Реферат по предмету "Философия"


Проблемы истины в современной философии

Содержание ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. Что есть истина 3 Глава 2. Проблема истины в философской науке. 5 Глава 3. Гносеология Канта и его подход к проблеме истины. 7 Глава 4. Нравственное решение проблемы истины у Вл. Соловьева. 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 Список литературы 15 ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является исследования одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются.

Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного опыта Интерпретация индивидуальных мыслей на общечеловеческом языке устная речь, письменная и так далее приводит к потере и неточности ощущений.

Таким образом, для понимания и осмысления мира и своего места в нем, человеку необходимо постоянное совершенствование, расширение и уточнение общественных терминов имеется в виду не только научные термины, но и искусство. Итак, изначально человеком может исследоваться окружающий мир, но лишь отраженный, интерпретированный в человеческом сознании, в человеческих терминах и понятиях. Поэтому для расширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнение терминов и

понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь интуитивные способности к постижению нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения.

Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир. Глава 1. Что есть истина Истина есть великое слово и еще более великое дело. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь Гегель, Сочинения, Москва, 1956 г - эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина

столь же судьбоносна и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека. Но что же такое истина Не является ли этот предельный вопрос лишь некой скептической и риторической фигурой, в которой выражена уверенность в относительности, субъективности и бессмысленности истины Истина здесь, рядом с нами, и не видеть этого значит обречь себя на вечную бессмысленность бытия.

Что представляет собой истина Мы говорим, например, истинное счастье. Это значит настоящее, неподдельное, действительное счастье. Точно также мы говорим о настоящем бриллианте, т.е. неподдельном, не фальшивом, естественном, а не искусственном. Фальшивый бриллиант в действительности не то, чем он кажется. Но ведь фальшивый бриллиант это тоже нечто действительное.

Следовательно, истинность не может быть оправдана одной действительностью. Истинное это такое действительное, которое прежде всего согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант и действителен, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а следовательно,

нашему представлению о бриллианте. Слово истина мы относим не только к самому сущему. Если суть истины в соответствии предмета своему понятию, т.е. в истинности наших представлений о предмете, о сущем, то истинным или неистинным ложным должны являться, в первую очередь, наши высказывания о сущем. Истина означает здесь двоякого рода согласованность 1 совпадение вещи с понятием о ней 2 совпадение понятий со словом, высказыванием истина есть как бы приравнивание вещи к слову, подобно тому как обычная

бумажная денежная купюра приравнивается к золотому эквиваленту. Но как возможна такая согласованность, такое приравнивание совершенно различных вещей Об этом образно размышляет М. Хейдеггер Хейдеггер М. О сущности истины, ст. 8-27. Мы говорим Эта монета круглая. Здесь высказывание согласуется с вещью. Но если вдуматься в этот пример истинности, он покажется верхом

абсурда. Невольно станешь думать, что истина плод относительности, условности и произвола. Действительно, между монетой и высказыванием о ней нет ничего общего, что могло бы свидетельствовать об истине. Монета сделана из металла. Высказывание же вообще не имеет никакой формы. На монету можно что-то купить. Высказывание же о ней никогда не бывает платежным средством. И несмотря на все это, высказывание эта монета круглая является истинным и согласуется с вещью.

И происходит это не в силу условности и договоренности, а в силу самой природы сущего. Уподобление выражает в данном случае не вещественную одинаковость, а единственную взаимосвязь разнородных явлений бытия. Хейдеггер усматривает это единое сущее в открытости сущего человеку, его мысли и языку. Подтверждение этому он видит в самом слове истина. По-гречески истина есть aletia, что в буквальном переводе означает непотаенное, открытое.

Слово истина является заимствованным из старославянского языка. В старославянском образовано от ИСТЪ настоящий, несомненный, действительный с помощью суффикса ина. Истина это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русском языках истина означает открытость бытия, выход сущего из потаенности. То, что есть, то открыто, не утаено от человека. Глава 2. Проблема истины в философской науке. В философии на сегодняшний день можно указать наличие,

по крайней мере, следующие концепции истин. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны 1. Классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании. 2. Когерентная концепция рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. 3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то что полезно для человека.

4. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство. 5. Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир. 6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божье откровение.

Истина БЭС - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов Платон, Августин, или как согласие мышления с самим собой теория когеренции , с его априорными формами

Кант. По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли. Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствии мышления ощущениям субъекта или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха прагматизм, либо, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений. Общая черта различных концепций истины в современной западной философии - отрицание объективности содержания

знания. Признание объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма. На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания. Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной

истины оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания, своим объективным содержанием включается в последующие этапы познания. Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект

познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует ходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике. Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику и

преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальной реальности, выяснение социально-практических и мировоззренческих предпосылок теоретических построений. Относительная истина истина, отражающая предмет не полностью, а в исторически обусловленных пределах. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Конкретная истина истина, раскрывающая существенные моменты предмета с учетом конкретных условий его

развития. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Назаретян А.П. ОНС, 1995 г 5Со времени Г. Галилея и Ф. Бекона научное мышление во многом противостояло мышлению мифологическому, унаследовав, однако, одну из имманентных черт веру в то, что существует внешнее по отношению к человеку, полное и абсолютное знание о мире. Изменились источники и методы поиска Истины, но сама она, amica veritas в латыни слова истина

и вера одного корня, оставалась священной коровой, которой клялись и попы, и философы, и самые крутые натуралисты. Из двух взглядов на предмет по меньшей мере один полагался непременно ложным. Правда после И. Канта стало принято различать абсолютную и относительную истины, заговорили и о том, что знание конкретно, а мир пребывает в вечном движении. Однако ядро мифологического мышления опять таки оставалось нетронутым, так как субъект с заведомо ограниченным

опытом наделялся способностью устанавливать окончательную границу между абсолютно и относительно истинным знанием, отделяя в нем то, что безусловно верно, от того, что еще может быть уточнено. Глава 3. Гносеология Канта и его подход к проблеме истины. В диссертации 1770 года Кант утверждал Кант И. Сочинения, М Мысль, 1964 г что ноумены постигаются непосредственно умом, теперь он считает их недоступными никакому

пониманию, трансцендентными. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле, и сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. Канта мучает и вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него. Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и автор неоднократно это говорит, но он знает, что эти слова представляют собой тавтологию.

Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнению Канта, должен звучать следующим образом как найти всеобщий критерий истины для всякого знания Ответ Канта всеобщий признак истины не может быть дан. Однако, философ отверг всеобщий критерий только относительно содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает непротиворечивость рассуждений.

Он понимает, что запрет противоречия представляет собой только негативный критерий истины, но, руководствуясь им, все же можно возвести прочные конструкции науки. Что есть истина Для философа это неизбежный вопрос. Кант не уходит от него, хотя и медлит с ответом. Умение ставить разумные вопросы, несколько раздражено рассуждает он необходимый признак ума. Если вопрос сам по себе лишен смысла, то кроме стыда для вопрошающего,

он имеет еще и тот недостаток, что побуждает к нелепому ответу и создает смешное зрелище. Раздражение вызвано тем, что вопрос об истине мучит Канта, но он понимает невозможность однозначного ответа на этот вопрос. Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и он неоднократно это говорит, но он знает, что слова эти представляют собой тавтологию.

Правильно сформулированный вопрос об истине звучит так как найти всеобщий критерий истинный для всякого знания Ответ Канта всеобщий признак истины не может быть дан. Кант отверг всеобщий критерий истины только относительно содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает не противоречивость рассуждений. Это весьма основательная поправка к отрицательному ответу на вопрос об истине, который разрушил построение

догматиков. Теперь задача состоит в том, чтобы избежать скептических построений. Кант понимает, что запрет противоречия представляет собой только негативные критерии истины, но, руководствуясь им, все же можно возвести прочные конструкции науки. Мы сейчас знаем, что наука обладает и позитивным критерием истины, это практика. Практика подтвердила истинность неевклидовой геометрии, но другая практика устанавливает истинность

аксиом Эвклида. Истина - это процесс все более глубокого постижения мира, движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному, движения, которое не может прекратиться, ибо мир неисчерпаем. Гегель впервые сформулировавший эту идею, впал, однако, в противоречие с самим собой, вообразив, что возможно полное совпадение предмета и мысли - абсолютное знание. Кант был осмотрительнее его трансцендентная вещь сама по себе служит напоминанием, что предела познанию

нет и не может быть. В Логике Кант писал Истинность, говорят, состоит в согласии знания с предметом. Следовательно, в силу одного этого словообьяснения, мое знание, чтобы иметь значение истинного, должно быть согласным с объектом. Но сравнивать объект с моим знанием я могу лишь благодаря тому, что я познаю первый. Следовательно, мое знание должно подтверждать само себя, а этого еще далеко не достаточно для истинности. Ведь так как объект находится вне меня, а знание во мне, то я могу судить лишь о том согласно

ли мое знание об объекте с моим же знанием об объекте. Кант И. Сочинения, стр. 42-43 Отстаивая свои взгляды на истинность мышления, Кант ставит следующие вопросы 1 существует ли всеобщий материальный критерий истинности 2 существует ли всеобщий формальный критерий истинности На первый вопрос Кант дает отрицательный ответ, на второй - положительный.

С его точки зрения, всеобщего материального критерия быть не может, ибо само существование такого критерия он считает противоречивым. Обосновывая это утверждение, Кант пишет в Критике чистого разума Если истина состоит в согласии познания с предметом, то посредством нее этот предмет должен быть отличен от других предметов в самом деле, знание заключает в себе ложь, если оно не согласуется с тем предметом, к которому относится, хотя бы оно и содержало в себе что-либо

такое, что могло бы иметь значение для других предметов. Между тем всеобщим критерием истины мог бы быть лишь такой критерий, который имел бы значение для всех знаний, без различия их предметов. Но так как в таком случае мы отвлекаемся от всякого содержания знания отношения его к объекту, между тем как истина заключается именно в этом содержании, то отсюда ясно, что совершенно невозможно и нелепо требовать признака истинности этого содержания знания и что достаточный

и в то же время всеобщий критерий истины не может быть дан. Так как выше мы назвали уже содержание знания материей, то мы можем выразить эту мысль следующим образом требовать всеобщего критерия истинности знания со стороны его материи нельзя, так как эти требования противоречивы. Кант И. Сочинения, т.3, стр. 285-286 см. 6,т.3, стр. 285-286 Отвергая всеобщий материальный критерий истины,

Кант считал возможным существование частичного материального критерия истины, понимая под материальным и материей не действительную материю, как объективную реальность, а состояние сознания. Этот критерий для Канта состоит в соответствии знания материи, то есть ощущениям и восприятиям, и поскольку последние не могут характеризоваться свойством всеобщности, то и материальный критерий может быть лишь частичным. Отвергая объективную истину, Кант пытается обосновать истину формальную.

По этому поводу Кант указывает в Критике чистого разума Что же касается познания со стороны одной лишь его формы оставляя в стороне всякое содержание, то ясно, что логика, поскольку она излагает всеобщие и необходимые правила рассудка, дает критерий истины именно в этих правилах. То, что противоречит им, есть ложь, так как рассудок при этом противоречит общим правилам мышления, то есть самому себе. Однако эти критерии касаются только формы истины, то есть мышления вообще,

и потому недостаточны, хотя и вполне правильны. В самом деле, знание, вполне сообразное с логическою формою, то есть не противоречащее себе, тем не менее может противоречить предмету. Итак, чисто логический критерий истины, именно согласие знания со всеобщими формальными законами рассудка и разума есть, правда, condito sine que non, то есть отрицательное условие всякой истины, но дальше этого логика не может дать никакого признака, чтобы открыть заблуждение, касающееся не формы, а содержания.

Таким образом, Кант делает следующий за Аристотелем шаг. В его учении достаточно убедительно показывается субъективный характер истины. Поэтому невозможен всеобщий критерий истины. Познание мира осуществляется разумом человека на основе априорных форм рассудка. Процесс постижения истины должен идти по пути исследования законов разума. Глава 4. Нравственное решение проблемы истины у Вл.

Соловьева. Истина для Вл. Соловьева - это абсолютная ценность, принадлежащая самому всеединству, а не нашим суждениям или выводам. Познать ее значит преступить пределы субъективного мышления и вступить в область существующего единства всего того, что есть, т.е. Абсолюта. Существа этого мира только в том случае могут подняться до Бога, если они проникаются чувством совершенной любви, т.е. отрекаются от своего самоутверждения, что

отнюдь не приводит к потере индивидуальности, напротив, существо обнаруживает свое истинное я, дух, заложенный, в нем. Существа же, сохраняющие свою эгоистическую исключительность, становятся непроницаемыми друг для друга. Их жизнь строится на грубых принципах материального мира. Вот тут то и начинается то, с чем пытался бороться Федоров разобщенность людей, их борьба за место под солнцем

Для понимания того, как решается проблема истины у Вл. Соловьева, необходимо понять, какими философскими категориями он оперирует, на какие предпосылки опирается. Для этого опять обратимся к работе А.Ф. Лосева. с установившейся точки зрения совершенно нет никакой разницы между сущим и бытием. То, что понимает сам Вл. Соловьев под этими терминами, совершенно ясно и едва ли заслуживает какой-

либо существенной критики. Сущее, по мысли Вл. Соловьева, выше всяких признаков и свойств, выше всяких предикатов и вообще выше всякой множественности. Классический образ мышления требовал равноправного существования также и для множественности, раздельной, понятной и далекой от превращения в абсолютно непознаваемый нуль, в абсолютное ничто. Вот это раздельное, доступное пониманию, структурное, относительное, объединяемое в отдельные относительные единства, Вл.

Соловьев называет бытием в отличие от сущего. Все дело заключается здесь в том, что должна же существовать какая-нибудь вещь, если мы ей приписываем какие-нибудь признаки. Но если она действительно существует, то она выше своих признаков. По терминологии Вл. Соловьева, эту вещь и надо называть не просто суммой признаков, или бытием, но тем, что является носителем этих признаков, а именно сущим, которое в сравнении со всеми своими признаками

есть уже сверхсущее. Отрицать такое сверхсущее - значит, по Вл. Соловьеву, просто отрицать существование вещей, а значит, и всего мира Владимир Соловьев. Смысл любви, стр. 60-61. Таблица категорий, при помощи которой философ хочет резюмировать свою теорию цельного знания, является большим достижением в творческой эволюции Соловьева. Философ избегает здесь противоречивости благодаря тому, что из всех своих триад останавливается

только на одной - сущее, бытие, сущность. Это же самое тройное деление он представляет еще и в таком виде абсолютное, логос, идея. Поскольку, однако, цельность предполагает существование всего во всем, то в каждой из этих трех категорий снова повторяются те же самые три категории как логос оно есть ум и как идея оно есть душа. Вторая основная категория, а именно бытие, взятое как абсолютное, есть воля, как логос оно есть представление и как идея оно есть чувство.

Такое же тройное деление находим мы и в сфере сущности. А именно сущность как абсолютное есть благо, как логос она есть истина и как идея она - красота. Там же, стр. 117-119 Истина и не только с точки зрения Вл. Соловьева есть синтез ума и представления. Истина, по Вл. Соловьеву, для нас возможна только в том случае, если мы будем признавать всю действительность,

беря ее в целом, то есть максимально обобщенно и максимально конкретно. Это значит, что истина есть сущее, взятое и в своем абсолютном единстве и в своей абсолютной множественности. Другими словами, истина есть сущее всеединое В.С.Соловьев. Сочинения в 2-х т стр. 295, истина заключается прежде всего в том, что она есть, то есть что она не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть независимо от

того, ощущаем ли мы ее или нет. Познание вообще есть относительное бытие субъекта и предмета или взаимоотношения обоих, смотря по тому, какой из двух терминов преобладает, это отношение познание является в форме ощущения или же в форме понятия. Но отношение предполагает относящихся, и безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытия, а как то, что есть в отношении, или как сущее. В.С.Соловьев. Сочинения в 2-х т т1, стр. 691 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данного реферата, можно сказать, что проблемы, касающиеся определения критериев истины, законов и формы мышления интересовали людей с глубокой древности. И первым из известных нам философов, у кого эта проблематика приобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику.

Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применение науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.

В дальнейшем историческом развитии учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и направлений. После опубликования трудов Иммануила Канта, достаточно ясно вырисовывается следующее направление философской мысли истина носит субъективный характер, основное внимание при исследовании проблемы истины следует уделять познанию самого человека, законов его разума. Как достаточно убедительно показано Кантом, не может существовать всеобщего критерия истины.

Все, чем располагает человек и в этом Кант соглашается с Аристотелем - это формальные законы логики. Но Кант утверждает, что эти законы строятся на основании априорных форм рассудка. Им впервые было устранено противоречие, заведшее в тупик философию того времени. Являются ли человеческие знания продуктом чувственного восприятия, или же это - плоды умственной деятельности Предложенная Кантом концепция постижения человеком окружающего мира на основе априорных форм рассудка

позволила выйти из этого тупика. В дальнейшем практически любое исследование в данной области так или иначе опиралось на разработанную Кантом теорию. Например, Вл. Соловьев принимает как достижение разработку эстетики у Иммануила Канта. Но нравственно-религиозная направленность творчества Вл. Соловьева заставляет рассматривать те же проблемы с несколько иной точки зрения.

По Вл. Соловьеву, знание возможно лишь потому, что чувственность оформляется априорными формами рассудка. Но априорные формы рассудка трактуются у Канта как исключительное достояние человеческого субъекта, а у Вл. Соловьева они являются объективно существующими идеями. Конечно, вещи в себе существуют и у Канта и у Вл. Соловьева. Но у Канта они остаются навеки непознанными, у

Вл. Соловьева они изливаются в конкретный чувственный опыт человека и его оформляют. По Вл. Соловьеву, разум требуется для завершения и полноты знания, но идеи этого разума даются человеку интуитивно, так, что возможная здесь диалектика только открывает человеку сферу высшего познания. Истина, по Вл. Соловьеву, возможна только в том случае, если признавать всю действительность, беря ее в целом, то есть максимально обобщенно и максимально конкретно.

Это значит, что истина есть сущее, взятое и в своем абсолютном единстве и в своей абсолютной множественности. Другими словами, истина есть сущее всеединое. Таким образом, в историческом и философском плане у данных авторов наблюдается преемственность, углубление и расширение взгляда на проблему истины. Как мне кажется, Аристотель, И. Кант и Вл. Соловьев занимали ключевые позиции в развитии философского знания по проблеме истины. Им принадлежит заслуга в определении и условиях применения критериев истины,

носящих всеобщий и частичный характер. Исследование Аристотелем формальных, объективных законов мышления привело к созданию науки логики, неизменной и по сей день. Обращение И. Кантом внимания на законы и формы постигающего истину мышления, привело к идее непознаваемости вещей в себе, о невозможности дать всеобщий критерий истины. Наконец, последним из рассматриваемых нами философов -

Вл. Соловьевым, была сделана попытка взглянуть на проблему истины с нравственных позиций. Его принцип всеединства устраняет кантовскую непознаваемость вещей в себе и, связывая человека со всей Вселенной, открывает ему безграничные просторы познания. Список литературы 1. В.С.Соловьев. Сочинения в 2-х т М Мысль, 1988 г. 2. Владимир Соловьев. Смысл любви.

Москва,Современник,1991 г. 3. А.Ф.Лосев. Вл.Соловьев. М Мысль, 1983 г. 4. Введение в философию. Ч. 1,2 М 1990 г. 5. Философская энциклопедия. т 1-5. М 1993 г. 6. Гегель, Сочинения, Москва, 1956 г. 7. Большая советская энциклопедия, М 1976 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Молодёжные объединения как субъекты социальной работы
Реферат Захар Федорович Леонтьевский - выдающийся российский синолог
Реферат Молодежь концептуализация понятия
Реферат Мозг человека и искусственный интеллект Напалков А.В.
Реферат Молод жная субкультура
Реферат Молодежная субкультура в условиях постсоветского общества
Реферат Красная Пасха
Реферат Модернизация России теория и практика Дети - наше будущее
Реферат Мотивационные аспекты усыновления ребенка из детского дома
Реферат Мотивация волонтеров на материале исследования мотивации волонтеров Кризисного центра г Апатиты
Реферат Молодежная политика в Северо-Западном регионе России
Реферат Молодёжная политика международное молодёжное движение сегодня
Реферат Iv архангельская международная медицинская научная конференция молодых ученых и студентов (к 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова)
Реферат Молодежь России - новизна программы на 2006-2010 гг
Реферат Моя будущая профессия 2