Содержание
Введение
Глава 1 Теория проведения аудитакраткосрочных активов
1.1 Сущность и типы краткосрочныхактивов
1.2 Этапы аудита
Глава 2. Практика проведения аудитакраткосрочных активов
2.1 Проверка касс и счетов
2.2 Аудит инвестиций и оформлениерезультатов
2.3 Проверка расчетов с дебиторами
2.4 Методы проверки запасов
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Данная тема является насегодняшний день актуальной и своевременной. В послании Президента РеспубликиКазахстан к своему народу «Казахстан 2030» подчеркивается, что конечной цельюразвития нашей страны является экономический рост, что приоритет экономическогороста «будет одним из самых важных и сегодня, и завтра, и в течение следующихтридцати лет». Важную роль в этом достижении играет информация, развитиекоторой «окажет воздействие не сколько на экономический рост, но и насоциальную сферу, а также интеграцию Казахстана в международное сообщество».
В условиях формированиярыночных отношений практически невозможно управлять сложным экономическиммеханизмом хозяйствующего субъекта без своевременной экономической информации,основную часть которой дает четко налаженная система бухгалтерского учета,которая всегда нуждается в проверке аудиторами.
Краткосрочные активыявляются важным объектом аудита, основное предназначение которого заключается в установлении достоверности ее данных. Аудит, как новая отрасль научных знанийостро нуждается в дальнейшей разработке теоретического и особенно практическихвопросов.
Сегодня аудит — этосистемный процесс получения и оценки данных о финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия, который призван установить уровень соответствиядействий и событий определенному критерию для представления результатовзаинтересованным лицам.
Основная цель аудита — выражениенезависимого мнения о достоверности и объективности составления финансовойотчетности в соответствии с требованиями, установленными законодательствомРеспублики Казахстан, а также экспертиза оценки состояния бухгалтерского учетаи системы внутреннего контроля, анализ финансовой отчетности и разработкапредложений по укреплению рыночной устойчивости предприятия, консультированиепо вопросам интересующим клиента, а также оценка аудиторского риска исоставление аудиторских процедур, необходимых для снижения его до допустимонизкого уровня.
Конечной целью аудитаявляется анализ финансового положения и рыночной устойчивости хозяйствующегосубъекта, его достоверности и деловой активности. Аудит краткосрочных активовявляется одним из самых сложных вопросов аудита на данный момент, потому чтоименно в данном разделе допускается больше всего умышленных или обычных ошибок.
Для выживанияи развития предприятия необходимо максимально четко и эффективно управлять егофинансовыми активами. Любая ценность материального или нематериального характера,который фигурирует в процессе таких отношений, представляет интерес лишь в томслучае, если владение ею оказывает содействие достижению какой-то цели, преждевсего экономического характера.
В связи с вышеизложенным, раскрытие темы «Аудит краткосрочных активов» является насегодняшний день актуальной. Раскрытие данной темы является не толькоактуальной, но и имеющей большое значение для благосостояния жителей нашейреспублики.
Целью данной курсовойработы является наиболее полно и ясно осветить вопросы учета и аудитакраткосрочных активов на предприятии, раскрыть вопросы сохранностикраткосрочных активов и их движение.
В качествеметодологической базы для написания данной работы послужили государственныепрограммы, Указ Президента о бухгалтерском учете и нормативно – правовые акты,плюс литература экономического характера.
Глава 1Теория проведения аудита краткосрочных активов
1.1Сущность и типы краткосрочных активов
Всоответствии с МСФО, актив — это ресурс, контролируемый предприятием врезультате прошлых событий, от которого ожидается поступление будущихэкономических выгод на предприятие. Будущая экономическая выгода, заключенная вактиве — это потенциал, который войдет, прямо или косвенно, в поток денежныхсредств или эквивалентов денежных средств предприятия. Актив признается вбалансе, и актив имеет себестоимость или стоимость, которую можно достоверноопределить.
Посрокам погашения активы можно подразделить на:
— долгосрочные (более одного года):
— текущие или краткосрочные (до одного года).
СогласноМСФО 1 «Представление финансовой отчетности» актив должен классифицироватьсякак краткосрочный (текущий) актив, если :
1) егопредполагается реализовать или держать для продажи или
использованияв нормальных условиях операционного цикла компании;
2) онсодержится главным образом в коммерческих целях;
3) его предполагается реализовать в течение12 месяцев с отчетной
даты:
4) он является активом в виде денежныхсредств или их эквивалентов
(какопределено МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств»), не
имеющихограничений на обмен или использование для погашения
обязательствпо крайней мере на протяжении 12 месяцев с даты
баланса.
Всепрочие активы должны классифицироваться как долгосрочные.
К краткосрочнымактивам относятся следующие статьи:
— запасынезависимо от срока их переработки и реализации;
— денежные средства. Денежные средства, на использование которых
наложеныограничения, включаются в краткосрочные активы, если
ограничениябудут сняты в течение одного года;
— краткосрочные финансовые инвестиции с указанием текущей
стоимости,если она отличается от их балансовой стоимости;
— дебиторская задолженность, которая будет получена в течение одного
года ототчетной даты.
Краткосрочныеактивы представлены в бухгалтерском балансе в порядке ликвидности. Четыреосновных элементов в разделе текущих активов: денежные средства, краткосрочныеинвестиции, дебиторская задолженность, запасы.
Денежные средства отражаются по номинальной стоимости,краткосрочные инвестиции — по рыночной стоимости или по наименьшей из двухоценок: себестоимости или рыночной стоимости, дебиторская задолженность — пооцененной сумме ожидаемого возмещения (начальная стоимость за минусомкорректировок на сомнительные долги, денежных скидок, возврата проданныхтоваров), запасы — по себестоимости или по наименьшему из значений рыночнойстоимости и себестоимости.
1.2 Этапыаудита
Понятие и цели аудита денежныхсредств
Кассоваяналичность и остаток на банковском счете являются ликвидными активами, которыепредставлены:
— Денежныезнаки и монеты;
— Текущиесчета в банке;
— Депозитныесчета в банке.
Денежныесредства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активовпредприятия. Они носят массовый и распространенный характер. Подвижность денежныхсредств и массовость денежных операций делают этот участок хозяйственнойдеятельности хозяйствующего субъекта наиболее уязвимым с точки зрения различныхнарушений и злоупотреблений.
В связи с чемобычно ожидается, что внутренний контроль денежных средств ведется оченьтщательно. Правильная организация процедур контроля по направлениям позволитобеспечить:
— Денежнаяналичность представляет собой все купюры и монеты, текущий счет и другиебанковские счета на имя клиента;
— Кассовыйостаток точно отражает разницу между поступлениями и выплатами;
— Кассовыеостатки точно отражают все наличные деньги, средства в пути и хранящиеся утретьих сторон;
— Наличныесредства специального назначения классифицированы в балансовом отчете дляправильного представления ограниченных прав и обязательств;
— Все ограниченияна использование наличных средств раскрываются, и можно получить точноепредставление и раскрытие информации в финансовых отчетах.
Цели аудитаденежных средств заключаются в получении разумной гарантии того, что:
— Зарегистрированные наличные деньги на руках и в финансовых учрежденияхфактически существуют в точности и в полном объеме, и клиент имеет законноеправо владения ими на дату составления баланса;
— Всякассовая наличность ликвидна, например, иностранная валюта на руках или надепозитах в финансовых учреждениях, в других странах правильно оценена;
-Наличностьограничена нормативными сроками и ее предстоящим использованием и правильноидентифицирована и раскрыта;
-Денежныепоступления, расходы и переводы между банковскими счетами учтены в положенноевремя.
При этомнеобходимо помнить, что операции по движению денежных средств проверяютсясплошным методом. При этом особое внимание должно быть уделено вопросуобеспечения сохранности денег и ценностей.
Понятие, цели и задачи аудита краткосрочных инвестиций
Инвестиции – это активы,которыми владеет субъект в целях получения дохода, прироста инвестированногокапитала или получения прочей выгоды, например: процентов, роялти, дивидендов,арендной платы, доходов в результате коммерческих отношений
Финансовыми инвестициямисчитаются вложения в ценные бумаги сторонних организаций, процентные облигациигосударственных и местных займов, а также займы предоставленные другимюридическим и физическим лицам.
Целью проведения аудитаинвестиций является установления соответствия при меняемой методики учета иналогообложения операций, связанных с формированием и использованиеминвестиций, нормативно-правовым актам, действующим в РК в проверяемом периоде,чтобы сформировать мнение о достоверности финансовой отчетности.
Для достиженияпоставленной цели в процессе проведения аудита решаются следующие основныезадачи:
— проверка правильностиотнесения активов хозяйствующего субъекта к инвестициям;
— разграничение в учете инвестицийпо признакам и классификации;
— проверка правильностиформирования стоимости инвестиций при их постановке на учет;
— проверка правильностиучета операций;
— анализ состояниясинтетического и аналитического учета инвестиций;
— оценка полноты иправильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете ифинансовой отчетности.
Финансово- инвестиционныеоперации обычно немногочисленны, но значительны по величине отдельных сделок,поэтому такую операцию следует оценивать отдельно.
Для предварительнойоценки риска внутреннего контроля при получении сведений о состоянии учета иконтроля необходимо использовать систему тестов. Результаты тестирования могутпомочь аудитору оценить состояние внутреннего контроля, определить направлениеаудиторской проверки, установить последовательность действий, источникиполучения необходимых доказательств. В целях упорядочения мероприятий исокращения аудиторского риска необходимо разработать программу проверкиинвестиций.
Понятие, цели и задачи аудита дебиторскойзадолженности
Дебиторская задолженность— это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц илиграждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичныхрасчетов представляет собой объективный процесс в хозяйственной деятельностипредприятия.
По характеру образованиядебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальнойзадолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполненияпроизводственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов(задолженность по предъявленным претензиям, задолженность с подотчетными лицами,за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданнойдебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результатенарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся остатков в веденииучета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновениянедостач и хищений (товары отгруженные и неоплаченные в срок, задолженность понедостачам и хищениям и др.).
Цель аудита дебиторской задолженности – достижение уверенности втом, что задолженность контрагентов и задолженность перед контрагентамичислятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура – одна изважнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции,например, с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежнымисредствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искаженийфинансовой отчетности.
Основными задачами, стоящими перед аудиторами при проверкедебиторской задолженности, являются:
— проверка реальности и юридической обоснованности числящихся набалансе предприятия сумм дебиторской задолженности;
— проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины:
— проверка правильности получения сумм за отгруженные материальныеценности и полноты их списания, наличия оправдательных документов присовершении расчетных операций и правильности их оформления;
— проверка своевременности и правильности оформления ипредставления претензий дебиторам, а также организации контроля за движением ихдел и проверка порядка организации взыскания сумм причиненного ущерба и другихдолгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений;
— разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижениюдебиторской задолженности.
Аудитор знает типичные совершения и сокрытия подобных действий.Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлениизакупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми(например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетовфиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов),так и очень сложными, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторскойпроверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренностидолжностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовыхвыплат.
Аудит расчетов с дебиторами включает проверку:
— наличия необходимых первичных документов, договоров, расчетныхдокументов, актов сверки расчетов, документов о проведении взаимозачетов, актовприемки-передачи векселей и т.д.;
— соответствия данных первичных документов данным аналитическогоучета, взаимного соответствия данных аналитического и синтетического учета,финансовой отчетности;
— наличия инвентаризации расчетов согласно учетной политикеорганизации или законодательству;
— мер по взысканию дебиторской задолженности;
— своевременности списания просроченной задолженности нафинансовые результаты;
— правомерности и своевременности отражения в учете прекращенияобязательств неденежными формами расчетов (зачет, векселя, отступное, уступкаправа требования и т.д.).
При аудите расчетов устанавливают причины расхождений данных учетас данными актов сверок, размеры просроченной задолженности, задолженности систекшим сроком исковой давности, числящейся в учете, истоки возникновениянаибольших сумм задолженности. Целесообразно также проанализировать структурудебиторской задолженности в динамике.
Понятие, цели и задачи аудита запасов
Активы, принадлежащиекомпании, подразделяются на две группы. Одна группа представляет финансовыеактивы, рассмотренные выше, которые легко преобразуются в средство платежа.Другая — представляет неосуществленные расходы, которые пока невозможносоотнести с доходами компании. Среди них в мировой практике выделяютсяматериальные запасы: запасы, сырье, полуфабрикаты и готовая продукция.
Запасы — это все товарыкомпании, приобретенные для перепродажи, в том числе товары в пути. Запасыобладают меньшей степенью ликвидности, чем финансовые активы.
Основной целью аудита является установление соответствияприменяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движениюзапасов нормативным документам, действующим в РК в проверяемом периоде длятого, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния надостоверность финансовой отчетности.
Достижение основной цели аудита обеспечивается путемдостижения отдельных (более конкретных) подцелей аудита:
— Запасы представляют собой все сырьевые материалы, незавершенноепроизводство и готовую продукцию, которыми владеет компания, в том численаходящиеся на своем складе, во внешнем хранилище, в пути или на территориикомиссионера (переданные по консигнации);
— Аналитические регистры непрерывного учета математическиточны и соответствуют синтетическим счетам учета запасов в Главной книге;
— Регистры непрерывного учета или описи запасов в натуреполностью документируют запасы, которыми владеет компания;
— Зафиксированные в документах запасы существуют в пригодномдля продажи состоянии и представляют имущество (собственность), которое должнымобразом хранится;
— Запасы, имеющие в наличии являются собственностью компании,на счетах не отражены товары, являющиеся собственностью других компаний.
— Запасы точно оцениваются принятым методом движения затратпо принципу меньшего значения (стоимости или рыночной цены). Устаревшие инеходовые товары указываются отдельно;
— Запасы точно классифицированы;
— Представлена информация обо всех обязательствах позапасам;
— Даются соответствующие пояснения по поводу основных видов запасов,метода оценки, передачи запасов в залог.
Основными задачами аудита запасов являются:
1. Оценка состояния синтетического ианалитического учета запасов;
2. Оценка полноты отраженияхозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;
3. Проверка соблюдения организациейналогового законодательства по операциям, связанным с движением запасов.
4. Исходя из целей и решаемых задач,объектами аудита запасов являются следующие укрупненные статьи баланса: сырье иматериалы, незавершенное производство и готовая продукция.
Глава 2 Практикапроведения аудита краткосрочных активов
2.1Проверка касс и счетов
В составеденежных средств наиболее подвижный характер имеют наличные деньги. Движениеналичных денег совершается посредством кассовых операций. Кассовые операциивесьма разнообразны, но среди них можно выделить основные:
— Выдачасредств на оплату труда;
— Выдачасредств на оплату хозяйственных расходов;
— Выдачасредств подотчетным лицам и др.
При аудитекассовой наличности часто выполняются проверки на существенность, цель которыхконтроль:
— Полнотыпроверки, точности и наличия выведенного сальдо подтверждение остатков и другойинформации банками и другими финансовыми учреждениями, подготовка, обзор ипроверка банковской сверки счетов; ведение учета кассовой наличности;
— Проверки напроизвольно избранную дату банковских переводов;
— Проверкаограничений кассовой наличности.
Методыпроверки кассовых операций четко разработаны и имеют давнюю историю. В силутого, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап аудиторскойпроверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны,а методы или процедуры проверки достаточно просты.
Основнымидокументами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке кассовыхопераций, являются: кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходныекассовые ордера, журналы регистрации приходных и расходных ордеров, журналрегистрации выданных доверенностей, журнал регистрации депонентов; журналплатежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовымдокументам, авансовые отчеты.
Ответственностьза соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителейпредприятий, главных бухгалтеров и кассиров. Поэтому аудитор должен опроситькаждого из ответственных лиц.
В ходепроверки кассовых операций, необходимо проконтролировать:
Использованыли по целевому назначению полученные из банка деньги на зарплату, командировкии хозяйственные нужды;
Имеются лислучаи выдачи наличных денег посторонним лицам без доверенностей; при наличиитаких фактов аудитор должен уточнить их причины, установить, чьему распоряжениюони были выданы и не скрываются ли за этим злоупотребления;
Нет ли фактовподписи расходных кассовых документов только руководителем или главнымбухгалтером;
Имеются лислучаи подписи руководителем и главным бухгалтером незаполненных чеков и выдачиих кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке;
Наличие иподлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписейдолжностных лиц и получателей денег;
Законностьпроизведенных из кассы выплат денежных средств, списываемых на расходы безпоследующего представления отчетов по этим операциям;
Правильностькорреспонденции счетов по кассовым документам;
Своевременностьдепонирования невыплаченных сумм.
Для тогочтобы составить свое мнение о постановке бухгалтерского учета, достоверности иобъективности учетных данных, эффективности системы внутреннего контроляаудитор должен собрать достаточное количество доказательств.
Аудиторобычно должен подтвердить остаток на банковском счете на конец года. Этоосуществляется с помощью прямой корреспонденции со всеми банками, с которымиклиент имел деловые связи в течение года независимо от всех изменений илисверки счетов на конец года. Обычной практикой является подтверждение всехбанковских счетов, открытых в любое время в течение проверяемого года.Проверить сальдо банковского счета и разные виды задолженности может с помощьюподписанного клиентом запроса.
Банк можетиметь договоренность с клиентом о предоставлении других услуг, кроме сохранениявкладов или выдачи кредита. Например, банк может, как условие кредита,попросить заемщиков оставить определенную сумму не депоненте (компенсационныеостатки). Банк, как агент или доверенное лицо, может также держать ценныебумаги или другие на хранении или накапливать их на счете клиента. Другиедоговоренности – устные и письменные гарантии, обязательства на покупкуиностранной валюты, аккредитивы и кредитные линии – могут составлять условныйдолг.
Аудиторыподтверждают задолженность клиентов банкам и другим финансовым учреждениям, атакже связанные с этим финансовые соглашения, для чего просят клиента послатьзапросы о подтверждении этого официальными лицами данных учреждений. Таким образом, аудитор может попросить клиента послать письма ряду банковскихслужащих с просьбой о предоставлении информации о разных долгах и другихсоглашениях.
Основнымиконтрольными процедурами банковских операций являются периодическоесогласование получения наличных денег и расходов с суммами, указанными вбанковских выписках (отчетах). Процедура сверки будет более эффективной, есликроме согласования остатков, производится сверка статей банковской выписки (отчета)со счетами. Чаще всего процедуры сверки используются для доказательствакассовой наличности.
Эффективноеразделение обязанностей требует, чтобы лицо, занимающееся сверкой сальдобанковского счета с сальдо бухгалтерских счетов, не имело никакого отношения кпоступлению и расходам наличных денег, подготовке или визированию ордероврасписок для оплаты.
Ключевымипроцедурами контроля являются сверка клиентом банковских счетов исоответствующее разделение обязанностей относительно кассовой наличности иопераций. Оценка аудитором эффективности сверки счетов клиентом определяетхарактер, распределение по времени и степень многих проверок на существенностькассовой наличности. Основными факторами являются адекватность системы учета,компетентность работников, выполняющих сверку, и разделение обязанностей. Чембольший эффект дала сверка счетов клиентом, тем менее подробными будутпроцедуры сверки счетов аудитором.
Данныепроцедуры могут варьироваться от простого просмотра сверки счетов клиентом наконец года, если риск контроля оценивается как низкий, до выполнениянезависимой сверки счетов за весь год с применением соответствующей формыдоказательства фактического наличия денежных средств в кассе.
При просмотреаудитором согласования банковских счетов необходимо:
Ø Получить копии сверки клиентом банковских счетов и установить ихматематическую точность;
Ø Сверить общее сальдо банковских счетов с сальдо синтетическогосчета; для этого обычно требуется знать сумму остатков кассовой наличности поГлавной книге;
Ø Просмотреть сверку банковских счетов для выполнения необычныхпунктов и получить доказательства их правильности с помощью запроса илиизучения документов.
Ø При контроле сверки счетов, выполненной клиентом, осуществляютсятакже процедуры, позволяющие:
Ø Определить фактическое наличие оплаченных чеков, депозитов,кредитового и дебетового авизо, содержащихся в банковских выписках, выданных надату или перед датой составления баланса;
Ø Проследить учет неоплаченных счетов наличными;
Ø Проверить депозиты в пути и определить наличие каких-либонеобычных задержек между датой поступления по книгам и датой депозита побанковским выпискам;
Ø Проследить другие пункты сверки по соответствующей документации ипоступлениями в учете кассовой наличности;
Ø Проверить необычные пункты в сверке счетов. Если чеки осталисьнеоплаченными после определенного периода, то необходимо выявить причину этогои сумму, которая или восстановлена в счете кассы, или ликвидирована.
Ø Определить характер статей в банковской выписке на конец года,которые не учтены в сверке банковских счетов, например, неправильнозакодированные банковские ошибки и поправки. Если информация в учетныхдокументах клиента не согласуется с банковской, то от банка необходимопотребовать уточнения. При таких обстоятельствах аудитор должен рассмотретьцелесообразность выполнения проверки с помощью методов доказательствафактического наличия денежных средств в кассе.
2.2 Аудитинвестиций и оформление результатов
В процессе планированияаудитор должен определить вопросы для включения их в программу:
-наличие договор о полнойматериальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность ценныхбумаг;
-наличие реестрадержателей ценных бумаг;
-аудит тождественностипоказателей финансовой отчетности и регистров бухгалтерского учета;
-аудит оформленияпервичных документов по учету инвестиций;
-правильность отраженияопераций по приобретению и выбытию на счетах бухгалтерского учета;
-правильность проведенияинвентаризации инвестиций;
-объекты, учитываемые всоставе инвестиций, соответствие сроков их погашения и отражения в учете;
-наличие документов,подтверждающих право собственности на инвестиции;
-составление аудиторскогоотчета и представление его руководителю группы.
Планируя проведениеаудиторских процедур, аудитору необходимо проверить наличие ценных бумаг иреестра их держателей. Возможные нарушения и их влияние на достоверностьфинансовой отчетности, соблюдение законодательства.
Проверка производится покаждой форме финансовой отчетности раздельно путем сопоставления показателей состатками и оборотами по счетам Главной книги. Проверка осуществляетсявыборочным способом. Размер выборки устанавливается программой на этапепланирования аудита. Сведения о расхождениях обобщаются в рабочих документахаудитора.
Перед началом проверкиаудитор должен ознакомиться с правилами оформления первичных документов. Припроведении формальной проверки документы проверяются с точки зрения оформленияих в соответствии с установленными правилами. Обращается внимание на наличие и обоснованностьподписей, ответственных за оформление документов. Документы, вызывающиесомнения, должны быть проверены тщательно, и прилагаться к рабочему отчетуаудитора.
Проверка правильностиотражения в балансе краткосрочных финансовых инвестиций осуществляется вследующей последовательности: баланс- главная книга- учетные регистры-первичные документы. Документами, подтверждающими приобретение ценных бумаг,являются полученные акции, сертификаты, облигации, свидетельства на суммыпроизведенных вкладов, договоры на предоставление займов. Документами,подтверждающими продажу ценных бумаг, могут быть акты купли-продажи, платежныепоручения, свидетельствующие о погашении облигации или возвратепредоставленных займов и пр. В учетной политике должен быть обязательно указанметод оценки финансовых инвестиций.
При аудите облигацийследует помнить о том, что в момент их выпуска объявленные проценты не всегда совпадают с процентами, которые обращаются на рынке. Различают понятия:номинальная процентная ставка, зафиксированная при выпуске облигации вобращении, по которой будут выплачиваться проценты; текущая(рыночная) ставка, выплачиваемая на рынке облигаций с аналогичными условиями по степенипривлекательности и риска. Каждый эмитент облигаций стремиться к тому, чтобыноминальная процентная ставка ко времени выпуска их в обращении совпадала стекущей.
Когда номинальная ставкавыше покупной, облигация выпускается с премией.
В случае, когданоминальная процентная ставка ниже рыночной, то эмитент вынужден предлагатьсвои облигации со скидкой. Выпуск облигации со скидкой идет на дополнительныерасходы по выплате процентов.
Перевод краткосрочныхфинансовых инвестиций в категорию долгосрочных осуществляется по: наименьшейоценке из покупной и текущей стоимости; текущей стоимости, если они были ранееотражены по всей стоимости.
Перевод долгосрочныхфинансовых инвестиций в категорию краткосрочных осуществляется по: наименьшейоценке из покупной и балансовой стоимости, если краткосрочные финансовыеинвестиции учитываются по наименьшей оценке из покупной и текущей стоимости.
2.3Проверка расчетов с дебиторами
Проверяя расчеты сдебиторами, аудитор должен выяснить, правильно ли отражена дебиторскаязадолженность в балансе. Остатки ее на начало и конец года показываются как вразделе II «Долгосрочные активы», так и вразделе I «Краткосрочные активы». Во II разделе показывается дебиторская задолженность, платежи по которойожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, а в I разделе —платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.
В краткосрочных активахдебиторская задолженность показывается в разделе следующих статей:
— Авансовые платежи;
— счета к получению;
— векселя полученные;
— задолженность повнутригрупповым операциям между основным
хозяйственнымтовариществом и дочерними товариществами;
— задолженностьдолжностных лиц акционерного общества;
— прочая дебиторскаязадолженность.
Аудитору необходимовыяснить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остаткизадолженности. Для этого по данным журнала-ордера № 11 и регистрованалитического учета и счетам, предназначенным для отражения расчетов, сличаютостатки по каждому виду расчетов на начало проверяемого периода с остатками посоответствующим статьям баланса, а затем проверяют каждый вид расчетов.
Проверку состояниядебиторской задолженности следует начать с анализа материалов инвентаризациирасчетов с дебиторами. Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов сними, как правило, проводят некачественно, эту работу должен организоватьаудитор. Инвентаризация расчетов с покупателями, подотчетными лицами,работниками предприятия и другими дебиторами заключается в выявлении посоответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм,числящихся на счетах. Аудитор и члены инвентаризационной комиссии устанавливаютпричины и виновников образования дебиторской задолженности, давность еевозникновения; реальность получения (т.е. имеются ли акты сверки расчетов либописьма, в которых дебиторы признают свою задолженность); какие меры принимаютсядля взыскания задолженности. Иногда следует проводить сверки расчетов сорганизациями, за которыми числится значительная дебиторская задолженность.Встречные проверки в первую очередь проводятся в торговых и снабженческихорганизациях.
Результаты инвентаризациирасчетов оформляются актом. В акте следует перечислить наименованияпроинвентаризованных счетов и указать суммы дебиторской задолженности,безнадежных долгов, дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковойдавности. По этим видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должнабыть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов,сумма задолженности, указано, за что она числится, с какого времени и наосновании каких документов.
Анализ имеющихся напроверяемом предприятии материалов инвентаризации расчетов или проведениеинвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на болеетщательной проверке расчетов, по которым установлены расхождения, неувязки,неясности.
Особое внимание аудитордолжен обратить на правильность отражения операций при оплате векселями.
При аудите необходимопроверить правильность учета векселей по видам, предприятиям-плательщикам,срокам наступления платежа, обоснованность оформления ссуд векселями;законность списания на внереализационные убытки векселей, задолженность покоторой оказалась безнадежной к получению или по которым просрочены срокиисковой давности.
В целом же при аудитерасчетов с покупателями и заказчиками необходимо установить:
- заключены ли договорыпоставок продукции;
— реальностьзадолженности покупателей, что должно быть
подтверждено актамиинвентаризации (сверки) расчетов;
— правильность веденияаналитического учета по счетам подраздела
«Задолженность покупателейи заказчиков». При этом построение
аналитического учетадолжно обеспечить возможность получения
данных задолженности порасчетам с покупателями и заказчиками,
обеспечить векселями,срок поступления денежных средств по
которым не наступил;векселями, дисконтированными (учтенными) в
банках, по которымденежные средства не поступили в срок;
— правильностьсоставления бухгалтерских проводок по счетам
подраздела «Задолженностьпокупателей и заказчиков»;
Далее аудитор долженпроверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операций,связанных с дебиторской задолженностью дочерних (зависимых) товариществ.
Аудитор проводит сплошнуюпроверку авансовых отчетов и приложенных к ним документов, сличая записи внакопительных ведомостях с данными авансовых отчетов, утвержденныхраспорядителями кредитов. Прежде всего, он выясняет кому выданы авансы. Авансына командировочные расходы, как правило, должны выдаваться лицам, работающим наданном предприятии. Из практики работы известны случаи выдачи таких авансовработникам вышестоящих организаций.
Аудитор обязан тщательнопроверять достоверность приложенных к авансовым отчетам документов и законностьоплаты по ним. При необходимости проводятся встречные проверки.
Аудитор скрупулезнодолжен проверить правильность и своевременность оформления материалов попретензиям о недостачах и хищениях, не было ли случаев возврата следственнымиили судебными органами материалов по недостачам и порче из-за некачественногоили несвоевременного оформления соответствующих материалов. Практика работысвидетельствует с том, что неправильное или с нарушением сроков оформлениематериала делается иногда сознательно с целью не допустить привлечения виновныхк материальной ответственности. Важно не столько констатировать фактынедостач и порчи, сколько выяснить причины их возникновения. Практикапоказывает, что основными причинами ущерба (недостачи, растраты, хищенияденежных средств и материальных ценностей) являются необеспеченностьвесоизмерительной аппаратурой, плохое состояние складских помещений,несоблюдение условии хранения запасов, нарушение правил приемки и отпуска их изодного цеха в другой, отсутствие должного контроля за их сохранностью,несвоевременное и формальное проведение инвентаризаций. Наряду с этим аудиторунужно установить, правильно ли определен причиненный предприятию ущерб. Внекоторых случаях сумма ущерба исчисляется по учетным или розничным ценам завычетом торговой скидки. Это неправильно. Сумму ущерба следует рассчитывать порыночным ценам данной местности на недостающие или похищенные ценности.
Далее аудитору необходимоизучить показатели качества и ликвидности дебиторской задолженности. Подкачеством понимается вероятность получения этой задолженности в полной сумме,которая зависит от срока образования задолженности. Опыт показывает, что чембольший срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения.
Значительная часть продукции проверяемого предприятия реализуетсяза пределы республики и задержка платежей составляла три и более месяцев.Наличие просроченной дебиторской задолженности говорит о том, что руководствунеобходимо принять неотложные меры к ее взысканию.
2.4 Методыпроверки запасов
Можно выделить следующие основные направления внутреннегоконтроля за запасами:
1. Существуют процедуры выдачиразрешения на приобретение запасов;
2. Предусмотрены процедуры,контролирующие поступление запасов;
3. Осуществляется учет фондов, основанныйна физическом подсчете запасов;
4. Выполняются процедуры, контролирующиевыдачу и отпуск запасов.
Сырье и материалы являются объектами учета и контроля на всехстадиях их использования в процессе производства, начиная с их приемки.Процедуры, обеспечивающие их надлежащий контроль, включают:
— охрану запасов путем ограничения допуска к ним персонала,не имеющего на то разрешения;
— выдачу материалов в производственные цехи только ссоответствующего разрешения;
— запись в учетные регистры расхода запасов после выдачиматериалов;
— периодический подсчет наличных материалов с последующимсличением результатов с данными регистров аналитического учета.
Основная процедура контроля запасов в большинстве компаний –подсчеты в натуре наличных запасов и периодическое приведение результатов этихподсчетов в соответствие с данными регистров аналитического учета запасов и сданными остатков по счетам в Главной книге.
Процедуры контроля запасов на складах предусматривают предварительное расследование и последующую оценку результатов деятельностируководства склада и обычно включают:
— Рассмотрение деловой репутации и финансового положенияадминистрации склада;
— Осмотр производственных помещений;
— Запросы о методике и процедурах внутреннего контроля,практикуемых кладовщиком, а также о том, не хранятся ли на складе товары самогокладовщика;
— Просмотр финансовых отчетов кладовщика и отчетов по нимнезависимых аудиторов;
— Подсчеты в натуре товаров, когда это осуществимо иразумно;
— Согласование количества, указанного в отчетах, полученногоот кладовщика, с данными документации владельца.
Инвентаризация является частью эффективной структурывнутреннего контроля.
Обязательным условием успешного проведения инвентаризации внатуре является предварительная подготовка в письменной форме ее программы,содержание которой предусматривает:
1. Физически расположить запасы такимобразом, чтобы обеспечить подсчеты;
2. Правильно идентифицировать и описатьзапасы;
3. Отделить или правильно определитьнеходовые, устаревшие или поврежденные товары;
4. Идентифицировать и составить списокзапасов, принадлежащих другим фирмам;
5. Проконтролировать нумерациюинвентарных ярлыков или ведомостей.
6. Задокументировать и проверитьотдельные подсчеты;
7. Добиться правильного «отсечения»документации, отражающей приемку и отгрузку, движение между подразделениями;
8. Установить и составить списоктоваров, находящихся у других фирм;
9. Исправить ошибки, выявленные врезультате подсчетов.
С точки зрения аудита очень важен учет запасов, основанный нафизических подсчетах (инвентаризации). Физические подсчеты для различныхкатегорий запасов следующие:
— Сделанные в конце года (периодические);
— На постоянной основе в течение всего года (текущие).
Программа текущей инвентаризации предусматривает ведениенадлежащего учета запасов, что является частью основных процедур контроля зазапасами, которые сводятся к следующему:
— Каждый вид товара физически проверяется по крайней мереодин раз в год, и более часто в случае, если он подвержен потере и т.п.;
— Соответствующая учетная документация регулярно обновляется;
— Внесение изменений в документацию производится врезультате проверки, и существуют соответствующие отчеты и процедуры изучениярасхождений.
Преимущества текущей проверки запасов заключаются вследующем:
— Текущий подсчет не вызывает остановок;
— Более точный и регулярный подсчет;
— Своевременное выявление ошибок и неходовых запасов;
— Более жесткая дисциплина в отношении сохранности запасов;
— Отпадает необходимость в периодическом подсчете.
Периодическая инвентаризация необходима в большинствеслучаев, когда не ведется текущий учет, а также для подтверждения результатовтекущей системы подсчета. Обычно он проводится в конце финансового года илинезадолго до его окончания.
Аудиторы должны знать принципы оценки запасов для определенияцены, установленной продавцом.
Общепринятые принципы бухгалтерского учета требуют, чтобызапасы регистрировались в отчетности по минимальной из двух оценок:
— себестоимость по первоначальным затратам;
— рыночная цена.
Присутствие во время инвентаризации не являетсядоказательством того, что запасы правильно оценены. Для достижения цели оценкипо запасам аудитор должен:
— Проанализировать и проверить процедуры идентификацииустаревших или неходовых видов запасов;
— Проверить оценку поврежденных или устаревших единиц с тем,чтобы установить, что учтенная стоимость не превышает чистой стоимостиреализации;
— Проанализировать и проверить определение рыночных цен,чтобы установить, ниже ли рыночная стоимость себестоимости.
В ходе проверки правильности оценки запасов аудиторунеобходимо:
А. Сырье и товары к потреблению
— Определить элементы, входящие в стоимость (например,доставка, сборы и т.д.)
— Определить методы оценки ТМЗ;
— При использовании стандартной стоимости, определить основустандартов, как они сопоставимы с фактической себестоимостью, и как учитываютсяразницы;
— Сравнить количество товаров, выявленных в ходе контрольныхпроверок с карточками аналитического учета запасов с целью обнаружить запасы,которые указывались в инвентаризации, например в течение более 6 месяцев.Обсудить это с ответственным сотрудником и выяснить когда они могут бытьреализованы, а также определить чистую стоимость реализации.
— Проследить за оценкой всех поврежденных или моральноустаревших запасов с целью определения чистой стоимости реализации;
Б. Незавершенное производство
— Выявить элементы, определяющие стоимость НЗП. Если встоимость вошли накладные расходы, определить на каком основании они быливключены, ознакомившись с калькуляцией себестоимости продукции и принимая вовнимание имеющуюся другую финансовую информацию.
— Рассмотреть применяемые методы распределения накладныхрасходов, чтобы убедиться, что они распределены на продукцию, произведенную наданном этапе деятельности.
— Убедиться, что любые существенные расхождения, исключаютфактор чрезмерного расходования.
В. Товары
— Провести контрольную проверку цен, указанных в перечнеТМЗ, с официальными списками продаж, имея ввиду возможные торговые скидки.
— Убедиться, что запасы оценены по чистой стоимостиреализации, в случае если их стоимость ниже себестоимости. По каждому товарутакого типа, провести обратную проверку и убедиться, что по соответствующимчастично переработанным сырью и материалам цена была снижена.
— Проследить за всеми запасами, которые в аналитическом учета показываются как запасы в течение шести месяцев. Выяснить причины такогоположения и определить возможную стоимость реализации таких товаров.
— Проследить за товарами, которые были отмечены какповрежденные или морально устаревшие в процессе наблюдения за инвентаризацией.
— Проследить за оценкой всех второсортных товаров иубедиться, что они оценены по чистой стоимости реализации, если она нижесебестоимости.
— Определить, повлияла ли на самом деле инфляция на стоимостьтоваров и действительно ли увеличились объемы продаж или они были простозавышены ложными записями.
В процессе проверки аудитор должен установить, что клиент имеетправа собственности на запасы. Основной акцент при установлении правасобственности делается на надлежащий контроль за операциями по приемке иотгрузке и за списанием в конце года, и в других случаях, на дату проведенияинвентаризации.
Для подтверждения запасов, находящихся на хранении настороне, необходимо письменное подтверждение от лиц, у кого они находятся нахранении.
Если товар уже перешел в собственность покупателя и хранитьсядля отправки ему, необходимо позаботиться о том, чтобы исключить эти товары иззапасов и установить, что покупатель до отправки получил соответствующийдокумент, устанавливающий его право собственности на товар. Товары, принадлежащиепокупателям или другим лицам, должны быть подсчитаны, и если суммазначительная, должно быть получено подтверждение от их собственников. Аудитор,должен помнить о возможности наличия таких товаров и ему следуетудостовериться, что у клиента имеется система их контроля и что они надлежащимобразом идентифицируются и выделяются.
Аудитор должен также не забывать о том, что на запасы можетбыть наложен арест, а также о других обязательствах. О наличие таковых, аудиторможет узнать, изучая протоколы заседаний и тексты соглашений, или на основанииподтверждений от кредиторов, относящихся к займам и договорам о ссудах. Можетвозникнуть необходимость в расследовании – не представлены ли государственнымили местным властям сведения о дополнительных арестах или обязательствах.
Заключение
Взаключении можно сказать что, аудитом называется независимая проверка состояния и ведениябухгалтерского учета с тем, чтобы убедиться в обоснованности финансовой отчетности и ее соответствии нормативным документам. Аудитордолжен выразить мнение о том, дает финансовая отчетность объективное мнениео фирме или нет.
Отсюда можно определить, что предметом аудитаявляются факты,отраженные в финансовых (бухгалтерских) отчетах.
Актив — эторесурс, контролируемый предприятием в результате прошлых событий, от которогоожидается поступление будущих экономических выгод на предприятие.
Предприятие самостоятельно финансирует все направлениясвоих расходов соответственно производственным планам, распоряжается имеющимисяфинансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях полученияприбыли.
Краткосрочные активы предприятия характеризуются той частьюего активов, которые характеризуются либо непосредственно денежными активами,либо теми финансовыми ресурсами, которые можно быстро и с минимальными потерямитрансформировать в денежные средства.
Управлениеденежными средствами, дебиторской задолженностью и другими элементамикраткосрочных активов (кроме производственных запасов), а также решениевопросов по этим проблемам требует значительного количества времени. При этомпроявляется основная проблема управления финансами: выбор между уровнемрентабельности и риском неплатежеспособности (не допущение стоимости активовпредприятия менее стоимости его кредиторской задолженности).
Грамотное управление денежными средствами, ведущее к роступлатежеспособности предприятия, получению дополнительного дохода — важнейшаязадача финансовой работы. Дебиторская задолженность — неизбежное следствиесуществующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями,при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода правасобственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате ивременем их фактической оплаты. Анализ дебиторской задолженности включаеткомплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положенияпредприятия.
Исходя из этого, краткосрочные активы являются одними из важнейшихэлементов в организации, которые необходимо своевременно проверять. Так каккраткосрочные активы своеобразно показывают финансовое положение каждойорганизации.
Последним этапом в аудитеявляется аудиторская отчетность, которая показывает всю проверку проводимуюаудитором, а также состояние организации во время проверки. Документирование аудита является одним из важнейших условийего квалифицированного проведения. Для аудитора, составляющего отчет о результатах проведенного аудита, рабочиедокументы являются такими же первичными документами, как и первичные бухгалтерские документы для бухгалтера, составляющего финансовую отчетность компании. Наличиерабочей документации позволяет анализировать как внутрифирменный, так и внешний контроль качества их работы.
Рабочие документы должны обеспечить документальное подтверждение того, что проверка проведена надлежащим образом(глубоко и качественно), раскрывать методы аудита,объем проверенных документов и подтверждать полнотуи качественность аудиторского заключения.
На завершающем этапе аудитор должен, на базе обобщения всей полученной в ходе проверки информации, сформировать свое мнениео достоверности финансовой отчетности проверяемого субъекта, документально оформить это мнениеи передать его данному субъекту в виде итоговых документов – «Письменной информации (отчета)аудитора руководству компании по результатам проведения аудита» и «Аудиторского заключения о проверке финансовой отчетности».
Данная работа осматриваетсуть краткосрочных активов в отчетности организации. К примеру, денежныесредства для любой организации являются самым ликвидным активом. Денежныесредства в свою очередь показывают платежеспособность, рентабельностьорганизации. В этой работе показано как следует проводить аудит краткосрочныхактивов, ведь это немало важно как для самих руководителей организации, так идля внешних пользователей.
Списокиспользованной литературы
1. Конституция Республик Казахстан от 30 августа 1995 года по состоянию на 1.01.2002 года.
2. Закон Республики Казахстан от 20.11.98г. № 304-1 «Об аудиторской деятельности» с изменениями и дополнениями от 5.05.2006г. № 139-II.
3. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030.Послание Президента страны народу Казахстана. «Раритет», Алматы, 2002 год
4. Закон Республики Казахстан «Обухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. №234-III
5. Положения (стандарт) аудита 1 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» утверждено приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита (ДМБУА) МФ РК от 07.04.2003 г. № 56.
6. Положение (стандарт) аудита 2 «Условия проведенного аудита» утвержденного приказом ДМБАУ МФ РК от 04.06.2003 №
7. Положение (стандарт) аудита 11,«Первая аудиторская проверка, сальдо счетов на начало периодов» утвержденоприказом МФ РК от 19.05.2004 г. № 216.
8 Положение (стандарт) аудита 5«Аудиторское заключение по финансовой отчетности» утверждено приказом ДМБУА МФРК от 20.05.2003 г.№ 83
9. Ажибаева З.Н. Аудит: Учебник –Алматы: Экономика, 2004г.
10. Аренс А., Лоббек Д.Ж. Аудит М.:Финансы и статистика, 2001-406с.
11. Альбрехт У., Венц Д… Уильям Г.Мошенничество — луч света на темные стороны бизнеса. — С-Пб.: Питер-пресс, 2005.
12. Соколов В.Я. Классификация ошибокв аудите. — Бухгалтерский учет. №3, 2005.
13. Родостовец В.К. Финансовый иуправленческий учет на предприятии. Алматы. Центр Аудит. 1998 г.
14. Абленов Д.О. Аудит: «Теория ипрактика». Учебник – Алматы: Экономика, 2005г.
15. Дюсембаев К.М., ЕгембердиеваС.К., Дюсембаева З.К. Аудит и анализ финансовой отчетности – Алматы: Каржы –Каражат, 1998-415с.