МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Снежинский физико-технический институт
филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(СФТИ НИЯУ МИФИ)
Кафедра Экономики
ооо
(наименование кафедры)
Домашняя работа
По курсу
БЖД
(наименование учебной дисциплины)
Группа ЭУ-56Д llll
(номер студенческой группы)
Студент ______________ Карпеев Н.В.
(подпись)
Преподаватель ___________Зикрач В.А.
(подпись)
Снежинск
2010г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
1.1 Общая характеристика форм международного технологического обмена
1.2 Международная передача технологий, как форма международных экономических отношений
1.3 Экономическая целесообразность экспорта технологий
1.4 Экономическая целесообразность импорта технологий
2. Структура и особенности современного мирового рынка технологий
2.1 Географическая структура мирового рынка технологий
2.2 Особенности современного мирового рынка технологий
3. Международное техническое содействие
Заключение
Список использованных источников
Введение
Мировое хозяйство представляет собой не просто сумму национальных хозяйств, но их совокупность, целостную систему. Это означает, что их объединяют, интегрируют разнообразные связи и отношения. Система хозяйственных связей между национальными экономиками различных стран, основанная на международном разделении труда, называется международными экономическими отношениями (МЭО). Они находят свое конкретное выражение в интернациональном обмене продукцией и услугами.
Основные формы МЭО;
— международная торговля товарами, работами, услугами;
— международная специализация производства и научно-технических работ, или международный научно-технический обмен;
— обмен научно-техническими результатами;
— информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
— движение капитала (инвестиции);
— движение (миграция) рабочей силы;
— деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.
Ведущее место в системе МЭО по-прежнему занимает международная торговля, составляющая примерно 2/3 стоимости всех трансграничных экономических потоков. Однако ее характер существенно изменился — современная внешняя торговля во все большей степени нацелена на обмен промышленными товарами на базе подетального и постадийного (технологического) разделения труда. Эволюция интернационального обмена привела к интернационализации производства, которое сейчас все чаще организуется на предприятиях нескольких стран мира, соединенных звеньями единых технологических процессов. Решающую роль в становлении международного производства играет быстро растущий вывоз капитала в форме прямых инвестиций и деятельность ТНК. Вывоз капитала, интернационализация производства способствуют интернационализации научно-технического прогресса, стимулируют международный обмен научно-техническими знаниями.
Технологический процесс оказывает все растущее влияние на интернационализацию производительных сил, ускоряет интеграционные процессы. Научно-технической революции в современном обществе свойственны необычайно широкие масштабы, накопление и интенсивное использование научных знаний. По данным ООН, во всем мире ежегодно издается около 50 тыс. технических и научных журналов, в которых публикуется более миллиона научных статей. В фундаментальных науках объем знаний удваивается каждые 10 лет, в прикладных обновляется каждое пятилетие.
Важной чертой, которая характеризует современную НТР, является не только быстрое получение новых научных данных и результатов, но и значительное сокращение сроков от момента получения новых знаний, которые на первый взгляд могут носить чисто теоретический характер, до их технологического воплощения в промышленном производстве.
В результате действия НТР происходит так называемый ассортиментный взрыв, который проявляется в значительном увеличении новых видов изделий в общем объеме производства. Необходимость выпуска новых изделий требует обновления оборудования, создания новых технологий, повышения качества создаваемой продукции, технического перевооружения производства.
Разделение труда в области науки и техники является прямым следствием развития НТР. Важным стимулом углубления всех форм разделения труда в области науки и техники явилось значительное удорожание научных и технических разработок. Тенденция в развитии этого процесса такова, что каждые 7-10 лет происходит удвоение расходов на научные разработки. Наиболее дорогостоящими являются не столько сами научные исследования, сколько доведение их разработок до непосредственного промышленного применения. По расчетам специалистов, затраты на научные разработки соотносятся следующим образом: 1: 3: 6: 100, где: 1 — затраты на чисто научные фундаментальные исследования, разработку общей теории того или иного вопроса; 3 — затраты на фундаментальные исследования, ориентированные в практические сферы применения; 6 — прикладные исследования; 100 — конкретные технологические разработки.
Такие возрастающие затраты непосильны даже крупному государству особенно перед лицом возникающих глобальных проблем: к примеру экологических — во всем их широком спектре: от сохранения почвы, воды, внутренних водоемов, рек, океанов, до космоса; политических — решение проблем стран третьего мира; энергетических — создание новых источников энергии и т.д. Реализация уже имеющихся научных открытий и новых технологических идей требует огромных средств на создание новых производственных мощностей, на коренную реконструкцию существующего оборудования, освоение новой продукции. Затраты на научные исследования в настоящее время весьма значительны, и практически в настоящее время не существует ни одного государства, которое могло бы себе позволить развивать собственные научные разработки, не учитывая преимуществ международного разделения труда в сфере науки и техники, возможности объединенных усилий в рамках мирового сообщества.
1. Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность
Общая характеристика форм международного технологического обмена
Международная передача технологии на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам.
Различают следующие основные пути передачи технологий.
Обмен технологиями осуществляется на некоммерческой и коммерческой основе.
На некоммерческой основе:
специальная литература, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и дp.;
конференции, выставки, симпозиумы, семинары, зарубежное обучение, стажировка, практика;
международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка умов».
Между сторонами не возникают денежные обязательства. К технологическому обмену в некоммерческих формах относятся: научно-технические публикации; компьютерные базы данных, технические стандарты, справочники; проведение выставок, ярмарок, симпозиумов; обмен делегациями и встречи ученых; миграция специалистов; обучение студентов и аспирантов; деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др. На коммерческой основе:
продажа воплощенных технологий;
прямые зарубежные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий;
продажа патентных и «ноу-хау» лицензий;
совместные НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;
координирование и кооперирование НИОКР; научно-техническое и производственное кооперирование;
лизинг;
инжиниринг;
консалтинг;
портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров.
Покупатель оплачивает передаваемые продавцом научно-технические знания. На коммерческой основе осуществляется продажа патентных и ноу-хау лицензий; лизинг; инжиниринг; консалтинг; координирование и кооперирование НИОКР; создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров; продажа воплощенных технологий и др.
Существует также нелегальная передача технологий в форме промышленного шпионажа и технического пиратства – массового выпуска и продажи товаров-имитаций.
Нелегальная передача технологий:
промышленный шпионаж — вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность;
техническое пиратство — массовый выпуск и продажа товаров-имитаций теневыми структурами.
Наиболее распространенной формой передачи научно-технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4-5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий.
Лицензия — это разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.
Виды лицензий.
Различают патентные лицензии – т.е. дающие право использования запатентованного изобретения;
беспатентные («ноу-хау») — дающие право на использование научно-технических достижений; «ноу-хау» — незащищенная патентами совокупность технических, коммерческих и др. знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства.
Патент – документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. По оценкам экспертов ООН, покупатели платят за приобретенные лицензии 1–10% стоимости реализованной продукции, выпущенной на основе лицензионных соглашений. Патентование способствует защите от «пиратства» и недобросовестной конкуренции. Особенно пиратство распространенно на рынке программного обеспечения, а также в области использования фирменных наименований и товарных знаков. В Бразилии «компании-призраки» специализируются на регистрации общеизвестных товарных знаков с целью вступления в переговоры с их законными владельцами и извлечение из этого прибыли. Всего так было зарегистрировано 6000 знаков (Судзуки, Ренаулт и др.).
Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением — договором, по которому лицензиар выдает лицензиату разрешение на использование собственных изобретений или научно-технических достижений в определенных пределах. В нем оговариваются характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.
По объему прав, передаваемых лицензиату:
простую лицензию, по договору которой лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);
исключительную лицензию, по договору которой лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах, оговоренных в соглашении, и лицензиар уже не может выдать аналогичные по условиям лицензии другим лицам, но оставляет право самостоятельного использования лицензии (характерно для несерийных товаров);
полную лицензию: лицензиар уступает все права на использование научно-технического достижения в течение срока действия соглашения и отказывается от самостоятельного использования лицензии (применяется редко).
По способу коммерческой реализации:
чистые — купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав;
сопутствующие — сопровождающиеся контрактом на поставку комплектного оборудования или лицензии, необходимой для основной лицензии.
По степени производственного освоения:
достижения, освоенные в производстве;
исследовательские.
По предмету сделки:
научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»);
промышленные образцы;
торговые знаки;
услуги.
По форме выплаты лицензионного вознаграждения:
роялти – оговоренное участие в прибыли, т.е. периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения. В виде роялти осуществляется 90% всех лицензионных платежей;
паушальный платеж – единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами);
комбинированные платежи – включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (обычно 10–15% от общей цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).
В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3-10 лет.
По категории предмета сделки различают лицензии на научно-технические знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг.
Ноу-хау (know how) – предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.
Промышленный образец – художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана.
Товарный знак – это обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних лиц и фирм от однородных товаров других лиц или фирм. Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы и т.п. Товарный знак может быть признан недействительным, если незаконно зарегистрирован или стечением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания в силе его государственной охраны, например, он вошел во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода. Так едва не произошло с товарными знаками Аспирин, Рэнк ксерокс.
Лицензионная торговля, охватывающая сделки с ноу-хау и патентами на изобретения, является основной формой коммерческого трансферта технологий. В современных условиях подавляющая часть лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий. Это связано с экономией на проведении дополнительных НИОКР и расходов на внедрение в производство. Поэтому наибольшее распространение в международном трансферте получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с представлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.
Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:
приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7-8 лет;
покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;
каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3-6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии — 16 долларов;
экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.
Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг — когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века — с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.
По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.
Различают три типа франчайзинга.
Производственный — поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Торговый (товарный) — фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.
Лицензионный (деловой) — франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.
Преимущества франчайзинга:
сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании;
возможность получения небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем);
использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у клиентов, гарантирует быстрое признание у клиентов;
гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках;
бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществление помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.
Оценочная стоимость продукции, выпускаемой в различных странах мира по иностранным лицензиям, составляет 350–400 млрд. долл. Лидирующее положение в качестве экспортеров лицензий занимают экономически развитые страны, на которые приходится более 80% мирового экспорта лицензий. При этом на США приходилось около 2/3 указанного экспорта, далее следуют страны ЕС. В последние годы Япония из нетто-импортера лицензий превратилась в экспортера технологий. На нее приходится уже более 5% мирового экспорта технологий.
Подавляющая часть лицензий импортируется также экономически развитыми странами. На развивающиеся страны приходится лишь менее 20% мирового экспорта лицензий, что объясняется малой емкостью их технологического рынка.
Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность – 19%, общее машиностроение – 18%, химическую промышленность – 17,4%, транспортное машиностроение – 10,2% всего объема коммерческих операций.Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.
Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.
Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по следующим причинам:
имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей;
уменьшается объем капиталовложений;
возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте;
гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;
возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.
Заинтересованность крупных корпораций объясняется следующим:
они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;
получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;
компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.
Однако франчайзинг имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.
Возможные проблемы франчайзи:
объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;
помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;
франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.
Проблемы франчайзера:
ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;
затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;
проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти;
крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.
Международный лизинг — финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.
В отличие от купли-продажи аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.
Наибольшее распространение в МЭО получил лизинг, который подразделяется на:
оперативный — более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду;
финансовый — полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.
Международный лизинг характеризуется тем, что его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг — арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный — сдачу в аренду через третье лицо.
Экспортный лизинг — сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его в аренду зарубежному арендатору. Импортный лизинг — закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору.
Лизинг актуален для стран с высоким уровнем внешней задолженности и с ограниченными валютными средствами. По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит государственную поддержку во многих промышленно развитых и развивающихся странах.
1.2 Международная передача технологий, как форма международных экономических отношений
НТП не только произвел переворот в структуре МРТ, но и расширил сферу его развития, привел к появлению новой формы МЭО — международного научно-технического обмена и производственного сотрудничества.
Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые позиции во всех или во многих отраслях науки и техники. Развитие международного научно-технического и производственного сотрудничества в этих условиях — единственный и разумный выход.
Международный технологическийобмен — это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.
Документы ООН трактуют понятие «технология» как:
набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.
По определению ЮНКТАД международный обмен технологиями — это сделки на основе соглашений между сторонами, которые преследуют в качестве своей цели уступку по лицензии или передачу прав на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технических услуг.
Международный обмен технологиями известен с начала ХХ в., но формирование мирового рынка технологий произошло в 50-60-е гг. Именно к этому времени объем международных коммерческих операций с технологиями превзошел масштабы национального обмена.
Международное производственное и научно-техническое сотрудничество имеет два уровня предпосылок:
на уровне страны;
локальные на уровне фирм, предприятий и организаций.
Предпосылки на уровне страны— это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что, прежде всего, связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся стран – это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей. Межстрановые различия носят количественный и качественный характер. Количественные различия касаются объемов средств, выделяемых на научно-техническое развитие и импорт технологий. Качественные различия касаются направлений исследований, разработок, ориентации экспорта и импорта научно-технической продукции и т.д.
Анализ стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуске и экспорте наукоемкой продукции, позволяет выделить некоторые типы стратегий инновационного развития.
Стратегия «переноса» заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную экономику. Она осуществлялась, например, в послевоенный период Японией, которая закупала у США, Англии и Франции лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом. На этой основе Япония создавала собственный потенциал, обеспечивший в дальнейшем весь инновационный цикл — от фундаментальных исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В итоге экспорт японских технологий превысил их импорт, а страна, наряду с некоторыми другими, обладает передовой фундаментальной наукой.
При этом Япония реализовывала селективную научно-техническую политику: 50-е гг. — повышение качества; 60-е гг. — снижение трудоемкости; 70-е гг. — снижение затрат энергии, топлива и сырья; 80-е гг. — достижение технологической независимости.
Стратегия «заимствования» состоит в том, что, располагая дешевой рабочей силой и используя собственный научно-технический потенциал, страны осваивают производство продукции, производившейся ранее в более развитых странах, последовательно наращивая собственное инженерно-техническое обеспечение производства. Далее становится возможным проводить свои НИОКР, сочетая государственную и рыночную формы собственности. Такая стратегия принята в Китае и ряде стран Юго-Восточной Азии. Примером служит создание конкурентоспособной автомобильной промышленности, высокоэффективных средств вычислительной техники, бытовой электроники в Южной Корее.
Стратегии «наращивания» придерживаются США, ФРГ, Англия, Франция. На базе использования собственного научно-технического потенциала, привлечения зарубежных ученых и специалистов, интегрирования фундаментальной и прикладной науки эти страны постоянно создают новый продукт, высокие технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере.
Предпосылки международного научно-технического обмена на уровне предприятий и организаций.
Повышение порога ресурсов, необходимых для решения конкретных научно-технических проблем.
Узость материально-технической базы отдельного предприятия, института.
Неподготовленность имеющихся производственных систем к использованию новых технических решений.
Несоответствие полученных научно-технических результатов стратегии развития предприятия.
Новые стратегические возможности, открывающиеся в результате участия в международной передаче технологии.
Особенно значимыми являются международный научно-технический обмен и сотрудничество для технологически ориентированных предприятий и организаций, сделавших ставку на высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Они придерживаются стратегии «выпускать не то, что относительно дешевле или качественнее, а то, что больше никто (пока) выпускать не может».
1.3 Экономическая целесообразность экспорта технологий
На пути международного перемещения технологий стоит меньше барьеров и ограничений по сравнению с движением товаров и капиталов. Поэтому внешнюю экспансию легче осуществить, продав лицензию за границу, чем добиться освоения нового рынка путем экспорта продукции, производимой с помощью новой технологии или с помощью иностранных инвестиций. Другими словами, передача новой технологии за рубеж выступает как форма борьбы за иностранные товарные рынки, позволяющая обойти таможенные и иные барьеры.
Многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, а не независимым фирмам, пусть даже и отечественным. Объясняется это тем, что многонациональная компания при таких продажах не утрачивает монопольного права на использование новых технологий, исключается возможность утечки производственных секретов и превращения покупателя в серьезного конкурента.
Реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, продавец технологий получает возможность увеличить выпуск продукции на экспорт.
Путем продажи новой технологии за рубеж фирма может получить доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает иностранный партнер. Такое встречное или перекрестное лицензирование характерно для фирм, осуществляющих большие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и являющихся лидерами в разработке какого-то направления развития науки и техники. Обычно такие фирмы функционируют в отраслях с часто меняющейся технологией и выпускающих много видов продукции (например, химическая и электротехническая промышленность).
Экономическая целесообразность экспорта технологии состоит в том, что он есть:
средство увеличения дохода: при отсутствии условий реализации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции, ее можно реализовать в качестве самостоятельного продукта;
форма борьбы за товарный рынок. Первоначально из-за отсутствия капитала выпуск и реализацию продукта за рубежом трудно организовать в достаточных количествах, но покупатели на зарубежном рынке будут уже знакомы с товаром, ранее выпускавшимся по лицензии;
способ обойти проблемы экспорта товара в материальной форме, т.к. отсутствуют проблемы транспортировки и сбыта продукции, таможенные барьеры;
средство расширения товарного экспорта, если заключается лицензионное соглашение, предусматривающее поставку оборудования, материалов, компонентов;
способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем выпуска товаров покупателем лицензии, участие его в прибылях, контроль за техническими условиями производства и др.;
способ обеспечения доступа к другому новшеству через перекрестное лицензирование фирм;
возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием партнера-покупателя.
1.4 Экономическая целесообразность импорта технологий
Импортируя новые технологии, покупатель обычно добивается существенной экономии средств и времени в сравнении с самостоятельными разработками в этой области. Масштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требуют значительных затрат денежных средств, они продолжительны во времени, а предполагаемые их результаты не всегда определенны. Поэтому часто проще купить, чем сделать самому.
Приобретая новые технологии, покупатель получает возможность ликвидировать в короткие сроки свое техническое отставание в той или иной области. И хотя далеко не все, что продается на рынке технологий, является последними научно-техническими достижениями, тем не менее, покупки на технологическом рынке открывают доступ к новшествам высокого технического уровня.
Приобретение импортных технологий обычно сопровождается сравнительно малыми издержками по освоению производства продукции. Объясняется это тем, что на продажу поступают обычно практически отработанные технологии. К тому же покупатель может рассчитывать на помощь лицензиара при освоении новых технологических процессов.
Практика показывает, что изделия, производимые по зарубежной технологии, отличаются высокой конкурентоспособностью. Поэтому часть выпуска новых изделий направляется на внешний рынок, увеличивая экспортные возможности покупателя новой технологии.
Экономическая целесообразность импорта технологий в том, что он есть:
доступ к новшествам высокого технического уровня;
средство экономии затрат на НИОКР, в том числе, и во времени;
средство уменьшения расходов на товарный импорт и одновременно средство привлечения национального капитала и рабочей силы;
условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям: во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензиям, в валютном экспорте превышает долю национальных изделий.
Вышеперечисленные аспекты целесообразности экспорта и импорта технологий определили возникновение и развитие мирового рынка технологий, имеющего своеобразную структуру и особенности. Выход на данный рынок и участие в технологическом обмене сглаживают технологические различия между странами и позволяют ускорить процесс экономического и социального развития отдельных государств.
В современных условиях обмен технологически сложной продукцией стал основой международной торговли: ее удельный вес по сравнению с концом 30-х гг. вырос в 4 раза и к концу 90-х гг. достиг 40% мирового экспорта.
Неоднородность научно-технического прогресса, наличие разнообразных форм науки и техники, с одной стороны, и различных каналов передачи технологий, с другой, обусловили неоднородность мирового рынка технологий и привели к формированию таких его сегментов, как:
рынок патентов и лицензий;
рынок наукоемкой технологической продукции;
рынок высокотехнологичного капитала;
рынок научно-технических специалистов.
Наиболее весомую роль на всех сегментах мирового рынка технологий в последнее десятилетие играют США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, на долю которых приходится более 60% международного технологического обмена. В целом на развитые страны приходится около 90% мирового рынка технологий.
2. Структура и особенности современного мирового рынка технологий
2.1 Географическая структура мирового рынка технологий
Мировой рынок технологий представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществлённом, так и не в овеществлённом виде.
Субъектами мирового рынка технологий выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – ученые и специалисты.
Основными агентами на международном рынке технологий выступают ТНК, т.к. крупные затраты на НИОКР могут себе позволить лишь крупнейшие компании, тем более что и внедрение современных, обычно технически сложных нововведений требует больших капиталовложений. ТНК, как основной агент обмена технологиями, владеет более 4/5 патентов на новую технологию. В то же время не менее 1/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологии ТНК, который используется ими для проникновения на новые рынки или для учреждения собственных дочерних фирм.
Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной (информация, различного рода техническая документация, знания, производственный опыт) формах.
Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования – Международный кодекс поведения в области передачи технологий; а также такие международные органы регулирования, как Соглашение Всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), Комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).
Промышленно развитые страны:
занимают ведущее место в международной торговле лицензиями (до 80% их экспорта), поступления от продажи лицензий за рубеж составляют 30 млрд. долларов в год, стоимость продукции, выпускаемой по иностранным лицензиям — 500 млрд. долларов в год; доля высокотехнологичной продукции в экспорте США — 20%, ФРГ и Франции — 15;
США являются лидером лицензионной торговли (электротехническая, химическая промышленность, машиностроение);
второе место в экспорте лицензий занимают страны Западной Европы (фармацевтика, металлургия и металлообработка, текстильная и химическая промышленность);
в импорте лицензий лидирует Япония;
географическая удаленность Австралии и Новой Зеландии обусловила активную лицензионную торговлю по сравнению с экспортом товаров и услуг.
Развивающиеся страны:
менее 20%, что объясняется как малой емкостью их технологического рынка, так и невысоким уровнем экспортируемых технологий;
важным фактором развития лицензионной торговли становится расширение инвестиционного строительства, в ходе которого через лицензии передаются технологические знания.
Бывшие социалистические страны имеют незначительную долю на мировом рынке технологий.
Современная отраслевая структура мирового рынка технологий представлена наукоемкими отраслями промышленности: электротехнической, электронной, химической, фармацевтической, производством средств связи, приборостроением, авиакосмической, автомобильной отраслями.
2.2 Особенности современного мирового рынка технологий
Мировой рынок технологий один из наиболее интенсивно развивающихся мировых рынков, по темпам развития технологический обмен одерживает верх над традиционными мирохозяйственными потоками товаров и капитала.
Мировой рынок технологий развит лучше, чем национальный. Главную роль в этом процессе играют ТНК, создавшие специальный механизм совместного использования результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями.
Технологический разрыв между странами, находящимися на разных ступенях экономического развития, определяет минимум двухуровневую структуру рынка технологий:
высокие технологии, обращающиеся преимущественно между промышленно развитыми странами;
средние и низкие технологии могут быть новыми для рынка развивающихся и трансформирующихся стран и предметом технологического обмена между ними.
Высокая концентрация технологических ресурсов в небольшом числе государств.
Степень монополизации мирового рынка технологий выше, чем мирового рынка товаров. В 90-х гг. ТНК контролировали половину внешней торговли стран, в области технологий уровень монополизма составляет 80%.
Стратегия поведения ТНК на мировом рынке технологий по отношению к независимым фирмам и странам определяется «жизненным циклом» технологии:
на первом этапе «жизненного цикла» предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы;
на втором этапе технологический обмен дополняется прямыми зарубежными инвестициями;
на третьем этапе осуществляется продажа чистых лицензий.
Обмен технологиями строится не на случайных и эпизодических сделках, а имеет заранее подготовленный характер (в связи со стратегическими целями материнских компаний).
С 80-х гг. на мировом рынке технологий вместо конкуренции доминирующей линией поведения ТНК становится межфирменное сотрудничество. Оно включает: венчурные соглашения, совместные исследования и разработки, обмен технологиями, прямые капиталовложения, одностороннюю передачу технологий.
Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу (например, Международный кодекс поведения в области передачи технологий 1979 г.), а также международные органы регулирования: Комитет ЮНКТАД по передаче технологий, Совещание специалистов по безопасности и технологиям, Всемирная организация интеллектуальной собственности и др.
3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ
Разновидностью международной передачи технологий является международное техническое содействие (technical assistance), программы предоставления которого достаточно широко реализуются мировым сообществом с конца 1970-х гг.
Эти программы, осуществляемые на двух – или многосторонней основе, призваны оказать техническое содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в области технологических процессов, продуктов и управления. Программы технического содействия разрабатываются и реализуются ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и другими международными организациями.
Техническое содействие определяется как передача «ноу-хау» посредством таких видов деятельности, как профессиональная подготовка специалистов, проведение в жизнь политики, консультации, партнерство и исследования. Оно предоставляется в форме безвозмездных технологических грантов и проектов совместного финансирования развития технологий.
Международное научно-технологическое сотрудничество (МНТС) является неотъемлемой составной частью государственной научно-технической политики России. Оно способствует развитию контактов ученых и инноваторов страны в приоритетных направлениях научно-технической и инновационной деятельности, а также улучшению ситуации в ее ресурсном обеспечении – кадровом, материально-техническом, информационном. На это нацелена государственная научно-техническая политика, ее международная составляющая, а также, в конечном счете, все соглашения и договоры о сотрудничестве в научно-технической сфере как межправительственные и межведомственные, так и с международными и национальными организациями, программами и фондами.
Заключение
Оценка региональных особенностей обмена научно-технической продукцией показывает, что Западная Европа традиционно является наибольшим рынком научно-технической продукции (почти половина мирового экспорта и более 40% импорта научно-технической продукции). Вторым по объему рынком научно-технической продукции выступает Североамериканский регион (около 20% экспорта и более 25% импорта). США имеют значительное влияние на рынок научно-технической продукции в Западной Европе (28% экспорта) и совсем небольшое как экспортер научно-технической продукции в Японии (7%), в то время как Япония более 40% экспорта научно-технической продукции направляет в США. Новые быстроразвивающиеся страны Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань) регионально ориентированы на США (45% научно-технического экспорта), ЕС (15%) и Японию (5,6%), то есть экономически развитые страны (74% экспорта научно-технической продукции).
Почти 90% научно-технической продукции в развитые страны ввозится из экономически развитых стран. Так, страны ЕС почти 60% научно-технической продукции импортируют из стран ЕС, более 10% – из США, почти 11% из Японии, 3,5% из новых быстроразвивающихся Азиатских стран и только 0.2% из республик СНГ.
Список использованных источников
1. Основы внешнеэкономических знаний. (Под ред. И. Фаминского), М., Международные отношения, 2007.
2. Экономика. (Под редакцией А.С. Булатова), М., Республика, 2006.
3. Фишер С., Дорбунш Р., Шмалензи Р… Экономика. М., Дело, 2007.
4. Макконел К.Р., Брю С.Л., Экономика, т.2. М., Республика, 2002.
5. Назаров В.А., Хомянин Г.А. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Часть 1. М., Московский коммерческий университет, 2007.
6. Барановский А., Турианский М. Торговля в Западной Европе. М., Знание, 2007.
7. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе. Экономика и жизнь, 2007, №32.
8. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. М., «Инфра-М», 2006.
9. Смирнова Е. Свой товар на внешнем рынке: стратегия США. Экономика и жизнь, 2007, №36.
10. Мозиас П. Формирование открытой экономики. МЭ и МО, 2008, №3.
11. Тарканский А. Кто и как управляет внешней торговлей в США. США-Эпид, 2008, №5.
12. Курьеров В. Внешнеторговая политика США: теоретические аспекты. США-Эпид, 2008, №1.
13. Комкова Е. Внешнеторговая политика с середине 2000-х гг., ЭФУ № 12 2007.
14. Волкова С. Деятельность федеральных органов США по стимулированию эскорта. США — Эпид, 2007, №7.
15. Открытость экономики, экспортная квота и размеры населения. МЭ и МО, 2007, № 10.
16. Никитин С. И др. Мировые цены: особенности формирования МЭ и МО, 2008, №3.
17. Батизи Э. Институты государственного кредитования экспортных операций в странах с рыночной экономикой. РЭЖ, 2007, №9.
18. Майкл Портер «Международная конкуренция», М., «Международные отношения», 2007.
19. Экспортная стратегия компаний Запада. РЭЖ, № 8 2007.
20. Толкачев С. Торговля: новые рынки и новая стратегия. США — Эпид, 2008, №5.
21. Сейфульмулюков И. Мировой рынок нефти: современное состояние и перспективы. МЭ и МО, 2008, № 6.