ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра финансов и кредита
РЕФЕРАТ
НАТЕМУ: “СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫСИСТЕМЫ
МЕДИЦИНСКОГОСТРАХОВАНИЯ”
ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ
2 КУРСА 1 ГРУППЫ
ЛОВЧИКОВ Д. С.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
К. Э. Н., ДОЦ.
ЧИГАРЕВ Г. Г.
ВОРОНЕЖ — 1996
1. Введение.
2. Необходимостьперехода к ОМС в России.
3. Структураи формы медицинского страхования.
4. СистемаОМС в России (на примере Воронежской области).Введение
Изменения в конце ХVIII в. во многихстранах экономической ситуации и общественных взаимоотношений привели кобразованию на предприятиях обществ взаимной солидарности. Они возникали надобровольной основе и представляли собой целевые фонды, созданные посредствомотчислений от заработной платы работниками данных предприятий некоторой суммы,средства которых предназначались для оплаты лечения и компенсации потерьзаработка, вызванных болезнью.
Так как ОМС, как и система социальногострахования в целом, требовало определенного, достаточно высокого уровняорганизации общества и развития производственных сил, то его формирование,развитие и выделение как социального института происходило очень медленнымитемпами на протяжении многих десятилетий.
Впервые ОМС, преобразовавшись издобровольного, возникло в 1845 г. в Пруссии. В то время оно охватывало лишь 20%рабочего населения и сравнивая с сегодняшними стандартами было далеко от совершенства.
Позже законы об ОМС стали появляться и вдругих экономически развитых странах мира. Причем их создание осуществлялосьлишь благодаря жестким требованиям работников и профсоюзов. Так в 1866 г. в Россиивышел закон, обязывающий предпринимателей, имеющих более 200 наемных рабочих,строить больницы с бесплатным лечением из расчета 1 койка на каждые 100работников.
С 1883 г. система ОМС была установленапочти в каждой стране, но она продолжала зависеть лишь от владельцев фабрик изаводов и никак не финансировалась государством.переход к обЯЗАТЕЛЬНОМУ медицинскому страхованию в России
Как известно, в России до конца 1991 г. существовала только государственнаямедицина, работа которой в рамках бывшего Союза была эффективной и не требовалакаких-либо конструктивных изменений. Средства аккумулировались вгосударственном бюджете откуда, в зависимости от потребностей,перераспределялись на более низкие уровни управления. Целенаправленностьиспользования администрацией выделенных средств строго контролироваласьгосударством, что, несомненно играло большую положительную роль. Но существеннымнедостатком бывшей системы финансирования здравоохранения, который заметно непроявлялся в социалистический период в силу ряда политических и экономическихпричин, было то, что распределяемая из государственного бюджета сумма была динамическойвеличиной и изменялась в соответствии с оставшимися в бюджете средствами, тоесть финансирование медицины происходило по остаточному принципу: чем большеоставалось средств в бюджете, тем больше получала медицина, и наоборот, чем большересурсов съедали другие программы, тем хуже жилось медицинским учреждениям.
Но эти отрицательные стороны не проявлялись резко до тех пор, покане произошел развал СССР и не были разрушены производственные связи. В этотпериод наблюдался резкий спад производства, доходные статьи уменьшались, а т.к.социальная сфера не пользовалась особыми приоритетами то, поступление средств вэту область резко сократилось. Существующая система финансирования требовалаконкретных изменений.структураи формы медицинского страхования
Сегодня существует две формы медицинского страхования населения,это добровольное и обязательное медицинское страхование, которые в определенномсоотношении существуют сейчас в каждом цивилизованном государстве.
Добровольное медицинское страхование является лишь чисто коммерческимпредприятием и минимально регулируется государством, поэтому страховаться втаких организациях — это дело выбора каждого гражданина. Совершеннопротивоположным свойством обладает обязательное медицинской страхование Обязательноемедицинское страхование — это одна из составляющих частей социальной политикигосударства, основными принципами которого являются:
- равенстводля всех граждан в доступности и качестве предоставляемых услуг;
- гарантируемыйминимум услуг (задачей любого правительства является гарантия установления ирасходования минимальной доли ВВП, что порождает проблему контроля заэффективным и целенаправленным использованием этих ресурсов);
- праваграждан на свободный выбор страхующей организации, медицинского учреждения иврача.
- Рассмотримсуществующие системы финансирования здравоохранения в экономически развитыхстранах. Всего существует три типа таких систем:
- централизованная;
- децентрализованная;
- смешанная.
Так, при национальном здравоохранении, тоесть здравоохранении полностью зависящим от государства, на его нуждырасходуется около 6% от ВВП страны. Аккумулирование средств происходит за счетотчислений определенного процента от прибыли предприятий в государственный бюджет,откуда они перераспределяются по статьям расходов в территориальные фондыобязательного медицинского страхования. Такая система поддержки ифинансирования здравоохранения существует в Великобритании, Дании, Италии,Ирландии.
Другая, совершенно противоположнаясистема финансирования сложилась в США. Она основана в большей степени начастной оплате медицинских услуг в сочетании с сильно развитой системой добровольногомедицинского страхования (Синий Щит и Синий крест). Население США в среднемоплачивает 60% всех затрат по лечению, причем, 95% в стоматологии и 50% вбольницах. Несмотря на это, государственные расходы на медицину самые высокиесреди стран мира- 14% ВВП страны. Прежде всего это связано с высоким экономическимразвитием страны, но также нельзя упускать из внимания тот факт, что частныеплатежи идут в большей степени на оплату гонораров медицинским работникам илишь небольшая доля — на развитие медицины в целом, что и компенсирует государствопосредством своих отчислений.
Третий тип системы существует в Японии,Франции, Голландии, Германии и Канаде. Страховая медицина этих стран основанана трех источниках финансирования: государственном бюджете, обязательных взносахработников и работодателей. Сумма этих средств составляет 7-9% от ВВП данныхстран. Эффективность данной системы финансирования достигается путем тщательнойразработки целевых программ на территориальном уровне и жесткого контроля состороны государства. Средства, собранные с предприятий и работников, остаются вместных бюджетах, куда вносятся и средства, распределенные из государственногобюджета. Учитывая большую заинтересованность и наиболее ясное понимание проблемздравоохранения на местном уровне, данные ресурсы используются самымэффективным образом.система омс в россии(на примере воронежской области)
В соответствии с “законом о медицинском страховании граждан РФ”медстрахование нашей страны существует параллельно в двух видах: обязательное идобровольное.
Обязательное медицинское страхование является составной частьюгосударственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФравные возможности в получении медицинской помощи.
В качестве субъектов МС выступают: гражданин, страхователь, страховаямедицинская организация, медучреждение.
Страхователями для неработающего населения являются органы государственногоуправления, местная администрация; для неработающего — предприятия, учреждения,организации, лица, занимающиеся ИТД.
В роли страховой медицинской организации выступают не государственныеюридические лица, имеющие лицензию на медицинское страхование. На началофевраля 1996 г. по Воронежской области было зарегистрировано 8 страховыхкомпаний: “Аско-мед”, “Атом-мед”, “Веасо-мед”, “Медисса”, “Белый щит”,“Здоровье”, “Полис-мед” и “Инко-мед”.
Основной задачей данных организаций является осуществление территориальнойпрограммы ОМС и осуществления контроля и качества медицинских услуг.
Основной задачей ТФ ОМС является аккумулирование страховых взносов,финансирование СМО и их контроль.
Также ТФ ОМС и СМО занимаются разработкой тарифов на оказание услугв медицинских учреждениях области.
Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:
- средствафедерального и местного бюджета (60%);
- стредствафедерального и местного фонда ОМС (40%);
- средствагосударственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйствующихсубъеутов;
- личныесредства граждан;
- доходыот финансовой деятельности.
ТФ ОМС обеспечивают финансирование своих филиалов и страховыхкомпаний по утвержденным среднедушевым нормативам, а страховые медицинскиеорганизации перераспределяют полученные средства по МУ, находящимся в ихведомстве. Причем ТФ ОМС Воронежской обл. вправе использовать на свой аппарат5% от средств фонда, а СМО — 3% от предоставленной суммы.
При недостатке средств из местного бюджета, страховые взносы дотируютсяза счет вышестоящих бюджетов.
/>
Схема финансированияЛПУ в России.
Закон разрешает размещать 50% временно свободных средств территориальныхфондов ОМС и СМО размещать в банковских депозитах и инвестировать в высоколиквидныегосударственные бумаги. Причем доходы от инвестирования, в случае их неиспользованияна покрытие расходов ЛПУ являются доходом СМО.
Обратимся к письму исполнительной дирекции ФФ ОМС от 27.11.95№27-159: ”Материалы проверок, проведенных в 94-95 годах свидетельствуют офактах необоснованного размещения временно свободных средств в коммерческихбанках, а также приобретение негосударственных ценных бумаг.”
Что означает “необоснованное размещение”? То что средства размещалисьв банках в то время, когда необходимо было платить, то есть по существу они неявлялись “временно свободными”, этим как раз и можно объяснить задержки взаработной плате медиков. А теперь давайте представим, что страховые компаниивложили свои резервы в коммерческую организацию типа “МММ” и к сроку выплатлишились всех своих средств. Как это отразится на населении?
В законе сказано, что каждый гражданин, страхователь или медицинскоеучреждение вправе выбирать любую страховую медицинскую организацию, имеющуюправо заниматься ОМС. Но на самом деле предприятие может обратиться в однустраховую организацию, закрепленную за этим районом. Кто проводил такоеразделение нам к сожалению не известно.
И еще один факт, который заставляет задуматься. “Имеются попыткиизъятия финансовых средств внебюджетного ТФ ОМС, необоснованного регулированияего деятельности, а также случаи, когда решениями администрации руководителямТФ предлагается использовать финансовые средства в качестве учредительныхвзносов в коммерческие структуры, направлять на финансированиеагропромышленного комплекса и т. п.
Все это говорит о неэффективности существующей системы ОМС и опотребности изменения принципов ее функционирования. Может быть, было бы целесообразноснова вернуться к централизованному управлению медицинскими организациями, но сдругой системой распределения — не используя остаточный принцип бывшего Союза ипосреднические услуги существующей системы.