Реферат по предмету "Экономика"


Планирование фонда заработной платы на предприятии

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Факультет заочного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Планирование на предприятии»
Выполнил студент
ПАВЛОВ П.Н.
Шифр Э — 02 — 76 — М
Специальность 0060800
«Экономика и управление напредприятии»
НОВОСИБИРСК 2006

Содержание
Планирование фонда заработной платы на предприятии.Характеристика основных подходов к планированию
Задачи
Используемая литература
Планирование фонда заработной платы на предприятии.Характеристика основных подходов к планированию
В нормативных актах,утвержденных Правительством РФ, видное место в составе затрат, образующихсебестоимости продукции (работ, услуг), выделенных в отдельную группу, занимаютзатраты на оплату труда. Это одна из основных статей издержек обращения любогопредприятия. Как известно, все издержки, в том числе расходы на оплату труда,возмещаются за счет доходов от деятельности предприятия.
Порядок формирования расходов наоплату труда определяется положением «О составе затрат по производству иреализации (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) ио порядке формирования финансовых результатов на предприятиях торговли,общественного питания и производства» и инструкцией Госкомстата России«О составе фонда заработной платы и выплат социального характера».
На каждом предприятии всоответствии с инструкцией о составе фонда заработной платы определяют фондзаработной платы и его величину с учетом выплат социального характера. Согласноуказанной инструкции в состав фонда заработной платы включают начисленные напредприятии суммы оплаты труда в денежной и натуральной форме за отработанное инеотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационныевыплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременныепоощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящиепостоянный характер.
Предприятия самостоятельноразрабатывают планы по труду и его оплате, руководствуясьзаконодательными актами (КЗоТ РФ «О минимальной заработанной плате»,«О единой тарифной системе » и др.), инструкционными материалами(«Положение о составе затрат», «Инструкция о составе фондазаработной платы», «Методические рекомендации по учету затрат,включаемых в издержки обращения и производства») и данными анализапоказателей по труду и его оплате за 2-3 предшествующих года, информацией повеличине в динамике показателей по труду и его оплате в данной отрасли порегиону и стране, материалы обследований статорганами, предприятий по изучаемымпроцессам.
План по труду и его оплате носиткомплексный характер и включает в себя такие разделы, как установление нормтруда, планирование необходимой численности работников по структурным единицам(магазинам, отделам, производственным цехам и т.п.) и по категориям работниковв целом по предприятию, расчеты расходов на оплату труда и оплат социальногохарактера.
При разработке планов необходимоориентироваться на соблюдение таких требований, как обеспечение всего илиосновной части прироста объема деятельности (прироста розничного и оптовоготоварооборота, объема выпускаемой продукции в производстве) за счет повышенияпроизводительности труда, опережающих темпов роста объемов товарооборота,выпуска продукции по сравнению с темпами роста расходов на оплату труда итемпов прироста производительности труда по сравнению с величиной среднейзаработной платы.
В деле воздействия на улучшениепоказателей по труду и его оплате большое значение имеет использование нормзатрат труда. Действия по соблюдению этих норм способствуют повышению эффективностихозяйственной деятельности.
Комплекс норм выработки,времени, объема обслуживания, численности, которые устанавливает администрацияпредприятия для своих работников в соответствии с определенным уровнемтехнологии, технического оснащения и организации производства именно данногопредприятия и представляет нормы затраты труда.
Для торговых предприятий из всейсовокупности норм затрат труда очень важным является нормированиечисленности работников определенной профессии, квалификации для выполненияработ на данном участке (например, число продавцов для данного типа магазина, сданной площадью и определенным объемом продаж). Такие нормативы использовалисьв России до 1992 года. Они и сегодня находят применение в странах с развитойэкономикой (ФРГ, Италия и др.). Эти нормы разработаны для всех категорийработников торговых предприятий (продавцов, кассиров-контролеров, кассиров,бухгалтеров, уборщиков, грузчиков и т.п.) дифференцированы по типам магазинов,в зависимости от среднемесячного товарооборота по годовому плану, площадиторгового зала, режима и времени работы (с выходными ил без выходных дней иколичества рабочих часов в сутки).
Нормативная численностьруководящих работников, специалистов и служащих устанавливается по функциям идолжностям в зависимости от факторов, влияющих на трудоемкость выполнение работ.В торговле возможно установление нормативных заданий по товарообороту, товарнымзапасам и учет их при оплате при повременной системе, Это позволит обеспечитьповышение эффективности работы лиц с повременной оплатой.
Нормированное задание — это установленный суммарный объем работ для работника или магазина в целом. Потому, на какое время установлено задание, различают дневное или месячноенормированное задание. Оно представляет собой норму выработки для повременщиков.
Планирование численности работниковмагазинов по категориям работников и в целом по предприятию основано на технико-экономическихрасчетах и критической оценке сложившихся тенденций. Эти расчеты начинаются сустановления численности работников по каждому магазину, цеху и основывается наданных анализа за 2-3 предшествующих года, использовании информации очисленности работников в других, особенно однотипных магазинах, с примерноодинаковым товарооборотом и возможностями его роста (зона местонахождения,торговая площадь и т п), имеющаяся норма численности работников и с учетом необходимостиулучшения торгового обслуживания и роста производительности труда.
По действующим предприятиям изучаютсуществующие организационно — технические условия работы, данные о сложившейся численностиработников в магазинах, возможность по устранению нерациональных затрат рабочеговремени и на этой основе устанавливают плановую численность работников. Помногим магазинам, которые при фактической численности работают успешно, наплановый период численность сохраняется неизменной.
Плановая численность работников являетсясреднесписочной. При обосновании планов важно устанавливать и явочнуючисленность работников. Для отдельных крупных магазинов явочная численностьработников в течение рабочего времени колеблется в зависимости от притокапокупателей в отдельные дни, часы. Численность и штатное расписание управленческогоаппарата предприятия также утверждается самостоятельно. Плановая численность устанавливаетсяпо функциям и должностям в зависимости от факторов, влияющих на трудоемкость выполняемыхработ. Так, при расчете численности работников бухгалтерского учета во вниманиепринимают число лиц, отчитывающихся перед бухгалтерией, годовой объемтоварооборота и число поставщиков, численность работающих и другие факторы.
Путем суммирования численности магазинов,производственных цехов, руководителей, специалистов и служащих определяется общаячисленность работников предприятия. Затем её тщательно анализируют и проверяютсоблюдение требований и рассчитывают изменение в динамике, долю работников магазиновв общей численности работников предприятия, структуру численности работников поквалификации, по видам деятельности с выделением доли работников по основнойдеятельности и другие факторы. После этого утверждают плановую численность работников,штатное расписание, основанные параметры, которые должны быть зафиксированы вколлективном договоре.
Предприятие самостоятельноустанавливает фонд оплаты труда в зависимости от конечных результатов годовойработы. Для этого обосновывают и принимают решение об утверждении следующихпоказателей:
Размеры расценок оплаты труда за100 рублей товарооборота, тарифные ставки и оклады конкретных работников сориентиром на принятую предприятием тарифную систему;
Выбор для различных групп работниковопределенной системы заработной платы (сдельно — премиальная, повременно — премиальнаяи т.п.);
Фонд оплаты труда и егоиспользование;
Положение о премиальной системе оплатытруда и о выплате вознаграждений по итогам годовой работы;
Размеры вводимых предприятием надбавоки доплат за неблагоприятные условия труда, надбавок и доплат стимулирующегохарактера и других выплат.
Особое значение для предприятия имеетрасчет общей суммы расходов на оплату труда и его уровня в процентах ктоварообороту на предстоящий период. Руководство предприятия должно продуманно решатьэти вопросы и поэтому обойтись без планирования не представляется возможным.
Плановую величину расходов устанавливаетсяразличными методами. Плановую величину расходов труда руководителей, служащих,специалистов определяют в соответствии со штатным расписанием и месячнымиокладами.
Отдельно рассчитываются доплаты,надбавки и повышенные оклады, которые составляют на предприятиях торговли 6-7процентов от всей суммы расходов на оплату труда.
Отдельные предприятия величинурасходов на оплату труда устанавливают опытно-статистическим методом,ориентируясь на сумму расходов отчетного периода и с учетом таких соотношений,при которых темпы роста товарооборота опережают темпы роста расходов на оплату труда.
Обоснованность плановых расчетовподтверждается и обеспечением более высоких темпов прироста производительности трудапо сравнению с темпом прироста средней заработной платы.
Если предприятие с трудомобеспечивает объем товарооборота в сопоставимых ценах на уровне его величины заотчетный период, то оно устанавливает на плановый период расходы на оплатутруда с учетом инфляции также на уровне отчетного периода.
Предприятия, работающиерентабельно, могут использовать расчетный метод определения величины расходовна оплату труда, основанный на оптимизацию ее соотношения с другимипоказателями. Для этого изучают данные за 3-4 года о распределении доходов отторговой деятельности на величины, используемые для возмещения издержекобращения (без оплаты труда), расходов на оплату труда и образование прибыли.
Далее рассчитывают ожидаемый хозрасчетныйдоход предприятия (доходы — издержки обращения без расходов на оплату труда) и устанавливаютв нем долю расходов на оплату труда. Поскольку хозрасчетный доход представляетсобой сумму расходов на оплату труда и прибыль, то перед предприятием стоитзадача обеспечить последовательное снижение доли фонда оплаты труда вхозрасчетном доходе и добиться, в том числе и на этой основе, роста прибыли отторговой деятельности.
Ранее (до 1992 года) централизованноустанавливался норматив суммы фонда оплаты труда в процентах к хозрасчетномудоходу. Этот метод и сегодня может быть использован предприятием, особенно дляпроверки оптимальности соотношений в доходах издержек обращения (без расходовна оплату труда), расходов на оплату труда и прибыли за отчетный год и вдинамике.
Многие предприятия устанавливаютплановую величину расходов на оплату труда по основным направлениям ихиспользования. Расходование средств на оплату труда предприятие осуществляет всоответствии с нормативными актами и принятыми системами оплаты труда. Положениямио премировании работников за основные результаты деятельности, о выплатенадбавок и повышенных окладов, единовременного поощрения и вознаграждения поитогам работы за год, положением о коллективных договорах (контрактах) и т.п.
По каждому из указанныхнаправлений составляется смета расходования средств на оплату труда. Основнаячасть расходов на оплату труда (более 60%) используется на выплату заработнойплаты в соответствии с должностными окладами, тарифными ставками и сдельнымирасценками.
Расчеты плановой величины поэтому направлению выполняют в такой же последовательности, в какой начисляютзаработную плату. Это положение распространяется и на работников прилавка (продавцов).Плановый фонд оплаты труда продавцов рассчитывается путем суммирования помагазинам, а по каждому магазину расчет выполняется отдельно по кварталам и вцелом за год. Методика этих расчетов идентична методике начисления заработнойплаты продавцам и другим работникам магазина. Исходя из среднемесячного фондаоплаты труда и среднемесячного планового (фактического) товарооборота можнорассчитать, сколько стоит реализация товаров на 100 (1000) рублей и подумать обобоснованности форм и систем оплаты труда.
В соответствии с действующимиположениями определяется сумма средств, используемая для премированияработников предприятия за основные показатели хозяйственной деятельности, дляединовременного поощрения за производственные достижения в работе и выполненияособо важных заданий.
Часть средств расходов на оплатутруда (около 2,5%) используется для выплаты вознаграждения по итогам работы загод. Плановую сумму этих средств определяют в соответствии с конкретнымиположениями.
Часть средств на оплату трудаиспользуют для оплаты работникам очередных отпусков (более 6%). Расчет этихсредств в процентах к средствам на оплату труда осуществляется с учетом соотношенияпроизведения удельного веса тех статей сметы выплаты, по которым учитываются всредней заработной плате при оплате работникам отпусков и средней продолжительностиотпусков в днях к среднему числу рабочих дней за год.
Обоснованность всех расчетов проверяютпутем умножения среднесписочной численности работников за год на среднегодовуювеличину заработной платы. И вновь, в данном случае, необходимо соблюдать требованияк характеру изменений конкретных показателей, (предусматривать более высокие темпыроста товарооборота по сравнению с темпом роста расходов на оплату труда). Обеспечитьснижение доли расходов на оплату труда в совокупных издержках обращения.Задачи
Задача № 1. Определить напланируемый период возможный прирост производства продукции за счет увеличенияколичества действующего оборудования, а также теми изменениями планового объемапроизводства продукции по сравнению с отчетным периодом.
Прирост производства за счетпривлечения оборудования рассчитывается по формуле:
∆VO=(Oн — Оy)×Впл
 
Где ∆VO — прирост производства продукции за счет привлеченияоборудования;
Oн,Оy — оборудование, соответственно, наличное иустановленное;
Впл — среднегодоваявыработка продукции на единицу оборудования по плану;
В отчетном периоде объемпроизводства продукции составил 98880р. На начало планируемого периодапредприятие располагало 68 единицами технологического оборудования, из них 64функционировали в отчетном периоде.
В плановом — предполагаетсяпривлечь в производственный процесс имеющиеся 4 единицы оборудование исреднегодовую выработку на единицу оборудования увеличить на 10,5%.
За счет других факторов объемпроизводства должен возрасти на 4500р.
РЕШЕНИЕ:
Определяем среднегодовую выработкупродукции на единицу оборудования за отчетный период. В факт = объем пр-ва: нак — во единиц оборудования = 98880 тыс. руб.: 64 =15450руб.Показатели ед. изм. Отчетный период Плановый период Объем производства тыс. руб. 98880 116091,64 Технологическое оборудование Единиц 68 68 В том числе Функционированное оборудование единиц 64 68 Резервное технологическое оборудование единиц 4 - Среднегодовая выработка на одну единицу технологического оборудования тыс. руб. 1545 1707,23 Увеличение среднегодовой выработки на ед. технол. оборудования % 10,5 Объем производства за счет других факторов тыс. руб. 4500
1) Определяем плановый объёмпроизводства продукции на плановый период
1545 тыс. руб. × 68 ед. =105060 тыс. руб.
2) Определяем прирост объемапродукции за счет привлечения технологического оборудования по формуле:
∆VO=(68-64) ×1545= 6180 тыс. руб.
Определяем увеличениесреднегодовой выработки на единицу оборудования:
1545тыс. руб. × 1,105 =1707,23 тыс. руб.
Определяем плановый объемпроизводства продукции на плановый период с учетом увеличения выработки
1707,23 тыс. руб. × 68=116091,64 тыс. руб.
Общий объем производствапродукции на плановый период составит
116091,64 тыс. руб. + 4500тыс. руб.= 120591,64 тыс. руб.
Задача № 2Объем реализациипродукции по предприятию на планируемый период, исходя из задачи полученияцелевой прибыли. По расчетам целевая прибыль должна составить в планируемом периоде540,5 тыс. руб.
Постоянные затраты на весьвыпуск продукции запланированы в сумме 583,7 тыс. руб. Предполагаемые удельныепеременные затраты — 2.51 тыс. руб. средняя цена реализации единицы продукции — 2.94 тыс. руб.
На какой размер (в натуральном истоимостном выражении) будет отличаться объем реализации продукции,рассчитанный, исходя из целевой прибыли от критического объема реализации?
Для расчета критического объема реализациииспользовать формулу (1) из задачи 40:
/>
Объем реализации, исходя изцелевой прибыли (Vопт), рассчитать по формуле:
Vопт=/>
Где Сопт — сумма постоянныхзатрат на весь выпуск продукции,
П — целевая прибыль,
Р — средняя цена реализацииединицы продукции,
Спер — удельныепеременные затраты
Д — доход от реализации,
Дк — доходкритический (безубыточный)
Р — цена реализации единицыпродукции,
Уип — удельныепеременные издержки (на единицу продукции),
РЕШЕНИЕ:
Определяем критический объем реализациипродукции по формуле
/>=/>тыс. руб.
 
2) Определяем объем реализации,исходя из целевой прибыли
Vопт=/>=/>
Объем реализации продукции сучетом целевой прибыли 540,5 тыс. руб. должен быть выше критического объема реализациина 3695,5 тыс. руб.
Задача № 3Определить попредприятию, в каком месяце квартала оно может достичь рентабельной работы.
На второй квартал объемпроизводства запланирован в количестве 120 тысяч единиц — по 300руб. за единицу.
Переменные затраты на единицу продукции- 220 руб.
Сумма постоянных затрат на весьвыпуск продукции -6630 тыс. руб.
Реализация товаров будетпроисходить равномерно в течение квартала.
Для расчета порога рентабельностивоспользуетесь формулой из задачи 48.
/>=/>
где Vб — безубыточный объем реализации; />Uпост — сумма постоянных затрат; Vр — выручка от реализации продукции; Дм — доход маржинальный.
При равномерной реализации втечение периода срок достижения рентабельной работы (месяц) определяется по формулеследующим образом:
/>/>
где tR-порядковый номер месяца в периоде (например, в третьем квартале число 1,45,означает, что это август и т.д.); Км — количество месяцев в периоде;VR — объем выпуска, обеспечивающийрентабельную работу; V — объем выпуска продукции напланируемый период. показатели
Условное
обозначение Планируемый период 1 Объем реализации продукции, тыс. руб.
VR 36000 2 Переменные затраты, тыс. руб.
Uп 26400 3 Постоянные затраты, тыс. руб.
Uпост 6630 4 Маржинальный доход (1-2)
Дм 9600 5 «Порог» рентабельности
Vб 24840
РЕШЕНИЕ:
Определяем объем производства всуммовом выражении на II квартал:
300 руб. × 120 тыс. ед. =36000 тыс. руб.
2) определяем переменные затраты:
220 руб. × 120 тыс. руб. =26400 тыс. руб.
3) определяем «порог» рентабельности:
/>=/>=/>
4) определяем срок (месяц) достижениярентабельной работы:
/>/>=/>,
следовательно, во второмквартале, это месяц — май
/>Используемая литература
1.        Раицкий К.А. Экономика потребительской кооперации: Учебник. — М.: Экономика,1987.
2.        Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под. ред.А.С. Пелиха. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2003. — 336 с.
3.        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ИНФРА-М,2002. — 336 с.
4.        Горемыкин В.А. и др. Планирование предпринимательской деятельности: Методическоепособие — М.: 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.