СодержаниеВведениеГлава 1. Понятие «пайщик». Права иобязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений
1.1 Содержаниепонятия «пайщик»
1.2 Правовоеположение пайщика в потребительском обществеГлава 2. Реализация социальной миссиипайщиков через потребительские организации2.1Состояние мировой потребительской кооперации
2.2Состояние и перспективы развития отношений между пайщиками и организациямипотребительской кооперации в России2.3Роль пайщиков в потребительских организациях2.4 Взаимодействие пайщиков ипотребительских обществЗаключениеБиблиографический список
Введение
Современная потребительская кооперация является очень сложнойи многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, вчастности сельских районов страны.
Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации,являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительскойкооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участияпайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развитияпотребительской кооперации.
Данное исследование имеет своей целью рассмотреть пайщика сточки зрения его социальной значимости для потребительской кооперации.
Задачи, поставленные для решения указанной цели следующие:
— раскрыть понятие «пайщик», его права и обязанности впотребительском обществе;
— выяснить состояние мировой потребительской кооперации иместо в ней пайщика;
— выяснить состояние российской потребительской кооперации иее структуру;
— рассмотреть роль пайщика в структуре российскойпотребительской кооперации;
— изучить виды взаимодействия между пайщиками и потребительскимиобществами;
— рассмотреть механизмы стимулирования экономического участияпайщиков в потребительском обществе.
Данное исследование актуально, потому как пайщики являютсяоснователями любого потребительского общества. Необходимо учитывать важную ролькаждого пайщика в деятельности кооперативных организаций потому какпотребительская кооперация строится на принципе «Один пайщик – один голос», апотому каждый пайщик в равной степени имеет право голоса в решении вопросов,касающихся деятельности кооператива, в котором он состоит. Социальная миссияпотребительской кооперации реализует посредством именно деятельности пайщиков.Правильная организация и стимулирование пайщиков позволяет более активноразвивать кооперативное движение и расширять границы развития потребительскойкооперации не только в России, но и в мире.
Глава 1. Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика, какосновной фигуры паевых отношений
1.3 Содержаниепонятия «пайщик»
Паевые отношения строятся между пайщиками внутрипотребительских обществ. Закон «О потребительской кооперации (потребительскихобществах и их союзах) РФ» дает следующее определение Пайщику: «гражданин и(или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые впотребительское общество в предусмотренном уставом потребительского обществапорядке и являющиеся его членами»[1].
В любом потребительском обществе работает одно правило «Одинпай – один голос». Этот принцип лежит в основе паевых отношений между пайщикамив потребительских обществах. На основе этого принципа достигается равенствомежду всеми пайщиками в независимости от количества внесенных паев. Равенствопайщиков — один из главных принципов потребительских обществ[6, c.37-41].
Потребительские кооперативы во всем мире выживают вконкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможностьгарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям — пайщикам. Чембольше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынкепотребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативнаяэкономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.
Во многих кооперативных организациях наблюдается тенденциясокращения числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.
Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков:соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный веснеработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах, не работающих всистеме пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительскихкооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительскойкооперации в целом.
Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранитза потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая можетпретендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении.Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразупревращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив,статус которого — коммерческая организация со всеми вытекающими отсюдапоследствиями.
С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка,который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительскойкооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лицепайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно,сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих ипродавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительскогокооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужнонайти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своегопокупателя и своего сдатчика продукции — пайщика, сделать все, чтобы он осталсясвоим покупателем и сдатчиком своей продукции.
1.4 Правовоеположение пайщика в потребительском обществе
Все права и обязанности пайщиков, как основных фигур в паевыхотношениях, регламентируются статьями Закона.
Права пайщиков описаны в статье 11. В права пайщиковвходит[1]:
« — вступать в потребительское общество и выходить из него надобровольной основе;
— участвовать в деятельности потребительского общества,избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вноситьпредложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранениинедостатков в работе его органов;
— получать кооперативные выплаты в соответствии с решениемобщего собрания потребительского общества;
— приобретать (получать) преимущественно перед другимигражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживанияпотребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированныйсбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла черезорганизации потребительского общества;
— пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общимсобранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счетдоходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительскогообщества;
— сдавать организациям потребительского общества впервоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки,в том числе на давальческих началах;
— быть принятыми в первоочередном порядке на работу впотребительское общество в соответствии с их образованием, профессиональнойподготовкой и с учетом потребности в работниках;
— получать направления на учебу в образовательные учрежденияпотребительской кооперации;
— пользоваться объектами социального назначения на условиях,определяемых общим собранием потребительского общества;
— получать информацию от органов управления и органовконтроля потребительского общества об их деятельности;
— обращаться к общему собранию потребительского общества сжалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроляпотребительского общества;
— обжаловать в судебном порядке решения органов управленияпотребительского общества, затрагивающие их интересы».
Обязанности пайщиков регламентируются статьей 12 Закона. Вобязанности пайщиков входит:
«- соблюдать устав потребительского общества, выполнятьрешения общего собрания потребительского общества, других органов управления иорганов контроля потребительского общества;
— выполнять свои обязательства перед потребительскимобществом по участию в его хозяйственной деятельности».
При этом следует учитывать, что все эти права и обязанностиимеют только пайщики.
Для того, чтобы стать пайщиков потребительского обществанеобходимо пройти следующую процедуру:
— подать заявление на вступление в потребительское общество.Это заявление будет рассматриваться в течение 30 дней Советом потребительскогообщества.
— при положительном решении, человек становится полноценнымпайщиком потребительского общества после уплаты вступительного взноса, а такжепаевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества.
— последний этап включает в себя получение документов,подтверждающих членство.
Прекращение членства в потребительском обществе означает дляпайщика окончание всех паевых отношений. Выход из потребительского обществаможет быть добровольным, что закреплено в правах пайщика Законом, а такжепринудительным в случае исключения пайщика из общества. При этом решение обисключении пайщика принимается Советом потребительского общества, котороесостоит также из пайщиков этого общества.
В случае прекращения членства в потребительском обществеЗакон предусматривает возвращение пайщику его паевого взноса и кооперативныхвыплат в оговоренные Уставом сроки. При этом также делается оговорка, чтопаевой взнос может быть возвращен в натуральном виде в случае, если онизначально был внесен именно в этом виде.
Из вышесказанного следует, чтоосновой потребительских организаций (обществ и союзов) являются пайщики,которые создают эти общества, а впоследствии и союзы. Современная ситуация впотребительской кооперации складывается таким образом, что большинствоучастников потребительской кооперации – жители сельских районной, в которыхостро ощущается нехватка социальных организаций. Люди объединяются впотребительские общества с целью решения своих проблем.
Глава 2. Реализация социальной миссии пайщиков черезпотребительские организации 2.1 Состояние мировой потребительской кооперации
В настоящее время в МеждународныйКооперативный Альянс, который является мировым лидером кооперативного движения,входят кооперативные объединения почти 100 стран. Членами МКА являются более250 кооперативных объединений (национальных союзов), объединяющих более 800млн. человек. По оценкам ООН, почти 3 млрд. человек, или половина населенияземного шара, обеспечивает себе средства к существованию благодарякооперативным предприятиям. Мировая практика выработала эффективный механизмхозяйствования — потребкооперация. В 2002 году была принята РезолюцияГенеральной Ассамблеей ООН «Кооперативы в процессе социального развития» ирекомендации МОТ «О содействии развитию кооперативов», которые направлены намобилизацию огромного потенциала кооперативов по созданию рабочих мест,уменьшению бедности, борьбе с социальным неравенством для дальнейшегоустойчивого развития через кооперативное предпринимательство.
В Европейском Союзе по меньшей мере300 000 кооперативов, которые предоставляют более 2,3 миллиона рабочих мест,более 140 миллионов жителей, которые являются членами кооперативов. Кооперативырассматриваются как часть «социальной экономики». Принимая управленческиерешения для удовлетворения экономических и социальных нужд, в особенности, гдеотсутствует общественная и индивидуальная инициатива кооперативы могутсоздавать рабочие места и обеспечивать существенный и основанный насолидарности рост, не добиваясь чистой прибыли, которая должна бытьраспределена между членами (социальной экономики). Таким образом, ониобеспечивают гибкость рынка труда. Общественные организации ЕС определяют«социально-экономическую» форму кооператива как эффективный способ продвижениясбалансированного и основанного на солидарности роста[5, c. 69-75].
Кооперативы — это средствопредоставления высококачественных услуг. Услугами представлено 70% рынка и 69%рабочих мест в Евросоюзе. Более 75%всех новых обществ, созданных в Европе,находятся в секторе социальных услуг.
Таблица 1. Доля организацийпотребительской кооперации в различных секторах экономики стран Европы[10, c. 3].Страна Сектор экономики Доля производства, приходящаяся на организации потребительской кооперации Дания Производство сельхозпродукции 83% Франция Производство сельхозпродукции 50% Кипр Банковские услуги 37% Испания Здравоохранение 21% Швеция Лесные ресурсы 60% Финляндия Торговля 35%
Таким образом, потребительская кооперация в мировом масштабепосредством объединения пайщиков реализует многие социальные программы иподнимает такие секторы экономики, как производство сельхозпродукции,здравоохранение, банковские услуги, лесные ресурсы, торговлю. Гибкостьуправления потребительскими организациями, которое полностью лежит на плечахсамих пайщиков, позволяет этим предприятиям успешно реализовывать своюдеятельность во многих странах мира (см. таблицу 1)/>
2.2 Состояние и перспективы развитияотношений между пайщиками и организациями потребительской кооперации в России
В настоящее время Россия являетсястраной с развивающейся многоукладной экономикой: сформирован частный секторэкономики, растет доля лиц, занятых на предприятиях негосударственных формсобственности.
Негосударственный сектор пополняетсякооперативами: потребительскими, сельскохозяйственными, в сферах производства иуслуг, кредитными, жилищными. В российской экономике функционирует старейшаякооперативная система — потребительская кооперация как система специфическихпотребительских кооперативов: потребительских обществ, объединяющихся впотребительские союзы[4, c.95-97].
Развивающаяся рыночная экономикаРоссии характеризуется обострением социальных отношений. В этих условиях должнаполучить развитие кооперация разных видов, особенно система потребительскойкооперации, являющаяся социально ориентированной системой рыночной экономики.
В условиях общественных преобразований,начавшихся в 90-е годы XX века кризис приобрел затяжной характер, чтозатрудняет решение социальных проблем. Усложняется использование прогрессивныхэлементов рынка для экономического подъема и улучшения жизни людей.
Использование «шоковых» методов рыночныхпреобразований обнажило острейшие проблемы не только в экономике, но и всоциальной сфере, условиях жизнедеятельности всего населения. Это вызвалонеобходимость усиления социальной ориентации реформ, определения социальныхприоритетов, социальной «цены» перехода к рыночной экономике и уточнения самогопонятия ее социальной ориентации.
В последние годы развития рыночныхреформ Правительством Российской Федерации принимаются значительные меры попреодолению кризиса и обеспечению роста экономики. Одна из главных задачсостоит в увеличении объемов капитальных вложений за счет внутрихозяйственныхнакоплений, кредитов банков и зарубежных инвестиций, прежде всего, вприоритетные для народного хозяйства отрасли. Решение этой задачи будетзависеть от подходов к использованию факторов роста производства и повышенияего эффективности, организационной перестройки хозяйственных структур иусиления государственного регулирования экономического и социального развития[5,c. 43-45].
В начале реформ слабо учитывался опытстран, которые усилили государственное регулирование производства,преобразовали деятельность банков, налоговую политику и денежное обращение.Рекомендации Международного Валютного Фонда не считались с особенностями иисторическими ценностями России, что привело в итоге к длительномуэкономическому спаду и росту цен.
Роль государства всоциально-экономических процессах в настоящее время неоправданно ослаблена, аместное самоуправление находится в стадии формирования. Для регулирования ростапроизводства и уровня жизни людей недостаточно рыночного механизма иконкуренции, необходимо оптимальное соотношение между экономическим механизмомрынка и системой государственного правового и административного регулирования.В решении данной проблемы может помочь развитие потребительской кооперации.
Деятельность потребительскойкооперации направлена в первую очередь на удовлетворение нужд самих пайщиков,которые вступают в потребительские организации. Однако эта деятельностьстроится на некоторых базовых принципах, которые едины для всех кооперативныхорганизаций России.
Таблица 2. Базовые принципыпотребительской кооперации в России[10, c.5].
/>
В результате реализации данныхбазовых принципов создается новая социально-экономическая система: законная,эффективная, прозрачная, подконтрольная и саморегулируемая (см рис. 1).Появляется возможность корректирования социальной политики в регионах с учетомсовременных требований законодательства и ситуации в стране при условии строговыдержанного курса на повышение показателей качества жизни, созданиясоциального пакета работников предприятий, формирования среднего класса,накопления социального капитала и вовлечения широких масс населения в процессысамоуправления в социально-экономической сфере развития территорий.
/>
Рисунок 1. Структура потребительской кооперации, основаннаяна реализации базовых принципов[10, c. 6].
Кооперативное движениеесть целенаправленнаяобщественная, правовая, хозяйственная, просветительская, образовательнаядеятельность. Потребительские кооперативы представляют собой первичныеобщества, созданные людьми, являющимися участниками кооперативного движения.Социального движения без участия людей не бывает. Суть любого социальногодвижения это общественная деятельность, преследующая определенные цели.
Создание потребительских кооперативов, развитие системыпотребкооперации – вот непосредственная цель и прямой результат кооперативногодвижения. При поддержке кооперативного движения начинается кооперативноестроительствокак сознательный процесс подготовки необходимыхпредпосылок для организации кооперативов и их нормального функционирования вмасштабе страны, на государственном уровне. Успех кооперативного строительстваво многом предопределяется кооперативной политикой. Осуществляя определеннуюкооперативную политику, государство использует кооперацию как инструмент своейсоциальной и экономической политики. Россия провозглашена социальнымгосударством. Сегодня на повестке дня стоят важные задачисоциально-экономического развития территорий, увеличение среднего класса,улучшение уровня качества жизни населения[3, c. 25-28].
В преамбуле закона о потребкооперации указанно; настоящийзакон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальнойзначимости, а так же гражданам и юридическим лицам, создающим этипотребительские общества государственную поддержку.
Организационное развитиепотребкооперации предполагается путем запуска кооперативного движения в России,отвечающего интересам населения, государства и предпринимательского сообщества,направленное на создание потребительских кооперативов нового поколения по местужительства и месту работы с социальной ориентированностью. Созданиесамоорганизационной, самоуправляемой, саморегулируемой кооперативной системысоциально-экономической взаимопомощи (далее – система РОСЭВ), объединяющей надобровольной основе потребительские общества социальной сферы муниципальныхобразований и предприятий разных форм собственности.
Союзы потребительских обществ(кооперативныесоюзы) представляют собой тесное единение, добровольное соглашение, устойчивуюсвязь кооперативных обществ между собой для достижения общих для них целей путемвзаимного сотрудничества, скоординированных действий, кроме того расширяетсямасштаб деятельности путем соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве с другимикооперативными союзами. Объединение в союзы дает возможность сотрудничества всистеме, внутри кооперативного движения для наиболее полного осуществлениявозможностей, которые заложены в кооперативах, а также в кооперативных формахсобственности, объединения и хозяйствования. Фактически Союз становитсянациональным кооперативным центром и инфраструктурой поддержки малого исреднего частного предпринимательства. Для этого национальный кооперативныйцентр (союз) развивает современную инфраструктуру кооперативной системыспривлечением малого и среднего частного предпринимательства. Он существуют дляместных кооперативов и союзов, малых и средних предпринимателей и обслуживаютих, а не наоборот[10, c. 6].
Инфраструктурная поддержкапотребительских обществ– Социальное проектирование, консалтинг,аутсорсинг, аудит, координация Правовая, юридическая и административнаяподдержка Содействие взаимодействию кооперативов города и селаВнешнеэкономическая деятельность в системе международного кооперативногоальянса Кооперативные финансовые инструменты внебанковское некоммерческоепривлечение средств пайщиков Система кооперативного образования на основеэтических принципов 2.3 Роль пайщиков в потребительских организациях
Потребительские общества создаются пайщиками и призваныслужить удовлетворению материальных и духовных потребностей пайщиковЭкономическая деятельность потребкооперации нацелена на достижение максимальнойпользы для широких слоев населения.
М. Туган-Барановский в своей книге«Социальные основы кооперации» цель кооперативов определил как наибольшуюстепень благосостояния своих членов. Он же и подчеркивал стремлениекооперативов к увеличению трудовых доходов своих членов или уменьшение расходовэтих членов на их потребительские нужды[9, c. 89-95]. Закон РФ «О потребительской кооперации(потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» признал пайщикасамой важной фигуройне только в своем потребительском обществе, но и всистеме потребительской кооперации. Через весь Закон красной нитью проходитодна основная идея: организации потребительской кооперации созданы пайщиками идолжны верно служить интересам этих пайщиков.
Потребительские общества работников иработодателей– консолидация потребителей работников и членов их семейна системообразующих предприятиях.
Цель: повышение покупательнойспособности работников и привлекательности рабочих мест, формируемыхработодателями.
Территориальные потребительскиеобщества– консолидация потребителей в муниципальных образованиях:
— В сфере ЖКХ
— В социальной инфраструктурепредприятий
— По конфессиональному принципу
Цель: внебюджетная социальная поддержка населения наоснове самоорганизации, самоуправления, самофинансирования.
/>
Рисунок 2. Самоуправление потребительского общества[10, c. 8]
Как видно из рисунка 2, все вопросы текущего и дальнейшегоразвития потребительских организаций решает общее собрание пайщиков. Именнопринцип самоуправления позволяет участникам кооперативного общества решатьдальнейшую судьбу своего предприятия. Являясь долевыми собственникамикооперативов, пайщики имеют полное право принимать участие в управлении ими.
/>
Рисунок 3. Баланс интересов пайщиков и общества[10, c. 9]
В результате реализации принципа «Пайщик системы РОСЭВучастник строительства социального государства» получается следующее:
— Возрождение духовно-нравственных ценностей российскогообщества
— Формирование гражданского общества Социально-экономическоеразвитие России
— Развитие малого и среднего предпринимательства
— Формирование среднего класса
— Преодоление негативных социальных последствий глобализации[10,c.10]
2.4 Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ
Согласно «Концепции развитияпотребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года» системавзаимоотношений с пайщиками должна отвечать следующим требованиям[2]:
«1. Пайщики заинтересованы в деятельности организацийпотребительской кооперации. Заинтересованность обеспечивается за счётлояльности пайщика к потребительскому обществу: в части торговой деятельности — на основе постоянного приобретения товаров в магазинах потребительскойкооперации; в части заготовительной деятельности — на основе постоянной сдачипродукции в организации потребкооперации.
2. Налажен учёт пайщиков, в том числе их возможностей поприобретению товаров и услуг, сдаче сельскохозяйственной продукции,изготовлению собственной продукции, которая может реализовыватьсяпотребкооперацией».
«Концепция развития потребительскойкооперации Российской Федерации до 2010 года» также подразумевает исовершенствование деятельности пайщиков в потребительских обществах. Этосказано в пункте 3 документа[2]:
«3. Оптимизация работы с пайщиками:
3.1. Налаживание сплошного учёта пайщиков и системы поддержаниядостоверности и полноты данных и сведений, своевременности их обновления.
3.2. Включение в программы развития кооперативной торговли,заготовительной деятельности и других видов деятельности мер по повышениюзаинтересованности пайщиков через приобретение товаров в торговых точкахпотребительской кооперации, участие в заготовительной деятельности организацийпотребительской кооперации. Такая заинтересованность должна основываться напреимущественных правах пайщиков по сравнению с любыми третьими лицами присоблюдении ими общих условий взаимодействия. При этом должен соблюдатьсяпринцип взаимной заинтересованности пайщиков и потребительских обществ вэкономическом взаимодействии.
3.3. Обновление форм осуществления кооперативных выплат,направленное на укрепление связей между пайщиками и потребительскимиобществами, в частности:
— увеличение размеров кооперативных выплат при наличииэкономически обоснованных возможностей и в пределах, установленныхзаконодательством Российской Федерации;
— выплата пайщикам начисленных кооперативных выплат вденежном выражении;
— предоставление пайщикам возможности оставления суммкооперативных выплат в распоряжении потребительского общества в обмен наполучение дополнительных льгот при оплате товаров и услуг потребительскогообщества в счёт этих сумм.
3.4. Повышение информированности пайщиков о деятельностипотребительских обществ и их союзов, в первую очередь, с целью вовлечения вдеятельность кооперативных организаций.»[2]/>/>Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков ипотребительского общества.
Участие пайщиков в деятельности потребительского общества восновном связано с экономической деятельностью общества.
Основными формами экономического участия пайщиков являются:
—покупка товаров и услуг в предприятиях потребительскогообщества;
—внесение паевых взносов и вкладов в потребительскоеобщество;
—поставка сельскохозяйственной и другой продукции впотребительское общество;
—труд в потребительском обществе[8, 131-134].
Пайщики могут принимать и другое участие в хозяйственныхоперациях потребительского общества.
Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков ипотребительского общества осуществляется на основе баланса интересов (рис. 4).
/>
Рисунок 4. Механизм взаимодействия между пайщиками ипотребительским обществом на основе баланса интересов[8, c. 138]
Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаютсяв следующем:
—покупке в предприятиях потребительского обществакачественных товаров и услуг на более выгодных условиях;
—получении дополнительных доходов от экономического участия вдеятельности потребительского общества;
—сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной идругой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей;
—предоставлении потребительским обществам рабочих мест изаработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;
—социальной защите (в ней заинтересованы какпайщики-работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).
Потребительское общество, стремясь выполнить социальнуюмиссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономическойдеятельности потребительского общества:
—покупали товары и услуги в предприятиях потребительскогообщества;
—вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежныхсредств общества;
—поставляли (сдавали) потребительскому обществусельскохозяйственную и другую продукцию[8, c. 137].
Потребительское общество также заинтересовано в том, чтобыработающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестнотрудились в хозяйственных предприятиях—торговых, заготовительных,производственных, по оказанию услуг населению и др.
Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическаядеятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимныхинтересов.
Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономическихинтересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируютсязаконодательством и органами самоуправления потребительских обществ.
Повышение экономического участия пайщиков в значительнойстепени зависит от условий, созданных государственными органами и организациямипотребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономическихотношений между пайщиками и потребительскими обществами.
Потребительское общество заинтересовано в активномэкономическом участии пайщиков, так как это участие способствует болееэффективной работе потребительского общества и получение дохода отхозяйственной деятельности./>/>Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков вдеятельности потребительского общества
По экономическому участию всех пайщиков можно разделить напайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков,пайщиков-работников.
Все пайщики принимают участие в формировании собственногоимущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов(паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай(дивиденд).
Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады впотребительское общество, т. е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщикиявляются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах ксумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.
Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика выгоду втом, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует вхозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекаетменьше заемных средств от банков и коммерческих структур[3, c. 76-79].
Пайщики-покупатели. Пайщики проживают на той же территории,на которой расположены хозяйственные предприятия потребительского общества(магазины, столовые и др.). Поэтому пайщики являются покупателями товаров иуслуг у потребительского общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжатьза покупкой товаров в другие населенные пункты. Кроме того, торговые предприятияи предприятия услуг потребительского общества стараются обеспечить пайщиковнужными товарами и услугами по доступной цене и хорошего качества.
Значит, покупка товаров в потребительском обществеобеспечивает удовлетворение материальных потребностей пайщиков в товарах иуслугах на более выгодных для них условиях.
Для потребительского общества покупка пайщиками товаров иуслуг означает реализацию товаров, т. е. пайщики обеспечивают своемукооперативу гарантированный сбыт товаров и услуг. Пайщики-покупатели создаютнадежный рынок сбыта товаров и услуг для потребительского общества.
Увеличение объемов продажи товаров и услуг обеспечиваетпотребительскому обществу получение дохода.
Пайщики-поставщики. Многие пайщики ведут личное подсобное иликрестьянское (фермерское) хозяйство. Для таких пайщиков-товаропроизводителей врыночных условиях важно сбыть выращенную сельскохозяйственную продукцию иполучить доход.
Потребительское общество закупает сельскохозяйственнуюпродукцию у пайщиков. В этом случае пайщики-товаропроизводители являютсяпоставщиками сельскохозяйственной продукции, которую потребительское обществонаправляет в магазины, увеличивая ассортимент товаров; в производственныепредприятия для изготовления пищевой продукции — консервов, колбасных изделий, сокови др. Закупка сельскохозяйственной продукции у пайщиков-поставщиков выгоднапотребительскому обществу. Пайщики — это местные поставщики, и при доставкесельскохозяйственной продукции обеспечивается значительная экономиятранспортных расходов. Кроме того, потребительское общество может договоритьсяс пайщиком о более приемлемых условиях расчета за купленную продукцию,приобрести более качественную сельскохозяйственную продукцию разнообразногоассортимента[8, c. 139-141].
Развитие народных промыслов значительно расширяет ассортиментпродукции, закупаемой у членов потребительских обществ.
Пайщики-работники реализуют в потребительском обществе правона труд. Добросовестный, эффективный труд пайщиков приносит доходпотребительскому обществу.
Потребительское общество предоставляет пайщикам рабочие местаи использует их труд для осуществления социально-экономической деятельности. Затруд пайщикам-работникам потребительское общество выплачивает заработную плату,которая является основным материальным доходом пайщика-работника.
Следует отметить, что, увеличивая рабочие места, организациипотребительской кооперации способствуют сокращению безработицы, что имеетособое социальное значение для сельских территорий.
Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков вдеятельности потребительского общества показывает, что экономические отношениямежду пайщиками-вкладчиками, пайщиками-покупателями, пайщиками-поставщиками,пайщиками-работниками, с одной стороны, и потребительскими обществами, с другойстороны, осуществляются на основе взаимных интересов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— Взаимоотношения между пайщиками и потребительскимиобществами осуществляются на основе баланса экономических и социальныхинтересов.
— Пайщики как члены потребительского общества заинтересованы:в получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельностипотребительского общества; в покупке товаров и услуг, а также в сбыте продукциина выгодных условиях; в рабочих местах и в социальной защите.
— Потребительские общества заинтересованы в экономическомучастии в деятельности потребительского общества пайщиков-вкладчиков,пайщиков-поставщиков, пайщиков-сдатчиков, пайщиков-работников, так как участиепайщиков способствует увеличению объемов деятельности и получению доходапотребительским обществом.
— Для развития взаимовыгодных отношений между пайщиками ипотребительскими обществами должны быть созданы необходимые правовые иэкономические условия. 2.5 Стимулирование пайщиков за экономическое участие вдеятельности потребительского общества
Для полноценного развития потребительских обществ, вся деятельностькоторых основана на участии их пайщиков, необходимо стимулирование пайщиков заэкономическое участие.
В потребительском обществе осуществляется стимулирование пайщиковза следующие виды участия[8, c. 145-146]:
—экономическое участие;
—участие в органах управления и контроля;
— эффективное трудовое участие.
Стимулирование пайщиков за активное экономическое участие вдеятельности потребительского общества направлено на реализацию принципаМеждународного кооперативного альянса об экономическом участии членов.
В Законе «О потребительской кооперации...» с целью стимулированияэкономического участия пайщиков в деятельности потребительского обществапредусмотрены кооперативные выплаты.
Кооперативные выплаты — это часть доходов потребительскогообщества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию вхозяйственной деятельности потребительского общества, если иное непредусмотрено уставом потребительского общества.
Кооперативные выплаты — это прямые денежные доходы пайщиков (выдачапайщикам денег) за экономическое участие в деятельности потребительскогообщества.
Пайщики могут получать как прямые, так и косвенные доходы заэкономическое участие. Косвенные доходы пайщики получают за счет экономиирасходов, при этом не делаются денежные выплаты.
Например, у пайщика закуплена сельскохозяйственная продукция,которая вывезена транспортом потребительского общества. Транспортные услуги пайщикне оплачивает. В этом случае пайщик получает прямые денежные доходы за сданнуюсельскохозяйственную продукцию и косвенные доходы за счет экономии транспортныхрасходов.
Формы экономического участия пайщиков в деятельностипотребительского общества и получение ими прямых и косвенных доходов показанына рисунке 5.
/>
Рисунок 5. Структура доходов пайщиков в зависимости от ихэкономического участия в деятельности потребительского общества[8, c. 148].
Прямые денежные доходы пайщик может получать за такие формыэкономического участия: внесение паевого взноса, внесение вклада(предоставление заемных средств), покупку товаров, сдачу сельскохозяйственнойпродукции. При этом пайщик получает прямые денежные доходы (деньги),выплачиваемые в форме дивиденда* на паевой взнос, в форме процента на заемныесредства, бонуса1 на сумму купленных товаров, оплаты за сданную продукцию.
Косвенные доходы пайщик может получать за следующие виды участия:сдачу сельскохозяйственной и другой продукции, переработку продукции напредприятиях потребительского общества, покупку услуг, покупку товаров.Косвенные доходы пайщик получает за счет экономии транспортных средств придоставке товаров транспортом потребительского общества, при покупке товаров посниженным ценам.
В условиях несвоевременной выплаты пенсий и зарплат пайщик можетполучить продукты в долг в магазинах своего потребительского общества, причемсумма долга им возвращается без учета инфляции. Учитывая резкое снижениедоходов малообеспеченных слоев сельского населения, в магазинахпотребительского общества пайщикам осуществляется продажа хлеба и другихпродуктов по себестоимости. При приобретении товаров на вышеизложенных условияхпайщики также получают косвенные доходы[3, c. 89-93].
Пайщики могут получать доходы и от других видов экономическогоучастия: от сдачи потребительскому обществу дикорастущей продукции илекарственно-технического сырья, продукции индивидуальной трудовой деятельности(швейных и трикотажных изделий, изделий народных и художественных промыслов, атакже других товаров).
Таким образом, пайщики за экономическое участие в деятельностипотребительского общества получают прямые и косвенные доходы.
Стимулирование пайщиков за активное участие в управлениипотребительским обществом
Пайщики должны активно участвовать в работе органов управления иконтроля потребительского общества. Это является обязанностью их как членовпотребительского общества.
Пайщики как совместные владельцы потребительского обществаучаствуют в принятии управленческих решений и контролируют финансовую ихозяйственную деятельность общества. Поскольку эта работа осуществляется наобщественных началах, то она нуждается в материальном стимулировании.
Для стимулирования пайщиков, активно участвующих в органахуправления и контроля, в потребительских обществах создается фондстимулирования пайщиков потребительского общества[8, c.148-149].
Средства фонда стимулирования пайщиков используются на поощрениечленов потребительских обществ, не являющихся работниками потребительскойкооперации, а также членов советов, членов ревизионных комиссий, комиссийкооперативного контроля, уполномоченных потребительских обществ и другихпайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля.
Стимулирование труда пайщиков-работников
Эффективная социально-экономическая деятельность потребительскогообщества обеспечивается трудом работников аппарата управления (руководителей,специалистов) и работников массовых профессий.
В настоящее время работниками потребительской кооперации в основномявляются пайщики.
Стимулирование труда пайщиков-работников в основных отрасляххозяйственной деятельности потребительского общества осуществляется путемувеличения заработной платы, поощрений и дополнительных выплат за эффективныйтруд. В каждом потребительском обществе разрабатываются положения постимулированию работников административно-управленческого аппарата и работниковторговых, заготовительных, производственных и других предприятий.Стимулирование пайщиков за активное участие в органах управления и контроля иза эффективный труд способствует: во-первых, повышению активности пайщиков вуправлении и развитию демократии в потребительских, обществах и их союзах;во-вторых, повышению производительности и качества труда работниковпотребительских обществ; в-третьих, совершенствованию социально-экономическойдеятельности потребительских обществ.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.Пайщики стимулируются за следующие виды участия в деятельностипотребительского общества:
—экономическое участие пайщиков;
—участие пайщиков в органах управления и контроля;
—эффективное трудовое участие пайщиков-работников.
2.Пайщики, активно участвующие в деятельности потребительскогообщества, получают прямые и косвенные доходы.
3.Стимулирование пайщиков направлено на повышение активностипайщиков в деятельности потребительских обществ и их союзов, на развитиедемократии и выполнение социальной миссии потребительской кооперации.
ЗаключениеТакимобразом, пайщик является социальной и экономической основой потребительскойкооперации. Такое место пайщика в кооперативах закреплено за нимзаконодательно. Право голоса подкрепляется экономическим участием пайщика впотребительском обществе.
Социальная заинтересованность пайщиков в развитиипотребительской кооперации реализуется в виде развития таких секторов экономикистран, как сельскохозяйственный, лесной, банковский, торговля и др. Рост долиучастия потребительских обществ в данных отраслях говорит о заинтересованностипайщиков в их развитии.
Современная система потребительской кооперации стремитсясоответствовать потребностям своих пайщиков, потому как именно за счет пайщиковсуществует каждое отдельно взятое кооперативное предприятие. Экономическая иорганизационная заинтересованность пайщика является залогом полноценногоразвития предприятий потребительской сферы.
Существует несколько видов стимулирования экономическогоучастия пайщиков:
- За экономическоеучастие в кооперативной организации
- За участие вуправлении кооперативной организацией
- За эффективноетрудовое участие пайщиков-рабочих.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пайщик являетсясоциальной основой потребительской кооперации. Этот принцип реализуется в видеразвития социальных сторон жизни многих государств, в частности России. Именносоциальная направленность деятельности пайщиков, объединенных в потребительскиеобщества, дает потребительской кооперации преимущество в условиях развитиярыночной экономики.
Библиографический список
1. Федеральный закон«О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) РФ» (вред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ, от21.03.2002 N 31-ФЗ)
2. Концепцияразвития потребительской кооперации на период до 2010 год. // Центросоюз РФ2001 г.
3. Вахитов К.И.Паевые отношения в потребительских обществах//К.И. Вахитов: — Проблема развитияпотребительской кооперации в условиях формирования рынка: МатериалыВсероссийской научно-практической конференции, 1994 г.
4. Вильямский В.С.,Кондратьев Л.В. Основы организации деятельности потребительской кооперацииРоссии.// В.С. Вильямский, Л.В. Кондратьев: — Учебное пособие 2008 г.
5. Крашенинников А.И. Кооперация в современном мире// А.И. Крашенинников: — М., Экономика, 2007.
6. Наговицина Л.П.Увеличение численности пайщиков — основной итог социальной работы и главныйрезерв экономического развития кооперативной организации// Газета СибУПК «КооператорСибири».
7. Сухова Л. Ф.,Любенкова Е. П. Система экономических показателей оценки социальной миссиипотребительской кооперации./ Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия«Экономика».- 2005.- №1. -С.102..
8. Теплова Л.Е.Основы потребительской кооперации: Учебное пособие/ Л.Е. Теплова: — Вита-Пресс2001 г., 190c.
9. Туган-БарановскийМ.И. Социальные основы кооперации.// М.И. Туган-Барановский: — М., 1989.
10. Рябов В.А.Кооперативная система союзник государства в переходе к инновационному социальноориентированному типу развития. Потребкооперация системы РОСЭВ: «В ЕДИНЕНИИ –СИЛА»// В.А. Рябов:-