СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Паевые отношения
1.1 Понятие «пайщик». Права и обязанности пайщика,как основной фигуры паевых отношений
1.2 Имущество потребительского общества
2. Паевойвзнос. Паевой фонд
2.1 Понятие паевого взноса. Формирование суммыпаевого взноса
2.2 Понятие паевого фонда. Классификацияпаевых фондов. Формирование паевого фонда
3. Оптимизация паевых взносов и паевыхфондов
Заключение
Библиографическийсписок
ВВЕДЕНИЕ
Потребительскиеобщества строятся на основе паевых отношений. Паевые отношения базируются наэкономических отношениях между пайщиками. Экономические отношения междупайщиками основаны на паевых взносах, из которых складывается паевой фондкаждого отдельно взятого потребительского общества. Это краткая схемапостроения паевых отношений в потребительском обществе.
Данная курсовая работанаправлена на исследование паевых отношений, паевых взносов и фондов и ихоптимизации.
Цель данной курсовойработы – изучить понятия паевые отношения паевые взносы и фонды и предложитьвариант оптимизации с целью улучшения работы кооперативов.
Задачи для решенияпоставленной цели:
— рассмотреть всевышеуказанные понятия (паевые отношения, паевой взнос, паевой фонд)
— дать характеристикуэтим понятиям
— на основе полученнойинформации предложить методику оптимизации паевых взносов и паевых фондов.
Актуальность данногоисследования заключается в том, что потребительская кооперация на настоящиймомент возрождается после трудностей начала 90-х годов. После перехода Россиина рельсы рыночной экономики перед потребительской кооперацией встал вопрос осоответствии требованиям новой экономики страны. Оптимальное решения этоговопроса позволит потребительским обществам продолжать свое развитие. Для такогорешения требуется оптимизация внутреннего экономического уклада потребительскихобществ. Их экономическое состояние зависит от системы паевых взносов, азначит, и паевых фондов, состоящих из них. Именно поэтому данное исследованиеобращено на паевые взносы, фонды и их оптимизацию.
1. ПАЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ1.1 Понятие «пайщик».Права и обязанности пайщика, как основной фигуры паевых отношений
Паевые отношениястроятся между пайщиками внутри потребительских обществ. Закон «Опотребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) РФ» даетследующее определение Пайщику: «гражданин и (или) юридическое лицо, внесшиевступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество впредусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся егочленами»[1].
В любом потребительскомобществе работает одно правило «Один пай – один голос». Этот принцип лежит воснове паевых отношений между пайщиками в потребительских обществах. На основеэтого принципа достигается равенство между всеми пайщиками в независимости отколичества внесенных паев. Равенство пайщиков — один из главных принциповпотребительских обществ[8, c.37-41].
Все права и обязанностипайщиков, как основных фигур в паевых отношениях, регламентируются статьямиЗакона.
Права пайщиков описаныв статье 11. В права пайщиков входит[1]:
«вступать впотребительское общество и выходить из него на добровольной основе;
участвовать вдеятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органыуправления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельностипотребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;
получать кооперативныевыплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;
приобретать (получать)преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговлии бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основедоговоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйстваи промысла через организации потребительского общества;
пользоваться льготами,предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Этильготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательскойдеятельности потребительского общества;
сдавать организациямпотребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственныепродукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;
быть принятыми впервоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с ихобразованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в работниках;
получать направленияна учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;
пользоваться объектамисоциального назначения на условиях, определяемых общим собраниемпотребительского общества;
получать информацию оторганов управления и органов контроля потребительского общества об ихдеятельности;
обращаться к общемусобранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия другихорганов управления и органов контроля потребительского общества;
обжаловать в судебномпорядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие ихинтересы».
Обязанности пайщиковрегламентируются статьей 12 Закона. В обязанности пайщиков входит:
«соблюдать уставпотребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительскогообщества, других органов управления и органов контроля потребительскогообщества;
выполнять своиобязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственнойдеятельности».
При этом следуетучитывать, что все эти права и обязанности имеют только пайщики.
Для того, чтобы статьпайщиков потребительского общества необходимо пройти следующую процедуру:
— подать заявление навступление в потребительское общество. Это заявление будет рассматриваться втечение 30 дней Советом потребительского общества.
— при положительномрешении, человек становится полноценным пайщиком потребительского обществапосле уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части,установленной уставом потребительского общества.
- последний этап включаетв себя получение документов, подтверждающих членство.
Прекращение членства впотребительском обществе означает для пайщика окончание всех паевых отношений.Выход из потребительского общества может быть добровольным, что закреплено вправах пайщика Законом, а также принудительным в случае исключения пайщика изобщества. При этом решение об исключении пайщика принимается Советомпотребительского общества, которое состоит также из пайщиков этого общества. Вслучае прекращения членства в потребительском обществе Закон предусматриваетвозвращение пайщику его паевого взноса и кооперативных выплат в оговоренныеУставом сроки. При этом также делается оговорка, что паевой взнос может бытьвозвращен в натуральном виде в случае, если он изначально был внесен именно вэтом виде.
1.2 Имущество потребительского общества
СогласноЗакону, статье 21 «Имущество потребительского общества не распределяется подолям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту)в потребительской кооперации гражданами.
Источникамиформирования имущества потребительского общества являются паевые взносыпайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского обществаи созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственныхсредств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенныезаконодательством Российской Федерации»[1].
Приэтом следует помнить, что имущество кооператива складывается из вступительных ипаевых взносов. Таким образом, начальный или основной капитал потребительскогообщества – сумма всех внесенных паев и вступительных взносов. Однако, суммакооперативных выплат каждому пайщику определяется согласно не внесенному паю, арешению Совета потребительского общества и, согласно Закону, не может превышать20%.
Приэтом также статья 25 определяет имущественную ответственность потребительскихобществ следующим образом:
«Потребительскоеобщество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Потребительскоеобщество не отвечает по обязательствам пайщиков.
Субсидиарнаяответственность пайщиков по обязательствам потребительского обществаопределяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательствомРоссийской Федерации и уставом потребительского общества»[1].
2. ПАЕВОЙВЗНОС. ПАЕВОЙ ФОНД
2.1Понятие паевого взноса. Формирование суммы паевого взноса
Как следует изопределения пайщика, паевые отношения основываются на паевых взносах. Закондает следующее определение паевому взносу: «имущественный взнос пайщика впаевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельнымучастком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или инымиправами, имеющими денежную оценку»[1].
Есть и другое определениепаевому взносу (паю) — имущественный взнос члена кооперативной организации,составляет основу формирования собственного имущества кооператива. Паевыевзносы осуществляются деньгами, материальными ценностями ценными бумагами, инымимуществом, в том числе имущественными правами, а также иными объектамигражданского права и возвращаются при выходе из кооператива или при еголиквидации, после погашения всех долгов кооператива. Оценка паевых взносовпроизводится при образовании кооператива по взаимной договоренности его членовна основании сложившихся на рынке цен, а при вступлении в кооператив новыхчленов — комиссией, назначаемой правлением кооператива. Оценка паевого взноса,превышающего 250 установленных законом минимальных размеров оплаты труда,должна быть подтверждена независимым экспертом. Паевой взнос бываетобязательным и дополнительным[4, c.15-18].
/>О
Обязательный паевойвзнос — паевой взнос члена кооператива, вносимый в обязательном порядке идающий право голоса и право на участие в деятельности кооператива, напользование его услугами и льготами, предусмотренными уставом кооператива, и наполучение полагающихся кооперативных выплат. [2]
Дополнительный паевойвзнос — паевой взнос члена кооператива, вносимый им по своему желанию сверхобязательного пая, по которому он получает дивиденды в размере и в порядке,которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом кооператива[2].
Встречаются также идругие виды паевых взносов:
— капитализационныйпаевой взнос – уплачиваемый пайщиками в целях обеспечения деятельностиКооператива как финансового института;
— операционный паевойвзнос – уплачиваемый пайщиками для финансирования текущей деятельностиКооператива, как некоммерческой организации;
— целевой паевой взнос– уплачиваемый пайщиком по условиям участия в целевых программах, финансируемыхза счет совместных фондов, организуемых в структуре фонда финансовойвзаимопомощи[5, c. 30-38].
Эти виды паев можноотнести к разновидностям дополнительных. Следует подчеркнуть, что количество дополнительновнесенных паев не дает права дополнительного голоса, а лишь приносит пайщикудополнительные дивиденды.
Статья 22 Законаопределяет размеры паевых взносов следующим образом: «Размеры вступительного ипаевого взносов определяются общим собранием потребительского общества.
Вступительный взнос невходит в состав паевого фонда и не подлежит возврату при выходе пайщика изпотребительского общества.
На вступительные ипаевые взносы не могут обращаться взыскания по личным долгам и обязательствампайщиков»[1].
Порядок внесения паевыхвзносов варьируется в каждом отдельном кооперативе и регламентируется Уставомэтого кооператива. При этом необходимо учитывать, что паевой фонд, которыйсостоит из паевых взносов, должен быть окончательно сформирован в течениепервого года существования кооператива. Возможен вариант внесения сначала 40%паевого взноса, а в течение оставшегося года – оставшиеся 60%[6, c.32-36].
2.2 Понятие паевого фонда. Классификация паевых фондов.Формирование паевого фонда
Из паевых взносовскладывается паевой фонд потребительского общества, а в дальнейшем и союза.Паевой фонд, согласно Закону – «фонд, состоящий из паевых взносов, вносимыхпайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него иявляющихся одним из источников формирования имущества потребительскогообщества».
Статья 23 Законагласит: «Паевой фонд потребительского общества состоит из паевых взносов,являющихся одним из источников формирования имущества потребительскогообщества.
При осуществлении своейдеятельности потребительское общество вправе формировать следующие фонды:
— неделимый;
— развитияпотребительской кооперации;
— резервный;
— иные фонды всоответствии с уставом потребительского общества.
Размеры, порядокформирования и использования фондов потребительского общества устанавливаютсяобщим собранием потребительского общества»[1].
Классификация ПаевыхИнвестиционных Фондов (ПИФ)
Согласно правилампокупки и продажи паев, фонды делятся на три типа: открытые, интервальные изакрытые. Такое разделение было предложено федеральной комиссией по ценнымбумагам (ФКЦБ) (в настоящее время ФСФР) и изложено в федеральном законе обинвестиционных фондах от 29 ноября 2001 года. До этого основным документом, регулирующимработу фондов, являлся Указ Президента №765 от 26 июля 1995 года. В указесуществование закрытых паевых фондов не было предусмотрено, а все паевые фондыделились на открытые и интервальные[7].
Если управляющаякомпания ежедневно продает и погашает паи, то такой фонд называется открытым.Количество проданных паев не ограничено и зависит от спроса на фонд. Такой видПИФов является наиболее ликвидным и прозрачным. Покупка и продажа паевосуществляется по стоимости, ежедневно рассчитываемой управляющей компанией.Преимущество для инвестора здесь очевидно – возможность продать свой пай влюбой момент. С другой стороны это преимущество негативно влияет надеятельность фонда – управляющий не контролирует количество денежных средствдоступных для инвестирования. Большие наплывы вложений могут поступить вмомент, когда ситуация более благоприятна для продаж после хорошего ростарынка. Наоборот, в моменты падения цен многие клиенты начинают выводитьсредства, чем только усугубляют ситуацию. Также управляющая компания должнаиметь некоторые процент свободных средств для обслуживания клиентов, выводящихсвои доли из фонда, без необходимости ликвидировать активы[12].
Если управляющаякомпания создает фонд на определенный промежуток времени, в течение которого онане выкупает и не продает паи, то такой фонд называется закрытым.Количество проданных паев на протяжении всей работы фонда одно и то же.Преимущества данного вида фондов в том, что его средства могут быть вложены внеликвидные активы, такие как недвижимость и венчурные предприятия. Работазакрытых ПИФов не так прозрачна, как открытых, они не публикуют ежедневныеданные о стоимости чистых активов и стоимости пая. Таким образом, деятельностьзакрытых фондов сложнее анализировать, поэтому они не участвуют в большинстверейтингов. В отличие от запада, где доля открытых фондов значительно превышаетзакрытые, в России они являются наиболее значительным по стоимости активовинструментом рынка коллективных инвестиций (по данным независимой лигиуправляющих на конец 2006 года: стоимость чистых активов 267,8 млрд. руб., чтосоставляет 64% рынка ПИФов). Это преимущество вызвано колоссальным ростом ценна недвижимость, к которой имеют доступ только закрытые ПИФы [10, c.154-158].
Интервальные фондысочетают в себе характеристики упомянутых выше ПИФов. Это те фонды, паи которыхпродаются в заранее установленные промежутки времени. Обычно это делается 4раза в год, то есть один раз в квартал. Интервал покупки и погашения паевдлится две недели. Они являются наименее популярными по стоимости активов (16%рынка на конец 2006 года) и по количеству работающих фондов (86 фондов подуправлением 60 различных управляющих компаний) среди ПИФов. Рисунок 1.[12]
/>
АкционерныеИнвестиционные Фонды (АИФ)
Модель фонда в видеакционерного общества существует в настоящее время в Америке и во многихстранах Европы, но такая структура требует довольно сложной нормативной базы,не существующей в России. В России подобные фонды подвергаются двойномуналогообложению, что делает их невыгодными с точки зрения инвестора.Акционерные фонды могут продавать свои акции при их публичном размещении или спомощью дополнительных эмиссий. Затем акции могут обращаться на бирже по рыночнойцене, определяемой спросом и предложением. АИФ выплачивает дивиденды своимакционерам в отличие от подавляющего числа ПИФов. Большинство таких фондов былиобразованы из ЧИФов – чековых инвестиционных фондов и впоследствии закрылись.Но несколько известных фондов существует и сейчас, например Инвестиционный фонднедвижимости ПИОГЛОБАЛ, ИФ “Детство-1” и ИФ “Защита”. Последние два находятсяпод управлением УК Ермак.
Классификация ПИФов иАИФов по объектам инвестирования
Согласно требованиямФСФР паевые и акционерные фонды делятся на фонды акций, фонды облигаций, фондысмешанных инвестиций, индексные фонды, фонды денежного рынка, фонды фондов,фонды прямых инвестиций, фонды недвижимости, фонды особо рискованных(венчурных) инвестиций и ипотечные фонды. Венчурные и ипотечные фонды могутбыть только закрытыми, а фонды недвижимости и прямых инвестиций – закрытыми илиакционерными.
Фонды акцийпреимущественно инвестируют в акции предприятий. Такие фонды являются наиболеерискованными, но потенциально наиболее доходными. На длительном промежуткевремени фонды акций дают стабильно хороший результат. Так, например, доходностьамериканского рынка акций, начиная с 1900 года, с учетом всех кризисов иВеликой Депрессии, когда индекс упал на 86%, составляет примерно 10% годовых,что значительно превосходит процент по депозитам в США. В нашей стране запоследние десять лет, включая небезызвестный 1998 год, средняя доходность рынкаакций равнялась 36% годовых, а если начинать отсчет с 99-ого, то 55%[12].
Многие фонды акцийвкладывают большую часть своих активов в “голубые фишки” (ведущие предприятия).Также есть секторальные фонды акций, которые покупают бумаги компанийопределенного сектора, например, нефтегазового или энергетического. В последнеевремя такие фонды получили большую популярность, некоторые из них по итогамгода показали результаты лучше рынка. Секторальные фонды являются болеерискованными, так как их результаты определяются работой узкого круга компанийи, как правило, сильно зависят от внешних факторов, например от цен на металлыдля металлургического сектора и так далее. Они рекомендуются болееподготовленным инвесторам. Существует ряд фондов акций второго эшелона. Какциям второго эшелона относят бумаги с невысокими объемами торгов и небольшойрыночной стоимостью. Они являются менее ликвидными, чем голубые фишки и болеерискованными, но имеют огромный потенциал роста.
Стоит заметить, чтоакции могут являться не единственным инструментом, разрешенным в портфелефондов акций. Им разрешается также иметь денежные средства до 25%, облигации до40% и иностранные ценные бумаги до 20% портфеля. Акции российских компанийдолжны составлять не менее половины портфеля. Поэтому очень важно читатьинвестиционную декларацию для получения более детальной информации об инвестиционнойстратегии фонда. На практике фонды акций, имея 40% облигаций, могут иметьдостаточно безопасную политику и относительно невысокую доходность, не отвечаяинвестиционным целям многих вкладчиков в фонды акций[12].
Фонды облигацийимеют более консервативную стратегию и более половины средств инвестируют воблигации. Потенциальная доходность у таких фондов ниже, как и вероятностьуменьшения стоимости своих активов. Но опять же, как и с фондами акций, фондыданного типа могут иметь инвестиционную политику не соответствующую названию –согласно законодательству разрешается держать в портфеле до 40% акций, чтоможет делать их достаточно рискованными[12].
Фонды смешанныхинвестиций такие фонды комбинируют акции и облигации впортфеле и имеют возможность получить оптимальное соотношение показателяриск/доходность. На падающем рынке управляющие таких фондов могут переводитьсвои активы в облигации, а на растущем в акции. Фонды смешанных инвестицийявляются менее рискованными, чем фонды акций, но при этом менееконсервативными, чем фонды облигаций.
Индексные фондыинвестируют в акции, причем в той же пропорций, что и в индексе, который данныйфонд преследует. Практика западных стран показывает, что далеко не каждомуактивно управляемому фонду удается показать доходность выше индекса рынка.Более того, на больших промежутках времени от года и более, как правило, менее10% всех фондов обгоняют индекс. Этот факт подтолкнул к созданию фондовпассивного управления, задача которых – показать доходность близкую к доходностииндекса. Такие фонды являются достаточно рискованными, так как связаны синвестированием в акции, но менее опасны фондов активного управления,результаты которых зависят не только от доходности рынка, но еще и отуправления портфелем[12].
Фонды денежного рынкаэто наиболее безопасный тип фондов, который имеет наименьшую доходность,которая обычно не превосходит 10%. Не более половины активов разрешаетсявкладывать в ценные бумаги, остальная часть должна находиться на счетах и навкладах в банке. Как правило, у фондов денежного рынка нет ни надбавок припокупке, ни скидок при продаже. Такие фонды являются хорошей альтернативойбанковским вкладам для инвестирования на короткий промежуток времени[11, c.20-26].
Фонды фондовинвестируют свои средства в паи других фондов. Задачей их управляющих являетсявыбор наиболее привлекательных фондов. На нашем рынке такие фонды началипоявляться совсем недавно, и на конец 2006 года их насчитывалось 11, а годомранее всего 4. Преимущество здесь состоит в том, что вкладчику не нужнопроводить анализ для выбора фондов, а также минимальная сумма дляинвестирования может быть ниже порога вхождения в фонды, находящиеся впортфеле. Но за этот комфорт вкладчик будет вынужден платить двойные комиссииуправляющей компании, спецдепозитарию и так далее[12].
Фонды недвижимостив свою очередь разделяются на земельные, строительные и рентные фонды.Земельные фонды покупают земельные участки, которые потом сдают длясельскохозяйственной деятельности или переводят их в земли для строительства.Строительные фонды финансируют строительство недвижимости, как жилой, так икоммерческой. Рентные фонды вкладывают деньги в уже готовую недвижимость для еесдачи в аренду. В этих фондах пайщикам может периодически выплачиваться доход ввиде дивидендов согласно условиям, изложенным в правилах доверительногоуправления. Преимущество вложения денежных средств в недвижимость через ПИФсостоит в налоговых льготах: как известно, фонд, не являясь юридическим лицом,не платит налоги на операции до момента погашения паев.
Фонды венчурныхинвестиций формируются для инвестирования в высоко рискованныепроекты, которые управляющая компания рассматривает как перспективные. Объектомего вложений являются, как правило, малоизвестные молодые компании, причем фондможет покупать не только акции открытых акционерных обществ (ОАО), а еще изакрытых (ЗАО). Также в состав таких фондов могут входить доли в уставныхкапиталах обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Обычно венчурные фондыпокупают солидные пакеты акций организаций, после чего их управляющая компаниявходит в совет директоров и может влиять на управление фирмы. Наиболеепривлекательным вложением для венчурных фондов являются маленькие инновационныенаукоемкие компании. Схема работы фонда достаточно проста. Компания, имеющая всвоем активе перспективные разработки, для внедрения которых нужны средства,продает фонду свои акции, а на вырученные деньги реализует технологии и ставитна поток свои продукты. Если все идет по плану, то спустя несколько лет доходыи стоимость компании многократно увеличиваются. По завершению срока действияфонда (обычно 5-7 лет, но не более 15) управляющая компания продаетподорожавшие активы, чем обеспечивает пайщикам хорошую выручку. В противномслучае фонд может потерпеть серьезные убытки. Большинство венчурных фондовнедоступны широкому кругу инвесторов. Они обычно формируются либо длякорпоративных нужд с ограниченным кругом инвесторов, либо государством длявнедрения наукоемких технологий. А те фонды, которые продаются публично, ставятвысокие минимальные суммы для вхождения[12].
Фонды прямых инвестицийво многом похожи на венчурные фонды, но являются более ограниченными ввозможных действиях. Их основным объектом вложения являются непубличныекомпании (акции которых не торгуются на рынке). Такие фонды приобретаютконтрольные пакеты акционерных обществ, после чего участвуют в их управлении. Вотличие от венчурных фондов они не могут иметь доли в уставных капиталах ООО,покупать векселя компаний и держать деньги в иностранной валюте. Фондам прямыхинвестиций разрешается вкладывать до 10% своих активов в государственные ценныебумаги, а также покупать облигации предприятий, контрольный пакет акций которыхнаходится в портфеле фонда.
Ипотечные фондымогут иметь в своих портфелях закладные и права требования, обеспеченныеипотекой. Фонды приобретают уступаемые банками права требования по уже выданнымипотечным кредитам. Этот процесс способствует развитию ипотечного бизнеса иснижению процентных ставок по кредитам, тем самым, делая их более доступными.Для инвестора эти фонды дают стабильный доход с невысокими рисками.
/>
Рисунок 2[12]
/>
Схема 2. КлассификацияПИФов
Таким образом, можноотметить, что паевые взносы складываются в паевой фонд, который, в свою очередь,может быть любого типа, в зависимости от целей, которые преследует кооператив.Однако следует отметить, что инвестирование паев обусловлено всегда стремлениемполучить максимальную выгоду из этих инвестиций. Прибыль, полученная отинвестиций, распределяется между пайщиками, в зависимости от количествавнесенных ими паев.
Сумма паевого фондаразнится в зависимости от количества пайщиков в кооперативе и суммывступительного и паевого взносов, которые вносит каждый из пайщиков.
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПАЕВЫХ ВЗНОСОВ И ПАЕВЫХ ФОНДОВ
Воснову рассмотренной ниже методики положена компенсация выплат бонуса за счетнаценок для продаж посторонним.
Термин“посторонние” означает некооперированное население. Его введение экономическиобосновано раздельным учетом продаж, которые могут быть разделены по графам“пайщики” и “посторонние”.
Крометермина “посторонние” следует ввести новое для современной российскойкооперации понятие “бонус” пайщика, то есть премии (наиболее распространенный вмире вид кооперативных выплат), получаемой пайщиком за участие в товарооборотекооператива (скидки с цены продаж, услуг и других выраженных в денежномвыражении доходы пайщиков от экономического участия в деятельностикооператива).
Бонуспайщика – основной стимул увеличения товарооборота кооператива.
Дляприменения кооперативных выплат в виде бонуса (премии на товарооборот пайщика)обоснована его величина и соответствующие наценки для продаж посторонним[9].
Условиекомпенсации затрат кооператива на выплату бонуса за счет повышения цен дляпродаж посторонним выглядит следующим образом:
/>
Экономическийсмысл этой формулы состоит в безубыточной для кооператива компенсации выплатыбонуса за счет повышения цен для продаж посторонним[9].
Изформулы видно, что основным фактором, определяющим устойчивость выплаты бонуса,является конкретная величина H: при недостаточном повышении цен для постороннихдоход от продаж не компенсирует бонус, при чрезмерном увеличении цен снизитсятоварооборот кооператива, что также не обеспечит компенсацию выплат бонуса.
Присреднестатистическом удельном равенстве покупок пайщика и постороннегособлюдается следующее условие(2)[9]:
/>
Практическаяценность выражения, представленного выше, состоит в том, что его можноиспользовать для укрупненных расчетов конкретных повышений цен для посторонних,полностью компенсирующих бонус на товарооборот, согласовав эти показатели счисленностью пайщиков потребительского кооператива[9]:
/>
Дляпрактического применения наценок можно пользоваться данными таблицы 1, вкоторой величины наценок рассчитаны в требуемых для практики пределах.
Таблица1. Расчет наценок для продаж посторонним в зависимости от размера бонуса натоварооборот и доли пайщиков в обслуживаемом населении[9]Величина бонуса, %
Величина повышения цен H, %, при доле пайщиков в населении П, % 10 20 30 40 50 60 70 3 0,33 0,75 1,28 2 3 4,5 7 4 0,45 1 1,71 2,7 4 6 9,33 5 0,55 1,25 2,14 3,3 5 7,5 11,67 6 0,66 1,5 2,57 4 6 9 14 7 0,77 1,7 3 4,67 7 10,5 16,33 8 0,88 2 3,43 5,3 8 12 18,8 9 0,99 2,25 3,86 6 9 13,5 21 10 1,1 2,5 4,28 6,6 10 15 23,3 Зона
1
2
3
Взависимости от соотношения пайщиков и остального населения, существуют три качественноотличающиеся друг от друга зоны, характеризующие прогнозируемое изменениепоказателей работы потребительской кооперации при введении бонуса:
Зонабезразличия. При реализации бонуса с соответствующими показателями этой зоны неследует ожидать снижения товарооборота от доли продаж посторонним, из-занезначительного повышения цен.
Зонавозможного снижения товарооборота от доли продаж посторонним. Повышение цен притаком соотношении пайщиков и посторонних может оказать влияние на товарооборот,поэтому величины бонуса и цен следует подбирать эмпирически.
Зонаневозможности применения бонуса за счет повышения цен посторонним. Данныетаблицы 1. показывают, что при доле пайщиков в обслуживаемом населении до 10%уже сегодня допустимо применение бонуса на товарооборот до 10%.
Мировойкооперативный опыт свидетельствует, что при величине бонуса 5 и болеепроцентов, пайщики осуществляют большинство покупок в своих кооперативныхмагазинах, что в большей степени относится к продуктам и другим товарамповседневного спроса.
Верхняяграница охвата товарооборотом денежных средств пайщиков определяется ихпотребностями и платежеспособностью, нижняя — ценами в конкурирующих скооперацией магазинах. Можно спрогнозировать как прирост товарооборота, так иизменение его структуры за счет продаж пайщикам более дорогих взаимозаменяемыхтоваров, что приведет к росту охвата товарооборотом денежных средств пайщиков. Поэтому,для получения более обоснованной величины максимального размера бонуса, еенеобходимо рассчитывать с учетом прироста доли покупок пайщиков в товарооборотекооператива за счет дополнительного охвата их денежных средств[9]:
/>
Увеличениедоли покупок каждого пайщика приведет к изменению соотношения продажкооператива пайщикам и посторонним, что нарушит условие (2), так как объемпокупок пайщиков возрастет в K раз, что эквивалентно увеличению их доли вобслуживаемом населении П на такую же величину при сохранении объема покупок T.
Поэтомуформула, представленная выше, принимает следующий вид:
/>
ПринявК=1,5 (уровень 1994-1995 гг. по данным Центросоюза РФ), выполнен уточненныйрасчет повышения цен для посторонних (табл. 2)[9].
Таблица2. Расчет цен для продаж посторонним в зависимости от размера бонуса приповышении товарооборота пайщиков Величина бонуса, %
Величина повышения цен Нб, %, при доле пайщиков в населении П, % /> 5 10 15 20 25 30 40 50 3 0,24 0,55 0,87 1,28 1,8 2,45 3 9 4 0,32 0,7 1,16 1,71 2,4 3,27 4 12 5 0,4 0,88 1,45 2,14 3,0 4,1 5 15 6 0,49 1,05 1,74 2,57 3,6 4,9 6 18 7 0,57 1,23 2,03 3,0 4,3 5,7 7 21 8 0,65 1,41 2,32 3,43 4,8 6,54 8 24 9 0,73 1,59 2,61 3,86 5,4 7,36 9 27 10 0,81 1,76 2,9 4,28 6,0 8,18 10 30 Зона
1
2
3
Приведениев данной методике таблиц 1 и 2 обосновано следующим:
— данные таблицы 1 позволяют выбирать размер бонуса и наценок для продажпосторонним при отсутствии конкуренции и неплатежеспособности населения, т.е. втом случае, когда товарооборотом охвачены практически все денежные средствапайщиков (например, сельское население отдаленных районов),
— таблица 2 позволяет выбирать эти показатели при наличии у пайщиков свободныхденежных средств, которые можно дополнительно привлечь бонусом. Сравниваяданные таблиц 1 и 2, можно сделать важные практические выводы для выборастратегии внедрения: увеличение объема покупок пайщиков значительно уменьшаетполе зоны безразличия посторонних, так как пропорционально увеличивает цены дляних. Например, предел зоны безразличия посторонних к увеличению цен при бонусе5% и сохранении объема покупок пайщиков наступает при доле пайщиков ~ 25%, приувеличении объемов покупок пайщиков в 1,5 раза посторонние смогуткомпенсировать выплаты бонуса лишь при 17-ти процентной доле пайщиков и т.д.
Следовательно:полная компенсация бонуса за счет увеличения цен для продаж посторонним можетприменяться только в период выхода российской потребительской кооперации изкризиса.
Присоздании полноценной социальной базы и повышении эффективности работыпотребительской кооперации, следует применять компенсацию бонуса за счет отказаот части прибыли.
Примеррасчета.
Предлагаемуюсхему применения бонуса можно проиллюстрировать на простом примере: при долепайщиков в численности населения 20%, бонусе 5% и средней стоимости покупки 10руб., стоимость покупки для пайщика составит 9,6 руб., а для постороннего 10,17руб.
Этотпример наглядно показывает, что рассчитанные по данной методике величины бонусаи повышения цен для посторонних обеспечивают достижение поставленных целей:создают достаточно высокий уровень мотиваций для экономического участияпайщиков в кооперативе и сохраняют условие «безразличия» к повышениюцен для посторонних[9].
Основнымэкономическим условием для членства в потребительском кооперативе являетсяпаевой взнос. Размер паевого взноса нуждается в оптимизации. Его величинадолжна быть не обременительной для пайщиков, но выгодна кооперативу.
Привнедрении бонуса по представленной ниже методике кооператив не несетдополнительных расходов на выплату бонуса, и привлечение средств населения ввиде паевых взносов выгодно ему в любом случае.
Условиевыгодности выплаты паевого взноса для пайщиков:
/>
Увеличениепаевого взноса по предлагаемой методике не повлечет за собой дополнительныхзатрат пайщика, так как экономический смысл этой формулы заключается вперераспределении расходования его денежных средств: деньги, внесенные в кооперативв виде паевого взноса, возвращаются в течение одного года в виде бонуса.
Ввидунестабильности финансовой ситуации в России, принципиально важнымметодологическим подходом к определению конкретной величины нового паевоговзноса является выбор базовых показателей, за которые могут быть приняты:
· минимальнаязаработная плата;
· минимальныйразмер пенсии;
· прожиточныйминимум.
Междуэтими базовыми показателями есть принципиальная разница: два первых показателяхарактеризуют покупательную способность населения, а прожиточный минимум — реализацию покупательных возможностей.
Предварительныеисследования показывают, что применение в качестве базы для расчетов первыхдвух показателей усложняет анализ и дает весьма приблизительный результат.
Вотличие от них, прожиточный минимум рассчитывается с учетом ассортиментапотребляемых товаров, который почти полностью совпадает с товарными группами,формирующими структуру основного товарооборота потребительской кооперации.Применение прожиточного минимума в качестве базы для определения величиныпаевого взноса позволит дифференцировать величину паевого взноса в зависимостиот места проживания пайщика, так как для различных районов величинапрожиточного минимума может изменяться до 2-3 раз.
Формулаопределения предельно выгодной величины паевого взноса для пайщиков различныхрегионов выглядит в следующем виде:
/>
КоэффициентК плат применяется индивидуально для определения величины паевого взноса техграждан, денежный доход которых ниже прожиточного минимума, и имеет следующийвид:
/>
Экономическийсмысл коэффициента Кплат заключается в пропорциональном уравнивании денежныхпотерь при выплате паевого взноса малообеспеченных пайщиков и пайщиков снормальными доходами.
Ростпаевого фонда потребительской кооперации при использовании бонуса натоварооборот происходит пропорционально числу пайщиков:
/>
Примеррасчета.
Проиллюстрируемпредлагаемую методику расчета паевого взноса для среднестатистического жителя(средняя заработная плата — 825 руб.) и члена многодетной семьи (условнопринимает среднемесячный денежный доход в размере 100 руб.). Прожиточныйминимум региона — 260 руб., средний денежный доход на душу населения региона — 415 руб., бонус потребительского кооператива — 5%.
Дляобычного пайщика коэффициент Kn= 1, а паевой взнос:
Bз= 12 * 0,05 * 260 = 156 руб.
Длямалообеспеченного пайщика коэффициент Кплат. = 0,24, соответственно меняется ипаевой взнос:
Bз= 12 * 0,24 * 0,05 * 260 = 37,4 руб.
Дляиллюстрации влияния прожиточного минимума на величину паевого взноса выполнимего расчет для пайщика-рабочего, проживающего в г. Якутске, заработная платакоторого равна 2215,6 руб. Прожиточный минимум региона — 559,9 руб.
Bз= 12 * 0,05 * 559,9 = 336 руб.
Дляукрупненных расчетов роста паевого фонда (например, при составлении плановразвития) можно использовать упрощенную формулу[9]:
/>
Таким образом, можносказать, что оптимизация паевых взносов и паевых фондов заключается во введениив кооперативах бонусной системы. Эта методика позволяет увеличить числопайщиков за счет более гибкого подхода к расчетам паевого и вступительноговзносов. Система коэффициентов для расчета этих взносов направлена на учетплатежеспособности различных категорий населения. Такой учет позволяет дажемалообеспеченным категориям населения вступать в кооперативы. Прибыль кооперативав данном случае заключается в простом перераспределении сумм паевых ивступительных взносов. Так для обеспеченных слоев населения будет применятьсякоэффициент больше 1, а для менее обеспеченных – меньше единицы. При этомрассмотренная методика обеспечивает возврат суммы, так называемой «переплаты», дляобеспеченных слоев в течение года в виде кооперативных выплат.
За счет расширения базыпайщиков происходит экономическое усиление роли кооперативов. Именно на этонаправлена оптимизация паевых взносов и фондов, состоящих из них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
/>
Таким образом, можносказать, что паевые отношения строятся на основе экономических отношений междупайщиками в кооперативах. Схематически эти отношения можно представитьследующим образом:
Изданной схемы следует, что человек, вступая в кооператив или потребительскоеобщество, вносит паевой взнос, что позволяет ему считаться пайщиком данногокооператива или потребительского общества. При этом паевой взнос имеетрегулярный характер, как правило, вносится раз в год.
Оптимизация паевыхвзносов и паевых фондов по приведенной в работе методике подразумевает собойболее гибкий подход в расчетах их размеров по отношению к различным группамнаселения (в основу классификации населения положен доход). Приведение даннойметодики в жизнь позволит потребительской кооперации расширить штат своихпайщиков – а следовательно, увеличить свою экономическую мощность. К томубольший штат дает больше возможностей для реализации и других видовдеятельности. Экономическая заинтересованность пайщиков позволитпотребительской кооперации качественно улучшить свою продукцию или услуги, азначит составить полноценную конкуренцию рыночным предприятиям. К тому же такаягибкая экономическая политика, направленная на учет платежеспособности различныхслоев населения реализует социальную миссию потребительской кооперации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Федеральныйзакон «О потребительской кооперации «потребительских обществах и их союзах) РФ»(в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ, от21.03.2002 N 31-ФЗ)
2. Федеральныйзакон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995, №193
3. Концепцияразвития потребительской кооперации на период до 2010 год. // Центросоюз РФ 2001 г.
4. ВахитовК.И. Паевые отношения в потребительских обществах// Проблемы развития потреб.кооперации в условиях формирования рынка: Материалы Всероссийской научно-практическойконференции, 1994 г.
5. КрашенинниковА.И. Кооперация в современном мире// А.И. Крашенников: — М., Экономика, 2007.
6. МакаренкоА.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие.// А.П.Макаренко: — М., 1999.
7. МоргуноваН.В., Васильева М.А. Потребительская кооперация в условиях рыночных отношений //Н.В.Моргунова, М.А. Васильева: -электронный журнал «Экономикарегиона», Владимирского Государственного университета №18 декабрь 2007.
8. НаговицинаЛ.П. Увеличение численности пайщиков — основной итог социальной работы иглавный резерв экономического развития кооперативной организации// Газета СибУПК«Кооператор Сибири».
9. Обоснованиевеличины кооперативных выплат, паевого взноса и паевого фонда// Теория иистория кооперативного движения: — СибУПК
10. СипкоЛ.П. Научно-организационные основы совершенствования экономических отношенийорганизаций потребительской кооперации в условиях формирования рыночнойэкономики села/ Л.П. Сипко. – Новосибирск: НЭ и ОПП СО РАН, 1999.- 248 стр.
11. ТепловаЛ.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие/ Л.Е.Теплова: — Вита-Пресс 2001 г., 190c.
12. Типыинвестиционных паевых фондов // информационно-аналитическое агентство«Инвестика»: —