Оценкаэкономической целесообразности выпуска конкретного изделия
(«Печатнойплаты электронных часов»)
Пояснительнаязаписка к курсовой работе по дисциплине
«Экономикаотрасли»
Введение
В настоящее время в России наблюдается значительный интерес кболее глубокому изучению экономической жизни. Благополучие людей, ихсобственность всем необходимым зависят от состояния экономики, правильноговедения хозяйства. Все наше существование тесно связано с экономикой.Экономическая ситуация непрерывно меняется. Изменяются научные представления обэкономических объектах, процессах отношения и управление ими со стороныгосударства, общества, предприятий, граждан.
Любая фирма, начинающая свою финансово-хозяйственнуюдеятельность, или уже имеющая опыт работы, чтобы выжить в условиях рыночнойэкономики, должна знать принципы формирования цен, что влияет на их уровень,как правильно выбрать политику цен и разработать стратегию, для того, чтобывыдержать конкурентную борьбу не только на внутреннем, но и внешнем рынке.
Для обеспечения положительного экономического развитияпредприятия необходимо уметь принимать нужные решения для снижения убытков,повышения рентабельности изделия и объема выпуска продукции.
Цель курсового проекта научится определять экономическуюцелесообразность выпуска конкретного изделия, в данном случае – платыэлектронных часов.
В ходе выполнения курсового проекта решаются такие задачи какрасчет себестоимости, рентабельности и цены выбранного на проект изделия, вданном случае – электронных часов. А так же выполняется анализ полученныхрезультатов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной частиработы (первая часть – теоретическая, в ней освещается понятие предприятия,раскрываются его задачи, типы и формы, структура, производственный процесс ицикл, виды производств, себестоимость и ценообразование; вторая р/>асчетная, в ней рассчитываются цена, себестоимость ирентабельность продукции, что играет немаловажную роль при выходе фирмы нарынок), заключения, списка используемых источников, приложений и прайс-листа сценами на комплектующие и материалы.
1 Описательная часть
1.1 Понятие иклассификация предприятий
Предприятие — этосамостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующимзаконодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услугс целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Важнейшими задачамипредприятия являются:
1. получение дохода владельцем предприятия;
2. обеспечение потребителей продукцией предприятия;
3. обеспечение персонала предприятия заработной платой,нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
4. создание рабочих мест для населения, живущего вокрестностях предприятия;
5. охрана окружающей среды: земли, воздушного и водногобассейнов;
6. недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки,выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижениярентабельности производства).
Предприятия различных отраслей промышленности имеют свои специфическиеособенности, вытекающие из характера производства, применяемой техники итехнологии, квалификации кадров. В то же время все они имеют и ряд общихпризнаков, позволяющих классифицировать их по ряду направлений: формамсобственности, отраслевой принадлежности, уровню концентрации производства,степени специализации, типу производства, уровню механизации и автоматизации.
Предприятия можно классифицировать по различным признакам:
• по назначению производимой продукции или работ, услуг;
• по особенностям технологического процесса,
• по организационным типам построения структуры управления;
• по характеру потребляемого сырья и способам его переработки;
• по уровню специализации;
• по формам собственности;
• по способу распределения прибыли и убытков;
• по источникам формирования имущества
• по размерам и т д.
По цели деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие. Коммерческиепредприятия (организации) ориентированы на получение прибыли и еераспределение, в том числе между участниками создания или функционированияпредприятия. Коммерческие организации могут выступать в форме государственных имуниципальных унитарных предприятий, частных унитарных предприятий,хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственныхкооперативов.
По формам собственности предприятия бывают государственными и частными.
Цель, для реализации которой создается предприятие (организация), вомногом влияет на выбор его организационно-правовой формы.Организационно-правовые формы, которые выбираются для функционированияпредприятия, определяются его особенностями и действующим законодательством
По формам хозяйствования выделяют хозяйственные товарищества и общества,производственные кооперативы, унитарные предприятия. Многообразиеорганизационно-правовых форм позволяет выбрать наиболее соответствующую целям иусловиям функционирования предприятия.
По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.Признаки отнесения предприятий к одной из этих подгрупп указываются взаконодательных или нормативных актах.
Малые предприятия с небольшой численностью персонала, прибылью илипродажами, как правило, имеют преимущества по сравнению с крупными в виденалоговых льгот или других мотивационных механизмов, способствующих развитию иукреплению малого предпринимательства.
По участию иностранного капитала предприятия подразделяются насовместные, зарубежные и иностранные.
Отраслевая принадлежность определяется рядом признаков: характеромвоздействия на предмет труда, экономическим назначением продукции, характеромтехнологического процесса, временем работы в течение года. По отраслевомупризнаку предприятия относятся к сфере материального (промышленность,строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт) и нематериальногопроизводства (здравоохранение, образование, торговля, наука, культура и др.).
По подчиненности выделяются дочерние предприятия, филиалы и другиеструктуры с расчетным счетом и обособленным балансом (или без), с правом (илибез) юридического лица.
По характерувоздействия на предмет труда они делятся на предприятия добывающей и обрабатывающейпромышленности.
По экономическому назначению продукции, т е. по ее роли в производствесовокупного продукта, все предприятия делятся на производящие средствапроизводства и производящие предметы потребления.
По характеру технологических и производственных процессов предприятияподразделяются на две группы: с прерывным и непрерывным производством.
По времени работы в течение года различают предприятия круглогодичного исезонного действия.
По уровню концентрации производства предприятия могут быть крупные,средние и мелкие. Это зависит от размера выпуска продукции, численностирабочих, стоимости основных фондов и энерговооруженности труда.
По степени специализации предприятия подразделяются на специализированные(выпускающие однородную продукцию с ограниченной номенклатурой), универсальные(выпускающие продукцию широкой номенклатуры или выполняющие множество различныхвидов работ — инструментальные, ремонтные заводы) и смешанные.
По типу производства различают предприятия с массовым, серийным иединичным производством.
По степени механизации и автоматизации выделяют предприятия савтоматизированным, комплексно-механизированным и частично механизированнымпроизводством.
Для создания эффективных форм организации производства предприятия надоговорных началах могут создавать консорциумы, концерны, межотраслевыегосударственные объединения, ассоциации и другие крупные организационныеструктуры.
1.2 Жизненный цикл предприятия
Жизненный циклорганизации – совокупность стадий, которые проходит организация за периодсвоего функционирования: рождение, детство; юность, зрелость, старение,возрождение.
Рождение любойорганизации связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, споиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на даннойстадии – выживание. Характером для стадии рождения являетсянебольшоеколичество партнеров.
Детство – стадиявысокорисковая, так как именно в этот период происходит несоизмеримый посравнению с изменением управленческого потенциала рост организации. На этойстадии большинство организаций терпят крах из-за неопытности и некомпетентностиуправляющих. Основной задачей организации в этот период является укреплениесвоих позиций на рынке, при этом особое значение придается усилению ееконкурентоспособности. А главная цель организации на этой стадии – обеспечениебурного роста.
Юность – периодперехода от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командойединомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простыхформ финансирования, планирования и прогнозирования. Главная задача организациив данный период – обеспечение ускоренного роста и, как правило, полный захватсвоей части рынка. Стадия юности характерна тем, что интуитивная оценка рискаруководством организации уже недостаточна, и это заставляет его прибегать кматематическим оценкам возможных потерь в результате действия риска. В данныйпериод развития организация нуждается в привлечении специалистов сузкоспециализированными знаниями.
Зрелость – развитиеорганизации на этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базеустойчивой структуры и четкого управления. В этот период, как правило,руководитель организации обеспечивает логичность и стройность системыуправления, что обеспечивает адаптацию организации к изменениям внешней среды,а также к обновлению и децентрализации. Зрелость организации связана с еепроникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией,однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении. Этапзрелости опасен возможностью появления у руководства организации сознаниязавершенности движения вперед. Выделяются три стадии зрелости организации:ранняя, промежуточная и окончательная. Период ранней зрелости характеризуетсясистематическим ростом организации, в период промежуточной зрелости происходитсбалансированный рост, а окончательная зрелость – это период формированияиндивидуальности и высокого имиджа организации.
Стадия старенияхарактеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новыхидей в громоздких структурах управления. Главной задачей организации в данныйпериод становится борьба за выживание и стабильность.
В период возрождения ворганизацию приходит новая команда управленцев, которые осуществляют внутреннююперестройку и меняют существовавшую до этого структуру управления. Главная цельв этот период оживление деятельности организации.
1.3 Создание предприятия
Созданиепредприятия базируется на определённых принципах, регулируемых гражданскимзаконодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах, атакже в зависимости от формы собственности на имущество.
Созданиенового предприятия происходит, как правило, в несколько этапов:
1.Возникновение идеи о создании нового предприятия, необходимого для производстваконкретных видов продукции (работ, услуг);
2. Изучение иопределения возможностей использования новых технологий, средств и предметовтруда.
3. Изучениерынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие.
4. Подборпоставщиков необходимых факторов производства.
5. Подборсоучредителей предприятия.
6.Определение финансовых источников формирования уставного капитала.
7. Разработкаучредительных документов.
8.Осуществление государственной регистрации предприятия.
9. Изготовлениепечатей и штампов.
10.Постановка на учёт в органах государственной налоговой службы.
Предприятиямогут создаваться на базе государственной, муниципальной собственности,собственности граждан (физических и юридических лиц), на базе коллективной исмешанной собственности. Количество учредителей создаваемого предприятиязаконодательными актами не ограничивается, за исключением ЗАО и ООО, пределчисленности учредителей которых установлен в количестве 50 человек.
Размеруставного капитала создаваемого предприятия регламентируется Гражданскимкодексом РФ. Для ОАО и предприятий с участием иностранных инвестицийминимальный порог устанавливается в 1000 МРОТ, а для ЗАО и ООО — 100 МРОТ.
1.4 Организационно-правовые формы хозяйствования иструктура: общая, производственная, организационная
Организационно-правоваяформа предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия,которая создает этому предприятию определенный правовой статус.
Современная экономикаРФ базируется на многообразии форм собственности, предполагает функционированиепредприятий различных организационно-правовых форм. Организационно-правоваяформа предприятия определяется рядом признаков:
а) порядкомформирования и максимальной величиной уставного капитала
б) ответственностьюпо обязательствам предприятия
в) перечнеми правами учредителей и участников
Установлены следующиеорганизационно-правовые формы предприятий:
а) государственноепредприятие;
б) муниципальноепредприятие;
в) индивидуальное(семейное) частное предприятие;
г) полное товарищество;
д) смешанноетоварищество;
е) общество сограниченной ответственностью;
ж) акционерное обществозакрытого типа;
з) акционерное обществооткрытого типа.
Закон допускает такжесоздание филиалов и представительств с правами обособленных подразделенийпредприятия. По законодательству РФ на добровольной основе могут создаватьсяобъединения предприятий (союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые,региональные и другие объединения).
Полное товарищество –это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенныммежду ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от именитоварищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим имимуществом.
Управлениепредпринимательской деятельностью полного товарищества осуществляется по общемусогласию всех его участников. Каждый участник полного товарищества, какправило, имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем собрании.Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственностьсвоим имуществом по обязательствам товарищества. Т. е. фактически этоутверждение означает неограниченную ответственность товарищей.
Полные товариществараспространены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг; обычно онипредставляют собой небольшие по размеру предприятия и их деятельностьконтролировать достаточно просто.
Товарищество на вере(коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками,осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность иотвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полнымитоварищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов),которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределахсумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществомпредпринимательской деятельности.
Даннаяорганизационно-правовая форма предприятия характерна для более крупныхпредприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсовчерез фактически неограниченное число коммандитистов.
Общество с ограниченнойответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими лицами общество,уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительнымидокументами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью неотвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюобщества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Уставный капиталобщества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников.Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и среднихпредприятий.
Общество сдополнительной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицамиобщество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительнымидокументами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарнуюответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всехкратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документамиобщества.
Прибанкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам обществараспределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, еслииной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительнымидокументами общества. Т.е. фактически общество с дополнительнойответственностью представляет собой гибрид полного товарищества и общества сограниченной ответственностью.
Акционерное общество(АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное числоакций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по егообязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, впределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившиеакции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного обществав пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Открытое акционерноеобщество (ОАО) – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие имакции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправепроводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу наусловиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерноеобщество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерскийбаланс, счет прибылей и убытков.
Закрытое акционерноеобщество (ЗАО) – общество, акции которого распределяются только среди егоучредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправепроводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образомпредлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытогоакционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций,продаваемых другими акционерами этого общества.
Учредительнымдокументом акционерного общества является его устав. Уставный капиталакционерного общества составляется из номинальной стоимости акций данногоакционерного общества, которые приобрели акционеры. Высшим органом управленияакционерного общества является общее собрание акционеров. Собрание акционеровможет назначать совет директоров с его председателем в случае, когда общеечисло акционеров превышает 50 человек.
Организационно-правоваяформа акционерного общества распространена среди достаточно крупныхпредприятий, т. е. среди тех предприятий, на которых существует большаяпотребность в значительных финансовых ресурсах.
Структура предприятия — это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и системусвязи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятияпроизводственной, общей и организационной структур управления.
Совокупностьпроизводственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств ислужб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, ихколичество и состав определяют производственную структуру предприятия.
К факторам, которыевлияют на производственную структуру предприятия, относят характер продукции итехнологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации и егокооперирования с другими предприятиями, а также степень специализациипроизводства внутри предприятия.
В зависимости от того,какое подразделение является основной структурной производственной единицейпредприятия, различают цеховую, безцеховую, корпусную и комбинатскуюпроизводственную структуру.
Цех – это обособленноев технологическом и административном отношении звено предприятия, в которомизготавливается полностью тот или иной продукт или выполняется определеннаязаконченная стадия по выработке продукта.
По характеру деятельностицехи подразделяются на:
— основные,вырабатывающие продукцию, определяющую основное назначение предприятия;
— вспомогательные(энергетические, ремонтные, инструментальные и др.), обеспечивающиебесперебойную и эффективную работу основных цехов;
— обслуживающие цехи ихозяйства, выполняющие операции по транспортировке и хранениюматериально-технических ресурсов и готовой продукции;
— побочные цехи,изготавливающие продукцию из отходов основного производства или ихутилизирующие;
— экспериментальные (исследовательские)цехи, занимающиеся подготовкой и испытанием новых изделий, разработкой новыхтехнологий.
Основные цехи делятсяна заготовительные (специализируются на производстве заготовок), обрабатывающие(механообрабатывающие, деревообрабатывающие, термические и др.) и сборочные(агрегатной и окончательной сборки изделий из деталей и узлов, изготовленных надругих предприятиях).
Известны три типапроизводственной структуры предприятия: предметный, технологический и смешанный(предметно-технологический).
Признаком предметнойструктуры является специализация цехов на изготовлении определенного изделияили группы однотипных изделий, узлов, деталей.
Признакомтехнологической структуры является специализация цехов предприятия навыполнении определенной части технологического процесса или отдельной стадиипроизводственного процесса.
На практике частовстречается смешанная производственная структура, при которой часть цеховспециализирована технологично, а остальная – предметно.
На предприятиях спростым производственным процессом применяется безцеховая производственнаяструктура, основой построения которой является производственный участок –совокупность территориально обособленных рабочих мест, на которых выполняютсятехнологически однородные работы или изготавливается однотипная продукция.
При корпуснойпроизводственной структуре основным производственным подразделением крупногопредприятия является корпус, в который объединены несколько однотипных цехов.
На предприятиях смногостадийными процессами производства и комплексной переработкой сырья(металлургическая, химическая, текстильная промышленность) используетсякомбинатская производственная структура. Ее основу составляют подразделения,изготавливающие технологически завершенную часть готового изделия.
Общую структурупредприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных(по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческий подразделенийпредприятия.
Типовая общая структурапромышленного предприятия приведена на рисунке 1.
/>
Рисунок 1 Типовая общаяструктура промышленного предприятия
Организационнаяструктура управления — это система управления, которая определяет состав,взаимодействие и подчиненность ее элементов.
Между элементамисистемы управления существуют связи, которые можно подразделить на:
1) линейные связивозникают между подразделениями разных уровней управления, когда одинруководитель административно подчинен другому (директор — начальных цеха — мастер);
2) функциональные связихарактеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции наразных уровнях управления, между которыми не существует административногоподчинения (начальник планового отдела — начальник цеха);
3) межфункциональныесвязи имеют место между подразделениями одного уровня управления (начальникосновного цеха — начальник транспортного цеха). Известны несколько типов организационныхструктур управления.
Линейное управление — наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют толькоодноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одногоруководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководитработой исполнителей. Преимуществами линейного управления являются:оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышениестепени ответственности руководителей, снижение расходов на содержаниеуправленческого персонала. Но руководитель не может быть универсальнымспециалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтомулинейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологиейпроизводства и в нижнем звене крупных предприятий — на уровне бригадыпроизводственного участка.
Линейно-штабноеуправление используется в управлении цехами и отделами. Единоначалиесохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания дляисполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации иее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов.
Функциональноеуправление предусматривает разделение функций управления между отдельнымиподразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточитьадминистративно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированнымкадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований междуфункциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативностьработы, удлиняет сроки принятия решений.
Матричное управлениевыделяет временные предметно-специализированные звенья — проектные группы,которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этомони лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ надпроектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества:исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения.
В хозяйственнойпрактике часто встречается сложный вид управления — сочетание перечисленныхтипов организационных структур управления на разных уровнях управленияпредприятием.
1.5 Структура имущества предприятия: основной иоборотный капитал, интеллектуальная собственность на предприятии
Имущество– имеющиеся в наличии и контролируемые предприятием материальныеценности (здания, сооружения, материальные ресурсы, готовая продукция и др.), нематериальныеимущественные ценности (права пользования природными ресурсами, объектамипромышленной и интеллектуальной собственности, патенты, ноу-хау, торговые маркии др.) и денежные средства на счетах и кассе предприятия.
Капитал– стоимостная оценка имущества предприятия.
Похарактеру участия в обороте капитал делится на основной и оборотный.
К основному капиталу относятсяматериальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения,машины, оборудование и т.п. Оборотный капитал расходуется на покупку средствдля каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательныхматериалов и т.п.), а также на оплату труда. Основной капитал служит в течениеряда лет, оборотный – полностью потребляется в течение одного циклапроизводства.
Основной капитал вбольшинстве случаев отождествляется с основными фондами (основными средствами)предприятия. Однако понятие основного капитала шире, так как кроме основныхфондов (зданий, сооружений, машин и оборудования), представляющих егозначительную часть, в состав основного капитала включается также незавершенноестроительство и долгосрочные инвестиции – денежные средства, направленные наприрост запаса капитала.
Интеллектуальныйкапитал — это интеллектуальное богатство организации,предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализацииинтеллектуальной и инновационной продукции. При этом ИК включает две основныесоставляющие:
· кадровый капитал(КК);
· интеллектуальнаясобственность (ИС).
В свою очередь кадровыйкапитал включает:
· человеческие активы(ЧА);
· структурные активы(СА).
Интеллектуальнаясобственность состоит из объектов промышленной собственности (ОПС), объектовавторского права (ОАП) и ноу-хау и распределяется по двум группамнематериальных активов:
· производительныеинтеллектуальные активы (ПИА);
· маркетинговыеинтеллектуальные активы (МИА).
Человеческие активы— это знания, опыт (навыки) и профессиональные качества сотрудников организации,специалистов, которые наделены природой определенными способностями ихарактером, получили то или иное воспитание и имеют соответствующий культурныйуровень. Именно эта часть интеллектуального капитала является его базовойсоставляющей и представляет собой инструментарий, обеспечивающий созданиеинтеллектуальной собственности (второй составляющей ИК).
Структурные активыпредопределяют тот потенциал творческой активности коллектива сотрудников,который обеспечивает успешное и полное использование человеческих активоворганизации таким образом, что результат коллективной работы становится больше,чем просто сумма результатов отдельных специалистов. При этом чем выше уровеньструктурных активов, тем больше синергический эффект коллективной работы.
Эта составляющаякадрового капитала определяется прежде всего корпоративной культурой, общейкультурой взаимодействий в коллективе и способствует накоплению знаний,приобретению новых навыков, обогащению опыта и совершенствованиюпрофессиональных качеств специалистов. Корпоративная культура существенновлияет на все составляющие структурных активов:
· технологииколлективной работы;
· принципы руководстваколлективом (мотивация, подбор специалистов, формирование команд для выполнениязаданий и т.п.);
· систему обученияспециалистов (переподготовка, повышение квалификации и т.п.);
· бизнес-технологии,определяющие поведение организации на рынке товаров и услуг.
Интеллектуальнаясобственность, являясь продуктом творческой деятельностисотрудников организации, использования их знаний и опыта, относится кнематериальным активам организации. С одной стороны, создаваемая в организацииинтеллектуальная собственность становится товаром на рынке интеллектуальнойпродукции и может приобретаться в собственность другой организацией, а с другойстороны — это интеллектуальный инструментарий, который непосредственноучаствует в создании, производстве и реализации инновационной продукции,овеществляется в этой продукции, во многом определяя ее потребительскуюценность, а следовательно, и стоимость.
Следует акцентироватьвнимание на трех объектах интеллектуальной собственности:
· объекты промышленнойсобственности;
· объекты авторскогоправа;
· ноу-хау.
Объекты промышленнойсобственности подразделяют на две подгруппы: ОПС-1 и ОПС-2. Приэтом к объектам промышленной собственности первой подгруппы относятся:
· изобретения;
· полезные модели;
· промышленные образцы;
· селекционныедостижения.
Объектами промышленнойсобственности второй подгруппы являются:
· фирменныенаименования;
· товарные знаки;
· знаки обслуживания;
· наименования местпроисхождения товаров.
Объектами авторскогоправа являются:
· произведения науки,литературы, искусства;
· программы ЭВМ;
· базы данных;
· топологии интегральныхсхем;
· объекты защитысмежных прав (теле- и радиопостановки, исполнение художественных произведений ит.п.).
Все объектыпромышленной собственности, авторского права и ноу-хау (в зависимости от того,как они овеществляются в инновации) делятся на две группы: производительные имаркетинговые активы.
Производительныеинтеллектуальные активы (ПИА) овеществляются в процессе созданияи производства инновационной продукции, предопределяя ее потребительскуюценность и технологическое совершенство. К ПИА относятся объекты промышленнойсобственности первой подгруппы (ОПС-1) и те объекты авторского права и ноу-хау,которые играют активную роль в проработке технических решений при созданииинновации и технологии производства инновационной продукции.
Маркетинговыеинтеллектуальные активы (МИА) овеществляются в процессереализации инновационной продукции непосредственно в товарах. К МИА относятсяобъекты промышленной собственности второй подгруппы (ОПС-2) и те объектыавторского права и ноу-хау, которые используются при исследовании рынка и врекламных целях, предопределяя широкую известность новой продукции и ееуспешную реализацию в соответствующих нишах рынка.
1.6 Производственный процесс и цикл, виды производств
Производственныйпроцесс— это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых напредприятии для изготовления продукции.
Структурапроизводственных процессов показана на рисунке 2.
/>
Рисунок 2. Структурапроизводственных процессов
Видыпроизводства — это категорийность производства продукта илиуслуги по видам организации структуры производственных факторов в отношениитехнологической структуры производства или структуры добавочной стоимости.
Основныевиды простых производств можно описать как:
· линеарноепроизводство
· расходящиесяпроизводство
· сходящиесяпроизводство
· смешанное(из простых) производство
ксложным видам производствам можно отнести:
· цикличноепроизводство
· смешанное(из простых и сложных) производство
Реальноепроизводство является зачастую смешанным производством, но для оптимизациипроизводства или для расчёта расчётных цен необходимо понимание видовпроизводства (организации структуры производственных факторов).
1.7 Себестоимость и ценообразование
Себестоимость —это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ,услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основныхфондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Различаютследующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.
Цеховаясебестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производствомпродукции.
Производственнаясебестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные иобщехозяйственные расходы.
Полнаясебестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции;слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов(расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).
Различаютиндивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальнаясебестоимость обуславливается конкретными условиями, в которых действует то илииное предприятие.
Среднеотраслеваясебестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризуетсредние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе кобщественно необходимым затратам труда.
Ценообразование– процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый,прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всемтоварам. Различают две основные системы ценообразования: рыночноеценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения ицентрализованное государственное ценообразование на основе назначения ценгосударственными органами. При затратном ценообразовании в основу формированияцены кладутся издержки производства и обращения.
Этапы ценообразования
· Постановкацелей ценообразования, выбор стратегии ценообразования.
· Определениесвязи спроса и цены.
· Оценкаиздержек.
· Анализцен и товаров конкурентов.
· Выборметода ценообразования и установление базовой цены.
· Установлениеокончательной цены.
Различают следующиестратегии ценообразования:
~ Стратегиявысоких цен.
~ Стратегияконкурентных (средних рыночных ) цен.
~ Стратегиянизких цен.
~ Стратегиявозрастающих цен.
~ Стратегияснижающихся цен.
~ Колеблющаяся(гибкая) цена.
2Расчетно-экономическая часть
2.1-2.2Расчет норм штучного времени на каждую операцию технологического процесса итрудоемкости производственной программы
Нормавремени — это время, необходимое на изготовление единицы продукции в минутах
/> (2.1)
гдеНвр — норма времени, мин;
Тп/з — подготовительно-заключительное время, мин;
n- количество деталей в партии, шт;
Тшт — норма штучного времени, мин;
всерийном производстве Тп/з=0, тогда Нвр=Тшт
Подготовительно-заключительноевремя (Тп/з) — это время, необходимое для ознакомления с чертежами,на инструктаж мастера или технолога, на получение приспособлений иинструментов.
Нормаштучного времени — оперативное время (Топ), время основных ивспомогательных приемов операции (Топ=Тосн+Твсп)с учетом дополнительного времени (Тдоп=Тобс+Толн),времени на обслуживание оборудования (Тобс) и отдых и личныенадобности (Толн).:
Тшт=Топ+Тдоп (2.2)
гдеТоп — оперативное время, мин;
Тдоп — дополнительное время, ин;
Тобс — время обслуживания, 5% от Топ, мин;
Толн — времяна отдых и личные надобности, 3% от Топ, мин;
Тдоп=Тобс+Толн=8%от Топ
РасчетТшт производим по каждому переходу операции:
Тшт=Топ+Тдоп (2.3)
Расчетпроизводится в таблице 1.
Рассчитываемтрудоемкость производства программы (TN, час) по формуле:
TN=Тшт*N (2.4)
гдеTN — трудоемкостьоперации на программу, в час;
N- годовая программа выпуска, шт.
Расчет трудоемкости ипроизводственной программы производится также в таблице 1.
Таблица1 — Расчет норм времени по операциям и трудоемкости производственной программы№ операции № перехода Наименование операции и перехода Топ, Мин Тдоп мин Тшт N штук T N час мин час 0100 Контрольная 2,655 0,212 2,867 0,048 20000 960 0101 Распаковать элементы и микросхемы 0,295 0102 Проверить целостность элементов и отсутствие внешних повреждений 1,08 0103 Проверить электрические параметры элементов и МС 0,8 0104 Уложить элементы в техническую тару 0,48 0200 Подготовительная 1,42 0,114 1,534 0,026 20000 520 0201 Отмыть плату от флюса 0,17 0202 Сушить плату 0,15 0203 Предохранить маркировку от смывания (радиоэлемента) 1,1 0300 Формовочная - - - - 20000 - 0301 Отформовать и подрезать выводы МС в корпусе типа 3 - 0400 Лудильная 2,442 0,195 2,637 0,044 20000 880 0401 Облудить выводы элементов 2,442 0402 Облудить выводы разъема - 0500 Формовочная 5,17 0,414 5,584 0,093 20000 1860 0501 Отформовать выводы двухвыводных элементов 4,18 0502 Отформовать выводы трехвыводных элементов 0,99 0600 Монтажная 4,478 0,358 4,836 0,081 20000 1620 0601 Установить элементы и перемычки, подогнать и подрезать выводы 3,518 0602 Установить МС, запаять два вывода 0,96 0700 Паяльная 7,002 0,56 7,562 0,126 20000 2520 0701 Запаять выводы элементов 7,002 0800 Отмывочная 1,31 0,105 1,415 0,024 20000 480 0801 Отмыть узел от флюса 0,17 0802 Сушить узел 0,15 0803 Проконтролировать качество отмывки 0,99 0804 Снять защитное покрытие с маркировки - 0900 Маркировочная 1,562 0,125 1,687 0,028 20000 560 0901 Маркировать по чертежу МКЭУ 1,562 1000 Контрольная 2,31 1,185 3,495 0,058 20000 1160 1001 Проконтролировать ТЭЗ на соответствие чертежу 1,155 1002 Проверить качество монтажа и сборки ТЭЗа 1,155 1100 Лакировочная 1,916 0,153 2,069 0,034 20000 680 1101 Защитить выводы разъема 0,07 1102 Покрыть узел лаком в три слоя 0,396 1103 Сушить узел 0,45 1104 Проконтролировать качество покрытия 0,99 1105 Удалить защитное покрытие 0,01 1200 Проверочная 2,5 0,2 2,7 0,045 20000 900 1201 Произвести проверку изделия на соответствие ТУ 2,5 1300 Контрольная 0,92 0,074 0,994 0,017 20000 340 1301 Провести окончательный контроль качества изделия 0,92 1400 Упаковочная 0,05 0,004 0,054 0,0009 20000 18 1401 Упаковать изделие в тару 0,05 Итого 37,434 0,6249 12498
Примеррасчета на 0700 операцию (паяльную):
0701запаять выводы элементов – 7,002 мин.
Топ=7,002мин
/>
/>
/>
TN=Тшт*N=0,126*20000=2520
2.3Расчет количества рабочих мест и их нагрузки
Вслучае, когда поточная линия не применяется, то расчет количества рабочих местопределяется по формуле
/> (2.5)
где,Ср – расчетное количество мест;
N– годовая программа в штуках;
Тшт– норма штучного времени на операцию в часах;
Квн– коэффициент выполнения норм выработки;
Фэф– эффективный фонд времени работы станка (рабочего места) за плановый период в1 смену; при работе в 1 смену определяется либо по соответствующей формуле,либо берется с базового предприятия;
Фэф=m*(tсм*Др-tпр*Дпр)*У (2.6)
где,m – количество смен;
tсм– продолжительность одной смены;
Др– число рабочих дней в году;
Tпр– время сокращения в предпраздничные дни;
Дпр– число предпраздничных дней;
У– коэффициент, учитывающий потери на ремонт;
у=1-α/100=/>
Фэф=1*(249*8-1*5)*0,96=1987*1*0,96=1908часов
Программавыполняется за квартал
Фэф=1908/4=477часов
ЕслиСр получилось дробным, его округляют до целого числа и называютколичеством принятых рабочих мест (Спр).
Коэффициентзагрузки рабочих мест по операциям рассчитывается по формуле
/> (2.7)
Среднийкоэффициент загрузки рабочих мест рассчитывается по формуле
/> (2.8)
где,∑Ср – сумма расчетныхрабочих мест;
∑Спр– сумма принятых рабочих мест.
Графикзагрузки рабочих мест строится следующим образом: по оси Х откладываютсярабочие места по видам; по оси У – % загрузки рабочих мест.
Еслизагрузка рабочего места небольшая менее 70%, то рабочие места загружаются другойработой (присоединяют эту операцию к последующей или предыдущей операции). Еслизагрузка более 120%, то на этом рабочем месте образуется «чужое место»,необходимо пересмотреть технологию и организацию рабочего места. Для расчетарабочих мест можно объединить некоторые операции, но в пределах разумного.Данные расчета заносят в таблицу 2.
Таблица2 – Расчет загрузки рабочих мест№ операции Наименование операции
Ср шт.
Спр шт.
Кзагр, % по операциям
Кзагр, ср % 0100 Контрольная 1,954 2 98 0200 Подготовительная 1,058 1 105 0400 Лудильная 1,791 2 90 0500 Формовочная 3,786 4 95 0600 Монтажная 3,297 3 110 0700 Паяльная 5,129 5 103 0800 Отмывочная 0,977 1 98 0900 Маркировочная 1,14 1 114 1000 Контрольная 2,361 3 79 1100 Лакировочная 1,384 2 70 1200 Проверочная 1,832 2 92 1300 Контрольная 0,692 1 73 1400 Упаковочная 0,037 Итого 25,438 27 - 94 /> /> /> /> /> /> /> />
Примеррасчета на 0700 операцию (паяльную)
Фэф*Квн=477*1,03=491,31
/>
Спр=5
/>
На основе таблицы 2строят график загрузки рабочих мест (рисунок 3).
/>
Рисунок3 – График загрузки рабочих мест
2.4Расчет численности основных производственных рабочих
Численностьосновных производственных рабочих по операции рассчитывается по формуле
/> (2.9)
Где,Чр – численность основных производственных рабочих;
Фд– действительный фонд времени работы одного производственного рабочего в год.Он рассчитан на основе баланса рабочего времени в таблице 3.
Таблица3 – Баланс рабочего времени на 2010 год№ Показатели Плановые дни 1 Календарный фонд времени 365 Выходные и праздничные дни 116 2 Номинальный фонд времени 249 Не выходы на работу 223 2.1 Очередные и дополнительные отпуска 16,7 2.2 Отпуска по беременности и родам 4,4 2.3 Выполнение государственных и обязанностей 1,0 2.4 Болезни 3,8 2.5 По разрешению администрации 0,1 ИТОГО не выходы 26,0 3 Полезный (явочный) фонд времени, одного рабочего 4 Потери рабочего времени в связи с сокращением длительности рабочего дня 4.1 Перерывы для кормящих матерей (часы) 0,03 4.2 Сокращенный день подростков (часы) 0,02 ИТОГО потерь 0,05 5 Средняя продолжительность рабочего дня (часы) 7,95 6
Действительный фонд времени одного рабочего (часы) — Фд 1773
Фд=223*7,95=1773ч
Расчетысводят в таблицу 4.
Таблица4 – Расчет количества основных производственных рабочих№ операции Наименование операции Разряд
Чр
Чпр 1 2 3 4 5 0100 Контрольная 2 2,1 2 0200 Подготовительная 2 1,14 1 0400 Лудильная 2 1,92 2 0500 Формовочная 2 4,07 4 0600 Монтажная 5 3,55 4 0700 Паяльная 6 5,52 6 0800 Отмывочная 3 1,05 1 0900 Маркировочная 4 1,23 1 1000 Контрольная 5 2,54 3 1100 Лакировочная 2 1,49 1 1200 Проверочная 6 1,97 2 1300 Контрольная 6 0,74 1 1400 Упаковочная 6 0,04 Итого 27,36 28
Примеррасчета на 0700 операции (паяльной):
Фд*Квн=1773*1,03=1826,19
/>
Чпр=6
2.5Расчет фонда заработной платы рабочих, среднемесячной зарплаты и отчислений
Заработнаяплата – это часть валового общественного продукта в денежном выражении,поступающая для культурных и материальных благ работников в соответствии сзатраченным трудом. Различают две формы оплаты труда: сдельная и повременная. Воснове повременной оплаты труда лежит тарифная ставка и отработанное время. Воснове сдельной оплаты труда лежит расценка на изделие и объем выполненнойработы. Формы оплаты труда имеют ряд систем оплаты труда: повременная простая(прямая), повременно-премиальная, сдельная простая (прямая),сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, аккордная и др.
Вданной курсовой работе применяется сдельно-премиальная оплата труда. Присдельно-премиальной форме оплаты труда заработок складывается по основнымсдельным расценкам, начисленным по фактической выработке и премии за выполнениеи перевыполнение установленных показателей премирования.
Расценкасдельная – размер оплаты по установленным нормам за изготовление продукции(детали, узлы, изделия и др.) или выполнение определенной производственнойоперации. Расценки устанавливаются на определенную работу (операцию) исходя изтарифной ставки, соответствующей разряду работы и норм выработки или нормывремени на данную работу; могут быть исчислены по формулам 2.10 и 2.11
/> (2.10)
где,Рсд – сдельная расценка, руб.;
Тс– часовая тарифная ставка, час;
Нвыр– норма выработки – количество продукции, которая должна быть произведена вединицу времени, шт.
/> (2.11)
Где,Тшт – установленная норма времени в часах;
Тс– тарифная ставка.
Сдельнуюрасценку рассчитываем по формуле 2.11 в таблице 6.
Тарифныеставки для сдельной оплаты труда договорные приведены в таблице 5.
Примем,Тс первого разряда равной 90 руб.
Таблица5 – Тарифные ставки для сдельной оплаты трудаРазряд 1 2 3 4 5 6
Ткоэф. 1,0 1,21 1,31 1,5 1,71 2,04
Тс руб/час 90 108,90 117,90 135 153,90 183,60
/>
Таблица6 – Определение сдельных расценок по операциям№ операции Наименование операции Разряд Тс, руб.
Тшт (час)
Рсд (руб) 0100 Контрольная 2 108,90 0,048 5,23 0200 Подготовительная 2 108,90 0,026 2,83 0400 Лудильная 2 108,90 0,044 4,79 0500 Формовочная 2 108,90 0,093 10,13 0600 Монтажная 5 153,90 0,081 12,47 0700 Паяльная 6 183,60 0,126 23,13 0800 Отмывочная 3 117,90 0,024 2,83 0900 Маркировочная 4 135 0,028 3,78 1000 Контрольная 5 153,90 0,058 8,93 1100 Лакировочная 2 108,90 0,034 3,70 1200 Проверочная 6 183,60 0,045 8,26 1300 Контрольная 6 183,60 0,017 3,12 1400 Упаковочная 6 183,60 0,0009 0,17
Итого (∑) сумма Рсд - - - 89,37
Пример расчета на 0700операцию (паяльную)
/>
/>
Рассчитаемпрямую заработную плату по формуле 2.12:
/> (2.12)
ЗПпр=89,37*20000=1787400руб.
где,ЗПпр – прямая заработная плата;
∑Рсд– сумма расценок сдельных;
N– программа выпуска.
Рассчитаемосновную заработную плату производственных рабочих
/> (2.13)
/>
/>
/>
Рассчитаемдополнительную заработную плату
/>
/>
Рассчитаемобщий фонд заработной платы
/>
/>
/>
Рассчитаемсреднемесячную заработную плату
/>
Где,Чпр – принятое количество производственных рабочих;
n– количество месяцев, за которое выполняется программа.
Рассчитаемотчисления
/> (2.16)
/> (2.17)
Отчисленияраспределяются так:№п/п Показатели (%) На программу Руб. На изделиеРуб. 1 Фонд социального страхования 64440,77 3,22 2 Пенсионный фонд 444419,14 22,22 3 Фонд медицинского страхования 68884,97 3,44 4 Налог на травматизм и проф. заболевания 4444,19 0,22 Итого: 582189,07 29,10
2.6Расчет расходов по обслуживанию и управлению производством
К данным видам расходовотносятся: общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы,коммерческие расходы. Указанные виды расходов относятся к косвенным, включаютсяв себестоимость изделия с помощью специальных расчетов. Общепроизводственныерасходы и общехозяйственные расходы пропорциональны основной заработной плате.Коммерческие расходы пропорциональны производственной себестоимости.
Общепроизводственныерасходы включаются пропорционально основной заработной плате в себестоимостьизделия. Это расходы связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, ссодержанием и ремонтом зданий, производственного помещения и т.д. (ОПР=70%,согласно задания).
/> (2.19)
/> (2.20)
/>
/>
Общехозяйственныерасходы включаются пропорционально основной заработной плате (зарплатауправленческого персонала, содержание зданий, сооружений непромышленногоназначения, канцелярские расходы, почтовые и телеграфные расходы и т.д.).(ОХР=110%, согласно задания).
/> (2.21)
/> (2.22)
/>
/>
Коммерческиерасходы – это расходы, связанные с реализацией продукции. Это затраты на тару,упаковку, транспортировку, рекламу, на получение консультации от специалистов,аудиторские услуги и т.д. (КР=17%, согласно задания).
/> (2.23)
/> (2.24)
/>
/>
2.7Расчет стоимости материалов
Стоимостьматериалов, необходимых для изготовления изделия определяется на основе нормрасхода материалов и цен на них из приложения Г по формуле 2.25:
/> (2.25)
где,Смат – стоимость материалов;
Нр– норма расхода материалов;
Ц– цена материалов.
Расчетстоимости материала приведен в таблице 7.
Таблица7 – Расчет стоимости материала№ п/п Наименование материала Норма на 1 пайку Норма на изделие (кг) кол-во паек 71 Цена за 1 кг, руб. Стоимость, руб. На изделие На программу 1 Припой ПОС-61 ГОСТ 21931 0,00012 0,00852 198,80 1,69 33800 2 Флюс ФКСп ТУ-81-05-5176 0,00001 0,00071 52,40 0,04 800 3 Спирто-бензиновая смесь 0,00005 0,00355 41,50 0,15 3000 4 Лак УР-231 ТУ 6-10-863 0,0003 0,00213 247,17 0,53 10600 Итого - - - 2,41 48200 ТЗР 14% - - - 0,34 6748 Итого с учетом ТЗР - - - 2,75 54948
Пример расчета наспирто-бензиновой смеси
Норма на однупайку=0,00005 кг
Количество паек наплате=71
Норма на изделие=0,00005кг*71=0,00355 кг
Цена за кг=41,50 руб.
Стоимость наизделие=0,00355*41,50 руб.=0,15 руб.
Стоимость на программу=0,15руб.*20000=3000 руб.
2.8Расчет стоимости комплектующих изделий (полуфабрикатов)
Расчетстоимости комплектующих изделий определяется на основе применяемостирадиоэлементов на данное изделие и цен 2010 года из приложения Г.
Расчетстоимости комплектующих изделий производится по формулам 2.26 и 2.27
/> (2.26)
где,Ск – стоимость комплектующих изделий;
Цк– цена комплектующих изделий;
Нк– количество комплектующих изделий.
/> (2.27)
где,Скпр – стоимость комплектующих изделий на программу;
Ск– стоимость комплектующих изделий на изделие;
N– программа выпуска.
Например,определим стоимость резистора МЛТ-0.25-50 Ом ±10% ОЖО 467 С59 ТУ:
Цена=1,50руб.
Количество=7шт.
Стоимостьна 1 изделие=10,50 руб.
Стоимостьна программу=10,50 руб.*20000=210000 руб.
Стоимостьдругих комплектующих изделий рассчитывается в таблице 8.
Таблица8 – Расчет стоимости комплектующих изделий
№
п/п Наименование комплектующих изделий Тип изделия Цена, руб. Кол-во шт. Стоимость На 1 изд. На прогр. 1 Плата 20,00 1 20,00 400000 2 Конденсаторы 2.1
К56-16-20Вт 0,22МкФ
ОЖО 464.214 ТУ 1,50 1 1,50 30000 2.2
К10-11-16-0.1МкФ ±10%
ОЖО 464.214 ТУ 1,30 1 1,30 26000 2.3 NPO15pF 3% 50B 1,00 2 2,00 40000 3 Микроконтроллеры 3.1 PIC 16 F84 85,00 1 85,00 1700000 4 Резисторы 4.1
МЛТ-0.25-150 Ом ±5%
ОЖО 467 С 59 ТУ 1,50 1 1,50 30000 4.2
МЛТ-0.25-100 Ом ±5%
ОЖО 467 С 59 ТУ 1,50 2 3,00 60000 4.3
МЛТ-0.25-50 Ом ±10%
ОЖО 467 С 59 ТУ 1,50 7 10,50 210000 4.4
МЛТ-0.125-530 Ом ±5%
ОЖО 467 С 59 ТУ 1,50 4 6,00 120000 5 Транзисторы 5.1
КТ385А КТ385-АР
366.063 ТУ 4,20 3 12,60 252000 6 Кварцевый резонатор РК-85 6,00 1 6,00 120000 Итого: - - 24 149,40 2988000 Транспортно-заготовительные расходы 14 % - - - 20,92 418320 ИТОГО с учетом ТЗР - - - 170,32 3406320
2.9Расчет полной себестоимости и базовой цены изделия
Себестоимостьпродукции представляет выражение в денежной форме текущие затраты предприятийна производство и реализацию продукции (работ, услуг). Различают следующие видысебестоимости: цеховая, производственная и полная.
Цеховаясебестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производствомпродукции.
Производственнаясебестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные иобщехозяйственные расходы.
Полнаясебестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции;слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов(расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы). Дляисчисления себестоимости отдельных видов продукции, затраты предприятиягруппируются по статьям калькуляции.
Основными положениямипо планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции напромышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьямкалькуляции, которую можно представить в следующем виде:
1. Сырьеи материалы
2. Возвратныеотходы
3. Покупныеизделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера стороннихпредприятий и организаций
4. Топливои энергия на технологические цели
5. Заработнаяплата производственных рабочих
6. Отчисленияна социальные нужды
7. Расходына подготовку и освоение производства
8. Общепроизводственныерасходы
9. Общехозяйственныерасходы
10. Прочиепроизводственные расходы
11. Коммерческиерасходы
Итогпервых 10 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех11 статей – полную себе стоимость продукции.
Расчетсебестоимости по статьям калькуляции и цены изделия представлен в таблице 9.
Таблица9 – Расчет себестоимости и цены изделия (калькуляция стоимости)№п/п СТАТЬИ ЗАТРАТ Затраты На ед-цу, руб. На прогр., руб. 1 Основные материалы 3,94 78888,00 2 Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия 170,32 3406320,00 3 Основная заработная плата производственных рабочих 99,20 1984014,00 4 Дополнительная заработная плата производственных рабочих 11,90 238081,68 5 Отчисления 29,11 582189,07 6 Общепроизводственные расходы 69,44 1388809,80 7 Общехозяйственные расходы 109,12 2182415,40 ИТОГО производственная себестоимость 493,03 9860717,95 8 Коммерческие расходы 83,82 1676322,05 ИТОГО полная себестоимость 576,85 11537040,00 Прибыль 23% 132,67 2653519,20 НДС 18% 127,71 2554300,66 ИТОГО цена изделия 837,23 16744859,86
Цена – это денежноевыражение стоимости. Она включает в себя полную себестоимость, установленныйразмер прибыли, НДС.
Согласно задания,прибыль составляет 23% от полной себестоимости.
/>
/>
Поданным таблицы 9 построим структурные диаграммы:
а)полной себестоимости (рисунок 4);
б)цены изделия (рисунок 5).
/>
Рисунок 4–Диаграмма полной себестоимости изделия
/>
Рисунок 5 – Диаграммацены изделия
Несмотря на то, чтоприбыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она нехарактеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работыпредприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) сзатратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.
Однимиз важнейших показателей эффективности работы предприятия являетсярентабельность. Рентабельность – это относительная величина (комплексныйинтегральный показатель), выраженная в процентах (или коэффициентом) ихарактеризующая эффективность применения в производстве (авансированных)ресурсов овеществленного труда или текущих издержек производства. Предприятие,осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получениимаксимальной прибыли, но и в эффективности использования вложенных впроизводство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной предприятием заопределенный период времени (месяц, квартал, год), на одну денежную единицупроизводственных фондов, капитала, оборота (реализованной продукции)инвестиций, текущих издержек производства. При анализе хозяйственнойдеятельности предприятия и разработке планов развития производства различаютпоказатели рентабельности капитала и продукции, инвестиций и оборота, рентабельностипроизводства и др. Их расчет обычно выполняют:
Рентабельностьизделия (Ри) можно определить по формуле 2.28
/> (2.28)
Где,Пр – прибыль от реализации продукции;
С/Спол – полнаясебестоимость ее изготовления.
/>
2.10Расчет экономической эффективности от совершенствования технологии
Вразработанном техпроцессе изготовления изделия предполагается на операции 0700паяльная заменить ручные элементы операции применением автомата НТ-1261.
/>
Где,Тштруч. – норма штучного времени на выполнение операции7,562 (берется из таблицы 1);
Тшт авт. – время этой же операции исчисленное в таблице 10 с учетомсовершенствования технологий.
Таблица10 – Определение Т шт авт.№ операции № перехода Наименование операции и перехода
Топ, мин
Тдоп, мин
Тшт N штук T N час мин час 0700 Паяльная 1,89 0,151 2,041 0,034 20000 680 0701 Технологическое обслуживание установки 0,5 0702 Наклеить маску-трафарет 0,4 0703 Пайка на установке 0,72 0704 Снятие маски и промывка 0,27
/>
Снижениетрудоемкости годовой программы составит:
/> (2.30)
/>
10.1Снижение трудоемкости обеспечивает экономию программ фонда заработной платы
/> (2.31)
Где,Тс – тарифная ставка операции, руб.
/>
10.2Экономия по заработной плате основной:
/> (2.32)
/> (2.33)
/>
/>
10.3Экономия заработной платы дополнительной:
/> (2.34)
/>
10.4 Экономияотчислений:
/> (2.35)
/>
10.5Экономия общепроизводственных расходов:
/> (2.36)
/>
10.6Экономия общехозяйственных расходов:
/> (2.37)
/>
Условногодовая экономия составит
/> (2.38)
/>
Снижениетрудоемкости обеспечивается увеличением производительности труда:
/> (2.39)
Где, ∆t%– снижение трудоемкости
/> (2.40)
Тштизд (мин) – берется из таблицы 1, итоговая строчка столбца № 6
/>
/>
Итак,снижение трудоемкости обеспечивает рост производительности труда на 14,75%.Условно годовая экономия составит 1204989,94 руб.
предприятиесебестоимость изделие цена
Заключение
В этой работе я освятилапонятие предприятия, а также рассчитала себестоимость, цену и рентабельностьпечатной платы электронных часов.
В первой части дается понятие предприятия. Раскрываются егозадачи, типы, формы и структура.
Во второй части рассчитываются цена, себестоимость ирентабельность продукции, что играет немаловажную роль при выходе фирмы намеждународный рынок.
Анализируя диаграмму полной себестоимости изделия,построенную в результате расчетов можно сделать следующий вывод – изделияматериалоемкие, так как большую долю затрат (0,68%+29,53%) в структуресебестоимости занимают материальные издержки. Для уменьшения издержек по этимстатьям предприятию рекомендовано закупать материалы и комплектующие оптом,провести маркетинговые исследования по поставщикам материалов и заключитьдоговорные обязательства на поставку с теми поставщиками, которые находятсяближе к предприятию.
Понизить основную заработную плату производственных рабочихможно путем совершенствования технологии производства. Автоматизацияпроизводства увеличит производительность труда, снизит трудоемкость и затратына производственных рабочих. Модернизацию технологии производства следуетначинать на участках с самыми трудоемкими операциями. В нашем производстветаким участком является операция 0700 Паяльная. Так же на этом участкепроизводства следует назначить рабочих с самой высокой квалификацией, так какот их работы зависит качество готового изделия. Автоматизация этой операциипозволила снизить трудоемкость пайки и привести к увеличению производительноститруда на 14,75%. Годовая экономия по сравнению с ручным производствомсоставляет 1204989,94 руб. Данную программу рекомендуется выполнять за болеекороткий срок, иначе резко снижается производительность труда.
Список используемыхисточников
1. БариновВ.А. «Бизнес-планирование: учебное пособие», 2-е издание, М: Форум: ИНФРА-М, 2007
2. ВолковО.И. «Экономика предприятия» учебник, 2-е издание 2001;
3. ВыварецА.Д. «Экономика предприятия», М: Юнит-Дана, 2007
4. ГинзбургА.И. «Экономический анализ», С-П: Питер, 2007
5. ГоремыкинВ.А. «Экономическая стратегия предприятия», М: «Альфа пресс»
6. ГорфинкеляВ.Я., Швандера В.А. «Экономика предприятия: учебник для вузов»,3-е издание,2001
7. СергеевИ.В. «Экономика предприятия: учебник», 3-е издание, 2009
8. СофроновН.А. «Экономика организации», М: Экономистъ, 2007
9. ТертышникМ.И. «Экономика предприятия», изд.: Инрра – М,2008
10. |ТитовВ.И. «Экономика предприятия», М: «Эксмо», 2007
11. ТуровецО.Г. «Организация производства на предприятии», 2002
12. ЧерутоваМ.И., Ковалевская О.С., Слинкова О.К. «Экономика предприятия», ГИОРД, 2008