/>Введение
Сфера услуг – обширное и малоисследованное поле приложенияобщественного труда. Длительное время сфера услуг вообще не вызывала особогоинтереса. И лишь в последние десятилетия в странах различногосоциально-экономического типа она стала притягивать внимание многихэкономистов. Повышенный интерес к ней вызван и ярко выраженным динамизмом сферыуслуг, и тем, что, несмотря на очевидное возрастание ее роли в экономическомразвитии, остаются почти нераскрытыми закономерности участия различных услуг вразвитии хозяйства, их влияние на факторы общественного воспроизводства.
Цель исследования – оценка развития сектора услуг, выявлениеизменений, территориальных закономерностей доминирования третичного сектора встранах различного социально-экономического типа, разъяснение причин этихизменений.
Основные задачи – поиск, обработка и анализ статистических данных,сбор необходимой информации, сравнение показателей доли третичного сектора помиру за несколько временных периодов, выявление закономерностей и ихобъяснения.
В наших исследованиях осуществлялось ранжирование регионов по долитретичного сектора в ВВП стран, оценивалась динамика данной отрасли за1990-2008 гг. В исследовании объединены аналитические, статистические,графические, картографические, логические, описательные и сравнительные методы.
Используемы методы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel,Arc View.
Главные источники информации: worldbank.org/ (Группа Всемирного Банка).
Глава 1 Роль третичного сектора в экономике
1.1 Структура третичного сектора
Сферауслуг занимает доминирующее положение среди основных направлений развитиясовременной экономики. Это относится не только к странам с развитой рыночнойэкономикой, но и к государствам с экономикой переходного типа, лишь недавно вставшимна путь рыночных реформ.
Резкийрост сферы услуг требует достаточно подробного изучения относящихся к ней видовдеятельности. В связи с этим необходимо конкретизировать само понятиеобслуживание и, опираясь на него, уточнить понятие отрасли услуг. Для этогоследует рассмотреть специфические черты данной сферы.
Сферауслуг, представляя собой сложный многоплановый механизм, является одной изнаиболее перспективных областей современной экономики, охватывающая широкийкруг деятельности: от торговли и транспорта до образования и страхования.Рестораны и отели, парикмахерские и ремонтные мастерские, спортивные клубы иучебные заведения, туристические фирмы, аудиторско-консалтинговые компании,банки, поликлиники, санатории, дома отдыха – все это относится к сфере услуг[1].
Степеньразвития сферы услуг обеспечивает территориальную и социальную мобильностьнаселения, освоения новых хозяйственных территорий, повышения эффективностипроизводства и потребления материальных благ.
Процесспроизводства в сфере услуг предполагает тесное сотрудничество между мастером иклиентом, при этом возможна даже ситуация совместного достижения результатов.Например, в экскурсии по музею услугой будет считаться рассказ экскурсовода, нобез присутствия потребителей данной услуги, то есть экскурсантов, экскурсоводне сможет предоставить свою услугу.
Границытретичного сектора (сферы услуг) с трудом поддаются уточнению. По сравнению стакими отраслями как промышленность можно отметить множественность мелкихподотраслей.
Предлагаютразличные принципы разбиения отраслей услуг на группы, рассмотрим один из них:
· Общехозяйственные услуги – традиционные врыночной экономике: торговля, транспорт, связь, коммунальные услуги(энергетика, газо-, тепло- и водоснабжение, канализация, уборка мусора),ремонт, ремонт зданий и сооружений, обслуживание и прокат техники. Данный тип услуг ориентирован на производство.
· Личные услуги – самая быстро развивающаяся группаотраслей в сфере услуг, формирующая сервис в собственном смысле слова:общественное питание, гостиничное дело (отели, кемпенги), бытовые услуги(парикмахерские, прачечные), индустрия развлечения и отдыха, туризм.
· Деловые услуги – банковская и финансово-кредитнаядеятельность, маркетинг и реклама, инженерные, управленческие и консультативныеуслуги, программногое обеспечение компьютеров (информатика), подбор персонала итрудоустройство, охрана. Данный вид услуг направлен на повышение эффективностифункционирования производителей, обслуживает домашнее хозяйство, производство иличность.
· Социальные услуги (как правило, в значительнойстепени финансируются государством) – образование, здравоохранение,университетская наука, дошкольное воспитание, социальное призрение (приюты ипансионаты для пенсионеров и инвалидов), культура (библиотеки, музеи,выставки), юридические услуги. Социальные услуги, в своем понимании,ориентированы на общество включают услуги органов государственного управления,связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, с обеспечениемвнутренней безопасности, с выполнением функций по государственномурегулированию экономики и социальных процессов, а также с проведениемсоциальной политики[2].
Но все же, наиболее признанной точкой зрения является то, чтосовершенствование классификации сферы услуг должно идти по пути более полногоучета как производственно-технического, так и функционально — специализированного подхода.
Таким образом, целесообразно выделяются следующие различия пофункциональной направленности сектора:
Услуги, ориентированные на производство;
Услуги, ориентированные на общество;
Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;
Услуги, личностного характера.
Услуги, личностного характера.
В чистом виде немного видов услуг, которые формируют исключительноданный по функциональной направленности сектор услуг. Так, к услугам,ориентированным на производство относятся услуги по техническому обслуживанию,наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и техническихсистем. Сюда могут быть отнесены услуги по складированию, хранению и снабжениюматериально-техническими ресурсами и различные услуги производственнойинфраструктуры (дороги, мосты, подъездные пути и т.д.). Услуги, ориентированныена общество включают услуги органов государственного управления, связанные собороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутреннейбезопасности, с выполнением функций по государственному регулированию экономикии социальных процессов, с проведением социальной политики. Нередко их называютгосударственными (правительственными) услугами.
К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся многиеуслуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги,производственные виды бытовых услуг — техническое обслуживание и ремонт бытовойтехники и телевидеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервисоборудования и инвентаря для досуговой деятельности и т.д.
Услуги личностного характера включают услуги: парикмахерские, фотоательеи разнообразные рекреационные услуги и непроизводственные виды бытовогообслуживания.
Темне менее, многие услуги имеют двойственное происхождение, а некоторые –многофункциональную направленность. Так, например, услуги транспортаподразделяются на услуги по обслуживанию производства – грузовой транспорт, ина услуги по обслуживание личности – пассажирский транспорт.
Услуги,ориентированные на домашнее хозяйство и услуги личностного характера относят куслугам как таковым. Они формируют сервис в собственном смысле слова.
Развитиесферы услуг происходит путем усиления разнообразия сервисной деятельности, атакже путем возрастания роли сотрудничества между различными отраслями внутриданной сферы. Так, например, услуги гостиничного дела не обходятся без услугобщественного питания, торговли и бытовых услуг. В данном случае наблюдаетсятесная зависимость одних от других[3].1.2 История развития сферы услуг и сервисной деятельности
Сферауслуг как особый вид экономической деятельности стала появляться на самыхранних этапах развития человечества. Во многом ее развитие определялосьвозможностью общества содержать людей, не участвовавших в производствематериальных благ.
Дляанализа становления деятельности, которую сегодня связывают со сферой услуг,немаловажным остается вопрос о том, на каком историческом этапе и какимспособом она стала появляться как составная часть хозяйственной активности. Внаше время наука не располагает полными данными о том, каким было хозяйствосообществ доисторического времени. Такие сообщества названы доисторическимипотому, что жившие тогда люди не располагали письменностью и не оставили о себетекстовых источников. Люди того времени умели использовать огонь, использовалиорудия труда, постепенно переходили от собирательства к производящему хозяйству(охота, кочевое скотоводство, простейшее растениеводство). Стало приобретатьогромное значение мышление человека и связанные с ним образы, что привело кпоявлению в обществе таких феноменов, как мифология, магическая практика.
Хозяйственнаяпрактика также существовала в простейших формах. Не было деятельности,связанной с услугами: любой член сообщества участвовал в коллективных видахтруда, в самообслуживании. Вместе с тем в первобытном обществе присутсвовализачатки разделения труда. На определенных этапах развития такого обществаначинают дифференцироваться разные занятия, статусные положения и социальныероли, которые напрямую связаны с половыми или возрастными признаками. Подобноеразделение порождало иерархию человеческих отношений, а также фиксироваломногообразие индивидуальных качеств людей.
Наданной стадии возникает специализация административной деятельности. Примеромее представителей в первобытном обществе могу служить вожди, выполняющие рольлидера в обществе. Шаманы и священники участвовали в производстве социальныхуслуг, являлись служителями культа.
Напоздних этапах развития первобытной культуры в ней уже существовали сложныехозяйственные занятия, действовали статусные роли, которым придавалось немалоефункциональное значение. Возросла роль создателей художественных ценностей –сказителей, авторов наскальных рисунков, исполнителей музыки.
Такимобразом, представители указанных видов социальной активности уже выполнялиэлементы той деятельности, которую можно связать с современным понятием сферыуслуг. Данная деятельность формировалась в пространстве общественных связей,так как в активности лидера, шамана, сказителей нуждалось все общество. Данныезанятия совершались добровольно, без внешнего принуждения и желания наживы.Благодаря ним, в обществе возросла роль взаимопомощи, начали укрепляться разныевиды общественного обслуживания. Он, в свою очередь, главным образомосуществлялся в рамках семьи. Семья в сообществах представляла собой большойколлектив родственников, домочадцев и домашней прислуги, функцию которыхвыполняли рабы[4].
Зарождениеи развитие услуг в обществах древнего мира происходило в промежутке временимежду 3000-4000 гг. до н.э. и Vв. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода человек начиналосваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевогообраза жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов,разрабатывал письменность.
Определяютряд важнейших особенностей древних сообществ, которые отличают их от сообществдоисторического времени:
· Формируются государственно-правовые формыорганизации и регулирования общественной практики;
· Развивается частная собственность, что ведет кэкономическому и социальному расслоению; появляется институт рабства;
· В хозяйственной практике зарождаются простейшиеэлементы товарно-рыночных отношений, что углубляет разделение труда, формируеткрупные сферы хозяйства – сельское хозяйство, торговлю, ремесленноепроизводство и т.п.;
· Появляется множество новых занятий и профессий (в том числе связанных с письменностью, государственным управление и правовойдеятельностью и т.п.);
· Развиваются устойчивые формы духовной активности,представителями которой являлись, прежде всего, служители религиозного культа,а также деятели, связанные с созданием художественно-эстетических ценностей.
· Образуются, с одной стороны, большие социальныеобщности, с другой, окончательно формируется социальная ячейка – семья.
Далее,по мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг.
Восновном развитие и появление новых видов определялось традициями и обычаями,т.е. привычными нормами деятельности, устойчивыми представлениями о хозяйстве вцелом. В античном обществе сформировались и начали действовать важнейшие типыуслуг, в различных сферах жизнедеятельности. Например, в сфере отношений впроцессе производства материальных благ (ремесленное производство, торговля,денежное обращение), в области правовых отношений (профессиональная армия,судьи), в сфере коммуникации и культуры (транспорт, наука, искусство,образование), в удовлетворении личных потребностей.
Помимоторговых и бытовых услуг появилось огромное число занятий, связанных сремеслом, с работой, требующей высоквалифицированную подготовку, резковозрастает роль разделения труда в хозяйствовании. В городах Средиземноморья ина Востоке работали камнетесы и скульпторы, архитекторы и строители, писцы иучителя в школах.
Хозяйственнаяпрактика и социальные связи в древнем мире развивалась благодаря различнымвидам услуг, но они носили еще тогда слишком патриархальный характер. В целомдля общества был характерен замедленный темп развития, экономика развиваласьэкстенсивным путем. Но в то же время, в античные времена стали зарождатьсятакие виды деятельности, способствовавшие динамичному развитию общества.Например, искусство, ориентированное на развитие человеческого мышления. Именново времена древнего мира стала зарождаться научно-философская мысль, открылисьновые грани для изучения природы и мира в целом.
Входе развития сферы услуг в средние века (V-XVвв.) были выработаны многие производственно-финансовые и общественныемеханизмы, углубляющие дифференциацию хозяйства и рыночные отношения, что имелопрямое отношение к формированию экономики и услуг нового типа. В средние векапродолжали углубляться виды деятельности, которые потенциально были способныдинамизировать общественное развитие (действовала мощная для того временинаучно-философская мысль, а также искусство, ориентированное на развитиечеловека). В данный период доминантом считались восточные культуры,олицетворяющие общественное развитие с замедленной динамикой, что не допускалоинновационных прорывов в разных сферах бытия, включая хозяйство.
Начинаяс XVII века, т.е. Новое время,происходят значительные изменения в сфере экономических, трудовых отношений, вмировоззрении людей, а также в духовной деятельности всего общества. На сменурабовладельческому производству приходит мануфактурное, появляются банки идругие кредитно-финансовые учреждения, начинает активно развиваться финансовыйсектор услуг. Экономика стран Запада оживленно развивается во многом благодаряулучшенной системы торговли, которая, в свою очередь, приводит к денежномуобращению рыночного типа. Несмотря на это, сфера услуг считалась второстепеннойэкономической деятельностью. Работники не обладали достаточной квалификацией,информированностью и многими другими качествами, необходимыми для работы всекторе услуг и сервиса. Считалось, что работа в данной сфере не увеличиваетобщественное богатство, не приносит материального удовлетворения[5].
Приобрелиболее совершенную форму профессионально-корпоративные отношения в торговле.Были созданы торговые ассоциации, общества (гильдии), ганзейские союзы, которыепозволили регулировать внутрикорпоративные нормы торговой активности (сбыт,безопасность торговли и др.). С аналогичными целями были образованы ремесленныецеха, корпоративные объединения, которые к тому же регламентировали труд напроизводстве. В ряде городов Западной Европы появились университеты, школы,которые из центров подготовки богословов постепенно превратились в светскиеучебные заведения.
Вобществах, которые стали двигаться по пути капитализации своего хозяйства,начинает складываться важнейшнее звено современной сферы услуг: «производителиуслуг – потребители». Особенно интенсивно эта цепочка действовала в сферепутешествий. Увеличивающееся число путешественников требовало хороших дорого,гостиниц, питейных заведений, харчевен. Поначалу поведение тех, кто оказывалуслуги, и тех, кто ими пользовался, регулировалось традицией, а такжерелигиозными представлениями, нормами. Но постепенно в отношениях между нимистали преобладать правовые стереотипы и нормы, которые предписывалогосударство.
ВНовое время западноевропейская цивилизация начала активизировать новые факторыобщественного развития – технику, промышленное производство и науку, чтосоставило основу нового индустриального общества.
Ссередины XXвека (эпоха НТР) в развитие сферы услуг произошел качественный перелом,сформировалась индустриальная культура. Теперь само материальное производствозависело от развития сервиса (сферы услуг). Перед производством какого-либотовара, предпринимателю необходимо было провести ряд маркетинговыхисследований, быть в курсе инноваций в сфере осуществляемой им деятельности.Изобретения новых, наукоемких товаров было бы невозможным без участия научныхработников и подготовки высококвалифицированных кадров. Отрасли сферы услуг,такие как наука, образование, торговля – стали главными направлениями внаправлении научно-технического прогресса.
Эпохаиндустриализации дала толчок перераспределению ресурсов в мировом хозяйстве.Теперь, большая часть ресурсов сосредотачивалась не столько в торговом деле,сколько на крупнейших производствах и в кредитно-банковском секторе. Вследствиеэтого, растет удельный вес городского населения, появляются новые профессии,связанные с продуктами научно-технического прогресса. Предприниматели начинают использоватьуслуги системы связи и коммуникации в своих интересах для влияния на личное иобщественное сознание[6].
Вобществе индустриального типа повышается уровень многообразия слоев и групп снеодинаковыми потребностями, что, в свою очередь, расширяет возможностьвозникновения новых видов услуг. Члены индустриального общества уже не могутрассчитывать на прислугу и опираться на принципы самообслуживания. Они вынужденыпользоваться секторами обслуживания, организующими свою работу на принципахпроизводственной деятельности.
Такимобразом, в результате индустриализации третичный сектор получает существенныйподъем в развитие. Сфера услуг начинает порождать новые социально-культурныепотребности и тем самым увеличивать количество потребления на рынке. Услугитесно переплетаются с новыми технологиями промышленного производства, входят вповседневную жизнь обычных людей.
Наконец,с середины XXв. в экономике вначале развитых, а затем и остальных страна начинается процесспостиндустриализации (переход от индустриального общества кпостиндустриальному). Данный процесс, вероятно, будет оставаться главнойтенденций в экономике современного мира, распространяясь на все страны[7].
Хотяво многих развивающихся странах еще продолжается активная индустриализация, длясовременного мира характерно быстрое увеличение доли третичного сектора вэкономике. Так, в России в третичном секторе уже работают более половины всехзанятых, а численность занятых во вторичном секторе перестала расти еще в70-80-е гг. Рост сектора услуг происходит прежде всего за счет науки и научногообслуживания, образования, культуры, искусства и других отрасляхнематериального производства. Основным производственным ресурсом впостиндустриальном обществе считаются знания и труд. Экономические отношения вомногом определяются способностью вырабатывать и использовать новые знания итехнологии.
Такжеизменяется структура производства и потребления. В структуре производства ВВПуслуги стали преобладать над товарами, а в структуре потребления доля услугимеет доминирующее положение и тенденцию к дальнейшему росту. В связи с превосходствомсферы услуг в постиндустриальном обществе, растет уровень образования, преждевсего послешкольного, образованности людей в целом, что обеспечивает высокуюквалификацию и повышение заработной платы[8].
Болеетого, начинается процесс сервизации экономики, т.е. то, что раннеерассматривалось как выходящее за рамки индустриального производства –управленческая деятельность, информационно-производственные потоки, наконец, уровенькультуры и профессиональные качества самих работников обслуживания, — получаютдостойную инвестиционную поддержку.1.3 Показатели,характеризующие развитие сферы услуг
Методыоценки уровня развития сферы услуг имеют важное научное и практическоезначение. Научное значение состоит в том, что правильность методов повышаетзначимость данной сферы в экономике стран различного социально-экономическоготипа. Практическое значение определяется эффективным решением различных проблемв секторе услуг, уточнением системы показателей, а также построение отчетностипо отдельным отраслям в сфере услуг в целом.
Безусловно,многообразие различных подходов к изучению сферы услуг исключает возможностьсоздания единого перечня показателей, отражающих особенностисоциально-экономической ситуации отдельных стран, но мы постараемся выделитьнаиболее значимые из них.
Дляоценки природных условий: площадь сельскохозяйственных угодий на одного жителя;число дней с экстремальными погодными условиями, нарушающими функционированиепередвижного обслуживания населения; сейсмичность (в баллах) и т.д.
Дляоценки национальных и демографический особенностей: удельный вес лиц отдельныхнациональностей, в том числе считающих родным язык этой же национальности; рождаемость;удельный вес населения в возрасте 20-39 лет; удельный вес занятых в сфере услуг(процент женщин и мужчин от общего показателя занятых), что позволяет сделатьвывод о социальном положение страны, возможности масштаба вовлечения трудовыхресурсов, роли традиций в выбранном районе.
Приоценке экономических особенностей сектора услуг различают две группыпоказателей[9]:
· характеристика общего уровня развития района испециализация хозяйства в нем (капиталовложения в народное хозяйство в расчетена одного жителя; число занятых в народном хозяйстве на 1000 жителей; долясферы услуг в ВВП (в процентах); объем экспорта и импорта услуг (процент вВВП); доля различных видов услуг в структуре третичного сектора (в процентах);секторальная структура экономики в целом (процентное соотношение секторов) итд.)
· характеристика особенностей расселения (удельныйвес населения, проживающего в городах; удельный вес сельскохозяйственногонаселения и др.)
Приведенныепоказатели общего уровня экономического развития и расселения позволяютобъяснять сложившиеся различия в уровнях развития как отдельных отраслей, так исектора услуг в целом. Также следует уточнить, что в зависимости от масштабаисследования (республика, область, район, населенный пункт) круг учитываемыхпоказателей меняется.1.4 МодельКларка
При рассмотрении секторальной структуры экономики исходным фактомслужит теория трех секторов, основы которой заложил британский экономист КолинКларк. Автор выдвинул гипотезу, согласно которой в ходе исторического развитияпроисходит последовательный переход от общества с преобладанием в экономикепервичного сектора (т.е. сельского хозяйства) к индустриальному (вторичныйсектор) и затем к обществу с доминированием третичного сектора – услуг. Вэкономике происходит процесс терциализации – наращивания удельного веса и ролитретичного сектора в экономике и занятости населения. Данный процесс не следуетвоспринимать как сокращение промышленного производства. Увеличивающийсятретичный сектор работает на повышение эффективности производительности всехсекторов, сворачивая одни отрасли промышленности и сельского хозяйства,экономика порождает другие, более производительные отрасли
Теория трех секторов не бесспорна, но опыт подтверждает ееэффективность. В мировой экономике происходят структурные изменения, которыевыражаются увеличением или уменьшением доли отдельных секторов в экономике,т.е. своеобразная цикличность.
Каждый цикл начинается с фазы рождения и требует повышенныхинвестиций. Затем наступает фаза роста, и эти инвестиции начинают окупаться,ускоряется достижение конечных результатов. Впоследствии, наступает фазазрелости и сектор, главенствующий в данной экономики сектор приносит наиболеекачественные результаты. Но по мере развития экономики постепенно сокращаетсярезультативность доминирующего сектора, т.е. происходит процесс увядания.
Глава 2 Динамика развития сферы услуг2.1 Особенности третичного сектора в странах различногосоциально-экономического типа
В данной работе был проведен ряд исследований по выявлениюпоказателей, характеризующих роль третичного сектора в различных странах. Заоснову взят показатель процентной доли третичного сектора в ВВП стран. Длявыявления различий между странами, с помощью ранжирования мы распределили их погруппам:
· Ранг 1: (высокая доля третичного сектора в структуре ВВП): более70 %.
· Ранг 2: 56-70 %.
· Ранг 3: 41-55 %.
· Ранг 4: 26-40 %.
· Ранг 5 (низкая доля третичного сектора в структуре ВВП): менее 25%.
Получив материал в виде карт, диаграмм и графиков, мы можемвыявить изменения, произошедшие с долей третичного сектора в различных странах.
Начнем, с анализа самого высокого показателя (Ранг 1, более70 %). В 1990-е годы явными лидерами в объеме доли услуг в ВВП считаютсястраны, основу экономики которых составляет туризм, дающий больше половины ВВП(более 70 %), такие как: Антигуа и Барбуда, Сейшельские острова, Кирибати,Джибути, Багамские острова, — экономика последних, в свою очередь, взначительной степени зависит от оффшорной банковской деятельности (высока доляфинансово-кредитных услуг). Люксембург также осуществляет оффшорнуюдеятельность в финансовой области, показатель по доли услуг достаточно высок,особенно в данном периоде. Именно поэтому Люксембург считался одной их самыхзажиточных стран Западной Европы, с высоко развитой экономикой.
Как правило, под оффшорами понимаются территории с нулевым илинизким налогообложением, слабым регулированием (минимальная отчетность ираскрытие информации). Для оффшоров характерно высокий показатель отношениячистого объема экспорта финансовых услуг к ВВП. С точки зрения объемовтрансграничных финансовых операций они уступают лишь наиболее развитым странаммира. Несмотря на свои крошечные территории и численность населения, оффшорыиграют весьма значительную роль в глобализированной мировой экономике.[10]
Также явными лидерами в 1990-е годы считаются: Дания, Франция, СШАи специальные административные районы Китая Сянган и Макао (также относящихся коффшорам). В данных странах, рост третичного сектора обусловлен доминированиемотраслей социальной сферы, а также развивающейся торговлей. В 2000-е годыстраны еще более увеличивают свое доминирование в данной сфере. Также к нимпримыкают и другие страны Европы: Швейцария, Греция, Нидерланды, Португалия(особенно большое значение имеет туризм), Латвия, увеличивается показательВеликобритании. Появление государства Кабо-Верде объясняется толчком в развитииприоритетной отрасли в экономике – туризма, а также созданием свободных зонторговли. В том же направление происходило развитие экономики Сент-Люсии.Основой экономики было сельское хозяйство, производство и экспорт бананов.Однако отмена ЕС режима благоприятствования и растущая конкуренция со стороныпроизводителей бананов в Латинской Америке продиктовали необходимостьдиверсификации экономики острова. Страна стала привлекать иностранныекапиталовложения, особенно в банковскую сферу и индустрию туризма, о чем исвидетельствуют столь высокие показатели (около 77 %).
В целом показатели 2008 года отображают тенденциювышеперечисленных стран к стабильному росту в воспроизводстве услуг, т.е. кнематериальному производству. Экономика данной группы стран обладает всемиважнейшими чертами постиндустриального общества. В Сянгане и Макао долятретичного сектора превышает 85 %. Данный регион развивается очень быстрымитемпами, качественно используя продукты НИОКР и внедряя инновации впроизводство товаров, и, особенно, услуг.
Такженаблюдается общая тенденция к росту стран с высоким показателем доли секторауслуг в ВВП (см. Диаграмма 2.1). Наиболее резкий скачок произошел в 2000 году,т.е. закреплением так называемой «новой экономики», как одно из проявленийпостидустриализации, новый капитал становится все доступнее, так как компьютерыи средства связи стремительно дешевеют.
Далее следуютстраны с показателем выше среднего (Ранг 2, 56 — 70 %). Наблюдаетсятесная связь между вторым рангом. В группу стран с данным показателям входят:Швейцария, Италия (до 2008 года), Россия, Германия, Япония, Испания, Швеция,Австралия, Канада.(см. Карту 3).
В Россиитретичный сектор сформировался в начале 90-х годов, следуя процессу рыночныхреформ и приватизации. До этого времени деятельность в сфере услугконтролировалась государством, не давая значительных продвижений к росту. Внастоящее время рынок услуг находится в процессе непрерывного качественногороста и развития, о чем свидетельствуют показатели 2008 года – 58 % (доля услугв 1990 году составляла лишь 35 % от общего объема ВВП). Наибольшая активностьнаблюдается в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций икомпьютерных технологий, торговли и питания, туризма и индустрии развлечений.Но все же роль сферы услуг в экономике России не достаточно высока, преждевсего потому, что российский рынок услуг имеет другую структуру по сравнению состранами Европы. В них доминирующие позиции занимают деловые услуги, в то времякак в России наибольшее значение имеют традиционные отрасли сферы услуг(транспортировка и сбыт произведенной продукции, социальные услуги).
Страны-членыЕС (Германия, Испания, Италия, Швеция, Швейцария, Австрия) стабильно держатсяво втором ранге с 61-70 % сферы услуг в ВВП. Наблюдается тенденция кпостоянному росту, так например, показатель Швейцарии и Италии превысил 70 %,что говорит о переходе данных стран в группу с самыми высокими показателями. Вомного это происходит благодаря сокращению доли сельского хозяйства (до 4 % вИталии), увеличении доли туризма и развитию банковских услуг.
С начала1990-х годов приоритетной отраслью в экономике островов Кабо-Верде становитсятуризм, о чем свидетельствуют показатели доли третичного сектора в ВВП (в 1990она составила 64%, в 2008 – 68 %). Осуществляется приватизация государственныхпредприятий и создаются зоны свободной торговли, привлекающие западныхинвесторов
Также вгруппу с показателем выше среднего входят страны Латинской Америки: Бразилия,Аргентина, Уругвай, Парагвай, Пуэрто-Рико, Мексика, Перу, Коста-Рика. Процентдоли услуг в ВВП колеблется от 56 до 65 %. В Бразилии наблюдается стабильныйрост доли сферы услуг, в 2008 году он составил 3 %. Во многом данный ростпроисходит из-за высокой роли государства в производстве услуг. Например, более50 % коммерческих банков, а также большая часть коммунальных предприятийнаходятся в руках федерального правительства и правительств штатов.
Процент долиуслуг в ВВП Фиджи составил 63 %, по данным 2008 года. В 1990-1995 годыпроисходило замедление экономического роста (56 % — услуги), но с 2000 годаситуация постепенно стабилизировалась и в данный момент наблюдается постепенныйрост доли услуг в экономике островов Фиджи. Ежегодно Фиджи посещают около 300тыс. туристов, причем значительную долю составляют американцы. В группу странвторого ранга также входят излюбленные туристами страны: Турция, Ямайка,Сингапур, Маврикий, Черногория, Доминиканская республика. Сингапур – благодаряважному стратегическому положению на перекрестке морских путей между Европой,Азией и Австралией, превратился в один из ведущих торговых центров мира,крупным финансовым центром и источником технической и коммерческой информациидля соседних стран. Показатель третичного сектора в ВВП по данным на 2008 годсоставляет 70 %, что свидетельствует почти о полном доминировании сферы услуг вэкономике Сингапура.
В то жевремя, некоторые из них опустились на ступень ниже. Например, снижение размеровтуризма в Антигуа и Барбуда с начала 2000 года замедлило развитие экономики иухудшило финансовое положение страны.
Данный рангвключает в себя наибольшее количество стран, но с 2005 года происходитпостепенный спад, так как некоторые страны (например, страны Восточной Европы)увеличивают долю услуг в ВВП и переходят в группу стран с самым высокимпоказателем. Данная тенденция применима не только к странам Восточной Европы, апрактически ко всему миру. В процесс постиндустриализации постепенно включаютсявсе страны, о чем свидетельствует резкий переход многих из них в группы высшихпоказателей.
В группустран со средним показателям (Ранг 3, 41-55 %) входят в основном страныАфрики, такие как: Эфиопия, Камерун, Кот-д’Ивуар, Гана, Уганда, Руанда – этоодни из наиболее развитых стран Африки, доля третичного сектора в ВВПсоставляет около 45-50%. Но все же, основой экономики данных стран являетсяпотребительского сельское хозяйство и промышленная добыча золота, страны лишьначинают свое вступление в постиндустриальное общество. Тем не менее, вгосударствах Гана и Камерун уже создаются свободные экономические зоны, чтодает возможность судить о дальнейшем развитие стран и о полном вступление их напуть постиндустриализации.
Также вгруппу со средним показателям входят страны СНГ: Кыргызстан, Казахстан,Украина, Беларусь, Узбекистан. Структура ВВП стран за время, прошедшее послераспада СССР, значительно изменилась: доля услуг выросла с 30 % до 50 %. Можнотакже судить о постепенном сокращении стран со средним показателям и переход ихв высшие группы.
Казахстанобладает богатыми топливными ресурсами, запасами металлов и других полезныхископаемых, крупным сельскохозяйственным сектором и машиностроением. РаспадСССР и образование независимого государства вызвало некий экономический спад(показатель третичного сектора в экономике составлял лишь 35 %), но в 1995-1997года правительство ускорило осуществление программы реформ и приватизации, чтопозволило оживить деятельность сектора услуг. Доля сельского и лесногохозяйства сократилась с 27 % до 7, 4%, по данным на 2008 год сфера услугсоставляет 51 %.
Страны с долейтретичного сектора в ВВП ниже среднего (Ранг 4, 26-40 %) представляютсобой наименее развитые страны Африки (Гвинея-Бисау, Габон, Нигерия,Сьерра-Леоне и др.), Индонезию, Таиланд, Вьетнам и некоторые страны СНГ(Туркменистан, Армения). Данные страны испытывают экономические трудности.Неразвитая инфраструктура, слабость хозяйственного потенциала проявляетпоказатель в 30-40 % доли третичного сектора в ВВП.
ЭкономикаАрмении всегда была самой уязвимой по сравнению с другими закавказскимистранами бывшего СССР из-за особенностей своего географического положения. Долясферы услуг в ВВП составляет лишь 34 %. В структуре ВВП преобладает сельскоехозяйство и промышленность, уровень безработицы составляет 20 %, слаборазвивается природно-ресурсная база – все эти факторы объясняют столь низкиепоказатели сферы услуг в экономике, страна находится в переходном периоде,которые может продлится достаточно долго.
Гвинея-Бисауодна из самых бедных стран мира. В основном ее население занято в сельскомхозяйстве (выращивание зерновых культур, рыболовство). Третичный секторзанимает лишь 31 % в общем объеме ВВП. Похожая ситуация наблюдается практическиво всех наименее развитых стран Африки. Так, в Нигерии, Габоне, Сьерра-Леонебольшинство трудоспособного населения занято в аграрном секторе и вобрабатвающей промышленности.
Наименееразвитыми странами с наименьшим показателем в ВВП (Ранг 5, менее 25%) напериод 2008 года являются Папуа-Новая Гвинея, Конго (Заир), Ливия, Либерия.Экономика данных стран полностью подчиняется аграрному сектору с высокимуровнем безработицы и безграмотностью населения. Постепенно доля подобных странсокращается (см. Диаграмму 2.5).
Показательтретичного сектора в экономике Либерии практически не изменился с периода 1990года (колеблется в пределах 20 %). Либерия – аграрная страна, принадлежащая кгруппе беднейших стран мира. В результате длительной гражданской войны былиподорваны промышленность и транспортная инфраструктура, разрушено сельскоехозяйство. Более 80 % населения находится за чертой бедности. Процессвосстановления национальной экономики может занять достаточно долгий период.Похожая ситуация наблюдается и в остальных стран группы второго ранга.2.2 Сравнение частныхпоказателей
В современных развитых странах сервисная деятельность заметнопреобладает над занятостью в других сферах экономики. Одним из главныхкритериев постиндустриального общества является абсолютное доминированиезанятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве.
Резкий рост сферы услуг наблюдается во второй половине 20 в. нетолько в развитых, но и в развивающихся странах. Рассмотрим показателизанятости и доли в ВВП сферы услуг на примере США и Таиланда.
Доля занятых в сфере услуг (в %) 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. США 70,7 72,9 74,3 77,8 Таиланд 22,4 28,8 32,9 37,1
Доля сферы услуг в ВВП (в %) 1990 1995 2000 2005 США 70 72 75 76 Таиланд 23 50 49 46
Приведенные данные подтверждают вывод, что чем развитей страна,тем больше работников, занятых в сфере услуг, а также выше ее доля в ВВП стран.На примере США можем наблюдать динамичный рост численности работников в даннойсфере, а также устойчивое удержание третичного сектора на доминирующих позицияхв ВВП.
США представляет собой яркий пример процесса постиндустриализации,в котором экономический рост тесно связан с развитием сферы услуг. При этомсфера услуг развивается быстрее промышленности, которая развивается интенсивнеесельского хозяйства. Сфера услуг — основная отрасльамериканской экономики развита практически во всех направлениях. В основном,это туризм, банковское дело и торговля,образование и медицина. В последнее время приоритет получило развитиеконсалтинговых, маркетинговых и управленческих услуг, а также новые растущиеинформационные технологии. Большое значение для экономики имеют транспортныеуслуги. В США развиты все виды транспорта, также страна обладает прекраснойтранспортной инфраструктурой. В сфере перевозок грузов доминируетжелезнодорожный транспорт, а в пассажирских перевозках наибольшее значениеимеют автомобильный и воздушный транспорт.
Вбольшинстве областей сферы услуг доминирует частная собственность. Утверждаетсятенденция развития образования как многоцелевой системы, которая все большеконцентрирует функции повышения квалификации и содействие самообразования.Прослеживается старание выпускников школ откладывать вступление в вуз нанесколько лет, чтобы сознательным оказался выбор. США — это страна с наиболееразвитой в мире управленческой инфраструктурой, в том числе относительноподготовки менеджеров.
ПроцентТаиланда в данных показателях заметно уступает США. Во много это объяснимоположением страны на уровне индустриализации. Движущей силой экономики Таиландаявляется промышленное и сельскохозяйственное производство и свыше половинынаселения Таиланда занято в сельском хозяйстве, продукция которого, и преждевсего рис, тапиока, каучук и кокосы, — важнейшая статья национального экспорта.Однако, в последнее десятилетие, наблюдается тенденция к спаду, и быстрый ростдоли промышленности и постепенное увелечение доли сферы услуг в ВВП страны, атакже доля занятых. После проведения широкой рекламной компании важнымисточником валютных поступлений стран стал туризм, чья доля в сфере услугнаиболее высока в странею. Большинство туристов приезжают в Таиланд из соседнихстран, в первую очередь – из Японии, Малайзии, Синагупра и Тайваня.
Главноепроблемой Таиланда на вступление в процесс постиндустриализации являетсянедостаточно высокий уровень образования и нехватка профессиональноподготовленных кадров. Но, исходя из данных показателей, можно предположитьдальнейший рост третичного сектора в общей секторальной структуре экономики,т.к. уже в конце 90-х. годов в Таиланде произошел толчок в развитиевысокотехнологических отраслей, таких как: производство частей для компьютера,автомобильной промышленности, электронно-вычислительной техники и т.п. Таиландпостепенно приближается к нижнему эшелону развитых капиталистических стран,несмотря на мировой финансовый кризис.
2.3 Влияниемирового финансового кризиса на сферу услуг
Всемирный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008году и приобретающий сегодня большие масштабы и глубину в оценках многихмеждународных экспертов, получает больше вопросов, чем ответов о причинах ипрогнозах его дальнейшего развития.
Получив начало с провалов и несостоятельности ипотечногокредитования в США, кризис нашел свое масштабное отражение в кризиселиквидности важнейших банков и финансовых структур, катастрофическом падениииндексов и рыночной стоимости крупнейших компаний на ведущих фондовых рынкахмира. Все это, в свою очередь, явилось причиной серьезного спада производства,резкого снижения темпов роста экономики во многих странах, со всеми вытекающимиотсюда негативными последствиями.
Мировой финансовый кризис негативным образом сказался на деловомвиде услуг, включающий в себя не только банковский и финансовые услуги, но иуслуги, направленные на повышение эффективности функционированияпроизводителей, а также услуги, обслуживающие сельское хозяйство и промышленноепроизводство. Нехватка денежных средств компаний и фабрик привела к сокращениюперсонала, что привело к росту безработице в ряде стран. Увеличение числабезработных послужило росту социальной поддержке со стороны государства(пособия по безработице), т.е. некоторой нагрузки в сфере финансовогообеспечения со стороны государства.
Волна паники, вызванная мировым финансовым кризисом охватиласначала банковскую деятельность государств, затем компаний, чей бизнесбазировался на банковских кредитах (в промышленности – машиностроение,металлургия). То есть по тем отраслям, которые приносили доход в бюджет идавали рабочие места. Любой собственник вне зависимости от масштабов егобизнеса озадачен вопросом, как минимизировать свои риски в период кризиса, начем нужно сэкономить, что удержать свой бизнес. Также эта проблема остра дляпредпринимателей, бизнес которых связан с прямым получением прибыли за оказаниеуслуг, снижения спроса на них нет и не ожидается.
Для остальных же основная проблема – нерешительность клиентов, ихжелание сэкономить на чем-нибудь необязательном, например, на праздниках,личных и бытовых услугах. Для тех, кто работает на конечных потребителей, и чьитовары и услуги покупают обычные люди – кризис коснулся в связи с сократившейсязаработной платой. Такое снижение спроса вызвано опасениями клиентов, ихжеланием подождать до лучших времен. Деньги у них есть, но расходуют они ихочень осторожно. Однако влияние кризиса на активность потребителей услугпостепенно идет на спад.
Финансовый кризис в целом не отразился на консалтинговых, управленческих,а также юридических услугах, во всяком случае негативно. Можно сказать, ондобавил работы. Увеличилось количество банкротств. Стало больше и другихобращений, в том числе за консультациями, как вести себя в новых условиях.
В ITсфере, услуги не подвергнутся кризису. Прежде всего, он не затронет тех, ктозанимается обслуживание бухгалтерских и торговых услуг (1С, например), так какэто основа бизнеса и компаниям невыгодно на них экономить. Далее наиболеевостребованными в данный период будут услуги по ремонту компьютерной техники,накладке ПО и т.д.
Таким образом, сфера услуг в условиях кризиса, а точнее ведениебизнеса в данный период подвергается риску. Однако в отличие от многих другихотраслей экономики, для этой сферы главной проблемой стали опасения клиентов,возникающие по поводу завтрашних трудностей.
Глава 3 Инвестиционная привлекательность третичного сектора
Современный хозяйственный прогресс определяется, прежде всегоразвитием информационных технологий и связанных с ними отраслей промышленности.
Именно в этой области экономики производится ресурс, для которого не свойственна традиционнопонимаемая исчерпаемость[11]. Сегодня Запад получает реальнуювозможность вывозить за пределы национальных границ товары и услуги, объемыэкспорта которых не сокращают масштабов их использования внутри страны. Такимобразом, формируется практически неисчерпаемый источник сокращенияотрицательного сальдо, столь характерного для торговли постиндустриальных странс индустриальным миром в 80-е годы. При этом развитие информационного секторапрактически не наталкивается на ограниченность спроса, так как, с однойстороны, его продукция остается относительно дешевой, а с другой, потребности вней по самой их природе растут экспоненциально. Выше мы отмечали, что в 1991году в США расходы на приобретение информации и информационных технологийпревысили затраты на приобретение основных фондов; в 1992-м этот разрывсоставил более 25 миллиардов долларов и продолжает увеличиваться. В основныхцентрах сосредоточения информационных технологий — в перовую очередь в районах Бостона, Сан-Франциско,Лос-Анджелеса и Нью-Йорка — занятость в сфере услугдостигла фантастического показателя в 90 процентов общей численности рабочей силы. В целом в экономике США с 1992 года посегодняшние дни ожидается создание более 26 миллионов рабочих мест, что вполтора раз больше, чем за период 1979—1992 годов. Нельзя не повторить также,что информационный сектор обеспечивает экономический рост без пропорциональногоувеличения затрат энергии и материалов. Правительствами постиндустриальныхстран уже одобрена стратегия десятикратного снижения ресурсоемкостиединицы национального дохода на протяжении ближайших трех десятилетий.Потребности в природных ресурсах на 100 долларов произведенного национальногодохода должны снизиться с 300 килограммов в 1996 году до 31 килограмма в2025-м.
В новых условиях на первый план выходят проблемы стимулированияинвестиционной активности и выработки корпоративной стратегии, способнойобеспечить активное проникновение компании на новые рынки.[12] В этих вопросах как нельзя лучшепрослеживается полное отличие современной хозяйственной парадигмы отобщепринятой несколько десятилетий назад. Оно во многом объясняет то качествоэкономического роста, благодаря которому постиндустриальная цивилизация занялауникальное положение в системе мирового хозяйства.
Традиционная экономическая теория придает связке “инвестиции ирост” огромное значение[13];сокращение инвестиций принято считать предпосылкой снижения темпов экономическогороста, что рассматривается как одно из явных свидетельств хозяйственногонеблагополучия. Однако эти теоретические постулаты справедливы только в техслучаях, когда инвестиции представляют собой часть национального продукта,направляемую на расширение производства посредством ее отвлечения из сферыпотребления. Парадоксальность же постиндустриальной хозяйственной системысостоит в том, что наиболее эффективными становятся вложения в способностисамих работников, что фактически неотделимо от личного потребления. Такимобразом, даже снижение инвестиций в их традиционном понимании сегодня непрепятствует не только сохранению прежних результатов, но даже устойчивому ипоступательному росту экономики. В условиях развитого информационного хозяйстваэкономический рост и доля сбережений в валовом национальном продуктепревращаются из двух элементов, находящихся в тесной однозначной зависимости,во взаимно нейтральные переменные.
В условиях, когда в 90-е годы нормы сбережений в США оказалисьсамыми низкими среди постиндустриальных стран, американские компанииактивизировали инвестиции за рубеж (их размер почти в полтора раза превосходилсуммарный объем заграничных капиталовложений Японии и Германии), отдача которыхоставалась значительно более высокой, нежели отдача капиталов, вложенныхяпонскими, английскими и немецкими корпорациями в сами Соединенные Штаты. Напротяжении всего периода 90-х годов прибыль на вложенный капитал в американскойэкономике также оставалась более высокой, чем в Германии или Японии. Для народного хозяйства США характерен непрерывныйрост вот уже на протяжении семнадцати лет, причем в 90-е годы его темпыоказались выше (2,8 процента), чем за период с 1978 по 1996 год в целом (2,4процента). В последнее время отрыв США лишьусиливается: по итогам четвертого квартала 1998 года рост американскойэкономики в годовом исчислении составил 6,1 процента, тогда как для одиннадцатистран, образовавших в начале 1999 года зону единой европейской валюты, он непревысил 0,8 процента. Экономики Германии и Японии, несмотря на высокие уровниинвестиционной активности, пребывали в условиях хозяйственного спада (-1,8 и-3,2 процента соответственно). Комментарии, какговорится, излишни.
Сегодня, когда к инвестициям следует относить и затраты наповышение творческого потенциала человеческой личности[14], на поддержание ее способности эффективноучаствовать в общественном производстве, необходимо радикально изменитьпредставления об обусловленности экономического роста активностью традиционнопонимаемых инвестиционных процессов. Учитывая затраты на образование,здравоохранение, любые формы обучения и даже поддержание социальнойстабильности в обществе как инвестиционные по своей природе, мы обнаружим, чтонорма инвестиций в последние десятилетия не сократилась, но радикальным образомвыросла. В современныхпостиндустриальных обществах сформировалсясаморегулирующийся механизм, позволяющий осуществлять инвестиции, стимулирующиехозяйственный рост, посредством максимизации личного потребления, котороевсегда казалось их антитезой. И в этом мы видимодну из важнейших характеристик нового общества, которое сделало фактически всеосновные виды потребления, связанные с развитием личности, средством созданиясамого производительного ресурса. Там, где индустриальные нации вынуждены идтипо пути сокращения потребления, постиндустриальные способны максимизироватьего, причем с гораздо более впечатляющими и масштабными результатами.Дальнейшее укрепление позиций постиндустриального мира может происходитьпоэтому без излишних самоограничений с его стороны.
Новое качество современных постиндустриальных корпораций являетсякак причиной, так и следствием изменившейся инвестиционной стратегии. Переменыв структуре корпорации отражают в первую очередь изменение фундаментальныхкачеств ее работников, происходящее по мере роста роли и значенияинтеллектуальной деятельности, в значительнойстепени мотивированной надутилитарным образом. Напротяжении всего нынешнего столетия корпорации постепенно превращались изинструмента капиталистического принуждения в ассоциации, преследующие не толькочисто экономические, но и социальные цели, что стало особенно заметно ссередины 60-х годов, когда быстро распространялись новые технологии,предполагавшие децентрализацию, демассификацию, фрагментациюпроизводства и требовавшие работников, одним из важнейших качеств которыхявляется выраженное стремление к автономности. Эти перемены ознаменовалипереход к системе гибкой специализации, способной быстро отвечать наизменяющиеся потребности рынка и основанной на радикально повысившейся степени свободыработника.
Заключение
Рольтретичного сектора в развитии общества неоднозначна, но без него не может бытьобеспечен прогресс общества. Ныне сфера услуг занимает прочное первое местосреди отраслей как в структуре ВВП и ВНП, так и в структуре занятости населенияразвитых и даже многих развивающихся стран.
Удельный вессферы услуг стремительно растет и в среднем по мире достигает 60%, чтохарактеризуется переходом в постиндустриальную эпоху. Постепенно сокращаетсядоля сельского хозяйства и промышленности, отмечается общее снижениепоказателей. Происходит сокращение не только доли промышленности в созданиемирового ВВП, но и сокращение доли обрабатывающей промышленности в ВВП в первуюочередь в странах со средним и высоким уровнем доходов населения. Долянаселения, занятого в индустриальном секторе сокращается.
Все большийупор развитые страны делают на использование знаний, трудовых, а не природныхресурсов, переход на наукоемкие технологии замедляет спрос этих стран на природныересурсы.
Растетмеждународная торговля знаниями. Доступность информации в сочетании с дешевымисредствами связи и транспорта стало мощным стимулом для международного движениякапитала.
Сокращаетсядоля стран с наименьшим показателям доли третичного сектора в ВВП.