Оглавление
Существенная часть экспортаприходится на: 1
Несколько слов оконкурентоспособности. 1
Японская индустрия робототехники. 2
Параметры факторов Японии. 3
Условия спроса. 3
Родственные и поддерживающие отрасли. 4
Ключевые национальные экономическиепроблемы в Японии. 5
Образование. 6
Научные исследования на базе университетов. 7
Условия спроса. 7
Система посредников. 7
Здравоохранение. 8
Услуги. 8
Непродуктивные отрасли. 8
Цели. 9
Стратегия компаний. 10
Конкуренция. 11
Торговля. 11
Вывод. 12Существенная часть экспорта приходится на:
Кондиционер
Домашняя и автомобильная аудиоаппаратура
Углеродные волокна
Нетканые синтетические материалы
Факсимильная техника Автопогрузчики
Аппаратура СВЧ и спутниковойсвязи
Музыкальные инструменты
Оптические приборы и ихэлементы
Промышленные роботы
Полупроводниковые приборы
Швейные машинки
Судостроение
Шины дляавтобусов и грузовых автомобилей
Грузовыеавтомобили
Пишущие машинки
Видеомагнитофоны
Часы
На эти отрасли приходится свыше20% всего экспорта в Японии.
Парадокс: В Японии спрос напишущие машинки с латинским шрифтом практически равен нулю, тем не менее,японский экспорт и зарубежные инвестиции в этой области весьма значительны.Несколько слов о конкурентоспособности
Конкурентное преимуществопозволяет фирмам играть главенствующую роль в данной отрасли. Оно делится надва основных вида:
более низкие издержки
дифференциация товара
Низкие издержки отражаютспособность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар сменьшими затратами, чем конкуренты.
Дифференциация – это способностьобеспечивать покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качестватовара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Влияние национальных условий:Страна имеет успех в тех отраслях, где ее преимущества национальной базы имеютвес в других странах и где усовершенствования и нововведения предварятмеждународные потребности. Страны добиваются успеха в тех отраслях, гдеотечественные фирмы конкурируют глобально, поощряемые правительством или поддавлением обстоятельств. В поисках детерминантов конкурентного преимуществастран в разных отраслях нужно определить условия в стране, благоприятствующиеуспеху в конкуренции.Японская индустрия робототехники
Япония — ведущий в миреизготовитель и экспортер промышленных роботов. В 1988 году приблизительно 300японских фирм производили роботов на общую сумму в 300 млрд. иен (около 2,3млрд. долл.)73. В середине 80-х годов японские компании выпускали свыше 50%промышленных роботов в мире. Экспорт роботов из Японии далеко превосходил ихвывоз из любой другой страны и при этом продолжал стремительно расти. Наэкспорт шло около 20% продукции на сумму в 60 млрд. иен. Другими крупнымипроизводителями роботов были США, Германия, Швеция и Италия, но ни одна из нихне могла сравниться с Японией.
Вывод:
Америка первой создала индустрию робототехники и первойсделала в ней важные изобретения. Однако начиная с 60-х годов Япония заняладоминирующее положение в этой жизненно важной области. Восхождение Япониинаглядно свидетельствует о том, что сами по себе изобретения безблагоприятного конкурентного «ромба» не ведут к промышленному успеху.
Первыми создавать новую отрасль начали американские фирмы.И примечательно, что среди первопроходцев оказались компании, начинавшие«с нуля», отражая характерную для Америки атмосферу, создаваемуюподнимающимися как на дрожжах новыми отраслями бизнеса. Однако на этом восновном и завершилось американское конкурентное преимущество. В Япониираньше, чем в других странах, возник спрос на роботы, причем гораздо болееразнообразный и требовательный, распространившийся затем на весь мировой рынок.Отдельные неблагоприятные факторы на рынке рабочей силы (нехватка квалифицированныхрабочих, рост зарплаты, а также повышение курса иены) способствовалинепосредственному росту и совершенствованию производства и продукцииробототехники, удовлетворявшей спрос на нее на внутреннем рынке. Японские фирмыстремились производить роботы многоцелевого назначения, в то время какамериканские фирмы создавали сложные роботы для использования в ограниченныхцелях и в нетрадиционных условиях.
Вновь возникавшие японские фирмы приходили в отрасль изчисла покупателей, поставщиков или из родственных производств. Подключались инебольшие, только что возникшие компании. Большинство из вновь пришедших имелиопыт в использовании новейших роботов и приобрели опыт по их изготовлению ужена самом предприятии.
Японскаяотрасль выросла до мирового уровня, по существу, начиная с уровня каждогопоставщика. Ни одна другая страна не смогла создать такой кластер. Тесные связифирм — изготовителей роботов с поставщиками и покупателями объяснялись тем,что каждый из них зачастую совмещал в себе все три функции, что ускорялонововведения.
Внутренняя конкуренция была острой, что стимулировалобыстрое совершенствование продукции, снижение цен и выход на новые рынки.Большое число отечественных конкурентов вынуждало японские фирмы обновлятьпроизводство и продукцию, переходить на изготовление все более совершенныхроботов. Конкуренция стимулировала также усилия по созданию благоприятныхфакторов как внутри отрасли, так и вне ее.
Условия спроса в Японии были настолько благоприятными, чтоэкспорт приобрел решающее значение лишь в последнее время. Но насыщение внутреннегорынка, как и следовало ожидать, нацеливало на перспективу овладения внешним.Удорожание иены за последние годы лишь удваивало усилия японских фирм порасширению производства роботов. Японские производители роботов активно ищутновые области внедрения роботов. В отличие от них, американские предпринимателипо-прежнему остаются на ранних этапах первоочередного внедрения передовойпроизводственной технологии и техники, что едва ли создает условия,способствующие успеху производителей американского заводского оборудования.
Японское правительство играло скромную роль в этойважной отрасли, типично для истории промышленных успехов современной Японии. Вдостижении преимуществ в результате конкурентной борьбы за инновации в отрасливоздействие правительства носило косвенный характер. В области производствароботов политика правительства велась в направлении улучшения условий спроса истимулирования усилий по созданию благоприятных для отрасли факторов.
Внастоящее время японские фирмы по производству робототехники ведут конкурентнуюборьбу в условиях, которые настолько стимулируют стремление к новизне иобновлению, что вряд ли существует угроза их лидерству.Параметры факторов Японии
Бедность природных ресурсов(стимулировали перевод японской промышленности на современный и более высокийуровень)
Гористая местность –благоприятные условия для выработки гидроэнергии (на стартовом этапе развития)
Большое количество природныхпортов
Большой запас человеческихресурсов
Квалифицированное образование
Небольшой стартовый капитал(поражение во второй мировой войне)
Особенности характера(дисциплинированность, трудолюбие, работа в коллективе)
Сотрудничество японцев внекоторых отраслях с немецкими учеными (производство оптических инструментов)
Японские компании являютсяглавным источником научных исследований в стране
Открытость экономическойинформации, т.е. можно получить любые данные о тех отраслях и производственныхсферах, в которых Япония достигла определенных успехов.
Географическое положение, т.е.выход, прежде всего на азиатский рынок, плохо освоенный западными компаниями.Далее вынужденное развитее техники перевозок и снабжения (контейнеризация).
«Территориальная скудность» (just in time – малая потребность в складскихпомещениях)
Ревальвация (рост курса иены, начиная с 1973г.)привела к интенсивным поискам японскими компаниями способ компенсацииимеющегося у них преимущества (повышение производительности благодаряавтоматизации)
History: Каждое из потрясений(нефтяной кризис, введение Никсоном дополнительных импортных пошлин, росткурса иены), по существу, давало дополнительный толчок к прогрессу имодернизации японской промышленности. Они по-разному сказывались на Японии.Встречаемые с тревогой и пессимизмом, каждый из этих кризисов вызывалочередную волну технических нововведений в японской экономике. Если бы этихпотрясений не происходило, японцам самим пришлось бы их изобрести.Условия спроса
Многие отрасли, в которых Япония добилась успеха благодарясвоему непропорционально развитому внутреннему рынку, отражают необычайно высокийспрос. Примером тому являются все отрасли, которые отмечены выше: сталелитейная(Япония перестраивалась), кораблестроение (в стране огромные потребности накорабли, что вызвано удаленностью и необходимостью импортировать нефть идругое сырье), производство мотоциклов (которые широко применялись в качестветранспортного средства), выпуск швейных машинок (1,1 из 1,7 млн. швейныхмашинок, существовавших до войны, были уничтожены; в первые послевоенные годымногие жители сами шили себе одежду; отрасль получила высокий экспортный потенциал).
По мере роста и расширения японской экономики особо высокийвнутренний спрос на промышленную продукцию привел к выпуску роботов, копировальнойтехники, керамических изделий и полупроводников. В частности, повышенный спросна чипы памяти и интегральные схемы связан с сильными позициями Японии вобласти бытовой электроники, часовых изделий, выпуске кино-, фототехники иофисного технического оборудования. Все эти изделия требуют широкогоиспользования чипов16. Однако везде «домашний пирог»делится несколькими японскими компаниями. Поэтому компаниям некогда почивать налаврах, несмотря на огромный внутренний рынок. Японские фирмы постоянно впоисках нового. Они стремятся интернационализировать производство.
Темпы выхода на рынок (и его насыщения) в Японии оченьвысоки. В потребительских товарах быстрый поток информации, желание иметьновейшую модель по причине ее престижности, культурная гомогенность — все этоявляется побудительным мотивом для покупок. Среди потребителей промышленнойпродукции ожесточенная внутренняя борьба в своих отраслях и постоянноестремление к копированию побуждают компании быстро реагировать, если кто-то излидеров покупает новый вид продукции или услуг. Один из результатов ускоренноговнедрения — взрывоподобный внутренний рост. Это побуждает компании в целяхсохранения доли на рынке осуществлять крупные инвестиции в максимальноэкономически эффективных размерах.
Зеркальным отражением ускоренного внедрения являетсябыстрое насыщение рынка. В конце 60-х годов японский рынок был насыщенбольшинством товаров, в то время как в других странах рынки продолжалинасыщаться. Быстрое внутреннее насыщение ведет к постоянному поискуконкурирующих между собой японских компаний, к внедрению новых моделей иобразцов. Ведется борьба и за сокращение времени на запуск новых видовпродукции и различных модификаций. Японский рынок становится ведущиминдикатором условий, которые будут превалировать повсюду.
Внутреннее насыщение неизбежно оказывает влияние наэкспортную стратегию, поскольку компании изо всех сил стремятся компенсироватьвнутренние потери и загрузить излишние мощности. Почти в каждой израссмотренных отраслей экспорт существенно возрастал только там, где внутреннийрынок был уже насыщен.
Ещеболее важной, чем размер и темп роста национального рынка, являетсясегментарная структура спроса. Япония, как и Соединенные Штаты, имеетмногообразные климатические и геологические условия. В ней также удивительнопереплетаются современная и отсталая инфраструктуры, порождающие как бы двоякуюструктуру спроса. Эти обстоятельства заставляют японские фирмы работать на двафронта, что зачастую ведет к занимательным производственным комбинациям.Выпуск грузовиков соседствует с изготовлением покрышек для тех же грузовиков иавтобусов, грузоподъемников. Плохие дороги и тенденция к перегрузкам,ограниченность пространства делают товары, произведенные для японскогонационального рынка, хорошо приспособленными для продажи в развивающихсястранах, особенно в Азии. И японские производители очень преуспели в этом.Родственные и поддерживающие отрасли
Среди наиболее существенных аспектов японской экономики,влияющих на национальные конкурентные преимущества, выделяется роль, которуюиграют родственные и поддерживающие отрасли. Ведущие позиции в японской экономикезачастую получили отрасли из числа родственных.
При диверсификации японские фирмы почти все ориентировалисьна родственные производства. Жесткий порядок в отношении приобретения чужихценных бумаг, закрепление значительной доли за долгосрочными инвестициями состороны различных институтов и некоторые другие меры резко ограничиваютслияние. Диверсификация в большинстве своем проходит за счет внутреннегоразвития. Приоритетность же внутреннего развития, в свою очередь, делаетдиверсификацию почти необходимостью. Движущая сила внутренней диверсификациичасто направлена на перемещение людских и производственных ресурсов. Главнымрезультатом является эффективное перемещение рабочей силы из отрасли в отрасль,что способствует повышению уровня производства.
Родственная отрасль часто появляется или укрепляется, когдабазовая отрасль достигает зрелости, а конкуренты сталкиваются с давлениемизлишних мощностей. Чтобы сохранить занятость и продолжить рост, многие (еслине все) конкуренты из базовой отрасли одновременно внедряются в родственные производства(напомним, что в Японии сильна тенденция подражания друг другу). Посколькуобычно существует несколько производств, а каждая отрасль в Японии имеет многоконкурирующих, то как следствие этого появляется большое количество новичков.Так, в факсимильных средствах связи новички появлялись из компаний,производящих камеры («Кэнон», «Рико», «Минольта»,«Коника»), некоторые — из производителей конторского оборудования(«Мацу-сита», «Шарп», «Тошиба»), а некоторые изтелекоммуникационной сферы (НЭК, «Фуджицу», «Оки»). Новичкипривносят опыт из различных областей, еще более стимулируя нововведения,пытаясь максимально использовать то, что уже у них есть, и приобретая то, чегопока не было.
Глубоко влияние и поддерживающих отраслей в созданииотносительных преимуществ во всей японской экономике. Например, японские фирмыпо выпуску кондиционеров стали мировыми лидерами в поставке компрессоров.Среди наиболее преуспевающих японских компаний выделяются те, которые имеютсильнейших японских поставщиков.
Крупнейшие японские фирмы часто прибегают к созданию сетимелких подрядчиков и субподрядчиков (известных как «шита-укэ»).Обычно производители и поставщики располагаются вблизи друг от друга, чтооблегчает обмен информацией, улучшает обслуживание, ускоряет обмен. Болеекрупная компания иногда владеет частью акций в компании-поставщике, что ещешире открывает доступ к информации. В то же время, несмотря на кооперацию споставщиками, японские компании ведут ожесточенные споры, и прибыльность поставщиковвесьма умеренна.Ключевые национальные экономические проблемы вЯпонии
В течение послевоенного периода Япония совершила выдающийсяпереход от стадии факторов к стадии инноваций.
Происходитразвитие стратегии японских компаний от конкуренции в области цен кконкуренции современных товаров и технологических процессов. Япония, какникакая другая страна, иллюстрирует процесс развития промышленности.Совокупность определяющих факторов обусловливает необычайный динамизм и обновлениево многих отраслях экономики Японии. Страна использует положительный эффект«ромба», когда одна конкурентоспособная отрасль стимулирует другую иповышает уровень спроса. Тем самым расширяется круг эффективно работающихотраслей.
Нынешнее повышение курса иены способствует расширениюпредпосылок для создания конкурентных преимуществ японской промышленности. Всебольше и больше компаний используют в конкурентной борьбе специализацию,передовые технологии производства и повышение производительности. Возможно,важную роль сыграло то, что валютный шок ускорил принятие японскими компаниямиподлинно глобальной стратегии, а в этой части развитие прежде шло крайнемедленно. Во многих отраслях японской промышленности быстро развивается прямоеиностранное инвестирование, которое способствует повышению производительности,выводя за пределы страны менее сложные виды деятельности. Это не толькопомогает преодолевать протекционизм, но и делает японскую экономику менееуязвимой для фактора внутренних цен. Это также позволяет японским фирмам лучшеконкурировать в отраслях, где важна территориальная близость.
В Японии растут личные доходы. Внутренний спрос на многиетовары до сих пор ограничивался жилищными условиями и недостатком свободноговремени. В ведущих японских компаниях, поощряемых на это правительством, ужепроисходит сокращение длительности рабочего дня, и такие перемены будутсодействовать существенному подъему отраслей, связанных с досугом5.Рост числа собственников, имеющих второй дом, наряду с бумом по реконструкциисуществующих домов и квартир (в Японии это называют «геЬои$т§»)создает новые условия спроса на мебель и товары для дома. Кроме того, имеетсяболее чем достаточно возможностей для создания резерва рабочих мест, способногопоглотить любое количество рабочей силы, высвобождаемой в результатеиностранных инвестиций, увеличения импорта и роста производительности.Масштабы прямого вмешательства правительства в экономику заметно сокращаются, иэто логично.
Продолжающееся на таких позитивных основах оздоровлениеяпонской экономики в среднесрочной перспективе не подлежит сомнению. Наиболеенапряженная ближайшая проблема для Японии связана со значительной частьюэкономики, являющейся непродуктивной, сдерживающей общую производительность встране. В дальней перспективе перед такой страной, как Япония, стоитфундаментальная проблема — как избежать движения к стадии изобилия. Посколькунакапливаются прибыли, долги выплачиваются и благосостояние растет, происходитпроцесс, последствия которого можно видеть в истории экономики таких стран, какГермания, США и Великобритания. Скорость роста производительности японскойэкономики в целом и промышленности в частности уже заметно падает.
Япония представляет собой иллюстрацию насущных проблем,стоящих перед страной с высокоэффективной экономикой, стремящейся сохранитьоснову этих успехов и продолжать процесс развития. Вот некоторые из них.Образование.
Экономический росттребует развития трудовых ресурсов. Должны быть усовершенствованы системысреднего и в особенности профессионального и университетского образования.Хотя система образования до сих пор успешно обслуживала промышленность Японии,будущее потребует все более и более квалифицированных рабочих, новыхпрофессиональных навыков для новых производств и расширения глобальныхподходов. Японские служащие и менеджеры должны совершенствоваться впрограммировании, компьютерной технике, международном бизнесе, языках,маркетинге и других областях, составляющих основу промышленности будущего. Вобласти компьютерной техники, например, только 14% начальных школ и 36%средних школ имели более одного компьютера в 1987 году, тогда как уже в 1984году в США их имели 85 и 92Й школ, соответственно, и в Великобритании — 99 и100%6.
Профессиональная подготовка в рамках компаний, несмотря наее жизненно важное значение, охватывает только часть работающих в крупныхорганизациях. Она не может заменить университетское и послеуниверситетское профессиональноеобучение и заполнить пробел в освоении специальных знаний, необходимых дляпромышленности.
Жесткий централизованный контроль и стандартизация на всехуровнях японской системы образования до сих пор отвечали интересам страны, но вдальнейшем будут все больше сдерживать экономический прогресс. Учебныепрограммы должны стать более гибкими и приспосабливаться к запросам студентов ипотребностям местной промышленности. Существует хорошая университетская база,но стандарты работы университетов должны повышаться, качество преподаваниянуждается в улучшении, и содержание учебных курсов должно быть расширено,особенно в нетехнических областях. Наиболее высока потребностьсовершенствования университетских программ в области компьютеров. Числоучащихся в японских профессиональных учебных заведениях быстро растет. Онииграют значительную роль в формировании профессиональных навыков, необходимыхдля отдельных отраслей, и могут лучше учитывать нужды рынка, чем общееобразование. Поэтому деятельность по развитию и существенному повышениюкачества профессионального образования должна иметь высокий приоритет.Научные исследования на базе университетов.
Для обеспечения устойчивого экономического прогресса всеболее необходимым становится укрепление фундаментальных исследований иисследований во вновь возникающих областях. Научно-исследовательская системаЯпонии должна быть существенно расширена и поставлена вне зависимости открупных корпораций. Недостающее ее звено — это университетскиеисследовательские программы. С точки зрения дальнейшего развития всейсовокупности исследовательских работ и инновационного процесса необходимостьфундаментальных исследований будет возрастать. Университетскиеисследовательские центры могут также служить потенциальной питательной средойдля возникновения новых предпринимательских идей и местом, где высококвалифицированныеученые осваивают проблемы производства.
Японским компаниям следует более активно устанавливатьсвязи с университетами. Проведение исследований совместно с университетскимиучеными — явление редкое. Денежные вклады и творческое содействие послужатнеобходимым дополнением к государственным средствам. В настоящее время начинаетразворачиваться научное сотрудничество, например, компьютерный проект TRON(операционная система реального времени «Nucleus»), пока недостаточноэффективный. Университеты, такие как Токийский, вводят курсы, финансируемыекомпаниями. Усилия такого рода заслуживают распространения.
Составной частью процесса развития университетских учебныхпрограмм и научных исследований явится освобождение от ограничений, зачастую довольнострогих, деятельности государственных университетов и их факультетов.Министерству образования, подобно МИТИ, следует освоить более гиб кую, менееинструктивную роль. В то же время важно поощрять и поддерживать развитиечастных университетов с их свободой эксперимента и нововведений.Условия спроса.
Условия спроса возглавляют процесс экономического развитияпередовых стран. Рост благосостояния Японии сам по себе подстегивает развитиеэкономики, создавая и расширяя спрос на передовые товары и услуги. В устранениибарьеров на этом пути свою роль играет правительство. Расширение свободноговремени уже стимулирует развитие новых производств и услуг. И фирмы, иправительство должны стремиться финансировать эти позитивные процессы. Особоезначение имеет улучшение жилищных условий, так как оно расширяет спрос напродукцию многочисленных новых производств, которые могут в ближайшем будущемуспешно развиваться на международном уровне (например, электронные охранныесистемы для дома и компактные ванные блоки). Затраты на улучшение условийжизни приносят двойную пользу. Капитальные вложения в такие области, кактранспорт, телекоммуникации, здравоохранение, учреждения в сфере культуры идр., не только улучшают жизнь народа, но и форсируют модернизацию в отраслях,поставляющих соответствующее оборудование.
Прочие факторы, ограничивающие условия спроса в Японии,перечислены ниже.Система посредников.
Анахроничная система оптовой и розничной торговли в Япониибудет все более значительным барьером для выхода на международный рынокзависимых от нее отраслей. К примеру, при производстве расфасованныхпотребительских товаров японским компаниям придется осваивать мировой опытмаркетинга. В развитии отраслей, опирающихся на каналы посредников, несоответствующие мировому уровню, Японию ожидают трудности. Искусственныепрепятствия в модернизации систем оптовой и розничной торговли потребуетсяустранить. Тем самым будет достигнуто прямое повышение продуктивностинациональной экономики, а также будут созданы условия для расширения импорта,что может дать аналогичный положительный эффект.Здравоохранение.
Системаздравоохранения в Японии устроена таким образом, что она снижает скоростьобновления в производстве и соответствующей сфере услуг. Эта обширная сфераважна для социального благополучия и эффективности всей экономики, и важностьее будет возрастать, так как перед Японией наиболее остро из всех развитыхстран стоит проблема старения. Япония будет сталкиваться с неблагоприятнымиявлениями в этой области до тех пор, пока обеспечение оборудованием иобслуживание не станут более эффективными, гибкими и разнообразными. Следуетослабить централизованный контроль. Только тогда поставщики будут выявлятьнаиболее насущные потребности для достижения конкурентных преимуществ намировом рынке.Услуги.
Процесс развития в передовых странах отчасти зависит отрастущей международной роли услуг. Многие отрасли сферы услуг в Японии успешноразвиваются на внутреннем рынке, но не могут занять значительных позиций намеждународном рынке. Это ограничивает развитие промышленных кластеров ивозможности повышения уровня экономики. Японские фирмы, работающие в области услуг, пользуются возрастающимипотенциальными преимуществами благодаря присутствию за границей большого числаяпонских граждан и японских многонациональных компаний. Однако эти отрасли, кпримеру в банковском деле и торговле, пока недостаточно динамичны, чтобыактивно расширять иностранную клиентуру.
Чтобы преуспеть в области услуг на международном уровне,требуются не только определенные усилия по обслуживанию иностранных клиентов,но также и лучшее знание языков, более высокая систематизация сервисных функций,углубленное использование информационных технологий (в чем Япония отстает), атакже расширение капиталовложений в зарубежные предприятия и подготовкаквалифицированного персонала.
Кроме того, исходящие от правительства и другиепрепятствия, сдерживающие конкуренцию и динамизм в сфере посредничества, встроительстве, финансовом обслуживании и других отраслях услуг, должны бытьсмягчены, в противном случае они будут мешать международному успеху. К сфереуслуг применим тот же самый принцип, что и к промышленности. В отсутствие активнойконкуренции и возможностей обновления внутри страны японские фирмы, работающиев области услуг, будут иметь мало шансов достичь успеха за рубежом.Непродуктивные отрасли.
Как сказано выше, в Японии представлены два типа экономики.Японская экономика включает в себя одновременно некоторые из наиболееэффективных отраслей в мире, способных динамично развиваться, и обширныеобласти, производительность в которых низка. Выше уже упоминались сферыпосредников и розничной торговли. Недостаточно высока производительность многихдругих отраслей услуг, и среди них гигантская строительная отрасль. Встроительстве, как и во многих других отраслях, широко распространены картели идругие явления, препятствующие конкуренции7.
Но данная проблема не сводится только к услугам. В областисельскохозяйственного и промышленного производства Япония также значительноотстает от ведущих конкурентов как по производительности, так и по качественнымпоказателям. Многие из этих отраслей по тем или иным причинам изолированы отвнутренней и международной конкуренции. Примерами могут служить нефтепереработка,выплавка алюминия, производство табачных изделий, пищевых продуктов, бумаги,волокон и значительная часть химических производств. Во многих из этихотраслей картели для противостояния рецессии и для целей рационализации,санкционированные МИТИ, позволяют выживать неконкурентоспособным предприятиям ирешительно блокируют импорт. Лишь немногие из большого числа отраслей, вкоторых допускается существование картелей, достигают впоследствии значительныхпозиций на международном рынке.
Наличие таких крупных низко производительных отраслейснижает продуктивность экономики Японии в целом. По средней производительностиЯпония заметно уступает таким странам, как США и Германия. По данным одного изисследований, в промышленности Японии средняя производительность одногочеловеко-часа была в 1985 году на 32% ниже, чем в США8. Тормозящийэффект непродуктивных отраслей создает всеболее серьезные трудности, которые не сможет преодолеть даже быстрое развитиеотраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Как показано в таблице7-1, общие темпы роста производительности в Японии невысоки. В итоге страдаетуровень жизни в стране.
Одно из действенных средств в этой ситуации — открытьнепродуктивные секторы экономики для конкуренции. Другое средство — развитиеторговли. Для быстрого подъема производительности Япония должна больше импортировать.Как показано в главе 1, импорт и стимулирует повышение производительности вовнутренних отраслях, и высвобождает ресурсы (трудовые и финансовые) длярасширения более продуктивных производств. Импорт в Японии в 1987 годусоставлял 6,9Й валового внутреннего продукта. Это меньше, чем во всехрассмотренных нами странах, включая США (9,5^с). Уровень импорта в японскуюэкономику сохраняется практически неизменным в течение десятилетий, в то времякак в других странах этот показатель значительно возрос. Увеличение масштабовимпорта будет иметь значение не только для торговли, о чем поговорим позднее,но и для повышения благосостояния Японии. Когда в конце 80-х годов началосьувеличение импорта, в Японии доминировало глубоко укоренившееся мнение, чтоимпорт — явление нежелательное. Преодоление этого стереотипа — одна изпредпосылок дальнейшего экономического развития страны.Цели.
В преуспевающих странах, по-видимому, неизбежна тенденция ксмещению целей отдельных лиц, инвесторов и компаний, что угрожает динамизмупроизводства. Риск такого смещения, обусловленного в немалой степени самимпроцветанием, будет для Японии все более серьезной проблемой.
Увеличение доходов и быстрое накопление богатства грозяттем, что у японцев начнут меняться мотивации. Многие в Японии отмечают снижениестремления молодежи работать на заводах или брать на себя обязательства,связанные с собственными компаниями. Возрастает текучесть кадров среднего звена.Результаты недавнего обследования свидетельствуют о сокращении доли выпускниковуниверситетов в области естественных и технических наук, желающих работать впромышленности, в то время как доля стремящихся в сферу финансов, страхования инедвижимости удвоилась с 1986 года9. Предметом заботы для японцевтакже может стать увеличение существующего богатства вместо создания нового, илиберализация выбора в инвестиционных делах будет только стимулировать этотсдвиг. Значение мотивации деятельности на рабочем месте будет снижаться.
Новое поколение менеджеров становится у руля японскойпромышленности. Во многих случаях они занимают места основателей фирм илипредпринимателей, создавших компании после войны. Есть риск того, чтоличностное начало и созидательный напор будут заменены коллективнымуправленчеством и консерватизмом.
Компании могут также предпочесть делать деньги на рынкеценных бумаг, на спекуляции недвижимостью и покупке компаний, чем создаватьновые виды продукции и вводить в действие новые процессы. Кроме того, недавнееобследование показало, что 55% из 1010 фирм, чьи акции продаются на Токийскойфондовой бирже, получают прибыль от так называемых «денежных игр»,что является рекордно высокой цифрой10.Подобный сдвиг будет задерживать производственные инвестиции и нововведения.Изобилие может увеличить риск снижения заинтересованности в экономике. Ведь длятого, чтобы экономика продолжала развитие, крупные капиталы должныиспользоваться продуктивно.
Эволюция японского рынка капитала, происходящая отчасти подвоздействием перемен на мировом финансовом рынке, могла бы оказать серьезноевлияние на цели японских инвесторов и, соответственно, компаний. Институционныеинвесторы без права голоса в управлении обретают все большее влияние наяпонском рынке ценных бумаг. После десятилетий пассивности они начнут получатьвсе более высокие прибыли. На долю «большой четверки» японских фирм,занимающихся ценными бумагами («Номура», «Дайва»,«Ник-ко», «Ямаичи»), приходится до 80Й операций Токийскойфондовой биржи. Их интересы гораздо больше сконцентрированы на торговле(посреднической деятельности), чем у банков и страховых компаний. Покупка ипродажа акций институционными инвесторами несколько возрастает.
До сих пор расширение японского рынка ценных бумаг обеспечивалопривлекающие вкладчиков доходы с акций. Однако развитие рынка капитала приувеличении числа иностранных держателей акций может привести к сокращениювложений в японские компании.
В регулировании рынка капитала целесообразно избегатьсоздания такого же предубеждения к кратковременному повышению цен, а такжеслияний по финансовым соображениям, которые начали доминировать на рынкахАмерики. Налоговая политика должна также обеспечивать соответствующиепобудительные мотивы для инвесторов. Стремление облагать налогом приращениедолгосрочных капиталовложений в Японии может оказаться контр продуктивным.Стратегия компаний.
Японские компании уженачали движение от стратегии цен к стратегии дифференциации и к более высокимуровням технологических нововведений. Их очередной проблемой будет продвижениек следующей стадии глобальных стратегий. Первая стадия заключается в экспортепродукции, произведенной внутри страны. Следующая стадия — распространениедеятельности, включая не слишком сложное производство, за границу. Побуждаемыеповышением стоимости иены, японские компании начали этот процесс очень рано.Риск заключается в том, что иностранные дочерние компании, будучи однаждысозданы, становятся затем автономными образованьями. Именно это и произошло сомногими европейскими и американскими многонациональными компаниями. Этомуможно противопоставить координацию и интеграцию деятельности дочерних компаний.
Еще одной важной областью стратегии будет движение кдиверсификации. Японская промышленность обладает уникальной способностью черезвнутреннюю диверсификацию внедряться в родственные отрасли, что открывает блестящиеперспективы для создания конкурентных преимуществ. Имеются, однако, признакитого, что сочетание обстоятельств, которых следовало ожидать, начинает вноситьизменения в эту картину.
Японские фирмы аккумулируют большие резервы наличных денег,которые превосходят их возможности по созданию новых предприятий внутристраны. Дивиденды, выплачиваемые японскимикомпаниями, невелики, так как для финансирования роста необходимы реинвестицииприбылей. Поскольку выплаты не растут (а некоторое давление в пользу увеличениядивидендов увеличивается под влиянием повышающейся выручки от продажи акций),медленно, но последовательно потребность в размещении капитала повлечет засобой появление несвязанных (конгломератных) форм диверсификации. Это ужепроисходит в крупных японских компаниях. «Сони», например, сталазаниматься страхованием жизни, тогда как «Нью ниппон стил» — торговлей по каталогам. В то же время слияния и поглощения компаний становятсявсе более обычным делом. Число слияний среди японских компаний возросло со 140в 1984 году до 223 в 1988-м, тогда как поглощение японскими фирмами иностранныхвозросло за тот же период с 44 до 31511.
Если такое движение будет расширяться, как это происходит вСША с 70-х годов, опыт подсказывает, что, соответственно, будут замедлятьсятемпы обновления в японской экономике. Произойдет смещение акцента на приобретениеи продажу активов вместо осуществления инвестиций, требуемых для достиженияконкурентных преимуществ. Становится все более очевидным, что ставка нанесвязанную диверсификацию, неважно какова ее национальная принадлежность, себяне оправдывает. Примеры из японского опыта, рассмотренные выше, завершилисьнеудачей, и этого следовало ожидать.Конкуренция.
Интенсивное соперничество, характерное для преуспевающихна международном рынке секторов японской экономики, является более хрупким, чемможет показаться. В то же время компании, для которых привычными сталимеждународный успех и накопление значительных ресурсов и экономическоймощности, могут начать терять вкус к конкуренции. Компании, сталкивающиеся созрелым рынком, могут оказывать давление на правительство с целью полученияподдержки. В условиях, когда слияния становятся более распространенными иувеличивается давление со стороны рынка ценных бумаг, может начатьсяконсолидация производств. Объявленное в 1989 году объединение банков«Мицуи бэнк» и «Тайо Кобе бэнк», в результате которогообразовался второй по величине банк Японии, могло бы служить знамениемнаступающих времен. В то же время для других крупных частей экономики, как ужеотмечалось, становится привычным неучастие в конкуренции, и они будутпротивостоять переменам.
Энергичная конкуренция, типичная для многих отраслей вЯпонии, создает впечатление об относительно невысокой значимостиантитрестовского законодательства. Вряд ли так будет всегда. Еще недавно вЯпонии крупными промышленными группами активно создавались картели. И ещесовсем недавно японское правительство делало попытки ограничить вхождение в нихили способствовать консолидации в важных отраслях. МИТИ до сих пор склонносанкционировать «рецессионные картели», защищая тем самым неэффективныхконкурентов. Очевидно, что такая политика имеет небольшие шансы в планеразвития продуктивных отраслей, не говоря уже о международном успехе.
Большое значение имеют антитрестовские законы, существующиев Японии со времен второй мировой войны, особенно в отношении слияний.Необходимо устранить факторы, сдерживающиеконкуренцию в промышленности и сфере услуг. Для поддержания жизнеспособнойэкономики важно также разрушить исходящие от правительства и другие барьеры напути развития импорта. Возможно, что единственным, самым крупным вызовом для Япониив свете прошлых успехов являются сохранение и расширение конкуренции.Торговля.
Успехи японского экспорта привели к трениям в различныхотраслях. В поисках решений этих проблем превалируют переговоры о соглашенияхпо «упорядочению торговли» или введению других ограничений экспортаиз отдельных стран. Обычно в отношении японского экспорта ориентируются наисторически сложившиеся пропорции.
Такой метод разрешения трений в торговле несовершенен. Онспособствует сохранению статус-кво и ведет к снижению остроты соперничества вяпонской промышленности. Расширение такого подхода ставит под угрозужизнеспособность японской конкуренции. В то же время пока относительнозамкнутый японский рынок, формально не защищенный при всей обманчивости простыхсопоставлений торговых барьеров, делает Японию уязвимой перед более единойЕвропой и более агрессивными США.
Наиболее удачным для Японии с точки зрения сглаживанияторговых противоречий является развитие импорта. Это не только смягчаетдавление протекционизма, но и, как уже обсуждалось, помогает роступроизводительности японской экономики. Из всех соображений в отношении импортанаихудшим является господствующая в Японии точка зрения об импорте как о средстве,необходимом только для умиротворения иностранных партнеров. На современнойстадии развития экономики Японии ставки возрастают. Введены в действие в конце80-х годов, а также находятся на рассмотрении беспрецедентные мероприятия поподдержке импорта, такие как создание Японского экспортно-импортного банка иналоговые рычаги для поощрения закупки импортных товаров. Таким мерам придаетсяприоритетное значение.Вывод
Сложившаяся в Японии экономическая среда до сих пор неставила на повестку дня необходимость политических инициатив во многих иззатронутых выше вопросов. Значительные секторы экономики характеризуютсярасцветом конкуренции. Инвесторы являются постоянными держателями акций. Менеджерыпочти пренебрегают кратковременными колебаниями стоимости акций в интересахдолговременных вложений в развитие компаний. Ничто не вечно, в том числе и этоблагоденствие.
Уяпонцев начинает создаваться преувеличенное представление о преимуществах ихсистемы конкуренции. В такую же самонадеянность в свое время впали американцы,результатом чего явилась замедленная реакция на значительные изменения и встране, и в системе международной конкуренции. Несомненно, что японскаяпромышленность будет эволюционировать. Стратегия компаний и правительственнаяполитика должны эволюционировать вместе с ней.