СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Деятельность органовгосударственной власти и местного самоуправления по поддержке малого и среднегопредпринимательства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
1.1 Система поддержки ирегулирования малого и среднего бизнеса в Ямало-Ненецком автономном округе
1.2 Программа «Развитие малого исреднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 – 2010годы»
Глава 2. Состояние и политикасодействия развитию малого предпринимательства на муниципальном уровне (на примерег. Новый Уренгой)
Заключение
Список использованных источникови литературы
Введение
Хотя лицо любого развитого государства определяюткрупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенноевоздействие на уровень научно-технического потенциала и производственныхмощностей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы являетсямалое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную имассовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается инаходится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являютсяпитательной средой развития экономики любой страны.
Границы малого предпринимательства зависят отзаконодательно установленных государственными органами или другими представительнымиорганизациями критериев (показателей), конституирующих сущность этого понятия.
В зарубежной практике малое и среднеепредпринимательство рассматривается как единое явление, и поэтому к егообъектам употребляется термин «малое и среднее предприятие», а кэтому сектору экономики применяют термины: «малое и среднеепредпринимательство», «малый и средний бизнес», «малоепредпринимательство», «малый бизнес», как наиболее частоупотребляемые в законодательстве и научной литературе.
Высокий уровень развития малого предпринимательстваявляется необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономическогороста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его вобъеме 40-50%, а в некоторых отраслях – до 70-80%.
Успешное функционирование МСП создает благоприятныеусловия для оздоровления экономики: развивается конкуренция; создаютсядополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал; лучше используютсяместные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятийрасширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только длятрудоустройства, но прежде всего для расширения предпринимательскойдеятельности населения, развертывания его творческих сил и использованиясвободных производственных мощностей.
Малое предпринимательство — важнейшая составляющаяцивилизованного рыночного хозяйства. Оно придает рыночной экономике гибкость,мобилизует финансовые и производственные ресурсы, несет в себе мощныйантимонопольный потенциал, служит значительным фактором структурнойперестройки, является одним из важнейших источников первоначального накоплениякапитала, формирования частного сектора экономики, школой приобретения предпринимательскихнавыков и лидерских качеств, способствует решению многих социальных проблем.Однако этот важнейший сектор экономики до сих пор не оказывает значительноговлияния на экономические и социальные результаты развития, как РоссийскойФедерации, так и ее регионов.
Во многом это определяется тем, что рыночнаяэкономика не может эффективно развиваться без ее государственногорегулирования. Государство должно регулировать не столько сам рынок, сколькоусловия, влияющие на него.
В процессе реформирования российской экономикиразвитие малого предпринимательства представляет собой стратегическую задачу,решение которой в значительной мере зависит от государственного регулирования иподдержки малого бизнеса. В настоящее время происходит усиление государственногорегулирования и содействия развитию малого предпринимательства. Однако они неосуществляются на четкой целевой и систематической основе. В связи с этимнеобходимо формирование комплексной системы экономического, правового,социального и организационного регулирования государством процессовфункционирования и развития малого и среднего бизнеса, его целевой иэффективной поддержки со стороны государственных органов власти на всех уровняхуправления: федеральном, региональном и местном. Это определило актуальностьтемы исследования.
Проблемам государственного регулирования иподдержки малого предпринимательства в настоящее время посвящены работыотечественных ученых: Т. Алимовой,[1] Т.П. Афанасьевой[2],В.И. Ерошина, В.Ш. Каганова,[3] М. Рыбина,Т.И. Пуденко[4] и др.
В большинстве публикаций по данной проблематикеисследуются отдельные элементы и направления государственного регулирования иподдержки малого предпринимательства, что не позволяет получить целостноепредставление о их содержании, структуре, принципах, методах и механизмах. Всвязи с этим необходим комплексный подход к формированию методологиигосударственного регулирования и государственной поддержки малогопредпринимательства, предусматривающий разработку соответствующих принципов,методов, механизмов и инструментов.
Объектом исследования в исследованииявляется сфера малого и среднего предпринимательства на региональном имуниципальном уровнях.
Предметом исследования является совокупностьтеоретических, методологических и практических подходов к формированиюкомплексной системы законодательного регулирования и поддержки малогопредпринимательства.
Целью работы является изучение основгосударственного регулирования и поддержки малого бизнеса на региональном имуниципальном уровнях.
Задачи:
— проанализировать литературу и нормативно-правовыеисточники по теме курсовой работы;
— охарактеризовать систему поддержки ирегулирования малого и среднего бизнеса в Ямало-Ненецком автономном округе;
— определить законодательное закрепление программы«Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономномокруге на 2008 – 2010 годы»;
— рассмотреть состояние и политику содействияразвитию малого предпринимательства на муниципальном уровне (на примере г.НовыйУренгой).
Теоретической и методологической основойисследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященныепроблемам рыночного хозяйства, предпринимательства, государственногорегулирования и поддержки малого бизнеса, материалы всероссийских ирегиональных научных и научно-практических конференций и семинаров. В работеиспользованы законодательные акты и другие нормативно-правовые документыРоссийской Федерации и ЯНАО.
В качестве методов научного исследования вработе использовались: системный и структурный анализ, статистические методы,метод экспертных оценок.
Структура работы – введение, две главы, заключение,список источников и литературы.
Глава 1. Деятельность органов государственной власти и местногосамоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства на территорииЯмало-Ненецкого автономного округа
1.1 Система поддержки и регулирования малого и среднегобизнеса в Ямало-Ненецком автономном округе
Стабилизация социально-экономического положенияоказывает положительное влияние на развитие малого предпринимательства.
Его дальнейшее развитие призвано решить рядсоциально-экономических проблем: создание условий для обеспечения политическойстабильности в обществе, формирование рациональной структуры экономики,создание среднего класса, смягчение безработицы, рост доходной части бюджетоввсех уровней и другие.
Государственная политика поддержки малогопредпринимательства стала самостоятельным системным направлениемсоциально-экономической политики государства. Она строится на принципе созданияблагоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в технаправлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономическийэффект.
В Российской Федерации сформирована системагосударственной поддержки малого предпринимательства. Государством предпринятыопределенные шаги по совершенствованию нормативной правовой базы,финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, реализуютсяфедеральная и региональные программы поддержки малого предпринимательства,налаживаются межрегиональные и международные контакты в сфере малогопредпринимательства.
Для создания условий эффективного развития малогопредпринимательства, формирования гибкой системы его государственной поддержкиусилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления,общественных организаций и объединений предпринимателей.
Вместе с тем сложившаяся в последние годы ситуацияв малом секторе экономики, а также необходимость обеспечения его роста требуетзначительной активизации государственной политики развития предпринимательстваи ее направления на устранение факторов, сдерживающих рост малогопредпринимательства, и факторов, вынуждающих предпринимателей уходить в«теневой» сектор экономики.[5]
Достигнутый в России уровень развития малого предпринимательствасохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. Вследствиеэтого не используются значительные потенциальные возможности для ростапроизводства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются вэкономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.
По данным Госкомстата России, на 01.01.09 г. вРоссийской Федерации действовало 879,3 тыс. малых предприятий, что на 1,3% нижесоответствующего показателя на 01.01 .2008 г.
В расчете на 1000 человек населения страныприходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствахЕвропейского Союза — не менее 30. Уровень данного показателя, который можнобыло бы сопоставить со странами Западной Европы, достигнут только в Москве иСанкт-Петербурге (21 малое предприятие и 24 соответственно).
Численность занятых на малых предприятиях недостигла уровня, характерного для периода, предшествующего августовскомукризису 1998 года. Включая все категории работников, по итогам 2000 г., онасоставила 7,6 млн. человек, что ниже показателя 1997 г. на 12%. Учитываяиндивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 г., поданным МНС России, достигла 4,2 млн. человек, общее количество занятых в маломпредпринимательстве составляет 11,8 млн. человек.[6]Это составляет 16% в общем количестве экономически активного населения, что в2-3 раза меньше по сравнению с уровнем западноевропейских стран, где данныйпоказатель достигает 40-50%. Более того, в последние годы увеличивается разрывмежду странами Восточной Европы и Россией по уровню вовлеченности населения всектор малого предпринимательства.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса,занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализациисвидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли иобщественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числемалая инновационная деятельность, развиваются незначительно.
По-прежнему сохраняется высокая дифференциация поуровню развития малого предпринимательства между российскими регионами, апотенциал малого предпринимательства в развитии экономики регионов задействованнеравномерно.
Особенностью российского малого предпринимательствапродолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, онасоставляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована врешении общегосударственных задач. Однако за последний год наблюдаетсяувеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства. В2000 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системыналогообложения, учета и отчетности и по единому налогу на вмененный доход дляопределенных видов деятельности поступления в консолидированный бюджетРоссийской Федерации составили 14,7 млрд. рублей — в 1,8 раза больше (с учетоминдекса цен), чем в 1999г.
Наблюдаемые в 1999-2000 гг. рост производствапродукции, работ и услуг на малых предприятиях, повышение их инвестиционнойактивности, рост налоговых поступлений от них шли в русле общероссийскихтенденций и были обусловлены, с одной стороны, сложившейся благоприятнойэкономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спросанаселения, умеренными темпами инфляции и т.д.), а с другой — компенсационнымэффектом после сокращения 1998 года. При этом рост носит преимущественно интенсивныйхарактер, поскольку количество действующих малых предприятий сокращается, ачисло занятых увеличивается незначительно.
Несмотря на рост производства продукции, работ иуслуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России явноне отражает их потенциала. Соотношение производства продукции, работ и услуг намалых предприятиях и ВВП, по оценке Госкомстата России, составило в 2000 г.8,7% (доля же малых предприятий в производстве ВВП реально ниже) при удельномвесе занятых на малых предприятиях в общей численности занятых на уровне 12%.
Инвестиционная активность малых предприятий такженаходится на низком уровне по сравнению с крупными и средними предприятиями:доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляеттолько около 3%. О потенциале малого предпринимательства (производственном,инвестиционном, налоговом) можно говорить и имея ввиду высокую труднооцениваемую «теневую» составляющую.[7]
Наметившиеся тенденции к росту нельзя отнестиполностью на роль государственной поддержки малого предпринимательства.Во-первых, рост вызван, в основном, компенсационным эффектом и сложившейсяблагоприятной экономической ситуацией. Во-вторых, государственные средства(включая инвестиционные ресурсы) на реализацию Федеральной программы на1998-1999 гг.не выделялись, а средства на реализацию программы на 2000-2001 гг.поступили только в конце 2000 г.
Важно отметить, что наличие или отсутствие вфедеральном бюджете средств (и их уровень) на реализацию Федеральной программы,по мнению регионов, отражает отношение Правительства в Российской Федерации кмалому предпринимательству и его проблемам и косвенно определяет позицию регионовпри выделении средств на поддержку малого предпринимательства.
Очевидно, что активизация действий государства поподдержке малого предпринимательства в благоприятный экономический моментявляется более чем актуальной, а не решение давно назревших проблем секторамалого предпринимательства может существенно затормозить его начавшеесяразвитие.
На долю ЯНАО приходится 2,5% валового внутреннегопродукта Российской Федерации, а по уровню валового регионального продукта надушу населения, в размере 845,2 тыс. рублей, Ямал находится на втором местепосле Ханты-Мансийского автономного округа. Округ входит в пятерку лидеров пообъемам инвестиций в основной капитал. Его доля составляет порядка 4% общегообъема инвестиций в российскую экономику. По уровню естественного приростанаселения Ямал занимает четвертое место среди всех субъектов Федерации: 7,4человека на 1000 жителей. В 2007 году численность населения – 542 тыс. человек,а к 2010 году население автономного округа увеличится до 560 тыс. человек.Прирост ВРП в сопоставимых ценах на ближайшие три года прогнозируется на уровне4-6%. К 2010 году суммарный объем ВРП составит более 860 млрд. рублей[8].
При этом в 2008 году объем промышленногопроизводства составит около 550 млрд. рублей, достигнув к 2010 году 676 млрд.рублей. Сохранятся высокие темпы потребительского спроса, поддерживаемые ростомреальных доходов населения. Так, в 2008 году среднемесячная зарплата ожидаетсяоколо 40 тыс. рублей, достигнув в 2010 году 47 тыс. рублей, что более чем в 2раза выше, чем в среднем по России. Зарплата в бюджетной сфере за три годаувеличится на 30%. Благодаря устойчивому росту социально-экономическихпоказателей за последние два года международным рейтинговым агентством Standard& Poor's кредитный рейтинг Ямала уже трижды пересматривался в сторонуповышения (напомним, рейтинг по международной шкале: ВВ+ позитивный, понациональной шкале: ru AA+).[9]
На систему формирования малого бизнеса в автономномокруге оказывают влияние довольно жесткие северные условия хозяйствования, имоноотраслевая структура экономики нефтегазодобывающего региона, и, в отличиеот южных регионов России, огромные расстояния между населенными пунктами вусловиях относительно слабо развитой дорожной сети. Кроме того, на масштабыпредпринимательства оказывают заметное влияние ограниченные возможностиразвития рынка в условиях небольших городов, где сосредоточено 89% от общегочисла представителей малого бизнеса Ямала.
В автономном округе государственная поддержкаразвития малого предпринимательства традиционно осуществляетсяпрограммно-целевым методом. Первая программа была принята в 2000 году, внастоящее время завершается исполнение третьей программы государственнойподдержки малого предпринимательства.
Всего с 2000 года на поддержку малогопредпринимательства из окружного бюджета, с учетом 2007 года, фактически быловыделено 127,5 млн рублей, что дало возможность добиться определенныхположительных результатов в данном направлении.
В рамках оказания имущественной поддержки субъектаммалого предпринимательства и в целях решения проблем муниципальных районов, гдеотсутствуют приспособленные для ведения торговой деятельности помещения, попрограмме поддержки малого предпринимательства были реализованы мероприятия поприобретению модульных секций для организации рынков, торговых павильонов, местрозничной торговли и общепита, в том числе в поселках Яр-Сале, Белоярск, Мужи,Харп, Тазовский, Вынгапуровский, Коротчаево и Лимбяяха. Таким образом, былосоздано приспособленных помещений для ведения бизнеса площадью 1200 кв. метров, на которых осуществляют свою деятельность более 42 предпринимателей.
Финансовая поддержка субъектов малогопредпринимательства в автономном округе, в целях более эффективногоиспользования и возможности аккумулирования бюджетных средств, предназначенныхна поддержку предпринимательства, проводилась на возвратной основе сиспользованием различных кредитно-финансовых механизмов. За период 2005 — 2007годы в рамках реализации мероприятия по финансированию проектов по приоритетнымдля территорий направлениям было выделено 19736,6 тыс. рублей. Профинансировано29 инвестиционных проектов в сфере строительства, общепита, агропромышленногокомплекса, производства полуфабрикатов, бытового обслуживания и оказаниямедицинских услуг. Осуществлялась компенсация процентной ставки по кредитам,полученным субъектами малого предпринимательства.
Несмотря на имеющиеся положительные результаты приосуществлении финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства вавтономном округе до настоящего времени не получили должного развитиялизинговые механизмы финансирования инвестиционных проектов малогопредпринимательства, являющиеся для отраслей промышленности, транспорта истроительства наиболее предпочтительными.
Информационная и научно-методическая поддержкамалого предпринимательства предоставлялась в виде ежегодного проведениявыставки «Малый бизнес Ямало-Ненецкого автономного округа», конкурсовсреди средств массовой информации на лучшее освещение деятельности субъектовмалого предпринимательства, семинаров, круглых столов и других мероприятийинформационного и методологического характера.
Главной проблемой в развитии предпринимательства вавтономном округе остается недостаточно развитая инфраструктура поддержкисубъектов малого предпринимательства, поэтому важнейшей задачей в сфереразвития предпринимательства на территории автономного округа остаетсядальнейшее формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность необходимыхфинансовых и имущественных ресурсов, информационных, консультационных,маркетинговых и иных услуг. Одним из наиболее эффективных инструментовподдержки в данном направлении является создание бизнес-инкубаторов, посколькуименно они дают возможность, во-первых, заложить основы новой генерации малыхпредприятий, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей, в-третьих,образовать среду, направленную на содействие развитию предпринимательства.
В целях решения проблемы отсутствия свободныхгосударственных и муниципальных помещений, пригодных для размещениябизнес-инкубаторов, в рамках реализации Окружной целевой программыгосударственной поддержки малого предпринимательства в автономном округе на2005 — 2007 годы было начато мероприятие по строительству зданийбизнес-инкубаторов в городах автономного округа. В 2006 году были выполненыпроектно-изыскательские работы для строительства бизнес-инкубаторов в городахНоябрьск, Муравленко, профинансировано приобретение здания для организациибизнес-инкубатора в Пуровском районе и произведена компенсация затрат построительству здания для размещения бизнес-инкубатора в городе Губкинском.Поэтому основные средства новой Программы будут направлены на завершение ранеепринятых обязательств по строительству бизнес-инкубаторов в городах Ноябрьск,Муравленко и дальнейшее создание бизнес-инкубаторов в городах Салехард, Надым.
Несмотря на это, малый бизнес стал неотъемлемымсубъектом рынка региона. Наиболее привлекательными для малого бизнеса являютсятакие отрасли как строительство и транспорт, сервисные и бытовые услуги.Сегодня 93% торговли округа обеспечивается предпринимательством. В секторемалого бизнеса задействовано две тысячи малых предприятий и более 14 тыс.индивидуальных предпринимателей. В целом это более 50 тыс. человек, или около20% работающего населения автономного округа.[10]
Темпы роста малого бизнеса существенно опережаютобщий рост экономики округа. Так, по итогам 2007 года при общем росте ВРПрегиона в 14% рост объема работ, выполненных малыми предприятиями, составил29%. Денежный оборот малых предприятий за последние три года (с 2005 по 2007год) увеличился с 15 до 22 млрд. рублей без учета средств, осваиваемыхиндивидуальными предпринимателями.
С 2008 года в регионе реализуется окружная целеваяпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецкомавтономном округе на 2008-2010 годы», разработанная с учетом положенийфедерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства вРФ»[11] с общимобъемом финансирования более 200 млн. рублей.[12]
Напомним, что рекомендации по стимулированиювластями всех уровней развития малого и среднего бизнеса в марте этого годароссийским губернаторам дал президент РФ Дмитрий Медведев. На заседаниипрезидиума Госсовета, который проходил в Тобольске, Медведев заявил о том, чтов России должна быть разработана стратегия развития малого бизнеса, чтопозволит ему стать ведущим элементом экономики страны. «Разработка стратегииразвития малого бизнеса позволит повысить предпринимательскую активность впромышленности, сфере строительства и ЖКХ.
Известно, что 50% малого бизнеса приходится наторговлю, другие сферы не так активно задействованы в этом секторе. Во времястроительного бума, который переживает Россия, это неправильно», – пояснилМедведев. По его мнению, в России должны быть стимулы для создания малыхпредприятий именно в строительстве и ЖКХ.
Начиная с 2008 года в округе реализуется окружнаяцелевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства вЯмало-Ненецком автономном округе на 2008 — 2010 годы».[13]Приоритеты в программе отданы формированию инфраструктуры поддержки малого исреднего предпринимательства. В программе реализуется один из наиболее важныхэффективных инструментов поддержки предпринимательства — создание инновационныхбизнес-инкубаторов, которые смягчают выход инновационных компаний на рынок,предоставляя, в отличие от инновационных фондов и банков, помимо финансовойподдержки, ещё и юридическую, организационную и инструментальную.
Снизить административные барьеры, мешающиедальнейшей эффективной деятельности предпринимательства в автономном округе,призвана принятая в прошлом году Думой округа окружная целевая программа«Административная реформа в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 — 2008годы».
В настоящее время в ЯНАО планируется принять законы«О развитии малого и среднего предпринимательства» и о применениииндивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения. В целяхстимулирования развития инфраструктуры и создания бизнес-инкубаторовпредполагается разработать льготы по налогу на имущество организаций в частисредств, поступающих в бюджет ЯНАО. Были внесены изменения в окружную программу«Развитие малого и среднего предпринимательства на 2008–2010 годы». Вчастности, перечень программных мероприятий дополнен мероприятием «Разработка иреализация схем кредитования малого предпринимательства с использованиеммеханизмов гарантий и поручительства».
Аналогичная работа проводится и в органах местногосамоуправления — во многих муниципалитетах действуют нормы льготных расценок нааренду муниципального имущества субъектами малого бизнеса.
Кроме того, на Ямале с целью поддержки малогопредпринимательства работают три бизнес-инкубатора и ведётся строительство ещечетырех.
В 2008 году регион принял участие в конкурсе насофинансирование мероприятий, направленных на поддержку предпринимательства изсредств федерального бюджета. В результате на строительство бизнес-инкубаторадополнительно привлечено 14 млн. рублей.
К 2012 году будет сформирована сетьбизнес-инкубаторов, охватывающая все ямальские города.
Итак, помимо комплекса мероприятий, предусмотренныхв окружной целевой программе, разработана и проходит согласование ведомственнаяцелевая программа «Развитие инновационной деятельности», в которойпредусмотрены мероприятия по созданию венчурного фонда объемом 100 млн. рублей.
1.2 Программа «Развитие малого и среднегопредпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 – 2010 годы»
В целях более эффективного использования средствокружного бюджета и активизации деятельности органов местного самоуправления всфере развития и поддержки предпринимательства софинансирование муниципальныхпрограмм развития субъектов малого и среднего предпринимательства планируетсяосуществлять на конкурсной основе по итогам реализации мероприятия«Финансирование муниципальных программ развития малого и среднегопредпринимательства по результатам проведенного конкурса». Приоритетныминаправлениями поддержки муниципальных программ развития субъектов малого исреднего предпринимательства станут:
создание и развитие инфраструктуры поддержкисубъектов малого и среднего предпринимательства;
финансовая поддержка субъектов малого и среднегопредпринимательства, в том числе создание механизмов микрофинансирования,грантовая поддержка начинающим предпринимателям;
информационная и консультационная поддержкасубъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка субъектов малого и среднегопредпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышенияквалификации кадров;
поддержка субъектов малого и среднегопредпринимательства в области инноваций и промышленного производства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательствав области ремесленной деятельности.
Мероприятия к Программе, разработаны исходя извозможности решения поставленных задач в области развития малого и среднегопредпринимательства на территории автономного округа, с учетом финансовыхресурсов, выделяемых на финансирование Программы, и полномочий, закрепленных заорганами государственной власти Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.
1. Раздел «Совершенствование нормативнойправовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства»
В рамках реализации данного направленияпланируется:
разработка Закона автономного округа «Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономномокруге»;
разработка рекомендаций для органов местного самоуправленияпо вопросам осуществления поддержки малого и среднего предпринимательства;
разработка и совершенствование механизмов поддержкималого и среднего предпринимательства.
2. Раздел «Формирование инфраструктурыподдержки малого и среднего предпринимательства»
Данный раздел включает в себя основное мероприятиеПрограммы «Создание и содействие развитию инфраструктуры поддержки малогои среднего предпринимательства, в том числе строительство и реконструкциябизнес-инкубаторов, а также их оснащение», на реализацию которого в целомбудет направлено более 85% всех средств Программы.
Строительство и реконструкция бизнес-инкубаторовпредоставляет возможность создания сети бизнес-инкубаторов как целостнойинфраструктуры поддержки предпринимательства, которая будет предоставлятькомплекс услуг по становлению и развитию малых, вновь созданных и находящихсяна ранней стадии развития субъектов малого бизнеса. Средства Программы будутнаправлены на завершение строительства бизнес-инкубаторов в городах Ноябрьске,Муравленко, на строительство бизнес-инкубаторов в городах Салехарде, Надыме,реконструкцию и оснащение бизнес-инкубатора в городе Новом Уренгое.
Созданные бизнес-инкубаторы в рамках Программыбудут оснащены необходимым для ведения деятельности оборудованием — офисноймебелью, электронно-вычислительной техникой, программным обеспечением,периферийными устройствами, копировально-множительным оборудованием, связью.Будет обеспечен доступ к коммунальным услугам.
3. Раздел «Финансирование муниципальныхпрограмм развития субъектов малого и среднего предпринимательства»
В целях более эффективного использования средствокружного бюджета и активизации деятельности органов местного самоуправления всфере развития и поддержки предпринимательства софинансирование муниципальныхпрограмм развития субъектов малого и среднего предпринимательства планируетсяосуществлять на конкурсной основе по итогам реализации мероприятия«Финансирование муниципальных программ развития малого и среднегопредпринимательства по результатам проведенного конкурса». Приоритетныминаправлениями поддержки муниципальных программ развития субъектов малого исреднего предпринимательства станут:
создание и развитие инфраструктуры поддержкисубъектов малого и среднего предпринимательства;
финансовая поддержка субъектов малого и среднегопредпринимательства, в том числе создание механизмов микрофинансирования,грантовая поддержка начинающим предпринимателям;
информационная и консультационная поддержкасубъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка субъектов малого и среднегопредпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышенияквалификации кадров;
поддержка субъектов малого и среднегопредпринимательства в области инноваций и промышленного производства;
поддержка субъектов малого и среднегопредпринимательства в области ремесленной деятельности.
4. Раздел «Информационная, консультационная инаучно-методическая поддержка субъектов малого и среднегопредпринимательства»
Опыт развития отечественного предпринимательстваубедительно показывает, что наряду с необходимостью финансовой и имущественнойподдержки малого бизнеса все большее значение приобретает обеспечение субъектовмалого и среднего предпринимательства необходимыми информационными ресурсамидля развития предпринимательской деятельности и ведения цивилизованногобизнеса. Решение данной проблемы возможно только при наличии комплекснойсистемы создания и распространения деловой и общеэкономической информации, дляэтого в рамках данного направления запланировано мероприятие «Создание исопровождение информационной базы для субъектов малого и среднегопредпринимательства в сети Интернет».
В целях обеспечения информационно-консультационнойподдержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территорииавтономного округа и повышения их уровня грамотности запланировано мероприятие«Проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательствапо актуальным вопросам финансово-хозяйственной деятельности».
5. Раздел «Пропаганда и популяризацияпредпринимательской деятельности»
В целях формирования положительного имиджапредпринимательской деятельности, устранения стереотипов негативного отношенияотдельных социальных слоев населения к предпринимательству, пропагандыобщественного движения предпринимателей как эффективного способасамоорганизации среднего класса и повышения уровня информированности населенияо положительном опыте работы в области малого предпринимательства в автономномокруге предусмотрены следующие мероприятия:
проведение окружного конкурса между средствамимассовой информации на лучшее освещение предпринимательской деятельности ителепередач;
подготовка и издание сборника «Малый и среднийбизнес Ямала».
Учитывая повышенный уровень безработицы средимолодежи, а также стремление молодежи заниматься предпринимательскойдеятельностью, ее уровень мобильности, интеллектуальной активности и здоровья,следует развивать молодежное предпринимательство. В связи с этим запланированомероприятие «Содействие развитию молодежного предпринимательства.Разработка образовательных программ, организация обучения молодежи на курсах попрограммам развития предпринимательской инициативы».
6. Раздел «Содействие развитию общественныхорганизаций предпринимателей»
В последние годы при реализации государственнойполитики в сфере развития малого и среднего предпринимательства огромная рольотводится общественным объединениям предпринимателей. Налаженные связи междуразличными объединениями позволяют более эффективно решать общие задачи иотстаивать интересы определенных групп и слоев предпринимателей. Необходимоорганизовать диалог между объединениями, выражающими интересы определенныхгрупп предпринимателей, и органами государственной власти и местногосамоуправления.
Деловое сотрудничество органов государственнойвласти с общественными объединениями предпринимателей должно стать одной изсоставляющих широкого спектра мер, обеспечивающих создание на территорииавтономного округа благоприятных условий и здоровой социально-психологическойатмосферы для реализации предпринимательских инициатив, профилактики ипреодоления проблем, возникающих при взаимодействии власти и бизнеса. Ихсовместная работа должна стать основой плодотворных отношений, работы надреализацией общественно значимых инициатив, комплексных мероприятий исовместных социальных проектов в сфере развития малого предпринимательства.
Вместе с тем многие объединения предпринимателейиспытывают проблемы и трудности. В частности, далеко не все предпринимателиготовы к совместным действиям и предпочитают свои проблемы решать индивидуально.Объединениям предпринимателей недостает опыта в организации деятельности,ресурсов, опытных консультантов для отстаивания интересов предпринимателей.Поэтому при реализации политики развития предпринимательства объединенияпредпринимателей необходимо рассматривать не только в качестве соисполнителей,но и в качестве объектов поддержки.
Учитывая положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, в Программе предусмотрено мероприятие по содействию в развитии общественныхорганизаций предпринимателей «Поддержка и пропаганда деятельностинекоммерческих общественных организаций, выражающих интересы субъектов малого исреднего предпринимательства» и мероприятие «Создание и организацияобеспечения деятельности Совета по развитию малого и среднегопредпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе», в рамкахреализации которого планируется создание совещательного органа — Совета поразвитию малого и среднего предпринимательства в автономном округе, главнойцелью которого является возможность участия представителей субъектов малого исреднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересысубъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализациигосударственной политики в области развития малого и среднегопредпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов,регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства на территорииавтономного округа.
7. Раздел «Содействие развитиюмежрегионального сотрудничества и выставочной деятельности»
В целях пропаганды достижений малого и среднегобизнеса, содействия продвижению продукции субъектов малого и среднегопредпринимательства на рынки Российской Федерации запланированы мероприятия«Проведение ежегодной выставки „Малый и средний бизнес Ямала“ и»Участие в региональных и федеральных мероприятиях поддержки малого исреднего предпринимательства. Организация деловых миссий и изучение передовогоопыта".
8. Раздел «Финансовая поддержка субъектовмалого и среднего предпринимательства»
Для целей обеспечения субъектов малого и среднегопредпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднегопредпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системыгарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднегопредпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднегопредпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа илизинга, планируется проведение мероприятий по реализации механизмовчастно-государственного партнерства, направленных на формирование региональныхгарантийных фондов (фондов поручительств) по обязательствам субъектов малого исреднего предпринимательства.
9. Раздел «Имущественная поддержка субъектовмалого и среднего предпринимательства»
Имущественная поддержка субъектов малого и среднегопредпринимательства со стороны государства имеет важное значение дляподдержания и развития малого бизнеса.
В целях стимулирования развития малого и среднегопредпринимательства в автономном округе, обеспечения процесса развитияимущественными ресурсами планируется формирование перечней имущества,находящегося в государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округадля предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
В данный перечень будет включено имущество,использование которого возможно в производственной деятельности субъектамималого и среднего предпринимательства на территории автономного округа.
Условия предоставления и использования данногоимущества будут определяться соответствующим положением, утвержденнымпостановлением администрации автономного округа.
Основные проблемы функционирования и развитиямалого и среднего предпринимательства:
1. Финансирование
Развитие малого бизнеса затруднено, в первуюочередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развитиябизнеса:
• Профессиональные инвесторы не могут финансироватьв малый бизнес, так как стоимость транзакции по финансированию предприятия(профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляетболее $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность вфинансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс.долларов;
• Масштабы малого бизнеса незначительны и, какправило, ограничены рамками местного или регионального рынка, апрофессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальныхлидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;
• Банковское финансирование недоступно дляподавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающихпредпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может бытьпредставлено банку в качестве обеспечения;
• Лизинг технологического оборудования такжемалодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так инеспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% отстоимости оборудования; Одним из распространенных источников финансированиямалого бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donald«s,печать фото-сервис Кодак или Фуджи, сеть заправочных станций), когдапредприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку итиповые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершаятипичных для новичков ошибок;
• Основными источниками финансирования малыхпредприятии в других странах являются друзья или родственники, но в России нетак много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себефинансировать развитие даже малого бизнеса;
• Недоступность финансирования для малых предприятийприводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источникомфинансирования бизнеса становятся криминальные структуры.
2. Способности и квалификация предпринимателей
Низкая квалификация предпринимателей с точки зренияорганизации и управления бизнесом также является важной проблемой:
• Многие предприниматели терпят неудачу вследствиеотсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом;
• Некоторые люди, пытающиеся начатьпредпринимательскую деятельность, не имеют способностей к предпринимательству(предпринимателю недостаточно быть хорошим электриком, необходимо бытьспособным продать услуги электрика клиентам, брать на себя риски, а такжетерпеть лишения в надежде на развитие бизнеса в будущем);
• Высокий уровень неудач в малом бизнесе связан стем, что многие предприниматели начиная бизнес и не имея достаточного опыта, немогут представить: с какими проблемами они столкнуться в будущем;
• Представители малого бизнеса, обычно имеютнедостаточные знания в области финансов и бухучета, что приводит к ошибкам, ачасто и к нарушениям;
• Представители малого бизнеса не имеют возможностиоплачивать услуги дорогостоящих консультантов по управлению или юридическихсоветников, т.е. профессиональная консультационная поддержка для малого бизнесапрактически недоступна;
• Многие предприниматели не в состоянии оплачиватьуслуги по предоставлению статистической информации, необходимой дляэффективного построения и ведения бизнеса.
3. Инфраструктура для поддержки и развития малого бизнеса
Государство делало попытки создания поддерживающейинфраструктуры, но она недостаточно эффективна:
• Фонды поддержки предпринимательства (малого исреднего бизнеса) не стали реальными источниками финансирования малого бизнеса;
• Одной из наиболее эффективных программфинансирования малого бизнеса была и остается программа кредитования черезроссийские уполномоченные банки ЕБРР, но стоимость кредитов по этой программеслишком высока;
• Инфраструктура профессиональной поддержкипредпринимательства не создана или не эффективна, сегодня предприниматель неимеет возможности обратиться к государству и получить бесплатнопрофессиональную консультационную поддержку по вопросам развития его бизнеса(разработать бизнес-план, помочь создать организационную структуру и т.п.);
• Система профессиональной переподготовкипредпринимателей (представителей малого бизнеса) не создана, проводятсяотдельные мероприятия, но не на регулярной основе;
• Во многих регионах до сих пор существуютсерьезные административные барьеры, создающие проблемы предпринимателям, как впроцессе создания малого предприятия, так и в процессе его функционирования;
• Практически ни в одном российском регионепредприниматели не имеют бесплатного (или льготного) доступа к справочной истатистической информации, которая стратегически важна для развития.
Будущее российского предпринимательства, в томчисле и малого бизнеса напрямую определяется возможностями развития реальногопроизводства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупныхпредприятий. Как показывает зарубежный опыт, в нормальной рыночной экономикезначительная, если не доминирующая, часть малых фирм, так или иначе находится всфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы,финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят отих отношений с крупными предприятиями. Очевидно, что необходимо форсироватьсотрудничество малых и крупных пред приятии и в нашей стране как магистральноенаправление развития всей предпринимательской среды. Стимулированиекооперирования МП между собой и с крупными предприятиями должно стать важнойсоставляющей как государственной, так и корпоративной политики.
МП должны стать частью производственной структурыкрупных предприятий, которые могут использовать рыночную и структурную гибкостьМП, к инновационные возможности. Крупные предприятия заинтересованы всотрудничестве с малыми предприятиями уже потому, что такое сотрудничествокомпенсирует их неповоротливость в нахождении и реализации новых техническихрешений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важнойинформации, передовых инноваций. Кооперирование МП между собой и с крупнымипредприятиями в определенной степени способно нейтрализовать недостатки государственнойполитики поддержки малого бизнеса.
Среди прочих элементов внешней экономической средыкрупный бизнес представляет собой весьма и весьма значимую для малогопредпринимательства составную, что определяется, во-первых, лидерством крупногобизнеса в рыночной системе, а во-вторых, колоссальным потенциалом, которыйнесет в себе сотрудничество двух секторов экономики.[14]
Государственное регулирование инновационнойдеятельности должно осуществляться специальным государственно-общественныморганом, в обязанности которому следует вменить:
• создание национальной системыгосударственно-общественной поддержки инновационной деятельности, развитиепроизводства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции,в том числе выпускаемой малыми предприятиями;
• создание национальной инфраструктуры содействияинновациям, включающей региональные деловые, венчурные и сертификационныецентры, фонды, агентства;
• стимулирование научно-технической ипроизводственно-технологической кооперации малых инновационных предприятий РФ,стран ближнего и дальнего зарубежья;
• разработку предложений по совершенствованиюорганизационного, нормативно-правового и финансово-экономического обеспеченияинновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, правовой охраныинтеллектуальной собственности;
• создание национального информационного фондаинновационных проектов и программ;
• продвижение на внешние рынки продукции российскихинновационных предприятий, патентование отечественных разработок в России и зарубежом, проведение выставок наукоемкой продукции и технологий;
• исполнение функции патентообладателя в отношенииобъектов интеллектуальной собственности, исключительное право на которуюпередано государству;
• ведение национального реестра малых инновационныхпредприятий;
• развитие сотрудничества и создание условий дляделового партнерства со странами и организациями-донорами, готовыми оказатьконсультативно-техническое содействие РФ в развитии инновационногопредпринимательства;
• координация деятельности государственных, частныхи смешанных структур, содействие привлечению в сферу инновационногопредпринимательства средств отечественных и зарубежных инвесторов;
• вовлечение в сферу инновационногопредпринимательства экономически активной части населения, создание новыхрабочих мест.[15]
Главными задачами федеральной инновационной системыдолжны стать подготовка и реализация программы, нацеленной на повышениевосприимчивости российской экономики, в первую очередь — промышленности, кновейшим достижениям науки и техники, содействие технологическому итехническому перевооружению российской индустрии, укреплениеконкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.
Реализация подобной программы позволит создатьрынок научно-технической продукции и расширить экспортный потенциал России, атакже добиться сокращения расходов за счет внедрения ресурсосберегающихтехнологий.
ГЛава 2.Состояние и политика содействия развитию малого предпринимательства намуниципальном уровне (на примере г.Новый Уренгой)
Как показывает мировая и отечественная практика,малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается впостоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти иобщественных структур. В настоящее время многие проблемы в развитии малогопредпринимательства порождены именно недостатками государственной экономическойполитики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходитразвитие малого бизнеса. Основными из них являются следующие:
— ограниченность внутреннего рынка, в т.ч. спросана продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращениемпоставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсовпредприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения вусловиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков;
— ориентация экономической политики на обеспечениеинтересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторовпроизводства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятныеусловия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету ихинтересов при разработке и реализации государственной политики;
— чрезмерная жесткость фискальной икредитно-денежной политики, приводящая к обострению проблем воспроизводства(недостаточность ресурсов для текущей деятельности и развития), и какследствие, вынужденное бегство субъектов малого бизнеса в «теневую экономику»;
— усиление региональной дифференциации экономики и«регионализация» внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточногоразвития инфраструктуры и действия субъективных факторов, приводящих к неравнымусловиям для развития субъектов малого бизнеса в различных регионах;
— несовершенство и противоречивостьнормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности,создающих трудности участия субъектов малого предпринимательства винституциональных преобразованиях, невозможности осуществления стратегическогопланирования.
Полностью устранить или существенно ограничить ихдействие можно с помощью государственной (а также интеграционной, международнойи др.) поддержки малого предпринимательства при значительном улучшении всехфакторов внешней (и внутренней) среды малого бизнеса.
Говоря о поддержке малого бизнеса, следуетопределить, что речь в данном случае должна идти не только о выделениикаких-либо средств, а в первую очередь о создании благоприятного климата встране, способствующего развитию и эффективному функционированию малогопредпринимательства.
Раскрывая сущность системы поддержки, необходиморассмотреть ее составляющие части. Как отмечают ведущие специалисты в этойобласти, она сочетает в себе два начала: управленческое и обеспечивающее.Управленческое начало призвано быть ведущим, поскольку именно оно придаетразвитию малого бизнеса устойчивый, эффективный и управляемый характер – этоформирование правовой среды функционирования малого бизнеса, а также решениеорганизационно-административных вопросов и контроль. Обеспечение в данномслучае означает обслуживание малых предприятий, доведение до них материальных,денежных, информационных ресурсов, госзаказов, услуг и т.д. Следовательно,понятие «поддержка малого предпринимательства» включает синтез управленческогои обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.
В структуре системы поддержки малого бизнесавыделяются три основных уровня: федеральный, региональный и местный. Каждыйуровень сам образует некую систему и представлен тремя блоками:концептуально-программным, организационно-ресурсным и функциональным. Междуэлементами блоков, блоками и уровнями системы поддержки существует теснаявзаимосвязь, анализ которой позволяет сформулировать следующее определение:система государственной поддержки – это система управления развитием малогобизнеса и его всестороннего обеспечения, активно и целенаправленновоздействующая на внешнюю среду малых предприятий, оказывающая им прямую помощьи обеспечивающая эффективную самоорганизацию и самосовершенствование.
В эпоху рыночных отношений главным принципомуправления развитием малого бизнеса должно стать создание преимущественноэкономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйства.Необходимо, чтобы внешняя среда не угнетала, а стимулировалапредпринимательскую активность. Она должна формировать стимулы для саморазвитияи улучшения конкурентоспособности малого бизнеса с учетом отраслевых,географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а такжезарубежного опыта. Следует создать равные хозяйственные возможности для малых иболее крупных предприятий, равные условия предпринимательской деятельности присвободе выбора ее форм и методов проявления самостоятельности ипредприимчивости. Очень важно, чтобы эта поддержка содействовала добросовестнойконкуренции; формированию широкого слоя собственников; созданию развитойинфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном иместном уровнях; развитию приоритетных видов деятельности малого бизнеса;участию малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программи проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ длягосударственных нужд; модернизации производственных фондов малых предприятий,внедрению прогрессивных технологий и новой техники; устойчивомуфункционированию субъектов малого предпринимательства за счет уменьшениякоммерческих и финансовых рисков, связанных с малым бизнесом.
Для реализации этих целей необходимы: льготныеусловия доступа к финансовым, материально-техническим и информационнымресурсам, научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в организацииподготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистови персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельностималого бизнеса, включая содействие развитию его торговых, научно-технических,производственных, информационных связей с зарубежными странами, а такжепривлечение иностранных инвестиций; установление упрощенного порядкарегистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования ихдеятельности и т.д.
Как показывает мировая и отечественная практика,именно государство может сыграть решающую роль в запуске механизмов управленияразвитием малого бизнеса, и, в первую очередь, в сфере финансового обеспечениядеятельности субъектов малого бизнеса. Государственная финансовая поддержкамалого предпринимательства может осуществляться по двум основным направлениям.Первое из них предполагает направление бюджетных средств непосредственно всферу малого бизнеса, т.е. связано с оказанием субъектам малогопредпринимательства прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов,в т.ч. льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков;полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибылипри кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а такжесовместного финансирования за счет бюджета и финансово-кредитных организаций.Такая финансовая помощь может быть как безвозвратной, не оговореннойкакими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использованиесредств строго по назначению при условии их возврата или компенсации. В любомслучае перед государством стоит важнейшая задача обеспечения необходимогоуровня бюджетных ассигнований и их эффективного использования. Необходимопредусмотреть специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развитиямалого бизнеса в размере фиксированной доли расходов федерального, региональныхи местных бюджетов.
Предварительные расчеты и анализ зарубежного опытапоказывают, что с учетом масштабности задач развития малого бизнеса в России иего роли в экономической политике государства на эти цели следует выделять неменее 2 % общего объема расходной части бюджета (сейчас эта сумма составляетпримерно 0,16 %).
Второе направление представляет собой формукосвенной финансовой поддержки малого бизнеса, нацеленной на создание благоприятныхусловий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом сектореэкономики. Соответствующие меры могут включать общегосударственные ирегиональные режимы льготного налогообложения малых предприятий, внедренияупрощенных систем налогообложения; установление норм ускоренной амортизацииосновных фондов малых предприятий; распространение в сфере малогопредпринимательства системы лизинга и т.д.
При этом следует отметить существенную перестановкуакцентов в реализации государственной политики в сфере малого бизнеса впоследние годы: поддержка субъектов малого бизнеса оказывается не напрямую, апреимущественно через кредитно-финансовые организации, обеспечивающие ихобслуживание. Так происходит максимальная передача функций по осуществлениюфинансовой поддержки малого предпринимательства с федерального на региональныйи местный уровни управления. Однако, подобная практика в нашей стране неоправдала себя: бесконтрольность функционирования фондов поддержки развитиямалого бизнеса и др. аналогичных организаций на региональном уровне повсеместноприводит к нецелевому использованию средств, выделяемых на поддержку малогопредпринимательства.
В первом полугодии 2005 года в муниципальномобразовании город Новый Уренгой насчитывалось чуть более 500 малых предприятий.Среднесписочная численность работников малых предприятий составила 7948человек. По данным налоговых органов на 01.07.2005 зарегистрировано 1789индивидуальных предпринимателей.
Наиболее привлекательной сферой для представителеймалого бизнеса является строительство. В этой отрасли на малых предприятияхтрудится более 5000 человек. В 1 полугодии 2005 года объем налоговых отчислениймалых предприятий, осуществляющий деятельность в строительстве, в бюджетмуниципального образования город Новый Уренгой составил 56% от общего объеманалоговых отчислений малых предприятий.
В марте 2007 года в Новом Уренгое в рамкахчетвертой выставки Малый и средний бизнес в ЯНАО прошел расширенный круглыйстол-совещание на тему Формирование и осуществление государственной политики вобласти развития малого и среднего предпринимательства на территории Ямала врамках реализации Федерального закона «О развитии малого и среднегопредпринимательства в РФ». Проводил совещание заместитель губернатора ЯмалаАлександр Ким.
Представители органов государственной власти,местного самоуправления, представители общественных организацийпредпринимательских структур обсуждали основные направления развития иподдержки малого и среднего предпринимательства в регионе, реализацию инвестиционнойполитики Ямала в сфере развития предпринимательства. Участники проанализировалироль малого предпринимательства в социально-экономическом развитиимуниципальных образований и опыт осуществления государственной поддержкисубъектов малого предпринимательства в муниципалитетах. Депутат Государственнойдумы Ямала, президент Торгово-промышленной палаты ЯНАО Владимир Свидловпознакомил собравшихся с формированием правовой среды и проведениемобщественной экспертизы правовых актов в сфере развития малого и среднегопредпринимательства.
На примере торгово-промышленной палатыисполнительный директор ТПП ЯНАО Николай Миропольский раскрыл роль общественныхорганизаций в развитии предпринимательства. Он подчеркнул, чтоторгово-промышленная палата уже сегодня осуществляет различные мероприятия,направленные на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Это в первуюочередь касается развития инфраструктуры обслуживания предпринимательскойдеятельности экспертных услуг, информационного и правового обеспечения деятельностисубъектов малого и среднего предпринимательства, проведения торговых ярмарок,выставок, деловых встреч в целях содействия в установлении бизнес-контактов,осуществления подготовки специалистов в сфере предпринимательства и привлеченияинвестиций.
Заслушав и обсудив наиболее актуальные задачиразвития малого и среднего предпринимательства, участники совещания решилирекомендовать органам местного самоуправления автономного округа создатьсовещательные органы по развитию малого и среднего предпринимательства приглавах муниципалитетов с участием представителей органов местногосамоуправления, предпринимателей, инфраструктур поддержки предпринимательства.Провести также анализ состояния и развития малого и среднегопредпринимательства и нормативно закрепить приоритетные и социально значимыенаправления развития этой сферы в муниципальных образованиях. Органамгосударственной власти рекомендовать создание постоянно действующегосовещательного органа по развитию малого и среднего предпринимательства приДепартаменте экономики ЯНАО и разработать концепцию единой информационной базыданных по субъектам малого предпринимательства, позволяющую отслеживатьдинамику его развития в регионе.
Вторым предпочтительным направлением деятельностидля субъектов малого предпринимательства является оптовая и розничная торговля.Данным видом деятельности занимаются 18% малых предприятий и 76% индивидуальныхпредпринимателей муниципального образования.
За 2004 год из 199 малых предприятий, отчитавшихсяв органы статистики, 137 (68,8%) организаций получили прибыль, а 62 (31,2%)организации — убыток.
Среднемесячная заработная плата (с учетом выплатсоциального характера) одного работника по малым предприятиям за 2004 годсоставила 14 975 рублей.
Программа включает в себя комплекс мероприятий,направленный на создание условий для поддержки и развития малогопредпринимательства на территории муниципального образования.
В системе программных мероприятий выделеныследующие основные разделы:
— совершенствование нормативно-правовой базы;
— совершенствование системы финансово-кредитной иимущественной поддержки малого предпринимательства;
— развитие инфраструктуры поддержки малогопредпринимательства;
— организационно-методическое и кадровоеобеспечение;
— пропаганда предпринимательской деятельности.
Финансирование Программы предусматриваетсяосуществлять из следующих источников:
— бюджетные средства;
— внебюджетные средства;
— средства НО «Новоуренгойский фонд развитияпредпринимательства».
Программа представляет собой комплекс мероприятий,исполнителями которых являются структурные подразделения Администрации города,НО «Новоуренгойский фонд развития предпринимательства», НП «Ассоциацияпредпринимателей Нового Уренгоя». К реализации мероприятий Программы могутпривлекаться территориальные подразделения федеральных органов исполнительнойвласти, иные организации и общественные объединения.
Управление программой производится на основевзаимодействия и координации деятельности всех структур и подразделений,заинтересованных в развитии предпринимательства.
Эффективность реализации Программы будетоцениваться исходя из следующих показателей:
изменение удельного веса малых предприятий иколичества занятых в них, а также численности индивидуальных предпринимателей;
изменение доли налоговых поступлений от малыхпредприятий в бюджет муниципального образования;
изменение показателей, характеризующих занятостьнаселения.
Для контроля качественных изменений и получениясведений об оценке хода реализации Программы предпринимателями и населениемгорода предусматривается проведение социологических исследований, мониторинга,обработки статистических данных, касающихся текущей ситуации в сфере малогопредпринимательства.
В Программу могут вноситься изменения и дополненияв связи с изменением действующей нормативно-правовой базы и с учетом измененийсоциально-экономического положения муниципального образования город НовыйУренгой, а также с учетом данных, полученных в ходе анализа результатовсоциологических исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес стабилизирует рынок, вовлекая в оборотместные сырьевые ресурсы, содействует развитию малых городов и поселков,уменьшает время поездки на работу и общие транспортные расходы, снижает (особеннов химической отрасли и металлургии) нагрузку на природу, рассредоточиваяпроизводство по многим регионам страны. Кроме того, соединение собственника ипредпринимателя в одном лице позволяет не только сократить управленческийперсонал, но и повысить сплоченность и взаимопомощь работников.
Количественные показатели определяют не статусмалого и среднего бизнеса как социально-экономического института, а всего лишьего разделение на средний (преимущественно в виде закрытых акционерных обществи обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно в виде хозяйственныхтовариществ и кооперативов) и мелкий бизнес (преимущественно в видепредпринимательства без образования юридического лица). Эффективная политикагосударства должна быть ориентирована на поддержку и защиту интересов малого исреднего предпринимательства. Развитие бизнеса должно стать одним из устойчивыхприоритетов государственной политики.
Необходимо формирование базового федеральногозаконодательства по поддержке малого и среднего бизнеса и комплексноесовершенствование действующего законодательства в этой области.
В том числе, определение критериев отнесения кмалому и среднему предпринимательству, предоставление реальных имущественныхльгот, упрощение учета и отчетности, развитие инфраструктуры, стимулированиепроцесса правовой охраны интеллектуальной собственности предприятиями малого исреднего бизнеса, а также усиление механизмов противодействия ее нелегальномуобороту и эффективной защиты, снятие ограничений по созданию государственнымиисследовательскими организациями новых высокотехнологичных «старт-ап» компаний,поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, стимулированиеинновационного развития МСП, создание условий для кредитования субъектов малогопредпринимательства и развития системы микрофинансирования, сокращениеадминистративных барьеров и др.
Законодательство в сфере предпринимательскойдеятельности продолжает разрабатываться без предварительной общественнойэкспертизы проектов нормативно-правовых актов. Необходимо обеспечить широкое игласное участие предпринимательского сообщества в этом процессе.
Автором сделан вывод, что в целях оптимизациирегулирования и поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне,прежде всего требуется прорыв «инвестиционной блокады» малогопредпринимательства, в том числе формирование действенного мотивационногомеханизма привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу малогобизнеса, особенно функционирующего на инновационной основе в сферепроизводства. Не менее важно сформировать эффективную систему инфраструктурногообеспечения малого бизнеса на региональном и местном уровнях, а также добитьсявзаимодействия малого и крупного бизнеса, органов местного самоуправления иструктур МСП. Наконец, следует повысить роль местных исполнительных органов всоздании условий, обеспечивающих органичное единство и оптимальную структурумалого, среднего и корпоративного предпринимательства в регионе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской Федерации(часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от30.12.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2005) //Собраниезаконодательства РФ. 05.12.1994. N 32. ст. 3301.
3. Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс РФ (часть первая) от31.07.1998 N 146-ФЗ // Российская газета. N 148-149. 06.08.1998.
4. Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) // Собрание законодательстваРФ. 07.08.2000. N 32. ст. 3340.
5. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей: федер.закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ //Российская газета. N 153-154. 10.08.2001.
6. Российская Федерация. Законы. О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации: федер.закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 19.06.1995. N 25. ст. 2343 (утратил силу).
7. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации: федер.закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ(ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. N 31. ст.4006.
8. Российская Федерация. Президент. О первоочередных мерах государственнойподдержки малого предпринимательства в РФ: указ Президента от 04.04.1996 № 491// Собрание законодательства РФ. 1996. N 15. ст. 1583.
9. Российская Федерация. Президент. О мерах по устранению административныхбарьеров при развитии предпринимательства: указ Президента от 29.06.1998 № 730// Собрание законодательства РФ. 1998. N 23. ст. 1154.
10. Ямало-Ненецкий автономный округ. Законы. Об окружной целевой программегосударственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецкомавтономном округе на 2005-2007 годы: закон ЯНАО от 29. 03. 2005 № 23-ЗАО //Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. – 2005. –март. (№ 3/1) – С. 23.
11. Ямало-Ненецкий автономный округ. Законы. Об окружной целевой программе»Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецкомавтономном округе на 2008 — 2010 годы": закон ЯНАО от20 декабря 2007 года N 138-ЗАО // Ведомости ГосударственнойДумы Ямало-Ненецкого автономного округа. – 2007. – декабрь. (№ 12/3) – С. 32.
12. Ямало-Ненецкий автономный округ. Губернатор. Об утверждении Положения опорядке компенсации части процентов по кредитам, полученным субъектами малогопредпринимательства в кредитных организациях: постановление ГубернатораЯмало-Ненецкого автономного округа от 07.04.2003 № 115 // Сборник постановленийи распоряжений Губернатора ЯНАО. – 2003. — № 4.
13. Ямало-Ненецкий АО. Окружная целевая программа «Развитие малого исреднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 — 2010годы». Утверждена Законом Ямало-Ненецкого автономного округа «Об окружнойцелевой программе „Развитие малого и среднего предпринимательства вЯмало-Ненецком автономном округе на 2008 — 2010 годы“
14. Ямало-Ненецкий автономный округ. Новый Уренгой. О мероприятиях поподдержке малого предпринимательства в муниципальном образовании город НовыйУренгой на 2005 — 2006 годы: распоряжение Главы города Новый Уренгой от06.09.2005 № 1973-р //Правда Севера. – 2005. — № 21. – С. 4-6.
15. Айгистова, О., Горбунов, В.Л, Каганов В.Ш., Калиничев В.Л., ЛомоносоваТ.В. Технология построения бизнес-инкубаторов. — М.: Логос, 2008.
16. Алимова, Т. Маркетинг для бизнес-инкубаторов: задачи ивозможности/Предпринимательство в России. — М.Д997, №1, с. 37-41.
17. Алимова, Т.А. и др. Инновационные процессы в малом предпринимательстве /Вопросы статистики, 2009, № 8. — 34 с.
18. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.И. Основы предпринимательскойдеятельности / Учеб, пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (учебно-методическиепособия для российского бизнеса). — М.: КОНСЭКО, 2008. — 336 с.
19. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.Н. Основы предпринимательскойдеятельности / Методическое пособие для преподавателей учреждений общегосреднего и начального профессионального образования. Серия «Бизнес Тезаурус»(учебно-методические пособия для российского бизнеса). — М.: КОНСЭ-КО, 2008.-160 с.
20. Базовая модель региональных и муниципальных программ поддержки малогобизнеса / Методическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (учебно-методическиепособия для российского бизнеса) — М.: ЦСиЭИ, 2008. — 64 с.
21. Барабаш И.П. Кадровое обеспечение предпринимательства управленческимикадрами. — Автореферат дисс. канд. экон. наук. — М.: РАГС, 2005.
22. Барышева, Г. А. Инновационный (венчурный) бизнес в структуренациональной экономики / Г. А. Барышева; Том. политехн. ун-т. — Томск: Изд-воТом. ун-та, 2007. — 178 с.
23. Беленький В.Х. Предпринимательство и становление смешанной экономики вРоссии / Социально-политический журнал. 2003, № 9/10.
24. Белов, В.А. Гражданское право. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2007.
25. Беляева Л.А. Средний класс проблемы формирования и развития в России /Мир России.- М., 1996.
26. Березин И. Формирование среднего класса как критерий завершениясоциально-экономической трансформации / Бизнес и политика. 2007, N 3, с. 56-61.
27. Бессолицын, А. А. Экономическая история России: очерки развитияпредпринимательства: учеб. пособие для студентов вузов / Бессолицын А.А., КузьмичевА.Д. — Волгоград: Изд-во Волгогр. ин-та экономики, социологии и права, 2001. — 220 с.
28. Бизнес-образование в России/Аналитический справочник. Серия «БизнесТезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). 2-й выпуск. —М.: КОНСЭКО, 2008. — 480 с.
29. Бизнес-образование в России/Аналитический справочник. Серия «БизнесТезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). 1-й выпуск. —М.: КОНСЭКО, 2008. — 400 с.
30. Бляхман, Л.С. Предпринимательство в России. — СПб.: ДДТ, 2007. — 211 с.
31. Быстров В. В. Инфраструктура предпринимательской деятельности: Учеб.пособие / В.В. Быстров; М-во образования Рос. Федерации, Дальневост. гос. акад.экономики и упр. — Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2002.
32. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональномуровне / Аналитическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитическиесправочники для российского бизнеса). — М.: ИСАРП, 2008. — 282 с.
33. Воздействие государственного и местного регулирования напредпринимательство (оценка предпринимателей) / Аналитическое пособие. Серия«Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). — М.:ИСАРП, 2008. — 94 с.
34. Воронова, О.О. Деятельность американских предпринимательских ассоциацийв РЭП США. — М.: НИИЭИР, 2008. — 64 с.
35. Гражданское право: Учеб. / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. — 2-еизд., перераб. и доп. — М., 2000. — Ч. 1.
36. Дагаев, А. Венчурный бизнес: управление в условиях кризиса // Проблемытеории и практики управления. — 2003. — N 3. — С. 74-80.
37. Дамари, Р. Финансы и предпринимательство. — Ярославль: Периодика, 2008.- 223 с.
38. Долинская, В. В. Предпринимательское право: Учебник для студ. учрежденийсред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2009.— 192 с.
39. Ежов Ю.А. Преступления в сфере предпринимательства. — М.: Маркетинг»,2001.
40. Ершова, И. В., Иванова, Т.М. Предпринимательское право: Учеб. пособие. —М., 2007.
41. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовая основапредпринимательской деятельности): Учеб. — М., 2009.
42. Зангеева, С. Проблемы и перспективы бизнеса в России // Эспрессо –итальянская газета в Москве. 2008. №8 (42). 1-15 июля. С. 6-7.
43. Инсаев, А.Р. Зарубежный опыт поддержки и развития малого и среднегобизнеса //Инвестиции в Россию, №4, 2004.
44. Каганов В.Ш., Рыбин М. Сеть бизнес-инкубаторов: приоритетная программа /Предпринимательство в России. — М., 2005, № 3/4, с.30-35.
45. Каганов В.Щ. Выращиваем бизнесменов в инкубаторах / РоссийскаяФедерация. 2008, № 4, с. 7.
46. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднегопредпринимательства в ЕС и России /С.Ю.Лебедева// Менеджмент в России и зарубежом. — 2001. — №1.
47. Левицкий Л. Так что же у нас с малым бизнесом?//РФ сегодня. – 2003. — №6. — с. 41-48.
48. Малое предпринимательство в России. 1994-1997 гг. / Библиографическийсправочник. Ноябрь, 1997. — М, 1997.
49. Малое предпринимательство в России: Стат. сборник – М., 2007. — С.60-66.
50. Малый бизнес в России /Аналитический справочник. Серия «Бизнес Тезаурус»(аналитические справочники для российского бизнеса). — М.: КОНСЭКО, 2008. — 352с.
51. Медведев, Ю. Г. Социально-экономические особенности развития ивозрождения предпринимательства в России: автореф. дис.… канд. социол. наук/ Медведев Ю.Г.; Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит. исслед. — М., 2001. — 17 с.
52. Морозова, Т.Г. Регионоведение.- М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2009. — 424 с.
53. Мушинский, В.О. Гражданское право. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002. – 224 с.
54. Никифорова, В. Г. Муниципальное регулирование и поддержка малогобизнеса: На примере Астрахани. //Правоведение. — 2009. — № 1. — С. 261 – 262.
55. Положительный опыт развития малого предпринимательства вРоссии/Аналитический сборник. — М.: Тритон, 2007. — с. 179.
56. Предпринимательство в России: сущность и организационные формы /Госкомвуз России. — Н-Новгород, 2005.
57. Редюшев, А.А. Венчурный капитал и венчурный бизнес в России // Проблемысовременной экономики. — 2004. — N 3. — С. 232-234.
58. Реформа предприятий и управление финансами / Серия «Бизнес Тезаурус»(учебно-методические пособия для российского бизнеса). — М.: КОНСЭКО, 1998. —160 с.
59. Рутман, Л. М. Экономические санкции в хозяйственной сфере какразновидность юридической ответственности // Государство и право. -2008. -№1.
60. Статистический анализ динамики малого предпринимательства иэффективности малого бизнеса как сектора российской экономики /Аналитическийсправочник — М.: Ресурсный центр МП, 2008.- 114с.
61. Сумроев, А.В. Зарубежный опыт поддержки и развития малого и среднегобизнеса /А.В.Сумроев //Инвестиции в Россию, №4, 2004. – С. 87.
62. Филин, С. Учет факторов неопределенности и риска при оценкеэффективности инновационных мероприятий (венчурных проектов) // Управлениериском. — 2007. — N 2. — С.24-30.
63. Финансовые и институциональные проблемы российского малогопредпринимательства (региональные аспекты) / Материалы международного семинарав рамках проекта TACIS АСЕ Т 94-152 — R, 23-24 ноября 1995 г. Пер. с англ, инем. — М., 2005.
64. Хозяйственное право: Учеб. / Под ред. В. В. Лаптева. — М., 2003.
65. Хорев, Л.Г. Основы государственной экономической политики. — М.: БЕК,2008. – 112 с.