--PAGE_BREAK--2.2. Оценка предпринимательского бизнеса ООО «Планик» Оценка бизнеса ООО «Планик» проводится доходным подходом.
Способность бизнеса приносить доход считается важным показателем в оценке права владения фирмой. Доходный подход позволяет определить рыночную стоимость предприятия в зависимости от ожидаемых в будущем доходов. Оценка бизнеса методом дисконтированных денежных потоков дает наиболее точный результат рыночной стоимости предприятия.
Для оцениваемого предприятия на основе прогнозов ООО «Планик» и данных администрации фирмы прогнозный период был определен в пять лет. Расчеты выручки и издержек производились по продукции в целом. Ставка налогообложения прибыли равна 24%.
Таблица 2.2
Расчет ставки дисконтирования методом кумулятивного построения
Знак
Этапы определения ставки дисконта
Значения, %
2
3
4
Безрисковая ставка дохода на капитал
6,7
+
Надбавка за риск за размер
4,3
+
Отраслевой риск
3,5
+
Финансовый риск
4
+
Диверсификация деятельности
3,5
+
Компетенция менеджмента
3
=
Ставка дисконтирования для чистой прибыли
25
Безрисковая ставка согласно (Еврооблигации, журнала «Эксперт» № 11 от 28.03.2007 г) составляет 6,7%.
Ставка дисконта равна 25% (0,25).
Требуемый собственный капитал принимается равным 18% от выручки.
Таблица 2.3
Прирост собственного оборотного капитала, тыс. руб.
Показатель
Базовый
2008г.
2009
2010
2011
2012
2013
Постпрогнозный
период
Требуемый
1350,7
1485,8
1664,1
1897,1
2124,7
2358,4
2476,4
Действительный
770
1350,7
1485,8
1664,1
1897,1
2124,7
2358,4
Дефицит
580,7
135,1
178,3
233,0
227,6
233,7
118,0
Таблица 2.4
Темпы прироста объемов продаж в прогнозный период, %
Показатель
Базовый
2008г.
2009
2010
2011
2012
2013
Постпрогнозный
период
1
2
3
4
5
6
7
8
Реализация продукции
100
+10
+12
+14
+12
+11
+5
Доходы от сдачи в аренду
100
0
0
0
0
0
0
Таблица 2.5
Износ по зданиям, сооружениям, оборудованию и капитальным
вложениям будущих периодов, тыс. руб.
Показатель
2007
2008
2009
2010
2011
Постпрогнозный
период
Здания и
сооружения
300,0
300,0
300,0
300.0
300,0
300,0
Оборудования
114,0
114,0
114,0
114,0
114,0
114,0
Капитальные вложения 2008
150,0
150,0
150,0
150,0
150,0
150,0
Капитальные вложения 2009
0
150,0
150,0
150,0
150,0
150,0
Капитальные вложения 2010
0
0
180,0
180,0
180,0
180,0
Всего:
564,0
714,0
894,0
894,0
894,0
894,0
Общая сумма износа в постпрогнозный период составила 894 тыс. руб.
Таблица 2.7
Прогноз будущих доходов, тыс. руб.
Показатель
Базовый
2008г.
2009
2010
2011
2012
2013
Постпро-
гнозный
период
1
2
3
4
5
6
7
8
Выручка от реализации
7504
8254,4
9244,9
10539,2
11803,9
13102,4
13757,5
Издержки:
постоянные
переменные
5252,8
3151,7
2101,1
5778,1
3524,6
2253,5
6471,4
3947,6
2523,8
7377,4
4426,4
2951,0
8262,7
4957,6
3305,1
9171,7
5503,0
3668,7
9630,3
5778,2
3852,1
Валовая прибыль
2251,2
2476,3
2773,5
3161,8
3541,2
3930,7
4127,2
Всего - выручки от реализации
7504
8254,4
9244,9
10539,2
11803,9
13102,4
13757,5
Всего – валовая прибыль
2251,2
2476,3
2773,5
3161,8
3541,2
3930,7
4127,2
Таким образом, доход предприятия в постпрогнозный период составил 4127,2 тыс. руб.
Таблица 2.8
Расчет денежного потока
Показатель
2008
2009
2010
2011
2012
Постпро-
гнозный
период
1
2
3
4
5
6
7
Валовая прибыль
2476,3
2773,5
3161,8
3541,2
3930,7
4127,2
Административные
издержки (10%)
247,6
277,4
316,2
354,1
393,1
412,7
Налогооблагаемая прибыль
2228,7
2496,1
2845,6
3187,1
3537,6
3714,5
Налог на прибыль
534,9
599,1
682,9
764,9
849,0
891,5
Чистая прибыль
1693,8
1897
2162,7
2422,2
2688,6
2823
Начисленный износ
564,0
714,0
894,0
894,0
894,0
894,0
Прирост долгосрочной задолженности
0
0
0
0
0
0
Прирост чистого оборотного капитала
135,1
178,3
233,0
227,6
233,7
118,0
Капитальные вложения
1500,0
1500,0
1800,0
0
0
894,0
Денежный поток
(ЧП+НИ-ПЧОК-КВ)
622
932,7
1023,7
3088,6
3348,9
2705
Коэффициент те-
кущей стоимости
(1/ (1+х)n-0,5)
0,894
0,716
0,572
0,458
0,366
0,293
Окончание табл. 2.8
1
2
3
4
5
6
7
Текущая стоимость денежных потоков (ДП*КТС)
556,1
667,8
585,6
1414,58
1225,70
Сумма текущих стоимостей денежных потоков
4449,8
Выручка от продажи фирмы в конце последнего прогнозного года
2705
0,25 — 0,05 = 13525
Текущая стоимость выручки от продажи фирмы
13525*0,293 = 3962,8
Рыночная стоимость собственного капитала
4449,8+3962,8 = 8412,6
Дефицит чистого оборотного капитала
580,7
Рыночная стоимость собственного оборотного
капитала
после внесения поправок
7831,9
Для определения рыночной стоимости были произведены поправки:
уменьшение предварительной стоимости собственного капитала на величину дефицита собственного оборотного капитала:
8412,6-580,7=7831,9 (тыс. руб.)
Таким образом, рыночная стоимость ООО «Планик» определенная методом ДДП составляет: 7831,9 тыс. руб.
Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка.
Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.
На региональном рынке в момент оценки данного предприятия отсутствуют компании-аналоги для оценки объекта сравнительным подходом.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Согласование результатов и заключение о рыночной стоимости бизнеса ООО «Планик»
В результате анализа применимости каждого подхода для оценки рассматриваемого объекта можно сделать следующие выводы:
1. Затратный подход в основном полезен для оценки объектов, уникальных по своему виду и назначению, для которых не существует рынка, либо для объектов с незначительным износом. Метод стоимости чистых активов базируется на рыночной стоимости реальных активов предприятия.
2. Подход с точки зрения доходности отражает ту предельную стоимость, больше которой не будет платить потенциальный инвестор, рассчитывающий на типичное использование объекта и на принятые ставки доходности. В связи с этим, учитывая, что решения типичных инвесторов для данного типа объектов опирается в основном на стремление получить максимальный доход от владения, доходность в данном случае имеет значительный вес при решении окончательной стоимости объекта.
С учетом вышеизложенного рассчитаны весовые коэффициенты, отражающие долю каждого из подходов в определении итоговой стоимости (табл. 2.9)
Таблица 2.9
Согласование результатов оценки
Метод
Рыночная стоимость, тыс. руб.
Вес, %
Средневзвешенная
стоимость,
тыс. руб.
1
2
3
4
Метод стоимости чистых активов
6929,0
40
2771,6
Метод дисконтированных денежных потоков
7831,9
60
4699,14
Средневзвешенная стоимость
100
7470,74
На основе фактов, анализа и прогноза, приведенных в отчете, рыночная стоимость 100% владения собственным капиталом ООО «Планик» по состоянию на 01 января 2009 года составляет семь миллионов четыреста
семьдесят тысяч семьсот сорок рублей.
Полученная оценка рыночной стоимости в дальнейшем может использоваться в качестве отправной точки в ходе переговоров с партнерами при определении условий реализации имущественных прав, получения кредитов по залогу имущества, страхования, сдачи в аренду, рассмотрения дел в суде по разделу имущества и т.д.
3.
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА ООО «ПЛАНИК»
3.1. Повышение стоимости бизнеса за счет увеличения чистой прибыли предприятия
Доходы предприятия в основном формируются за счет реализации продукции общественного питания посетителям кафе. Посетителям кафе предлагается широкий ассортимент горячих и холодных безалкогольных напитков, холодных блюд и закусок, вторых горячих блюд, в том числе фирменных. Обслуживание ведется официантами. Кафе «Планик» работает четыре раза в неделю: четверг, пятница, суббота и воскресенье. Режим работы: с 11 часов вечера до 01 часа ночи.
Существенным недостатком является то, что в кафе «Планик» клиентам не предлагаются алкогольные напитки.
Связано это с тем, что ООО «Планик» не имеет лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками.
В табл. 3.1 представлены данные о посещаемости предприятия и средней цене ужина.
Таблица 3.1
Анализ посещаемости и средней стоимости ужина в кафе
Показатель
2007 год
2008 год
Изменение
2008 от 2007
Абсол.
Относит.
Количество посетителей в вечернее время, чел.
17414
18140
726
4,17
Средняя стоимость ужина
210
250
40
19,05
Из табл. 3.1 видно, что в 2008 году посещаемость кафе выросла.
Однако из–за отсутствия лицензии предприятие недополучает существенную часть доходов.
Предлагается ООО «Планик» получить лицензию на оборот алкогольной продукции, что значительно увеличит товарооборот предприятия, а, значит, повысит его прибыль. Источником финансирования мероприятия будет являться нераспределенная прибыль, которая составляет на конец 2008 года 2878 тыс. руб.
Себестоимость напитков, приобретаемых для реализации в кафе представлена в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Плановая себестоимость покупки алкогольных напитков
Наименование продукции
Количество, бут.
Средняя цена за 1 бут., руб.
Стоимость, тыс. руб.
Вино
5442
90
490
Водка
7256
150
1088
Коньяк
544
250
136
Ликеры, вермут
907
270
245
Настойка
363
55
20
Пиво
3628
30
109
Итого
18140
-
2088
Таким образом, покупная себестоимость алкогольной продукции, предлагаемой к реализации в вечернее время посетителям кафе, составит 2088 тыс. руб. за год.
В табл. 3.3 представлены затраты, которые ООО «Планик» понесет при внедрении данного мероприятия.
За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере стократного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством или 10 000 руб.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции выдается на срок не более трех лет.
Таблица 3.3
Затраты ООО «Планик» на получение лицензии и осуществления розничной продажи алкогольной продукции
Показатель
Сумма, тыс. руб.
Стоимость лицензии
10
Посуда для алкогольных напитков
40
Себестоимость алкогольных напитков
2088
Итого
2138
Из табл. 3.3 видно, что сумма затрат на реализацию мероприятия в кафе составит 2138 тыс. руб.
Планируемый уровень наценки на алкогольную продукцию составит 50 %.
Тогда объем товарооборота по реализации алкоголя в планируемом периоде составит:
2088 х 50/100 + 2088 = 3132 тыс. руб.
В табл. 3.4 представлен экономический эффект внедрения первого мероприятия в ООО «Планик».
Таблица 3.4
Экономический эффект от внедрения мероприятия по повышению прибыли за счет получения лицензии на продажу алкогольной продукции
Показатель
До мероприятия
(2008)
После мероприятия
(план)
Экономический эффект
Абсол.
Относит.
Стоимость ужина, руб.
250
422
172
68,8
Количество посетителей, чел.
18140
18140
Выручка от реализации, тыс. руб.
7504
10636
3132
41,74
Расходы, тыс. руб.
7304
9444
2140
29,30
Прибыль от реализации, тыс. руб.
200
1192
992
496,00
Прочие расходы, тыс. руб.
284
284
Прочие доходы, тыс. руб.
157
157
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
73
1065
992
1358,90
Налог на прибыль, тыс. руб.
23
261
238
1034,78
Чистая прибыль
50
804
754
1508,00
Рентабельность продаж, %
2,67
11,21
8,54
320,49
Собственный капитал, тыс. руб.
3667
4421
754
20,56
Цена собственного капитала, руб.
13,64
181,86
168,22
1233,76
Таким образом, в результате приобретения лицензии на продажу алкогольной продукции в кафе выручка предприятия вырастит на 3132 тыс. руб. или на 41,74 %. Прибыль от продаж увеличится на 992 тыс. руб., рост чистой прибыли составит 754 тыс. руб. Показатель рентабельности продаж с 2,67 % подымится до 11,21 %. После внедрения мероприятия цена капитала увеличится в 13,33 раза или на 168,22 руб., а, значит, увеличится и стоимость бизнеса предприятия. Рост показателей доказывает эффективность внедрения первого мероприятия в ООО «Планик».
3.2. Повышение стоимости бизнеса за счет совершенствования управления оборотными активами
Для повышения стоимости оборотных активов в ООО «Планик» предлагается реализовать стратегию совершенствования управления запасами.
В составе сырья и материалов находятся продукты, необходимые для приготовления различных блюд.
Структура запасов в 2008 году представлена в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Структура запасов ООО «Планик» в 2008 году
Показатель
Сумма, тыс. руб.
Структура, %
Овощи
118
4,04
Мясо
865
29,59
Консервы
104
3,56
Гребешок
180
6,16
Рыба мороженная
72
2,46
Рыба соленная
114
3,90
Креветка
270
9,24
Папоротник
376
12,86
Лопух
150
5,13
Ким — ча
131
4,48
Специи
10
0,34
Сахар
5
0,17
Крупы
9
0,31
Мука
2
0,07
Фрукты
28
0,96
Полуфабрикаты
14
0,48
Колбасы
10
0,34
Сыры
12
0,41
Масло
17
0,58
Прочие запасы
436
14,92
Итого
2923
100
Таким образом, на конец 2008 года в ООО «Планик» скопилась большая сумма запасов.
В табл. 3.6 представлены данные о потребление запасов за год.
Таким образом, излишек запасов составил 857 тыс. руб.
Таблица 3.6
Потребление запасов в год
Показатель
Потребление за год, тыс. руб.
Остаток, тыс. руб.
Излишек, тыс. руб.
Овощи
118
118
Мясо
865
865
Консервы
104
104
Гребешок
90
180
+90
Рыба мороженная
36
72
+36
Рыба соленная
57
114
+57
Креветка
135
270
+135
Папоротник
56
376
+320
Лопух
50
150
+100
Ким — ча
12
131
+119
Специи
10
10
Сахар
5
5
Крупы
9
9
Мука
2
2
Фрукты
28
28
Полуфабрикаты
14
14
Колбасы
10
10
Сыры
12
12
Масло
17
17
Прочие запасы
436
436
Итого
2066
2923
857
В ООО «Планик» предлагается оптимизировать структуру запасов, тем самым повысить ликвидность имущества предприятия.
Предлагается в предстоящем периоде увеличить объем производства продукции, в состав которой входит сырье, находящееся в излишках, данное сырье можно использовать на изготовление салатов для реализации в магазины города и по частным заказам. В табл. 3.7 представлены данные по структуре запасов предприятия, по которым выявлен излишек.
Таблица 3.7
Структура запасов предприятия в излишках
Наименование запаса
Кол-во
Цена за кг, руб.
Сумма, тыс. руб.
Структура, %
1
2
3
4
5
Гребешок
200
450
90
10,50
Рыба мороженная
300
120
36
4,20
Рыба соленная
220
260
57
6,67
Окончание табл. 3.7
1
2
3
4
5
Креветка
300
450
135
15,75
Папоротник
320
1000
320
37,34
Лопух
500
200
100
11,67
Ким — ча
700
170
119
13,88
Итого
-
-
857
100
Данные запасы предлагается в предстоящем периоде израсходовать.
По данным табл. 3.8 проводится маркетинговый анализ продаж в магазинах Ново — Александровска салатов восточной кухни.
Таблица 3.8
Маркетинговый анализ магазинов, расположенных вблизи с местонахождением ООО «Планик»
Показатели
Магазин
Утес
Магазин «Странник»
Магазин «Север»
Магазин «Алина»
Салат из папоротника
нет
нет
нет
нет
Салат из
лопуха
нет
нет
нет
нет
Ким-ча
нет
нет
нет
нет
Салат из
рыбы
нет
нет
нет
нет
Котлеты по восточному
нет
нет
нет
нет
Хе из
гребешка
нет
нет
нет
нет
Ассорти из морепродуктов по восточному
нет
нет
нет
нет
Из табл. 3.8 видно, что в ассортименте близ лежащих магазинов с ООО «Планик» салатов восточной кухни нет.
Предлагается реализовывать большую часть продукцию им, а также по частным заказам.
Изготовлением салатов будут заниматься штатные повара, дополнительно персонал набирать не нужно.
Плановый объем продаж представлен в табл. 3.9.
Таким образом, плановый объем продаж составит 875 тыс. руб.
Таблица 3.9
План продаж
Показатель
Количество, кг
Цена за 1 кг, руб..
Сумма, тыс. руб.
Салат из
папоротника
320
290
93
Салат из лопуха
500
260
130
Ким-ча
700
210
147
Салат из рыбы
220
410
90
Котлеты
по восточному
300
410
123
Хе из гребешка
120
410
49
Ассорти из мерепродуктов по восточному
380
640
243
Итого
875
В табл. 3.10 рассчитывается экономический эффект данного мероприятия, то есть его влияние на изменение финансовых результатов ООО «Планик».
Таблица 3.10
Экономический эффект от внедрения мероприятия по управлению запасами
Показатель
До мероприятия
(2008)
После мероприятия
(план)
Экономический эффект
Абсол.
Относит.
Выручка, тыс. руб.
7504
8379
875
11,66
Расходы, тыс. руб.
7304
8161
857
11,73
Прибыль от реализации, тыс. руб.
200
218
18
9,00
Прочие расходы, тыс. руб.
284
284
0,00
Прочие доходы, тыс. руб.
157
157
0,00
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
73
91
18
24,66
Налог на прибыль, тыс. руб.
23
27
4
17,39
Чистая прибыль
50
64
14
28,00
Рентабельность продаж, %
2,67
6,35
3,69
138,32
Собственный капитал, тыс. руб.
3667
3681
14
0,38
Цена собственного капитала, руб.
13,64
17,39
3,75
27,51
Таким образом, в результате реализации продукции, изготовленной из сырья, находящегося в сезонном запасе выручка предприятия вырастит на 875 тыс. руб. или на 11,66 %. Прибыль от продаж увеличится на 18 тыс. руб., чистая прибыль на 14 тыс. руб. После внедрения мероприятия цена капитала увеличится на 27,51 % или на 3,75 руб., а, значит, увеличится и стоимость бизнеса предприятия. Рост показателей доказывает эффективность внедрения второго мероприятия в ООО «Планик».
3.3. Повышение стоимости бизнеса за счет увеличения собственного капитала при расширении производства более покупаемой продукции
На предприятии ООО «Планик»очень перспективными товарными группами являются торты и пирожное, так как они имеют достаточно высокую скорость оборота. Их удельный вес составляет 7,2 %. Целесообразно увеличить это производство за счет сокращения той части продукции, которая имеет низкую скорость оборота, например, кексы и рулеты, у которых имеется достаточно большое число конкурентов на рынке, и они имеют значительно невысокую скорость оборота и составляет незначительную часть в структуре товарооборота (0,2%).
Таким образом, из таблицы видно, что производство 20т первой товарной группы более эффективно, чем производство такого же количества второй товарной группы на 70 тыс. руб. Следовательно увеличится выручка от реализации на 70 тыс. руб. и чистая прибыль.
Таблица 3.11
Сравнение эффективности производства товарных групп наООО «Планик» (руб.)
Товарная группа
Стоимость 1 кг изделия
Себестоимость 20т продукции
Общая стоимость 20т продукции
Выручка от реализации
1.Торты, пирожные
160
180000
160*20000 = 3200000
140000
2.Кексы, рулеты.
105
140000
105*20000 = 210000
70000
Таблица 3.12
Расчет эффективности внедрения мероприятия наООО «Планик»
Показатель
До мероприятия
(2008)
После мероприятия
(план)
Экономический эффект
Абсол.
Относит.
Выручка, тыс. руб.
7504
7574
70
0,93
Расходы, тыс. руб.
7304
7304
Прибыль от реализации, тыс. руб.
200
270
70
35,00
Прочие расходы, тыс. руб.
284
284
Прочие доходы, тыс. руб.
157
157
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
73
143
70
95,89
Налог на прибыль, тыс. руб.
23
40
17
73,91
Чистая прибыль
50
103
53
106,00
Рентабельность продаж, %
2,67
3,56
0,90
33,75
Собственный капитал, тыс. руб.
3667
3720
53
1,45
Цена собственного капитала, руб.
13,64
27,69
14,05
103,07
Таким образом, после внедрения мероприятия собственный капитал увеличится на 53 тыс. руб., цена капитала станет выше в 2,03 раза.
В табл. 3.13 представлены показатели эффективности внедрения трех предложенных мероприятий.
Таблица 3.13
Экономическая эффективность от трех мероприятий
Показатель
До мероприятия
(2008)
После мероприятия
(план)
Экономический эффект
Абсол.
Относит.
1
2
3
4
5
Выручка, тыс. руб.
7504
11581
4077
54,33
Расходы, тыс. руб.
7304
10301
2997
41,03
Прибыль от реализации, тыс. руб.
200
1280
1080
540
Прочие расходы, тыс. руб.
284
284
Прочие доходы, тыс. руб.
157
157
Окончание табл. 3.13
1
2
3
4
5
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
73
1153
1080
1479,45
Налог на прибыль, тыс. руб.
23
282
259
1126,09
Чистая прибыль
50
871
821
1642,00
Рентабельность продаж, %
2,67
11,05
8,39
314,69
Собственный капитал, тыс. руб.
3667
4488
821
22,39
Цена собственного капитала, руб.
13,64
194,07
180,44
1323,33
Из табл. 3.13 видно, что при одновременном внедрении трех мероприятий на ООО «Планик» повышается прибыль предприятия, наблюдается рост цены собственного капитала, что доказывает эффективность данных мероприятий.
продолжение
--PAGE_BREAK--