Основные этапы развития
экономической мысли
План
Введение
1. Экономическиеучения Древнего мира
2. Экономическиеучения феодального общества
3. Экономическиеучения эпохи капитализма
§ 1.Экономические учения конца 17 — начала 19 века.
§ 2.Экономическая мысль середины 19 – начала 20 века
§ 3. Основныенаправления экономической мысли в 20 веке
Заключение
Литература
Введение
Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов вразвитии мировой экономической мысли. Цель работы состоит в том, чтобы отразитьглавные тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупныхмыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Исследованиебазируется на монографиях российских ученых, посвященных изучению даннойпроблемы, таких как “История экономических учений”, “Всемирная историяэкономической мысли”, “Экономические теории и школы” С.А.Бартенева и “Введениев историю экономической мысли” Е.М.Майбурда.
Периодизация истории экономических учений в данной работеосновывается на выделении социально-экономических формаций в истории общества.Соответственно, будут рассмотрены: история экономической мысли древнего мира,экономические идеи периода феодализма, концепции основных теоретиков экономикикапиталистического общества. В целях упорядочения излагаемого материала, вразвитии экономической мысли периода капитализма выделены следующие периоды:конец 17-начало 19 века, середина 19-начало 20 века, 20 век.
Зарождение экономической мысли происходит на первых этапахразвития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемынатурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основнымдостижением экономической мысли данного периода современные исследователисчитают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.
В экономических учениях феодального общества рассматриваетсяприсущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемамтоварно-денежных отношений.
Развитие экономическая мысли в эпоху капитализма приводит кформированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципови категорий.
1. Экономические учения Древнего мира
Экономические идеи древности, в основном, находили отражениев рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств.
Одним из крупных древневосточных рабовладельческихгосударств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там с1792 по 1750 гг. до нашей эры, охраняли экономическую основу рабовладельческогостроя – частную собственность. Они ограничивали ростовщичество и долговоерабство в интересах рабовладельческого государства. Эти законы предусматривалимелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточномразвитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.
В Китае экономические теории нашли отражение вконфуцианстве. Идеолог Китая Конфуций защищал рабовладельческий строй, развиваявыдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную,нравственную и юридическую философию. Конфуций различает «великуюобщность» (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частноевладение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи счастной собственностью, он все же в конечном итоге отдает предпочтение ей.Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его какустановленное богом и природой. Конфуций исходил из того, что источникомбогатства является труд и богатство государя должно основываться на богатственарода.
Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней,является работа “Артхашастра”, царя Чандрагупты I. Онрассматривает рабство как удел низшего сословия. В его работе находит отражениепроблема “стоимости вещей”. Величина стоимости определяется количеством “днейработы”, а вознаграждение – в строгом соответствии с результатами труда. Авторотличает рыночную цену от стоимости, указывая, что конкурирующий покупатель“увеличивает цену на товар, делая ее выше действительности”. Он включаетприбыль в цену товара в качестве “прочих издержек” и заранее определяет ее “дляданной местности в 5% с установленной цены, а для иностранных товаров – в 10%”.[1]
Древнегреческий мыслитель Ксенофонт отразил в своихпроизведениях стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежныхотношений для укрепления натурального хозяйства. Он рассматривал хозяйственнуюдеятельность как процесс создания полезных вещей, т.е. потребительныхстоимостей и впервые обратил внимание на значение разделения труда, а так жеуказал на связь уровня разделения труда и размера рынка. Выявил зависимостьмежду меновой стоимостью продукта и его потребительной стоимостью. И, что оченьважно, признавал кроме функции денег как средства обращения и накопления, ихобращение в качестве капитала. Ксенофонт учил рабовладельцев, что для“обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимальногоудовлетворения потребностей рабов”.
Другой древнегреческий философ – Платон останавливался наразъяснении связи между разделением труда, торговле, деньгами и выделениемкупцов. Но он защищал натуральное рабовладельческое хозяйство и стремилсясвести функции денег к средству обращения, усматривая в деньгах одну из причинвражды в обществе; он отвергал ссудные операции и требовал ограничениякупеческой прибыли нормированием цен.
Аристотель, будучи самым крупным идеологом рабовладельцевДревней Греции, признавал “истинное” богатство, как совокупность потребительныхстоимостей. Он был за справедливый обмен, впервые выделив меновую стоимость: “5лож = 1 дому или денежной сумме”.
В истории экономической мысли Древнего Рима одними изнаиболее известных учений были концепции Катона Старшего, Гракхов Тиберия и Гаяи Варрона Колумеллы.
Катон Старший защищал рабовладение и был врагом наемноготруда, стремясь обеспечить доход за счет интенсификации труда рабов. Прибыль онрассматривал как избыток над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкампроизводства.
В попытке вывести из кризиса Римское государство изэкономического кризиса братья Гракхи Тиберий и Гай выдвинули проект аграрнойреформы. Они требовали ограничить крупное землевладение и упрочить положениеразорившихся крестьян. [2]
Из всего сказанного можно сделать вывод, что об экономике,как учении, в древнем мире имели весьма неопределенное представление, понятиябыли не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятияналогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных мыслителей ещене отвечали уровню развития производственных сил того общества.
2. Экономические учения феодальногообщества
С ходом развития производственных сил, общество накапливалосвои экономические знания. Нередко эти идеи находили отражение в религиознойфилософии.
Так, например, социально-экономические идеи Корана воплотилисьв исламе. Коран уделял много внимания торговле, но выступал противростовщичества.
Идеолог расцвета феодализма в арабских странах Ибн Хальдунавыдвинул тезис о том, что в продуктах заключается “труд, который проявляетсякак стоимость”. Это позволило ему сделать вывод, что продукты трудаприобретаются “путем равноценного обмена по стоимости”, и что золото и серебро“служит воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом”. Онтак же отличал от стоимости рыночную цену: “если на рынке мало предметовроскоши, то цена будет выше стоимости их труда”. Ибн Хальдуна считал, что путьрасцвета общественной жизни – это уменьшение размера налогов.
Памятником разложения первобытнообщинных отношений ивозникновения феодализма является “Салическая правда”, составленная вКоролевстве франков. Она защищала общинную собственность, не забывая и очастной собственности. Феодальная собственность и крепостничество получилиподдержку в “Капитуляриях о виллах” (“Закон о поместьях”) в период 18-19веков.
Представители церкви также выступали идеологами экономических отношений. Примером может служить концепция Фомы Аквинского, егоидеи о “справедливой цене” установленной богом. Присвоение торговой прибыли, и% он считал нарушением “справедливой цены” и требовал запрещения крупнойторговли и ростовщичества. Фома сводил обмен к равенству пользы: чтобыкомпенсировать ущерб от лишения нужной вещи владелец продает ее дороже, чемкупил.
Русская экономическая мысль в феодальной России начинаетразвиваться со времени образования Древнерусского государства (9 в.). Созданнаятогда “Русская правда” защищает формирующееся феодальное землевладение.[3]
Начиная с 15 века по всему миру стали появляться различныеэкономические школы и учения. Учение утопического социализма взяло начало скниги Томаса Мора “Утопия”. В этой вымышленной стране была общественнаясобственность, всеобщностью труда, регулирование производства, и не было денег.
Почти тем же путем шел Томазо Кампанелло. Его представленияо будущем были больше похожи на коммунизм, который базируются на ремесле,земледелии и скотоводстве с главенством общественной собственности.
Учение раннего меркантилизма, изжившее себя к середине 16в., характеризуется тем, что богатство отождествляется с деньгами, накоплениекоторых может быть достигнуто с помощью власти, законодательным путем. В целяхудержания денег в стране запрещался вывоз их за границу. Отождествляя богатствос деньгами, меркантилисты игнорировали проблему стоимости товара и подменяли ееменовой денежной стоимостью, не в состоянии объяснить стоимость самих денег.
Поздний меркантилизм во главе Т. Меном (Англия) достиграсцвета во второй половине 17 века. Центральной была идея о “системе торговогобаланса”, а именно: государство становится тем богаче, чем больше разница междусуммой стоимости ввезенных и вывезенных товаров. Для этого поощрялипосредничество и вывоз денег за границу. Выдвигался принцип: покупать дешевле водной стране и продавать дороже в другую. Был запрещен вывоз готовых изделий ипредметов роскоши.
Меркантилисты уделяли большое внимание сфере обращения. Споявлением в 1615 году “Трактата о политической экономии” А. Монкретьена,выделилась наука о торговом балансе с ее основной идеей – “много продавать,мало покупать”.
Постепенно меркантилисты дошли до мысли, что товар – деньги,но они не могли объяснить, как и почему товар становится деньгами. Отстаиваяактивный торговый баланс, поздние они увидели в деньгах не только средствонакопления, но и средство обращения, а защищая посредническую торговлю,признавали функцию денег как капитала. Ими был выдвинут тезис, что трудявляется производительным лишь в тех отраслях, продукты которых при вывозе заграницу приносят прибыль.
В отличии от европейских меркантилистов, первые русскиеполитэкономы не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествлялибогатство с деньгами. Они заботились об увеличении товарооборота внутри страны,а во внешней торговле видели орудие развития промышленности и сельскогохозяйства.[4]
3. Экономические учения эпохи капитализма
§ 1. Экономические учения конца 17 — начала 19 века.
Одним из видных деятелей этого периода был Вильям Петти. Еговзгляды носили переходный характер от меркантилизма к классическойполитэкономии. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара,заработная плата, цена земли и другие. Петти разграничивал “естественную цену”товара (стоимость, определяемую трудом) и рыночную цену. Им были впервыесформулированы зачатки теории трудовой стоимости. Прямым источником стоимостион считал только один вид труда – добыча золота и серебра (т.е. денежногоматериала).
С теорией стоимости у Петти непосредственно связано егоучение о заработной плате и ренте. Он рассуждал так: товаром является нерабочая сила, а труд, а зарплата – цена труда, нужно только определить еевеличину.
Рента, по мнению Петти, — это стоимость урожая (он зависитот качества участка) без учета издержек производства, т.е. созданный трудомизбыток стоимости над заработной платой. Прибыль Петти отдельно нерассматривает. Интересно учение Петти о цене земли: продажа земли есть продажаправа на получение ренты и должна исчисляться из сумма годичных рент (безссудного %).[5]
Становление экономической мысли Франции данного периодасвязано с идеями Пьера Буагильбера и Франсуа Кенэ. Буагильбер во Франции, какПетти в Англии, развивал теорию трудовой стоимости, но иначе. Он игнорировалденежную форму, не понимая ее неизбежности. Потребление он объявил цельютоварного производства, уровняв стоимость с рабочим временем. [6]
Француа Кенэ в 1758 году создал свою “Экономическуютаблицу”, ставшую основой для физиократов, которые обратились к сферепроизводства, ища там источник прибавочной стоимости. Они ограничили эту сферутолько сельским хозяйством. Далее Кенэ выдвинул концепцию “естественногопорядка”, под которым он понимал экономику со свободной конкуренцией, стихийнойигрой рыночных цен без вмешательства государства. Кенэ так же доказывал, чтопри обмене равноценных вещей богатство не создается и прибыль не возникает,поэтому он искал прибыль вне сферы обращения.
Во второй половине 18 в Англии сложились благоприятныеусловия для взлета экономической мысли. Своего высшего развития классическаяполитическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и ДавидаРикардо.
Смит рассматривал человечество как некий союз по обменувидами труда, при этом каждый человек, преследуя только свой интерес, наилучшимобразом способствует интересам общества – росту его производительных сил. Водной из своих книг Смит раскрыл суть разделения труда, которое увеличиваетотдачу, делает производство универсальным, способствует созданию машин.
В своей теории трудовой стоимости Смит разграничилпотребительную и меновую стоимости товара. Он утверждал, что стоимость должнавыражаться в меновой стоимости товара или в деньгах. Смит также понимал, чтовеличина стоимости определяется не фактическими, а средними затратами, которыенеобходимы при данном развитии общества. Далее Смит установил, что естественнаяцена – это денежное выражение стоимости, а так же положил начало исследованиюфакторов (т.е. спроса и предложения), вызывающих отклонение цен от стоимостей.Смит говорил о прибыли, что из добавленной трудом и определяемый количествомэтого труда стоимости товара наемному рабочему достается в виде зарплаты лишьнекоторая его часть. Остальное – это прибыль предпринимателя, которую тотдробит на земельную ренту, ссудный % и предпринимательский доход. Он определил прибавочнуюстоимость как разницу между добавленной стоимостью и зарплатой. ПозднееСмит рассматривал прибыль как составную часть цены товара.
Важно, что Смит разделял валовой и чистый доход жителейстраны. Понимая под первым совокупный общественный продукт и все материальныезатраты. Чистый доход – это национальный доход, вновь созданная трудом за годстоимость.[7]
Продолжателем учения А. Смита являлся Давид Рикардо. Воснове взглядов Рикардо лежит определение стоимости затраченным трудом. Меновуюстоимость он определил как форму проявления абсолютной стоимости. Он изучилвопрос о влиянии изменений заработной платы наемных рабочих на стоимостьпроизводимых ими товаров. В условиях свободной конкуренции можно лишьпожертвовать часть прибыли, а не перекладывать прирост зарплаты на цены.
Рикардо, как и Смит, натолкнулся на проблему преобразованиястоимости в цену производства. Он видел, что в реальной жизни прибыль на капиталзависит от размеров этого капитала. Иначе – норма прибыли имеет тенденциюуравниваться. Но это было бы не возможно, если бы отрасли с быстройоборачиваемость. капитала имели бы преимущество перед отраслями с медленнойоборачиваемостью. Первые в соответствии с более значительными затратами трудапродавали бы товары относительно дороже и приносили бы более высокие прибыли,но тогда бы капитал уходил бы в эти отрасли, а вторые не могли бы развиваться.
Анализируя земельную ренту, Рикардо построил ее теорию наоснове трудовой стоимости: источник ренты – это прилагаемый к земле труд вусловиях собственности. Плохие участки не приносят ренты, а лишь среднююприбыль, но на хороших участках прибыль выше средней, и она присваиваетсяземлевладельцем в виде ренты. По мере вовлечения в оборот все худших участковрента растет сама.
Рикардо полагал, что теория денег объясняет регулированиеплатежных балансов. Если в данной стране слишком много золота, то в нейповышаются товарные цены и становится выгодно ввозить товары из-за границы. Вторговом балансе образуется дефицит, который приходится покрывать золотом.Золото уходит из страны, цены понижаются, приток иностранных товаровприостанавливается и все приходит в равновесие. Отсюда Рикардо делал вывод впользу свободы торговли.
Родоначальником анархизма и реформизма в историиэкономической мысли во Франции был Пьер Прудон.
Разделение труда по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибооно способствует росту богатства, и дурную т.к. ведет к росту бедности ибезработицы. Частная собственность также имеет хорошую сторону, обеспечиваянезависимость, самостоятельность, свободу, и отрицательную – нарушаетравенство. Здесь Прудон рекомендует устранить крупную собственность и сохранитьмелкую.
Прочность взглядов Прудона выразилась в его теориистоимости: он считал, что это вечная абстрактная категория, включающая двепротивоположные идеи – потребительную (как воплощение изобилия) и меновуюстоимость (как отражение дефицита). Это противоречие он хотел устранить путемэквивалентного обмена, т.е. конституированной стоимости, предлагая производитьтоваров столько, сколько требуется и все их реализовать.[8]
В конце 18-начале 19 века развивается так называемая“вульгарная политическая экономия”. Самые крупными представителями этоготечения являлись: Т. Р. Мальтус, Дж. Милль, Н. Сениор, и др. Наиболее известнойконцепцией этого направления является учение Мальтуса. По его мнению, главнойпричиной бедности являются естественные законы и человеческие страсти.Единственным выходом для преодоления бедности может быть только сокращениенаселения путем ограничения чрезмерного размножения неимущих.
Утопический социализм как теория об уничтоженииэксплуатации, экономического и социального неравенства имеет многовековуюисторию, но особое развитие он получил в 19 веке в Западной Европе.Социалисты-утописты Клод Сен-Симон и Шарль Фурье во Франции, Роберт Оуэн вАнглии подвергли критике анархию капиталистического производства ираспределения, частнособственнические интересы.
Будущее общество Сен-Симону представлялось в виде сложноймастерской, где развитие производства, земледелия и коммерции позволит обществупроизводить только полезные и необходимые вещи, что обеспечит благополучие всехлюдей и позволит им развиваться и усложняться. Не будет полиции и армии,освободившиеся силы пойдут на развитие промышленности, науки и искусства.Частная собственность останется, но будет частично обобществлена.
Ш. Фурье представлял общество справедливым и гармоничным,состоящим из ассоциаций (фаланг), созданных без принуждения, для удовлетворенияпотребностей. Основным родом деятельности будет земледелие, а уже потомпромышленность. Проблему распределения Фурье предполагал решать в зависимостьот трех факторов: труда, таланта и капитала. Со временем уйдут войны ипроизойдет слияние классов.
Английский социал-утопист Р. Оуэн источником богатствасчитал физический труд и провозглашал его мерилом стоимости. Проблему кризисовон объяснял тем, что рабочие не получают должного вознаграждения за свой труд.В деньгах Оуэн видел техническое средство, облегчающее меновой процесс, носчитал, что из полезной вещи они превратились во зло. Целью будущего обществабудет постоянное совершенствование мира, в котором должен действовать принцип:от каждого по способностям – каждому по труду. [9]
Российская экономическая мысль начала – середины 19 векапредставлена учениями А.Н. Радищева, П.И. Пестеля, Н.И. Тургенева, А.И.Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского.
Общей идеей этих концепций была разработка аграрноговопроса, так как для России эта проблема была наиболее актуальной.
А. Н. Радищев считал основной формой производстваземледелие. Из него возникает частная собственность, рождающая неравенстволюдей и угнетение человека человеком. Источником богатства помещиков являетсяэксплуатация труда крепостного крестьянства. Идеалом общества Радищев считалгосподство собственности мелкого производителя на средства производства ипродукт труда.
Концепция Н.И. Тургенева представляла значительный вклад втеорию финансов, государственную налоговую систему и популяризацию ученияСмита.
Теория П.И. Пестеля строилась на основе концепции“естественного права”. Согласно ей образование и структура общества, егогосударственное устройство должны согласовываться с рациональными иестественными требованиями каждого индивида, с его стремлением к благоденствию.
Социалистическое учение А.Н Герцена и Н.П. Огарева отправнымпунктом имело признание общины ячейкой нового общества. Крестьянская общинадолжна послужить первичной предпосылкой движения к социализму и его готовойформой. Через общину крестьянин сможет осуществить свои коренные интересы:право каждого на землю, общинное владение ею, мирское управление. В целомучение Герцена и Огарева было вариантом утопических экономических концепций.
Одной из фундаментальных теорий этого периода было учениеН.Г. Чернышевского. Он исследовал суть крепостнической системы и пришел квыводу, что помещик, будучи собственником земли, осуществляет внеэкономическоепринуждение крестьян к земледельческой работе в личную пользу. Чернышевскийпоказал различные формы присвоения помещиками результатов крестьянского труда:барщину – прямое присвоение прибавочного труда, натуральный оброк – присвоениеприбавочного продукта, денежный оброк – присвоение прибавочного продукта вденежной форме. [10]
§ 2. Экономическая мысль середины19 – начала 20 века.
Одним из фундаментальных экономических учений 19 векаявляется марксизм. Идеи Маркса и Энгельса были изложены во многихпроизведениях, но основным из них, содержащим экономическую концепцию марксизмав наиболее развернутом виде, считается “Капитал”. Первый том этого произведениязаключает в себе определение понятий стоимости, меновой стоимости, формстоимости и их развития. Исследование форм стоимости, начиная с простой, кончаяденежной, имело важное значение для изучения сущности и происхождения денег.Важным выводом Маркса было положение о том, что в условиях стихийноготоварного производства экономические отношения людей проявляются черезотношения вещей. Это порождает товарный фетишизм.
Далее Маркс анализирует процесс эксплуатации наемной рабочейсилы, формулирует учение о прибавочной стоимости, раскрывающее сущность рабочейсилы как товара, общие ее черты с обычным товаром и специфические особенностикак товара особого рода. Кроме того, Маркс рассматривает процесс производстваприбавочной стоимости. Особо важное значение в исследовании Марксом механизмасоздания прибавочной стоимости имеет анализ постоянного и переменного капиталаа также двух основных способов увеличения прибавочной стоимости: путемудлинения рабочего дня и путем сокращения необходимого рабочего времени.Основным выводом первого тома “Капитала” является идея о исторической тенденциикапиталистического направления.
Во втором томе “Капитала” Маркс исследует процесс обращениякапитала. Он рассматривает метаморфозы капитала и их кругооборот, оборот капитала,воспроизводство и обращение всего общественного капитала. Важное значение вразработке марксистского учения о капитале и его структуре имело делениекапитала на основной и оборотный.
В основу анализа воспроизводства всего общественногокапитала Маркс кладет его деление на два подразделения – производство средствпроизводства и производство средств потребления. Используя это разделение,Маркс конструирует свои схемы простого и расширенного воспроизводства. Наоснове анализа этих схем исследуется движение общественного продукта как внутрикаждого подразделения, так и между ними.
Третий том “Капитала” содержит исследование процессакапиталистического производства, взятого в целом. В нем раскрываетсядиалектическое единство процесса воспроизводства и обращения капитала,рассматривается превращение прибавочной стоимости в прибыль, прибыли – всреднюю прибыль, и стоимости – в цену производства. Кроме того в третьем томеисследуется ссудный каптал и процент. Маркс показывает, что ссудный капитал –это обособившаяся часть промышленного капитала, что в ссудном процентефетешизация производственных отношений достигает своей высшей ступени.Исследование превращенных форм прибавочной стоимости завершается анализомземельной ренты.[11]
В целом, экономическая теория марксизма имела большоевлияние на развитие европейской, а в особенности российской экономическойнауки.
Одновременно с марксизмом в европейской экономической мыслиразвивались следующие направления: новая историческая школа, “социальноенаправление”, “неоклассицизм”.
Представителями новой исторической школы были: Г. Шмоллер,Л. Брентано, К. Гюхер, В. Зомбарт. Характерной чертой их методологии являлсяисторизм. Они делали свои выводы на основании изучении истории народногохозяйства. Например, Бюхер делит ее на три периода: натуральное хозяйство,работающее на свои нужды; работа ремесленника на заказ; работа производителя нанеизвестный рынок, когда большинство производятся как меновые стоимости.
Зомбарт рассматривал в качестве первоосновы историческогоразвития движение духа. Он отрицает объективные законы общественного развития.Научные категории он представляет как абстрактные, существующие только всознании исследователя.
Представителями “социального направления” являлись Р.Штольцман и Р. Штаммлер. В качестве основы экономических процессов онирассматривали правовые отношения людей, происхождение которых объяснялосьвлиянием религии. Экономические категории сторонники “социального направления” рассматриваликак правовые отношения, не анализируя при этом материально-объективноесодержание экономических понятий.
Сторонниками концепции неоклассицизма (австрийской школы)были К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Учение этой школы характеризуетсясубъективно-психологическим подходом к объяснению экономических учений.Основным определяющим признаком экономических процессов она считает психологиюхозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своейдеятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов этошколы является маржнализм. Он предполагает примат потребления на производством.В вопросе о стоимости представители австрийской школы стоят на позицияхпредельной полезности. По их мнению существует два вида ценности материальныхблаг – субъективная и объективная. Под первой они понимают ценностьматериальных благ для данного субъектов. По вторым – рыночную цену товара. Вкачестве способа измерения величины субъективной полезности представителиавстрийской школы использован принципы “законов Госссена”: по мереудовлетворения потребности степень насыщения растет, а величины конкретнойполезности падает. Это означало, что каждое последующее благо, удовлетворяющееданную потребность, имеет меньшую полезность, чем предыдущее, т.е. стоимостьтовара определяется его предельной полезностью.
В этот же исторический период в России развиваетсяэкономическая теория народничества. Основной идеей этого учения являетсяутверждение о специфическом экономическом развитии России, ее переходе отфеодального общества к социалистическому, минуя капиталистический строй.Представителями этого направления экономической мысли были П.Л. Лавров, П.Н.Ткачев, М.А. Бакунин, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.
П.Л. Лавров отмечал начавшийся процесс разложения общины всвязи с развитием капитализма в стране. Характеризуя экономические основыбудущего общества Лавров говорил о необходимости утверждения общественнойсобственности.
Бакунин выступал с критикой крепостничества, а такжекапитализма. Свои взгляды на капитал, собственность и распределение прикапитализме Бакунин рассматривал сквозь призму анархистских воззрений нагосударство. Переход к будущему обществу он представлял в виде революции,главной движущей силой которого будут крестьяне.
П.Н. Ткачев, как и все народники считал общину русскогонарода и видел в ней зародыш будущего социалистического общества. В то же времяон предвидел, что земля, переданная в частную собственность крестьянам быстростане предметом купли–продажи, и это приведет проникновением капиталистическихотношений в деревню.
Н.Ф. Даниельсон считал, что для России в противоположностькапиталистическому западу характерно крестьянское хозяйство, в которомпроизводитель соединен со средствами производства. Признавая развитиекапиталистического производства, он полагал, что оно является уклонением отистинного пути России, и призывал вернуться к крестьянскому производству,ратовал за объединение земледелия и обрабатывающей промышленности в крупныеобщественные предприятия.
В конце 19 – начале 20 века в России распространяетсяэкономическое учение марксизма. Идеи Маркса были восприняты Г.В. Плехановым,В.И. Лениным. Их работы развивали основные идеи марксисткой концепции, применяяих к экономическим реалиям современной им России.
Г.В. Плеханов, критикуя экономические взгляды народников,отмечал ошибочность противопоставления ими России Западу. Он обосновал процесспревращения натурального хозяйства России в товарное и возникновения классакапиталистов и пролетариев. Народническим представлениям о самобытности русскойобщины он противопоставил анализ процесса ее дифференциации и разложения.
В.И. Ленин популяризировал экономическое учение Маркса. Всвоих работах он уделял большое внимание анализу процессов генезиса и развитиякапитализма, проблеме воспроизводства внутреннего рынка. Анализируя аграрныйстрой по реформенной России Ленин выдвинул идею о двух путях развитиякапитализма в сельском хозяйстве, называя их прусским и американским. Прусский– через крестьянскую общину, американский – фермерский. Ленин создал теориюимпериализма как высшей стадии капитализма, которая выражается в переходе отсуществования свободного рынка к монополизму. Основой монополизма являетсяконцентрация производства и капитала.[12]
§ 3. Основные направления экономической мысли в 20 веке.
Авторы монографии “Истории экономических учений” выделяютдва основных направления в экономической теории 20 века. Это теории“регулируемого капитала” и теории “свободы предпринимательства” (неоклассицизм).В последние годы приобретает все большее значение институционально-социальноенаправление.
Сторонники “регулируемого капитализма”, к которым относятсяпоследователи английского экономиста Дж. М. Кейнса и французские “дирижисты”выдвигают на первый план макроанализ – берут за основу рассмотрение экономики вцелом, таких проблем, как национальный доход, накопление и потребление,совокупный общественный спрос и предложение и т.д. Это направление возникло иразвилось в 30-х годах 20 века, когда мировой экономический кризис 1929-1933гг. показал, что существует необходимость государственного регулированияэкономики.
Представителями неоклассического направления утверждают, чтона основе механизма рынка, конкуренции можно обеспечить сбалансированный рост,т.е. равновесие между спросом и предложением. Они исходят из микроанализа –подходят к изучению экономики с рассмотрения мотивов поведения отдельногопредприятия, отдельной фирмы, цен на отдельные товары, и на основе этого делаютвыводы, относящиеся ко все экономике.
“Институционально-социальное” направление на первый планвыдвигает общественные отношения людей и роль этих отношений в пониманииэкономических процессов. Прежде всего, они рассматривают сферу обмена, формыорганизации рынка, принципы морали. К этому направлению также относятся теории,которые кладут в основу развития общества непосредственные изменения в техникепроизводства. [13]
Кейнсианство. Основателем данного направленияэкономической теории является Дж. М. Кейнс. Он разработал “общую теориюзанятости”. По его мнению, с увеличением занятости растет национальный доход, аследовательно, увеличивается потребление, но потребление растет медленнее, чемдоходы, так как по мере роста дохода у людей усиливается стремление ксбережениям. Таким образом, рост доходов ведет к увеличению сбережений и котносительному сокращению потребления. Оно выражается в уменьшении эффективногоспроса, а спрос влияет на размеры производства и уровень занятости.Недостаточное развитие потребительского спроса может быть компенсированоувеличением затрат на новые инвестиции. Согласно теории Кейнса, общий объемзанятости определяется тремя факторами: склонностью к потреблению, предельнойэффективностью капиталовложений и нормой процента.
Одним из основных положений теории Кейнса является тезис орешающей роли инвестиций в определении общего объема занятости. Они должныкомпенсировать недостаток потребительского спроса. Рост инвестиций означаетвовлечение в производство дополнительных рабочих, что ведет к увеличениюзанятости, национального дохода и потребления.[14]
Последователями Кейнса являются английская экономистка Дж.Робинсон, во Франции – дирижисты, в Америке А. Хансен и С. Харрис.
Американское кейнсианство имеет ряд специфических черт.Во-первых, Хансен разработал теорию стагнации, которая пыталась объяснитьпричины экономических кризисов. Он считает, что причинами экономическихтрудностей капитализма является ослабление “внешних импульсов” – замедлениетемпов прироста населения, отсутствие свободных земель, замедление техническогопрогресса.
Хансен и Харрис считают государственный бюджет главныммеханизмом регулирования экономики. Они назвали его “встроеннымстабилизатором”, призванным автоматически реагировать на циклически колебания исмягчать их. Механизмом “встроенного стабилизатора” являются: подоходный налог,выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице.
Представители французского дирижизма – Г. Ардан, П. Мендес-Франс,Ф. Перру в целом одобрив идею государственного вмешательства в экономикекритически отнеслись к теоретической схеме Кейнса. Они выступили противрегулирования ссудного процента. Ф. Перру выдвинул идею “доминирующих единиц”,к которым относятся мощные промышленные корпорации. Цель государства –выступать для них арбитром и координирующей силой.
Представители посткейнсианства (Н. Калдор, П. Сраффа, С.Вайнтрауб) исходят из идеи внутренней неустойчивости капиталистической системы.Они критикуют теории предельной полезности и предельной производительностифакторов производства, пытаясь усовершенствовать теорию Кейнса, объединив егоидеи с концепцией Рикардо.
Неоклассическое направление.Представителями данного направления являются: американский экономист Р. Солоу ианглийский экономист Дж. Мид. Они исходят из предположения господства свободнойконкуренции, в условиях которой владельцы факторов производства вознаграждаютсяв соответствии с так называемыми предельными продуктами. Главные факторы производстваиспользуются полностью, что достигается механизмом свободной конкуренции,воздействующим на цены факторов производства.
В отличие от прошлых теорий современные неоклассикиотвергают старую концепцию, согласно которой замена труда капиталом вела к роступроизводительности труда, но к снижению производительности капитала. Условиемсбалансированного роста, по мимо свободной конкуренции является свободнаяденежная система. Центральное место в неоклассических теориях занимает проблемапотенциально возможного темпа роста исходя из наличия факторов ростапроизводства и их оптимального использования.
Одним из течений неоклассического направления являетсянеолиберальное экономическое учение. В США широчайшее распространение получиливзгляды чикагской “монетарной школы”. Лидером монетаризма в США является М.Фридмен. Он выступает в защиту свободного предпринимательства, считая еговажнейшим гарантом прав индивида. Фридмен против государственных программпомощи наименее обеспеченным слоям населения. Он пытается доказать монопольнуюроль денежного фактора в формировании и колебании величины национальногодохода. В основе всех его рассуждений лежит постулат о существованиивысокостабильной функции спроса на кассовые остатки (наличные деньги и чековыедепозиты). Это означает, что спрос на деньги жестко связан с движениемфундаментальных экономических показателей, прежде всего реального дохода надушу населения. Наоборот, предложение денег нестабильно и зависит отсубъективных решений кредитных институтов. Если кредитные учреждения будутвыпускать недостаточное количество денежных знаков или выпускать их в объеме,превышающем действительные потребности хозяйства, экономика будет сталкиватьсяс кризисом. [15]
Институционально-социальное направление.Сторонниками данного направления являются Дж. К. Гелбрейт, П. Драккер, Ж.Фурастье. Важнейшая составная частью этой концепции – теория “диффузиисобственности”. Как считает Драккер, рост количества акционерной формыпредприятий, распространения акций среди населения является рассеиванием,диффузии собственности. Реальными собственниками предприятий являются среднийкласс и рабочие. Вторым аспектом данной теории выступает концепция “революциименеджеров”. По мнению Гелбрейта, с развитием акционерных обществ, властькапиталистов-собственников уходит на второй план или совсем исчезает иустанавливается власть наемных управляющих. Третий момент рассматриваемойконцепции – “теория революции в доходах”.В развитых капиталистических странапроизошел переворот в распределении дохода, который состоит в выравниваниидоходов между слоями и классами общества.
Заключение
Таким образом, в данной работе рассмотрены основные этапыразвития мировой экономической мысли. Выделение этих этапов строилось на основеодного из классических подходов к периодизации истории общества на основевыделения общественно-экономических формаций.
Как показано в работе, зарождение экономических идейпроисходит в древности. В основном, экономические учения этого периода находилиотражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств.Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческогохозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мыслиданного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обменавещей по их стоимости.
В экономических учениях феодального общества рассматриваетсяприсущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемамтоварно-денежных отношений. В работе рассмотрено отражение экономических идейэпохи феодализма в религиозной философии, государственных законах, а такжеработах Фомы Аквинского, произведениях социалистов-утопистов. Одним иззначительных экономических учений данного периода является меркантилизм.
Развитие экономическая мысли в эпоху капитализма приводит кформированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципови категорий. Основными экономическими учениями конца 17 — начала 19 века быликонцепции Вильяма Петти, Пьера Буагильбера и Франсуа Кенэ. В этот же периодбыли созданы произведения классиков политической экономии Адама Смита и ДавидаРикардо. Одним из фундаментальных экономических учений 19 века являетсямарксизм. Одновременно с марксизмом в европейской экономической мысли развивалисьследующие направления: новая историческая школа, “социальное направление”,“неоклассицизм”. В этот же период разрабатывали свои идеи представителирусского народничества. Основные направления экономической мысли в 20 векесовременные авторы объединяют в два основных течения. Это теории “регулируемогокапитала” и теории “свободы предпринимательства” (неоклассицизм).
Таким образом, в развитии экономической мысли можновыделить множество различных концепций и направлений. Все они пытаютсяразрешить проблемы, которые вставали перед обществом, и найти путиурегулирования общественно-экономических кризисов.
Литература.
1. БартеневС.А. Экономические теории и школы. М., 1996.
2. Всемирнаяистория экономической мысли. М., 1987. Т.1, 2.
3. Историяэкономических учений. М., 1983.
4. МайбургЕ.М. Введение в историю экономической мысли. М., 1996.