Реферат по предмету "Экономика"


Особенности кривой совокупного спроса

Министерство  образования Украины
Приднепровская Государственная Академия
Строительства и Архитектуры

                
Реферат
 
Тема: “Особенности кривой совокупного спроса”
 
 
 
 
 
                                                                                
 
 
                                                                                Проверил: Дугинец А.В.
 
                                                                                             Составил:Мищенко Д.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Днепропетровск 1999г.Содержание.
          Введение
        1.Совокупный спрос
       1.2. График кривой совокупного спроса
       1.3.Факторы совокупного спроса
       1.4.Ценовые факторы совокупного спроса.
       1.5.Неценовые факторы совокупного спроса.
       1.6.Смещение кривой совокупного спроса.
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Изучение совокупного спроса в целом и на рынке благ вособенности является важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальскиразвитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно дляизучения макроэкономического равновесия рынка благ, условий его установления инарушения.                                Совокупный спрос
Во-первых, нужно определить, что же такое совокупныйспрос. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) — сумма всех индивидуальных спросов на конечныетовары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает такжеследующее: совокупный спрос — модель, представляющая различные объёмы товаров иуслуг      (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут иготовы приобрести при любом уровне цен.
           График кривой совокупного спроса.
Принцип построения кривой AD аналогиченпринципу, применяемому на микроуровне: в выбранный момент времени для каждогоуровня цен находится количество товаров, на которое предъявлен совокупныйспрос. Если величина национального дохода останется неизменной в моментподсчёта, то чем выше уровень цен, тем ниже совокупный спрос, поэтому кривая AD имеет«падающий» характер.
Зависимость размера совокупного спроса на рынке благот изменения уровней цен имеет следующий вид (рис.1).
 
Уровень
/>/>/>/>       цен
/>                                                                            Рис. 1. Кривая совокупного спроса
 
/>                                         AD1
                                       AD
/>                                          AD2                РеальныйВНП
 При этомкривая точки кривой AD показывают тот реальный ВНП, который будет закупленвсеми субъектами национальной экономики во всех секторах национальногохозяйства при данном уровне цен.
 Факторы совокупного спроса.
Хотя к факторам совокупного спроса можно отнестидемографические процессы, географические особенности, национальные иисторические традиции, имущественную дифференциацию населения, но они не будутопределяющими. Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса,делятся на ценовые и неценовые. Рассмотрим их подробнее.
 Ценовые факторы. 
Именно ценовые факторы объясняют убывающий характерзависимости величины совокупного спроса от роста цен.
Первый из ценовых факторов — эффект процентнойставки.Если в обществе денежная масса остаётся постоянной, то ростцен может привести к повышению процентной ставки. Увеличение процентной ставкиможно рассматривать как рост цен на альтернативное использование денег. Приувеличении процентной ставки снижается инвестиционный спрос. Но потребительскийспрос также снизится, так как многие потребительские товары длительногопользования приобретаются на основе потребительского кредита. Следовательно,более высокому уровню цен соответствует меньший объём реального производства исовокупного спроса. При уменьшении процентной ставки происходит обратныйпроцесс — увеличение текущих расходов, соответствующее увеличениепотребительского спроса и спроса на капитал.
Далее рассмотрим фактор, называемый эффектомбогатства (или эффектом реальных кассовых остатков). Действие этого факторасвязано с покупательной способностью денег. Повышение уровня цен приводит кснижению покупательной способности денег, т.е. на ту же сумму потребительпокупает меньший реальный объём производства, что приводит к снижению реальногоВНП. Понижение уровня цен соответственно приводит к увеличению совокупногоспроса.
И последний ценовый фактор — эффект импортныхзакупок. Здесь рассматривается соотношение между уровнем цен на импортныетовары и уровнем цен на отечественную продукцию. Возможны три варианта данногосоотношения.
*          Цены на импортные товары меньшецен на отечественные товары. В этом случае будет происходить увеличение спросана импортные товары и уменьшение спроса на отечественные товары, что приведёт кснижению совокупного спроса на рынке благ.
*          Цены на импортную и отечественнуюпродукцию равны. Тогда будет равная конкуренция между иностранными иотечественными производителями и неизвестно в какую сторону отклонитсясовокупный спрос.
*          Цены на отечественные товарыменьше цен на импортную продукцию. Тогда совокупный спрос увеличится.
          6.1.2.Неценовые факторы.
Это факторы, которые не связаны с изменением уровняцен, но, тем не менее, могут столь же сильно влиять на изменение совокупногоспроса:
1.Изменения в потребительскихрасходах
    а) Благосостояниепотребителя
    б) Ожидания потребителя
    в) 3адолженностьпотребителя
    г) Налоги
2. Изменения в инвестиционныхрасходах
   а) Процентные ставки
   б) 0жидаемые  прибыли отинвестиций
   в) Налоги с предприятий
   г) Технология
   д) Избыточные мощности
3. Изменения в государственныхрасходах
4. Изменения в расходах начистый объем экспорта
    а) Национальный доход взарубежных странах
    б) Валютные курсы
Первый неценовой фактор — изменениепотребительских расходов, не связанное с изменением цен. Увеличениеразмера реального дохода или потребительские ожидания по увеличению размерадохода могут привести к увеличению совокупного спроса. Ожидаемый потребителеминфляционный рост цен и повышение уровня налогов приводят к снижениюсовокупного спроса. Задолженность потребителей (покупки в кредит) такжеизменяет объём совокупного спроса: высокий уровень задолженности потребителяможет заставить его снизить текущие расходы, чтобы выплатить долги, а этоуменьшит объём совокупного спроса.
На изменение потребительских расходов влияют следующиефакторы :
Благосостяние потребителя.     Материальные ценности  состоят  из всех активов,которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции иоблигации,  и недвижимости  (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимостиактивов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупоктоваров), как средству восстановления их благосостояния. В результатесокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и  кривая совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличенияреальной стоимости материальных  ценностей  потребительские расходы при  данном  уровне   цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещаетсявправо. В данном случае мы не имеем  в виду рассмотренный ранее  эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагаетпостоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровнецен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменений уровня  цен;  этонеценовой фактор,  который  смещает  всю кривую совокупного спроса.
Ожидания потребителей.     Изменения  в характере потребительских расходовзависят от прогнозов, которые делают потребители, например, когда люди считают,что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую частьсвоего нынешнего  дохода. Следовательно, в это время потребительские расходывозрастают (сбережения в  это время уменьшаются)  и кривая совокупного спросасмещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их  реальныедоходы уменьшаются, то их потребительские расходы, а, следовательно, исовокупный спрос сократятся.
Задолженность потребителей.    Высокий уровень задолженности потребителя,образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить егосократить сегодняшние  расходы,  чтобы  выплатить   имеющиеся   долги.Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупногоспроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителейотносительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние  расходы, что приводит  к увеличению совокупного спроса.
        Налоги. Уменьшение  ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого доходаи количества покупок при данном  уровне  цен. Это значит, что снижение налогов приведетк смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны увеличениеналогов  вызовет уменьшение потребительских расходов и  смещение кривойсовокупного спроса влево.
Второй фактор — инвестиционные расходы бизнеса.Увеличение инвестиционных расходов бизнеса приводит к увеличению совокупногоспроса, и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к снижению совокупногоспроса. Причинами увеличения размеров инвестиций могут служить: снижениепроцентной ставки, ожидаемый рост прибыли, снижение налогов, приобретение новыхтехнологий (что снижает издержки и увеличивает прибыль) и резервные мощностипредприятия (увеличение избыточных мощностей на предприятии будет сокращатьинвестиционные расходы).
Процентные ставки.    При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки,вызванное  любым  фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшениюинвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы неимеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает врезультате изменения уровня цен.
       Ожидаемые прибыли от инвестиций.    Более оптимистические прогнозы наполучение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционныетовары и тем самым смещают   кривую  совокупного спроса вправо. Например,предполагаемый  рост потребительских расходов  может,    в  свою  очередь,стимулировать инвестиции в надежде  на будущие  прибыли. И  наоборот, еслиперспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольнотуманны  из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты наинвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тожеуменьшится.
Налоги с предприятий. Увеличение налогов спредприятий   приведет к уменьшению  прибылей (после вычета налогов) корпорацийот капиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов исовокупного спроса. И наоборот, сокращение  налогов увеличит прибыли   (послевычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные  расходы,   а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
Технологии.   Новые  усовершенствованные технологии имеют  тенденцию  к стимулированиюинвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.
Избыточные мощности.      Увеличение  избыточных мощностей,   то   есть наличногонеиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары  и поэтому уменьшает  совокупный   спрос. Попросту говоря, у  фирм, работающих нена полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются,они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно,увеличиваются инвестиционные расходы  и  кривая  совокупного спроса смещаетсявправо.
И ещё два неценовых фактора влияют на изменениесовокупного спроса — государственные расходы (прямая зависимостьсовокупного спроса от данного фактора) на закупку готовых товаров и услуг. Увеличениегосударственных закупок национального продукта при данном уровне цен будетприводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы ипроцентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшениеправительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.
И расходы на чистый экспорт. Говоря  орычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в  виду изменения в  чистомэкспорте, вызванные не изменениями в уровне цен,  а  другими факторами.Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к  которому привели эти «другие» факторы,  смещает кривую  совокупного спроса вправо. Логика этогоутверждения такова. Во-первых, более  высокий уровень национального экспортасоздает более высокий спрос на американские товары за  рубежом.   Во-вторых, сокращение  нашего   импорта предполагает увеличение внутреннего спроса натовары отечественного производства. Прежде всего, объем чистого экспортаизменяют национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.
Национальный доход других стран.  Возрастание национального дохода иностранногогосударства увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличиваетсовокупный спрос в нашей стране. Так как когда уровень доходов в зарубежныхстранах повышается, то их граждане получают возможность покупать большееколичество товаров, как отечественного производства, так и произведенных внашей  стране. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышениемуровня  национального  дохода  у  наших   торговых  партнеров.  Уменьшениенационального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объемнашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.
Валютные курсы.  Изменения  курса гривны по отношению к другим валютам являются вторым факторам,  который  оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, и насовокупный спрос. Предположим,   что цена иены в гривнах возрастет. Это значит,что гривна обесценится по отношению к иене. То есть, если цена гривны в иенахпадает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношениягривны и иены японские потребители смогут получить больше гривней заопределённую сумму иен. А  потребители в Украине получат меньше иен за каждуюгривну. Следовательно, для японских потребителей     украинские товары станутдешевле, чем японские. Между  тем потребители в Украине смогут купить меньшеяпонских товаров за определенную сумму гривней. При таких обстоятельствах можноожидать, что наш  экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означаетувеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупногоспроса в Украине.Смещение кривой совокупного спроса
Предположим,  что домохозяйства, и  предприятиярешили увеличить свои расходы, то есть купить больший объём продукции приданном уровне цен, в результате чего кривая совокупного спроса сместитсявправо. Они могут принять такое решение по целому ряду возможных причин,перечисленных в списке неценовых факторов совокупного спроса.
Предложение,  повышение   цен   на  эти ресурсыуменьшает  наше совокупное предложение.
Недавно возникший фактор, которыйпериодически ведет к изменению цен на импортные ресурсы, — колебания валютногокурса. Чтобы понять, как это происходит, предположим,  что цена иностраннойвалюты по отношению к гривне упала, то есть стоимость гривны повысилась. Этодаст возможность украинским фирмам  получить больше иностранной валюты  закаждую украинскую гривну. Это означает, что для украинских производителей ценана импортные  ресурсы,  выраженная в  гривнах, упадет. При этих условияхследует ожидать, что украинские фирмы увеличат импорт зарубежных  ресурсов идобьются уменьшения издержек на единицу продукции при данном уровне ее объема.Такие издержки на единицу продукции смещают кривую совокупного предложения вУкраине вправо.
И, наоборот, в случаеувеличения цены на иностранную валюту по отношению к гривне, то естьобесценивание гривны, к чему мы в Украине уже привыкли, цены на импортныересурсы повысятся. В результате этого импорт этих ресурсов уменьшится, издержкина единицу продукции  взлетят вверх и кривая совокупного предложения сместитсявлево.
Господство на рынке.  Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии,которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены, на ресурсы исовокупное предложение.
Господство на рынке — это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы приналичии конкуренции.
Ослабление  или усиление рыночной монополии профсоюзов тоже   может повлиять   на характер кривой  совокупногопредложения.   Усиление влияния профсоюзов может вызвать повышение заработнойплаты членов профсоюза и, как следствие, увеличение издержек на единицупродукции, тем самым, смещая кривую совокупного предложения влево. И наоборот,ослабление влияния профсоюзов может привести к снижению заплаты членовпрофсоюза, уменьшению издержек на единицу продукции и смещению кривойсовокупного предложения вправо.
Производительность.      Производительность — это отношение реального объеманационального   производства  к  количеству использованных ресурсов. Другимисловами, производительность — это показатель среднего объема выпуска, илиреального объема производства, на единицу затрат.
/>                                                  реальный объемпроизводства Производительность =                                                                                                                                      затраты          
                                                             
Увеличение производительности означает, что  при  имеющемся   объеме ресурсов или  затрат можно  получить больший   реальныйобъем  национального производства.
При    уменьшении    издержек   на   единицу   продукции  увеличение производительности приведет к смещению кривой совокупногопредложения вправо; и наоборот, уменьшение производительности приведет кувеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупногопредложения влево.
Изменение правовых норм.  Изменения вправовых нормах, в соответствии, с которыми  функционируют все предприятия,могут изменить издержки на единицу продукции и сместить кривую совокупногопредложения. Рассмотрим две категории таких изменений.
Налоги и субсидии.    Увеличение таких налогов с предприятий, как налог с оборота, акцизные сборы,  налог на социальное обеспечение, может увеличить издержки наединицу продукции  и сократить совокупное предложение. Например, увеличениеналогов на  социальное обеспечение, выплачиваемых предприятиями, увеличитпроизводственные  издержки   и сократит совокупное предложение,  а субсидиибизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме или снижение налоговыхставок, уменьшают  издержки производства и  увеличивают совокупное предложение.
Государственное регулирование.     В  большинстве случаев предприятиям дорого обходится государственное регулирование. Оно  увеличивает издержки производствана единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево.Сторонники концепции экономики предложения  и дерегулирования яростнодоказывают, что, увеличивая эффективность и уменьшая объем канцелярской работы,неизбежной в условиях высокорегулируемой экономики, дерегулирование снизитиздержки на единицу продукции. И наоборот, усиление регулирования приведет кувеличению издержек производства и уменьшению совокупного предложения.
 
 
 
   Список литературы.1. Макроэкономика./Под ред. Гальперина. М. 1995.
2.Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина. Киров 1995.
3.Рыночная экономика. Т.1. ч.2. /Под ред. Максимовой. М. 1992. 
4.Экономик-с. Макконнелл, Брю. М. 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кинетические методы анализа
Реферат Учёт имущества и результатов деятельности кредитной организации
Реферат Carson Essay Research Paper Writing about Silent
Реферат Налоговая система РФ и пути её совершенствования 2
Реферат Институт правопреемства в органах государственной власти особенности правового регулирования
Реферат Пустырник сердечный (пустырник обыкновенный)
Реферат Половое воспитание и подготовка учеников к семейной жизни
Реферат Восприятие и понимание
Реферат John Steinbeck
Реферат Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу
Реферат Грэм Грин. Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой
Реферат Решение размерных цепей методом полной взаимозаменяемости
Реферат Жены декабристов и подвиг любви бескорыстной
Реферат Бизнес план предприятия
Реферат Метрологическое обеспечение испытаний электронных средств