированиедвижения капиталов направленное, с одной стороны, на поощрениевнешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — науравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранныхкапиталов.
В поискахисточников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые странымобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковскихконсорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческиебанки в покрытии дефицита платежного баланса.
Преимуществомбанковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных ифинансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленностьстабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие итруднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.
К временнымметодам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты,полученные страной по линии иностранной помощи.
В связи сактивным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежногобаланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методомбалансирования платежного баланса служит использование официальных валютныхрезервов.
Такимобразом, определенная гибкость, заложенная в структуре платежного баланса, позволяетполучать сопоставительную информацию во временных разрезах с учетомособенностей внешнеэкономической деятельности разных стран. Это особенно важно,когда в результате интеграционных процессов растет взаимозависимость стран итребуется проведение скоординированной макроэкономической политики между ними.Это в полной мере относится и к Республике Беларусь.[7]
2.2 Анализ основныхпоказателей платежного баланса РБ за 2009 г.-
первое полугодие 2010 гг.
По даннымНационального банка Беларуси, совокупный внешний долг страны в 2009 году возросна 6,876 млрд. долларов (или на 45,4%) до рекордных 22,03 млрд. долларов на01.01. 2010 г. При этом отношение валового внешнего долга Беларуси к объему ВВПвозросло в 2009 г. до 45,1% против 25,1% в 2008 г.
С этойточки зрения, Беларусь пока находится в безопасной зоне, по международнымстандартам, предельным значением является планка внешнего долга в 55-60% отВВП. На рис. 1 представлена динамика валового внешнего долга Беларуси в1998-2010 гг.
Хотя, сдругой стороны, валовой внешний долг на душу населения возрос до 2323,8долларов на 1 января 2010 г. против 1567 долларов на 1 января 2009 г., 1289,6долларов на 1 января 2008 г. и 704,6 долларов на 1 января 2007 г.
Такимобразом, с начала 2007 г. валовой внешний долг в расчете на душу населенияувеличился в 3,3 раза.
В рублевомэквиваленте внешний долг достиг 6,644 млн. Br в среднем на 1человека, или 13,629 млн. Br на 1 работающего, что составляет около 13,7начисленных среднемесячных зарплат.
/>
Рисунок. 1. Динамикасовокупного внешнего долга Беларуси в 1998-2010 г., млн. USD (фактические данные иполиноминальный тренд)
Внешнийдолг центрального правительства в 2009 г. возрос на 36,9% до 4,924 млрд.долларов на 1 января текущего года. Внешняя задолженность денежных властейувеличилась в 9 раз до 3,863 млрд. долларов на 1 января.
Всоответствии с методологией платежного баланса транши кредита МВФ, полученныеправительством Беларуси по программе «stand-by», включаются в сектор органовденежно-кредитного регулирования. [16]
Необходимоотметить, что в марте 2010 г. в Беларусь поступила заключительная траншапервого резервного кредита МВФ в размере 662,9 млн. долларов. ПравительствоБеларуси и МВФ выразили готовность к реализации новой программы поддержкиструктурных и институциональных реформ в стране. Кроме того, во втором кварталетекущего года правительство планирует разместить еврооблигации(предположительно, объем размещения составит не менее 500 млн. евро).
По даннымплатежного баланса, прямые иностранные инвестиции (межфирменное кредитование)возросли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 5,3% до 757 млн. долларов на 1января 2010 г.
Внешняязадолженность коммерческих банков в анализируемом периоде возросла на 15,3% до3,553 млрд. долларов. В свою очередь, внешний долг прочих секторов экономикиувеличился на 21,9% до 8,933 млрд. долларов на 1 января текущего года.
По счетутекущих операций в 2009 г. экспорт товаров и услуг на фоне мирового финансовогои экономического кризиса сократился сразу на 12,162 млрд. долларов (или на32,9%) до 24,829 млрд. долларов. В то же время, импорт сократился в меньшейстепени – на 11,282 млрд. долларов (на 27,1%) до 30,378 млрд. долларов.
Врезультате отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами пометодологии платежного баланса возросло на 18,9% до минус 5,548 млрд. долларовпротив минус 4,668 млрд. долларов год назад, что не может не беспокоить.
Интересно,что на долю энергетических товаров в 2009 г. приходится минус 3,378 млрд.долларов, сальдо по остальным товарам составляет минус 3,593 млрд. долларов, асальдо услуг сложилось положительным в размере +1,423 млрд. долларов.
В целомдефицит счета текущих операций платежного баланса в 2009 г. по сравнению с 2008г. возрос на 21,7% до минус 6,402 млрд. долларов. Белорусские резиденты ванализируемом периоде выплатили нерезидентам в виде доходов от инвестиций иоплаты труда 1,351 млрд. долларов (+14,1% к 2008 г.). При этом аналогичныеплатежи нерезидентов в адрес резидентов Беларуси сократились на 39,3% до 240,7млн. долларов.
Какследствие, отрицательное сальдо доходов возросло до минус 1,111 млрд. долларовпротив минус 787,6 млн. долларов год назад. В свою очередь, сальдо текущихтрансфертов (включают в себя гуманитарную помощь, техническую помощь и другиепоступления и выплаты на безвозмездной основе) по итогам 2009 года сложилосьположительным в размере +257,1 млн. долларов против +192,7 млн. долларов годназад.
По счетуопераций с капиталом необходимо учитывать, что дефицит текущего счетаплатежного баланса финансируется либо за счет сокращения золотовалютныхрезервов, либо за счет притока иностранного капитала.
В нашемслучае приток средств по счету операций с капиталом и финансовых операций(включая статистические расхождения) позволил не только компенсироватьотрицательное сальдо счета текущих операций, но и увеличить золотовалютныерезервы в определении Специального стандарта распространения данных МВФ на2,443 млрд. долларов.
Так, сальдосчета операций с капиталом и финансовых операций возросло по сравнению с 2008г. в 1,94 раза до +8,312 млрд. долларов. Как следствие, общее сальдо платежногобаланса Беларуси сложилось положительным в размере +2,443 млрд. долларов, в томчисле статистические расхождения составили +533,2 млн. долларов против минус26,3 млн. долларов в 2008 г. [17]
Положительнаявеличина статистических расхождений указывает на неучтенный статистикой притоккапитала в страну или на неучтенный экспорт товаров и услуг.
Положительноесальдо финансового счета обеспечено главным образом чистым привлечениеминостранных кредитов и займов, ростом задолженности по коммерческим (торговым)кредитам и чистым притоком прямых иностранных инвестиций.
Так,операции с прямыми иностранными инвестициями обусловили чистый приток капиталав страну в размере 1,833 млрд. долларов, что на 14,7% меньше, чем год назад.Около половины чистого притока прямых инвестиций в акционерный капиталбелорусских компаний приходится на платеж «Газпрома» в размере 625 млн.долларов в счет оплаты очередных 12,5% акций «Белтрансгаза», а также платежСбербанка на сумму 280,8 млн. долларов в счет оплаты 93,27% акций БПС-Банка.
В целом,географическая структура валового объема прямых иностранных инвестиций,привлеченных в Беларусь, выглядит следующим образом: Россия – 57,9%, Швейцария– 14,3%, Кипр – 9,8%, Германия – 2,2%, Нидерланды – 1,7%, остальные страны –14,1%.
Наибольшиесуммы прямых иностранных инвестиций были направлены в такие отрасли экономики,как торговля и общественное питание, транспорт, общая коммерческая деятельностьпо обеспечению функционирования рынка. Увеличение чистой текущей задолженностиза товары и услуги по экспортно-импортным операциям обусловило расчетный притоккапитала в экономику страны в размере +656,6 млн. долларов (в 2008 г. +289,1млн. долларов).
Операции с кредитами и займами обусловили чистый приток финансовыхресурсов в страну в размере +4,27 млрд. долларов, что в 2 раза превысилоуровень 2008 г.
В течениепредстоящих четырех кварталов (с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г.)белорусским резидентам только по краткосрочным внешним заимствованиям предстоитвыплатить (или рефинансировать) кредиты и займы на сумму не менее 9,896 млрд.долларов. И здесь речь идет только об основном долге, то есть без учетапроцентов, дивидендов и других платежей в адрес нерезидентов. С учетомпроцентов и прочих платежей сумма выплат по краткосрочному внешнему долгу можетдостигнуть 10,8-11,3 млрд. долларов.
Обновленныйграфик погашения задолженности перед МВФ выглядит следующим образом: 2009 г. –12,6 млн. долларов, 2010 г. – 70 млн. долларов, 2011 г. – 78,2 млн. долларов,2012 г. – 460,3 млн. долларов, 2013 г. – 1724,9 млн. долларов, 2014 г. – 1382,7млн. долларов, 2015 г. – 88,1 млн. долларов. По сравнению с предыдущим графикомосновная нагрузка по выплате резервного кредита несколько смещена на 2013-2014гг.
Основнымиисточниками формирования отрицательного сальдо счета текущих операций, поданным Нацбанка, выступили экспортно-импортные операции с товарами иотрицательный баланс по доходам от инвестиций.
В Беларусив первом полугодии 2010 года дефицит счета текущих операций платежного баланса(в аналитическом представлении) сократился на 11,1% по сравнению с аналогичнымпериодом 2009 года до минус 3,181 млрд долларов. Сообщает Прайм-ТАСС со ссылкойна Национальный банк республики.
По оценкеНацбанка, основными источниками формирования отрицательного сальдо счетатекущих операций выступили экспортно-импортные операции с товарами иотрицательный баланс по доходам от инвестиций.
Сальдоторговли товарами и услугами сократилось на 21,1% до минус 2,394 млрд долларов.При этом экспорт товаров и услуг (в ценах ФОБ) возрос на 25,5% до 13,387 млрд,а импорт — на 15,2% до 15,781 млрд долларов.
В своюочередь отрицательное сальдо доходов возросло на 25,6% до минус 876,8 млндолларов. В частности, в январе — июне 2010 года резиденты Беларуси выплатилинерезидентам в виде оплаты труда и доходов от инвестиций 1,031 млрд долларов(плюс 31,5% по сравнению с январем — июнем 2009 года). При этом выплатынерезидентов в адрес резидентов Беларуси в первом полугодии 2010 годаувеличились на 79,2% до 154,3 млн.
В то же времясальдо текущих трансфертов по итогам января — июня 2010 года сложилосьположительным в размере 90,1 млн долларов против 153,6 млн год назад. Так,текущие трансферты к получению в первом полугодии сократились на 9,7% до 219,2млн долларов, а текущие трансферты к выплате увеличились на 44,7% до 129,1 млн.
По оценкеэкспертов МВФ, валовой внешний долг Беларуси достигнет пикового уровня в 52%ВВП в 2010 г. При условии реализации жесткой экономической политики исокращения дефицита счета текущих операций он уменьшится, что указывает на то,что соответствующие риски поддаются контролю. Государственный долг, вероятно,будет оставаться на уровне ниже 30% ВВП даже при достижении своего пика в 2010г.
Счеттекущих операций платежного баланса охватывает любые операции с реальнымиценностями (за исключением операций с финансовыми активами), совершаемые междурезидентами Беларуси и нерезидентами. В этом счете отражается информация обэкспортно-импортных операциях с товарами, услугами, доходами и текущимитрансфертами.
В счетеопераций с капиталом и финансовых операций платежного баланса регистрируютсяоперации с финансовыми активами и обязательствами страны, в результате которыхпроисходит переход права собственности на внешние финансовые активы иобязательства Беларуси. Активы включают операции, связанные с инвестициямирезидентов Беларуси за границу. В обязательствах отражаются изменения объемовинвестиций нерезидентов в экономику Беларуси.[9]
3 ПУТИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РБ
Одним изосновных направлений, реализация которых может способствовать улучшениюструктуры платежного баланса республики, является увеличение экспортногопотенциала, который можно сгруппировать на семи направлениям:
1. Макроэкономические условия для развитияэкспортной деятельности – это основное направление, т.к. без развития,усовершенствования структуры и объема экспорта невозможно улучшитьблагосостояние граждан республики. Для этого необходимо:
— создание условий для структурной перестройкии перепрофилирования неэффективных предприятий, а также равных условийхозяйствования предприятиям путем уменьшения льгот и перекрестногосубсидирования;
— стабилизация реального курса белорусскогорубля и снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации;
— создание условий для повышения внутреннихсбережений и механизмов для перетока их в инвестиционный капиталпредприятий-экспортеров;
— развитие условий для расширения инвестиций внаукоемкие производства и услуги и повышения использования механизмовстимулирования;
— формирование экспортной стратегии, основаннойна сбалансированном спросе между спросом и предложением и др.
2. Создание условий для привлечения инвестицийв экспортные отрасли производства.
Для обеспечения коренного перелома в сфереинвестиций и повышения их влияния на развитие экспортного потенциала необходимопровозгласить важнейшим приоритетом белорусского государства политику созданияблагоприятных условий инвестирования в реальный сектор. В частности,целесообразно:
— предусмотретьв законодательстве особый налоговый режим для предприятий со значительнымиинвестициями в технологии, освобождающий их от налоговых платежей, кромесоциальных, до полной окупаемости инвестиционных проектов;
— обеспечить,как правило, освобождение от налога на добавленную стоимость и таможенныхпошлин технологическое оборудование и другие инвестиционные товары, ввозимыедля целей промышленной модернизации;
— добиватьсявыделения новых долгосрочных кредитных линий, а также проработать возможностиполучения несвязанных финансовых и товарных кредитов зарубежных компаний,банков и фондов, в том числе, без государственных гарантий;
— устранить илиснизить до приемлемого уровня просроченную задолженность по иностраннымкредитам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь,белорусскими предприятиями-заемщиками и использовать механизмы политическоговлияния в организациях с целью решения вопросов предоставления Беларуси средстввнешнего финансирования;
— создатькомплексную систему информационной поддержки деятельности по формированиюпозитивного международного инвестиционного имиджа РБ.
3. Созданиеусловий для повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий направленные наповышение эффективности предприятий-экспортеров и конкурентоспособностибелорусских товаров. Повышение международной конкурентоспособности белорусскихтоваропроизводителей должно обеспечиваться за счет:
— совершенствования механизма стимулирования эффективного использования предприятиямиприроста валютной выручки на закупку новых технологий и ноу-хау извысокоразвитых стран;
— привлечения инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости иматериалоемкости производств;
— развитиякорпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участие в реализациитранснациональных проектов;
— внедрениясистемы оплаты труда государственных предприятий в зависимости от результатовэкспортной деятельности;
— улучшениякачества управления предприятиями-экспортерами, в том числе путем
поискаэффективного собственника для приватизации;
— либерализация и упорядочение системы ценообразования на внутреннем рынке;
— обеспечения государственной поддержки в области рекламы;
— совершенствования мер по борьбе с контрабандным экспортом товаров и защиты интеллектуальнойсобственности;
— обеспечения внедрения современных стандартов в области упаковочных и тарныхтехнологий в целях повышения имиджа и конкурентоспособности экспортных товаров,стимулирование создания центров дизайна;
— проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов сцелью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективностипроизводств на основных экспортных предприятиях(МТЗ, МАЗ, БелАЗ, Атлант,Бобруйскшина, Беларускалий и др.);
4.Обеспечение государственной поддержки на внешние рынки.
Необходимоукреплять и расширять сотрудничество с Международным валютным фондом, всемирнымбанком и другими международными финансовыми и экономическими организациями.Главная цель такого сотрудничества — согласование национальных экономических приоритетовс необходимостью включения белорусской экономики в мирохозяйственные процессы.
На уровнемежгосударственных отношений большое значение имеет деятельностьмежправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, врамках которых нужно рассматривать долгосрочные перспективы будущей динамики иструктуры торговых потоков, не вызывающих противодействия сторон.
Дляповышения эффективности деятельности дипломатических и торгово-экономическихслужб при продвижении товаров на зарубежные рынки необходимо:
во-первых,обеспечить белорусских дипломатических и торгово-экономических служб за рубежоми аналогичных иностранных в Беларуси оперативными информационно-маркетинговыми,нормативно-правовыми и аналитическими материалами, в том числе посредствомдоступа к Интернету;
во-вторых,расширить участие торгово-экономических служб в выставках, встречах деловыхкругов, конференциях с целью сбора необходимой информации о потенциальныхрынках сбыта;
в-третьих,сохранить присутствие белорусского экспорта на традиционных рынках.
5.Созданиеусловий для обеспечения развития инфраструктуры экспортной деятельности.Продвижение экспорта товаров связано с развитием товаропроводящей сетибелорусских предприятий за рубежом. Основным направлением со стороны государствав данной области должно стать совершенствование нормативно-правовой базы,направленной на стимулирование предприятий по созданию дилерских сетейфирменного послепродажного обслуживания сложно-технической продукции (сервисныецентры, совместные предприятия), консигнационных складов и других прогрессивныхформ… Одной из таких форм может быть создание специализированныхвнешнеторговых фирм, объединений, отраслевых союзов, ассоциаций и т.д., в т.ч.на основе действующих структур. Главное условие — консолидация внешнеторговыхкомпаний и торговых домов в конкурентные на мировых рынках крупные структуры.Повышение эффективности деятельности структур товаропроводящей сети, созданныхс участием государства, необходимо обеспечивать за счет использования широкогодиапазона финансово-кредитных и организационных мер, совершенствования условийинвестирования национального капитала за рубеж в целях развития белорусскогоэкспорта.
Эффективноймерой продвижения товаров и услуг на внешние рынки должен стать выход на международныерынки через глобальные телекоммуникационные сети.
6. Усовершенствование тарифных и нетарифных методоврегулирования экспорта. Важными регуляторами регулирования экспорта посредствоммер тарифного регулирования являются:
— упорядочение системы согласования принимаемых решений в области тарифного инетарифного регулирования и механизмов ввода их в действие;
— расширение льгот по уплате таможенных пошлин и НДС по ввозимым комплектующим,запчастям, материалам и сырью, предназначенным для производства экспортнойпродукции, упрощение процедур их предоставления;
— упорядочение системы железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в рамкахТаможенного союза;
— установление предельных размеров единовременного повышения ставок таможенныхпошлин.
В областинетарифного регулирования основным направлением работы должно стать снижение(исключение) антидемпинговых и компенсационных мер в отношении белорусскогоэкспорта, а также введение и применение адекватных защитных мер.
Фискальныемеханизмы являются одним из резервов повышения эффективности и увеличенияобъемов экспорта, поэтому необходимо стремиться к гармонизации налогообложенияв соответствии с мировой практикой, включая расширение инвестиционных льгот вподоходном налоге; налоговое стимулирование выставочно-ярмарочной иинформационно-маркетинговой деятельности; сокращение числа налогов, сборов иотчислений во внебюджетные фонды путем объединения налогов, имеющих сходнуюбазу.
7. Созданиеусловий для формирования системы кредитования экспорта и страхования экспортныхрисков. Необходимо существенно переориентировать в экспортный сектор денежныепотоки, в том числе освоить систему синдицированного кредитования синостранными банками зарубежных покупателей белорусской продукции. Для этогопредстоит существенно переориентировать принципы работы кредитных организаций сцелью:
— созданиясовременной системы перетока внутренних сбережений на инвестиции экспортныхпроизводств и кредитование экспортных контрактов;
— созданияусловий для инвестирования в сферу экспортного производства капитала всехфинансовых структур: страховых обществ, пенсионных фондов и инвестиционныхбанков;
— созданияусловий для возврата валютных кредитов субъектами хозяйствования;
— выделенияв бюджете республики средств для фонда поддержки экспорта с целью осуществленияльготного кредитования национальных проектов модернизации крупнейших экспортныхпроизводств (МТЗ, Атлант и т.п.);
-совершенствованиямеханизмов компенсации банкам потерь, связанных с льготным кредитованиемэкспортных проектов;
— ограниченияотвлечения средств внешнеторговых банков на другие цели;
— внедрениямеханизмов консорциального кредитования белорусскими и иностранными банкамикрупных экспортных проектов и др.
Значительныеусилия необходимо направить на обеспечение страховой защиты и поддержкиучастников внешнеторговой деятельности, минимизацию возможных потерь и убытков.Для этого необходимо:
-созданиенациональной системы страхования внешнеторговых операций и экспортных кредитов,включающей Белорусскую государственную организацию страхованиявнешнеэкономических рисков (Белгосвнешстрах), другие страховые компании ибанки, осуществляющие поддержку экспорта;
— резервирования в республиканском бюджете необходимых средств для гарантированияи страхования экспортных кредитов;
— вступлениеРеспублики Беларусь в Международный Союз страховщиков кредитов и инвестиций дляобеспечения согласованных условий кредитования международной торговли,гарантирования и страхования экспортных кредитов;
— обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международныхторгах;
— введениесистемы обязательного медицинского страхования иностранных граждан при въездена территорию Республики Беларусь.[8]
Такимобразом, реализация перечисленных направлений, безусловно, поможет улучшитьструктуру Платежного баланса Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Платежныйбаланс — это один из главных документов любой страны, поскольку в нем находятсвое обобщающее выражение экономические связи данной страны с другимигосударствами; на основе платежного баланса проводится анализвнешнеэкономической деятельности, дается оценка валютно-финансовому состояниюотдельно взятой страны.
Наиболеесущественным направлением использования данных платежного баланса исопутствующем ему балансе иностранных инвестиций есть обоснования внешней ивнутренней экономической политики страны. Данные платежного баланса применяютсядля аналитических исследований по изучению причин, которые предопределяютдиспропорции в балансе и обоснование мероприятий по их корректированию.[7]
Можно сделатьвывод, что платежный баланс служит источником информации, раскрывающейособенности участия страны в международном обмене товарами, услугами икапиталом. Он нужен для того, чтобы была возможность постоянно наблюдать иоценивать объем и качество участия страны в мировых связях. Не случайнопроблемы платежного баланса, активного или пассивного сальдо торгового балансавызывают активный общественный интерес и сказываются на принятии политическихрешений.
В платежномбалансе государства приводится систематизированный перечень всех операций сденежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. В немотражаются не индивидуальные, а суммарные сделки между данной страной и другимигосударствами и подводятся итоги внешнеэкономической деятельности страны. Наего основе можно проводить анализ этой деятельности, давать оценкувалютно-финансовому положению страны, определять по «средствам» ли живет та илииная страна с точки зрения ее внешнеэкономических связей. [11]
Наосновании изложенного материала можно сделать следующие выводы:
1.Платежный баланс есть отражение внешнеэкономических связей страны, степени ееинтеграции в мировое хозяйство;
2.Платежный баланс имеет индивидуальные особенности для каждой страны, чтоявляется следствием ее экономической политики, экономического развития инациональной самобытности;
3. Наплатежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка.
4. Разрядкамеждународной напряженности оказывает позитивное влияние на платежные балансы.
5.Платежный баланс — является объектом государственного регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бурдыко Н.М.Методология анализа и регулирования платежного баланса //Экономическийбюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь №2, 2006, с.61-71;
2. Национальный банкРеспублики Беларусь «Платежный баланс за 2009-2010гг.»
3. Камаев В.Д.Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар.изд.цент ВЛАДОС, 2004. –592 с.;
4. История экономическихучений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М,2010. – 784 с.;
5. Леутина Л.И., Бюджетно-налоговоерегулирование экономики: Курс лекций / Леутина Л.И. – Мн.: Академияуправления при Президенте Республики Беларусь, 2009. –177с.;
6.Информационно-аналитический и научно-практический журнал Национального банкаРеспублики Беларусь «Банкаускi веснiк»;
7. www.nbrb.by/statistics/BalPalBelarus/start.asp);
8. www. BusinessForecast.by;
9. imperiya.by/news.html?id=34659;
10. История экономическихучений. /Под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: учебное пособие. –М.: ИНФРА-М, 2000. – 35 с.;
11. Руководство поденежно–кредитной и финансовой статистике / Международный валютный фонд –161с.;
12. Бойко А.А.Обострение кризиса платежного баланса Англии. – Киев: Издательство Академиинаук Украинской ССР, 1936. – 344 с.;
13. Финансы ВЭД: Учебноепособие/ К.В.Рудый.- Мн.: Выш. шк., 2004.-348 с.;
14. Гуцол П.Н.Платежный баланс: Уч. пособие/ П.Н. Гуцол. – Мн.: БГЭУ, 2003 – 72с.;
15. Методическиерекомендации для выполнения курсовой работы/ сост. Е.С. Русак, Е.И. Сапелкина,В.И. Герасимова.- Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008.- 27с.;
16. БГД «Белорусскаяделовая газета», 2010г., www. bdginfo@gmail.com.;
17. «Balanceof Payments Statistics. Yearbook» («Статистика платежных балансов. Ежегодник»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Торговый балансРеспублики Беларусь за январь-август 2009-2010гг.
( в фактических ценах;миллионов долларов США )
Январь-
Январь-
Январь-август
август
август
2010 г. в % к
2009 г.
2010 г.
январю-августу
2009 г.
Внешняя торговля
товарами — всего оборот 30 836,0 35 796,4 116,1 экспорт 13 092,4 15 391,4 117,6 импорт 17 743,6 20 405,0 115,0 сальдо -4 651,2 -5 013,6
страны СНГ оборот 16 994,2 20 644,3 121,5 экспорт 5 659,1 8 366,5 147,8 импорт 11 335,1 12 277,8 108,3 сальдо -5 676,0 -3 911,3 страны таможенного союза оборот 14 759,2 17 492,3 118,5 экспорт 4 294,3 6 396,7 149,0 импорт 10 464,9 11 095,6 106,0 сальдо -6 170,6 -4 698,9 Россия оборот 14 507,0 16 993,6 117,1 экспорт 4 089,4 6 080,1 148,7 импорт 10 417,6 10 913,5 104,8 сальдо -6 328,2 -4 833,4 Казахстан оборот 252,2 498,7 197,8 экспорт 204,9 316,6 154,5 импорт 47,3 182,1 в 3,8 р. сальдо 157,6 134,5
страны вне СНГ оборот 13 841,8 15 152,1 109,5 экспорт 7 433,3 7 024,9 94,5 импорт 6 408,5 8 127,2 126,8 сальдо 1 024,8 -1 102,3