Реферат по предмету "Экономика"


Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения

Федеральное Агентство поОбразованию
Московскийгосударственный университет экономики,
статистики и информатики(МЭСИ)
Кафедра теории рыночнойэкономики и инвестирования
Курсовая работа подисциплине «Микроэкономика»
на тему:
«Основные факторы спросаи предложения, степень их влияния и проблема измерения»
Руководитель:
выполнил: студент группыДЭБ-102
Духанин Андрей Юрьевич
Москва – 2006

Оглавление
1. Введение
2. Спрос
2.1 Понятие спроса
2.2 Кривая спроса
2.3 Изменение спроса. Сдвигкривой спроса
2.4 Факторы спроса,степень их влияния и проблема измерения
3. Предложение
3.1 Понятие предложения
3.2 Кривая предложения
3.3 Изменениепредложения. Сдвиги кривой предложения
3.4 Факторы предложения,степень их влияния и проблема измерения
Заключение
Список использованнойлитературы
Приложение

Введение
В своейкурсовой работе рассматриваю понятия спроса и предложения, факторы, влияющие наспрос и предложение, а так же степень их влияния и проблемы измерения.
Спрос ипредложение – два фундаментальных понятия микроэкономики. Они являютсяважнейшими рычагами в рыночной экономике, именно в зависимости от спроса ипредложения складывается ценообразование на рынке. Категории спроса ипредложения имеют важное значение как на микро-, так на макроуровне.
Спрос ипредложение являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизнирыночной экономики лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно отвзаимодействия спроса и предложения зависит ответ, что производить, для когопроизводить и по какой цене продавать. Соотношение между спросом и предложениемпорождает колебание рыночных цен. Через эти колебания устанавливается уровеньцен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итогеравновесие производства и потребления.
Но, как намуже известно, соотношение зависит от величин спроса и предложения. А спрос ипредложение в свою очередь зависят от факторов, которые оказывают на них своевлияние.
В своейкурсовой работе я постарался рассмотреть самые важные и частовстречаемые, помоему мнению, факторы спроса и предложения. Так же я проанализирую их и сделаювыводы относительно их влияния на величины спроса и предложения.
Ко всемупрочему, в своей работе я постараюсь раскрыть проблемы измерения факторовспроса и предложения.
По моемумнению, анализ факторов спроса и предложения очень важен для производителей ипотребителей. Ведь благодаря анализу степени влияния и измерению данныхфакторов, влияющих на спрос и предложение, можно сделать выводы, относительноценообразования на какой либо товар. Для производителя результатами анализамогут являться решения относительно товара. Продолжать ли его производство втом же объеме или снизить его, а возможно имеет место необходимость прекратитьпроизводство вовсе. Потребитель может сделать вывод о необходимости увеличенияили уменьшения количества покупаемого товара. Или о необходимости перехода надругой товар-субститут.
В заключениимоей курсовой работы я сделаю вывод относительно того, повышение или понижениезначений каких факторов может вызвать увеличение или уменьшения величин предложения.

2. Спрос
 
2.1Понятие спроса
Спрос играетбольшую роль на микроуровне. На его базе принимаются основные решения напредприятии. От спроса на продукцию зависит оперативное и стратегическоепланирование. Он непосредственно влияет на движение денежных потоков,товарно-материальных запасов и в целом на получение прибыли.
Существуютразличные теоретические подходы к потребительскому спросу.
Теорияотносительного дохода. Она была выдвинута в 1949 г. американским экономистом Дж. Дюзенберри, который отказался от одной из фундаментальныхконцепций, определяющих поведение потребителя: вместо предположения, чторасходы домохозяйств определяются непосредственно его доходом, он выдвинулгипотезу, согласно которой на решения потребителя будут оказывать влияниепокупки его ближайших соседей. Суть теории относительного дохода состоит вследующем: потребление индивида зависит от его текущего дохода по сравнению сдоходом соседей и его собственным доходом в прошлом.
Классическаятеория потребительского спроса предполагает, что функции полезности каждогочеловека независимы, т.е. уровень его удовлетворения от покупки не зависит отприобретений окружающих. Дюзенберри предположил, что каждое домохозяйствоозабочено «соревнованием» со своими соседями. Так, приобретение костюмаИвановым не только повышает его общую полезность, но уменьшает полезностьПетрова. Чтобы устранить эту «потерю» полезности, Петров также купит себекостюм. И не собственно доходы Петрова повлиял на это приобретение, а егосравнение с доходом Иванова. В модели Дюзенберри все потребители тратят деньгидля того, чтобы «быть на равных» с теми, у кого выше доход. Желание «быть нехуже» Дюзенберри называл демонстрационным эффектом.
Теорияжизненного цикла. Это – другая попытка создания единой теории потребления,предпринятая в 1945 г. экономистами А. Андо, Ф. Модильяни и Р. Брумбергом.Основным в этой теории является предположение, что текущее потребление являетсяфункцией богатства, которое является более емким понятием, чем текущий доход оттрудовой деятельности. Все потребители стремятся так распределить покупки входе своей жизни, чтобы потребление оставалось постоянным из года в год, абогатство в конце жизни равнялось нулю (после смерти богатство человеку уже ненужно). Иными словами, в течении всей жизни человек потребляет столько, сколькосоставляет его располагаемый доход за всю жизнь. Ф. Модильяни графическиследующим образом объяснял поведение потребителей (рис. 2.1 см. в приложении).
Богатство –это сумма реальных и финансовых средств. Оно растет до тех пор, пока человекпродолжает трудиться, а затем с выходом на пенсию начинает резко падать. Если кодню смерти богатство не станет равным нулю, то оставшаяся его часть перейдет внаследство. Располагаемый доход также увеличивается к середине жизни, а потомначинает падать. Из-за этих вариаций располагаемого дохода и богатствопотребление в ходе всего жизненного цикла остается почти постоянным: в молодыегоды люди живут в долг и имеют высокое потребление, полагая, что затем, когдаих доходы начнут расти, они смогут вернуть долги. В зрелые годы, располагаязначительным доходом и богатством, домохозяйство увеличивает накопления,готовясь к старости, и это делает уровень их потребления ниже потенциальновозможного. В старости на покупки тратятся сбережения, что поддерживаетпотребление практически неизменным.
Теорияперманентного дохода. Она была сформулирована американским ученым М. Фридменомв 1957 г. В ее основу положено понятие перманентного дохода, которое означаетожидаемый потребителем доход за довольно длительный промежуток времени (отнескольких лет до всей жизни). Этот доход определяется всем богатствоминдивидуума, связанным как с его деловыми качествами (уровень профессионализма,способность к предпринимательству), так и располагаемыми средствами – акциями,облигациями, недвижимостью. Если обозначить А богатство, то перманентный доходPI=r*A, где r – коэффициент
В любое времяфактический, или изменяемый, доход (MI) индивидуума не обязательно равенперманентному доходу PI, так как PI – это нечто ожидаемое в среднем. Разностьмежду MI и PT называется разностным доходом (TI): TI = MI — PI; MI = PI+TI.
Существуютинтервалы времени, когда фактический доход больше ожидаемого и TI > 0;бывают периоды, в которых фактический доход не соответствует ожиданиям, и TI
Как нам ужеизвестно, цены на товары и услуги являются ключевым индикаторомфункционирования всего рыночного механизма. Какие же факторы определяют ценыобращающейся на рынок продукции? Рассмотрим какой-нибудь товар, напримеряблоки. Если нас интересует цена яблок, то, очевидно, что она будет изменятьсяв зависимости от рассматриваемого региона страны: сказываются климатическиеусловия, отдаленность от производителей яблок, величина населения этогорегиона, использующего яблоки в своем рационе и т.п. Поэтому для дальнейшегоанализа определим исследуемый регион (например, Московскую область), чтопозволяет в общих чертах представить условия, складывающиеся на рынке яблок (илюбых иных товаров).
Прежде чемперейти непосредственно к исследованию спроса и предложения, сделаем несколькопредварительных замечаний. Во-первых, будем полагать, что на рынке присутствуетзначительное число как производителей какого-то товара (яблок), так и егопокупателей. В этой связи не отдельный покупатель, ни отдельный производительне оказывают влияния на рынок и не могут изменить рыночную цену товара.Подобные условия присущи так называемым совершенно конкурентным рынкам.Во-вторых, категория спроса и предложения вначале будут раскрыты применительнок рынку товаров и услуг.
Рассмотримрынок некого товара X (в нашем случае – яблок). То количество товара X, котороепотребители региона желают приобрести для удовлетворения своих потребностей,называется количеством товара, на которое предъявляется спрос (quantitydemanded –QD), или величиной спроса. Совершенно очевидно, что QD любого товарабудет зависеть от исследуемого промежутка времени (за день потребителипредъявляют спрос на одно количество товара, а за месяц приблизительно в 30 разбольше). Чтобы каждый раз не оговаривать этот момент, будем полагать, что QDопределяет всегда один и тот же промежуток времени, положим, месяц. Отметим двеважные особенности категории QD: во-первых, количество товара X, на котороепредъявляется спрос, — это количество товара, которое потребители желаюткупить, с учетом цены товара X, своих вкусов, цен на другие товары и рядадругих факторов (я их рассмотрю чуть позже). Поэтому QD товара X можетотличаться от количества товара X. Реально купленного потребителями (этоособенно наглядно проявляется в случае дефицита товара X). Во-вторых, желаниекупить товар X, значит, они располагают для этого необходимой суммой денег.Иными словами, величина /> определяет платежеспособный спросна какое-то количество товара X.\
Что жеопределяет величину QD? На желания того или иного потребителя приобрестикакое-то количество товара X (яблок) оказывает воздействие различные факторы.Однако из них можно выделить ряд основных, влияющих на желание практически всехпокупателей. К этим факторам относятся:
— цена самоготовара X (обозначим её />);
— цены другихтоваров, взаимосвязанных с товаром X (/>, i=1,2,…,N, где N – числотоваров, взаимосвязанных с товаром X);
— вкусыпотребителей (T) – их потребительские привычки, традиции, следование моде ит.п.;
— среднийдоход домохозяйств (Y), определяющий в конечном итоге платежеспособный спрос;
— распределение дохода между домохозяйствами (/>) – свидетельствует о наличиидифференциации в доходах потребителей, воздействующей на желание приобретать теили иные товары;
— количествопокупателей (N) – показатель, определяющий потребительский потенциал региона;
— ожиданиеизменений цен товаров или вкусов потребителей (E) – важный субъективныйпоказатель, оказывающий значительное воздействие на потребление в регионе.
Инымисловами, величину QD можно рассматривать как функцию нескольких переменных:
QD = />
Попыткиисследовать характер изменения QD под влиянием сразу всех факторов не дадутположительного результата. Целесообразно воспользоваться следующим методом: длявыявления характера изменения какой-то величины (QD), зависящей от несколькихнеизвестных переменных величин (факторов в нашем случае), необходимо сначалазафиксировать значение всех переменных, кроме одной, и изучить взаимосвязь QD сэтой неизвестной переменной. Затем считать переменной следующую неизвестную ивыявить взаимосвязь QD от этой переменной и т.д. Полный перебор неизвестных ипозволит нам выявить характер изменения QD под влиянием всех переменныхфакторов. Подобный метод означает, что мы исследуем зависимость QD от каждойпеременной при прочих равных условиях.
Так, чтобывыявить зависимость QD от вкусов потребителей, необходимо зафиксироватьостальные факторы и исследовать функцию QD = QD(Т), при условии: />.
Задача моегоисследования состоит в том, чтобы выявить закономерность формирования ценытоваров и услуг. В этой связи экономисты основное внимание уделяют изучениюзависимости QD товара от цены самого товара, например, /> товара Х (яблок) от его цены />, при прочихравных условиях. Иными словами, будем полагать, что все остальные факторы неменяются, и исследуется зависимость: />, когда />.
Если выявитьвсе величины />, соответствующие различнымзначениям /> принеизменных величинах остальных факторов, то таким образом можно определитьпонятие спроса на отдельный товар X (в нашем случае яблоки):
Спросом (D)на товар X называют всю совокупность значений/>товара X, соответствующихразличным возможным величинам цены товара />, при прочих равных условиях.
Для болееполного исследования зависимости /> от /> представим функцию спроса втабличной форме (таблица 1, см. в приложении). Предположим, что яблокирасфасованы в упаковки, и за единицу товара X принята одна упаковка.
Данные втаблице 1. подобраны условно, но они отражают очень важную особенность спроса:снижение цены товара X при прочих равных условиях, как правило, приводит кувеличению /> -количество товара X, на которое предъявляется спрос. Этот вывод столь важен,что отдельные экономисты называют его законом спроса.
Чем можнообъяснить рост /> при понижении цены />? Во-первых, здравыйсмысл подсказывает, что покупатель охотнее приобретает товар X, когда цена /> понижается.Для потребителя цена – это психологический барьер, удерживающий его от покупки.Чем ниже барьер, тем больше товара X он желает купить. Во-вторых, любая единицатовара X удовлетворяет какие-то потребности покупателя. Но согласно теориипредельной полезности каждая дополнительная потребленная единица товара X вконечном итоге приносит покупателю все меньшее и меньшее удовлетворение. В этойсвязи потребитель предъявляет спрос на еще одну единицу товара X, то есть будетжелать с ее помощью удовлетворить свои дополнительные потребности только в томслучае, если цена /> снизится.
Наконец,в-третьих, увеличение /> при падении /> объясняетсявзаимодействием двух эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект доходасвидетельствует о воздействии на /> товара X изменений реальногодохода покупателей. Для понимания эффекта дохода обратимся к таблице 1.Предположим, что покупатели имеют возможность купить все количество товара X,на которое предъявляют спрос. Если цена />=15 руб., то на покупку 480 тас.Штук товара X домохозяйства потратят 7,2 млн. руб. = (15 руб.*480 тыс. шт.).Представим, что цена товара X снизилась до 10 руб.; тогда потребителям дляпокупки 480 тыс. штук товара X достаточно потратить 4.8 млн. руб. = (10 руб*480тыс. шт.). Следовательно, если цена товара X падает с 15 до 10 рублей, топокупатели, приобретя указанное количество товара X, экономят 2,4 млн. руб. =(7,2 – 4,8 млн. руб.), что равносильно увеличению их реального дохода на 2,4млн. рублей. Этот дополнительный доход домохозяйства направят на потреблениелюбых товаров и услуг, в том числе смогут покупать дополнительные единицытовара X.
Эффектзамещения показывает, что если для удовлетворения своих желаний покупателипомимо товара X могут использовать другие товары, то при снижении цены /> они охотнеебудут заменять другие товары, которые стали относительно дороже, более дешевымтоваром X. Следовательно, при понижении цены /> величины спроса /> возрастут. Например,яблоки и груши являются товарами-заменителями. Когда цены груш повышается, тодля домохозяйств яблоки становится относительно дешевле, и они станут заменятьими относительно более дорогие груши. Это приведет к увеличению QD яблок.
2.2 Криваяспроса
Впервыеграфическую зависимость QD товара от его цены представил английский экономистА. Маршалл в работе «Принципы экономикс», изданной в 1892 г. При этом А. Маршалл пытался ответить на вопрос: при какой цене на рынке отдельного товараустановится равновесие? Данное обстоятельство заставило его считать функциейцену товара P, а аргументом – величину спроса QD. Поэтому он отложил значение Pпо вертикальной оси (как это делается в графическом анализе для функций), а QD– по горизонтальной. С этих пор в экономической науке используется введенное А.Маршаллом правило построения кривых спроса (и предложения), когда ценовыепоказатели откладываются по вертикальной оси, что с математической точки зренияпротиворечиво, т.к. ценовые неизвестные при этом являются аргументом.
Для раскрытиязависимости количества товара X, на которое предъявляется спрос (/>), от цены товара X(/>) при прочихравных условиях, построим график на основании данных таблицы 1. Отложим повертикальной оси значение />, а по горизонтальной — />; отметим накоординатной плоскости точки A,B,…,F согласно данным таблицы 1. Полученные точкиможно с известной долей приближения соединить одной линией.
Полученнаякривая D носит название кривой спроса. Каждая точка кривой D показываетконкретное значение QD товара X при той или иной цене />. Вся же кривая D отражает полныйнабор возможных соотношений «/>-/>» при прочих равных условиях, тоесть является графическим отображением спроса. Как видно из рисунка 2.2 (см. вприложении), кривая спроса наглядно показывает, что с понижением цены товара Храстет количество /> товара Х, на котороепредъявляется спрос. В этой связи кривая спроса имеет «падающий» характер.
Поскольку подспросом понимается вся совокупность величин />, соответствующих всем возможнымзначениям /> припрочих равных условиях, то когда нас интересует спрос на товар Х при заданныхусловиях (то есть, когда ни один из иных факторов, влияющих на />, кроме цены товара />, не меняется),мы должны иметь в виду всю кривую спроса D, весь набор соотношений «/>-/>». Отдельная же точкакривой D показывает не спрос, а определённую величину спроса /> - количество товара X,на которое предъявляется спрос, при соответствующей цене /> (например, при цене 10руб. покупатели предъявят спрос на 700 тыс. штук товара X).
2.3Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса
Раскрываякатегорию спроса, мы предполагали, что меняется только цена товара X, иостаются неизменными все остальные факторы (вкусы потребителей, доходдомохозяйств, цены на другие товары и т.п.), воздействующие на /> товара Х, значит, онидолжны влиять и на спрос. Иными словами, изменение любого фактора – доходовпотребителей, их вкусов и т.п. – должны воздействовать на всю совокупностьсоотношений «/>-/>» и приводить к изменениям спроса.Строго говоря, спрос при этом может меняться совершенно произвольно. Однакоменя особо интересуют два случая:
а) когда подвлиянием изменения кого-то фактора покупатели начинают предъявлять спрос набольшое количество товара при каждой цене;
б) когда подвлиянием изменения кого-то фактора покупатели начинают предъявлять спрос наменьшее количество товара.
Представимсебе, что в рассматриваемом мною примере домохозяйства в результате измененияодного из факторов стали предъявлять спрос на товар Х (упаковки яблок) на 100тыс. штук больше при каждой цене. Тогда исследуемые соотношения в таблице 1.примут вид:
— соотношения/>: цена />=10 руб.; />= 800тыс. штук;
— соотношения/>: цена />=15 руб.; />= 580 тыс.штук;
— соотношения/>: цена/>=20 руб.; />= 450 тыс. штуки т.д.
При переносеэтих новых соотношений на график, (рис. 2.3), то каждая точка /> будет располагатьсяправее первоначальных точек А, В, С,…F. Соединив точки /> одной линией, мы обнаружим, чтоновая кривая переместилась вправо и заняла положение />.
Точно такжепредположим, что под воздействием изменения кого-то фактора покупатели прикаждой цене стали предъявлять спрос на товар Х на 100 тыс. штук меньше. Тогдарассмотрев полученные при этом соотношения « цена товара /> - величина спроса/>» в таблице 1 иперенеся соответствующие точки /> на рисунке 2.4, получим, что вданном случае кривая спроса сместилась влево до />.
В том случае,когда под влиянием изменения какого-то фактора величины QD меняются при каждойцене и происходит смещение всей кривой спроса (и только в том случае!),экономисты считают, что произошло изменение спроса. Если величины QD при каждойвозможной цене возрастают, и вся кривая спроса D смещается вправо, тосчитается, что спрос увеличился. Если при каждой возможной цене значение QDснизятся, и вся кривая спроса D сместиться влево, то произошло уменьшениеспроса.
Рассмотрим,как воздействуют на изменение спроса отдельные факторы:
1) Цены надругие товары. Как мы знаем, увеличение величины /> при снижении /> объясняется отчастиэффектом замещения. Если товар Х становится относительно дешевле, тодомохозяйства замещают товаром Х иные товары, которые могут удовлетворить те жепотребности покупателей, что и товар Х. Товары, способные заменит товар Х ипринести потребителям удовлетворение их потребностей, называютсятоварами-заменителями (субститутами). Представим, что цена товара Y (груш),являющегося заменителем товара Х (яблок), возросла; тогда очевидно, что яблокистановятся относительно дешевле (в сравнение с грушами), и покупатели будет стремитьсяприобретать в больших количествах товар Х при каждой возможной цене />.Следовательно, /> возрастает при каждойсоответствующей цене, а значит, произойдет увеличение спроса и кривая Dсместиться вправо. Аналогично снижение цены Y приведет к уменьшению спроса натовар Х и сдвигу кривой влево.
Отсюда можносделать следующий вывод: снижение (увеличение) цен товаров-заменителей приводитк снижению (увеличению) спроса на товар Х.
Другойинтересующей категорией служат так называемые дополняющие товары; к нимотносятся товары, которые используются совместно с товаром Х. Примерамидополнительных товаров могут служить бензин и автомобиль, фотоаппарат ифотопленка и т.д. Если товар Y (фотопленка) дополняет товар Х (фотоаппараты),то есть они применяются в паре, то снижение цены Y (фотопленки) повлечетувеличение спроса на фотоаппараты и сдвиг кривой спроса вправо, а повышениецены фотопленки вызовет падение спроса Х (фотоаппараты) и сдвиг кривой спросавлево.
Инымисловами, справедливо утверждение: снижение (увеличение) цен на дополняющиетовары приводит к увеличению (снижению) спроса на товар Х.
Наконец,необходимо отметить, что очень многие товары не связаны друг с другом, иизменение цены одного из них не оказывает воздействия на цену другого.
2) Вкусыпотребителей. Любое изменение вкусов покупателей может сопровождаться ростомили снижением спроса на товар Х. Очевидно, что если товар Х становится модным,то на него будет предъявляться повышенный спрос при каждой цене, то есть спросвозрастает и кривая спроса сместиться вправо. Заметим, что изменение вкусовможет быть долговременным (например, переход от мощных легковых автомобилей ккомпактным малолитражкам) или носить кратковременный характер (увлечениеотдельными компьютерными играми).
3) Среднийдоход домохозяйств. Для большинства товаров увеличение среднего дохода потребителейприводит к тому, что покупатели предъявляет спрос на большее количество товаровпри каждой цене, то есть спрос растет, и кривая смещается вправо.Соответственно снижение среднего дохода домохозяйств вызывает понижение спросаи сдвиг кривой спроса влево.
4)Распределение дохода среди домохозяйств также оказывает воздействие на спрос.Если суммарный доход, получаемый домохозяйствами страны, перераспределитьпутем, например, соответствующей налоговой политики, то спрос на товар Х можетизмениться. В том случае, когда в результате перераспределения доходапокупатели при каждой возможной цене будут предъявлять спрос на повышенноеколичество товара Х, спрос на Х возрастет и кривая спроса сместиться вправо.
5) Количествопокупателей. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения населения)сам по себе не расширяет спрос на товар Х. Дополнительные потребители должнырасполагать необходимыми средствами для покупки товара. Однако, как правило, свозрастанием населения региона увеличивает число работников, которые будутполучать дополнительный доход. Именно это обстоятельство и вызовет в конечномитоге расширение спроса на товар Х при повышении количества покупателей(население региона).
6) Ожидания.Если покупатели ожидают изменение цен товаров, повышение или понижение своихдоходов, определенные действия правительства, затрагивающие доступность товаров(введение, например, таможенных пошлин), то это может повлиять на их желанияприобретать товар, и, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущегоповышения цены товара Х (инфляционные ожидания) подстегивают ажиотажный спрос:потребители стремятся приобрести в больших количествах товар Х сегодня, чтобызавтра не платить повышенную цену. Таким образом, инфляционные ожидания ведут кувеличению спроса и сдвигу кривой спроса вправо.
Преждеследует напомнить, что при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса,поскольку в этом случае потребители при каждой цене предъявляют спрос на иное(большее или меньшее) количество товара Х. Перемены в спросе могут произойтитолько в случае изменений факторов, влияющих на спрос (кроме изменений ценысамого товара />). Если не один из этих факторовне изменится, то спрос остается прежним, и кривая спроса не переместиться изначального состояния.
Когда всефакторы имеют неизменную величину, а цена товара Х увеличивается илиуменьшается, то мы от одного соотношения «/>-/>» при прочих равных условиях(например, 19 руб. – 700 тыс. штук) переходим к другому соотношению (например,15 руб. – 4809 тыс. штук) при тех же начальных условиях. Следовательно,сокращение /> произошлотолько при возрастании цены от 10 руб. до 15 руб., а не при каждой цене.Поэтому мы не можем утверждать, что в данном случае сократился спрос, посколькуимеем дело с уменьшением только />. Соответственно при повышениицены с 10 руб. до 15 руб. происходит смещение кривой спроса из одной точки А вдругую точку В одной и той же кривой спроса, то есть перемещение вдоль кривойспроса.
Пониманиеэтого принципиального момента крайне важно для всего последующего анализа:всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется />, но всефакторы, влияющие на />, кроме цены />, сохраняютсянеизменными, а значит кривая спроса на товар Х остается на прежнем месте, мыдолжны констатировать, что спрос на товар Х не изменился. В подобных случаяхпроисходит лишь изменение величины /> - товара Х, на котороепредъявляется спрос при прочих равных условиях, следовательно, происходитперемещение вдоль той же кривой спроса.
В последниегоды с развитием Интернет-торговли в рамках бехейвористкого (поведенческого)подхода к спросу разрабатываются новые концепции, в частности, сформировалисьтеории лояльного эффекта, эффекта «переключения» и другие.
Приверженцылояльного эффекта утверждают, что постоянные потребители покупают товары напредпочитаемых ими фирмах. А сторонники теории эффекта «переключения» считают,что потребители, в том числе и лояльные, предпочитают приобретать товары уфирм, предлагающих свою продукцию по более низким ценам. Данная теория, помнению западных специалистов, имеют практическую значимость, особенно припродвижении продукта на рынке.
2.4Факторы спроса, степень их влияния и проблема измерения
В предыдущемпункте моей работы были перечислены факторы спроса, их влияние на спрос икривую спроса. В этой главе моей работы я вновь перечислю эти факторы,рассмотрю степень их влияния на спрос и проблему их измерения.
И такфакторами рассмотренными в этой главе будут:
1.Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменениепотребительских вкусов или предпочтений, которое может быть вызвано рекламойили изменением моды, будет означать, что спрос возрастает при каждой цене. Неблагоприятныеперемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса на данный товари смещение кривой спроса влево. Важно так же отметить, что технологическиеизменения в виде появления нового продукта способны привести к изменениюпотребительских вкусов. Например, создание арифмометра практическиликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно так же появлениекомпакт-дисков привело к сокращению спроса на грампластинки.
Потребительскиевкусы является одним из самых тяжело измеряемых факторов спроса. Причиной этомуслужит то, что все люди индивидуальны и обладают разными вкусами. И от вкусовпотребителей зависит прибыль фирмы или производителя и будущее товара, т.е.если товар не удовлетворяет вкусам потребителей, то его производство невыгодно.Но пусть вкусы потребителей тяжело поддаются измерению, но на них можно влиять.Например, с помощью рекламы товара можно поднять потребительский интерес ктовару и увеличить спрос на него. А производитель может повлиять на спрос спомощью технологических изменений.
2. Количествопокупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливаетповышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение всокращении спроса.
Влияниеданного фактора очень велико. Ведь именно от количества покупателей зависитприбыль фирмы или производителя. Проблема измерения данного фактора состоит втом, что количество покупателей товара напрямую зависит от количества людей,вкусы и потребности которых удовлетворяет данный товар. А как было сказано мноюраньше, потребительские вкусы очень сложно измерять, на них можно тольковоздействовать.
3. Доходпотребителей. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько болеесложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличениюспроса. По мере роста доходов потребители, как правило, начинают заменятьнедорогие товары их более качественными и дорогими аналогами. И, наоборот, приснижении доходов спрос на качественные и соответственно дорогие товары, падает.
В зависимостиот товара, то есть, является ли он качественным и дорогим или дешевым, данный факториграет разную роль. Так снижение доходов потребителей вызовет увеличение спросана дешевый товар, и наоборот.
Измерениеданного фактора не является сложной задачей. И в большинстве своем фирмам ненужно этим заниматься. Потому что измерением доходов потребителей и простолюдей живущих в стране занимается государство, а именно Госкомстат. Арезультаты периодически публикуются.
4. Цены насопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышениюили снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является лиэтот сопряженный продукт товаром заменителем или сопутствующим ему. Например,сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когдацена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшемколичестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда ценана масло снижается, потребители, покупают его в большем количестве, вызывая темсамым уменьшение спроса на маргарин. Обобщу сказанное: когда два продуктавзаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существуетпрямая связь.
Между темдругие пары продуктов являются взаимодополняющими, они «сопутствуют» друг другув том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на нихсопряженный. Когда цена на бензин снижается, и вы в результате ездите больше,увеличенный пробег вашего автомобиля повысит ваш спрос на моторное масло. Такимобразом, спрос бензин и масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. Тоже относится к фотоаппаратам и пленке, видеомагнитофонам и кассетам и т.д.Отсюда можно сделать вывод, что когда два товара являются взаимодополняющими,между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Влияниеданного фактора на спрос очень велико. Так если цены на товары заменители нижечем на данный товар, то спрос на данный товар будет падать, а спрос на товарызаменители повышаться. Измерение данного фактора не представляет труда.
5. Ожидания. Потребительскиеожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличиетоваров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителейотносительно возможности повышения цен в будущем, побуждают покупать данныйтовар в больших количествах сейчас, тем самым опередить повышение цен. Равнымобразом и ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньшеограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижение доходовведет к сокращению текущего спроса на товар. Например, сообщения метеорологов отом, что будущие холода могут уничтожить значительную часть урожая цитрусовых,провоцирует ожидания потребителей о том, что из-за предстоящей нехваткицитрусовых цена на апельсиновый сок может повыситься. Поэтому потребителиначинают активно запасать апельсиновый сок.
Я считаю, чтоожидания потребителей, так же как и их вкусы относится к очень сложноизмеряемым факторам спроса. Причина этому является индивидуальность каждогочеловека. Ожидания как видно из моего примера имеют серьезное влияние навеличину спроса и оно трудно измеримо. Но на ожидания потребителей можноповлиять, как это сделали метеорологи, тем самым спровоцировать увеличениеспроса.

3.Предложение
 
3.1Понятие предложения
Рассмотримрынок товара Х. Количество товара Х, которое производящие данный товар фирмыхотели бы выпускать и продать, называется количеством предложенного товара(quantity supplied — />) или величиной предложения.Отметим, что /> может отличаться от количестватовара Х, реально проданного потребителям. Величина /> также зависит от промежуткавремени, как и />, поэтому мы и в случаепредложения будем считать неизменным рассматриваемый период (месяц).
На количествотовара Х, которое фирмы желают произвести, оказывают воздействие многиефакторы; к основным из них можно отнести следующие:
— цену самоготовара Х (обозначим ее />);
— Цену ресурсов(/>),используемых в производстве товара Х;
— уровеньтехнологии (L);
— цели фирмы(А);
— величиныналогов и субсидий (Т);
— цены наиные товары (/>);
— ожидание(Е);
— количествопроизводителей товара (N);
Иными словами,нас интересует поведение функции:
/>.
Я так жеосновное внимание уделю исследованию зависимости /> от /> при прочих равных условиях,полагая неизменными иные факторы, влияющие на />. То есть, в случае анализапредложения товара Х нас интересует поведение функции:
/>,
при условии,что остальные факторы остаются неизменными: />.
Как и привведении понятия спроса будем считать, что вся совокупность значений /> товара Х,соответствующих различным возможным величинам цены /> при прочих равных условиях,называется предложением (Supply – S) товара X.
Зададимфункцию предложения в табличной форме таблица 2.2
Данныетаблицы условные, но они отражают важнейшую характеристику предложения:повышение цены товара Х при прочих равных условиях в большинстве случаевприводит к возрастанию количества товара Х, предлагаемого фирмами к продаже.Данное обстоятельство интерпретируется как закон предложения.
Это можно объяснитьследующим образом. Во-первых, для производителя товара Х цена />определяет выручку,которую фирма может получить в результате продажи товара. Чем выше цена, тембольше возможная выручка и возможная прибыль. Поэтому повышение ценыподталкивает производителей расширять производство товара Х. Во-вторых, какизвестно, фирма не в состоянии быстро менять используемое капитальноеоборудование (станки, здания и т.п.), и в течении какого-то промежутка времениможет увеличивать выпуск продукции только путем введения дополнительный единицпеременных ресурсов (труд, сырье, энергоресурсы). Однако по мере привлеченияэтих новых единиц переменных ресурсов их отдача непрерывно снижается, чтоприводит к росту затрат на производственные факторы при увеличении объемоввыпуска. Для покрытия увеличивающихся затрат предприниматель заинтересован втом, чтобы цена /> повысилась.
3.2 Криваяпредложения
Чтобыраскрыть зависимость /> от /> при прочих равных условиях,построим график на основе данных таблицы 2.2. (рисунок 2.5). Соединим точкиA,B,…,F одной линией; полученная кривая S называется кривой предложения. Каждаяточка кривой S отражает конкретное соотношение «цена /> - />» (например, 15 руб. – 220 тыс.штук). Вся же кривая S отражает полный набор возможных соотношений «/> — />» при прочихравных условиях, то есть является графическим отображением функции предложения.
Как видно изрисунка 5, кривая предложения наглядно показывает, что с повышением цены /> товара Храстет количество /> товара Х, предлагаемогопроизводителями на продажу. В этой связи кривая предложения имеет «восходящий»характер.
3.3Изменение предложения. Сдвиги кривой предложения
Если подвоздействием изменений какого-то фактора величина /> меняется при каждой цене ипроисходит смещение всей кривой предложения, то происходит изменениепредложения, когда предложение расширяется, то кривая S смещается вправо изанимает положение /> (рис. 6); в случае сниженияпредложения сместиться влево – кривая />.
Рассмотримвоздействие перечисленных в начале параграфа факторов на предложение и кривуюпредложения:
1) Ценыресурсов, используемых в производстве товара Х, оказывают определяющеевоздействие на предложение Х. Чем больше должен платить предприниматель затруд, за землю, сырье, энергоносители и т.п., тем ниже его прибыль, и темменьше его желание предлагать на продажу товар Х. Следовательно, при увеличениицен вводимых факторов производства предложение товара Х снижается; уменьшениецен на ресурсы стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждойцене, и предложение возрастает.
2) Уровеньтехнологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит ксокращению затрат на ресурсы и поэтому сопровождается расширением предложениятовара Х.
3) Целифирмы. В соответствии с рассматриваемой мною экономической теорией, основнойцелью фирмы является максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могутпреследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, Стремлениефирмы производить товар Х без загрязнения окружающей среды может снизить количествопредлагаемого товара при каждой цене.
4) Налоги исубсидии. Очевидно, что налоги влияют на расходы предпринимателей, и ростналогов, как правило, вызывает сокращение предложения. Увеличение субсидий,безусловно, стимулирует расширение предложения.
5) Цены наиные товары также могут повлиять на предложение товара Х. Например, резкоеповышение цен на нефть в 70-е гг. прошлого века увеличение предложения угля.
6) Ожиданиевозможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначноевоздействие на предложение товаров. Предложение тесно связано с инвестициями, апоследние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка.Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызываетоживление предложения.
7) Количествопроизводителей. Чем больше фирм выпускает товар Х, тем выше предложение этоготовара на рынке. И по мере вступления в отрасль большего количество фирм криваяпредложения станет смещаться вправо. А при снижении количества производителей вотрасли кривая предложения будет смещаться влево.
3.4Факторы предложения, степень их влияния и проблема измерения
В этом пунктемоей работы я рассмотрю факторы предложения, степень их влияния и проблемыизмерения.
1) Цены наресурсы. Как мы знаем, существует самая тесная связь между издержками -,производства и предложения. Кривая предложения фирмы основывается на издержкахпроизводства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить болеевысокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует большихиздержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержкипроизводства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложениявправо. Например, если цены на семена и удобрения снижаются. Можно ожидатьувеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличитиздержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривуюпредложения влево. Например, повышение цен на железную руду и кокс увеличиваетиздержки производства стали, и ведет к сокращению ее предложения.
Как видно изприведенных мною примеров степень влияния данного фактора очень велика. Ведьочень большое повышение цен на ресурсы может привести к серьезному снижениюпредложения и повышению цен. Что негативно скажется на потребителях, еслиданный товар не имеет заменителей.
2) Уровеньтехнологии. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знанийпозволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшейзатратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственныеиздержки и увеличится предложение. Например, недавние, мощные прорывы в областисверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергиипочти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии,по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствиеуказанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличениепредложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачиваетсябольшое количество энергии.
Опять же каквидно из примера влияние данного фактора очень высоко т.к. высокий уровеньтехнологии позволяет увеличивать предложение и удовлетворять запросы всехпотребителей.
3) Налоги исубсидии. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержкипроизводства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или насобственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение.Напротив, субсидии считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидируетпроизводство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличиваетего предложение. Правительство может субсидировать или облагать налогомпроизводство определенных продуктов, чтобы изменить их объем, их предложение сцелью улучшить распределение ресурсов.
4) Цены наиные товары. Изменение цен на другие товары так же способны сместить кривуюпредложения продукта. Снижение цен на пшеницу может побудить фермера выращиватьи предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив,повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство ипредложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, ожжет сократитьпредложение на баскетбольные мячи, если повышается цена на футбольные мячи.
Как видно изпримеров влияние, которое оказывают цены на другие товары на предложениезначительно. И предложение товара, на который в данный момент цена невысокабудет снижаться и это возможно может привести к его дефициту.
5) Ожидания.Ожидания изменения цены продукта в будущем также может повлиять на желаниепроизводителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Так допустим еслиожидается понижение цены на данный товар в будущем производитель будетстараться произвести и реализовать, как можно больше товара до наступления тоговремени, когда цена на товар понизится. И наоборот если ожидается повышениецены, то производитель будет стараться снизить предложения товара сейчас темсамым, увеличив его запасы, чтобы после продать его по более выгодной цене.
Как можновидеть влияние ожидания на предложение велико. При разных ожиданиях предложениетовара на рынке может меняться.
6) Количествопроизводителей. При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше числопроизводителей, тем больше рыночное предложение. И соответственно меньше ценана предлагаемый товар. И наоборот если количество производителей в отрасли уменьшается,соответственно предложение снижается, что влечет за собой повышение цены натовар.
Данный факторявляется легко измеримым. И он оказывает разное влияние на производителей ипотребителей. Если для производителя выгодно незначительное количество егоконкурентов в отрасли, что ведет к увеличению цены на товар и повышенияприбыли. То потребителям выгодно присутствие в отрасли большого количествапроизводителей. Это будет приводить к увеличению предложения и снижению цены натовар.

Заключение
В своейработе я постарался рассмотреть понятие спроса и предложения. А так же факторы,влияющие на спрос и предложение, и проблему измерения данных факторов.
На спрос ипредложение влияют множество факторов, самые важные и часто встречаемые я рассмотрелв своей работе. Проанализировав степень их влияния и проблемы измерения.
В заключениесвоей работы я хотел бы сделать вывод относительно факторов спроса и факторовпредложения. То есть рассмотреть зависимость, которая получается при изменениизначения, какого – либо фактора.
Из всегосказанного мною в пункте 2.4 следует, что повышение спроса на продукт Х, тоесть решение потребителей покупать больше этого продукта по любой возможнойцене, может быть вызвано следующими значениями факторов спроса:
1)благоприятным изменением потребительских вкусов;
2)увеличением числа покупателей на рынке;
3) повышениемдохода, если продукт Х является нормальным товаром. Или снижением дохода, еслипродукт Х является товаром низшей категории;
4) повышениемцены на сопряженный товар Y, если последний является заменителем для продуктаХ, или снижением цены на товар Y, если последний является дополняющим к товаруХ;
5) ожиданиемповышения будущих цен и доходов.
И напротив сокращениеспроса на продукт Х может быть обусловлено следующими факторами:
1)неблагоприятным изменением потребительских вкусов;
2)уменьшением числа покупателей на рынке;
3)повышениемдохода, если продукт Х является товаром низшей категории, или снижением дохода,если товар Х является нормальным товаром;
4) повышениемцены на сопряженный товар Y, если этот последний является дополняющим для Х,или снижением цены на товар заменитель Y, товара Х.
5) ожиданиемпадения будущих цен и доходов.
Теперьрассмотрим влияние факторов спроса на предложение. И так величина предложенияповысится в случае:
1) приснижении цен на ресурсы, которые используются для производства товара Х;
2) присовершенствовании уровня технологий производства товара Х;
3) приснижении налогообложения и увеличении субсидирования производства товара Х;
4) еслипроизойдет снижение цен на товар Y, и производитель перебросит все мощности напроизводство товара Х;
5) еслиожидания понижения цены на продукт Х в будущем имеет место, то производитель будетстараться произвести и реализовать, как можно больше товара Х, до наступлениятого времени;
6)предложение товара Х увеличится при вхождении в отрасль большего числапроизводителей.
И сокращениепредложение будет происходить:
1) при повышениицен на ресурсы, используются для производства товара Х;
2) при снижениепредложения может быть спровоцировано низким уровнем технологий производстватовара Х;
3) при снижениисубсидирования и возрастании налогообложения;
4) приповышении цен на товар Y. Тогда производитель будет перебрасывать все мощностина производство товара Y;
5) снижениепредложения может вызвать ожидания повышения цен на товар Х в будущем. В томслучае производитель будет стараться произвести как можно больше принаступлении того времени;
6) приснижении количества производителей в данной отрасли.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.