Реферат по предмету "Экономика"


Основная деятельность потребительской кооперации

/>Введение
Потребительская кооперацияявляется интегрировано-диверсифицированной системой. Однако торговля являетсяосновной отраслью деятельности кооперативных организаций, осуществляющих своюдеятельность преимущественно в сельской местности.
Необходимость совершенствованиядеятельности является одной из основных задач торговых организаций. Торговоеобслуживание сельского населения имеет особенности, обусловленные региональнымифакторами: среди которых природно-климатические, экономические и национальные.Они должны быть учтены при разработке направлений развития отрасли.
Программы развития розничнойторговли разрабатывают на уровне субъекта федерации, муниципальногообразования, хозяйственной системы. Подобная программа была разработана и в России.Программа разработана с целью укрепления и развития потребительского рынка,повышения эффективности деятельности системы сельской торговли, более полногоиспользования природных ресурсов, удовлетворения потребностей населения, атакже развития системы потребительской кооперации России, защиты прав сельскихпотребителей и обоснования необходимости государственной поддержки сельскойторговли.
Необходимость разработки иреализации программы обоснована сложной социально-экономической ситуацией насельском потребительском рынке. Вследствие приватизации торговых предприятий взначительной мере были утеряны рычаги регулирования потребительского рынкасела, резко ослаблено внимание к общесистемным проблемам его развития, преждевсего, к существованию и совершенствованию его инфраструктуры.
Отсутствие эффективных подсистемсельской торговли привело к общему сдерживанию конкурентных отношений инеобходимого потребительского спроса для установления реальных цен на товары всельских населенных пунктах.
Материально-техническая базаторговли развивалась крайне медленно из-за убыточности торговых предприятий,изменилась отраслевая структура потребительского рынка села, произошлоперераспределение в размещении сети предприятий торговли в населенных пунктах всторону развития сети стационарных предприятий торговли преимущественно врайонных центрах. В результате возникла острая проблема территориальной иценовой доступности товаров и услуг. В особо сложном положении оказалисьпоселения, расположенные вдали от крупных населенных пунктов, автомобильныхмагистралей, а также с незначительным числом жителей вследствие внутреннеймиграции населения трудоспособного возраста.
Следствием социально-экономическихизменений последних лет является изменение формы собственности хозяйствующихсубъектов. В результате проблемой сельских прилавков остается бедный,однообразный ассортимент товаров. Актуальность перечисленных проблем возрастает для торговыхпредприятий, расположенных в отдаленных и труднодоступных населенных пунктахреспублики. Существование магазинов и обеспечение потребителей товарами вдостаточном количестве, необходимого качества и по реальной цене во многихнаселенных пунктах проблематично.
В создавшихсясоциально-экономических условиях существование большинства торговых предприятий– нерентабельно. Функционирующие торговые предприятия вынуждены завышатьрозничные цены на товары для покрытия собственных издержек. Товарные запасы всельских магазинах в среднем по стране составляют всего 1–2 недели.
Целью данной работы являетсярассмотреть роль потребительской кооперации в развитии местных рынков. Задачиработы рассмотреть:
1. Развитие потребительскойкооперации и ее влияние на местные рынки
2. Развитие потребительскойкооперации в Новосибирске на примере Облпотребсоюза;
3. Рекомендации по развитиюпотребительской кооперации.
/>1. Основы деятельности потребительской кооперации/> 1.1Роль и место потребительской кооперации вразвитии местных рынков
Кооперация предприятийпредставляет собой форму сотрудничества экономически и юридическисамостоятельных предприятий в целях повышения надежности обеспечения, болееполного удовлетворения спроса на требуемые материальные ресурсы и услуги,повышения эффективности их деятельности.
Надо сказать, что по поводусодержания кооперации как общественного института существуют разные теории инаучные точки зрения. В отдельности каждая из них не в состоянии раскрытьфилософского и социально-экономического значения кооперации. Наша задачасостоит в синтезировании этих подходов.
В истории кооперации основным еетеоретиком считается Р. Оуэн. Он впервые употребил термин «кооперация» всовременном его понимании, предложив организовывать «земледельческие имануфактурные поселения единства и взаимной кооперации».
В настоящее время в Большомэкономическом словаре кооперация трактуется как «объединение лиц наравноправной основе с целью совместного производства и сбыта продукции, закупкии потребления товаров и услуг».
В теориях многих социологов,экономистов, историков, философов: О. Конта, Г. Спенсера, П. Лаврова,П. Кропоткина, Л. Мечникова и на Западе, и в России «кооперацию» восновном рассматривали в качестве всеобщего свойства природного мира ичеловеческого общества. Виднейший представитель русской школы кооперации Емельянов И.В.считал, что «кооперация является комплексом экономических единиц (предприятий идомохозяйств), координирующих свою хозяйственную деятельность». Н.И. Мещеряков,один из деятелей послеоктябрьской кооперации, определял кооперацию как«объединение людей для достижения ими общей цели».
В советское время наиболеепоследовательным сторонником широкого использования в аграрном секторекооперативной формы хозяйствования был В.Г. Венжер. Непреходящее значениекооперации он видел в том, что она дает возможность вести хозяйство, не отделяяот собственности каждого трудящегося в данном хозяйстве человека. По мысли В. Венжера,кооперация решала противоречие между частным и общественным, не уничтожая одноиз них, а интегрируя их воедино. Он рассматривал «кооперацию и кооперативныеначала как общую форму социального прогресса».
На современном этапе в работах А.П. Макаренкокооперация рассматривается как «совокупность кооперативов, действующих в разныхсферах экономики, например, потребительская, кредитная, производственная,сбытоснабженческая или сельскохозяйственная, в отдельных странах, в отдельныхрегионах».
К.И. Вахитов содержаниекооперации раскрывает в двух определениях. В самом широком смысле подкооперацией подразумевается в одном случае всеобщее свойство окружающего насмира с его связями и отношениями, в другом – синоним самого человеческогообщества; в третьем – основной социальный механизм, созданный людьми для поддержанияобщественной жизни, В узком значении под кооперацией понимается совокупностьособых общественно-хозяйственных объединений кооперативов (кооперативныхобществ, кооперативных союзов и иных кооперативных объединений).
И.Н. Буздалов считает, что«кооперация это не только форма хозяйствования, но и основанная надемократизации и самоуправлении, форма связей, экономических взаимоотношений».
Обобщая трактовки разныхисследователей кооперативной теории и практики, можно сделать вывод, что«кооперация представляет собой синтез трех составляющих, ее элементов»:кооперация – форма труда; кооперация – хозяйственное предприятие; кооперация – общественноедвижение.
Кооперация как форма труда – этопроцесс объединения трудовой деятельности, обусловленный общественнымразделением труда. В данном случае кооперация представляет собой всеобщуюформу, которая лежит в основе всех общественных устройств. При этом особоезначение принадлежит разнообразным организованным формам человеческойдеятельности. Поэтому познание общих принципов кооперации в существующих видахорганизаций является важным направлением современных экономических,социологических, управленческих и иных видов исследований.
Кооперация определяет особую формуорганизации производства, представляющую собой хозяйственное предприятие,которое организует ту или иную сторону деятельности своих членов, нерегламентируя остальную сферу их деятельности. Это добровольный союз людей,равноправно участвующих в его управлении и который имеет своей целью неполучение наибольшей прибыли на затраченный капитал, а, благодаря общемуведению хозяйства, уменьшение расходов членов кооператива на их потребительскиенужды и увеличение собственных трудовых доходов. Эта форма кооперации неявляется всеобщей закономерностью. Она возникает на определенном этапе развитиягосударства и общественного производства. В качестве общей причинывозникновения именно такой формы кооперации необходимо назвать становление иразвитие капиталистического общества и рыночной экономики. Естественным продолжениемиз этого процесса является формирование единого внутреннего и мировых рынков, врезультате усиления процесса разделения труда, развития системы денежногообращения и кредитно-банковских структур, провозглашения элементарныхдемократических прав и свобод.
И.В. Емельянов, А.В. Чаянов,М.И. Туган – Барановский, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Г. Шульце-Делич,Ф. Райфайзен, В.Г. Венжер, А.П. Макаренко, К.И. Вахитов, А.В. Ткачи др.
Кооперация как общественноедвижение выступает как определенная идеология, ставящая перед собой цельреформирования несовершенного капиталистического общества в общество социальнойсправедливости. Конкретным ее содержанием была пропаганда идей, принципов,ценностей кооперации, кооперативных знаний, фактическое объединение людей,взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности, распространениезнаний среди населения, культурно-просветительская деятельность. Надо сказать,что в XIX веке в западноевропейском обществе имели место различные точки зренияна место и роль кооперации в решении социальных вопросов, в преобразованииобщества на справедливых началах.
Л. Блан, У. Кинг, Ш. Жид,Н.Г. Чернышевский, С.Л. Маслов, В.Ф. Тотомианц, Н.П. Баллин,Ф.Г. Тернер и др.
История российской кооперации икооперативной системы насчитывает 170 лет с момента создания декабристами в1831 году Большой артели, которую Международный кооперативный альянс официальнопризнал началом кооперативного движения в России. В настоящее время процессформирования и развития кооперации идет в направлении расширения и многообразияее институциональных элементов и развития социально ориентированного характераих деятельности. Обслуживая в основном сельское население, она берет на себяосновные функции обустройства села, формирования торговой и производственнойинфраструктуры, экономической и социальной защиты населения. Традиционноприоритетное место в кооперативной системе принадлежит потребительскойкооперации.
В нашей стране потребительскаякооперация – органичный, структурный элемент агропромышленного комплекса, представляющийсобой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельскогонаселения. Как часть АПК она функционирует в соответствии с рыночнымиэкономическими законами, которые предопределяют как особенности кооперативнойсферы расширенного воспроизводства, так и специфические моменты, обусловленныевзаимосвязями в АПК, так как будучи многоотраслевой хозяйственной системойпотребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продуктаи услуги, но непосредственно в их создании. Таким способом потребительскаякооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всеговоспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функцияпотребительской кооперации заключается в доведении материальных благ допотребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяетфункциональное содержание потребительской кооперации в составе АПК.Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслямиагропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражаютсовокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений впроцессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Организационными формамикооперативных связей являются предприятия и организации системы АПК ипотребительской кооперации.
Взаимодействие потребительскойкооперации с АПК осуществляется по трем основным направлениям: торговлятоварами народного потребления на селе и, тем самым, с одной стороны – обеспечениепотребностей населения, составляющих основу трудовых ресурсов АПК, а с другой –содействие в реализации продукции АПК и доведение воспроизведенного циклакомплекса до завершенности; заготовка и переработка сельхозпродукции и сырья,обеспечивая, таким образом, сохранность и сбыт продукции;
выполнение функций социальнойинфраструктуры на селе, то есть оказание услуг производственного и бытовогохарактера.
В этой связи сущностьпотребительской А кооперации в АПК состоит в том, чтобы помочь«сельскохозяйственным товаропроизводителям в развитии их экономики и повышенииэффективности производства». Она детализируется решением таких вопросов, какзакупка сельхозтехники и орудий, минеральных удобрений и семян; ремонт,обслуживание техники, выполнение определенного вида работ, которые требуетспециальной техники; организация рассадников, исследовательских и показательныхполей, племенных ферм и целых хозяйств; организация дешевого кредита напроизводственные цели; обеспечение консультативно-информационными услугами ит.д. Основным результатом решения данных вопросов становится увязка в единуюэкономическую цепочку производства, переработки и реализации сельхозпродукции.В качестве примера можно привести конгломерат «Содействие» Рыбинского районаЯрославской области, где по инициативе молочного завода 33 сельхозпредприятия,70 предприятий торговли и общественного питания заключили договор о совместнойдеятельности.
Надо отметить, что на современномэтапе развития потребительской кооперации России классическая ее концепция вцелом подвергается определенной корректировке. Прежде всего, это касаетсясамого изначального процесса – формирования потребительских кооперативов.Происходит это потому, что за годы советской власти произошла постепеннаядеформация ее концептуальных основ, прежде всего кооперативных принципов:демократического управления; открытого добровольного членства; равенства наоснове «один член – один голос»; справедливого распределения прибыли и другие.В результате потребительская кооперация превратилась в формально кооперативнуюорганизацию, в которой вместо кооперативных принципов преобладал принципраспределения. Для государства она стала организацией, осуществляющейраспределенческие функции в условиях массового дефицита потребительскихтоваров.
В настоящее время потребительскиекооперативы начинают создаваться, во-первых, на проверенных историческим опытоми временем кооперативных постулатах – кооперативных принципах и ценностях.Во-вторых, современная потребительская кооперация выступает как многоотраслеваясоциально-экономическая система, уставной целью функционирования которойявляется удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностейсвоих членов-пайщиков в товарах, услугах, а также обслуживание экономическихинтересов объединившихся в ней сельхозтоваропроизводителей и достижение определенныхвыгод для ее участников. Характерной особенностью деятельности потребительскойкооперации является сочетание хозяйственных и социальных функций. Двойственная,социально-экономическая природа кооперации является ее глубоким, основнымвнутренним противоречием, накладывающим отпечаток на ее хозяйственнуюдеятельность, социальную сущность, возможность устойчивого и стабильногоразвития. На дуалистический характер природы кооперации указывали многиетеоретики, начиная с Р. Оуэна и Ш. Фурье. Профессор М.И. Туган-Барановскийписал: «Если тело кооператива создано капитализмом, то душа кооперативавдохнута социалистическим идеалом» именно из социально-экономической природыкооперации вытекают особенности создания и развития организационных формпотребительской кооперации. В нашем понимании, организационная форма – естьтакая управленческая конструкция, которая несет в себе как бы два начала – одно– организационно-правовая форма – узаконенная форма предприятия какхозяйственного субъекта с правами юридического лица, который, используязакрепленное за ним имущество, производит и реализует товары и услуги. Второе –управленческая структура, то есть система последовательно соподчиненных, нопараллельно работающих органов управления. Выделяются управленческие структуры:а) внутри потребительского общества; б) в системе «потребительское общество – союз»;в) в системе «союз – союз». Организационная форма является тем конструктивнымэлементом кооперативного производства, который придает ему следующиехарактерные моменты: обеспечивает правовую регламентацию хозяйственнойдеятельности кооперативного предприятия; включает данное производство в системуединого экономического пространства; организационно закрепляет управлениетехнологическими процессами и людьми; определяет систему внутренних и внешнихфинансовых взаимоотношений участников производственного процесса;регламентирует механизм взаимодействия профессионального менеджмента иобщественного управления. В этой связи организационные формы потребительскойкооперации отличает кооперативная самобытность, то есть статус некоммерческойорганизации, выполняющей социальную миссию и организующей свою экономическуюдеятельность на основе кооперативной идеологии, принципах и ценностях, что иопределяет их потенциал и преимущества по сравнению с другими рыночнымисубъектами. При этом мы исходим из того, что потребительская кооперация как некоммерческаяорганизация, с одной стороны фиксирует и закрепляет сложившуюся в ней системуэкономических отношений между пайщиками и администрацией по поводу реализацииобъектов кооперативной собственности и распределению продуктов этой реализациимежду членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядокотношений с внешней средой: с государством и муниципальными органами власти черезналоговую систему, финансовые и страховые организации и т.д. Поэтомупотребительская кооперация, пожалуй, единственная организационная форма,которая тесно интегрирует интерес государства с его социальными группами.В-третьих, в современных условиях потребительская кооперация рассматриваетсякак своеобразная форма организации производства (форма бизнеса), особаяорганизационно-правовая форма предпринимательской деятельности.Предпринимательство в потребительской кооперации имеет свои особенности. Перваяособенность – предпринимательство является коллективным, так как осуществляетсяв интересах пайщиков, но неиндивидуально ими, а в рамках кооперативныхструктур. Вторая особенность – предпринимательская деятельность реализуетсяпреимущественно в сферах обращения и потребления, и лишь частично в сферепроизводства. Третья особенность – целью предпринимательской деятельностипотребительского кооператива является не извлечение прибыли. Хотя данноеутверждение совсем не означает, что потребительский кооператив не заботится оее получении. Скорее, наоборот, в наше время ориентация на прибыль длякооператива как субъекта рынка составляет основу его здоровой конкуренции. Дляпотребительского кооператива прибыль трансформируется в некую общуюэкономическую выгоду, которую получают его участники. Поэтому прибыль откооперативного бизнеса в основном используется для хозяйственного укрепленияпотребительской кооперации и имеет ярко выраженную социальную направленность.Исходя из выше отмеченного, можно назвать следующие характерные чертыорганизационных форм потребительской кооперации как социально-ориентированныххозяйствующих субъектов: свобода экономического выбора потребителя (открытое,доступное членство для всех); справедливое распределение дохода, это означает,что полученные кооперативом доходы распределяются пропорционально уровнюпользования членами-пайщиками услугами кооператива; особая и своеобразнаяэкономическая роль факторов производства. Капиталы, которыми обладаюткооперативы, выступают для них как вспомогательное средство, так как на первомплане здесь находится человек труда и основное значение придаетсяудовлетворению насущных потребностей людей.
Следовательно, рольпотребительской кооперации в аграрном секторе состоит: в обеспечении условийдля объединения людей, поставивших перед собой цель улучшить свое экономическоеи социальное положение; в развитии кооперативного предпринимательства; вформировании интегрированных структур, так как кооперация вовлекаетиндивидуальных и ассоциированных сельхозтоваропроизводителей; в реализациисоциальной функции через создание рабочих мест, гарантированный уровеньдоходов; в способствовании к расширению кооперативной деятельности, развиваясбытоснабженческую, кредитную и иные виды кооперативов; в защите сельхозтоваропроизводителейот монопольных структур; в предоставлении сельским жителям возможности покупкикачественных и относительно дешевых товаров и разнообразных услуг. Тем самымпотребительская кооперация выступает как один из стабилизаторов рыночнойэкономики, поддерживая социальное равновесие в обществе, служит основой дляорганизационно-структурной перестройки аграрного производства. Поэтомунеобходимость потребительской кооперации в развитии аграрной сферы состоит втом, что она, во-первых, представляет собой альтернативную форму организацииаграрной сферы экономики в интересах одновременно производителей ипотребителей, которой могут воспользоваться как предприятия, так и домашниехозяйства. Во-вторых, потребительская кооперация выполняет часть функций государства– социальную защиту населения, а поэтому вправе рассчитывать на государственнуюподдержку в своей социально-экономической деятельности. В-третьих,потребительская кооперация выступает как форма самоорганизации населения,взаимной поддержки, коллективистских начал, прямого единения бытовых ихозяйственных форм жизни. Можно сказать, что кооперативная форма в наибольшейстепени соответствует менталитету сельского жителя, сложившемуся хозяйственномуукладу и традициям; В-четвертых, система потребительской кооперации выступаеткак готовая структура и надежный партнер для реального сотрудничества саграрно-промышленным комплексом по решению различных проблем, среди которыхнаиболее перспективной являются развитие национальных и местных рынков, преждевсего сельского рынка. Потребительская кооперация может активно включаться впроцесс денатурализации доходов сельского населения через систему заготовок,встречной продажи товаров, комиссионной продажи, переработки сырья надавальческих основах. При этом основными задачами потребительской кооперации вагропромышленном комплексе являются:
– создание и развитиеорганизаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
– закупка у граждан июридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукцииличных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов,лекарственно-технического сырья с последующей их реализацией;
– производство пищевыхпродуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организациирозничной торговли;
– оказание членампотребительских обществ производственных и непроизводственных услуг;
– совершенствованиепереработки, хранения, доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя;
– поддержание сохранившихсякрупных сельскохозяйственных предприятий в составе АПК, которые нуждаются воптимизации отношений с различными предприятиями и организациями.
Современное российскоезаконодательство характеризует потребительскую кооперацию как системупотребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворенияматериальных и иных потребностей их членов. Следовательно, она включает в себяследующие организационные формы:
– сельскохозяйственныепроизводственные кооперативы, занимающиеся закупкой, переработкой и сбытомсельхозпродукции;
– специализированныепотребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома, гаражи,подсобные хозяйства, капитальное строительство, предоставляют кредиты,оказывают бытовые, консультационные, сельскохозяйственные и прочие услуги;
– потребительские общества,осуществляющие торговую, заготовительную, производственную и другуюдеятельность, в том числе и общественное питание;
– потребительские союзы(районный потребительский союз, областной, республиканский, краевой союзы,Центросоюз);
– хозяйственные общества,товарищества на вере, медицинские, образовательные и иные учреждения, а такжепотребительские общества, которые сами могут быть участниками хозяйственныхобществ, кооперативов, вкладчиками товарищества на вере.
Системный характер потребительскойкооперации дает основание выделить ее основные свойства, которые и составляютсодержание хозяйственной и социальной функций организационных формпотребительской кооперации в составе АПК. На сегодняшний день таковыми являютсясамоорганизация, системность, адаптация, цикличность и локализованность.Свойство самоорганизации – это главный способ образования кооперативныхформирований любого вида. В основе самоорганизации лежит собственная инициативаи собственные средства людей, которые они добровольно объединяют между собой,чтобы решать свои насущные проблемы. Именно самоорганизация позволяетмобилизовать и включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы натерриториальном, региональном и национальном уровне для скорейшего решения экономическихи социальных задач пайщиков и некооперативного населения. О том, чтопотребительская кооперация начинается с самоорганизации, еще в 20-х годах XXвека отмечал видный теоретик и практик российской кооперации А.В. Чаянов.Он говорил, что «основными требованиями к работе кооперативных объединенийявляется и необходимая самодеятельность масс, и гибкость организации их работы,и способность быстрой приспособляемости и исключительная чуткость».
Свойство системностипотребительской кооперации предусматривает, что ее организационные формы(потребительские общества, их союзы) связаны друг с другом определеннымобразом, в первую очередь, за счет сохранения вертикальных уровней власти иуправления, каналов коммуникаций и механизма принятия решений, что дает возможностьпроанализировать работу различных элементов структуры потребительскойкооперации, к примеру, в отношении производства товаров и оказания услуг,совокупной рабочей силы, реализации единой стратегии развития и т.д. Свойствосистемности предполагает также, что потребительская кооперация – этомногоотраслевая структура в составе АПК, которая позволяет развиватьтрадиционные и применять диверсификационные направления в кооперативномхозяйстве с учетом социальной направленности в обслуживании сельского населения.
Свойство адаптации организационныхформ потребительской кооперации отражает основные тенденции в развитиикооперации, обеспечивающие ее устойчивое функционирование при определенномвзаимодействии внутренних и внешних условий существования. При этом ключевоезначение здесь имеет исследование механизма ее адаптации к различным условиямэкономической деятельности. Он заключен, во-первых, в различных организационныхформах, по разному реагирующих на рыночную ситуацию. Вопрос о выбореорганизационных форм кооперативных хозяйств возникал всякий раз, когда меняласьсоциально-политическая среда, в которой они существуют. Например, в годыВеликой Отечественной войны – это использование различных форм надомничества(выпечка хлеба в крестьянских печах, сушка фруктов); в периодкомандно-административной экономики потребительская кооперация закупаласельскохозяйственную продукцию по договорным ценам; в настоящее время обращаютна себя внимание такие направления как диверсификация кооперативногопроизводства и восстановление забытых форм доставки товаров до потребителей ввиде передвижных лавок, развитие заготовительной деятельности, производствотоваров, преимущественно из местного сырья. Во-вторых, механизм адаптациипредставляет собой своего рода «защитный процесс», который способен, не изменяясвоим принципам, ассимилировать рациональные структуры и элементы другихорганизационных форм рыночного хозяйства, к примеру, агрохолдингов и иныхинтегрированных формирований. В-третьих, выживанию и надежности организационныхформ потребительской кооперации может способствовать самостоятельность итворчество кооператоров, постоянный поиск новых решений, вариантов повышенияприбыльности и эффективности хозяйства, их национальная и международнаясолидарность, обмен опытом и взаимная поддержка.
Свойство цикличности означает то,что система потребительской кооперации представляет собой в целом замкнутыйторгово-промышленный цикл. Этот цикл обеспечивает кругооборот товарных иинформационных потоков в пределах одного регионального образования. Он включаетв себя: заготовку – переработку – сбыт; производство – переработку – доведениедо потребителя. То есть в него входят и предприятия сельского хозяйства,производящие или перерабатывающие сельхозпродукцию, и торговые предприятия, иобслуживающие организации, и научно-образовательные учреждения.
Сущность свойства локализациисостоит в том, что потребительской кооперации в настоящее время принадлежитпреимущественная роль локального центра в обслуживании населения на селе.Потому что, во-первых, кооперативные формы хозяйствования напрямую приближены кместу их потребления, поскольку главная цель потребкооперации – предоставлениесоциальных услуг как пайщикам, так и некооперативному населению. Этообстоятельство способствует разрешению экономических, социальных и иных проблемкак потребителей, так и производителей. Во-вторых, в отличие от рынкапотребительских товаров, рынок услуг, оказываемых потребкооперацией,характеризуется тем, что он имеет четкие территориальные границы реализации впределах конкретного населенного пункта. А это также позволяет структурампотребкооперации конкретизировать цели и задачи развития ееторгово-промышленного цикла, приближает его к непосредственному потребителю наопределенной территории и выявляет социально-экономические особенности ивозможности региона.
Таким образом, активизациядеятельности российской потребительской кооперации на современном этапесвязана, с одной стороны, с началом процесса возрождения традицийкооперативного хозяйствования с учетом современных экономических реалий, а сдругой, с новыми возможностями реализации потенциала организационных формпотребительской кооперации по развитию АПК в рыночных условиях./>1.2 Проблемы российскойпотребительской кооперации
В XXI веке условия развития кооперацииизменяются по сравнению с концом XIX – началом XX века. Рыночная экономическая системадостигла такого уровня развития, при которой значительно возрос уровень жизнинаселения высоко развитых стран. Расширение количества предоставляемых услугдля удовлетворения потребностей людей всё больше становится привычным дляобычных рыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождаетсяиндивидуализацией потребностей и потребления.
Расширение ассортимента предлагаемых товаров, услуг, использованиеинформационных сетей для их реализации, применение агрессивной маркетинговой стратегиикрупными фирмами значительно сужает поле деятельности потребительской торговойкооперации, которая основана на массовом спросе или спросе на товарыповседневного, массового потребления. Удовлетворение именно этого спросапозволяет им реализовать свои экономические преимущества передкапиталистическими торговыми предприятиями. Индивидуализация потребностей испроса предъявляет новые требования к потребительской кооперации.
Подтверждением этому является проблема членства в потребительскихторговых кооперативах, с которой сталкиваются не только кооперативыэкономически развитых стран, но и России.
В то же время индивидуализация потребления становится не столькоблагом, сколько злом для людей, поскольку они попадает под влияние продавцов,формирующих выгодные им стандарты потребления для различных по уровню доходагрупп населения.
Несмотря на разобщение потребителей, формирование у различногоуровня потребления товаров и услуг, роль кооперативного движения в XXI веке возрастает. Оно приобретает значениекак фактор мирового экономического развития и формирования национальных имировой экономической системы, альтернативной системе, утверждаемойтранснациональными корпорациями, преследующими цель установления новогомирового порядка, основанного на несправедливом распределении жизненныхресурсов. В этих условиях ведущим направлением кооперативного движениястановится кооперация в сфере обращения, занимающая промежуточное положениемежду производством и потреблением товаров и услуг, что позволяет ей активновоздействовать и на производство и на потребление путем реализации определенноймаркетинговой стратегии.
Кооперативное движение способно сыграть основную роль и вформировании социально-ориентированной экономики в России. Для этого необходимаразработка стратегии развития кооперативного движения страны. В основеразработки такой стратегии должна лежать основополагающая истина: сохранениекооперации не самоцель, кооперативная форма организации – лишь средстводостижения цели, используемое людьми для улучшения своегосоциально-экономического положения. Кооперативные формы самоорганизации людейвозникают там и тогда, где и когда появляется жизненная необходимость в ней,когда люди не могут решить проблемы своей жизнедеятельности самостоятельно илипри помощи государства. Выявление этой необходимости является основополагающимпри разработке стратегии развития национального и мирового кооперативногодвижения. Кооперативные формы организации имманентно присущи рыночнойэкономической системе и могут эффективно действовать именно в рыночнойэкономической среде. При этом следует помнить о том, что хозяйственнаядеятельность кооперативов достигает наибольшей эффективности в случаеобъединения людей с целью решения жизненно важных проблем, которые иначе решитькрайне затруднительно. Поэтому принципиальным вопросом успешного развитиякооперативного движения является поиск и выявление именно этих проблем.
Анализ практики кооперативного движения позволяет сделать вывод отом, что в основе стратегии его развития должна лежать трансформация кооперациив сфере потребления в кооперацию в сфере производства и обращения с цельюобеспечения справедливого распределения жизненных ресурсов и на основепрактической реализации преимуществ кооперативной формы организациижизнедеятельности способствовать повышению уровня жизни населения.
Сложилась парадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, вРоссии сформировались экономические и социальные предпосылки широкого развитиякооперативного движения, а, с другой стороны, кооперативное движение переживаетпериод упадка. Такая ситуация объясняется влиянием ряда внешних и внутреннихфакторов.
Формирующаяся внешняя среда агрессивна по отношению ккооперативным формам самоорганизации населения. Компании инвесторного типаразличной степени концентрации капитала стремятся закрепить сложившуюся формуорганизации хозяйства, активно пропагандируя преимущества капиталистическойсистемы организации общественного хозяйства. Громадные усилия направлены наформирование менталитета населения, выгодного крупным капиталистическимобъединениям, стремящимся утвердить современную систему формирования ираспределения ресурсов. Правительство страны не рассматривает кооперацию каксамостоятельную экономическую силу, способную оказать сколько-нибудьсущественное влияние на ход экономических преобразований. Государствозаконодательно игнорирует разносторонность кооперативного движения, ограничиваетколичество видов кооперации. Гражданский кодекс РФ признает лишьпроизводственные и потребительские кооперативы, выводя за рамки правового полякредитные, страховые, жилищные, жилищно-строительные, гаражные и многие другиевиды кооперативных организаций. Оно вносит раскол в кооперативное движение,предоставляя налоговые и иные льготы одним видам кооперативов и подвергаядругие значительным правовым ограничениям. Например, организациямпотребительской кооперации системы Центросоюза РФ предоставляются налоговые идругие льготы, а сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы сталкиваются ссерьезными препятствиями при попытке зарегистрироваться как потребительскиекооперативы. Во всех сферах экономики кооперативные организации испытываютжесткую конкуренцию со стороны компаний и фирм инвесторного типа. Более того,даже сами кооперативы конкурируют между собой, нанося вред не только своимпайщикам, но движению в целом. Участие в этой конкурентной борьбе насовременном уровне развития кооперации, в условиях ее разобщенности приводитлибо к банкротству кооперативов, либо вынуждает кооперативы игнорироватьособенности кооперативной формы организации и использовать методы и принципыработы компаний инвесторного типа.
Новые виды кооперативов находятся на стадии становления. Этинаправления кооперативного движения настолько слабы, что можно говорить лишь оформировании тенденции их развития. О какой-либо серьезной их роли в экономикестраны говорить крайне преждевременно. Они нуждаются в значительной внешнейподдержке. Зарождающиеся кооперативные формы самоорганизации населениявстречают на своем пути многочисленные трудности, важнейшей из которых являетсяслабое развитие или даже полное отсутствие системности в их деятельности.Несмотря на создание национальных союзов отдельных из них, сегодняпреждевременно заявлять о существовании систем кооперативов различных видов.Созданная Ассоциация кооперативных организаций России оказалась неспособнойреализовать поставленные перед ней цели и задачи, поскольку не имеет стратегииразвития кооперативного движения.
Интегрирующая роль организаций системы потребительской кооперациизаключается в следующем:
– пропаганда кооперативной идеи и преимуществ кооперативнойформы организации хозяйственной деятельности;
– содействие созданию и организации деятельностиобслуживающих кооперативов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
– содействие реорганизации предприятий АПК из иных вкооперативную организационно-правовую форму;
— информационная,консультационная поддержка новых кооперативов;
— содействие созданиюсоюзов кооперативов различных видов с целью формирования систем кооперативов;
— организациявзаимодействия участников АПК в области переработки сельскохозяйственнойпродукции;
— организация сбытапроизведенной продукции;
– обучение и переподготовка членов и персонала кооперативов вобразовательных учреждениях системы потребительской кооперации;
– создание и организация деятельности финансово-расчетнойсистемы АПК.
Создаваемые кооперативы могут быть жизнеспособны только приусловии их выхода за собственные рамки и объединения в единую систему,базирующуюся на регулируемых товарных отношениях инфраструктуре.
Результатом интеграционной работы на районном уровне должно статьсоздание агропромышленного союза кооперативов различных видов (или союзовкооперативов) на районном уровне, способного противопоставить конкуренции междукооперативами совместную деятельность с целью обеспечения устойчивого развитиясельскохозяйственного производства и повышения конкурентоспособности внутреннегопродовольственного рынка.
Действующий закон «О потребительской кооперации» – это первыепопытки на пути усиления демократических основ системы. Конечно он еще несовершенен, но он приближается к основным показателям международногокооперативного общества.
/>2. Развитие потребительской кооперации вНовосибирске на примере Облпотребсоюза/> 2.1Краткая характеристика Облпотребсоюза
Описание деятельности:Оптовая торговля продуктами питания
Основные товары иуслуги: Продукты питания
Регионы: Новосибирская область
Контактнаяинформация: Тел.: (8–3832)224438; 224826; Адрес: Россия, г. Новосибирск, пр. Красный, 29.
Потребительская кооперация с июня 1992 г. развивается в рамках Закона «О потребительской кооперации в России». В октябре 1994 г. Гражданский кодекс РФ закрепил за ней статус некоммерческой организации. При этом формыдля воплощения потребительской кооперации могут быть самые разные. Как правило,они обусловлены спецификой как отдельно взятого кооператива, так исоциально-экономической ситуацией в конкретном регионе или городе.
В Новосибирске данная форма работыделает пока еще первые шаги. Однако положительная тенденция уже наметилась. Вкачестве примера можно привести кооператив «Облпотребсоюз».
Если с одной стороны предприятиюпо продаже товаров народного потребления (мебель, одежда, посуда и т.д.)требуется увеличить объем продаж, а с другой стороны естькредитно-потребительский кооператив с несколькими сотнями или даже тысячамипайщиков, заинтересованных в улучшении своего благосостоянии, то можнопопытаться согласовать общие интересы.
Руководство кооперативаобеспечивает постоянный приток новых и, главное, постоянных покупателей наусловиях скидки (дисконта). Кроме того, пайщики могут получать займы наприобретение необходимого товара через накопление средств. Причем достаточнонакопить 50% от нужной суммы, остальные деньги члену кооператива под льготныйпроцент займет кооператив. В конечном итоге выигрывают обе стороны. Торговоепредприятие увеличивает сбыт продукции, причем не только за счет членовкооператива. Кроме того, происходит рост общественного рейтинга предприятия. Кооператив,в свою очередь, получает в свои ряды новых пайщиков.
Далее речь может идти не только оразвитии бизнеса, но и о создании условий и расширении возможностей дляреализации денежных доходов населения при приобретении товаров и слуг. Чтокасается самого бизнеса, то сотрудничество предпринимателей с кооперативомчерез систему скидок для членов кооператива помогает формировать покупательскиепредпочтения, обеспечивает постоянную выручку и, следовательно, гарантируетдоходы и организациям, и пайщикам, создает стимул для внедрения новыхтехнологий.
Таким образом, потребительскаякооперация является неким элементом социально-ориентированной экономики,поскольку расширяет покупательскую способность населения, а также защищаетрезультаты его труда.
Кстати, один из идеологовмеждународного кооперативного движения Эдгар Парнелл в докладе ПравлениюМеждународного кооперативного альянса в 1997 г. сказал: «…все больше людей в мире хотели бы жить в небольших, эффективно управляемых общинах. Эта тенденциявступает в противоречие со многими другими изменениями, которые подталкиваютнас к созданию больших организаций и ставят нас в положение, когда людирассматриваются лишь как горючее для огромной и могучей рыночной машины.Выдвигаются новые требования наделения более широкими правами людей, которыестремятся самостоятельно нести ответственность за свою судьбу. Кооперативымогут помочь в осуществлении этих стремлений…».
/>2.2 Влияние деятельностиОблпотребсоюза на развитие местных рынков
В 2005 году достигнут росттоварооборота. Предприятия, выпускающие товары народного потребления, выполнилипланы производства, за исключением хлеба и колбасных изделий. Есть некоторыепозитивные сдвиги в организации заготовок, за что, как выразился СтаниславИльич, «нас много и справедливо критикуют». При участии обладминистрации найденрынок сбыта шерсти. Лучше, нежели прежде, налажен закуп кожевенного сырья. Емутоже определены рынки сбыта.
За три месяца 2006 года по объемутоварооборота на территории от Урала до Дальнего Востока Новосибирскийоблпотребсоюз занимает второе место после Алтайского края.
Удельный вес по области составляет33 процента. Сегодня есть 12, есть 20, есть 3 процента в отдельных районах. Вцелом по облпотребсоюзу за шесть 2005 года сельскому населению продано товаровна 292 миллиона 911 тысяч рублей.
Кооператив Облпотребсоюз оказываетогромное влияние на развитие местных рынков.
В XXI веке условия развития кооперацииизменяются по сравнению с концом XIX – началом XX века. Рыночная экономическая системадостигла такого уровня развития, при которой значительно возрос уровень жизнинаселения высокоразвитых стран. Расширение количества предоставляемых услуг дляудовлетворения потребностей людей всё больше становится привычным для обычныхрыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождаетсяиндивидуализацией потребностей и потребления.
Расширение ассортимента предлагаемых товаров, услуг, использованиеинформационных сетей для их реализации, применение агрессивной маркетинговой стратегиикрупными фирмами значительно сужает поле деятельности потребительской торговойкооперации, которая основана на массовом спросе или спросе на товарыповседневного, массового потребления. Удовлетворение именно этого спросапозволяет им реализовать свои экономические преимущества передкапиталистическими торговыми предприятиями. Индивидуализация потребностей испроса предъявляет новые требования к потребительской кооперации.
Несмотря на разобщение потребителей, формирование у различногоуровня потребления товаров и услуг, роль кооперативного движения в XXI веке возрастает. Оно приобретает значениекак фактор мирового экономического развития и формирования национальных имировой экономической системы, альтернативной системе, утверждаемойтранснациональными корпорациями, преследующими цель установления новогомирового порядка, основанного на несправедливом распределении жизненныхресурсов. В этих условиях ведущим направлением кооперативного движения становитсякооперация в сфере обращения, занимающая промежуточное положение междупроизводством и потреблением товаров и услуг, что позволяет ей активновоздействовать и на производство и на потребление путем реализации определенноймаркетинговой стратегии.
Одним из вариантов противодействия экономической глобализации,успешного развития научно-технической революции является кооперативная формасамоорганизации людей. Именно кооперация может сыграть важную роль в решенииэтой глобальной проблемы посредством формирования национальных и мировогосектора экономики, направленного на удовлетворение жизненных потребностейнаселения планеты.
Кооперативное движение способно сыграть основную роль и вформировании социально-ориентированной экономики в России и для Новосибирска вчастности. Для этого необходима разработка стратегии развития кооперативногодвижения страны. В основе разработки такой стратегии должна лежатьосновополагающая истина: сохранение кооперации не самоцель, кооперативная формаорганизации – лишь средство достижения цели, используемое людьми для улучшениясвоего социально-экономического положения. Кооперативные формы самоорганизациилюдей возникают там и тогда, где и когда появляется жизненная необходимость вней, когда люди не могут решить проблемы своей жизнедеятельности самостоятельноили при помощи государства. Выявление этой необходимости являетсяосновополагающим при разработке стратегии развития национального и мировогокооперативного движения. Кооперативные формы организации имманентно присущирыночной экономической системе и могут эффективно действовать именно в рыночнойэкономической среде. При этом следует помнить о том, что хозяйственнаядеятельность кооперативов достигает наибольшей эффективности в случаеобъединения людей с целью решения жизненно важных проблем, которые иначе решитькрайне затруднительно. Поэтому принципиальным вопросом успешного развитиякооперативного движения является поиск и выявление именно этих проблем.
Анализ практики кооперативного движения позволяет сделать вывод отом, что в основе стратегии его развития должна лежать трансформация кооперациив сфере потребления в кооперацию в сфере производства и обращения с цельюобеспечения справедливого распределения жизненных ресурсов и на основепрактической реализации преимуществ кооперативной формы организациижизнедеятельности способствовать повышению уровня жизни населения. Одним изнаправлений стратегического развития кооперации может быть применениекооперативных форм для преодоления кризиса агропромышленного комплекса и на этойоснове решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности государстваи продовольственной проблемы в целом. Решению продовольственной проблемы можетспособствовать деятельность кооперативов, производящих сельскохозяйственнуюпродукцию, развивающих закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья,расширяющих производство продуктов питания, а также развертывающих торговлюими. Именно в агропромышленном секторе сосредоточены главные противоречиянационального экономического развития.
Реализация предлагаемой стратегии развития кооперации должнаосуществляться поэтапно.
Проведенный в данном исследовании анализ позволяет сделать вывод отом, что в настоящее время кооперативное движение в уверенно начинает набиратьобороты и развиваться.
Сложилась парадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, вРоссии сформировались экономические и социальные предпосылки широкого развитиякооперативного движения, а, с другой стороны, кооперативное движение переживаетпериод упадка. Такая ситуация объясняется влиянием ряда внешних и внутреннихфакторов.
Формирующаяся внешняя среда агрессивна по отношению ккооперативным формам самоорганизации населения. Компании инвесторного типаразличной степени концентрации капитала стремятся закрепить сложившуюся формуорганизации хозяйства, активно пропагандируя преимущества капиталистическойсистемы организации общественного хозяйства.
Проведенный анализ состояния и развития потребительской кооперациипозволяет сделать принципиальный вывод о том, что в основе негативных процессов,характерных для потребительской кооперации, лежит отсутствие заинтересованных,эффективных собственников. Потребители, несмотря на предоставление имкаких-либо льгот материального или нематериального характера, в современнойэкономической системе не могут рассматриваться в качестве реальныхсобственников потребительских обществ. Этот вывод подтверждается практикойпоследнего десятилетия. Возникла качественно новая ситуация. Пайщики, формальноявляющиеся собственниками потребительских кооперативов, в основной своей массебезразличны к судьбе своих кооперативов, они не участвуют в хозяйственнойдеятельности и управлении делами кооперативов. Работники организаций ипредприятий потребительской кооперации, действительно заинтересованные вуспешной деятельности потребительских обществ, не имеют возможности определятьтактику и стратегию развития кооперативов, формировать органы управления. Вэтих условиях деятельность кооперативов подчинена интересам толькоруководителей обществ, что создает предпосылки для злоупотреблений, ошибок вуправлении хозяйственной деятельностью и выборе приоритетов ее развития.
/>3. Рекомендации по развитию потребительскойкооперации
В целях улучшения состояниясельской торговли, удовлетворения потребностей сельского населения, защиты ихправ, активизации развития потребительского рынка в республике требуется нетолько создание иных форм организации торговых процессов на селе, но и болееактивное участие органов местного самоуправления, координация действий всехорганизаций, отвечающих за нормальное функционирование потребительского рынка,консолидация финансовых источников из бюджетов разных уровней и внебюджетныхисточников, увеличение адресной поддержки государства, а также совершенствованиенормативно-законодательной базы деятельности сельской торговли.
Основными целями Программыявляются: укрепление и развитие потребительского рынка села; перераспределениепотребительского спроса; обеспечение постоянного соблюдения ассортиментного перечнятоваров первой необходимости в сельских магазинах; защита прав сельскихпотребителей (особенно в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах);поддержание оптимального уровня цен на потребительские товары.
Для достижения поставленных целейнеобходима консолидация усилий всех ветвей власти в стабилизации деятельностипотребительского рынка села, на решение которых направлена реализация следующихзадач: создание и совершенствование механизмов государственной поддержкисельского потребительского рынка (особенно в отдаленных населенных пунктах);учет конкретных особенностей районов и населенных пунктов; организация адреснойгосударственной поддержки хозяйствующих субъектов из бюджетных и внебюджетныеисточников для решения острых проблем торговли; разработка концепции иопределение путей развития сельской торговли, развитие новых форм торговли длябесперебойного снабжения населения товарами первой необходимости, особенножителей отдаленных и труднодоступных сел; создание высокотехнологичных иэффективных предприятий в селе и мелкооптовых предприятий в крупных населенныхпунктах для обеспечения сельских магазинов и др.
Современное состояниепотребительского рынка села республики требует активизации развитияинфраструктуры сельской торговли. Укрепление экономического пространствареспублики окажет положительный эффект на динамичное развитие производственно-технологическихи транспортных связей, финансово-кредитной системы.
Обеспечить возрастающиепотребности населения, а также повысить уровень жизни в сельской местностипозволит формирование в кожуунах сети из 15 уполномоченных торговых предприятий(УТП) с закреплением за ними функций снабжения отдаленных и труднодоступныхнаселенных пунктов полным ассортиментом товаров первой необходимости на основедоговорных взаимоотношений.
Другим важным направлениемпрограммы является создание оптимальной системы распределения товарных потоковпутем организации сети мелкооптовых торговых центров на базе нерентабельныхкрупных объектов села. Вопросы активизации потребительского рынка в кожуунах ипоявление конкурентоспособных цен на потребительские товары должны бытьреализованы путем предоставления дополнительных налоговых льгот местнымиорганами самоуправления предприятиям-арендаторам в создаваемых торговыхцентрах.
В целях осуществлениятерриториальной диверсификации торговой деятельности предусматривается развитиеприграничной торговли в пунктах перехода российско-монгольской границы на базедействовавших ранее предприятий розничной торговли потребительской кооперации,а также формирование придорожной инфраструктуры: магазинов, кафе, мотелей,гостиниц, заправочных станций, ремонтных мастерских и т.д.
Осуществление комплексногоразвития сельской розничной торговли региона через программно-целевыемероприятия окажет положительное влияние на социальную сферу села России.
Вместе с тем, программы развитияоптовой торговли не разрабатываются ни на республиканском уровне, ни длясистемы потребительской кооперации.
Фактором, способствующимдальнейшему развитию сельской розничной торговли, станет развитие оптовойторговли потребительской кооперации наряду с уполномоченными торговымипредприятиями, предназначенными для снабжения отдаленных и труднодоступныхнаселенных пунктов, где не осуществляют свою деятельность кооперативные организации.Для России развитие оптовой торговли имеет особое значение, которое обусловленоотсутствием железнодорожного сообщения с соседними регионами.
Оптовая торговля всегда выполнялапосреднические функции между производителями товаров и организациями, реализующимиих населению. Одной из основных функций этих предприятий наряду с продвижениемтоваров было преобразование производственного ассортимента в товарный.
Выполнение традиционных функцийоптовыми предприятиями с началом осуществления рыночные реформ былоприостановлено. Причиной этого стал дефицит оборотных средств у розничныхпредприятий, сокращение объемов их деятельности вследствие развития конкуренциина сельском потребительском рынке, более высокие цены на товары чем уконкурентов из-за необходимости содержания материально-технической базы, низкаяплатежеспособность обслуживаемого населения и сокращение его численности.
Существование в современныхусловиях оптовых звеньев как самостоятельных хозяйствующих субъектов, на нашвзгляд, не вполне обосновано. Их участие в процессе товародвижения, несомненно,облегчает задачу розничных предприятий по формированию ассортимента товаров,удовлетворяющего потребности населения. Однако это в конечном итоге приводит кудорожанию стоимости товаров и снижению конкурентоспособности тех розничныхпредприятий, которые пользуются услугами оптовых организаций. Поэтому, на нашвзгляд, вполне целесообразно в рамках системы потребительской кооперации нетолько возрождать оптовое звено, но и образовывать интегрированные торговыекомплексы, выполняющие функции как оптовой, так и розничной торговли. Такиехозяйствующие субъекты смогут более эффективно организовать деятельностьпредприятий, входящих в их состав: осуществлять кольцевой и централизованныйзавоз товаров в обслуживаемые магазины, оперативно выполнять их заявки,рационализировать размещение товарных запасов, управлять затратами с целью ихоптимизации, а в отдельных случаях и минимизации.
Важным направлением деятельноститорговых комплексов должен стать оптовый отпуск товаров организациям социальнойсферы, тем более что уже на протяжении ряда лет кооперативные организациипредоставляют товарный кредит не только населению, но и бюджетным организациям.С целью развития данного направления кооперативные организации должны заключатьдоговоры с администрациями территорий на обслуживание таких покупателей. Этопозволит кооперативным организациям продолжать осуществлять горизонтальнуюдиверсификацию, предполагающую расширение присутствия хозяйствующего субъектана потребительском рынке.
Другим направлением развитияоптовой торговли в системе потребительской кооперации, позволяющим использоватьимеющиеся складские площади, становится организация на базе универсальныхторговых баз оптовых рынков. Однако возможности создания оптовогопродовольственного рынка в стране не использованы.
Организованный оптовыйпродовольственный рынок имеет ряд преимуществ перед неорганизованной продажейсельскохозяйственной продукции, как для продавцов, так и для покупателей. Онизаключаются, с одной стороны, в наличии лаборатории по проверке качествапродукции, места для стоянки автомобилей, обеспечении весоизмерительным ихолодильным оборудованием, охраны, а с другой, в возможности приобрестинеобходимые экологически чистые продукты в одном месте.
/>Заключение
Таким образом, возрождение иразвитие потребительской кооперации во многом зависит от развития ееорганизационных форм, а именно от создания многоуровневого организационногопостроения, в котором первоочередное значение принадлежит первичнымкооперативам, а также от вертикальной кооперации и развития интеграционныхсвязей в составе АПК и установления принципа самоорганизации кооператива.Вместе с тем возрождение и развитие организационных форм потребительскойкооперации невозможно без существенной поддержки СО стороны государства иорганов местной власти. Основные меры поддержки представляют собой следующиемероприятия. На федеральном уровне:
– Совершенствованиенормативно-правовых актов, которые имеют отношение к регулированию процессовгоризонтальной и вертикальной кооперации для повышения степени управляемостиэтими процессами;
– Институциональноевыполнение системой потребительской кооперации общегосударственных функций спредоставлением необходимых материальных и финансовых ресурсов;
– Разработка государственнойиндикативной политики, имеющей индикативное значение в отношении кооперативногодвижения на федеральном, региональном и местном уровнях;
– Распространение в полномобъеме мер государственной поддержки сельского хозяйства на системупотребительской кооперации;
– Создание равных условийконкуренции для всех хозяйствующих субъектов (как для частных предприятий, таки для предприятий потребительской кооперации);
– Преодоление дефектов управления(дублирования функций представительных органов власти и исполнительных) за счетужесточения государственного контроля «сверху» и общественного контроля«снизу»;
– Обеспечение экономическойстабилизации в стране и в целом, восстановление платежеспособности предприятий АПКи принятие решений, направленных на смягчение диспаритета цен;
– Развитие информационнойсистемы, помогающей ориентироваться в рыночной ситуации;
– Формирование аграрногорынка, в основе которого лежит модель с приоритетами развития обслуживающихкооперативов (заготовительные, сбытовые, маркетинговые и др.);
– Обеспечение финансовойподдержки для обновления и технического оснащения кооперативных объектов;
– Принятие решения обизменении системы налогообложения в кооперативных структурах, гдепреобладающими являются сельскохозяйственные товаропроизводители;
– Предоставление льготперерабатывающим, торговым и иным предприятиям, входящим в составинтегрированных кооперативных формирований по производству и переработкесельхозпродукции;
– Усиление работы помониторингу кооперативного движения в регионах России.
На региональном, районном уровнях:
– Интеграция в долгосрочнойперспективе на местном уровне системы потребительской кооперации имуниципальных органов самоуправления;
– Обеспечение прозрачностисистемы потребительской кооперации для пайщиков, трудового коллектива,поставщиков, государства за счет внедрения международных стандартов финансовойотчетности;
– Оказание организационного ифинансового содействия по созданию потребительских кооперативов, региональныхкооперативных организаций,
– Аудиторских союзов,предусмотрев создание специализированных фондов, обеспечивающих поддержкудеятельности кооперативов;
– Формирование ивосстановление материально-технической базы потребкооперации во всем еемногообразии;
– Применение гарантированныхминимальных закупочных цен на сбываемые через потребительские кооперативысельскохозяйственные продукты и произведенные из них продовольственные товары,поставляемые для государственных нужд;
– Предоставление дотаций икомпенсаций при закупке сельхозпродукции, а также предоставление финансовойпомощи и льгот в получении кредитов;
– Оказаниеорганизационно-экономической помощи для развития сельских кооперативныхторговых точек;
– Субсидирование расходовпредприятий потребкооперации по доставке товаров первой необходимости вотдаленные населенные пункты;
– Поддержка формированияпаевых фондов потребительских, кредитных, производственных кооперативов на базедолевого участия федерального и регионального бюджета;
– Выделение инвестиционныхкредитов на развитие предприятий потребительской кооперации;
– Оказание помощи приподготовке кадров для потребкооперации.
Однако независимо от того, накаком уровне предоставляется помощь, ее суть должна заключаться, прежде всего,в повышении платежеспособности спроса сельского населения, а это, в первуюочередь, зависит от увеличения их доходов. При этом очень важно обеспечитьсбалансированность спроса и предложения путем направления в сельскую местностьвозрастающей массы товарных ресурсов, стимулирования и использования такогомощного источника производства товаров, как кооперативные предприятия, иобъекты социально-культурных услуг.
Таким образом, на современномэтапе развития потребительской кооперации присутствует необходимостьсовершенствования организационного построения потребительской кооперации,развития организационных форм потребительских кооперативов, а такженеобходимость разработки разнообразных мер государственной и региональнойподдержки.
/>Список литературы
1.   Ашихмина О.А. Социально-экономическаямиссия потребительской кооперации // Достижения науки и техники АПК. 2004.№4. — 113 с.
2.   Барчук И.Д., Ващенко А.Н. Проблемыи перспективы развития кооперации в XXI веке. Волгоград, 2003. 96 с.
3.   Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительскаякооперация в условиях перехода к рыночной экономики: Проблемы членскихотношений. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993. – 466 с.
4.   Буздалов И.Н. Проблемы иперспективы развития сельскохозяйственной кооперации в России //Международный сельскохозяйственный журнал. 2003. №2. 118 с.
5.   Ефремова Г.М. Принципымеждународного кооперативного движения. // Проблемы развития рынкапотребительских товаров: Материалы к научн. – практ. конф. Ч. 1. – Новосибирск,2005. – 133 с.
6.   Зибер Н.И. Потребительскиеобщества / Кооперация. Страницы истории. М.: ИНФРА-М, 2003. -798 с.
7.   Каширин В.В. Организационно-экономическиеосновы функционирования потребительской кооперации в условиях рыночныхотношений. М., 2001. – 211 с.
8.   Наговицина Л.П. Возрождениедемократических принципов функционирования потребительской кооперации Сибири //Кооперация Сибири в ХХ веке: опыт, уроки, перспективы: Сб. научн. трудов /Ред. А.А. Николаев.Вып. 1. – Новосибирск, 1994. – 458 с.
9.   Файн Л.Е. Отечественнаякооперация. Исторический опыт. – Иваново: Изд. ИГУ, 2001. – 276 с.
10. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. – Томск. кн.изд-во, 2001. -70 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Товар в системе маркетинга 2
Реферат Американские танцы
Реферат Правда святая иль сон золотой
Реферат Психологические особенности развития речи у ребёнка до трёх лет в семье
Реферат Быт и нравы провинциальной России по комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Реферат Брахиоподы ассельского яруса
Реферат Фундаменталистская идеология "исламского возрождения"
Реферат Тестовое задание по дисциплине «Правовые основы оценочной деятельности»
Реферат Особливості західного та східного типів виховання людини
Реферат Платон. Федон.
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Земледелие» наименование дисциплины для направления подготовки
Реферат Освещение, основные свойства света, светофильтры
Реферат Бухгалтерский учет и аудит производственных запасов предприятия
Реферат Контроль за деятельностью органов и учреждений исполняющими наказа
Реферат Учёт валового дохода от реализации продукции собственного производства и покупных товаров